Недействующий

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 1998 года N 16

Об утверждении областной целевой программы "Охрана прав детей, нуждающихся в государственной защите" на 1998-2000 годы"

<Утратил силу: п.1 ст.32 Закона Калининградской области от 10 ноября 1997 года N 38>

Калининградская областная Дума постановляет :

Утвердить областную целевую программу "Охрана прав детей, нуждающихся в государственной защите" на 1998-2000 годы (прилагается).

Глава администрации Л. Горбенко

(губернатор) области

Приложение

к постановлению

областной Думы

от 19 марта 1998 г. N 16

Областная целевая программа "Охрана прав детей, нуждающихся в государственной защите" на 1998-2000 годы в рамках целевой федеральной программы "Дети-сироты" на 1998-2000 годы


I. Содержание проблемы

В условиях экономического кризиса, ухудшения уровня жизни населения обострились проблемы детства.

Социальное сиротство приобрело новые особенности, связанные с увеличением числа неблагополучных семей, из которых дети "вытесняются" на улицу, беспризорничают.

По статистике областного управления труда и социального развития 2839 семей относятся к категории семей "риска", в которых родители не занимаются воспитанием и содержанием собственных детей. В этих семьях насчитывается 6,5 тыс. детей и подростков.

Ежегодно около 480 исков рассматривается в судах области о лишении родителей их родительских прав, увеличивается количество интернатных учреждений для детей, нуждающихся в государственной защите.

В настоящее время функционируют 3 дома ребенка системы здравоохранения, 5 детских приютов системы соцзащиты населения. Системой образования финансируется 29 учреждений для детей-сирот, в которых воспитывается более 1700 детей. Более 2000 детей нуждаются в срочном изъятии из неблагополучных семей и устройстве на государственное попечение.

Государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентируется Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральной целевой программой "Дети-сироты" на 1998-2000 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 г. N 829 "О приемной семье" и постановлением главы администрации области от 15.12.97 г. N 979 "О расширении практики передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации".

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитание в семье, в т.ч. - патронатное определение ребенка в семью патронатного воспитателя при разграничении ответственности по защите его прав и законных интересов между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией), либо учреждением, предоставляющим патронатное воспитание, экономически и педагогически целесообразнее. При передаче детей на воспитание в семьи граждан отпадает необходимость использования больших площадей детских домов для размещения воспитанников. Оплата на содержание детей в семьях с учетом выплаты заработной платы ниже затрат на воспитанников интернатных учреждений в полтора-два раза.

II. Цель и задачи программы

Целевая программа направлена на профилактику социального сиротства, создание благоприятных условий для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, формирование системы дифференцированной помощи детям, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке.

Целью программы является обеспечение детям, нуждающимся в государственной защите, возможности для развития и самореализации личности в безопасных и благоприятных условиях, приближенных к семейным, формирование навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения, а также привлечение граждан к участию в воспитании и содержании детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке их к самостоятельной жизни, социальной адаптации.

Программа предусматривает решение следующих основных задач:

- создание в области нормативно-правовой базы новых форм устройства детей-сирот в семьи граждан;

- оказание психолого-медико-педагогической помощи семье и подросткам;

- осуществление комплекса мер по реабилитационной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- создание системы подбора и подготовки патронатных, приемных семей и оказание помощи в практической работе с детьми;

- реализация мер по обеспечению профессиональной подготовки детей-сирот, их трудоустройству;

- осуществление мероприятий по охране здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.

III. Основные направления реализации программы

1. Предупреждение социального сиротства.

Осуществление комплекса мер по оказанию помощи кризисным семьям и детям, проживающим в них. Внедрение новых форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите.

2. Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Укрепление материально-технической базы интернатных учреждений с учетом необходимости устройства детей, нуждающихся в срочной социальной помощи.

3. Методическое, нормативно-правовое обеспечение процесса социализации детей-сирот.

Создание нормативно-правовой базы по осуществлению опеки и попечительства, принятие Закона Калининградской области "О минимальных социальных стандартах организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми", реализация в условиях региона постановления правительства РФ "О приемной семье", разработка и внедрение регионального порядка расчета оплаты труда приемных родителей и выплат на содержание детей в приемных семьях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внедрение патронатных форм устройства детей.

Осуществление комплекса мер по организации работы филиалов муниципальных психолого-медико-педагогических консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций по реабилитационной помощи детям, использованию существующих методик в индивидуальной работе с детьми. Методическая помощь органам опеки и попечительства по работе с приемными, патронатными семьями.

Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Разработка программ и осуществление подготовки педагогических кадров для проведения реабилитационной работы с детьми.

Создание системы работы по подготовке патронатных воспитателей.

IV. Ресурсное обеспечение программы

Источником финансирования программы являются средства областного бюджета, муниципальных образований, внебюджетные источники.

Затраты из средств областного бюджета на 1998 год планируются в сумме 1000,0 тыс. рублей, в том числе 540,0 тыс. рублей - на перечисление средств муниципальным образованиям в связи с увеличением размера выплат на опекаемых детей по постановлению главы администрации области от 15.12.97 N 979 "О расширении практики передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации".

Всего на период 1998-2000 г.г. из средств областного бюджета потребуется 48550,0 тыс.рублей.

Методическое обеспечение деятельности, патронатных форм передачи детей на воспитание в семьи осуществляется на основании Договора за счет средств, выделяемых Министерством общего и профессионального образования РФ из внебюджетных источников финансирования.

V. Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

- Создать условия для адаптации детей-сирот в условиях семьи, приобрести навыки межличностного общения в микрогруппе, направленное на осуществление совместной хозяйственной деятельности.

- Решить проблему срочного изъятия детей из асоциального окружения для их дальнейшего устройства и социально-психологической реабилитации.

- Обеспечить взаимодействие заинтересованных структур по социально-трудовой адаптации детей, подростков.

- Реализовать в полном объеме предусмотренные законодательством государственные льготы и гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Перечень мероприятий региональной целевой программы "Охрана прав детей, нуждающихся в государственной защите" на 1998-2000 г.г. в рамках Федеральной целевой программы "Дети-сироты" на 1998-2000 годы

-------------------------------------------------------------------------

N N   |Содержание деятельности |Сроки |Исполни-|     Стоимость(тыс.руб.)

пп  |                        |испол-|тели    |          в том числе

|                        |нения |        |---------------------------

|                        |      |        | 1998-|  1998|  1999|  2000

|                        |      |        |2000гг|   г. |   г. |   г.

|                        |      |        | всего|      |      |

-------------------------------------------------------------------------

  1             2               3       4        5      6     7      8

-------------------------------------------------------------------------

                    I. Предупреждение социального сиротства

-------------------------------------------------------------------------

  1.|Организация работы по   |1998- |Управле-|10,0  | 5,0  |  2,5 |  2,5

|широкому разъяснению    |-2000 |ние об- |      |      |      |

|населению прав и обя-   | г.г. |щего,   |      |      |      |

|занностей семьи по вос- |      |профес- |      |      |      |

|питанию ребенка, других |      |сиональ-|      |      |      |

|правовых норм, предус-  |      |ного об-|      |      |      |

|мотренных Семейным коде-|      |разова- |      |      |      |

|ксом РФ и действующим   |      |ния и   |      |      |      |

|законодательством:      |      |науки;  |      |      |      |

|                        |      |        |      |      |      |

1.1.|- разработка программ:  |      |управле-|      |      |      |

|по проблемам семейного  |      |ние тру-|      |      |      |

|воспитания, по развитию |      |да и со-|      |      |      |

|сферы дополнительного   |      |циально-|      |      |      |

|образования детей;      |      |го раз- |      |      |      |

|                        |      |вития   |      |      |      |

1.2.|- создание системы кон- |      |админи- |      |      |      |

|сультирования по семей- |      |страции |      |      |      |

|но-правовым вопросам;   |      |области;|      |      |      |

|                        |      |        |      |      |      |

1.3.|- совместно с областным |      |муници- |      |      |      |

|управлением труда и со- |      |пальные |      |      |      |

|циального развития и ор-|      |органы  |      |      |      |

|ганами местного самоуп- |      |управле-|      |      |      |

|равления решение вопро- |      |ния об- |      |      |      |

|сов открытия в области  |      |разова- |      |      |      |

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»