ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2003 года N 95-П


Проект областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"


В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года» Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».

2. Внести в установленном порядке проект областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» на рассмотрение Саратовской областной Думы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Моисеева Ю.В.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор области
Д.Ф. Аяцков


Приложение
 к постановлению
Правительства области
 от 28 августа 2003 года № 95-П

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Областная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее - Программа)

Основание о разработке программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года»

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство экономики и инвестиций области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство культуры области, министерство образования области, администрации муниципальных образований области (по согласованию)

Цели и задачи Программы, важнейшие оценочные показатели

              Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры муниципальных образований области;

создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;

     создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2010 годы:

1 этап - 2003-2006 годы,

2 этап-2007-2010 годы

Исполнители основных мероприятий

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, комитет по строительству и стройиндустрии области, министерство экономики и инвестиций области, министерство здравоохранения области, министерство труда и социального развития области, министерство культуры области; министерство образования области, комитет молодежной политики, спорта и туризма области, исполнительные органы местного самоуправления области (по согласованию), строительные, научные и проектные организации области (на конкурсной основе)

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма расходов на реализацию программы составляет 3355,53 млн. рублей, в том числе:

федерального бюджета - 875,38 млн. рублей (26,1 %) (прогнозно);

средства областного бюджета - 1395,37 млн. рублей (41,6%);

     средства внебюджетных источников -1084,85 млн. рублей (32,3 %)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий программы в период 2003-2010 годов позволит:

улучшить жилищные условия более 3,5 тысяч семей, проживающих в сельской местности, за счет увеличения объема строительства доступного жилья, соответствующего уровню доходов сельского населения;

довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 54 процентов;

обеспечить изменение структуры жилищного строительства, переход на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и технологии их возведения;

обеспечить развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры и благоустройство сельских территорий;

повысить уровень газификации домов (квартир), расположенных в сельской местности природным газом до 67 процентов, улучшить снабжение электроэнергией.

Социально-экономический эффект от реализации программы будет выражаться прежде всего в обеспечении благоприятной сферы жизнедеятельности населения в сельской местности

Система организации контроля за исполнением Программы

Общий контроль за реализацией программы осуществляет Правительство области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Саратовская область является одним из ведущих аграрных регионов России с численностью сельского населения более 700 тыс. человек. Основная масса сельских населенных пунктов характеризуется бытовой неустроенностью. Большая часть из них не имеет центрального отопления, канализации, постоянного дорожного сообщения, особенно в период сезонной распутицы.

Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест, при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения и, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Собственное подворье становится единственным приложением труда для трудоспособных членов крестьянского двора.

Имеющийся жилищный фонд в большей части признан ветхим. Жители сел и деревень лишены элементарных коммунальных удобств. Централизованное водоснабжение имеют 963 сельских населенных пункта (54 процента), 1686 сельских населенных пунктов (96 процентов) не имеют канализационных сооружений по централизованному отводу сточных вод.

Из имеющихся в области больничных коек лишь 9 процентов находится в сельской местности, обеспеченность больничными койками на селе составляет 40,4 коек на 10000 человек (среднеобластная - 103,3 койки).

В сельской местности расположено 73 процента общеобразовательных школ, однако из-за роста числа деревень с очень небольшой численностью детей школьного возраста развивается дистанционная форма обучения.

Сокращается сеть сельских дошкольных учреждений, две трети детей дошкольного возраста на селе воспитываются дома.

Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни.

Число мест в сельских учреждениях культуры составляет 294 места на 1000 жителей. За десять последних лет этот показатель уменьшился на 14,3 процента. ,

Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год. Более 30 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически не пригодном состоянии.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом более 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и свыше 10 процентов в полном восстановлении.

В результате сельское население вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Неразвитость систем связи и информационного обслуживания создает условия социальной изоляции жителей отдаленных деревень, ограничивает использование информационных технологий в образовании, здравоохранении, аграрном производстве. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Исходя из задач социально-экономической политики области на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

1. Социально-политической остротой проблемы - для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима бюджетная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала.

2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений сельских жителей.

3. Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований. Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки схем районной планировки и генпланов застройки муниципальных образований.

4. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ на селе, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Основная цель Программы - создание благоприятной сферы жизнедеятельности сельского населения области, которая является одной из составляющих комплексного решения проблемы социального развития села.

Процесс реализации поставленной цели включает в себя решение следующих задач:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов;

создание основ для престижности проживания в сельской местности, привлечение для работы в секторах сельской экономики выпускников высших и средних учебных заведений, молодых специалистов;

проведение строительной политики, направленной на устойчивое развитие сельских территорий с обеспечением баланса государственных, общественных и частных интересов;

создание архитектурно-строительных систем, отвечающих современным технико-экономическим требованиям, учитывающим специфику сельских территорий;

внедрение эффективных систем целевой поддержки юридических лиц и граждан - участников сельского строительства;

повышение роли физической культуры и спорта в вопросе укрепления здоровья сельского населения;

повышение образовательного уровня учащихся сельских общеобразовательных школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания и правового обеспечения сельского населения по всем вопросам.

В связи с ограниченностью средств бюджетов всех уровней поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере обустройства сельских населенных пунктов.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства;

создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, внебюджетных источников, ипотечных кредитов и других средств.

Реализация программных мероприятий предусмотрена в два этапа:

первый этап (2003-2006 годы), второй этап (2007-2010 годы).

В рамках Программы планируется осуществить комплекс долгосрочных мероприятий, разработанных на основе анализа современного состояния, а также потребности в объектах социальной сферы в сельской местности. Анализ проведен отраслевыми министерствами и ведомствами Правительства области совместно с органами местного самоуправления.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание незавершенных строительством объектов, замену ветхого и аварийного жилого фонда, зданий и сооружений объектов социальной сферы.

Организационное обеспечение включает инвентаризацию объектов, оказание помощи и содействия хозяйствующим субъектам в социальном развитии села. Программа является комплексной и включает следующие разделы:

1. Развитие жилищного строительства в сельской местности.

2. Развитие сети общеобразовательных учреждений.

3. Развитие сети медико-санитарных учреждений.

4. Развитие культурно-досуговой деятельности.

5. Развитие бытового обслуживания.

6. Информационно-консультативное обеспечение.

7. Развитие электрических сетей в сельской местности.

8. Развитие газификации.

9. Развитие водоснабжения.

10. Развитие телекоммуникационных сетей.

11. Развитие сети автомобильных дорог.

При разработке мероприятий Программы основное внимание уделено минимизации затрат на их реализацию, при одновременной ориентации на достижение максимального социального эффекта.

III. Ресурсное обеспечение Программы

При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной бюджетной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального (прогнозно) и областного бюджетов, внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы в 2003-2010 годах составляет 3355,53 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 875,38 млн. рублей (26,1 %) (прогнозно), средств областного бюджета - 1395,37 млн. рублей (41,6 %), средств внебюджетных источников -1084,85 млн. рублей (32,3 %).

Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство.

Первоочередному финансированию подлежат работы на не завершенных строительством объектах, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии.

Расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих необходимое нормативно-правовое сопровождение социальных преобразований на селе, определены в сумме 6,45 млн. рублей (0,2 %) и финансируются в основном из областного бюджета.

Расходы на развитие жилищного строительства в сельской местности составляют 394,41 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 94,47 млн. рублей (прогнозно), средства областного бюджета - 108,21 млн. рублей и внебюджетные источники - 191,73 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»