САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 1998 года N 10-176
О Программе улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000 гг.
В целях реализации государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и Законе Саратовской области "Об охране труда", Саратовская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000 гг. (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать свои программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг. с учетом настоящей Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по вопросам социальной сферы Саратовской областной Думы.
Председатель
Саратовской областной Думы
А.П.Харитонов
+--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Программа улучшения условий и охраны ¦
¦ ¦труда в Саратовской области на ¦
¦ ¦1998 - 2000 гг. ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Наименование, номер и ¦Постановление Правительства ¦
¦дата принятия решения ¦Российской Федерации от 10 ноября ¦
¦о разработке Программы ¦1997 года N 1409 "О Федеральной ¦
¦ ¦целевой программе улучшения условий ¦
¦ ¦и охраны труда на 1998-2000 гг." ¦
¦ ¦Постановление Правительства ¦
¦ ¦Российской Федерации от 26 августа ¦
¦ ¦1995 года N 843 "О мерах по улучшению¦
¦ ¦условий и охраны труда" ¦
¦ ¦Постановление Правительства ¦
¦ ¦Саратовской области от 30 июня 1997 ¦
¦ ¦года N 45-П "О повышении роли и ¦
¦ ¦ответственности органов ¦
¦ ¦исполнительной власти муниципальных ¦
¦ ¦образований по улучшению условий и ¦
¦ ¦охраны труда на предприятиях и в ¦
¦ ¦организациях области" ¦
¦ ¦Закон Саратовской области "Об охране ¦
¦ ¦труда" ¦
¦ ¦Постановление Правительства ¦
¦ ¦Саратовской области от 15 августа ¦
¦ ¦1997 года N 56-П "О среднесрочной ¦
¦ ¦программе социально-экономического ¦
¦ ¦развития Саратовской области на ¦
¦ ¦1997-2000 гг." ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Государственный ¦Министерство труда и социального ¦
¦заказчик Программы ¦развития области ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Основные ¦Комитет по труду министерства труда ¦
¦разработчики ¦и социального развития области ¦
¦Программы ¦Рабочая группа по разработке ¦
¦ ¦Программы ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Цели и задачи ¦снижение производственного ¦
¦Программы ¦травматизма и профессиональной ¦
¦ ¦заболеваемости в Саратовской области;¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание системы мониторинга условий ¦
¦ ¦и охраны труда; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание экономического механизма ¦
¦ ¦стимулирования работодателей к ¦
¦ ¦обеспечению безопасных условий труда;¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание условий, обеспечивающих ¦
¦ ¦сохранение жизни и здоровья ¦
¦ ¦работников в процессе трудовой ¦
¦ ¦деятельности; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦повышение уровня гарантий социальной ¦
¦ ¦защиты работников от ¦
¦ ¦профессионального риска; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦реализация государственной ¦
¦ ¦политики в области охраны труда ¦
¦ ¦работников на производстве; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦повышение эффективности правовой ¦
¦ ¦защиты трудящихся по вопросам ¦
¦ ¦охраны труда ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Сроки реализации ¦1998 - 2000 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Перечень основных ¦Совершенствование законодательства в ¦
¦мероприятий Программы ¦области охраны труда ¦
¦ ¦Организационное и техническое ¦
¦ ¦обеспечение охраны труда ¦
¦ ¦Совершенствование системы ¦
¦ ¦обеспечения средствами коллективной ¦
¦ ¦и индивидуальной защиты работников ¦
¦ ¦Улучшение условий и охраны труда ¦
¦ ¦женщин и подростков ¦
¦ ¦Обучение руководителей и специалистов¦
¦ ¦по охране труда, пропаганда, ¦
¦ ¦информационное обеспечение в области ¦
¦ ¦охраны труда ¦
¦ ¦Научное обеспечение охраны труда ¦
¦ ¦Лечебно-профилактические мероприятия ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Исполнители основных ¦Министерство труда и социального ¦
¦мероприятий ¦развития области ¦
¦ ¦Государственная инспекция труда по ¦
¦ ¦Саратовской области ¦
¦ ¦Центр Государственного санитарно- ¦
¦ ¦эпидемиологического надзора в ¦
¦ ¦Саратовской области ¦
¦ ¦Федерация профсоюзных организаций ¦
¦ ¦Саратовской области ¦
¦ ¦Союз товаропроизводителей города ¦
¦ ¦Саратова и Саратовской области ¦
¦ ¦Саратовский научно-исследовательский ¦
¦ ¦институт сельской гигиены ¦
¦ ¦Поволжский межрегиональный учебный ¦
¦ ¦центр ¦
¦ ¦Саратовский областной комитет ¦
¦ ¦государственной статистики ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Объемы и источники ¦Общий объем финансирования по ¦
¦финансирования ¦Программе - 4,07 млн.руб. (с учетом ¦
¦ ¦деноминации), в том числе: ¦
¦ ¦областной бюджет 4,01 млн.руб. ¦
¦ ¦бюджет фонда социального страхования ¦
¦ ¦(на контрактной основе) ¦
¦ ¦средства от штрафов, взимаемых за ¦
¦ ¦нарушение законодательства о труде ¦
¦ ¦и об охране труда 0,06 млн.руб. ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Ожидаемые конечные ¦Снижение производственного ¦
¦результаты реализации ¦травматизма, профессиональной и ¦
¦Программы ¦общей заболеваемости, сохранение ¦
¦ ¦жизни и здоровья человека в ¦
¦ ¦процессе труда, сокращение на этой ¦
¦ ¦основе государственных расходов ¦
+-----------------------+-------------------------------------¦
¦Организация контроля за¦Министерство труда ¦
¦реализацией Программы ¦и социального развития области ¦
¦ ¦Министерства области ¦
¦ ¦Государственная инспекция труда по ¦
¦ ¦Саратовской области ¦
¦ ¦Межведомственная комиссия по ¦
¦ ¦охране труда при Правительстве ¦
¦ ¦Саратовской области ¦
¦ ¦Саратовский областной комитет ¦
¦ ¦государственной статистики ¦
+-------------------------------------------------------------+
Федеральной целевой программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг., Уставом (Основным Законом) Саратовской области, "Среднесрочной программой социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 гг." определены меры по реализации основных принципов государственной политики в области социальной сферы и охраны труда.
Основами законодательства Российской Федерации об охране труда и Законом Саратовской области "Об охране труда" обеспечивается единый порядок регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях и организациях всех форм собственности.
Правительство Саратовской области приняло постановление от 30 июня 1997 года N 45-П "О повышении роли и ответственности органов исполнительной власти муниципальных образований по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области", утвержден план первоочередных мер по охране труда до 2000 г.
В течение 1996-1997гг. на заседаниях коллегии министерства труда и социального развития области, на совещаниях с работодателями в муниципальных образованиях области, на пленуме Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области рассматривались вопросы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда.
При Правительстве Саратовской области и в муниципальных образованиях области созданы межведомственные комиссии по охране труда, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти области, работодателей и профсоюзов в вопросах обеспечения безопасных условий труда. В органах исполнительной государственной власти области обязанности по осуществлению государственного управления охраной труда возложены на ответственных работников.
Однако принятыми мерами не удалось добиться значительных изменений в области охраны труда.
Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что для улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваемости требуется принятие комплекса мер.
На протяжении ряда лет в Саратовской области, как и в целом по России, остается неблагоприятной ситуация с состоянием условий и охраны труда во всех отраслях экономики.
В 1996 году от травм на производстве пострадали 3934 чел., 85 из них погибли (по данным Саратовского областного комитета госстатистики).
Уровень травматизма (в расчете на 1000 работающих) вырос с 5,1 в 1995 г. до 5,7 в 1996 г., в т.ч. с летальным исходом соответственно с 0,119 до 0,124, тогда как этот показатель в среднем по России - 0,133.
Материальный ущерб от несчастных случаев на производстве в 1996 г. достиг почти 3 млрд.руб.
Неблагоприятные условия труда приводят к росту профессиональной заболеваемости работающих. Так, заболеваемость в 1996 г. по сравнению с 1995 г. возросла на 13,4%.
В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности и сельском хозяйстве трудятся 26,1% от общей численности работающих. В 30% случаев профессиональные заболевания возникают по причине конструктивных недостатков техники, машин и оборудования; в 17% - несовершенство технологических процессов.
Значительная часть тяжелого физического труда, особенно в промышленности, строительстве приходится на долю женщин.
В 1996 г. затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда, приходящиеся на одного работающего, были в 3 раза меньше затрат на возмещение материальных последствий в расчете на одного пострадавшего от производственных травм.
Причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются:
- износ основных фондов и низкий технический уровень используемых технологий;
- ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты;
- отсутствие в ряде случаев нормативной информации;
- нарушение технологической и производственной дисциплины;
- сокращение численности, а в ряде случаев и ликвидация служб охраны труда.
Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работ.
Развитие различных форм собственности и их законодательное закрепление предполагает принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда.
Основные цели Программы - разработка и принятие мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, научно-технических, санитарно-гигиенических и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.
Основной задачей Программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и Законе Саратовской области "Об охране труда".
Приоритетные направления Программы определены в соответствии с основными задачами реформирования сферы охраны труда, предусмотренными Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. и "Среднесрочной программой социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 гг.", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 года N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг.".
Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда, проведенного министерством труда и социального развития области совместно с администрациями муниципальных образований области, органами государственной статистики, Государственной инспекции труда по Саратовской области, Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области, научно-исследовательскими организациями. Учтены рекомендации Правительства Российской Федерации.
Предусматривается осуществить прогнозирование улучшения условий и охраны труда, анализ отдельных проблем, мониторинг охраны труда, создание банков данных, разработку механизма экономического стимулирования охраны труда.
В Программу включены следующие разделы:
1. Совершенствование законодательства в области охраны труда.