САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1998 года N 10-176


О Программе улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998-2000 гг.

       В целях реализации государственной политики в области   улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и Законе Саратовской области "Об охране труда", Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

       1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в   Саратовской области на 1998-2000 гг. (прилагается).

       2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать свои программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг. с учетом настоящей Программы.

       3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить   на комитет по вопросам социальной сферы Саратовской областной Думы.

  Председатель
 Саратовской   областной Думы
 А.П.Харитонов


ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда в Саратовской области
на 1998-2000 гг.


ПАСПОРТ
Программы улучшения условий и охраны труда в Саратовской области на 1998 - 2000гг.

        +--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

   ¦Наименование Программы ¦Программа улучшения условий и охраны ¦
   ¦                       ¦труда в Саратовской области на       ¦
   ¦                       ¦1998 - 2000 гг.                      ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Наименование, номер и  ¦Постановление Правительства          ¦
   ¦дата принятия решения  ¦Российской Федерации от 10 ноября    ¦
   ¦о разработке Программы ¦1997 года N 1409 "О Федеральной      ¦
   ¦                       ¦целевой программе улучшения условий  ¦
   ¦                       ¦и охраны труда на 1998-2000 гг."     ¦
   ¦                       ¦Постановление Правительства          ¦
   ¦                       ¦Российской Федерации от 26 августа   ¦
   ¦                       ¦1995 года N 843 "О мерах по улучшению¦
   ¦                       ¦условий и охраны труда"              ¦
   ¦                       ¦Постановление Правительства          ¦
   ¦                       ¦Саратовской области от 30 июня 1997  ¦
   ¦                       ¦года N 45-П "О повышении роли и      ¦
   ¦                       ¦ответственности органов              ¦
   ¦                       ¦исполнительной власти муниципальных  ¦
   ¦                       ¦образований по улучшению условий и   ¦
   ¦                       ¦охраны труда на предприятиях и в     ¦
   ¦                       ¦организациях области"                ¦
   ¦                       ¦Закон Саратовской области "Об охране ¦
   ¦                       ¦труда"                               ¦
   ¦                       ¦Постановление Правительства          ¦
   ¦                       ¦Саратовской области от 15 августа    ¦
   ¦                       ¦1997 года N 56-П "О среднесрочной    ¦
   ¦                       ¦программе социально-экономического   ¦
   ¦                       ¦развития Саратовской области на      ¦
   ¦                       ¦1997-2000 гг."                       ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Государственный        ¦Министерство труда и социального     ¦
   ¦заказчик Программы     ¦развития области                     ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Основные               ¦Комитет по труду министерства труда  ¦
   ¦разработчики           ¦и социального развития области       ¦
   ¦Программы              ¦Рабочая группа по разработке         ¦
   ¦                       ¦Программы                            ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Цели и задачи          ¦снижение производственного           ¦
   ¦Программы              ¦травматизма и профессиональной       ¦
   ¦                       ¦заболеваемости в Саратовской области;¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦создание системы мониторинга условий ¦
   ¦                       ¦и охраны труда;                      ¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦создание экономического механизма    ¦
   ¦                       ¦стимулирования работодателей к       ¦
   ¦                       ¦обеспечению безопасных условий труда;¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦создание условий, обеспечивающих     ¦
   ¦                       ¦сохранение жизни и здоровья          ¦
   ¦                       ¦работников в процессе трудовой       ¦
   ¦                       ¦деятельности;                        ¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦повышение уровня гарантий социальной ¦
   ¦                       ¦защиты работников от                 ¦
   ¦                       ¦профессионального риска;             ¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦реализация государственной           ¦
   ¦                       ¦политики в области охраны труда      ¦
   ¦                       ¦работников на производстве;          ¦
   ¦                       ¦                                     ¦
   ¦                       ¦повышение эффективности правовой     ¦
   ¦                       ¦защиты трудящихся по вопросам        ¦
   ¦                       ¦охраны труда                         ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Сроки реализации       ¦1998 - 2000 гг.                      ¦
   ¦Программы              ¦                                     ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Перечень основных      ¦Совершенствование законодательства в ¦
   ¦мероприятий Программы  ¦области охраны труда                 ¦
   ¦                       ¦Организационное и техническое        ¦
   ¦                       ¦обеспечение охраны труда             ¦
   ¦                       ¦Совершенствование системы            ¦
   ¦                       ¦обеспечения средствами коллективной  ¦
   ¦                       ¦и индивидуальной защиты работников   ¦
   ¦                       ¦Улучшение условий и охраны труда     ¦
   ¦                       ¦женщин и подростков                  ¦
   ¦                       ¦Обучение руководителей и специалистов¦
   ¦                       ¦по охране труда, пропаганда,         ¦
   ¦                       ¦информационное обеспечение в области ¦
   ¦                       ¦охраны труда                         ¦
   ¦                       ¦Научное обеспечение охраны труда     ¦
   ¦                       ¦Лечебно-профилактические мероприятия ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Исполнители основных   ¦Министерство труда и социального     ¦
   ¦мероприятий            ¦развития области                     ¦
   ¦                       ¦Государственная инспекция труда по   ¦
   ¦                       ¦Саратовской области                  ¦
   ¦                       ¦Центр Государственного санитарно-    ¦
   ¦                       ¦эпидемиологического надзора в        ¦
   ¦                       ¦Саратовской области                  ¦
   ¦                       ¦Федерация профсоюзных организаций    ¦
   ¦                       ¦Саратовской области                  ¦
   ¦                       ¦Союз товаропроизводителей города     ¦
   ¦                       ¦Саратова и Саратовской области       ¦
   ¦                       ¦Саратовский научно-исследовательский ¦
   ¦                       ¦институт сельской гигиены            ¦
   ¦                       ¦Поволжский межрегиональный учебный   ¦
   ¦                       ¦центр                                ¦
   ¦                       ¦Саратовский областной комитет        ¦
   ¦                       ¦государственной статистики           ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Объемы и источники     ¦Общий объем финансирования по        ¦
   ¦финансирования         ¦Программе - 4,07 млн.руб. (с учетом  ¦
   ¦                       ¦деноминации), в том числе:           ¦
   ¦                       ¦областной бюджет 4,01 млн.руб.       ¦
   ¦                       ¦бюджет фонда социального страхования ¦
   ¦                       ¦(на контрактной основе)              ¦
   ¦                       ¦средства от штрафов, взимаемых за    ¦
   ¦                       ¦нарушение законодательства о труде   ¦
   ¦                       ¦и об охране труда 0,06 млн.руб.      ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Ожидаемые конечные     ¦Снижение производственного           ¦
   ¦результаты реализации  ¦травматизма, профессиональной и      ¦
   ¦Программы              ¦общей заболеваемости, сохранение     ¦
   ¦                       ¦жизни и здоровья человека в          ¦
   ¦                       ¦процессе труда, сокращение на этой   ¦
   ¦                       ¦основе государственных расходов      ¦
   +-----------------------+-------------------------------------¦
   ¦Организация контроля за¦Министерство труда                   ¦
   ¦реализацией Программы  ¦и социального развития области       ¦
   ¦                       ¦Министерства области                 ¦
   ¦                       ¦Государственная инспекция труда по   ¦
   ¦                       ¦Саратовской области                  ¦
   ¦                       ¦Межведомственная комиссия по         ¦
   ¦                       ¦охране труда при Правительстве       ¦
   ¦                       ¦Саратовской области                  ¦
   ¦                       ¦Саратовский областной комитет        ¦
   ¦                       ¦государственной статистики           ¦
   +-------------------------------------------------------------+

ВВЕДЕНИЕ

       Федеральной целевой программой улучшения условий и охраны   труда на 1998-2000 гг., Уставом (Основным Законом) Саратовской области, "Среднесрочной программой социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 гг." определены меры по реализации основных принципов государственной политики в области социальной сферы и охраны труда.

       Основами законодательства Российской Федерации об охране   труда и Законом Саратовской области "Об охране труда" обеспечивается единый порядок регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях и организациях всех форм собственности.

       Правительство Саратовской области приняло постановление от 30   июня 1997 года N 45-П "О повышении роли и ответственности органов исполнительной власти муниципальных образований по улучшению условий и охраны труда на предприятиях и в организациях области", утвержден план первоочередных мер по охране труда до 2000 г.

       В течение 1996-1997гг. на заседаниях коллегии министерства   труда и социального развития области, на совещаниях с работодателями в муниципальных образованиях области, на пленуме Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области рассматривались вопросы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда.

       При Правительстве Саратовской области и в муниципальных   образованиях области созданы межведомственные комиссии по охране труда, осуществляющие координацию деятельности органов исполнительной власти области, работодателей и профсоюзов в вопросах обеспечения безопасных условий труда. В органах исполнительной государственной власти области обязанности по осуществлению государственного управления охраной труда возложены на ответственных работников.

       Однако принятыми мерами не удалось добиться значительных   изменений в области охраны труда.

       Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что для улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваемости требуется принятие комплекса мер.

Современное состояние условий и охраны труда в Саратовской области

       На протяжении ряда лет в Саратовской области, как и в целом по России, остается неблагоприятной ситуация с состоянием условий и охраны труда во всех отраслях экономики.

       В 1996 году от травм на производстве пострадали 3934 чел., 85   из них погибли (по данным Саратовского областного комитета госстатистики).

       Уровень травматизма (в расчете на 1000 работающих) вырос с   5,1 в 1995 г. до 5,7 в 1996 г., в т.ч. с летальным исходом соответственно с 0,119 до 0,124, тогда как этот показатель в среднем по России - 0,133.

       Материальный ущерб от несчастных случаев на производстве в   1996 г. достиг почти 3 млрд.руб.

       Неблагоприятные условия труда приводят к росту   профессиональной заболеваемости работающих. Так, заболеваемость в 1996 г. по сравнению с 1995 г. возросла на 13,4%.

       В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в   промышленности и сельском хозяйстве трудятся 26,1% от общей численности работающих. В 30% случаев профессиональные заболевания возникают по причине конструктивных недостатков техники, машин и оборудования; в 17% - несовершенство технологических процессов.

       Значительная часть тяжелого физического труда, особенно в   промышленности, строительстве приходится на долю женщин.

       В 1996 г. затраты на мероприятия по улучшению условий и   охраны труда, приходящиеся на одного работающего, были в 3 раза меньше затрат на возмещение материальных последствий в расчете на одного пострадавшего от производственных травм.

       Причинами производственного травматизма и профессиональных   заболеваний являются:

       - износ основных фондов и низкий технический уровень   используемых технологий;

       - ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты;

       - отсутствие в ряде случаев нормативной информации;

       - нарушение технологической и производственной дисциплины;

       - сокращение численности, а в ряде случаев и ликвидация служб   охраны труда.

       Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что до   настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования по охране труда, не на должном уровне находится система обучения работников безопасным приемам работ.

       Развитие различных форм собственности и их законодательное   закрепление предполагает принципиально новый подход к регулированию трудовых отношений, в том числе в области условий и охраны труда.

Основные цели, задачи и приоритетные направления Программы

       Основные цели Программы - разработка и принятие мер по   снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, научно-технических, санитарно-гигиенических и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.

       Основной задачей Программы является реализация   государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и Законе Саратовской области "Об охране труда".

       Приоритетные направления Программы определены в соответствии   с основными задачами реформирования сферы охраны труда, предусмотренными Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг. и "Среднесрочной программой социально-экономического развития Саратовской области на 1997-2000 гг.", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1997 года N 1409 "О Федеральной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 гг.".

Система программных мероприятий

       Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния   условий и охраны труда, проведенного министерством труда и социального развития области совместно с администрациями муниципальных образований области, органами государственной статистики, Государственной инспекции труда по Саратовской области, Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области, научно-исследовательскими организациями. Учтены рекомендации Правительства Российской Федерации.

       Предусматривается осуществить прогнозирование улучшения   условий и охраны труда, анализ отдельных проблем, мониторинг охраны труда, создание банков данных, разработку механизма экономического стимулирования охраны труда.

       В Программу включены следующие разделы:

       1. Совершенствование законодательства в области охраны труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»