Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 2001 года № 46-П


Об областной целевой программе «Сахарный диабет на 2001-2005 годы»

___________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 20.03.2008 N 102-П
___________________________________________


В целях комплексного решения проблем, связанных с заболеванием населения области сахарным диабетом, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1171 «О федеральной целевой программе «Сахарный диабет», в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 21 сентября 2000 года № 97-П, Правительство области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить областную целевую Программу «Сахарный диабет на 2001-2005 годы» и представить ее в установленном порядке на утверждение в Саратовскую областную Думу.

2. Финансирование областной целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2005 годы» осуществлять в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете соответствующего бюджетного года на здравоохранение.

3. Министерству здравоохранения области при разработке проектов областного бюджета на 2002 и последующие годы предусматривать ассигнования на реализацию мероприятий областной целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2005 годы».

4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять муниципальные целевые программы «Сахарный диабет на 2001-2005 годы».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Марона В.М.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
Д.Ф Аяцков



Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27 апреля 2001 года № 46-П


Областная целевая программа "Сахарный диабет на 2001-2005 годы"


ПАСПОРТ
областной целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2005 годы»

Наименование программы - областная целевая программа «Сахарный диабет на 2001-2005 годы».

Государственный заказчик - министерство здравоохранения Саратовской области.

Основные разработчики программы - министерство здравоохранения Саратовской области,

- Саратовский государственный медицинский университет.

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели - повышение продолжительности и улучшение жизни больных сахарным диабетом; снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения Саратовской области от сахарного диабета и его осложнений; совершенствование диабетологической службы Саратовской области; организация системы профилактики сахарного диабета и его осложнений; обеспечение современного эффективного лечения больных сахарным диабетом.

Сроки и этапы реализации программы -2001-2005 годы:

этапы:

1 этап (2001-2002 годы) - подготовка и реализация первоочередных мероприятий;

2 этап (2003-2005 годы) - реализация основных мероприятий и завершение выполнения программы.

Исполнители основных мероприятий - министерство здравоохранения Саратовской области, Саратовский государственный медицинский университет.

Объемы и источники финансирования - областной бюджет - 386,043323 млн рублей, финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы - снижение на 30 процентов числа случаев осложнений, возникших вследствие заболевания диабетом (слепоты, ампутаций конечностей, хронической почечной недостаточности, ишемической болезни сердца); обеспечение отечественными лекарственными и диагностическими средствами; повышение качества жизни больных диабетом, увеличение продолжительности жизни больных диабетом на 5-7 лет.

ВВЕДЕНИЕ


Областная целевая программа «Сахарный диабет на 2001-2005 годы» в Саратовской области разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом», федеральной целевой программы «Сахарный диабет», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года № 1171, и Концепции развития здравоохранения Саратовской области на 2001-2005 годы, одобренной постановлением Правительства Саратовской области от 21 сентября 2000 года № 97-П.

Сахарный диабет - одна из самых острых медико-социальных проблем мирового масштаба. Самая ранняя из всех заболеваний инвалидизация, высокая смертность (третье место после сердечно-сосудистой патологии и злокачественных новообразований) определили лечение и профилактику сахарного диабета в числе основных приоритетов национальных систем здравоохранения большинства стран мира, в том числе России и области. В промышленно-развитых странах диабетом больны до 4-5 процентов всего населения.

В Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн. человек, больных сахарным диабетом, однако по результатам эпидемиологических исследований количество больных достигает 8 млн. человек.

Основной причиной ранней инвалидизации и летальности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Среди больных диабетом смертность от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота в 10 раз, нефропатия в 12-15 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще, чем среди населения в целом.

Федеральная программа предусматривает активное участие в решении проблем диабетологии местных администраций и органов здравоохранения регионов на основе разработанных территориальных программ.

Состояние диабетологической службы в Саратовской области требует незамедлительных мероприятий по ее улучшению и реорганизации. По данным обращаемости в области имеется 32411 больных сахарным диабетом, среди них 270 детей и 120 подростков. Всего получают инсулин 9252 больных сахарным диабетом. 1600 человек нуждаются во введении инсулина шприц-ручкой (дети, больные с резким снижением зрения на фоне диабетической ретинопатии, больные с ампутацией конечностей по поводу диабетической гангрены - женщины фертильного^ возраста). Годовая потребность в пенфиллах инсулина короткого и продленного действия составляет 19200 упаковок.

Количество врачей, занимающихся проблемой сахарного диабета, в настоящее время в области составляет 139 эндокринологов (141 штатная единица) и 15 диабетологов (15 штатных единиц), имеется 6 специализированных эндокринологических отделений (с общей численностью коечного фонда 275 коек: 245 - для взрослых и 30 - для детей).

В настоящее время ВОЗ и Минздравом России (письмо от 30 октября 2000 года № 01/11-519) принят следующий рейтинг препаратов инсулина:

для лечения детей, подростков, беременных, страдающих сахарным диабетом, больным инвалидам с ослабленным зрением и после ампутации конечности по поводу диабетической стопы рекомендуется использовать только генно-инженерные препараты инсулина человека в пенфиллах для применения их в соответствующих щприц-ручках;

для лечения взрослых, страдающих сахарным диабетом типа 1, наряду с генно-инженерными препаратами инсулинами человека возможно применение также препаратов полусинтетического инсулина человека (из монокомпонентных субстанций инсулина свиньи);

для лечения больных сахарным диабетом типа 2 (инсулинопотребные формы диабета) наряду с применением вышеперечисленных препаратов инсулина возможно применение монокомпонентных свиных инсулинов.

Диагностическая база имеющихся эндокринологических структур не соответствует современным требованиям. Область испытывает дефицит кадров эндокринологов-диабетологов и специально обученного среднего медицинского персонала. Созданные в 1996 году городской и областной диабетологический центры не обеспечены необходимым медицинским оборудованием и специально подготовленными квалифицированными кадрами.

В области не осуществляется стабильное снабжение больных пероральными сахароснижающими препаратами, недостаточно проводится обучение в школах для больных сахарным диабетом. Женщины фертильного возраста не обеспечиваются в полном объеме препаратами человеческого инсулина, средствами его введения и средствами самоконтроля.

В области практически полностью отсутствует система реабилитации как для детей, больных сахарным диабетом (детские сады, пансионаты для матери и ребенка, санатории и другие), так и для взрослых.

Проблемы профилактики сахарного диабета и его осложнений недостаточно освещаются в средствах массовой информации.

Все вышеизложенное указывает на приоритетность проблемы сахарного диабета и необходимость принятия областной целевой программы «Сахарный диабет на 2001-2005 годы».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели


Улучшение помощи больным сахарным диабетом путем разработки и внедрения первичной, вторичной и третичной профилактики сахарного диабета.

Первичная профилактика сахарного диабета:

скрининг населения для установления групп риска и лиц с начальными проявлениями болезни;

пропаганда мероприятий по устранению регулируемых факторов риска (ожирение, артериальная гипертензия, гиподинамия, нерациональное питание);

привлечение средств массовой информации (радио, телевидение, печать) к пропаганде здорового образа жизни как метода профилактики сахарного диабета.

Вторичная профилактика сахарного диабета:

достижение оптимальной компенсации углеводного обмена с помощью современных эффективных методов заместительной терапии

сахарного диабета, обучения больных и использования адекватных методов мониторинга заболевания;

обеспечение функционирования регистра больных сахарным диабетом;

внедрение современного мониторинга сахарного диабета;

совершенствование работы сети школ по обучению больных сахарным диабетом;

работа с женщинами фертильного возраста, девочками-подростками по планированию беременности и строгий контроль за компенсацией диабета во время беременности;

внедрение аффективных методов инсулинотерапии;

ранняя диагностика сосудистых и неврологических осложнений диабета методом скрининга;

профилактика синдрома «диабетической стопы» путем внедрения ухода за ногами, специальных физических упражнений, подбора адекватной, обуви;

оздоровление и реабилитация в специализированном санатории;

издание и распространение методической литературы для медицинского персонала и больных в помощь обучения самоконтролю;

ориентация при выборе профессии и социальная адаптация в обществе.

Третичная профилактика сахарного диабета:

лечение выявленных осложнений диабета для предупреждения их прогрессирования.

Задачи


Первоочередные:

создание и совершенствование работы школ по обучению больных сахарным диабетом при эндокринологических отделениях, центрах, эндокринологических кабинетах поликлиник;

принятие срочных мер по улучшению обеспечения инсулином, инсулиновыми шприцами и пероральными сахароснижающими препаратами всех нуждающихся больных;

обеспечение детей, подростков, больных диабетом с детства, женщин репродуктивного возраста средствами самоконтроля (глюкометры, тест-полоски);

выделение средств для приобретения реактивов и оборудования с целью обеспечения эффективного контроля за течением диабета.

Стратегические задачи:

уменьшить на 1/4 количество новых случаев слепоты и терминальной стадии диабетической нефропатии, обусловленных диабетом;

добиться снижения в 2 раза числа ампутаций конечностей по поводу диабетической гангрены;

содействовать снижению заболеваемости и смертности от ишемической болезни сердца путем достижения оптимальной компенсации диабета и уменьшения факторов риска для инфаркта миокарда;

обеспечить специальное наблюдение женщин репродуктивного возраста, страдающих сахарным диабетом, и содействовать планированию беременности у данного контингента больных;

обеспечить полную компенсацию диабета за "весь период беременности больных сахарным диабетом женщин.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Сроки реализации программы: 2001-2005 годы.

Этапы:

1 этап (2001-2002 годы) - подготовка и реализация первоочередных мероприятий (совершенствование деятельности диабетологической службы : области, обеспечение больных сахароснижающими препаратами);

2 этап (2003-2005 годы) - реализация основных мероприятий и завершение выполнения программы (путем организации первичной, вторичной и третичной профилактики снижение заболеваемости, инвалидности от сахарного диабета и его осложнений).

КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Контроль за реализацией программы осуществляется заказчиком программы  - министерством здравоохранения области в порядке, установленном для контроля за реализацией областных программ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»