ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1997 года N 508

г. Калининград

Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов  и  населенных пунктов Калининградской области (Программы - 1000)

С целью обеспечения выхода из кризиса городов и населенных пунктов области и создания условий для их устойчивого развития и саморазвития ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить губернаторскую комплексную программу развития городов и населенных пунктов Калининградской области - Программу 1000 (прилагается).

2. Поручить органам местного самоуправления на основе Программы - 1000 в срок до 20 июля т.г. разработать собственные программы благоустройства входящих в состав соответствующих муниципальных образований населенных пунктов, определив в них конкретные мероприятия по объектам, сроки их проведения и ответственных исполнителей.

3. Строительному комитету администрации области (А.С.Бурьянову) предусматривать в областных инвестиционных программах 1997 - 1999 годов строительство и реконструкцию объектов, поименованных в Программе -1000. Формировать заявки по финансированию федерального строительства на территории области с учетом данной программы.

4. Главному управлению экономики (О.Д.Исакову), управлению труда и социального развития (Г.С.Литвинову), агропромышленному комитету (А.П.Степанову), комитету по развитию промышленности и предпринимательской деятельности (В.А.Вуколову) администрации области в срок до 10 июля т.г. внести предложение о разработке соответствующих тематических программ, вытекающих из комплексной Программы - 1000, порядке и сроках их разработки.

5. Информационно - аналитическому управлению администрации области (А.С.Миронову) выпустить губернаторскую комплексную Программу 1000 отдельной брошюрой в количестве 200 экземпляров и опубликовать ее в газете "Калининградская правда".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление администрации области (А.В.Белоброва).

7. Постановление вступает в силу со дня подписания.

     Глава администрации
     (губернатор) области                               Л. Горбенко.


ГУБЕРНАТОРСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОГРАММА - 1000)

ВВЕДЕНИЕ

Областная комплексная программа развития городов, сел и поселков Калининградской области (далее именуется Программа - 1000) подготовлена в соответствии с поручением главы администрации (губернатора) области.

Необходимость разработки Программы - 1000 обусловлена растущим значением населенных пунктов Калининградской области в экономическом и социальном развитии региона в целом, масштабностью, остротой и неотложностью проблем обеспечения их жизнедеятельности, слабостью и уязвимостью социально - экономической базы, задачами создания привлекательного имиджа Калининградской области в глазах общественного и зарубежного интересов.

Программа - 1000 ориентирована на решение основных проблем развития населенных пунктов Калининградской области, призванных выполнять жизненно важные социальные и народохозяйственные функции.

В результате общего падения производства в регионе, остаточного принципа финансирования мероприятий по благоустройству и инженерному обустройству многие города и населенные пункты Калининградской области пришли в запустение, в полном смысле этого слова, еще на рубеже 1980 -1990 гг., что нашло отражение в:

* критическом износе жилого фонда, инженерных коммуникаций, социально - бытовой инфраструктуры населенных пунктов;

* потере "собственного лица" многими населенными пунктами, в переходе их в категорию неперспективных;

* дефиците местных бюджетов, падении уровня жизни населения, сокращение рабочих мест, оттоке наиболее активной части населения;

* неудовлетворительное состояние санитарной обстановки территории населенных пунктов.

Последовавшие в 90-х годах коренные экономические преобразования в особо тяжелой форме отразились в первую очередь на жизнедеятельности малых городов и населенных пунктов области из-за слабости собственных ресурсов, взаимосвязанности их с аграрным комплексом региона, узкой специализации градообразующих предприятий.

В результате сложилась явная тенденция к экономической и социальной деградации целых слоев населения области, оказавшихся в состоянии безысходности, утрате ими инициативы, отсутствия стремления к наведению элементарного порядка. Очевидно, что без формирования в городах и населенных пунктах потенциала жизнедеятельности, связанного с развитием и благоустройством своей малой Родины, без появления в них новых шансов на повышение занятости и рост доходов населения процесс его деградации и как следствие населенных пунктов может принять необратимый характер.

Основная цель Программы - 1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области. Программа - 1000 направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих муниципальным образованиям, как полноценным субъектам самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые. экономические ресурсы и на этой основе обеспечить повышение уровня и качества жизни населения на подведомственных территориях.

Программа - 1000 реализуется на двух уровнях: местном и региональном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти Калининградской области, а также предприятия и организации всех форм собственности, все население.

Администрация области осуществляет координацию деятельности всех участников Программы. При определении ресурсной базы реализации Программы - 1000 учитываются финансовые возможности как области, так и муниципальных образований. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции.

Социально-политический аспект Программы способствует включению органов местного самоуправления, население городов и поселков области в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие, содействует стремлению населения сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности.

Программа - 1000 не имеет точно регламентированных рамок, открыта для всех предложений в целях дальнейшего развития населенных пунктов области с учетом структурной перестройки экономики и системы государственного управления. В ней представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ
ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

1.1. Города и населенные пункты Калининградской области в ходе осуществления государством политики форсированного развития промышленности, сверхцентрализации управления, преобладание отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным оказались на грани выживания, и в первую очередь это сказывается на жителях городов и сельских населенных пунктов. Остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминальная обстановка. В каждом втором поселении сокращается число жителей.

Острой проблемой населенных пунктов области является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее убогость. В условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодным содержание объектов социальной сферы, а их передача на баланс органам местного самоуправления неэффективна из-за острого недостатка бюджетных средств и их несоответствия действующим нормативам и стандартам.

Чисто внешне все эти глубинные проблемы находят свое отражение во всеобщем запустении, разрушении облика городов и населенных пунктов области.

1.2.   В   большинстве   сел   и   поселков  области  сложилась неблагоприятная     социально     -     демографическая    ситуация, характеризующаяся снижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышения численности пенсионеров, свертыванием процессов притока   сельского   населения.   Отставание   по   уровню   жизни, неудовлетворительное   состояние  культурно  бытовой  инфраструктуры приводят  к оттоку населения наиболее трудоспособного возраста, что, в свою   очередь,  ведет к дальнейшему замедлению решения неотложных социально - экономических вопросов.

Для муниципальных образований области характерны низкий уровень и неподготовленность административно - управленческих и производственно - хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики.

1.3. Острой проблемой малых городов и поселков области является их транспортно - коммуникационная оторванность от областного и районных центров области. Повсеместным стал недостаток транспортных средств, сокращено число автобусных маршрутов общего пользования, уменьшена частота движения пригородных поездов, разрушается межхозяйственная транспортная инфраструктура. Менее 40% населения сельских населенных пунктов обеспечены телефонами.

Включение населенных пунктов области в плотную сеть коммуникационно - транспортных связей могло бы способствовать активизации их развития.

1.4. Для большинства малых городов, сел, поселков характерны низкий уровень технического оснащения структур их управления. Отсутствие информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования муниципальных образований, нахождению партнеров по коммерции и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений.

1.5. Проблемой является отсутствие в городах и населенных пунктах качественной градостроительной документации. Причины этого видятся в принижении роли градостроительных и архитектурных служб органами местного самоуправления. Требуется принятие эффективных решений по градостроительному развитию и включение их в систему основных мероприятий по управлению муниципальными образованиями.

1.6. Развитие малых городов населенных пунктов Калининградской области необходимо рассматривать в увязке с изменившейся геополитической ситуацией в России, а именно: с учетом массовой миграции, вызванной появлением зон техногенных катастроф и экологических бедствий, военных конфликтов, выводом войск в Россию, масштабной демобилизацией военнослужащих и некоторыми другими явлениями. Города, села и поселки области должны и могут в силу благоприятных географических условий региона занять особое место в государственной политике миграции населения. они весьма привлекательны для расселения дополнительного количества жителей при условии соответствующего расширения объемов жилищного и социально культурного строительства, обеспечения традиционных мер по развитию экономической активности и привлечению инвестиционных ресурсов.

1.7. Характер развития малых городов и населенных пунктов области в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы.

Относительно более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах, селах и поселках делают выгодным размещение в них капитала и труда. В этой связи в среднесрочной перспективе в них можно ожидать повышение инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги.

Становление местного самоуправления, действенное нормативно правовое и административное регулирование использования территории, совершенствование управления и регламентации землепользования и градостроительства должны исключить неконтролируемое использование территории, хаотичное размещение застроек, нарушение санитарных норм, загрязнение окружающей среды, наступление на ценные ландшафты и т.п.

Таким образом, проблема развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области включает в себя широкий спектр задач, в основу решения которых должен быть положен проблемно- целевой подход, представляющий собой совокупность разнообразных форм и методов государственного воздействия: нормативно - правовых, экономических, социальных, организационных.

2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Основная цель Программы - 1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов, сел и поселков Калининградской области в период формирования рыночных отношений.

Программа - 1000 направлена на создание совокупности взаимосвязанных правовых,финансовых, экономических, организационно хозяйственных и других основ и условий, позволяющих населенным пунктам Калининградской области, ставшим полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать прежде всего свои собственные природные, трудовые и хозяйственно - экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения.

Достижение указанной цели требует решения следующих неотложных задач:

- на первом этапе (1997-1998 гг.) паспортизация состояния территорий городов и населенных пунктов Калининградской области, определение их потенциала, благоустройства территорий, содействие социально экономической стабилизации, разработка перспективных схем развития городов и населенных пунктов, создание применительно к этим схемам новой структуры экономики и механизмов саморазвития;

- на втором этапе (1998-2003 гг.) - закрепление новых социально - экономических механизмов и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов и населенных пунктов области.

2.2. В соответствии с пунктом 2.1 задачами Программы -1000 являются:

* сбор данных о состоянии и потенциале городских поселений и их паспортизация;

* содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование производства;

* оказание поддержки предприятиям, особенно в моноструктурных поселениях, в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;

* удержание на социально безопасном уровне безработицы;

* структурная перестройка производства, его диверсификация; * реализация правовых и экономических мер, содействующих расширению базы поступлению доходов в местные бюджеты и укреплению их на этой основе;

* развитие малого предпринимательства;

* создание на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, установление устойчивых производственно - технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями;

* реализация системы правовых, финансово - экономических, организационных и социально - психологических мер, стимулов, обеспечивающих активизацию позитивных социально - экономических процессов, и прежде всего в населенных пунктах с неудовлетворительными условиями проживания и градостроительной среды;

* активизация историко - культурного потенциала Калининградской области;

* осуществление специальных мероприятий в населенных пунктах области, где сложилась угрожающая ситуация в системах жизнеобеспечения;

* реанимация и развитие систем народного образования, здравоохранения, возрождение объектов сферы обслуживания;

* подготовка и повышение квалификации работников органов местного самоуправления, а также работников и специалистов во всех основных сферах деятельности для обеспечения их эффективной работы.

2.3. Реализация Программы - 1000 рассматривается как процесс поэтапного решения задач социально - экономического развития городов, сел, поселков Калининградской области с учетом их самосбытности.

3. ФОРМАТИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ
И САМОРАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ
ПУНКТОВ ОБЛАСТИ

Программа - 1000 предусматривает формирование механизмов развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области.

Механизмы развития городских поселений формируются на региональном (администрация Калининградской области) и местных уровнях. Механизмы саморазвития формируются в основном на местном уровне.

3.1. Организационно - управленческие механизмы.

Организационно - управленческие механизмы включают в себя:

полнокровное использование правовой базы органами местного самоуправления и развитии инициативы и самостоятельности при формировании муниципальной собственности и бюджета, в регулировании процессов экономического и социального развития, повышение активности населения и органов местного самоуправления;

Предоставление населению и юридическим лицам для ведения хозяйства и получение доходов движимой и недвижимой собственности, а также муниципальных земельных участков, жилищных и культурно бытовых объектов, муниципальных заказов на выполнение тех или иных работ и услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора;

принятие управленческих решений с учетом как общественных, так и частных интересов;

принятие правовых актов, определяющих проведение налоговых и бюджетной политики с учетом специфики конкретных территорий, позволяющей обеспечить приемлемое соответствие местных бюджетов с выполняемыми ими задачами;

создание и совершенствование правовых основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды;

отборку различных форм и типов местного самоуправления с учетом местной специфики иных факторов;

создание благоприятных экономических условий тем городам, селам и поселкам, которые, успешно используя местные ресурсы, становятся "точками роста" в регионе;

выработку принципов действия финансово - бюджетных институтов и налоговой системы в условиях реального местного самоуправления;

разработку форм взаимодействия городов и сельских поселений;

создание многообразных организационно - управленческих механизмов сохранения исторической городской среды, развитие зон рекреации, туризма.

     3.2. Экономические механизмы

Основными составляющими экономических механизмов являются: развитие предпринимательства и малого бизнеса на базе использования местных ресурсов, финансово - кредитный механизм, фондовый рынок, формирование муниципальной собственности, выделение и использование земли и плата за нее, оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершенного строительства,подключение к сетям инженерной инфраструктуры и т.д.) в интересах саморазвития.

3.2.1. Бюджетно - налоговая политика

В рамках бюджетно - налоговой политики необходимо обеспечить:

а) повышение доходной части местных бюджетов за счет создания их собственной финансовой базы и обоснованной целенаправленной финансовой помощи областного бюджета городам и выполнении их задач;

б) повышение собираемости налогов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»