РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
_____________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 30.05.2005 N 43-ЗСО
_____________________________________________
принят Саратовской областной Думой
24 марта 1999 года
Настоящий Закон представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий общий порядок финансовой системы местного самоуправления в Саратовской области, характеризующейся особенностями формирования и использования денежных ресурсов на экономическое и социальное развитие территорий.
Целью настоящего Закона является регулирование бюджетно-финансовых отношений, возникающих при формировании, утверждении, исполнении и контроле средств органов местного самоуправления.
Статья 2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:
Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов и минимальной бюджетной обеспеченности.
Бюджетные компенсации - средства, передаваемые в местные бюджеты из областного бюджета в связи с изменениями налогового и бюджетного законодательства, передачей государственных полномочий, приводящими к снижению доходов или увеличению расходов местных бюджетов, и не учтенные при утверждении бюджетов.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, отнесенных к предметам ведения муниципальных образований области.
Минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты и минимальную бюджетную обеспеченность.
Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.
Государственный минимальный социальный стандарт - минимальный уровень гарантий социальной защиты, установленный законодательством Российской Федерации, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.
Социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном выражении в расчете на соответствующую единицу измерения (на одного жителя, на одного учащегося, на одну койку, на одно учреждение соответствующего типа, на 1 кв. м. и т.д.). Денежное выражение этих норм финансовые нормы.
Норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам в сферах, отнесенных к компетенции муниципального образования.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов - расходы, определяемые на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Регулирующие доходы - федеральные и областные налоги и иные платежи, по которым в соответствии с федеральными законами устанавливаются законом области временные нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными и областными законами, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и области и направляемые в местные бюджеты.
Средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения.
Средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в областной бюджет в связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенные при утверждении соответствующих бюджетов.
Муниципальные ценные бумаги - облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.
Дотации - денежные средства, выделяемые местным бюджетам из федерального и областного бюджетов на безвозмездной и безвозвратной основах в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального местного бюджета.
Субвенции - финансовая помощь, выделяемая местным бюджетам из федерального и областного бюджетов на конкретные цели и на определенный срок и подлежащая возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования ее по целевому назначению в установленный срок.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Областной бюджетный фонд финансовой поддержки муниципальных образований - совокупность денежных средств, образуемых в областном бюджете для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям на нормативно-долевой основе и распределяемых в соответствии с фиксированной формулой.
Трансферты населению - финансовые средства, предоставленные из областного бюджета в бюджет муниципального образования для реализации обязательных социальных выплат населению.
Статья 3. Финансовая система местного самоуправления
Финансовая система местного самоуправления представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, необходимых для экономического развития муниципальных образований.
Финансовая система местного самоуправления включает следующие звенья финансовых отношений: местный бюджет, резервные и целевые фонды, кредитные средства, муниципальные ценные бумаги, финансовые ресурсы предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
Муниципальное образование в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований:
выполняет финансовые обязательства перед Российской Федерацией и областью, определяемые федеральными и областными законами;
получает доли (в процентах) федеральных налогов, поступающие в областной бюджет и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе;
получает из областного бюджета дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды и ассигнования на областные и региональные программы;
привлекает внутренние займы под определенные гарантии, взаимодействует с финансово-кредитными организациями;
формирует состав и структуру местного бюджета;
принимает правовые и нормативные акты по финансовым вопросам в пределах своей компетенции.
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные права, предоставленные органам местного самоуправления, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Статья 5. Местные бюджеты
1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, который является частью финансовой системы местного самоуправления.
2. Формирование и исполнение местных бюджетов осуществляется по единой методологии, государственным минимальным социальным стандартам, социальным нормам, нормам минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемым законами Российской Федерации и области.
3. Органы местного самоуправления могут включать в состав местного бюджета резервные и целевые фонды, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, но входящих в состав этого муниципального образования.
Зарегистрированным субъектам территориального общественного самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление смет в составе местных бюджетов обязательно.
4. Местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей, принципы построения которых должны соответствовать бюджетной классификации области.
Статья 6. Документы и материалы, составляемые одновременно
с проектом местного бюджета
Органы местного самоуправления при формировании проектов местного бюджета на очередной финансовый год обязаны составлять следующие документы и материалы:
анализ тенденций социально-экономического развития муниципального образования, охватывающий период не менее трех лет, предшествующих году его составления, в сопоставимых ценах, одновременно учитывая фактическое исполнение текущего года;
прогноз основных направлений социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
прогнозируемые доходы и расходы местного бюджета по группам, подгруппам и статьям согласно бюджетной классификации;
перечень и ставки местных налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории муниципального образования;
перечень налоговых льгот, действующих на территории муниципального образования, и суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением указанных льгот;
пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости предоставления налоговых льгот и критерии пополнения доходной части бюджета взамен выпадающих доходов;
перечень защищенных статей расходов местного бюджета;
норматив оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
смету доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, входящих в состав муниципального образования;
сведения о резервных и целевых фондах;
предполагаемый объем финансовой помощи в форме дотаций и субвенций из областного бюджета на планируемый год, если она требуется, обоснование и порядок ее погашения;
расчет сбалансированности местного бюджета и пояснительную записку в случае увеличения размера дефицита местного бюджета с указанием источников его покрытия.
Статья 7. Обеспечение бюджетной самостоятельности
органов местного самоуправления
Бюджетная самостоятельность органов местного самоуправления обеспечивается:
наличием собственных источников доходов;
наличием доходов от предприятий, организаций и других источников муниципальной собственности;
законодательным закреплением за органами местного самоуправления регулирующих доходов, дотаций, субвенций, трансфертов населению и средств, предназначенных для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Статья 8. Финансовые гарантии органов государственной власти
органам местного самоуправления
Органы государственной власти области гарантируют:
обеспечение органов местного самоуправления минимальными местными бюджетами путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, а также сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджета;
недопустимость компенсации за счет местных бюджетов потерь в доходах и дополнительных расходов в областном бюджете, возникающих в ходе его исполнения, за исключением случаев, связанных с изменением федерального законодательства, а также произошедших по вине органов местного самоуправления;
обязательность компенсации местным бюджетам недостающих средств в случае уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых федеральными и областными органами власти.
Статья 9. Права органов местного самоуправления
по формированию и использованию финансовых ресурсов
1. Органы местного самоуправления имеют право:
самостоятельно формировать, рассматривать, утверждать и исполнять местные бюджеты;
самостоятельно определять направление расходования средств, за исключением субвенций;
самостоятельно определять источники покрытия дефицита;
распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления собственных доходов или уменьшения расходов;
получать в процессе бюджетного регулирования средства из областного бюджета в соответствии с федеральными и областными законами;
увеличивать, исходя из имеющихся финансовых возможностей и с учетом приоритетов развития, расходы (нормы расходов) по отдельным вопросам местного значения;
разрабатывать и утверждать для формирования местного бюджета муниципальные минимальные социальные стандарты и нормы, которые не могут быть ниже федеральных и областных, а превышение их должно осуществляться за счет собственных средств муниципальных образований.
2. Субъекты территориального общественного самоуправления, имеющие бюджетный счет и расположенные на территории муниципального образования, имеют право получать из местных бюджетов финансовые средства и самостоятельно их использовать в соответствии со сметой, определенной в местном бюджете.