Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2002 года № 97-П


О проекте областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области
на 2002-2010 годы»

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 20.03.2008 N 103-П
________________________________________________


В целях создания организационных, правовых и финансовых предпосылок для обеспечения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, благоустроенным жильем и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33 «О подпрограмме «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы", Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемый проект областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы» и направить его в установленном порядке на рассмотрение Саратовской областной Думы.

2. Министерству экономического развития и торговли области, начиная с 2003 года, предусматривать лимиты капитальных расходов в адресной инвестиционной программе областного бюджета на реализацию областной программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы».

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять в установленном порядке муниципальные программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора, заместителя Председателя Правительства области Моисеева Ю.В.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 29 октября 2002 года № 97-П

Областная программа
«Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы»


Паспорт программы

Наименование программы


областная программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Саратовской области на 2002-2010 годы»

Государственный заказчик программы


министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области

Основные разработчики программы


министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области

Цели и задачи программы


основная цель программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Основные задачи программы:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье

Сроки и этапы реализации
программы


2002-2010 годы:

первый этап (2002-2005 годы) - ликвидация аварийного жилья, создание нормативно-правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;

второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие населенных пунктов, в том числе городов

Исполнители программы


министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство экономического развития и торговли области

Объемы и источники
финансирования


объем      финансирования      мероприятий      программы составляет 10 млрд рублей, из них:

5,2 млрд рублей - бюджетные средства;

4,8 млрд рублей - внебюджетные источники

Ожидаемые конечные
результаты


переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда около 60 тыс. граждан;

строительство современного жилищного фонда общей площадью около 1 млн кв. м;

объемы строительства для граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда, до 125 тыс. кв. м в год


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Жилищный фонд Саратовской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 55 млн. кв.м общей площади, из которых 73 процента находится в городской местности.

Из-за недостаточности финансирования жилищно-коммунального хозяйства в последние годы ухудшилось состояние жилищного фонда. В настоящее время более 3 процентов жилищного фонда области официально признано ветхим и аварийным. В этом фонде проживает около 3 процентов населения области, по прогнозам - более 20 тысяч семей.

За последние два года участились случаи обрушения жилых домов. В ходе расселения граждан, лишившихся жилья в результате обрушения жилых домов, остро проявились проблемы нормативно-правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.

Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия федеральных и областных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

Для решения указанных проблем необходимо использовать программно-целевой метод решения. Комплексное решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде в Саратовской области.

2. Основные цели и задачи программы


Основная цель программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

Основные задачи программы:

нормативно-правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.

3. Сроки и этапы реализации программы


Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Саратовской области рассчитана на период с 2002 по 2010 годы.

Реализацию программы планируется провести в два этапа: первый этап (2002-2005  годы) - ликвидация аварийного жилья, создание нормативно-правовой    базы    улучшения    жилищных    условий    граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;

второй этап (2006-2010 годы) - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов и городов.

4. Система программных мероприятий


В соответствии с поставленными целью и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям:

правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;

финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;

разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.

4.1. Правовое и методологическое обеспечение программы

4.1.1. Подготовка реестра ветхих и аварийных жилых строений


Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо определить в установленном порядке критерии отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому. Тем не менее, муниципальные образования области должны составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточнить объем такого жилья, численность проживающего в нем населения и потребности в новом жилье. Кроме того, необходимо предусмотреть выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:

дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;

дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).

С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определены объекты финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию.

Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком программы.

4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда


Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и Саратовской области. Реализация программы предполагает совершенствование областной нормативной правовой базы, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

При этом должны учитываться следующие положения:

а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;

б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;

в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, они могут получить субсидии и кредиты (займы) на строительство (приобретение) жилья за счет областного и местных бюджетов в пределах выделенных лимитов;

г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.

4.1.3. Механизм улучшения жилищных условий переселяемых граждан


Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, возможно:

предоставление им жилья на условиях социального найма администрациями муниципальных образований области в пределах норм общей, жилой площади и качества, определяемых Законом Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области»;

предоставление гражданам, изъявившим желание, субсидий на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в пределах норм, установленных соответствующими нормативными правовыми актами;

предоставление гражданам, изъявившим желание, на реконструкцию непригодного для проживания жилья кредитов (займов) и ссуд коммерческими банками, кредитными и не кредитными организациями в соответствии со стандартами ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации под гарантии предприятий и организаций области, в том числе исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления;

предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья для подготовки земельных участков для строительства.

Предоставляемое муниципальное жилье на условиях социального найма может являться:

а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;

б) жильем, полученным от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;

в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;

г) жильем, построенным в качестве муниципального жилья социального использования.

4.1.4 Реализация обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда


Одно из основных направлений реализации обязательств собственника по восстановлению жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания, связано с использованием механизмов страхования жилья для обеспечения гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств.

Страхование жилья от непредвиденных природных, техногенных и иных обстоятельств позволит не только снизить риски собственников жилья, но и окажет позитивное влияние на укрепление финансового положения государства и муниципалитетов. Создание института страхования жилья не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и формирует один из стабильных источников инвестиций в жилищный сектор.

4.2. Финансовое обеспечение программы


Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.

Реализация программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств, обеспечивается в соответствии с бюджетным законодательством, в т.ч. в порядке межбюджетных отношений в форме субвенций.

4.2.1. Использование бюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда


Взаимоотношения государственного заказчика подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года № 33, - Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с органом государственной власти Саратовской области регулируются соглашением (договором), заключаемым государственным заказчиком с Правительством области.

Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местных бюджетов.

Указанные средства направляются:

на совместное финансирование строительства социального жилья и переселенческого фонда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»