Недействующий

ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 февраля 1998 года N 48

Об образовании

Принят областной Думой второго созыва

15 января 1998 года

<Утратил силу: Закон Калининградской области от 01 июля 2013 года N 241>

<Изменения: Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 240>

<Закон в новой редакции: Закон калининградской области от 12 июля 2006 года N 50>

<Изменения:
Закон калининградской области от 28 декабря 2006 года N 112;
Закон калининградской области от 10 декабря 2007 года N 208;
Закон калининградской области от 22 декабря 2008 года N 311;
Закон калининградской области от 2 июня 2009 года N 346;
Закон Калининградской области от 11 ноября 2011 года N 50;
Закон Калининградской области от 12 мая 2012 года N 108;
Закон Калининградской области от 22 октября 2012 года N 151>

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на образование.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия


Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия.

Образовательная программа - комплект документов, определяющий содержание образования определенных уровня и направленности.

Образовательная программа учреждения (организации) - документ, определяющий содержание образования, предоставляемого образовательным учреждением (организацией) в течение учебного года. Образовательная программа учреждения (организации) включает пояснительную записку, обосновывающую отбор содержания, перечень составляющих ее учебных программ всех реализуемых учреждением (организацией) курсов (базовых, элективных, профильных, предметных, межпредметных), способы контроля и результативность освоения учащимися программ, учебно-методическое обеспечение.

Интегрированная образовательная программа - комплексная программа, содержащая в рамках единого образовательного процесса элементы разных уровней образования.

Индивидуальная образовательная программа - документ, устанавливающий перечень или порядок отбора образовательных курсов, осваиваемых конкретным обучающимся (студентом) в течение учебного года.

Тип образовательного учреждения (организации) - характеристика образовательного учреждения (организации), определяемая в соответствии с направленностью реализуемых (реализуемой) в данном образовательном учреждении (организации) образовательных программ (программы).

Вид образовательного учреждения (организации) - совокупность свойств и компонентов образовательного учреждения (организации), определяемых в соответствии с уровнем и функциональными особенностями реализуемых в образовательном учреждении (организации) образовательных программ (программы).

Инновация в образовании - привнесение или обновление элементов образовательного процесса (содержания, технологий, форм организации и т.д.), направленное на его совершенствование.

Молодой специалист (педагог) - работник образовательного учреждения (организации) после окончания учреждения среднего или высшего профессионального образования (при получении среднего или высшего образования впервые), впервые поступивший на работу и проработавший в учреждении (организации) не более 3 лет по полученной специальности.

Социальная поддержка - система мер, обеспечивающая социальные гарантии обучающихся, воспитанников, устанавливаемая настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Калининградской области, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями (организациями).

Областная экспериментальная площадка - одно или несколько образовательных учреждений (организаций) любого типа и вида, утвержденное (утвержденные) областным органом управления образованием в качестве базы для экспериментальной апробации инновации, представляющей интерес для реализации государственной политики в сфере образования.

Образовательный округ - структурно-территориальная единица образовательной системы, объединяющая образовательные учреждения (организации), расположенные на близлежащей территории, без образования нового юридического лица, обеспечивающая единое образовательное пространство для жителей данной территории.

Опорная школа - образовательное учреждение (организация), имеющее филиалы в населенных пунктах, являющееся "ресурсным центром" по одному или нескольким направлениям образования для других школ данной территории.

Профильное обучение - система специализированной подготовки на старшей ступени общего образования, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильная школа - учреждение (организация) общего образования, на старшей ступени которого (которой) реализуются образовательные программы профильного обучения.

Профильный класс - коллектив обучающихся, осваивающих одинаковые профильные предметы и курсы по выбору в рамках вариативной части учебного плана и занимающихся основную часть учебного времени по единому расписанию.

Профильная группа - коллектив обучающихся, осваивающих одинаковые профильные курсы и курсы по выбору в рамках вариативной части учебного плана и занимающихся в неосновное учебное время по единому расписанию.

Малокомплектная сельская школа - однокомплектная начальная или основная общеобразовательная сельская школа, в каждом классе которой обучается менее десяти человек.

Специальные (коррекционные) классы - это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям с особыми образовательными потребностями посредством специальных педагогических технологий и системы психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития, а также оказывающая целостное влияние на личность ребенка.

Статья 2. Государственная региональная политика в сфере образования на территории Калининградской области


1. Организационной основой государственной региональной политики в сфере образования являются федеральная целевая программа развития образования, целевая программа развития образования Калининградской области.

<В редакции: Закон калининградской области от 28 декабря 2006 года N 112>

2. Государственная региональная политика в сфере образования основывается на следующих принципах:

1) признания приоритета образования на территории Калининградской области;

2) общедоступности образования, адаптивности системы образования Калининградской области к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

<В редакции: Закон калининградской области от 2 июня 2009 года N 346>

3) приоритета ценностей демократии, правовой культуры, культуры мира, свободного развития личности, воспитания гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам человека;

4) светского характера образования;

5) демократизма, свободы и плюрализма, толерантности и открытости образовательной сферы, социальной эффективности системы образования, обеспечивающей адаптацию и самореализацию граждан с учетом особенностей региона;

6) единства культурного и образовательного пространства региона; защиты и развития системой образования российских государственных интересов, российских культурных традиций и особенностей, особенностей многонационального населения Калининградской области, являющихся основой развития Калининградской области как неотъемлемой части России, расположенной в непосредственном соседстве с европейскими государствами;

7) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных учреждений (организаций) всех форм собственности за реализацию права граждан на получение образования;

8) разноуровневости и многоступенчатости общего, дополнительного и профессионального образования на территории Калининградской области, обеспечивающих интеграцию образования, науки и производства;

9) непрерывности образовательного процесса как способа постоянного повышения и обновления знаний, профессионального мастерства и культуры;

10) создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Калининградской области с учетом ее региональных особенностей, преемственности культурных и нравственных традиций российского общества, обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

11) мобильности образовательной системы, научной обоснованности, индивидуальности и вариативности ее технологий.

3. Региональная политика в сфере образования направлена на решение следующих задач:

1) формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, осознании прав и обязанностей человека, принятых в обществе правилах и нормах поведения;

2) формирование нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям развивающейся региональной системы образования;

3) формирование нравственных идеалов гражданственности и патриотизма на основе российских культурно-исторических традиций, интеграции личности в мировую культуру;

4) формирование правовой культуры, становление общественно активной, социально компетентной личности;

5) формирование культуры мира, взаимопонимания, терпимости, равенства полов, дружбы между народами, людьми разных наций, религиозных, языковых и иных групп;

6) приведение системы профессионального образования в соответствие с потребностями экономики региона, формирование и развитие кадрового потенциала, ориентированного на особенности региональной экономики;

7) обеспечение недопустимости унижения достоинства личности, противодействие распространению преступности и асоциальных явлений, наркомании, токсикомании и иных зависимостей.

4. В Калининградской области гарантируются условия для реализации гражданами права на образование в соответствии с установленными федеральными, областными и местными санитарными и гигиеническими нормами, нормами охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций, строительными нормами и правилами оборудования учебных помещений, нормами оснащенности учебного процесса, а также с учетом образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов образовательных учреждений (организаций).

5. В Калининградской области воспитание признается неотъемлемой и значимой частью образования.

Статья 3. Понятие системы образования


Система образования в Калининградской области является частью системы образования Российской Федерации и представляет собой совокупность:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

<Статья 3 в редакции: Закон Калининградской области от 12 мая 2008 года N 240>

Статья 4. Сеть образовательных учреждений (организаций) Калининградской области


1. Сеть образовательных учреждений (организаций) Калининградской области состоит из:

- учреждений (организаций) дошкольного образования;

- общеобразовательных учреждений (организаций);

- учреждений (организаций) профессионального образования;

- учреждений дополнительного образования;

- учреждений переподготовки и повышения квалификации.

2. Учреждения начального и среднего профессионального образования осуществляют профессиональное обучение и подготовку обучающихся (студентов) в очной, вечерней и заочной формах обучения, а также в форме экстерната (за исключением профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации).

3. Образовательные учреждения (организации) могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.

4. По согласованию с областным органом управления образованием, органами местного самоуправления и учредителями образовательных учреждений (организаций) могут создаваться (открываться) образовательные учреждения (организации) (школы, классы, группы) на основе национально-культурных компонентов.

Статья 5. Дошкольное образование


1. Для образования и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития в помощь семье действуют дошкольные образовательные учреждения.

2. В областных целевых программах развития образования предусматриваются мероприятия, направленные на создание условий для повышения доступности, качества и эффективности дошкольного образования, сохранение существующих дошкольных образовательных учреждений.

Статья 6. Опорная школа


1. Целью создания опорных школ является обеспечение общедоступности и бесплатности качественного образования.

2. Основная задача опорной школы - обеспечение предоставления общеобразовательных услуг, по разнообразию и качеству превышающих набор образовательных услуг, предоставляемых остальными образовательными учреждениями данной территории.

3. На данной территории региона может быть как одна опорная школа по всем выделяемым направлениям образования и воспитания, так и несколько опорных школ по различным направлениям.

4. Опорная школа может иметь статус окружной, муниципальной, межмуниципальной, региональной. Окружная опорная школа создается на территории образовательного округа.

5. Учредителем опорной школы выступают органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления договором между собой определяют учредителя, отношения собственности и порядок функционирования опорной школы. Учредителем региональной опорной школы может быть областной орган управления образованием.

6. Для реализации соответствующих направлений образования и воспитания в опорной школе концентрируются ресурсы, позволяющие осуществить поставленные перед ней задачи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»