4.1. Оргуправленческое обеспечение.
А. Анализ существующих административных условий.
В городе существует два административно-управленческих звена проведения молодежной политики: городское и районное звено.
Районные звенья:
организованы при администрациях районов и административно подчинены им. В каждом районе в зависимости от решения местного районного Совета имели разные названия и относительно разный круг деятельности ( например: отдел по делам молодежи и спорту Балтийского района, отдел по проблемам молодежи и культуре Октябрьского района);
частично (политически и методически) подчинены отделу молодежи города.
На начало 1993 года финансирование мероприятий районных отделов велось на 100% районными Советами и администрациями. К середине 1993 г. финансирование шло из двух источников: бюджет района плюс деньги, даваемые городским и областным отделами молодежи (50% - 50%). В связи с тенденцией передачи функций районных администраций городской мэрии, идет переподчинение районного звена городскому отделу молодежи как в финансовом, так и в административном смысле.
В подчинении районного звена находятся подростковые клубы (муниципальная собственность).
Виды работ (общие для всех районов):
- поддержка в функционирующем состоянии подростковых клубов;
- трудоустройство молодых людей;
- организация новых рабочих мест;
- организация досуга молодежи;
- функционирование комиссии по делам несовершеннолетних;
- упреждение растаскивания собственности подростковых клубов во время перестройки административно-управленческих структур.
Городское звено:
в настоящее время реорганизовано в управление по делам молодежи (структуру см. в приложении 2.2.).
Серьезной проблемой являются кадры. Цельной системы подготовки не существует, специального учебного учреждения в области нет. Есть сеть учебных заведений в Москве и Санкт-Петербурге, эпизодически проводятся различные кратковременные курсы и семинары. Однако таким образом потребность административно-управленческой структуры в квалифицированных кадрах явно не удовлетворяется.
В районные отделы по делам молодежи обычно приходят педагоги из школ или после университета, т.е. их педагогическая подготовка имеет другой, предметный профиль, и перестройка человека под задачи работы происходит в зависимости от его личных ориентаций.
Б. Исходные посылки к построению новой модели
управленческой структуры и изменению методов
ее работы.
1. Переосмысление целей, функций и основных принципов
оргуправленческой модели.
Ранее оргуправленческая модель была нацелена на формирование
нормативно-заданных качеств человека, сейчас на создание условий для
самореализации и запуска механизма саморазвития и самовоспитания.
Ориентация - на самоуправление.
2. Программно-целевой подход
Поменялись и средства регулирования процессов в молодежной
среде. Программно-целевой подход становится основой деятельности.
В. Двухсекторная структура аппарата
В связи с изменением цели изменяются требования к построению оргуправленческой деятельности. Структура аппарата должна соответствовать концепции городской молодежной политики, обеспечивающей:
а) "режим развития" (работа с инновационными проектами)
- анализ, диагностика существующих и инициирование новых программ, координация деятельности потенциальных субъектов реализации программ.
Участие в разработке, сопровождение, реализация.
Привлечение соответствующих кадров, имеющих опыт такого рода работы (в том числе на договорной основе).
б) "режим выживания" (сохранение того, что есть):
- оперативное регулирование текущих вопросов, связанных с материально-техническим, финансовым, кадровым обеспечением (подростковые клубы, муниципальное предприятие "Социальная служба молодежи" и др.).
Г. Перевод программ в автономный режим