Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2000 года № 71-П


О концепции семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы

(с изменениями на 23 июня 2005 года)

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 22.04.2008 N 169-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 27.12.2004 N 306-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.06.2005 N 209-П.

_______________________________________________________________


          В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» и в целях формирования идеологии государственной семейной политики в современных социально-экономических условиях в Саратовской области Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую концепцию семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы.

2. Органам исполнительной власти области при разработке целевых программ учитывать основные направления концепции семейной политики Саратовской области на 2001-2005 годы.

3. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 23.06.2005 N 209-П, см. предыдущую редакцию).

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Старшову Н.И. (пункт в редакции, введенной
постановлением Правительства Саратовской области от 23.06.2005 N 209-П, см. предыдущую редакцию).

Губернатор области
 Д.Ф.Аяцков


Приложение
к постановлению
     Правительства области
от     10 июля 2000 года № 71-П


КОНЦЕПЦИЯ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2001-2005 годы


Введение

Концепция семейной политики Саратовской области (в дальнейшем - Концепция) отражает современные подходы к решению вопросов социальной защиты и социальной помощи семье. Настоящая Концепция учитывает:

многообразие форм семьи, особенности социального положения, интересы семьи, родителей и детей в период социально-экономической трансформации общества;

содержание главных сфер современной социальной работы с семьей, основные положения теории семьи и результаты сравнительного анализа семейной политики; содержание политики Правительства области в работе с семьей; предложения и рекомендации министерств, ведомств, научных центров и общественных организаций по осуществлению семейной политики области;

принципы и сложившуюся организационную систему по реализации семейной политики области за период с 1991 по 2000 годы.

Концепция является научно-методическим фундаментом реальных технологий социальной политики по укреплению семьи, она отражает отношения между семьей как полноценным социальным субъектом и системой комплексной деятельности государства в отношении семьи. Положение семьи в обществе обусловлено не только уровнем и качеством социально-экономической жизни, но и уровнем научно-теоретической разработанности проблем семьи, формированием стратегии всей социальной политики. Осуществление региональной Концепции семейной политики области требует координированного взаимодействия различных органов государственной власти области, государственных, частных и общественных организаций.

Государственная семейная политика области представляет собой приоритетное направление социальной политики, отражающее новое качество партнерских отношений семьи и государства на основе их правового регулирования, предоставления семье реальных прав и государственных гарантий функционирования, обеспечения баланса интересов семьи-личности-государства, активизации субъектной роли семьи. Семейная политика области включает целостную систему принципов и мер организационного, экономического, правового, научного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи. Концепция основана на принципиально новых положениях о функциональной сущности семьи в обществе; осуществляется на основе проведенных экспертных опросов, анализе результатов мониторинговых исследований, сравнения государственных моделей семейной политики.

Концепция содержит основные стратегии и механизмы активного развития социального здоровья семьи на основе совершенствования отношений семьи и государства, реализации прав и потребностей, привлечения внешних и внутренних ресурсов. Концепция основана на переходе от традиций опекающего (патерналистского) отношения государства к семье к новым стратегиям активной семейной политики, современном подходе к потенциалу личности, потребностям и ресурсам семьи. Разнообразные уровни поддержки, социальной работы по активизации семей и источники финансирования семейной политики включают муниципальные, региональные, федеральные источники и уровни независимо от форм собственности. Реализация программ осуществляется с использованием механизмов социального заказа и соглашений между местными государственными и негосударственными организациями, бизнесом, профсоюзами, работодателями.

I. Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики

В современном обществе условия и механизмы функционирования семьи претерпевают существенные изменения. Многие задачи, за которые прежде отвечала только семья, сегодня решаются с помощью системы общего и профессионального образования, учреждений культуры, занятости и социальной защиты. Однако на семью по-прежнему возлагаются функции социализации детей, именно семья предоставляет ее членам эмоциональную поддержку в условиях стрессовой ситуации на рынке труда. Семья сегодня становится не только объектом социальной политики, но и активным участником социального развития.

К результатам сегодняшних политических и экономических реформ в области, связанных самым непосредственным образом с изменением идеологии и практики родительства, следовало бы отнести следующие изменения в общественном мнении: признание многообразия форм семьи; требование совершенствования семейного права во всех его деталях и в соответствии с основными тенденциями современного общества; увеличение доли ответственности и контроля родителей за образованием, досугом и здоровьем своих детей; требование реформирования социальных институтов, разделяющих ответственность за функционирование семьи.

С другой стороны, именно семья несет на себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе: падение жизненного уровня, безработица, рост числа разводов и ухудшение показателей здоровья, жилищные проблемы и увеличение преступности. Глубокое обострение проблем семьи, их негативные последствия как для подрастающего поколения, так и для общества в целом, низкая эффективность экономических, социальных и политических мер, предпринимаемых в интересах семьи, крайне недостаточный уровень реализации потребностей и возможностей семьи, острая потребность поиска и привлечения дополнительных ресурсов, стабилизации и повышения качества жизни семьи - все это делает необходимым кардинальное изменение отношения к семейной политике. Увеличение числа неполных семей с несовершеннолетними детьми, отсутствие родственной поддержки в старости, трудовые перегрузки членов семей с последующим ослаблением психического и физического состояния, негативно сказываясь на качестве здоровья и воспитания детей, усугубляются отсутствием адекватной социальной инфраструктуры, социального обслуживания, лишая родителей и детей возможности саморазвития и даже простого восстановления сил.

Кризисное положение семьи в области обусловлено рядом социальных факторов:

низкой материальной обеспеченностью большинства семей;

отсутствием комплексного подхода к здоровью человека во взаимодействии институтов семьи, здравоохранения, образования, культуры, спортивного воспитания;

ухудшением здоровья населения, недостаточной эффективностью медико-социальной работы по планированию семьи;

криминализацией подростковой среды, детской безнадзорностью и социальным сиротством;

сокращением численности и ограничением доступности общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха;

недостаточным развитием системы учреждений по оказанию социальной помощи лицам престарелого возраста, женщинам, семье и детям;

утратой традиционных ценностей, ослаблением духовно-нравственных ориентиров семейных отношений, способствующих укреплению семьи, нарушением прав ребенка;

отсутствием систематической пропагандистской и культурно-просветительной работы по укреплению семейных отношений;

снижением доступности бытового обслуживания в сочетании с чрезмерной нагрузкой женщин в домашнем хозяйстве;

жилищной проблемой;

природно-экологическими нарушениями Саратовского Поволжья;

деформацией структуры этнического своеобразия уклада жизни и семейного воспитания народов, проживающих в Саратовской области;

неразвитостью и невостребованностью научно-методического обеспечения семейной политики.

Решение этих проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и программ в семейной политике. Профилактическая сторона помощи детям вплотную связана с комплексной, адресной помощью их семьям. В частности, становится очевидной необходимость усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительного принципа назначения пособий; создания полноценных условий для жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи; формирования сети социальной поддержки, укрепления ресурсной системы семьи.

Существующая инфраструктура социальной поддержки семьи Саратовской области, накопленный опыт региональных служб семьи, сформированный базис выступают залогом успешной реализации Концепции в конкретных решениях, вытекающих из нее задач. Сохраняются опытные кадры, существует система подготовки и переобучения, осуществляется взаимодействие между министерствами и ведомствами, специалистами-практиками и учеными саратовских вузов. Учитываются хозяйственно-экономические особенности области: аграрный сектор, сельская семья с ее традициями, а также занятость в промышленности, развитой системе высшего и среднего профессионального образования, особенности вхождения в рынок и политические события. Все эти факторы демонстрируют позитивные изменения ситуации в области, которые не могут не сказаться положительно на осуществлении стратегий семейной политики в целом. Но вместе с тем эти факторы показывают, что есть еще много нерешенных задач, над которыми надо работать с целью формирования соответствующих духу времени новых принципов и осуществления практических мероприятий социальной политики в сфере семьи.

II. Основные цели и принципы семейной политики


Настоящий документ содержит концептуальные положения, на основе которых формируется и осуществляется областная семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти на территории области.

Цели семейной политики:

укрепление и развитие социального института семьи соответствующими механизмами реализации семейной политики, создание условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: экономической и репродуктивной, адаптации и защиты, социализации и психологической поддержки;

соблюдение прав человека и достижение гендерного равенства, обеспечение условий реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности, предоставление мужчинам возможности реализовать себя в семейной сфере;

развитие традиционных и создание новых форм содействия семейному благополучию, формирование сети социальной поддержки, укрепление ресурсной системы семьи на всех уровнях: индивидуальном (развитие служб семейного консультирования, программ оздоровления внутрисемейных отношений, сети услуг членам семьи с особыми потребностями), ближайшего окружения (активизация родственных, дружеских, коллегиальных связей, соседской поддержки), системы профессиональной помощи (координация услуг социальных, медицинских, образовательных и юридических учреждений), информационного пространства (информирование семьи и ее членов о своих правах, обязанностях и возможностях, влияние на общественное мнение через средства массовой информации по проблемам семейной политики, развития гражданской инициативы и равенства прав), законодательства и социальной политики (законодательная инициатива, мониторинг исполнения мер семейной и социальной политики);

реализация комплекса мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности, создание благоприятных условий для рождения и воспитания нравственно и физически здоровых детей, осуществление ранней диагностики, максимально возможное вытеснение абортов контрацептивными средствами регуляции рождаемости;

ликвидация детской безнадзорности и сокращение масштабов социального сиротства, обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи; переход к преимущественному семейному воспитанию детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения; содействие развитию системы опекунских и фостерных семей; сохранение и охрана здоровья детей, получение детьми адекватного образования; адресная социальная поддержка семьи и детей; поддержка семей в лечении и обучении членов семей с ограниченными возможностями, инвалидов; создание условий для профилактики детской безнадзорности и правонарушений, совершенных несовершеннолетними; поддержка информационных и реабилитационных центров по профилактике и лечению наркомании;

взаимодействие государственных, благотворительных, религиозных организаций, коммерческих структур и частного бизнеса, ученых, средств массовой информации в поддержку семьи, формирование благоприятного общественного мнения о семейной политике, пропаганда семейных ценностей, реализация образовательных программ для семьи;

организация целевых фондов со смешанным финансированием, конкурсов больших и малых грантов на исследования семьи и внедрение результатов, конкурсов поддержки инициативных социальных проектов.

Принципы семейной политики:

1. Сочетание регионального, отечественного опыта социальной политики и тенденций социального развития европейского и международного сообщества; профилактика негативных и развитие позитивных социальных явлений в сфере семьи.

2. Реализация прав человека: семейная политика области признает важность и ценность каждой семьи, равенство прав семей и всех ее членов на поддержку по принципу социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и направлена на укрепление и развитие семьи во всем многообразии ее форм и функций.

3. Гендерная симметрия - состояние общества, при котором практически реализован принцип равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин: равенство в аспектах законодательства, равная поддержка и развитие культуры материнства и отцовства, поощрение равенства мужчин и женщин в распределении домашних обязанностей и занятости.

4. Научность: принятие инновационных решений в семейной политике, оценка эффективности услуг, программ и проектов опираются на научный анализ сущности семейных проблем и независимую экспертизу, проводимую учеными, специалистами в области семьи, семейной политики, социального проектирования.

5. Социальное партнерство: семейная политика осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, бизнесом, общественными и религиозными организациями, а также семьями и физическими лицами.

6. Социальная ответственность и право семьи на самоопределение: семейная политика исходит из признания суверенности и ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности, принципа самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики призваны содействовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поиска ресурсов и поддержки.

7. Преемственность и стабильность мер государственной семейной политики, создание новых и поддержка существующих социальных сервисов, сохранение и дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты семьи.

8. Системный подход к социальной защите семьи, предполагающей как индивидуальную работу с членами семьи и отдельными семьями, так и осуществление программ, направленных на оздоровление экономической, правовой, социокультурной среды жизнедеятельности семьи на разных уровнях: ближайшее окружение семьи, местное сообщество, государственные учреждения, законодательство, правительство, негосударственные структуры, общественность, средства массовой информации.

9. Междисциплинарность и межведомственность: семейная политика направлена на организацию междисциплинарных команд различных специалистов внутри учреждений социальной сферы, координацию деятельности социальных служб и их взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, негосударственными организациями в целях полноценного удовлетворения потребностей и защиты прав семьи.

10. Специализация и дифференцированный подход: предоставление гарантий по поддержанию социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи, содействие занятости и общественной активности женщин, инвалидов, мигрантов, создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе; оказание профессиональной помощи семьям с детьми, нуждающимся в особых услугах с раннего возраста (программы ранней интервенции), программы кризис-интервенции - оказание помощи (включая профилактику и реабилитацию) семьям, равно как и отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; активизация ресурсной системы семьи; профилактика и коррекция негативных явлений, распространение позитивного опыта.

III. Направления реализации областной семейной политики


Политика области, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

1. В сфере развития системы социальной и медико-психолого- педагогической помощи семье:

дальнейшее развитие на территории области сети межведомственных учреждений социального обслуживания, содействие укреплению их правового статуса, научно-методическому обеспечению, осуществление независимой оценки эффективности их деятельности с привлечением ученых, специализирующихся на исследованиях семьи и семейной политики;

распространение среди населения информации об опыте работы межведомственных учреждений, решающих задачи междисциплинарной помощи семье;

содействие межведомственному сотрудничеству учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи; поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и пожилыми;

создание целевых программ комплексной социальной, психологической, медицинской и юридической помощи молодой семье;

повышение квалификации сотрудников сферы социальной, медико-психолого-педагогической помощи семье, проведение курсов, тренингов, обучающих семинаров, взаимодействие служб по обмену опытом, поддержка совместных мероприятий; привлечение ученых вузов к выработке инициативных предложений по развитию системы комплексных услуг семье; изучение опыта российских и зарубежных специалистов в сфере комплексной помощи семье.

2. В сфере охраны здоровья детей и родителей:

сохранение за счет областного бюджета и иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы детского оздоровления;

развитие медико-генетической помощи населению: совершенствование и внедрение современных технологий для ранней диагностики заболевания плода, внедрение системы обязательного обследования беременных и новорожденных, разработка и внедрение системы подготовки семьи к родам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»