• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 1997 года N 508

г. Калининград

Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов  и  населенных пунктов Калининградской области (Программы - 1000)

С целью обеспечения выхода из кризиса городов и населенных пунктов области и создания условий для их устойчивого развития и саморазвития ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить губернаторскую комплексную программу развития городов и населенных пунктов Калининградской области - Программу 1000 (прилагается).

2. Поручить органам местного самоуправления на основе Программы - 1000 в срок до 20 июля т.г. разработать собственные программы благоустройства входящих в состав соответствующих муниципальных образований населенных пунктов, определив в них конкретные мероприятия по объектам, сроки их проведения и ответственных исполнителей.

3. Строительному комитету администрации области (А.С.Бурьянову) предусматривать в областных инвестиционных программах 1997 - 1999 годов строительство и реконструкцию объектов, поименованных в Программе -1000. Формировать заявки по финансированию федерального строительства на территории области с учетом данной программы.

4. Главному управлению экономики (О.Д.Исакову), управлению труда и социального развития (Г.С.Литвинову), агропромышленному комитету (А.П.Степанову), комитету по развитию промышленности и предпринимательской деятельности (В.А.Вуколову) администрации области в срок до 10 июля т.г. внести предложение о разработке соответствующих тематических программ, вытекающих из комплексной Программы - 1000, порядке и сроках их разработки.

5. Информационно - аналитическому управлению администрации области (А.С.Миронову) выпустить губернаторскую комплексную Программу 1000 отдельной брошюрой в количестве 200 экземпляров и опубликовать ее в газете "Калининградская правда".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на контрольное управление администрации области (А.В.Белоброва).

7. Постановление вступает в силу со дня подписания.

     Глава администрации
     (губернатор) области                               Л. Горбенко.


ГУБЕРНАТОРСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОГРАММА - 1000)

ВВЕДЕНИЕ

Областная комплексная программа развития городов, сел и поселков Калининградской области (далее именуется Программа - 1000) подготовлена в соответствии с поручением главы администрации (губернатора) области.
Необходимость разработки Программы - 1000 обусловлена растущим значением населенных пунктов Калининградской области в экономическом и социальном развитии региона в целом, масштабностью, остротой и неотложностью проблем обеспечения их жизнедеятельности, слабостью и уязвимостью социально - экономической базы, задачами создания привлекательного имиджа Калининградской области в глазах общественного и зарубежного интересов.
Программа - 1000 ориентирована на решение основных проблем развития населенных пунктов Калининградской области, призванных выполнять жизненно важные социальные и народохозяйственные функции.
В результате общего падения производства в регионе, остаточного принципа финансирования мероприятий по благоустройству и инженерному обустройству многие города и населенные пункты Калининградской области пришли в запустение, в полном смысле этого слова, еще на рубеже 1980 -1990 гг., что нашло отражение в:
* критическом износе жилого фонда, инженерных коммуникаций, социально - бытовой инфраструктуры населенных пунктов;
* потере "собственного лица" многими населенными пунктами, в переходе их в категорию неперспективных;
* дефиците местных бюджетов, падении уровня жизни населения, сокращение рабочих мест, оттоке наиболее активной части населения;
* неудовлетворительное состояние санитарной обстановки территории населенных пунктов.
Последовавшие в 90-х годах коренные экономические преобразования в особо тяжелой форме отразились в первую очередь на жизнедеятельности малых городов и населенных пунктов области из-за слабости собственных ресурсов, взаимосвязанности их с аграрным комплексом региона, узкой специализации градообразующих предприятий.
В результате сложилась явная тенденция к экономической и социальной деградации целых слоев населения области, оказавшихся в состоянии безысходности, утрате ими инициативы, отсутствия стремления к наведению элементарного порядка. Очевидно, что без формирования в городах и населенных пунктах потенциала жизнедеятельности, связанного с развитием и благоустройством своей малой Родины, без появления в них новых шансов на повышение занятости и рост доходов населения процесс его деградации и как следствие населенных пунктов может принять необратимый характер.
Основная цель Программы - 1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области. Программа - 1000 направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих муниципальным образованиям, как полноценным субъектам самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые. экономические ресурсы и на этой основе обеспечить повышение уровня и качества жизни населения на подведомственных территориях.
Программа - 1000 реализуется на двух уровнях: местном и региональном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти Калининградской области, а также предприятия и организации всех форм собственности, все население.
Администрация области осуществляет координацию деятельности всех участников Программы. При определении ресурсной базы реализации Программы - 1000 учитываются финансовые возможности как области, так и муниципальных образований. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции.
Социально-политический аспект Программы способствует включению органов местного самоуправления, население городов и поселков области в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие, содействует стремлению населения сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности.
Программа - 1000 не имеет точно регламентированных рамок, открыта для всех предложений в целях дальнейшего развития населенных пунктов области с учетом структурной перестройки экономики и системы государственного управления. В ней представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ.

1.1. Города и населенные пункты Калининградской области в ходе осуществления государством политики форсированного развития промышленности, сверхцентрализации управления, преобладание отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным оказались на грани выживания, и в первую очередь это сказывается на жителях городов и сельских населенных пунктов. Остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминальная обстановка. В каждом втором поселении сокращается число жителей.
Острой проблемой населенных пунктов области является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее убогость. В условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодным содержание объектов социальной сферы, а их передача на баланс органам местного самоуправления неэффективна из-за острого недостатка бюджетных средств и их несоответствия действующим нормативам и стандартам.
Чисто внешне все эти глубинные проблемы находят свое отражение во всеобщем запустении, разрушении облика городов и населенных пунктов области.

1.2. В большинстве сел и поселков области сложилась неблагоприятная социально - демографическая ситуация, характеризующаяся снижением удельного веса населения трудоспособного возраста и повышения численности пенсионеров, свертыванием процессов притока сельского населения. Отставание по уровню жизни, неудовлетворительное состояние культурно бытовой инфраструктуры приводят к оттоку населения наиболее трудоспособного возраста, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему замедлению решения неотложных социально - экономических вопросов.
Для муниципальных образований области характерны низкий уровень и неподготовленность административно - управленческих и производственно - хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики.

1.3. Острой проблемой малых городов и поселков области является их транспортно - коммуникационная оторванность от областного и районных центров области. Повсеместным стал недостаток транспортных средств, сокращено число автобусных маршрутов общего пользования, уменьшена частота движения пригородных поездов, разрушается межхозяйственная транспортная инфраструктура. Менее 40% населения сельских населенных пунктов обеспечены телефонами.
Включение населенных пунктов области в плотную сеть коммуникационно - транспортных связей могло бы способствовать активизации их развития.

1.4. Для большинства малых городов, сел, поселков характерны низкий уровень технического оснащения структур их управления. Отсутствие информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования муниципальных образований, нахождению партнеров по коммерции и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений.

1.5. Проблемой является отсутствие в городах и населенных пунктах качественной градостроительной документации. Причины этого видятся в принижении роли градостроительных и архитектурных служб органами местного самоуправления. Требуется принятие эффективных решений по градостроительному развитию и включение их в систему основных мероприятий по управлению муниципальными образованиями.

1.6. Развитие малых городов населенных пунктов Калининградской области необходимо рассматривать в увязке с изменившейся геополитической ситуацией в России, а именно: с учетом массовой миграции, вызванной появлением зон техногенных катастроф и экологических бедствий, военных конфликтов, выводом войск в Россию, масштабной демобилизацией военнослужащих и некоторыми другими явлениями. Города, села и поселки области должны и могут в силу благоприятных географических условий региона занять особое место в государственной политике миграции населения. они весьма привлекательны для расселения дополнительного количества жителей при условии соответствующего расширения объемов жилищного и социально культурного строительства, обеспечения традиционных мер по развитию экономической активности и привлечению инвестиционных ресурсов.

1.7. Характер развития малых городов и населенных пунктов области в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, миграционные процессы.
Относительно более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых городах, селах и поселках делают выгодным размещение в них капитала и труда. В этой связи в среднесрочной перспективе в них можно ожидать повышение инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги.
Становление местного самоуправления, действенное нормативно правовое и административное регулирование использования территории, совершенствование управления и регламентации землепользования и градостроительства должны исключить неконтролируемое использование территории, хаотичное размещение застроек, нарушение санитарных норм, загрязнение окружающей среды, наступление на ценные ландшафты и т.п.
Таким образом, проблема развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области включает в себя широкий спектр задач, в основу решения которых должен быть положен проблемно- целевой подход, представляющий собой совокупность разнообразных форм и методов государственного воздействия: нормативно - правовых, экономических, социальных, организационных.

2. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Основная цель Программы - 1000 - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов, сел и поселков Калининградской области в период формирования рыночных отношений.
Программа - 1000 направлена на создание совокупности взаимосвязанных правовых,финансовых, экономических, организационно хозяйственных и других основ и условий, позволяющих населенным пунктам Калининградской области, ставшим полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать прежде всего свои собственные природные, трудовые и хозяйственно - экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения.
Достижение указанной цели требует решения следующих неотложных задач:
- на первом этапе (1997-1998 гг.) паспортизация состояния территорий городов и населенных пунктов Калининградской области, определение их потенциала, благоустройства территорий, содействие социально экономической стабилизации, разработка перспективных схем развития городов и населенных пунктов, создание применительно к этим схемам новой структуры экономики и механизмов саморазвития;
- на втором этапе (1998-2003 гг.) - закрепление новых социально - экономических механизмов и создание условий для устойчивого саморазвития малых городов и населенных пунктов области.

2.2. В соответствии с пунктом 2.1 задачами Программы -1000 являются:
* сбор данных о состоянии и потенциале городских поселений и их паспортизация;
* содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование производства;
* оказание поддержки предприятиям, особенно в моноструктурных поселениях, в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;
* удержание на социально безопасном уровне безработицы;
* структурная перестройка производства, его диверсификация; * реализация правовых и экономических мер, содействующих расширению базы поступлению доходов в местные бюджеты и укреплению их на этой основе;
* развитие малого предпринимательства;
* создание на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, установление устойчивых производственно - технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями;
* реализация системы правовых, финансово - экономических, организационных и социально - психологических мер, стимулов, обеспечивающих активизацию позитивных социально - экономических процессов, и прежде всего в населенных пунктах с неудовлетворительными условиями проживания и градостроительной среды;
* активизация историко - культурного потенциала Калининградской области;
* осуществление специальных мероприятий в населенных пунктах области, где сложилась угрожающая ситуация в системах жизнеобеспечения;
* реанимация и развитие систем народного образования, здравоохранения, возрождение объектов сферы обслуживания;
* подготовка и повышение квалификации работников органов местного самоуправления, а также работников и специалистов во всех основных сферах деятельности для обеспечения их эффективной работы.

2.3. Реализация Программы - 1000 рассматривается как процесс поэтапного решения задач социально - экономического развития городов, сел, поселков Калининградской области с учетом их самосбытности.

3. ФОРМАТИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОБЛАСТИ

Программа - 1000 предусматривает формирование механизмов развития и саморазвития городов и населенных пунктов Калининградской области.
Механизмы развития городских поселений формируются на региональном (администрация Калининградской области) и местных уровнях. Механизмы саморазвития формируются в основном на местном уровне.

3.1. Организационно - управленческие механизмы.
Организационно - управленческие механизмы включают в себя:
полнокровное использование правовой базы органами местного самоуправления и развитии инициативы и самостоятельности при формировании муниципальной собственности и бюджета, в регулировании процессов экономического и социального развития, повышение активности населения и органов местного самоуправления;
Предоставление населению и юридическим лицам для ведения хозяйства и получение доходов движимой и недвижимой собственности, а также муниципальных земельных участков, жилищных и культурно бытовых объектов, муниципальных заказов на выполнение тех или иных работ и услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора;
принятие управленческих решений с учетом как общественных, так и частных интересов;
принятие правовых актов, определяющих проведение налоговых и бюджетной политики с учетом специфики конкретных территорий, позволяющей обеспечить приемлемое соответствие местных бюджетов с выполняемыми ими задачами;
создание и совершенствование правовых основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды;
отборку различных форм и типов местного самоуправления с учетом местной специфики иных факторов;
создание благоприятных экономических условий тем городам, селам и поселкам, которые, успешно используя местные ресурсы, становятся "точками роста" в регионе;
выработку принципов действия финансово - бюджетных институтов и налоговой системы в условиях реального местного самоуправления;
разработку форм взаимодействия городов и сельских поселений;
создание многообразных организационно - управленческих механизмов сохранения исторической городской среды, развитие зон рекреации, туризма.

     3.2. Экономические механизмы

Основными составляющими экономических механизмов являются: развитие предпринимательства и малого бизнеса на базе использования местных ресурсов, финансово - кредитный механизм, фондовый рынок, формирование муниципальной собственности, выделение и использование земли и плата за нее, оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершенного строительства,подключение к сетям инженерной инфраструктуры и т.д.) в интересах саморазвития.

3.2.1. Бюджетно - налоговая политика
В рамках бюджетно - налоговой политики необходимо обеспечить:
а) повышение доходной части местных бюджетов за счет создания их собственной финансовой базы и обоснованной целенаправленной финансовой помощи областного бюджета городам и выполнении их задач;
б) повышение собираемости налогов;
в) предпочтительное использование собираемых налогов на тех территориях, где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги.
Для обеспечения Программы развития городов, сел и поселков Калининградской области могут учитываться финансовая помощь федеральных органов исполнительной власти, администрации Калининградской области, средства, выделяемые на реализацию федеральных целевых программ, выполняемых на территории соответствующих поселений, а также внебюджетные фонды и привлекаемые средства предприятий, финансовых организаций и банков, иностранных инвесторов.

3.2.2. Создание инфраструктуры рынка
а) активизация включения малых населенных пунктов в рыночной связи, образование системы ассоциаций и синдикатов для их предприятий: участие в местных ярмарках сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции;
б) повышение информационной обеспеченности городов и населенных пунктов (развитие телефонной сети с изданием и распространением справочников с адресами абонентов, издание газет с рекламными приложениями, издание бюллетеней по обмену жилой площади, трудоустройству и т.п., издание атласов населенных мест с характеристиками обеспеченности их объектами социальной и инженерной инфраструктуры и территориями для размещения новых предприятий, издание рекламно - туристических планов);
в) формирование предпринимательской среды путем использования аренды муниципальной собственности, организации конкурсов по развитию частного предпринимательства в социально - бытовой сфере, предоставление соответствующих льгот и преференций по налогам и кредитам при выделении в аренду помещений, земельных участков, недвижимости;
г) формирование муниципальных фондов поддержки предпринимательства;
д) привлечение частных, государственных и иностранных инвестиций; е) развитие лизинга;
ж) усиление экономической роли малых и средних городов в обслуживании прилегающих территорий, развитии сельского хозяйства и освоении природных ресурсов;
з) развитие рекреационной деятельности, восстановление памятников архитектуры и культуры, развитие туристической и экскурсионной деятельности, сфера отдыха на базе местных природных ресурсов и историко - культурного наследия;
и) восстановление и развитие традиционных производств, ремесел, народных промыслов;
к) содействие конверсии оборотных предприятий;
л) содействие межрегиональной и внешнеэкономической интеграции предприятий.

3.2.3. Земельные отношения
Для совершенствования земельных отношений в городах, селах и поселках необходимо:
а) создать условия для эффективного использования муниципальных городских земель с целью получения доходов и местные бюджеты;
б) предоставлять земельные участки физическим и юридическим лицам для использования в социальных, хозяйственных, производственных и коммерческих целях, для развития предпринимательства, личного подсобного хозяйства и народных промыслов;

     в) предоставление органам местного самоуправления права:

- преимущественного использования земель в населенных пунктах для общественных целей;
- регулирование порядка землепользования в интересах муниципального хозяйства;
- конфискации, принудительного изъятия земли в случае нарушения политики землепользования, неуплаты налогов за землепользование;
- установление ставок земельного налога в зависимости от местоположения населенного пункта и самого участка;
г) оказание финансовой помощи в виде льготного или безвозмездного субсидирования для повышения уровня инженерного обустройства территории;
д) обеспечение эффективности использования земли и создания на этой основе условий для самоокупаемости инфраструктуры населенных пунктов.

3.3. Социальные механизмы.
В сфере обеспечения населения необходимо:
на региональном уровне:
осуществить комплекс мер по созданию полноценной среды жизнедеятельности населения путем формирования муниципального хозяйства, включающего развитую жилищно - коммунальную и социальную инфраструктуру. Повышение уровня жизни граждан будет стимулировано созданием условий для развития деловой активности, мерами, обеспечивающими занятость, рост доходов населения и местного бюджета;
установить стабильный норматив - минимум дотационной бюджетной обеспеченности города в расчете на одного жителя, рассчитанный на основе государственных минимальных стандартов, социальных и финансовых норм;
оказать целевую поддержку градообразующим предприятиям.
На местном уровне:
ввести льготы по кредитам и налогам предприятий и предпринимателей, осуществляющих инвестиции в создание новых рабочих мест;
создать базу данных для переквалификации работников в рамках службы занятости;
организовать конкурсы по развитию частного предпринимательства в социальной сфере, предоставить существующие льготы и преференции по налогам и кредитам при выделении в аренду помещений, земельных участков, недвижимости;
ввести льготы (при сдаче в аренду помещений, выделении кредитов) при образовании муниципальных, коллективных, кооперативных и других форм самоорганизации населения для защиты своих социальных интересов;
оказать организационную и юридическую поддержку развитию малых предприятий, индивидуальной трудовой деятельности;
создать базу для системы непрерывного образования населения;
организовать общественно - полезные работы для безработных.

4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4.1 Мероприятия на региональном уровне
Мероприятия Программы - 1000, реализуемые на региональном уровне, направлены прежде всего на формирование нормативно правовой и социально - экономической базы развития и саморазвития городов, сел и поселков Калининградской области.
законодательные и иные нормативно - правовые акты, принимаемые на региональном уровне, должны обеспечить:
* формирование новой системы взаимоотношений региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
* законодательное разграничение полномочий и ответственности исполнительной власти Калининградской области и органов местного самоуправления;
* экономическую самостоятельность муниципальных образований при решении вопросов местной жизни;
* равноправие городских поселений Калининградской области всех типов и величин в их взаимоотношениях между собой и органами исполнительной власти региона.
На региональном уровне необходимо принять специальные акты о развитии населенных пунктов Калининградской области, в которых должны быть предусмотрены меры по реализации государственной политики в преодолении общей экономической и социальной отсталости с обязательным учетом их специфических особенностей и интересов.
Программа - 1000 предусматривает разработку и реализацию программ социально - экономического развития городов, сел и поселков. Мероприятия на региональном уровне формируются в качестве координационных, обеспечивающих единый согласованный подход к решению проблем городов, сел и поселков. Предусматривается согласование Программы - 1000 с другими региональными целевыми программами.
Перечень среднесрочных мероприятий по обеспечению Программы 1000 на 1997 - 1998 годы приведен ниже.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

В соответствии с Законом "Об основах градостроительства в Российской Федерации" и "Положением о градостроительной деятельности в Калининградской области" основными направлениями градостроительной политики являются: территориальная организация расселения, устойчивое развитие городов и других поселений области,их социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, экологически безопасное развитие поселений, обеспечивающее права граждан на укрепление здоровья, гармоничное духовное и физическое развитие; планировка, застройка, благоустройство, озеленение городов и других поселений, развитие санитарно - курортных комплексов и рекреационных территорий.
Актуальность вопроса о проведении градостроительной политики обусловлена прежде всего остротой градостроительных проблем в Калининградской области: отсутствие нормативно - правового обеспечения градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления, недооценка роли градостроительства в решении социально - экономических проблем; отток капиталовложений из градостроительства, что привело к кризису городов и поселений, обветшанию общественного и жилого фонда и инженерно - транспортной инфраструктуры; критическое состояние благоустройства территорий городов и поселков; отсутствие правового регулирования недвижимости и информационного обеспечения состояния территорий городов, поселков; недостаточная обеспеченность отделов архитектуры и градостроительства специалистами - архитекторами (50% отделов архитектуры и градостроительства местных органов самоуправления муниципальных образований состоят из одного райгорархитектора).
Для осуществления градостроительной политики в плане мероприятий программы "Тысяча" на период с 1997 по 2000 годы предусматривается:
создать нормативно - правовую базу (Правила застройки городов, поселений, градостроительные уставы) для регулирования градостроительной деятельности на уровне местного самоуправления;
разработать (откорректировать) схему районной планировки (Генеральный план области), транспортную схему города Калининграда, концепцию Генерального плана города Калининграда;
провести анализ градостроительной документации и разработать генеральные планы городов Нестерова, Гусева, поселков Морское и Лесное на территории Куршской косы, генпланов вновь создаваемых муниципальных образований;
подготовить программу модернизации и реконструкции жилой застройки 50-70-х годов, жилых домов довоенной постройки;
разработать типовую документацию по элементам благоустройства и малым архитектурным формам, проекты благоустройства городов, других поселений;
разработать Программу и создать I очередь государственного градостроительного Кадастра Калининградской области в соответствии со СНиП 14-01-96 "Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастра РФ" и СП-14-101-96 "Примерное положение о службе градостроительного кадастра субъекта РФ, города (района)";
провести необходимый анализ и обновление топографогеодезических материалов по городам и другим поселениям области;
укрепить отделы архитектуры и градостроительства специалистами - архитекторами.
Для осуществления градостроительной политики программа "Тысяча" прилагается следующий план мероприятий.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


 NN    Наименование             Исполнители             Срок
 пп.                                                    исполнения
 1     2                        3                       4

1. НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 1.1   Разработка и утверждение  Органы местного само-   IV кв. 1997 г.
       Правил застройки городов  управления, Управление
       поселений области         архитектуры и градо-
                                 строительства админи-
                                 страции области

 1.2   Разработка и утверждение  Мэрия г.Калининграда,   III кв.1997 г.
       Градостроительного        Управление архитектуры  II кв. 1998 г.
       устава г.Калининграда     и градостроительства
                                 города

 1.3   Разработка Положения о    Управление архитектуры  III кв.1997 г.
       Градостроительном         и градостроительства
       Кадастре Калининградской  администрации области
       области

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 2.1   Разработка (корректиров-  Управление архитектуры  III кв.1997 г.
       ка) Схемы районной плани- и градостроительства    IV кв.1998 г.
       ровки (Генерального       администрации области
       плана области)

 2.2   Разработка транспортной   Мэрия г. Калининграда,   I кв.1998 г.
       схемы города Калинингра-  Управление архитектуры
       да                        и градостроительства
                                 города, управление
                                 транспортного комплекса
                                 адм.обл.

 2.3   Разработка Концепции      Мэрия г. Калининграда,   I кв.1998 г.
       Генерального плана        Управление архитектуры  III кв.1999 г.
       города Калининграда       и градостроительства
                                 города

 2.4   Разработка генераль-      Администрация            II кв.1998 г.
       ного плана муниципаль-    г. Мамоново,
       ного образования          отдел архитектуры и
       город Мамоново            градостроительства
                                 города

 2.5   Разработка генераль-      Администрация            II кв.1998 г.
       ного плана муниципаль-    г. Ладушкина,
       ного образования          отдел архитектуры и
       город Ладушкин            градостроительства города

 2.6   Разработка генераль-      Администрация           I кв.1998 г.
       ного плана Муниципаль-    Гурьевского района,     II кв. 1999 г.
       ного образования,         отдел архитектуры и
       Гурьевский район          градостроительства
                                 администрации района
                                 Управление архитектуры
                                 и градостроительства
                                 администрации области

 2.7   Разработка генерального   Администрация пос.      II кв.1998 г.
       плана муниципального      Янтарного, отдел
       образования, поселок      архитектуры и градо-
       Янтарный                  строительства поселка
                                 Янтарного

 2.8   Разработка генерального   Администрация           II кв. 1998 г.
       плана города Нестерова    Нестеровского района,
                                 отдел архитектуры и
                                 градостроительства
                                 администрации района

 2.9   Разработка генерального   Администрация           I кв. 1998 г.
       плана города Гусева       Гусевского района,      II кв.1999 г.
                                 отдел архитектуры и
                                 градостроительства
                                 администрации района

 2.10  Разработка генерального   Управление архитектуры  I кв. 1998 г.
       плана поселка Морское     и градостроительства    II кв.1999 г.
       на Куршской косе          администрации области,
                                 администрация Зеленоградского
                                 района, отдел архитектуры
                                 и градостроительства
                                 администрации района

 2.11  Разработка генерального   Администрация           II кв. 1998 г.
       плана поселка Лесное      Зеленоградского района,
       на Куршской косе          отдел архитектуры и
                                 градостроительства
                                 администрации района

3. БЛАГОУСТРОЙСТВО, ЖИЛОЙ ФОНД

 3.1   Разработка Программы      Управление архитектуры  I кв. 1998 г.
       модернизации и рекон-     и градостроительства
       струкции жилой застройки  администрации области,
       50 - 70-х годов, домов    органы местного
       довоенной постройки       самоуправления

 3.2   Разработка документации   Управление архитектуры  II кв.1997 г.
       по элементам благо-       и градостроительства
       устройства и малым        администрации области
       архитектурным формам      и города Калининграда,
       (ограждение, тратуарные   отделы архитектуры и
       покрытия, остановки       градостроительства
       транспорта, урны, фонтаны, муниципальных образований
       скамьи, детские игровые
       площадки, цветочницы,
       рекламные стенды и др.)

 3.3   Разработка проектов       Органы местного          I кв.1999 г.
       благоустройства террито-  самоуправления,
       рий городов и других      отделы архитектуры и
       поселений                 градостроительства
                                 муниципальных образований,
                                 управление архитектуры и
                                 градостроительства
                                 г. Калининграда

4. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КАДАСТР, 1 ОЧЕРЕДЬ

 4.1   Разработка Программы      Управление архитектуры  III кв.1997 г.
       создания градострои-      и градостроительства
       тельного Кадастра         администрации области
       Калининградской области

 4.2   Создание программно-      Управление архитектуры  II кв. 1998 г.
       технической, организаци-  и градостроительства
       онно - технологической и  администрации области,
       методической базы         органы местного
       градостроительного        самоуправления
       Кадастра области

 4.3   Проведение инвентаризации  Управление архитектуры II кв. 1998 г.
       архивов градостроительной  и градостроительства
       документации, типографо-   администрации области,
       геодезических и            органы местного
       инженерно - геологических  самоуправления
       фондов

 4.4   Обновление типографо-     Органы местного       I кв. 2000 г.
       геодезических материалов  самоуправления
       по городам и другим
       поселениям области

 4.5   Создание кадастровых       Управление архитектуры IV кв. 1998 г.
       служб с автоматизирован-  и градостроительства
       ными рабочими местами и   администрации области
       подготовка кадров

 4.6   Первичное наполнение      Управление архитектуры IV кв. 1999 г.
       информацией и пробная     и градостроительства
       эксплуатация основных     администрации области
       компонентов
       градостроительного
       Кадастра области

5. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 5.1   Укрепление отделов        Органы местного        I кв. 1998 г.
       архитектуры и             самоуправления
       градостроительства
       специалистами -
       архитекторами. Введение
       в структуру отделов
       должностей гл. специалистов-
       архитекторов

                        БЛАГОУСТРОЙСТВО.

Одной из актуальных и приоритетных задач настоящего времени является наведение порядка и чистоты населенных пунктов области. Это обусловленно крайне неудовлетворительным состоянием территорий, нарушением санитарных, экологических, противопожарных, архитектурных норм их содержания, полным отсутствием эстетической привлекательности: грязные улицы, многочисленные свалки мусора, перекошенные заборы, захламленные водоемы, неприглядного вида фасады зданий, неухоженные, заросшие сорной травой клумбы, газоны, палисадники, скверы, парки,плохого качества дорожные покрытия, отсутствие архитектурного дизайна при размещении палаток и т.д.
С целью улучшения состояния территорий населенных пунктов области, повышение степени их благоустройства предлагается программа организационных мероприятий.

 N   Мероприятия               Исполнители            Срок исполнения
 1   2                         3                      4
 1.  Информационное освещение  СМИ области, пресс-    постоянно
 в средствах массовой информа- центр администрации
 ции работ по благоустройству  области
 городов и других населенных
 пунктов области

 2.  Обследование территорий   Органы местного само-   июнь-сентябрь
 поселков без населения с      управления, комитет по   1997 г.
 целью выработки решений по    управлению имуществом
 их дальнейшему использованию  Калининградской области,
 или ликвидации                комитет по земельным
                               ресурсам и землеустройству
                               Калининградской области,
                               агропромышленный комитет
                               администрации области,
                               миграционная служба
                               Калининградской области

 3.  Контроль за выполнением   Областная комиссия,          ежемесячно
 разработанных в городах и     созданная по постановлению
 районах области мероприятий   администрации области от
 по благоустройству            19.02.97 г. N 52, комитет
  территорий                   по ЖКХ и ТЭК администрации
                               области

 4.  Контроль за соблюдением   Государственный комитет     постоянно
 всеми физическими и юриди-    по охране окружающей
 ческими лицами санитарных,    среды Калининградской
 экологических, земельных,     области, центр
 архитектурных норм содержа-   Госсанэпиднадзора в
 ния территории населенных     Калининградской области,
 пунктов                       областной комитет по
                               земельным ресурсам и
                               землеустройству, управление
                               архитектуры и градостроительства
                               администрации области

 5.  Разработать положение     Комитет по ЖКХ и ТЭК        июль 1997 г.
 о конкурсе по лучшему         администрации области,
 благоустройству территории    управление архитектуры и
 города (района города),       градостроительства
 поселка, усадьбы и опубли-    администрации области,
 ковать его в СМИ              государственный комитет по
                               охране окружающей среды
                               Калининградской области,
                               центр Госсанэпиднадзора в
                               Калининградской области

 6.  Разработать проект        Областной центр занятости   июль 1997 г.
 постановления администрации   населения, управление
 области о привлечении без-    труда и социального развития
 работных к благоустроитель-   администрации области,
 ным работам и порядке         финансовое управление
 финансирования данных работ   администрации области,
                               комитет по ЖКХ и ТЭК
                               администрации области

 7.  Подготовить проекты       Комитет по вопросам         июль 1997 г.
 постановления главы адми-     общественной безопасности
 нистрации (губернатора)       и воинских формирований
 области "О создании           администрации области,
 областной санитарной          управление внутренних дел
 милиции".                     Калининградской области,
                               государственно - правовое
                               управление администрации
                               области

 8.  Подготовить и внести      Комитет по ЖКХ и ТЭК        июль 1997 г.
 на рассмотрение област-       администрации области,
 ной Думы проект Закона        отдел по взаимодействию
 Калининградской области       с областной Думой
 "Об отходах производства
 и потребления в Калинин-
 градской области"

 9.  Подготовить и внести      Комитет по ЖКХ и ТЭК        июль 1997 г.
 нат рассмотрение областной    администрации области,
 Думы "Правила благоустрой-    управление архитектуры и
 ства, санитарного содержа-    градостроительства
 ния населенных пунктов        администрации области,
 Калининградской области"      государственный комитет
                               по охране окружающей среды
                               Калининградской области,
                               центр Госсанэпиднадзора
                               в Калининградской области,
                               отдел по взаимодействию
                               с областной Думой

 10. Проведение паспортизации  Управление архитектуры       в течении
 состояния территорий горо-    и градостроительства         1997 -
 дов и сельских населенных     администрации области,       1998 гг.
 пунктов                       органы местного само-
                               управления

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ.

Имеются трудности с обеспечением населения водой. Водопроводные сооружения вследствие их недостаточной мощности и большого износа эксплуатируются с нарушением существующих норм.
Из 36 коммунальных водопроводов из подземных источников водоснабжения только в гг. Калининграде, Советске и Черняховске сооружения водоподготовки обеспечивают необходимую очистку воды перед подачей ее потребителям. Доля проб воды, не соответствующих ГОСТу "Вода питьевая", в подземных источниках коммунальных водопроводов составляет: по санитарно - химическим показателям 51,8 процента; по бактериологическим - 6 процентов. Из 488 сельских водопроводов 61 процент не отвечает санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны, неоптимально выбранных объектов водозабора, необходимого комплекса очистных и обеззараживающих установок. Удельный вес проб воды по бактериологическим показателям, не соответствующих нормативам, составляет из источников водоснабжения 14,6 процента, в разводящей сети - 31,0 процента.
В неудовлетворительном санитарно - техническом состоянии находятся более 60 процентов водопроводных сетей из общей протяженности 2000 км, т.к. большая их часть довоенной постройки относятся к разделу ветхих и требуют замены.
Наряду с инженерными мероприятиями важнейшим направлением работы по нормализации водоснабжения является учет и экономия воды питьевого качества. Несмотря на то, что общий объем подачи питьевой воды в водопроводные сети населенных пунктов области составляет 277 тысяч куб.м в сутки, или 300 л/сутки в расчете на 1 жителя, что больше нормы, ее повсеместно не хватает. (Для сравнения - Швеция, г.Копенгаген - 110 л/сутки, Польша, г.Гданьск - 150 л/сутки, Германия - 130 л/сутки). Около 65 процентов подаваемой питьевой воды приходиться на областной центр - г. Калининград, где теоретически в расчете на одного жителя потребление составляет 430 л/сутки. Таким образом, требуется серьезная проработка рационального использования питьевой воды, направленная на повышение ее качества, а не на наращивание объемов подачи.
Основными направлениями организационных и инженерно технических работ по обеспечению населения качественной питьевой водой и в нормативно - необходимых количествах являются:
* разработка и внедрение новых и совершенствование существующих технологий водоподготовки;
* строительство и реконструкция объектов водопроводного хозяйства;
* паспортизация водоснабжающих предприятий с полной характеристикой водоисточников:
а) наличие водных ресурсов;
б) характеристика сооружений водоподготовки (водопроводные очистные сооружения);
в) характеристика водопроводных разводящих сетей в населенных пунктах (диаметры, гидравлика, запорная арматура);
г) наличие приборов учета на водопроводных станциях, скважинах и у потребителей.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДОВ И НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОБЛАСТИ.

 N  Наименование мероприятия       Исполнители         Срок исполнения
 1  2                              3                        4

 1. г.Калининград                  ОКС администрации

развитие Восточной водопро- области, мэрия 1997-2000 водной станции - строительство г.Калининграда, постоянно и реконструкция водопроводных МП "Водоканал"

 сетей - реконструкция Централь-                            1997-1999
 ной водопроводной станции

 2. г.Краснознаменск
    строительство ВНС 2-го подъ-   Администрация
 ема, резервуара ЧС, станции       Краснознаменского
 обезжелезивания                   района                  1997-1999

 3. г.Багратионовск
    реконструкция водопровод-      Администрация
 ной насосной станции              Багратионовского
                                   района                  1997-1999

 4.  г.Гусев
     строительство и реконструк-   Администрация
 ция водопроводной станции с под-  Гусевского
 готовкой питьевой воды из сме-    района; предприя-
 шанных источников водозабора      тие "Водоканал"
                                   г.Гусев                  1997-1998

 5.  г.Неман
     строительство объекта хим-    Администрация
 подготовки на водозаборе          Неманского района        1997-1998

 6.  г.Балтийск
     реконструкция системы         Строительный коми-
 водоснабжения                     тет администрации
                                   области, администра-
                                   ция городского окру-
                                   га                       1996-1998

 7.  Бурение новых скважин
 с решением вопроса обеззара-
 живания воды в населенных
 пунктах
 пос. Ладушкин,                    Администрация
 пос. Нивенское,                   Багратионовского
 пос. Долгоруково,                 района,                   1997-2000
 пос. Знаменск                     администрация
 пос. Железнодорожный              Гвардейского района       1997-1999
 пос. Домново                      администрация
                                   Правдинского района       1997-1999

 8.  Освоение новых скважин
 с одновременным решением вопроса
 обезжилезивания воды и замена
 ветхих водопроводных сетей
 г.Гвардейска, г.Мамоново,         Органы местного само-
 г.Гурьевска, г.Зеленоградска,     управления, предприя-
 г.Немана, г.Нестерова, г.Озерска, тия коммунального
 г.Полесска, г.Правдинска,         хозяйства                 постоянно
 г.Светлогорска, г.Пионерского,
 г.Светлого, г.Советска,
 г.Черняховска

 9.  Паспортизация систем водо-    Органы местного само-
 снабжения населенных пунктов,     управления                1997-1998
 разработка технических решений
 по их эксплуатации, реконструкции
 и модернизации

ОТВЕДЕНИЕ СТОЧНЫХ ВОД (КАНАЛИЗАЦИЯ) В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

Сооружения канализации работают с большой перегрузкой, механическая очистка стоков не отвечает действующим нормативам. Многие очистные и канализационные сооружения устарели по своей конструкции, изношены, низки по производительности.
Общий сброс сточных вод в поверхностные водоемы составляет более 350 тыс. куб.м/сутки, из них 50,1 процента стоков сбрасываются без очистки.
наибольший объем неочищенных стоков приходится на систему коммунального хозяйства и промышленных предприятий.
В связи с этим в области ведется строительство объединенных канализационных очистных сооружений в городах Калининграде, Советске, Немане, Полесске, Мамоново, Славске, Гвардейске, пос. Янтарном. Ввод в эксплуатацию всех вышеперечисленных очистных сооружений позволит коренным образом улучшить экологическую ситуацию региона.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ И ПОСЕЛКАХ ОБЛАСТИ

 N  Наименование мероприятий      Исполнители          Срок исполнения
 1  2                             3                        4

 1.  г.Калининград
     -строительство объединен-
 ных очистных сооружений          ГУП "Сток"                1976-2000
     -прокладка тонельным спо-    ГУП "Сток"
 собом разгрузочного коллектора   строительный комитет
 центральной части города         администрации области     1983-1999

-прокладка канализационных Мэрия г.Калининграда 1997-2000 коллекторов в кварталах новостроек и замена устаревших

 участков

 2.  Светлогорская зона
     г. Светлогорск
     Строительство главной насос-  ОКС администрации
 ной станции с инженерными сетями  области                  1991-1999
     пос. Янтарный
     Реконструкция очистных со-  ОКС администрации
 оружений курортной группы       области                    1998-1999
 городов

 3.  Гвардейск
     Строительство очистных      Администрация
 сооружений                      Гвардейского района        1995-2000

 4.  г. Славск
     Строительство очистных      ОКС администрации
 сооружений                      области                    1992-1999

 5.  г. Мамоново
     Реконструкция очистных      ОКС администрации
 сооружений и канализационных    области                    1997-1999
 сетей

 6.  г. Краснознаменск
     Строительство сетей         Администрация
 канализации                     Краснознаменского района   1998-2000

 7.  г. Полесск
     Строительство канализаци-   ОКС администрации
 онного коллектора к очистным    области                    1993-1999
 сооружения рыбоконсервного
 комбината

 8.  Паспортизация систем        Органы местного само-
 канализования и очистки стоков  управления, комитеты
 всех населенных пунктов,        строительный и ЖКХ
 разработка технических предло-  и ТЭК администрации
 жений                           области                    1997-1998

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ

Теплоэнергию вырабатывают 546 котельных, из которых 471 работает на твердом топливе, 54 - на жидком и 21 - на природном газе. На теплоснабжение жилищно - коммунального хозяйства и социальной сферы расходуется 2300 Гкал/час.
Общая протяженность теплотрасс составляет 464,0 км в двухтрубном измерении, из них "ветхих" тепловых сетей - 180 км. В городах, имеющих центральное отопление, по причине аварийного состояния теплотрасс, большие потери тепла.
Двенадцать процентов сельского населения, восемьдесят один процент городского населения проживают в домах с центральным теплоснабжением, остальная часть населения пользуется индивидуальным отоплением.
В целях ликвидации дефицита тепловой энергии, улучшение экологической обстановки, повышение кпд теплоисточников, снижения стоимости отпускаемых теплоносителей и повышение качества теплоснабжения населения предлагается перевести мелкие котельные, работающие на твердом топливе, на более экономичные, полностью автоматизированные теплоисточники, причем, как правило, не на государственной, а на коммерческой основе. Шире использовать местные топливные ресурсы (дрова, дровянные отходы, торф) там, где это экономически обосновано. Пересмотреть схемы теплоснабжения населенных пунктов, использовать как централизованное отопление, так и децентрализованное, в том числе и индивидуальные источники, применять новые технологии прокладки теплотрасс, осуществлять установку групповых и индивидуальных приборов учета.
На первом этапе необходимо выполнить уже технически отработанные мероприятия.

 N   Мероприятия                 Исполнители               Срок
                                                           исполнения
 1   2                           3                         4

 1.  Подготовить и внести на     Комитет по ЖКХ и ТЭК
 рассмотрение в областную Ду-    администрации области,
 му Закон Калининградской об-    энергонадзор              III кв.1997
 ласти "Об энергоснабжении"

 2.  Произвести паспортизацию    Органы местного само-
 теплоисточников, работающих     управления                1997-1999
 на нужды ЖКХ, и представить
 предложение по их дальнейшему
 использованию

 3.  Перевести мелкие угольные   Органы местного
 котельные на современные тех-   самоуправления            1997-1999
 нологические схемы в количест-
 ве 87 штук, в т.ч. Светлогорск-
 11, Черняховск-35, Советск-5,
 Балтийск-7, Зеленоградск-6,
 Полесск-8, Неман-1, Нестеров-
 11, Гурьевск-2.

 4.  Разработать и реализовать   Администрация г.Гусева,
 проект перевода г. Гусева на    комитет по ЖКХ и ТЭК,
 закрытую схему теплоснабжения   строительный политехни-
                                 ческий институт            1997-1999

 5.  Перевести на природный      Органы местного
 газ теплоисточники гг.          самоуправления             1997-1998
 Гурьевска, Пионерского, Зеле-
 ноградска

 6.  Подготовить постановление   Комитет по ЖКХ и ТЭК       июль 1997
 главы администрации (губерна-
 тора) области о полном пере-
 ходе к 2000 году на приборный
 учет тепла в каждом отдельно
 стоящем здании

 7.  Разработать и реализовать   Управление природо-
 программу использования местных и недропользования АО,
 видов топлива (дрова, дровянные комитет по ЖКХ и ТЭК     III кв. 1997
 отходы, торф)

 8.  Принять участие в кон-      Органы местного само-
 курсе на получение местными     управления                 1997-2000
 органами самоуправления
 кредита Всемирного банка по
 проекту городского теплоснаб-
 жения г.Гусева, г.Черняховска,
 г. Нестерова, г.Советска

 9.  Строительство районной     ОКС администрации области,
 кательной                      органы местного самоуправления,
                                строительный комитет
                                администрации области       1997-1998

ГАЗИФИКАЦИЯ

В настоящее время в Калининградской области газифицированно 308 тыс. квартир, из них - на природном газе всего 116,2 тыс.квартир, на сжиженном - 191,8 тыс. квартир, в т.ч. на селе - 53,5 тыс. квартир. Уровень газификации квартир природным газом составляет всего 36,6 процента, а в сельской местности всего 1 процент. Таким образом, основная часть населения области использует для бытовых нужд привозной сжиженный газ. Транспортировка по железной дороге сжиженного газа в 8-10 раз превышает по стоимости транспорт природного газа в магистральных газопроводах.
В настоящее время газификация на селе возможна только в Краснознаменском, Гурьевском, Зеленоградском и частично в Багратионовском районах за счет попутного нефтяного газа.
Развитие газовых сетей в других районах области сопряжено с необходимостью прокладки газопроводов - отводов и ГРС.
Для решения задачи газификации области устанавливаются следующие показатели развития на период 1997 - 2000 годы.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГАЗИФИКАЦИИ

 N   Мероприятия              Исполнители                Срок
                                                         исполнения
 1   2                        3                          4

 1.  Строительство ГРС-2 и    Департамент управления
 газопровода-отвода к         хозяйственным комплексом
 Калининграду                 области администрации
                              области, ЗАО "Газ-Ойл"     1997-1998

 2.  Строительство газопро-
 вода к г.Советску                 -"-                   1998-1999

 3.  Строительство газопро-
 вода к г.Черняховску              -"-                   1997-2000

 4.  Строительство газовых    Департамент управления
 сетей в городах и районах    хозяйственным комплек-
 области г.Калининнграда,     сом области, МП
 г.Светлогорска, г.Светлого,  "Калининградгазификация",
 г. Пионерского.              органы местного само-
                              управления                 1997-2000

 Багратионовский район
     Газопровод Ладушкин-
 Пятидорожное - Мамоново          -"-                    1997-1998
     Распределительные сети
 пос. Ладушкин                    -"-                    1997-2000
     Газопровод с распреде-
 лительными сетями пос.
 Ново-Московский АО "Октябрь-
 ское"                            -"-                    1998-1999
     Газопровод с распреде-
 лительными сетями пос.
 Звездный                         -"-                    1997-1998

     Гурьевский район
     г. Гурьевск                  -"-                    1997-1998
     Газопровод в/д к котель-
 ной пос. Родники                 -"-                    1998-1999
     Газопровод в/д к двум
 котельным в пос. Ушаково         -"-                    1997-1998
     Распределительные газо-
 проводы левобережной и право-
 бережной части пос. Ушаково.     -"-                    1998-1999
     Газопровод в/д в пос.
 Высокое                          -"-                    1998-1999
     Газопровод в/д Низовье,
 Малинники                        -"-                    1999
     Распределительные газо-
 проводы пос. Малинники           -"-                    2000
     Газопровод в/д до пос.
 Шоссейный                        -"-                    2000

     Зеленоградский район
     г. Зеленоградск                                     1997-2000
     Распределительные газо-
 проводы пос. Вишневое            -"-                    1997-1998
     Распределительные газо-
 проводы пос. Коврово             -"-                    1998-1999
     Газопровод в/д пос.
 Коврово, Сокольники - Рощино     -"-                    1998-1999
     Газопровод в/д АГРС
 г.Светлогорск-Янтарный и
 распределительные газопроводы
 ТОО "Шатровское"                 -"-                    2000

     Краснознаменский район
     г. Краснознаменск            -"-                    1997-2000
     Распределительные сети
 пос. Узловое                     -"-                    1997-2000

 5. Газификация жилого фонда  Органы местного само-
 Калининградской области      управления, ГП
                              "Калининградгазификация"   1997-2000

Количество квартир, под-

 лежащих газификации              -"-
     всего по области 32665
     из них:
     в городах областного под-
 чинения 10765                    -"-                    1997-2000
     Багратионовский район 5447   -"-                    1997-2000
     Гурьевский район 3722        -"-                    1997-2000
     Зеленоградский район 3661    -"-                    1997-2000
     Краснознаменский район 4663  -"-                    1997-2000
     Неманский район 3237         -"-                    1998-2000
     Черняховский район 455       -"-                    1999-2000
     Гвардейский район 388        -"-                    1999-2000
     Полесский район 325          -"-                    1998-2000

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ОТХОДАМИ

В настоящее время в Калининградской области практически отсутствует нормативная система полного учета и отчетности в сфере обращения, кадастра и экологического мониторинга отходов, нет и единой организации, курирующей данный вид деятельности. Органы местного самоуправления, природоохранные и СЭС, занимающиеся этими вопросами, разобщены как ведомственными, так и финансовыми интересами. Проводимые ими работы носят фрагментарный характер, а результаты исследований не востребованы. В то же время ежегодно только на контролируемые свалки области вывозится 200000 тонн отходов. Вместе с импортными товарами в область поступает большое количество тары и упаковки, что по сути своей является отходами. Создаются фирмы, деятельность которых по использованию и реализации вторичных ресурсов практически не контролируется. Отсутствует эффективное стимулирование местных товаропроизводителей по избежанию образования отходов, нет единой системы экологического воспитания населения, начиная с детского возраста. В целом в области нет порядка в сфере обращения отходов. В то же время опыт многих стран показывает, что поставленная в нормативные рамки работа с отходами является весьма прибыльным делом и может быть дополнительным источником доходов в областной и местные бюджеты.
В основе предлагаемой системы обращения с отходами лежат следующие принципы:

1. Обращение с отходами является отдельной областью деятельности народного хозяйства.

2. Отходы являются собственностью органов местного самоуправления.

3. Обеспечение по возможности минимального образования отходов в отношении их количества и вида (мероприятия по избежанию образования отходов).

4. Максимально возможное избежание или уменьшение содержания в отходах вредных веществ, а так же их образование.

5. обширные и приоритетные мероприятия по многократному использованию отходов, прежде всего стекла, бумаги, металлов, пластмассы, строительных отходов (строительный мусор, вынутый почвенный материал, дорожное покрытие), текстиля, дерева, негабаритного мусора и отходов, пригодных для компостирования.

6. Возвращение отходов в круговорот материалов народного хозяйства или содержание их для этих целей в виде запасов в случае, если это не представляет опасности для окружающей среды (вторичное использование ценных материалов из отходов).

7. Обработка отходов, непригодных для вторичного использования по составным материалам, таким образом, чтобы обеспечить возможность их экологичной переработки или хранения на полигоне твердых бытовых и промышленных отходов (ТБО).

8. Экологичное захоронение отходов, непригодных для переработки или дальнейшей обработки, на полигонах ТБО.
В целях решения поставленных задач необходимо выполнить мероприятия:

 N   Мероприятия                Исполнители            Срок исполнения
 1   2                          3                      4

 1.  Разработать проект регио-  Комитет по ЖКХ и ТЭК
 нального Закона "Об отходах    администрации области,
 производства и потребления     Государственный комитет
 в Калининградской области"     по охране окружающей
                                среды Калининградской
                                области                    июнь 1997

 2.  Обобщить опыт г. Светло-   Комитет по ЖКХ и ТЭК,
 горска по дифференцирован-     органы местного само-
 ному сбору отходов             управления                 III кв.1997
     Рекомендовать его к
 внедрению на всей террито-
 рии области

 3.  Создать инфраструктуру     Комитет по ЖКХ и ТЭК,
 для дифференцированного        органы местного само-
 сбора отходов в гг. Зелено-    управления                 1997-1998
 градске, Пионерском,
 Багратионовске, Мамоново,
 Нестерове, Балтийске

 4.  Ужесточить контроль за     Органы местного само-
 существующими полигонами ТБО,  управления, Государственный
 обустроить их с целью недопу-  комитет по охране ок-
 щения несанкционированного     ружающей среды Калинин-
 размещения отходов             градской области, центр
                                Госсанэпиднадзора в
                                Калининградской области    III кв.1997

 5.  Произвести рекультивацию   Органы местного само-
 несанкционированных свалок     управления                 III кв.1997
 на территориях городов,
 сельских населенных пунктов,
 лесных массивов и т.д.

 6.  Решить вопрос о строи-     Комитет по ЖКХ и ТЭК,
 тельстве мусороперерабатыва-   мэрия г.Калининграда       III кв.1997
 ющего завода




-------------------------------------------------
     газета "Клининградская правда"                140.010.030.
     от 9 июля 1997 года.

Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов и населенных пунктов Калининградской области (Программы-1000)

Название документа: Об утверждении губернаторской комплексной программы развития городов и населенных пунктов Калининградской области (Программы-1000)

Номер документа: 508

Вид документа: Постановление Главы Администрации (губернатора) Калининградской области

Принявший орган: Губернатор Калининградской области

Статус: Действующий

Опубликован: Калининградская правда от 9 июля 1997 года
Дата принятия: 23 июня 1997