Недействующий


Утверждено
распоряжением
начальника Учреждения
юстиции "Приморский краевой
регистрационный центр"
от 21.09.2000 N 20

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОГРАНИЧЕНИЙ (ОБРЕМЕНЕНИЙ)


(в ред. распоряжений учреждения юстиции
от 03.06.2002 N 10, от 05.11.2002 N 24)

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Основ законодательства РФ о нотариате, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 в редакции от 25.06.2002, Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, федеральных законов РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997, "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ, "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998, постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1, постановлений Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 18.02.1998 N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование", Законов Приморского края "Об охране памятников истории и культуры" от 01.11.1996, "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае" от 17.06.1998, постановлений губернатора Приморского края от 18.12.1998 N 583 "Об утверждении Положения об учреждении юстиции "Приморский краевой центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество", от 10.02.2000 N 186 "О возложении на комитет по природным ресурсам администрации края отдельных государственных полномочий в области регулирования лесных отношений на территории края", а также иных нормативных актов Российской Федерации и Приморского края, нормативных документов учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (далее  учреждение юстиции).

1.2. Настоящая Инструкция является обязательной для использования при осуществлении приема документов, проведении правовой экспертизы и внесении записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее  ЕГРП) в учреждении юстиции и его филиалах.

1.3. Ограничение (обременение)  наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

1.4. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объект недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

1.5. В настоящей Инструкции рассмотрены следующие виды ограничений (обременений):

- статус памятника истории и культуры;

- доверительное управление;

- опека;

- попечительство;

- условия, на которых объект недвижимого имущества был приобретен по конкурсу;

- безвозмездное пользование.

1.6. Порядок государственной регистрации арестов, запретов (запрещений) рассмотрен в Инструкции "О порядке государственной регистрации арестов, запретов (запрещений)", утв. распоряжением начальника ПКРЦ от 09.08.2001 N 20, с изменениями и дополнениями, утв. распоряжением и.о. начальника ПКРЦ от 20.03.2002 N 6, от 28.08.2002 N 16.

Особенности государственной регистрации сервитутов рассмотрены в Инструктивном письме "О порядке применения действующего законодательства о регистрации сервитутов".

Особенности государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда рассмотрены в Инструкции "О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда", утв. распоряжением и.о. начальника ПКРЦ от 03.06.2002 N 10.

Особенности государственной регистрации аренды других объектов недвижимости и ипотеки будут рассмотрены в иных методических и инструктивных материалах, подготавливаемых учреждением юстиции.

1.7. На основании решения юридического совета от 04.04.2002 (протокол N 62-юр) учреждение юстиции не осуществляет государственную регистрацию ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением.

Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 558 ГК РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

При приеме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также при проведении правовой экспертизы, следует проверять законность заключенного договора  наличие в договоре купли-продажи жилого помещения перечня лиц, сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением. Если договор купли-продажи жилого помещения не содержит подобного условия, в нем должно быть указано об отсутствии лиц, сохраняющих право пользования настоящим жилым помещением.

В случаях, когда граждане, являющиеся стороной договора, обязуются сняться с регистрационного учета, об этом должно быть указано в договоре. При этом должна быть указана дата, не позднее которой граждане обязуются сняться с регистрационного учета.

Если граждане, не являющиеся стороной договора, не намерены проживать в отчуждаемом помещении, необходимо предоставление нотариально удостоверенного обязательства (заявления) о снятии их с учета (с указанием даты, не позднее которой обязуются сняться с учета). При отсутствии нотариально удостоверенного заявления граждане обращаются с письменным заявлением о снятии с учета, составленным в присутствии специалиста отдела приема учреждения юстиции.

В случае, если ранее в ЕГРП была внесена запись о регистрации ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением, данное право пользования может быть прекращено на основании заявления как самого лица, проживающего в жилом помещении (пользователя), так и собственника жилого помещения. В последнем случае основанием для прекращения записи о праве пользования является документ, подтверждающий снятие лица, сохраняющего право пользования жилым помещением с регистрационного учета (выписка из домовой книги или др.).

Примечание. Основанием для прекращения права пользования жилым помещением может также являться решение суда.

1.8. Оспаривание в судебном порядке прав на недвижимое имущество не является основанием для государственной регистрации ограничения (обременения) в виде права требования (п. 2 ст. 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее  ФЗ о регистрации). Под оспариванием прав следует понимать оспаривание правоустанавливающего акта государственного органа или органа местного самоуправления, оспаривание действительности сделки, из которой возникло право и др.

При наличии судебного спора в отношении прав на объект недвижимого имущества либо по другим основаниям государственный регистратор обязан сделать запись в графе "Особые отметки" подраздела II Единого государственного реестра прав о праве требования определенных лиц на конкретный объект недвижимости (например, "право требования Иванова Ивана Ивановича"). Соответствующая запись производится на основании судебных актов, повесток, извещений о рассмотрении дел в отношении прав на недвижимое имущество по инициативе как самих судебных органов, так и по инициативе сторон спора, иных заинтересованных лиц.

В случае если в порядке п. 3 ст. 28 ФЗ о регистрации в учреждение юстиции поступило судебное решение, определение (спор рассмотрен по существу), в графе "Особые отметки" подраздела II ЕГРП делается запись о наличии судебного решения. Порядок государственной регистрации при наличии в ЕГРП подобной записи рассмотрен в п. 1.7 Методических рекомендаций о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании судебных актов, утвержденных распоряжением начальника ПКРЦ от 04.12.2001 N 27.

2. Памятники истории и культуры

2.1. Памятники  это сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.

К недвижимым памятникам истории и культуры, в соответствии со ст. 2 Закона Приморского края "Об охране памятников истории и культуры", относятся:

1. Единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения, а также четко локализуемые архитектурные ансамбли фортификационного, культового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, пещеры вместе с их историческими территориями и находящимися в них движимыми культурными ценностями, земельные участки, содержащие археологические слои.

2. Ансамбли - исторически или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых единичных памятников, исторические места, исторические ландшафты, обладающие универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения, места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, исторические города или поселения, фрагменты исторических планировок, старинные городские кварталы, деревни, архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи, произведения монументального искусства - скульптурные памятники, стеллы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы монументально-декоративного искусства.

3. Достопримечательные места - территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии.

4. Памятники истории - постройки с их исторически сложившимися территориями, кладбища, территории и ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью городов, выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусств.

5. Памятники археологии:

- объекты жилого назначения - культурные слои, постройки древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища;

- объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, святые места, культовые комплексы;

- объекты фортификационного назначения;

- погребальные комплексы - святилища, места совершения обрядов, курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи;

- каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, этнографические памятники;

- объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура водных и водно-волоковых путей.

2.2. Вопросы, связанные с выявлением, государственным учетом, охраной и использованием памятников регулируются Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.1978 в редакции от 25.06.2002, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее  ФЗ о памятниках истории и культуры), Законом Приморского края "Об охране памятников истории и культуры", другими нормативными правовыми актами. При этом впредь до утверждения Правительством РФ положения о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее  реестр) в соответствии с п. 6 ст. 63 ФЗ о памятниках истории и культуры, а также приведения законодательства Приморского края в соответствие с ФЗ о памятниках истории и культуры, сохраняется прежний (описанный ниже) порядок отнесения объектов недвижимости к объектам историко-культурного наследия.

2.3. Государственными органами охраны памятников Приморского края являются управление культуры администрации Приморского края и государственное учреждение культуры "Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры".

К местным органам охраны памятников относятся управления, отделы культуры органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

2.4. Государственный учет памятников на территории Приморского края осуществляет "Приморский государственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (далее - Центр). Учет памятников осуществляется на основании списков недвижимых памятников, которые подразделяются на списки вновь выявленных памятников и государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. Указанные списки направляются Центром для осуществления государственной регистрации в учреждение юстиции.

Примечание. В соответствии со ст. 18 ФЗ о памятниках истории и культуры орган охраны объектов культурного наследия исполнительной власти субъекта РФ ведет Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, порядок формирования и ведения которого будет предусмотрен соответствующим постановлением Правительства РФ, в соответствии с которым в данный раздел своевременно будут внесены соответствующие изменения.

2.5. Статус вновь выявленного недвижимого памятника распространяется на объект до момента включения его в государственный список недвижимых памятников истории и культуры либо до принятия решения об исключении его из списка вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры.

2.6. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры формируются Центром на основе списка вновь выявленных памятников и включают в себя объекты историко-культурного наследия, отнесенные решениями органов власти Приморского края к охраняемым государством памятникам.

2.7. Памятники (независимо от категории историко-культурного назначения) могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1 ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

2.8. Распоряжение памятниками осуществляется собственником либо уполномоченным лицом по согласованию с Центром.

Права собственников памятников ограничиваются установлением режима содержания и использования памятников в целях их сохранения и обеспечения общественной доступности, что фиксируется в двухсторонних охранных договорах (охранных обязательствах) между будущим собственником и Центром.

2.9. Договор аренды памятника заключается в соответствии с правилами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований ФЗ о памятниках истории и культуры. В договоре аренды памятника обязательно указываются сведения об особенностях, составляющих предмет его охраны, которые содержатся в списках памятников недвижимости.

2.10. При продаже недвижимых памятников, находящихся в частной собственности, собственники памятников уведомляют об этом Центр, а также ставят в известность приобретателя о наличии охранного договора и об условиях использования памятника.

2.11. Регистрация такого ограничения (обременения) как памятник истории и культуры производится учреждением юстиции одновременно с регистрацией права (перехода права) на конкретный памятник истории и культуры на основании официальной информации об отнесении объекта недвижимости к памятникам истории и культуры, содержащейся в документе, описывающем объект недвижимости.

При государственной регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры не требуется предоставление отдельного заявления, такая регистрация производится без оплаты. При этом должностное лицо учреждения юстиции или его филиала, принимающее документы на государственную регистрацию права и (или) сделки, обязано предупредить заявителя о том, что на основании данных документов в ЕГРП будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде памятника истории и культуры. В форме заявления о государственной регистрации права заявитель после слов "и выдать свидетельство о государственной регистрации" вручную делает отметку о таком предупреждении следующего содержания: "Предупрежден о том, что в Едином государственном реестре прав будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде памятника истории и культуры".

Запись об ограничении (обременении) памятника истории и культуры вносится в подраздел III-6 ЕГРП под тем же номером, что и номер регистрации права на объект недвижимости, являющийся памятником истории и культуры.

При этом номер государственной регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры формируется в следующем порядке: в базе данных "Регистрация" на один и тот же номер заявки ссылаются два регистрационных номера  регистрационный номер права и регистрационный номер ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, отличающиеся только последней цифрой-расширением. Например:

в базе данных "Заявки" была оформлена заявка на регистрацию права под входящим N 10/2002-187;

при совершении регистрационных действий в базе данных "Регистрация" при формировании записей о праве и ограничении (обременении) необходимо ссылаться на один и тот же номер заявки, заполняя при этом в регистрационном номере так называемые цифры-дополнения:

- регистрационный номер права - 25-1/05-10/2002-187/1,

- регистрационный номер ограничения (обременения) - 25-1/05-10/2002-187/2.

Последняя цифра-дополнение указывается только в экранной форме, а во всех печатных формах (подразделы ЕГРП, свидетельства о государственной регистрации прав, выписки из ЕГРП, книги учета входящих документов, выданных свидетельств, выданной информации о зарегистрированных правах, сведения, предоставляемые в БТИ, налоговые органы, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству) и при заполнении штампа регистрационный номер указывается без последней цифры-дополнения.

Примечание. Данный порядок не распространяется на объекты недвижимости, регистрация ограничения (обременения) прав (в виде памятника истории и культуры) на которые была осуществлена до принятия распоряжения начальника ПКРЦ от 24.05.2001 N 17. Номер регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, сформированный в соответствии с ранее действовавшим порядком, сохраняется и при переходе права на указанные объекты недвижимого имущества.

При выдаче свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества  памятник истории и культуры в графе "Существующие ограничения (обременения)" указывается: "Памятник истории и культуры".

В дальнейшем при переходе права на памятник истории и культуры ограничение (обременение) прекращается не полностью, а преобразуется в пользу другого гражданина или юридического лица (ст. 63 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219). На листе III-6 ЕГРП проставляется штамп погашения регистрационной записи.

Выводится новый лист подраздела III-6 ЕГРП, который содержит записи об ограничении (обременении) в виде памятника истории и культуры. При этом указываются прежний номер и дата регистрации (в вышеприведенном примере: 25-1/05-10/2002-187/2).

В базе данных в соответствующей записи о регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры в окне "Правообладатель" вносятся сведения о новом правообладателе. В окне "Изменения к регистрации" заполняются графы "Дата изменений" (указывается дата регистрации права нового правообладателя) и "Содержание изменений" (указываются слова "Переход права").

Примечание. В случае поступления заявления о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, в отношении объекта недвижимости, являющегося памятником истории и культуры, ограничение (обременение) права на который в виде памятника истории и культуры было не зарегистрировано учреждением юстиции (его филиалом), в выписке из ЕГРП в графе "Особые отметки" указывается  "памятник истории и культуры". При последующей регистрации перехода права на данный объект производится одновременная регистрация ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры в порядке, указанном выше.

3. Доверительное управление имуществом

3.1. Доверительное управление имуществом может быть учреждено на основании договора или по основаниям, предусмотренным законом.

Особенности осуществления доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом, рассмотрены в п. 4.10 настоящей Инструкции.

3.2. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

3.3. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.

3.4. Передача имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Договор доверительного управления недвижимым имуществом регистрации не подлежит. Он заключается в той же форме, что и договор купли-продажи недвижимого имущества, то есть путем составления единого документа, подписанного сторонами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»