Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Поиск в тексте
Недействующий


САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25.09.96 г. N 32-511

О Законе Саратовской области
"О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области
"О местном самоуправлении в Саратовской области"

Рассмотрев проект Закона Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области", внесенный Губернатором области, Саратовская областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Принять Закон Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" (в редакции от 31 января 1996 года) в первом и во втором чтении.

  

Заместитель Председателя
Саратовской областной Думы
В.Ф.Рашкин

                               


ЗАКОН
Саратовской области

О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области
"О местном самоуправлении в Саратовской области"

_____________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 07.03.2006 N 15-ЗСО
_____________________________________________

Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" (в редакции от 31 января 1996 г.) и изложить его в следующей редакции:

ЗАКОН
Саратовской области

О местном самоуправлении в Саратовской области

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает систему и порядок деятельности органов местного самоуправления в Саратовской области.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:

- муниципальное образование - городское, поселковое (городского типа), сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией (районы,сельсоветы, округа), часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

- вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Законом;

- местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения;

- органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

- представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;

- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

- выборное должностное лицо местного самоуправления должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения;

- муниципальная собственность - собственность муниципального образования;

- местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно;

- муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий;

- муниципальные выборы - выборы в органы местного самоуправления и должностных лиц.

2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций,объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях,касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Статья 2. Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление представляет собой систему форм организации и деятельности жителей соответствующих территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на соответствующей территории.

Статья 3. Система местного самоуправления

Система местного самоуправления включает местные референдумы, выборы, сходы (собрания) жителей, представительные органы, соответствующие органы управления (администрации), органы территориального общественного самоуправления.

Структура органов местного самоуправления устанавливается муниципальными образованиями самостоятельно.

Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Саратовской области, настоящий Закон, правовые акты Саратовской области, устав местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. Настоящий Закон является правовым актом прямого действия на территории области, обязателен для исполнения всеми органами государственной власти и управления, муниципальных образований, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

3. Законы области, устанавливающие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

4. В случае противоречий, содержащихся в законах области, положениям Конституции Российской Федерации, федеральным законам применяются положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов.

Статья 5. Основные принципы местного самоуправления

1. Местное самоуправление области осуществляется на следующих принципах:

- самостоятельности определения населением структуры органов местного самоуправления;

- ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед жителями муниципального образования;

- организационной, экономической и финансовой самостоятельности муниципальных образований (самостоятельности управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета);

- наличия материальных и финансовых ресурсов для выполнения функций местного самоуправления;

- самостоятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий;

- максимального удовлетворения интересов жителей, участия населения в решении вопросов местного значения.

2. Органы государственной власти области создают необходимые условия для становления и развития системы местного самоуправления, принимают и осуществляют программы поддержки местного самоуправления в области.

3. Органы государственной власти области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права муниципальных образований, установленные Конституцией Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и области.

Статья 6. Население, жители

1. Население территории муниципального образования составляют физические лица, постоянно или преимущественно, либо временно проживающие на его территории.

2. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, являются его жителями.

3. Жителями соответствующих территорий являются также граждане Российской Федерации, временно проживающие на ней:

- учащиеся и студенты;

- военнослужащие и члены их семей;

- физические лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Статья 7. Право жителей территории на самоуправление

1. Жители территории муниципального образования осуществляют свое право на самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума,выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Участие жителей территории в самоуправлении гарантируется их правами:

- участвовать непосредственно в решении вопросов местного значения и иных вопросах, отнесенных к ведению местного самоуправления;

- избирать и быть избранным в органы местного самоуправления;

- иметь равный доступ к муниципальной службе;

- обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления;

- обращаться в суд с иском о восстановлении права на участие в местном самоуправлении.

4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

ГЛАВА II. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ

Статья 8.   Организационно-правовой   статус   муниципального образования

Муниципальным образованием является объединение жителей, наделенное Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, настоящим Законом и принятым им уставом правом осуществлять местное самоуправление на соответствующей территории.

Статья 9. Территория муниципального образования

1. Местное самоуправление осуществляется в границах существующего административно-территориального деления области: в городах, районах,поселках, сельских округах и других муниципальных образованиях.

Население независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

2. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений,и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

3. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований осуществляются в соответствии с законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти области.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

4. Территория муниципального образования является неотъемлемой частью территории области.

Статья 10. Виды муниципальных образований

1. К муниципальным образованиям по настоящему Закону относятся объединения жителей:

- города Саратова;
- городов области;
- районов области;
- округов (сельсоветов);
- поселков городского типа;
- сел, иных населенных пунктов и их объединений;
- закрытых административно-территориальных образований.

2. Жители нескольких сел и населенных пунктов области, имеющих общую границу и входящих в одно административно-территориальное образование, в целях более эффективного решения вопросов местного значения могут объединяться и создавать единые органы местного самоуправления с получением прав муниципального образования. Инициатива такого объединения принадлежит жителям и выражается решением общего схода, референдума.

Статья 11. Город Саратов в системе местного самоуправления

Особенности самоуправления города устанавливаются в Законе Саратовской области "О статусе города Саратова" как административном центре области и муниципальном образовании.

Устав города может предусматривать административные районы и другие муниципальные образования.

Вопросы об образовании,объединении,о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований ,установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Статья 12. Статус городов области

1.Города области, как муниципальные образования, строят свои взаимоотношения с другими муниципальными образованиями на основе разграничения объектов муниципальной собственности и договоров о совместной деятельности в решении вопросов совместного ведения в соответствии с действующим законодательством.

2. Объекты муниципальной собственности, обеспечивающие выполнение полномочий органов муниципального образования, согласно настоящего Закона передаются в его собственность.

3. Бюджеты городов области формируются и исполняются в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Статус районов области

1. Районы области, как муниципальные образования, призваны решать вопросы районного значения и осуществляют свои полномочия в пределах существующего административно-территориального деления области.

2. К предметам ведения районных органов самоуправления относятся:

- жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство;
- транспортные перевозки и дороги районного значения;
- районное здравоохранение;
- профессиональное образование районного значения;
- охрана природной среды;
- безопасность и охрана порядка;
- социальное обеспечение населения;
- связь районного значения;
- управление районной собственностью;
- координация деятельности окружных, сельских, поселковых органов самоуправления по вопросам, закрепленным в ст.ст. 19,25 настоящего Закона.

К ведению органов самоуправления районов относятся также вопросы, обусловленные ст.ст. 19,25 настоящего Закона.

3. К собственности районов области относятся муниципальные объекты хозяйственного и социально-культурного назначения, обеспечивающие выполнение полномочий, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Объекты муниципальной собственности, обеспечивающие решение вопросов совместного ведения района и иных муниципальных образований, находящихся на территории района, находятся в совместной собственности районов и этих муниципальных образований и управляются на договорной основе.

Статья 14.  Статус   поселков   городского   типа,   сельских населенных пунктов и иных поселений

1. Объединения жителей поселков городского типа, сельских населенных пунктов и иных поселений являются муниципальными образованиями, могут формировать органы самоуправления, иметь муниципальную собственность, финансовые ресурсы.

Особенности организации самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях определяются законодательством Российской Федерации и области.

2. В населенных пунктах с числом жителей менее 1000 представительные органы могут не избираться.

Соответствующие полномочия, кроме относящихся к компетенции схода (собрания), осуществляются избираемым жителями главой муниципального образования.

Избрание главы муниципального образования проходит в соответствии с требованиями главы Y настоящего Закона.

3. В собственности соответствующих муниципальных образований находятся объекты, обеспечивающие выполнение их полномочий, определенных статьями 19, 25 настоящего Закона.

Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется в соответствии с требованиями статей 38-55 настоящего Закона и действующего законодательства.

Статья 15.  Статус объединений  сельских  и  иных  населенных пунктов

1. Объединения сельских и иных населенных пунктов - округа действуют, как правило, в границах существующих сельсоветов. В состав округов, как муниципальных образований, входят также фермерские (крестьянские) хозяйства и жители, проживающие на их территории.

2. В округах могут избираться представительные органы (сельские комитеты, советы) в составе 3-7 депутатов и глава муниципального образования, который по должности организует работу соответствующего представительного органа и реализует исполнительные функции в округе.

Порядок избрания, полномочия главы и представительного органа муниципального образования определяются главой V настоящего Закона.

3. Вопросы ведения и полномочий округов определяются ст.25 настоящего Закона.

Муниципальная собственность округов состоит из муниципальной собственности составляющих его населенных пунктов и находится в их совместном ведении на договорной основе.

Бюджеты округов формируются в соответствии со статьями 46-55 настоящего Закона и действующего законодательства.

Статья 16. Устав муниципального образования

1. Муниципальное образование принимает устав.

2. Устав принимается одним из следующих путей:

- представительным органом муниципального образования квалифицированным большинством (2/3 от установленной численности депутатов);

- голосованием жителей муниципального образования референдумом, (сходом).

3. Устав не может противоречить действующему законодательству. Отказ в регистрации может быть обжалован гражданами и органами самоуправления в судебном порядке.

4.Устав муниципального образования закрепляет:

1) порядок принятия присяги главы муниципального образования, главы администрации;

2) границы и состав территории муниципального образования;

3) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;

4) наименование, полномочия и срок полномочий выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

5) формы ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед жителями;

6) формы, порядок и гарантии прямого участия населения в решении вопросов местного значения;

7) социально-культурные особенности соответствующего муниципального образования;

8) наименование муниципального образования с указанием административно-территориального образования, в состав которого оно входит;

9) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

10) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

11) порядок отзыва, выражение недоверия населения или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления, в том числе депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления;

12) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

13) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

14) условия и порядок организации муниципальной службы;

15) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

16) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации и области, включаются в уставы муниципальных образований самостоятельно.

5. В уставе может закрепляться собственная символика муниципального образования (гербы, эмблемы и т.д.), отражающая исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные особенности соответствующего объединения жителей.

6. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Статья 17. Регистрация уставов муниципальных образований

1. Устав муниципального образования в двухнедельный срок после принятия представительным органом местного самоуправления или референдумом (сходом) направляется для регистрации в Управление юстиции администрации области главой муниципального образования, главой администрации.

2. Управление юстиции в месячный срок со дня поступления устава на регистрацию принимает решение о его регистрации, либо о мотивированном отказе в регистрации. Отказ в регистрации устава может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

3. Направляемый на регистрацию устав, должен быть пронумерован, прошнурован и заверен подписью главы муниципального образования, главы администрации местного самоуправления и скреплен печатью.

4. Вместе с текстом устава представляется протокол и решение представительного органа местного самоуправления или местного референдума (схода) о принятии устава.

Статья 18. Ассоциации и союзы муниципальных образований

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Статья 19.  Отношения  органов   государственной   власти   с органами местного самоуправления

1. Областная Дума устанавливает общие принципы организации и деятельности местного самоуправления.

2. К полномочиям органов государственной власти в вопросах местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов области о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов области о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, федеральным законам;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности области в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между областным бюджетом и местными бюджетами;

5) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

6) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

7) наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями органов государственной власти области, с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и контроль за их реализацией осуществляется законами области;

8) принятие региональных программ развития самоуправления;

9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;

10) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

11) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

12) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

13) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразование или упразднение муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов области об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

3. Областная Дума и администрация области осуществляют в установленном порядке контроль за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления.

4. Органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы по рассмотрению и разрешению вопросов в областной Думе.

5.Главы муниципальных образований, главы администраций по вопросам совместного ведения с государственными органами и другими полномочиями, возложенными на них законами Российской Федерации и области, подотчетны и подконтрольны как соответствующим представительным органам местного самоуправления, так и соответствующим органам государственного управления.

6. Органы местного самоуправления могут привлекаться к решению вопросов государственного значения, а также к осуществлению федеральных и региональных государственных программ.

7. В совместном ведении находятся:

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

3) организация здравоохранения и ветеринарного контроля, обеспечение санитарного благополучия и санитарных защитных зон;

4) обеспечение безопасности и правопорядка;

5) предупреждение стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и ликвидация их последствий, руководство гражданской обороной;

6)сохранение памятников истории и местных традиций, содействие развитию народного творчества и художественной самодеятельности;

7) организация и содержание муниципальных библиотек, музеев, театров и других учреждений культуры;

8) защита прав потребителей;

9) осуществление ценовой политики;

10) осуществление статистического и бухгалтерского учета;

11) запись актов гражданского состояния;

12) организация кино и видеообслуживания населения;

13) иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

По вопросам совместного ведения на исполнительные органы муниципальных образований распространяются функции управления соответствующих исполнительных органов государственной власти в пределах закрепленной в установленном порядке компетенции;

ГЛАВА III.   ФОРМЫ  ПРЯМОГО  ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ  ЖИТЕЛЕЙ  И
ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 20. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

6. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решения местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами области.

Статья 21. Сход

1. Собрание жителей, обладающих избирательным правом, называется сходом.

2. Сход, как правило, созывается в муниципальных образованиях, имеющих до 1000 жителей.

3. Сход созывается органами местного самоуправления муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе не менее 10 процентов жителей. Порядок созыва и проведения схода определяется уставом муниципального образования.

4. Сход правомочен при наличии более 50 процентов жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

5. К компетенции схода относятся:

- принятие устава муниципального образования, изменений и дополнений в нем;

- утверждение местного бюджета и отчетов об его исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- обсуждение и утверждение планов социально-экономического развития территории.

Уставом муниципального образования к компетенции схода могут относиться решения иных вопросов местного значения.

6. В муниципальных образованиях, в которых согласно ст.13 настоящего Закона может отсутствовать представительный орган, сход созывается с периодичностью не реже одного раза в год.

7. Решения, принятые сходом, обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами муниципального образования, юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования.

8. Решения схода могут быть отменены или изменены только сходом. В случае противоречия решений схода действующему законодательству они могут быть отменены решением суда.

Статья 22. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов,должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законами избирательных прав граждан.

2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом области.

3. Органы государственной власти области гарантируют проведение муниципальных выборов в соответствии с требованиями закона.

Статья 23. Народная правотворческая инициатива

Жители, в соответствии с уставом муниципального образования, имеют право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по таким вопросам, внесенные жителями в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей от жителей, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 24. Обращение граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальное и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

ГЛАВА IV. ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 25. Вопросы местного значения

1. Органы местного самоуправления решают следующие вопросы местного значения:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) разработка, принятие и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содействие развитию промышленности, сельского хозяйства на подведомственной территории;

6) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фонда;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

8) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

9) охрана общественного порядка,организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

10) организация планировки и застройки административно-территориальных единиц и населенных пунктов;

11) использование, владение и распоряжение муниципальными землями, контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) использование водных объектов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

13) организация жилищного, коммунального, дорожного, культурно-бытового строительства, строительства объектов просвещения, здравоохранения, торговли;

14) организация и содержание местных сетей энерго-, газо-, теплои водоснабжения и канализации, организация снабжения населения, учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения топливом;

15) благоустройство, содержание объектов инженерной инфраструктуры, озеленение;

16) утилизация, переработка и уничтожение бытовых отходов;

17) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

18) организация местного транспорта, пристаней, вокзалов, аэропортов;

19) строительство и содержание местных дорог и путей сообщения;

20) организация обслуживания населения телефонной и почтовой связью, развитие радиофикации и телевидения;

21) организация обеспечения населения продовольствием;

22) содействие развитию местной торговли, организация рынков и базаров, установление правил торговли и контроль за их соблюдением;

23) организация бытового обслуживания населения и контроль за качеством услуг;

24) организация дошкольного и внешкольного воспитания;

25) устройство детей, оставшихся без родителей, усыновление (удочерение), организация опеки и попечительства над несовершеннолетними и недееспособными (ограниченно недееспособными), предупреждение безнадзорности несовершеннолетних;

26) организация учреждений социального обеспечения для престарелых и инвалидов;

27) организация зон массового отдыха населения;

28) обеспечение удобного для населения порядка работы предприятий, учреждений, организаций, связанных с обслуживанием населения;

29) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

30) организация и содержание муниципальных архивов;
31) содействие сохранению памятников истории и культуры, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности;
32) организация и содержание муниципальной информационной службы;

33) создание условий для деятельности средств массовой информации;

34) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

35) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

36) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

37) руководство гражданской обороной и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и ликвидации их последствий;

38) развитие и содержание объектов физической культуры и спорта;

39) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы;

40) иные вопросы, не отнесенные законодательством к ведению органов государственной власти.

2. К вопросам местного значения могут быть отнесены и другие вопросы в соответствии с действующим законодательством, а также вопросы, переданные органами государственной власти, другими муниципальными образованиями на договорной основе.

ГЛАВА V.   ОРГАНЫ   МЕСТНОГО    САМОУПРАВЛЕНИЯ    И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 26. Система органов местного самоуправления

1. К органам местного самоуправления относятся:

- представительные и исполнительные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Законом (советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации);

- органы, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования;

- структурные подразделения вышеуказанных органов.

2. Наименование органов местного самоуправления, их организация устанавливаются в уставе муниципального образования, исходя из национальных, исторических и иных местных традиций и на основе примерного устава муниципального образования, утверждаемого областной Думой.

3. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.

4. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

6. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 27.  Название,  избрание,  состав  и  сроки полномочий представительного органа

1. Представительные органы муниципального образования могут иметь названия: городской совет (собрание), районный совет (комитет), окружной, сельский (поселковый) комитет (совет).

2. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых жителями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

3. Депутатом может быть избран житель территории, обладающий избирательным правом.

4. Численный состав представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования в зависимости от числа жителей.

5. Срок полномочий представительных органов - не менее двух лет.

6. Депутатами не могут быть должностные лица и муниципальные служащие аппарата исполнительных органов (кроме главы администрации) соответствующего муниципального образования, депутаты иных представительных органов, судьи и прокуроры.

Статья 28. Полномочия представительного органа

1. В исключительном ведении представительных органов муниципального образования находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

- принятие и изменение устава муниципального образования, если иное не предусмотрено уставом;

- утверждение местного бюджета и отчета администрации о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований.

2.Представительный орган обладает также следующими полномочиями:

- избрание главы администрации;

- принятие нормативных актов, регулирующих иные вопросы местного значения, не урегулированные действующим законодательством;

- принятие решений о проведении схода или местного референдума;

- принятие решений о передаче части функций местного самоуправления органам государственной власти области;

- утверждение структуры органов муниципального образования;

- защита прав депутатов;

- принятие регламента своей работы;

- образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий, изменение их состава;

- утверждение расходов на содержание органов самоуправления;

- утверждение Положений об органах территориального общественного самоуправления;

- утверждение Положений, регулирующих деятельность органов местного самоуправления;

- иные вопросы, предусмотренные настоящим Законом, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

3. Представительный орган в рамках своей компетенции осуществляет контроль за исполнением принятых решений.

Статья 29.  Статус депутата,  члена выборного органа местного самоуправления,   
выборного   должностного    лица местного самоуправления

1. Депутату, члену выборного органа муниципального образования, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течении текущего срока полномочий.

3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

4. Глава муниципального образования, глава администрации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

5. Уставами муниципальных образований в соответствии с законами области может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами области.

7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора области.

8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами области.

Статья 30. Прекращение полномочий представительного органа

1. Деятельность представительного органа прекращается по истечению срока его полномочий.

2. Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

- по решению представительного органа о досрочном прекращении полномочий, принятому 2/3 голосов от установленного числа депутатов представительного органа;

- на основании решения схода, референдума муниципального образования по вопросу о роспуске представительного органа.

Статья 31.  Правовые  акты  органов местного самоуправления и должностных лиц

1. Представительный орган по вопросам своего ведения принимает решения, которые в пределах его компетенции не подлежат утверждению какими-либо органами или должностными лицами.

2. Решения представительного органа принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не оговорено действующим законодательством, уставом муниципального образования, регламентом представительного органа.

3. Решения представительного органа муниципального образования обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами на его территории.

4. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Виды правовых актов органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования на основании настоящего Закона, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

5. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.

6. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы жителей, вступают в силу после официального опубликования для всеобщего сведения. Форма опубликования определяется в уставе муниципального образования.

7. Решения представительного органа могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.

8. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений представительного органа, возмещается в полном объеме юридическим и физическим лицам, которым причинен этот ущерб, на основании решения суда за счет средств муниципального образования.

Статья 32. Финансовое  обеспечение  деятельности   представительного органа

Деятельность представительного органа финансируется исключительно из средств местного бюджета, для чего в бюджете предусматривается соответствующая статья расходов.

Статья 33.  Глава  муниципального образования,  иные выборные должностные лица местного самоуправления

1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены:

- должность главы муниципального образования -выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципальных образований: сел, поселков, округов, где уставом муниципального образования не предусмотрено формирование представительного органа;

- должность главы администрации, организующего работу представительного органа и возглавляющего деятельность исполнительного органа муниципального образования;

- должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

2. Глава муниципального образования, глава администрации, иные выборные должностные лица избираются гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в соответствии с федеральными и областными законами в порядке, определяемом в уставах соответствующих муниципальных образований. Если уставом муниципального образования предусмотрено избрание главы администрации представительным органом, кандидатуру на должность главы вправе предложить Губернатор области.

3. Глава муниципального образования, глава администрации и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

4. Глава муниципального образования, глава администрации и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

5. Главой муниципального образования, главой администрации может быть избран гражданин России, не моложе 21 года, постоянно проживающий на территории Саратовской области не менее одного года.

6. Глава муниципального образования непосредственно или через создаваемые органы местного самоуправления осуществляет все исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения, кроме полномочий, входящих в компетенцию общего собрания (схода) граждан в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования:

- представляет муниципальное образование в органах государственной власти и иных организациях;

- формирует и исполняет бюджет;

- распоряжается финансовыми ресурсами;

- руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями муниципальной собственности;

- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;

- принимает постановления и издает распоряжения по вопросам своей компетенции;

- заключает договоры, соглашения;

- применяет меры поощрения, привлекает к ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

7. Глава администрации муниципального образования организует работу представительного органа и непосредственно или через создаваемые органы местного самоуправления осуществляет все исполнительно - распорядительные функции по решению вопросов местного значения, кроме полномочий, входящих в компетенцию представительного органа в соответствии с действующим законодательством и уставом муниципального образования.

Глава администрации:

- созывает и ведет заседания представительного органа;

- контролирует и обеспечивает выполнение регламента;

- подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы;

- организует выполнение решений;

- координирует деятельность постоянных и иных комиссий;

- принимает решение о проведении референдума по вопросу о досрочном прекращении полномочий представительного органа;

- организует выполнение решений представительного органа;

- представляет муниципальное образование в органах государственной власти и иных организациях;

- формирует и исполняет бюджет;

- распоряжается финансовыми ресурсами;

- руководит непосредственно и через подчиненные органы муниципальными предприятиями и учреждениями;

- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

- отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;

- организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа;

- заключает договоры, соглашения;

- применяет меры поощрения, привлекает к ответственности назначаемых им муниципальных служащих;

- решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены законодательством.

Статья 34.  Прекращение  полномочий  главы  муниципального образования, главы администрации

1. Полномочия главы муниципального образования, главы администрации прекращаются в связи с истечением срока его полномочий - со дня избрания нового главы. Для передачи полномочий устанавливается месячный срок со дня избрания нового главы. Вступление в должность вновь избранного главы реализуется в форме присяги, порядок принесения которой определяется в уставе муниципального образования.

2. Полномочия главы могут быть прекращены в следующих случаях:

- выезда на постоянное жительство за пределы территории муниципального образования;

- утраты гражданства Российской Федерации;

- добровольной отставки, принятой представительным органом большинством голосов;

- по состоянию здоровья.

Отставка главы принимается представительным органом при наличии соответствующих обстоятельств, либо на основании письменного заявления или заключения медицинской комиссии.

3. Отрешение главы муниципального образования, главы администрации от должности может осуществляться в случаях:

- вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

- признания судом его недееспособным;

- умышленного нарушения устава муниципального образования или действующего законодательства;

- неисполнения своих обязанностей без уважительных причин;

- решения местного референдума.

Статья 35. Администрация муниципального образования

1. Администрация муниципального образования формируется главой муниципального образования, главой администрации самостоятельно в пределах средств, установленных в соответствующем бюджете.

2. Администрация муниципального образования подконтрольна жителям, представительному органу в пределах его компетенции, а по вопросам, возложенным на нее государственным органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и области - вышестоящему органу исполнительной власти и действует на основании Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и области, устава соответствующего муниципального образования.

3. Структура администрации определяется муниципальным образованием самостоятельно в зависимости от объема полномочий и предметов ведения.

Статья 36. Служба в органах местного самоуправления

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, признаются муниципальными служащими.

2. Правовая регламентация службы, в том числе требования к должностям, статус служащего, особенности прохождения службы, управление службой в органах местного самоуправления устанавливаются законами области и закрепляются в уставе муниципального образования.

3. Особенности организации службы в органах местного самоуправления устанавливаются этими органами самостоятельно.

Статья 37. Информация о доходах муниципального служащего

Каждый муниципальный служащий обязан ежегодно представлять в органы Государственной налоговой службы Российской Федерации декларацию о доходах. Информация о доходах муниципальных служащих публикуется.

ГЛАВА VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 38. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 39. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищные фонды и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью. Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами области и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

3. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки , определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

4. Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.

5. Передача собственности из государственной в муниципальную производится на безвозмездной основе. Инициатива такой передачи, как правило, принадлежит муниципальному образованию.

Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность области осуществляется с согласия органа местного самоуправления либо по решению суда.

6. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Статья 40.  Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций

Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законодательством создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 41.  Отношения  органов  местного   самоуправления   с предприятиями,   учреждениями   и   организациями,
находящимися в муниципальной собственности

1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

2. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.

Статья 42.   Отношения   органов  местного  самоуправления  с предприятиями,  учреждениями и  организациями,  
не находящимися в муниципальной собственности

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами области.

Статья 43. Взаимоотношения между муниципальными образованиями

1. Муниципальные образования строят отношения с другими муниципальными образованиями на договорной основе и в форме координации по вопросам, возложенным на органы самоуправления действующим законодательством и уставами муниципальных образований.

2. Споры и конфликты между муниципальными образованиями разрешаются в установленном законом порядке, в суде или посредством согласительных процедур.

Статья 44. Муниципальный заказ

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 45.  Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 46.  Финансовая  основа   деятельности   муниципальных образований. Местный бюджет

1.Финансовую основу деятельности муниципальных образований составляют средства, поступающие в местные бюджеты.

2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 47.   Основные   бюджетные   права   органов  местного самоуправления

Разработка проекта и исполнение бюджета осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Утверждение бюджета и контроль за его исполнением осуществляются представительными органами местного самоуправления. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета об его исполнении не допускается.

Статья 48. Доходы и расходы местного бюджета

1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с федеральными и областными законами и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области.

3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных федеральных или областных полномочий.

Статья 49. Обеспечение минимальных местных бюджетов

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти области в соответствии с законодательством обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются областной Думой на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе доходных источников федеральным и областным законодательством.

Статья 50.  Финансовые  гарантии компетенции органов местного самоуправления

1. Органы государственной власти области гарантируют местному самоуправлению финансирование, достаточное для удовлетворения жизненных потребностей населения не ниже минимально необходимых расходов местных бюджетов.

2. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных в статье "Доходы и расходы местных бюджетов" доходных источников, областные органы государственной власти передают органам местного самоуправления иные доходные источники, отнесенные законодательством к доходам областного бюджета.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходах местных бюджетов федеральными и областными органами государственной власти отчислений от федеральных и областных налогов.

4. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 51.  Гарантии  бюджетной  самостоятельности   местного самоуправления

Самостоятельность местного бюджета гарантируется:

а) наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов;

б) правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;

в) запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученных в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов;

г) возмещением потерь бюджета в связи с решениями органов власти другого уровня.

Статья 52. Местные налоги и сборы

1. Представительные органы муниципального образования на основе действующего законодательства вправе устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате самостоятельно.

2. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования конкретных мероприятий по благоустройству, развитию коммунального хозяйства и культурно-бытовой сферы.

Статья 53. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами области получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, добываемыми на территории муниципального образования.

Статья 54. Муниципальные внебюджетные фонды

Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 55.  Участие   органов   местного   самоуправления   в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

ГЛАВА VII. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 56. Гарантии самостоятельности местного самоуправления

1. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление местного самоуправления, в том числе принимать правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию муниципальных образований.

2. Споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела местного самоуправления, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

3. Права местного самоуправления не могут быть изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области.

Статья 57. Защита интересов местного самоуправления

1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

2. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения возмещают ущерб, причиненный муниципальному образованию их действием или бездействием в порядке, установленном законодательством.

3. Юридические лица и граждане за невыполнение решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, несут административную ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 и от 5 до 10 установленных минимумов заработной платы соответственно, налагаемых в судебном порядке по представлению главы муниципального образования, должностных лиц местного самоуправления города, района, если ответственность за соответствующие действия не установлена законодательством Российской Федерации.

Статья 58.  Рассмотрение  обращений  и  предложений органов и должностных лиц местного самоуправления

Официальные обращения и предложения органов и должностных лиц местного самоуправления (включая предложения по передаче полномочий органами местного самоуправления органам государственной власти) подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями и учреждениями, которым эти предложения направлены и в чьей компетенции их разрешение.

О результатах рассмотрения соответствующему органу и должностному лицу местного самоуправления должен быть дан мотивированный ответ в месячный срок.

  

ГЛАВА VIII. ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 59.  Организационно-правовые  основы  территориального общественного самоуправления

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация жителей по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях, поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

2. Инициатива создания органа территориального общественного самоуправления принадлежит жителям территории, органам местного самоуправления.

3. Территория, на которой действует орган территориального общественного самоуправления, по предложению граждан определяется представительным органом соответствующего муниципального образования.

4. Органы территориального общественного самоуправления являются одной из форм осуществления местного самоуправления.

5. Органы территориального общественного самоуправления могут быть наделены правом юридического лица с момента их регистрации в соответствии с действующим законодательством.

6. Правовое положение и основы деятельности территориального общественного самоуправления определяются в уставе соответствующего муниципального образования, порядок образования, полномочия соответствующего органа территориального общественного самоуправления - в его уставе, принимаемом на собрании (конференции) жителей в соответствии с типовым Положением (уставом) органа территориального общественного самоуправления, утверждаемом представительным органом муниципального образования.

Статья 60.    Взаимоотношения    органов     территориального общественного  самоуправления  с органами местного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления по поручению жителей могут брать на себя по согласованию с органом местного самоуправления часть функций местного самоуправления на соответствующей территории.

2. Органы местного самоуправления одновременно с передачей соответствующих функций органам территориального общественного самоуправления передают им материальные и финансовые средства, необходимые для их выполнения.

Статья 61.  Полномочия  органа территориального общественного самоуправления

Орган территориального общественного самоуправления осуществляет следующие полномочия:

- разрабатывает предложения в планы и программы экономического и социального развития территории, участвуют в их реализации;

- заслушивает отчеты руководителя органа территориального общественного самоуправления;

- вносит предложения о целесообразности разгосударствления и приватизации имущества, расположенного на территории, об объявлении памятниками истории и культуры объектов, находящихся на территории, о передаче данных объектов в ведение или под охрану органа территориального общественного самоуправления;

- организует охрану и использование памятников истории и культуры, переданных в ведение органа территориального общественного самоуправления;

- организует рынки и ярмарки;

- участвует в контроле за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового и иного социального обслуживания населения территории, контроле за использованием муниципальных земель, застройкой земельных участков;

- организует работы по благоустройству и озеленению территории;

- принимает меры по организации отдыха, проведению мероприятий в области культуры и спорта;

- содействует внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;

- вносит предложения в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности юридических и физических лиц за совершенные правонарушения;

- обращается в суд о признании недействительными актов органов управления, предприятий, учреждений, организаций;

- вносит предложения по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, совместно с милицией участвуют в охране порядка, защите прав граждан, в том числе и в форме создания отрядов охраны общественного порядка;

- способствует органам государственной власти и самоуправления, участвует в организации разнообразных прямых целевых услуг различным социальным группам и гражданам, нуждающимся в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно;

- осуществляет иные полномочия, не отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления несут ответственность за надлежащее выполнение ими своих полномочий перед жителями соответствующей территории.

ГЛАВА IX.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ,
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 62. Ответственность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления ответственны перед жителями и перед государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

Статья 63.  Ответственность  органов  местного самоуправления перед жителями

Ответственность органов местного самоуправления перед жителями реализуется путем выражения им недоверия, досрочного прекращения полномочий, обжалования неправомерных действий должностных лиц и органов самоуправления. Формы ответственности определяются в уставах муниципальных образований.

Статья 64.  Ответственность органов  местного  самоуправления перед государством

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случаях нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов области, уставов муниципальных образований.

2. В случаях принятия органами местного самоуправления решений, нарушающих действующее законодательство, гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, они могут быть признаны судом недействительными.

3. Ущерб, причиненный в результате незаконных решений, действий или бездействия органов местного самоуправления, возмещается ими в установленном законом порядке.

4. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, федеральных законов, законов области, устава муниципального образования, Саратовская областная Дума может обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) области, федеральным законам, законам области, уставу муниципального образования.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) области, федеральным законам, законам области, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Саратовской областной Думой вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов регулируются Законом области.

Статья 65.  Прокурорский надзор за соблюдением  законности  в деятельности органов местного самоуправления

1. Прокурор области и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства органами местного самоуправления, их структурными подразделениями и должностными лицами в соответствии с законодательством России.

2. Протест (представление) прокурора, принесенный в орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению в установленном законом порядке.

Статья 66.  Обжалование  в  суд  решений  и  действий органов местного самоуправления

Решения и действия (или бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

ГЛАВА Х. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67.   Проведение   выборов   представительных  органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, срок их полномочий

1. Выборы депутатов и должностных лиц местного самоуправления первого созыва назначаются Саратовской областной Думой.

2. Количество депутатов представительного органа первого созыва определяется в зависимости от числа жителей муниципального образования:

Число жителей Количество депутатов до 1000 человек до 5 депутатов свыше 1000 до 5000 человек до 7 депутатов свыше 5000 до 50000 человек до 11 депутатов свыше 50000 до 200000 человек до 17 депутатов свыше 200000 до 500000 человек до 21 депутата свыше 500000 человек до 31 депутата

3. Срок полномочий глав муниципальных образований, глав администраций, представительных органов муниципальных образований первого созыва - 4 года.

4. Избрание глав администраций муниципальных образований на первый созыв осуществляется представительными органами муниципальных образований, а на последующие - в порядке, определяемом их уставами. "

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования

Губернатор Саратовской области
Д.Ф.Аяцков

О Законе Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" (утратил силу на основании Закона Саратовской области от 07.03.2006 N 15-ЗСО)

Название документа: О Законе Саратовской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области" (утратил силу на основании Закона Саратовской области от 07.03.2006 N 15-ЗСО)

Номер документа: 32-511

Вид документа: Постановление Саратовской областной Думы

Закон Саратовской области

Принявший орган: Саратовская областная Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: Саратовские вести 30.10.96, N 195(1366)
Дата принятия: 25 сентября 1996

Дата окончания действия: 17 марта 2006