АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 1994 г. N 105

О реализации государственной молодежной политики в г. Калининграде

        В целях создания социально-экономических, правовых и    организационных условий и гарантий для социального становления и обеспечения инновационной деятельности молодежи города, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", Постановления Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1993 г. N 5090-1

                              ПОСТАНОВЛЯЮ:

        1. Признать осуществление государственной молодежной политики    в г. Калининграде приоритетным направлением деятельности администрации города Калининграда.

        2. Утвердить:

        - Основные концептуальные положения городской молодежной    политики согласно приложению 1;

        - План первоочередных мер по осуществлению городской    молодежной политики согласно приложению 2;

        - Положение об управлении по делам молодежи согласно    приложению 3.

        3. Управлению по делам молодежи (Торба А.В.) разработать в    срок до 1 июля 1994 года комплексную программу "Молодежь" на 1994-1995 гг. с учетом имеющихся целевых программ.

        4. Определить городское управление по делам молодежи    координатором всех целевых программ городской молодежной политики.

        5. Комитетам, управлениям, отделам администрации города,    администрациям районов все документы, затрагивающие интересы молодежи, в обязательном порядке согласовывать с управлением по делам молодежи.

        6. Управлению по делам молодежи (Торба А.В.) совместно с    комитетом по управлению имуществом (Иванова В.А.) организовать в I квартале 1994 г. ревизию эффективности целевого использования помещений, предназначенных для работы с детьми и молодежью, независимо от их ведомственной принадлежности.

        7. Администрациям районов (Фузеев В.И., Устюгов В.Н., Лисицын    В.А., Смирнова Д.О., Лагода В.Б.), управлению по делам молодежи в срок до 15 февраля т.г. представить сведения о дополнительных потребностях в помещениях для работы с молодежью.

        8. Главам районных администраций в срок до 25 февраля 1994    года:

        - разработать и согласовать с управлением по делам молодежи    планы первоочередных мер по реализации городской молодежной политики;

        - обеспечить районные отделы по делам молодежи помещениями,    материально-техническими средствами, необходимыми для их нормального функционирования;

        - согласовывать назначение начальников отделов по делам    молодежи с управлением по делам молодежи администрации города.

        9. Финансовому управлению (Заремба Р.И.) предусмотреть в    проекте бюджета 1994 года финансовые средства на проведение мероприятий в области молодежной политики согласно п. 2 настоящего постановления.

        10. Контроль за выполнением данного постановления возложить на    комитет по социальным вопросам.

Глава администрации
г. Калининграда
В.В.Шипов



Приложение 1
к постановлению главы
администрации г. Калининграда
N 105 от 26.01.1994 г.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГОРОДСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

        ВВЕДЕНИЕ

        1. Анализ ситуации.

        2. Основная цель и направления городской молодежной политики.

        3. Принципы и приоритеты городской политики в молодежной среде.

        4. Условия и механизмы реализации городской молодежной    политики.

        4.1. Оргуправленческое обеспечение.

        4.2. Финансовое обеспечение.

        4.3. Научно-методическое обеспечение.

        4.4. Нормативно-правовое обеспечение.

        4.5. Кадровое обеспечение.

        Приложение N 1

        1.1. Работа с детьми и подростками по месту жительства (целевая    программа).

        1.2. Трудоустройство и занятость молодежи (перечень    первоочередных мер).

        1.3. Комплекс социально-педагогической и психологической    реабилитации молодежи (основы концепции целевой программы).

        1.4. Студенчество: проблемы социально-профессиональной    самореализации (целевая программа).

        1.5. Поддержка молодой семьи (перечень первоочередных мер).

        1.6. Программа развития городской молодежной субкультуры.

        1.7. Международное молодежное сотрудничество (целевая    программа).

        Приложение N 2

        2.1. Список лиц, принимавших участие в подготовке и разработке    программы.

        2.2. Схемы, таблицы (структура УДМ).

        2.3. Предварительная классификация групп молодежи, необходимых    функций государственных и муниципальных органов по отношению к ним.

        ВВЕДЕНИЕ

        При разработке контуров городской молодежной политики    необходимо исходить из двух основополагающих факторов.

        Первое - это то, что молодежь в целом приняла новую систему    ценностей. И второе - то, что значительная часть молодежи оказалась в числе тех слоев общества, которые в наибольшей степени пострадали от кризисных явлений, сопровождающих процесс общественной трансформации.

        Данные выводы убедительно подтверждаются исследованиями    общественного мнения, регулярно проводимыми Калининградским социологическим центром. Так, по результатам городского мониторинга (октябрь 1993 г.) от 57 до 75 процентов горожан в возрасте до 30 лет поддерживают создание СЭЗ "Янтарь", приватизацию мелких и средних предприятий, объектов торговли и сферы услуг, введение частной собственности на землю. Причем уровень поддержки экономических инноваций превосходит соответствующие показатели по другим возрастным группам.

        Представители молодежи демонстрируют высокий потенциал    социальной мобильности, рассчитывая, в большинстве своем, прежде всего на собственные силы и способности. Более 40 процентов ее представителей готовы, ради лучших возможностей трудоустройства, получить новую специальность, около трети - выехать за границу, пятая часть - работать по совместительству. О том же свидетельствует желание почти четверти молодых людей в возрасте 16-19 лет посвятить себя предпринимательству.

        Вместе с тем резкое снижение жизненного уровня,    противоречивость ценностных ориентаций, страх перед безработицей (характерен для четверти лиц моложе 29 лет) стимулируют рост антисоциальных тенденций в молодежной среде. Все это развертывается на фоне падения авторитета государственных и общественных институтов, в условиях глубокого переосмысления их целей и содержания деятельности.

        Учитывая место и роль молодежи в процессе общественного    воспроизводства (тем более в такую эпоху, которую переживает наше общество), органам государственной власти и управления необходимо от отдельных акций и разобщенных мероприятий различных ведомств перейти к целостному и целенаправленному воздействию на тенденции, развертывающиеся в молодежной среде, используя при этом современные социальные технологии.

        Диапазон и род задач, стоящих перед государственными органами    в отношении к молодежи, отличен от ситуации, скажем, четырехлетней давности, когда устанавливалась нынешняя административная модель управления. Поэтому, помимо вычленения проблем молодежи, необходима выработка адекватных методов воздействия на ситуацию в молодежной среде со стороны государственных органов и через это формирование нового типа административно-управленческой структуры.

        1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

        Проблемы молодежи неотделимы от общего положения дел в    обществе и государстве. В связи с происходящими преобразованиями молодое поколение испытывает на себе все негативные последствия нестабильности социально-политической и экономической обстановки, кризиса основных институтов общества - семьи, систем образования, культуры и т.д., что усиливает в среде молодежи антисоциальные тенденции.

        Например, только в Калининградский приемник-распределитель    ежегодно доставляется около 700 бездомных подростков - это лишь небольшая часть беспризорников. При этом не ставится цели дальнейшего их жизнеустройства.

        По количеству наркоманов наша область в 2,5 - 3 раза превышает    средние показатели по России на 1 тыс. населения. Существующие в городе медицинские учреждения, занимающиеся этой группой молодежи, неэффективны в выполнении своих задач из-за отсутствия государственной системы социальной реабилитации бывших наркоманов, и зачастую они возвращаются на повторное лечение.

        На фоне общего роста правонарушений по стране, молодыми людьми    14-29 лет совершается 57 процентов всех преступлений, молодые люди все чаще попадают под влияние различных экстремистских групп и движений или в сферу деятельности организованной преступности.

        Потребность в самореализации, дополнительных доходах вынуждает    многих несовершеннолетних искать приработок. Так как существующее законодательство в данной части несовершенно, а государство не обеспечивает такую категорию населения рабочими местами, подростки ищут работу "на стороне", вовлекаясь в сферу сомнительного бизнеса и пополняя таким образом "группы риска".

        Скрытая и явная безработица присутствует во всех возрастных    группах от 16 до 29 лет. Из-за того, что у государственных органов отсутствует комплексная программа по безработице и трудоустройству, в среде молодежи формируется негативный психологический фон относительно государства в целом: более половины опрошенных студентов ВУЗов и ССУЗов хотели бы работать на предприятиях, принадлежащих иностранным фирмам. 29 процентов молодых людей в возрасте 18-30 лет задумываются об эмиграции, т.к. не видят возможности социально-профессиональной самореализации в России.

        Кроме того, существует противоречие между рынком труда и    сложившейся системой образования, готовящей кадры в таких объемах и номенклатуре специальностей, которые просто не требуются в городе и регионе.

        Одновременно существует проблема с кадрами для    разворачивающихся государственных программ в различных социальных областях городской жизни, требующих специалистов в гуманитарной сфере: психологов, социальных педагогов, управленцев и т.д. Это относится и к собственно управленческому аппарату. В условиях перманентной перестройки структуры госаппарата, отделы по делам молодежи городского районного звена и подчиненные им структуры сумели сохранить основные функции и нацелены на методы работы, отвечающие современной ситуации. Однако здесь возникают следующие проблемы.

        Основной подчиненной структурой районных отделов молодежи    являются подростковые клубы по месту жительства. В городе всего 36 клубов, из них 31 работает в традиционном режиме, сохранившемся с 60-х годов. Таким образом, большую часть этих клубов можно рассматривать как ресурс для разворачивания на их базе различных авторских программ и проектов по решению актуальных проблем подростков и в целом молодежи. Основные проблемы в данной области отсутствие государственных механизмов поддержки подобных проектов при разобщенности ведомств, занимающихся этими вопросами и дефицит кадров, обладающих специальной подготовкой.

        При разработке и проведении в жизнь городской молодежной    политики целесообразно отказаться от неоправдавших себя административных методов управления и перейти к программно-целевым.

        Программно-целевой подход предполагает финансирование, прежде    всего, не управленческих структур, а целевых программ, направленных на решение основных проблем молодежи. Такой подход открывает возможность продуктивного изменения соотношений государственной, общественной и индивидуальной инициативы в сторону последних. В этом случае появляются люди, ориентированные как на разработку, так и на реализацию программ. В результате складывается своеобразная горизонтальная сеть субъектов молодежной политики, заинтересованных в решении конкретной проблемы. Программно-целевой подход, в условиях дефицитности бюджета города, позволяет также максимально сконцентрировать финансовые, материальные, кадровые ресурсы на решении приоритетных задач молодежной политики.

        Система органов административного управления получает    материальные и финансовые ресурсы в той степени, в какой она обеспечивает реализацию подобных программ.

        Ориентация городских структур по делам молодежи на новые,    современные типы управления наталкивается на неподготовленность собственно административных кадров, и без целенаправленной программы в этой области, любые другие программы государства и общественных организаций в сфере молодежной политики рискуют остаться без управленческого обеспечения, что еще более усугубит положение молодежи в городе.

        Результаты опросов общественного мнения выявили в молодежной    среде значительную по удельному весу ( около 20 %) группу протеста, для которой характерна склонность защищать свои интересы активным участием в акциях протеста ( прежде всего забастовок). Это легко объяснить тем фактом, что более 40 процентов молодых людей сталкивались с нарушением их прав и свобод. Кроме того, часть молодежи, ориентированная на включение в рыночные отношения в качестве предпринимателей, сталкивается на этом пути с большими проблемами ( 50 процентов опрошенных молодых людей оценивают перспективы открыть свое дело как неблагоприятные).

        Рост преступности в городе сопровождается желанием    значительной части молодых людей (до 45%) иметь личное огнестрельное оружие. При этом можно сомневаться в том, что даже юридически оформленное оружие будет использовано только в целях самозащиты, так как около трети молодых граждан продемонстрировали репрессивный тип сознания, склонность к силовым методам решения социально-политических конфликтов. Поскольку проблема молодежной преступности выходит из сферы компетенции отделов по делам молодежи (этим занимаются правоохранительные органы), им следует сосредоточить свое внимание не на следствиях (увеличение преступности), а на причинах (проблемы молодой семьи, трудоустройство и занятость подростков, социальная реабилитация, поиск позитивного приложения талантов молодых людей).

        Предварительная классификация групп молодежи, необходимых    функций государственных и муниципальных органов помещена в приложении 2.3.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

        Основная цель - создание необходимых условий для    самореализации (социализации и развития) городской молодежи при трансформации экономических, общественно-политических и социокультурных институтов города.

        В соответствии с основной целью городская молодежная политика    реализуется по следующим основным направлениям:

        - работа с детьми и подростками по месту жительства (целевая    программа представлена в Приложении 1.1.);

        - трудоустройство и занятость молодежи (перечень    первоочередных мер представлен в Приложении 1.2.);

        - комплекс социально-педагогической и психологической    реабилитации (основы концепции целевой программы представлены в Приложении 1.3.);

        - Студенчество: проблемы социально-профессиональной    самореализации (целевая программа представлена в приложении 1.4.);

        - поддержка молодой семьи (перечень первоочередных мер    представлен в Приложении 1.5.);

        - создание инфраструктуры молодежного досуга ( целевая    программа "Создание инфраструктуры для самодеятельного и профессионального музыкального творчества" представлена в Приложении 1.6.);

        - международное молодежное сотрудничество (целевая программа    представлена в Приложении 1.7.);

        - поиск и поддержка талантливой молодежи;

        - поддержка детских и молодежных общественных объединений;

        - содействие предпринимательской деятельности молодежи;

        - поддержка молодых инвалидов.

3. ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТЫ ГОРОДСКОЙ ПОЛИТИКИ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

        Принципы:

        - сочетание личных, общественных и государственных интересов в    формировании и реализации молодежной политики;

        - непосредственное участие молодых граждан и общественных    объединений в формировании и реализации городской молодежной политики;

        - координация городской молодежной политики с другими    программами (федеральными, региональными, международными и т.д.);

        - гарантии правовой и социальной защищенности всех слоев и    групп молодежи;

        - предпочтение негосударственным инициативам по сравнению с    соответствующей деятельностью государственных учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

        Приоритеты:

        - поддержка проектов и программ инновационной деятельности в    молодежной среде;

        - создание новых рабочих мест и обеспечение гарантий в сфере    занятости молодежи;

        - профилактика безнадзорности, преступности и асоциальных    проявлений в среде молодежи.

4. УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

        4.1. Оргуправленческое обеспечение.

        А. Анализ существующих административных условий.

        В городе существует два административно-управленческих звена    проведения молодежной политики: городское и районное звено.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»