САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 11.12.2002 г. № 4-120


Об областной целевой программе государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур
 в Саратовской области на 2003-2005 годы

(с изменениями на 26 мая 2004 года)


_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Саратовской областной Думы от 24.09.2003 N 16-607,
постановлением Саратовской областной Думы от 26.05.2004 N 25-1017.

_______________________________________________________________


Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить областную целевую программу государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы (прилагается).

Председатель
 Саратовской областной Думы
 С.А.Шувалов


Секретарь
 Саратовской областной Думы
 В.В.Мальцев

 

    Приложение
 к постановлению
     Саратовской областной Думы
     от 11.12.2002 г. № 4-120



Областная целевая программа
государственной поддержки развития
страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области
на 2003-2005 годы


Саратов, 2002


Паспорт
 областной целевой программы
государственной поддержки развития
страхования посевов сельскохозяйственных культур
в Саратовской области на 2003-2005 годы

Наименование Программы



- областная целевая программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2003-2005 годы (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия области

Основные разработчики Программы

- министерство экономического развития и торговли области, агентство регионального развития при Губернаторе области, министерство сельского хозяйства и продовольствия области

Цель и основные задачи Программы

Целью Программы является обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей в Саратовской области от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными задачами Программы являются:

внедрение рыночного механизма компенсации потерь предприятий растениеводческой отрасли сельского хозяйства области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»;

формирование эффективного механизма взаимодействия органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, обеспечивающего доступность страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области посредством использования механизма страхования посевов сельскохозяйственных культур;

создание условий для привлечения финансовых ресурсов страховщиков- участников реализации Программы в агропромышленный комплекс области

Сроки и этапы реализации Программы

-  2003-2005 годы

Исполнители основных мероприятий Программы


- министерство сельского хозяйства и продовольствия области, министерство экономического развития и торговли области

Объемы и источники финансирования Программы

Источниками финансирования программы являются средства областного бюджета в объеме 300 млн. рублей

(строка с учетом изменений, внесенных

постановлением Саратовской областной Думы от 26.05.2004 N 25-1017. см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- создание эффективной защиты имущественных интересов предприятий растениеводческой отрасли;

создание системы внебюджетного финансирования потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций (недород, засуха и т.д.);

сокращение финансовых издержек сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении страхования;

привлечение в агропромышленный комплекс области в ходе реализации Программы около 1 млрд. рублей инвестиционных ресурсов;

привлечение (на безвозвратной основе) около 8,1 млн. рублей внебюджетных средств в растениеводческую отрасль сельского хозяйства


1. Введение

1.1. Программа представляет собой комплекс мероприятий правового, организационного и финансового характера, направленных на защиту экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей области. Программа учитывает специфику Саратовской области, современную стратегическую роль страхования как наиболее реального средства стабилизации и источника инвестиционных ресурсов для аграрного сектора, составляющего 17,4 процента в структуре валового внутреннего продукта области.

Правовой и методологической основой для разработки Программы послужили нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие вопросы страховой деятельности, Концепция развития страховой защиты населения и территории Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденная постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2001 года № 130-П,  а также установленная и реально действующая система государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур за счет средств федерального бюджета. Программа ориентирована на внедрение рыночных механизмов поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, выстраивание системы взаимных интересов государства и сельскохозяйственного товаропроизводителя.

1.2. Состояние аграрного сектора экономики области


Аграрный сектор экономики является системообразующим для 95 процентов территории Саратовской области. Он обеспечивает работой почти 30 процентов населения области. При наличии заметных позитивных сдвигов в растениеводческой отрасли финансово-экономическое положение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей области в 2002 году остается сложным и неопределенным. К традиционным факторам, отрицательно влияющим на состояние отрасли, добавилась неблагоприятная конъюнктура цен, сложившаяся на Российском зерновом рынке.

Недостаток машинно-тракторного парка, ограниченность оборотных средств не позволяют сельскохозяйственным предприятиям выполнить весь комплекс агротехнических работ, предусмотренных технологией сельскохозяйственного производства, что ведет к замедлению сева, уборки и других важнейших операций и, как следствие, влечет за собой недобор урожая.

Таким образом, в условиях значительно усилившегося отрицательного воздействия ценового и технических факторов многократно возрастает роль инструментов страхования в сохранении устойчивости растениеводческой отрасли, особенно ее финансового состояния, и создании условий для ее развития.

1.3. Состояние регионального рынка страховых услуг


В 2001 году на территории Саратовской области действовало 34 страховых компании. Из них - 13 компаний, зарегистрированных в области, и 21 филиал  страховых организаций, зарегистрированных в иных субъектах Российской Федерации. Объем страхового рынка (без учета обязательного медицинского страхования) составил около  800 млн. рублей страховых взносов, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. По темпам роста страховой рынок области занимает третье место в Поволжском регионе.

1.4. Состояние страхования посевов  сельскохозяйственных культур


Вопросы обеспечения комплексной страховой защиты в сельском хозяйстве имеют особую актуальность в связи с тем, что в Саратовской области большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей  находится в зоне рискованного земледелия.

Однако либерализация российской экономики, начавшаяся в 1992 году, практически привела к обрушению этого сегмента страхового рынка. После перевода страхования посевов сельскохозяйственных культур из обязательного вида в добровольный к нему полностью утратили интерес страховщики. Сельскохозяйственные предприятия, в свою очередь, лишившиеся государственной поддержки и обнищавшие вследствие диспаритета цен, не имели реальной возможности проплачивать начисленный страховой взнос.

Так, из начисленных в 1998 году 52 млн. рублей страховых взносов хозяйствами было оплачено только 776 тыс. рублей ( или 1,5 процента), а  в 1999 году из 129 млн. рублей - 1,4 млн. рублей (1,08 процента). При этом по различным оценкам ущерб от недорода урожая в 1998 году составил 1,2 млрд. рублей, а 1999 году - 1 млрд. рублей.

Принимая во внимание сложившееся положение дел, Правительством Саратовской области было принято постановление от 20 июня 2001 года № 71-П, которым была утверждена Программа государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области на 2001 год. Учитывая положительный эффект от ее реализации, постановлением Правительства Саратовской области от  9 августа 2002 года № 72-П ее действие было продлено на 2002 год.

Реализация вышеуказанной программы позволила достигнуть следующих результатов:

2001 год

2002 год

Сумма начисленных страховых взносов, млн. руб.

92,6

196,2

Сумма проплаченных страховых взносов, млн. руб.

81,8

173,3

% оплаты

88,35

88,35

Объем привлеченных инвестиционных ресурсов, млн. руб.

44,7

108,3


2. Цели и основные задачи Программы


Основной целью Программы  является обеспечение эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей Саратовской области от неблагоприятного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в сельском хозяйстве.

Достижение данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:

согласования действий органов исполнительной власти области, финансовых и страховых институтов, направленных на обеспечение доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

использования механизма страхования в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей области;

создания условий, обеспечивающих инвестирование средств страховщиков- участников реализации Программы в экономику области.

3. Основные принципы развития страхования посевов  сельскохозяйственных культур

          Основными принципами развития страхования посевов сельскохозяйственных культур в Саратовской области, учитывающими интересы и специфику заинтересованных сторон, являются:

добровольность;

доступность услуги для всех категорий предприятий аграрного комплекса;

взаимная заинтересованность органов исполнительной власти области и субъектов страхового рынка в развитии данного вида страхования;

адресный характер и прозрачность государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя;

согласованность мероприятий Программы с действующим законодательством.

4. Система программных мероприятий


Цель Программы будет достигнута, а основные задачи будут решены посредством реализации комплекса программных мероприятий. Большинство из них нацелено одновременно на решение нескольких задач. В силу  этого предусматривается схема реализации Программы по ряду более укрупненных направлений.

4.1. Формирование  благоприятного климата  
развития страхования посевов сельскохозяйственных культур  
на территории области


Саратовская область располагает рядом объективных и субъективных факторов для дальнейшего развития страхования посевов сельскохозяйственных культур. К таким факторам можно отнести:

наличие двухлетнего опыта государственной поддержки развития страхования посевов сельскохозяйственных культур;

активная деятельность на территории области ведущих страховых компаний России, специализирующихся на страховании сельскохозяйственных рисков и имеющих широкую филиальную сеть в большинстве регионов Российской Федерации;

формирование единой политики органов исполнительной власти области в вопросах создания рыночных механизмов защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В дополнение к имеющимся положительным факторам Правительство области будет направлять свою деятельность на формирование общего благоприятного климата развития данного сегмента страхового рынка. По прогнозным оценкам сформированный благоприятный климат может привлечь в аграрный сектор экономики области в первый год реализации Программы следующие ресурсы:

 (тыс. руб.)*

Средства на проведение мероприятий, направленных на повышение плодородности земли, борьбу с вредителями


1313

Инвестиционные ресурсы, привлеченные в агропромышленный комплекс

262500

Средства на информационную поддержку (обучение персонала, реклама и т.д.)

668


Формирование благоприятных условий будет включать:     

          во-первых, обеспечение реальной  доступности страхования посевов сельскохозяйственных культур для сельскохозяйственного товаропроизводителя;

          во-вторых, создание привлекательных условий для участия в реализации данной Программы страховых компаний.

Доступность страхования будет осуществляться посредством:

          компенсации части затрат страхователя за счет средств федерального и областного бюджетов;

льготного кредитования страхователя на сумму страхового взноса;

          финансирования деятельности страхователя по снижению вероятности возникновения страхового случая, уменьшению размеров его последствий;

предоставления страхователю инвестиционных ресурсов для реализации проектов развития его деятельности;

государственного контроля за действиями страховых компаний - участников реализации Программы, обеспечивающего гарантию выполнения страховщиком своих обязательств.

Эти условия формируют круг заинтересованных в получении страховой услуги страхователей,  способных ее оплатить, и тем самым решают задачу создания привлекательных условий для страховых компаний.

         * Без учета выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям страхового возмещения по страховому случаю (недород, засуха, гибель урожая от града, вредителей и т.д.).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»