• Текст документа
  • Статус
Недействующий


УЧРЕЖДЕНИЕ ЮСТИЦИИ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ
НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 марта 2004 г. N 12

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОГРАНИЧЕНИЙ (ОБРЕМЕНЕНИЙ) В НОВОЙ РЕДАКЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 09.06.2003), постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 03.09.2003), приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах" предлагаю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке государственной регистрации отдельных видов ограничений (обременений) в новой редакции (текст прилагается).

Новая редакция документа включена в информационную базу отдельным документом.

2. Признать утратившей силу Инструкцию о порядке государственной регистрации отдельных видов ограничений (обременений), утв. в новой редакции распоряжением учреждения юстиции от 05.11.2002 N 24.
3. Поручить управлению информационного обеспечения (Волкова) внести необходимые изменения в базу данных.
4. Службе регистрации по г. Владивостоку довести содержание настоящего распоряжения до сведения всех специалистов службы.
5. Контрольно-аналитическому отделу (Белозерская) направить копию настоящего распоряжения во все филиалы учреждения юстиции.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника учреждения юстиции Саланину О.А.

Начальник учреждения юстиции
Главный государственный регистратор
прав на недвижимое имущество
и сделок с ним на территории
Приморского края
А.А.КУРКИНА


ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОГРАНИЧЕНИЙ (ОБРЕМЕНЕНИЙ)


Утверждено
в новой редакции
распоряжением
учреждения юстиции
от 29.03.2004 N 12


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Конституции Российской Федерации, Основ законодательства РФ о нотариате, Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса РСФСР, Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в редакции от 25.06.2002), Федеральных законов РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции от 09.06.2003) - далее ФЗ о регистрации, от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", постановлений Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 18.02.1998 N 224 "Об утверждении Положения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование", Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста РФ от 18.09.2003 N 226, Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, законов Приморского края от 08.01.2004 N 98-КЗ "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края", от 17.06.1998 N 11-КЗ "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае", постановлений Администрации Приморского края от 22.12.2003 N 403 "Об утверждении Положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края", от 22.12.2003 N 404 "Об утверждении Положения о порядке взимания платы учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах, а также размеров платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество", а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и Приморского края, методических документов учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (далее учреждение юстиции).
1.2. Настоящая Инструкция является обязательной для использования при осуществлении приема документов, проведении правовой экспертизы и внесении записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) в учреждении юстиции и его филиалах.
1.3. Ограничение (обременение) наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.
1.4. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объект недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП (п. 2 ст. 6 ФЗ о регистрации).
1.5. В настоящей Инструкции рассмотрены следующие виды ограничений (обременений):
- статус объекта культурного наследия;
- доверительное управление;
- опека;
- попечительство;
- условия, на которых объект недвижимого имущества был приобретен по конкурсу;
- безвозмездное пользование.
1.6. Порядок государственной регистрации арестов, запретов (запрещений) рассмотрен в Инструкции "О порядке государственной регистрации арестов, запретов (запрещений)", утв. в новой редакции распоряжением учреждения юстиции и приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю Главного судебного пристава Приморского края.
Особенности государственной регистрации сервитутов рассмотрены в Инструктивном письме "О порядке применения действующего законодательства о регистрации сервитутов".
Особенности государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда рассмотрены в Инструкции "О порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования и концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда", утв. в новой редакции распоряжением учреждения юстиции от 06.02.2004 N 8.
Особенности государственной регистрации аренды других объектов недвижимости рассмотрены в Инструктивном письме о порядке государственной регистрации аренды недвижимого имущества, утвержденном распоряжением ПКРЦ от 24.05.2001 N 17, ипотеки - в Методических рекомендациях по вопросам применения Инструкции о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникающей в силу закона или договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам, утвержденным распоряжением учреждения юстиции от 07.10.2002 N 20, с изменениями, внесенными распоряжением учреждения юстиции от 26.11.2002 N 27 и 28.12.2003 N 32.
1.7. На основании решения юридического совета от 04.04.2002 (протокол N 62-юр) учреждение юстиции не осуществляет государственную регистрацию ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением.
Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 558 ГК РФ, существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие в соответствии с законом право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При приеме документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также при проведении правовой экспертизы, следует проверять законность заключенного договора наличие в договоре купли-продажи жилого помещения перечня лиц, сохраняющих право пользования продаваемым жилым помещением. Если договор купли-продажи жилого помещения не содержит подобного условия, в нем должно быть указано об отсутствии лиц, сохраняющих право пользования настоящим жилым помещением.
В случаях, когда граждане, являющиеся стороной договора, обязуются сняться с регистрационного учета (не выражают своего намерения проживать в отчуждаемом помещении), об этом должно быть указано в договоре. При этом должна быть указана дата, не позднее которой граждане обязуются сняться с регистрационного учета.
Если граждане, не являющиеся стороной договора, не намерены проживать в отчуждаемом помещении, необходимо представление нотариально удостоверенного обязательства (заявления) о снятии их с учета (с указанием даты, не позднее которой обязуются сняться с учета). При отсутствии нотариально удостоверенного заявления граждане обращаются с соответствующим письменным заявлением о снятии с учета, составленным в присутствии специалиста отдела приема учреждения юстиции.
В случае, если ранее в ЕГРП была внесена запись о регистрации ограничения (обременения) права в виде права пользования жилым помещением, данное право пользования может быть прекращено на основании заявления как самого лица, проживающего в жилом помещении (пользователя), так и собственника жилого помещения. В последнем случае основанием для прекращения записи о праве пользования является документ, подтверждающий снятие лица, сохраняющего право пользования жилым помещением с регистрационного учета (выписка из домовой книги или др.).
Примечание. Основанием для прекращения права пользования жилым помещением может также являться решение суда.

2. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

2.1. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия (Министерство культуры РФ) или в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в ст. 17 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" - заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр, заключение государственной историко-культурной экспертизы и т.д. Кроме того, объекты археологического наследия со дня их обнаружения также считаются выявленными объектами культурного наследия. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с вышеназванным ФЗ.
2.2. Вопросы, связанные с выявлением, государственным учетом, охраной и использованием памятников регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от 27.02.2003), Законом Приморского края от 08.01.2004 N 98-КЗ "Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края", другими нормативными правовыми актами.
В РФ ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию (ст. 15 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ утверждается Правительством РФ.
На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается Правительством Российской Федерации. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.
Примечание. Поскольку на сегодняшний день форма паспорта объекта культурного наследия до сих пор не утверждена, государственное учреждение "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Министерства культуры РФ (далее Агентство) заключает с собственниками объектов культурного наследия охранные обязательства, в которых указан порядок и условия использования, требования к сохранению объектов культурного наследия. Указанные охранные обязательства являются необходимым документом для государственной регистрации права (перехода права) на объекты недвижимого имущества федерального значения и сделок с ними.

Объекты культурного наследия независимо от их категории историко-культурного назначения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1 ст. 48 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Примечание. Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, приостанавливаются приватизация объектов культурного наследия федерального значения и регистрация права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований вышеназванного ФЗ, если иное не установлено между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, которые являются ограничением (обременением) права собственности на данный объект.
В соответствии со ст. 55 вышеуказанного ФЗ договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований названного ФЗ. В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии с указанным ФЗ независимо от форм собственности данного объекта.
2.3. Государственными органами охраны объектов культурного наследия в Приморском крае являются:
- в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия федерального значения Агентство;
- в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия всех форм собственности регионального и местного историко-культурного значения - Управление культуры Администрации Приморского края (далее Управление).
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 8 ФЗ о регистрации органы охраны объектов культурного наследия направляют в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством РФ.
Примечание. В связи с тем, что данный порядок Правительством РФ до сих пор не установлен, учреждением юстиции были заключены соглашения о порядке взаимодействия:
1) с Агентством от 25.12.2003;
2) с Управлением от 02.02.2004.
Согласно вышеназванным соглашениям данные органы охраны объектов культурного наследия обязаны предоставлять в учреждение юстиции сведения об объектах недвижимости, отнесенных к объектам культурного наследия и выявленным объектам культурного наследия всех форм собственности федерального значения (Агентство), регионального и местного историко-культурного значения (Управление), в том числе: вид объекта, наименование памятника, адрес (местоположение) объекта, особенности, составляющие предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, обязательства по его сохранению, а также наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств.

2.4. На основании официальной информации об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия), переданной в учреждение юстиции по реестру в соответствии с вышеуказанными соглашениями или содержащейся в паспорте объекта культурного наследия (охранном обязательстве), одновременно с регистрацией права (перехода права) на конкретный объект культурного наследия или выявленный объект культурного наследия осуществляется регистрация ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия. При этом применяется следующий порядок регистрации:
2.4.1. При государственной регистрации данного ограничения (обременения) не требуется представление отдельного заявления, такая регистрация производится без оплаты. При этом должностное лицо учреждения юстиции или его филиала, принимающее документы на государственную регистрацию права (перехода права), обязано предупредить заявителя о том, что на основании данных документов в ЕГРП будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде объекта культурного наследия. В форме заявления о государственной регистрации права (перехода права) заявитель после слов "и выдать свидетельство о государственной регистрации" вручную делает отметку о таком предупреждении следующего содержания: "Предупрежден о том, что в Едином государственном реестре прав будет зарегистрировано ограничение (обременение) в виде объекта культурного наследия (или выявленного объекта культурного наследия)".
2.4.2. В соответствии с абз. 4 п. 6 ст. 12 ФЗ о регистрации в подраздел I ЕГРП вносится, в том числе, информация об отнесении объекта недвижимости к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия. Следовательно, в графу "Особые отметки регистратора" подраздела I ЕГРП вносится запись "объект культурного наследия" или "выявленный объект культурного наследия".
2.4.3. Запись об ограничении (обременении) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия вносится в подраздел III-6 ЕГРП под тем же номером, что и номер регистрации права на объект недвижимости, являющийся объектом культурного наследия, при этом в базе данных "Регистрация" выбирается "ограничение (обременение)" - "объект культурного наследия".
Номер государственной регистрации ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия формируется в следующем порядке: в базе данных "Регистрация" на один и тот же номер заявки ссылаются два регистрационных номера регистрационный номер права и регистрационный номер ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия, отличающиеся только последней цифрой-расширением. Например:
в базе данных "Заявки" была оформлена заявка на регистрацию права под входящим N 22/2004-187;
при совершении регистрационных действий в базе данных "Регистрация" при формировании записей о праве и ограничении (обременении) необходимо ссылаться на один и тот же номер заявки, заполняя при этом в регистрационном номере цифры-расширения:
- регистрационный номер права - 25-1/05-22/2004-187/1,
- регистрационный номер ограничения (обременения) "объект культурного наследия" - 25-1/05-22/2004-187/2.
Последняя цифра-расширение указывается только в экранной форме, а во всех печатных формах (подразделы ЕГРП, выписки из ЕГРП, книги учета входящих документов, выданных свидетельств, выданной информации о зарегистрированных правах, сведения, предоставляемые в органы (организации), осуществляющие государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговые органы и т.д.) и при заполнении штампа регистрационный номер указывается без последней цифры-расширения.
Примечание. Данный порядок не распространяется на объекты недвижимости, регистрация ограничения (обременения) прав (в виде памятника истории и культуры) на которые была осуществлена до принятия распоряжения начальника ПКРЦ от 24.05.2001 N 17 "О действии некоторых инструктивно-методических материалов ПКРЦ". Номер регистрации такого ограничения (обременения), сформированный в соответствии с ранее действовавшим порядком, сохраняется и при переходе права на указанные объекты недвижимого имущества.

Согласно абз. 6 п. 6 ст. 12 ФЗ о регистрации при регистрации права (перехода права) на объект культурного наследия или выявленный объект культурного наследия в графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III6 указывается содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия. В графе "Документы-основания" данного подраздела указывается наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств паспорт объекта культурного наследия либо иной документ согласно реестрам информации, передаваемым в учреждение юстиции Агентством или Управлением согласно вышеназванным соглашениям. В графе "Лицо (а), в пользу которого (ых) обременяются (ограничиваются) права" указывается не определено.
Примечание. Если ранее в ЕГРП была внесена запись о регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, то при переходе права на объект культурного наследия на листе подраздела III-6, содержащего запись о регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, проставляется штамп погашения регистрационной записи. Выводится новый лист подраздела III-6 ЕГРП, который содержит запись об ограничении (обременении) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, графы которого заполняются согласно вышеописанному порядку. При этом указываются прежний номер и дата регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры.

В дальнейшем при переходе права на объект культурного наследия данное ограничение (обременение) прекращается не полностью, а преобразуется в пользу другого гражданина или юридического лица (ст. 63 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219). На листе подраздела III-6 ЕГРП проставляется штамп погашения регистрационной записи.
Выводится новый лист подраздела III-6 ЕГРП, который содержит записи об ограничении (обременении) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия. При этом указываются прежний номер и дата регистрации.
В базе данных в соответствующую запись о регистрации ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия вносятся сведения о новом правообладателе в окно "Правообладатель". В окне "Изменения к регистрации" заполняются графы "Дата изменений" (указывается дата регистрации права нового правообладателя) и "Содержание изменений" (указываются слова "Переход права").
2.4.4. Согласно п. 9 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста РФ от 18.09.2003 N 226 в графе "Существующие ограничения (обременения) права" свидетельства о государственной регистрации указывается вид зарегистрированных ограничений (обременений) права (например, арест). Следовательно, при выдаче свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества "объект культурного наследия" или "выявленный объект культурного наследия" в графе "Существующие ограничения (обременения)" указывается вид зарегистрированного ограничения объект культурного наследия или выявленный объект культурного наследия.
2.5. При предоставлении информации об объекте недвижимого имущества, являющегося объектом культурного наследия, необходимо руководствоваться следующим.
2.5.1. П. 20 Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденных приказом Минюста РФ от 18.09.2003 N 226 предусмотрено следующее: в выписке из ЕГРП указываются, в том числе, зарегистрированные ограничения (обременения) права, дата и номер их государственной регистрации, сроки, на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены. Следовательно, в ней должно быть указано содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия согласно графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III-6 ЕГРП.
2.5.2. В случае поступления заявления о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП или выдачи свидетельства о государственной регистрации (в том числе повторного) в отношении объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия (согласно имеющейся в учреждении юстиции информации), ограничение (обременение) права на который в виде объекта культурного наследия не было зарегистрировано учреждением юстиции (его филиалом), применяется следующий порядок.
В базе данных "Регистрация" формируется регистрационный номер ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия путем добавления цифры-расширителя к регистрационному номеру права, который отличается только последней цифрой-расширением. Так, если в базе данных "Регистрация" была внесена соответствующая запись о регистрации права под N 25-1/05-22/2003-177, то в данную регистрационную запись вносится дополнительная цифра-расширение 1 (соответственно образуется регистрационный номер права N 25-1/05-22/2003-177/1, а регистрационный номер ограничения (обременения) формируется путем добавления цифры-расширения 2 (следовательно, регистрационный номер ограничения (обременения) - N 25-1/05-22/2003-177/2), при этом в графе "Дата" подраздела III-6 указывается дата внесения соответствующих изменений в базу данных.
Последняя цифра-расширение указывается только в экранной форме, а во всех печатных формах (подразделы ЕГРП, выписки из ЕГРП, книги учета входящих документов, выданных свидетельств, выданной информации о зарегистрированных правах, сведения, предоставляемые в органы (организации), осуществляющие государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, налоговые органы и т.д.) и при заполнении штампа регистрационный номер указывается без последней цифры-расширения.
2.5.3. В случае поступления заявления о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, а также выдаче свидетельства о государственной регистрации (в том числе повторного) в отношении объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия (согласно имеющейся в учреждении юстиции информации), ограничение (обременение) права на который было зарегистрировано в виде памятника истории и культуры, применяется следующий порядок.
На листе подраздела I ЕГРП, содержащего в графе "Особые отметки регистратора" запись "памятник истории и культуры", проставляется штамп о внесении изменений, а также выводится соответствующий лист, содержащий запись об изменениях. В графе "Содержание изменений" данного листа указывается "было памятник истории и культуры, стало объект культурного наследия (или выявленный объект культурного наследия)", в графе "Документы-основания" указывается наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств паспорт объекта культурного наследия либо иной документ согласно реестру информации, которая передается Агентством (или Управлением).
На листе подраздела III-6 ЕГРП также проставляется штамп о внесении изменений и выводится соответствующий лист об изменениях. В графе "Содержание изменений" данного листа указывается "было памятник истории и культуры, стало - __________________ (указывается содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия), было _______________ (указываются документы-основания для регистрации ограничения (обременения) в виде памятника истории и культуры, например, постановление Думы Приморского края от 27.03.1996 N 314), стало ____________________________ (указываются наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств паспорт объекта культурного наследия либо иной документ согласно реестру информации, которая передается Агентством (или Управлением))".
В выписке из ЕГРП указываются, в том числе, содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия согласно графе "Описание ограничения (обременения) подраздела III-6 ЕГРП, дата и номер государственной регистрации ограничения (обременения) в виде объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия.

3. ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

3.1. Доверительное управление имуществом может быть учреждено на основании договора или по основаниям, предусмотренным законом.
Особенности осуществления доверительного управления имуществом по основаниям, предусмотренным законом, рассмотрены в п. 3.10 настоящей Инструкции.
3.2. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
3.3. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему.
3.4. Передача имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Договор доверительного управления недвижимым имуществом регистрации не подлежит. Он заключается в той же форме, что и договор купли-продажи недвижимого имущества, то есть путем составления единого документа, подписанного сторонами.
3.5. Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде передачи имущества в доверительное управление подают все стороны договора доверительного управления имуществом (учредитель управления и доверительный управляющий).
3.6. К заявлению о государственной регистрации должен быть приложен документ об оплате регистрации и другие документы, необходимые для проведения государственной регистрации. Кроме того, физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица - учредительные документы юридического лица.
3.7. Плата за регистрацию ограничения (обременения) в виде доверительного управления взимается в размере, установленном для регистрации передачи имущества в доверительное управление (раздел VI "Регистрация ограничений (обременений)" Размеров платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Администрации Приморского края от 22.12.2003 N 404). При этом конкретный размер платы зависит от того, какое лицо является доверительным управляющим: физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
3.8. При приеме документов на государственную регистрацию и осуществлении правовой экспертизы учитываются следующие ограничения, установленные ГК РФ в отношении объектов доверительного управления и субъектного состава договора:
- имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление;
- учредителем доверительного управления является собственник имущества;
- доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия; доверительным управляющим не может быть государственный орган или орган местного самоуправления;
- выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом не может быть доверительный управляющий.
3.9. Существенными условиями договора доверительного управления имуществом являются:
- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
- наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
- размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором;
- срок действия договора.
Примечание. Договор доверительного управления имуществом заключается на срок, не превышающий пяти лет. Для отдельных видов имущества, передаваемого в доверительное управление, законом могут быть установлены иные предельные сроки, на которые может быть заключен договор.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены договором.

До регистрации передачи имущества в доверительное управление регистратор обязан проверить наличие этих условий в договоре, так как при их отсутствии договор будет считаться незаключенным (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
3.10. Доверительное управление имуществом может быть учреждено по основаниям, предусмотренным законом:
- вследствие необходимости постоянного управления имуществом подопечного в случаях, предусмотренных статьей 38 ГК РФ;
- на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик);
- по иным основаниям, предусмотренным законом.
Статья 41 ГК РФ предусматривает, что распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному лицу, над которым установлено попечительство в форме патронажа, осуществляется попечителем на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным.
В соответствии со ст. 43 ГК РФ, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключенного с этим органом.
В случаях, когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения; а права учредителя управления, принадлежат соответственно органу опеки и попечительства, исполнителю завещания (душеприказчику) или иному лицу, указанному в законе.
Документами-основаниями для государственной регистрации передачи имущества в доверительное управление в данном случае являются:
- решение органа опеки и попечительства о назначении опеки и попечительства и договор, заключенный органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом;
- завещание и договор душеприказчика с доверительным управляющим;
- решение органа опеки и попечительства об установлении попечительства в форме патронажа над совершеннолетним дееспособным гражданином и договор доверительного управления, заключенный подопечным с попечителем;
- решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим и договор доверительного управления, заключенный органом опеки и попечительства с управляющим, определенным этим органом.
Помимо документов, указанных выше, во всех случаях требуется представление акта приема-передачи.
3.11. Запись о регистрации передачи имущества в доверительное управление вносится в подраздел III-6 ЕГРП. При этом графы подраздела III-6 ЕГРП заполняются следующим образом:
- в графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III-6 ЕГРП указывается "доверительное управление";
- в графе "Лицо, права которого обременяются (ограничиваются)" указывается учредитель доверительного управления;
- в графе "Лицо, в пользу которого обременяются (ограничиваются) права" указывается доверительный управляющий.
Свидетельство о государственной регистрации не выдается.
На договоре делается отметка о произведенной регистрации за подписью регистратора, которая скрепляется гербовой печатью: "Зарегистрировано ограничение (обременение) в виде доверительного управления "__" ______ 2004 г., рег. N ____. Регистратор ___________".
3.12. Договор доверительного управления имуществом прекращается вследствие:
- смерти гражданина, являющегося выгодоприобретателем, или ликвидации юридического лица-выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное;
- отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору, если договором не предусмотрено иное;
- смерти гражданина, являющегося доверительным управляющим, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
- отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;
- отказа учредителя управления от договора по иным причинам, чем та, которая указана выше, при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения;
- признания несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления;
- признания несостоятельным (банкротом) юридического лица, являющегося учредителем управления (п. 2 ст. 1018 ГК РФ). Обращение взыскания по долгам учредителя управления на имущество, переданное им в доверительное управление, не допускается, за исключением несостоятельности (банкротства) учредителя управления.
При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.
При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.
3.14. Прекращение доверительного управления осуществляется в следующем порядке:

случае смерти гражданина,
являющегося выгодоприобретателем,
доверительным управляющим

С заявлением о прекращении прочих
ограничений (обременений) в виде
передачи имущества в доверительное
управление (далее заявление)
обращается вторая сторона договора
доверительного управления имуществом.
Основанием для регистрации является
свидетельство о смерти

2. В случае ликвидации юридического
лица-выгодоприобретателя по договору

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
документ, подтверждающий внесение
записи в Единый государственный
реестр о ликвидации юридического лица

3. В случае ликвидации юридического
лица-выгодоприобретателя, являющегося
одновременно учредителем управления

С заявлением обращается доверительный
управляющий.
Основанием для регистрации является
документ, подтверждающий внесение
записи в Единый государственный
реестр о ликвидации юридического лица

4. В случае признания доверительного
управляющего недееспособным,
ограниченно дееспособным или
безвестно отсутствующим, а также
признания индивидуального
предпринимателя несостоятельным
(банкротом)

С заявлением обращается учредитель
управления.
Основанием для регистрации является
вступившее в законную силу решение
суда о признании гражданина
недееспособным, ограниченно
дееспособным, а также признании
индивидуального предпринимателя
несостоятельным (банкротом)

случае отказа
выгодоприобретателя от получения
выгод по договору, если договором не
предусмотрено иное

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
письменный отказ выгодоприобретателя
от получения выгод по договору

случае отказа доверительного
управляющего или учредителя
управления от осуществления
доверительного управления в связи с
невозможностью для доверительного
управляющего лично осуществлять
доверительное управление имуществом

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
письменный отказ одной из сторон от
договора доверительного управления
(при этом должен быть документ,
подтверждающий, что другая сторона
была уведомлена об отказе от договора
за три месяца до его прекращения,
если договором не предусмотрен другой
срок договора)

случае отказа учредителя
управления от договора по иным
причинам, чем та, которая указана в
предыдущем пункте, при условии
выплаты доверительному управляющему
обусловленного договором
вознаграждения

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
письменный отказ учредителя
управления от договора доверительного
управления (при этом должен быть
документ, подтверждающий, что другая
сторона была уведомлена об отказе от
договора за три месяца до его
прекращения, если договором не
предусмотрен другой срок договора, а
также документ, подтверждающий оплату
вознаграждения)

8. В случае признания несостоятельным
(банкротом)
гражданина-предпринимателя,
являющегося учредителем управления

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
вступившее в законную силу решение
суда о признании несостоятельным
(банкротом)
гражданина-предпринимателя,
являющегося учредителем управления

9. В случае, если имеется вступившее
в законную силу решение суда об
отмене решения о признании гражданина
безвестно отсутствующим

С заявлением обращаются все стороны
договора.
Основанием для регистрации является
вступившее в законную силу решение
суда об отмене решения о признании
гражданина безвестно отсутствующим

случае исполнения завещания
душеприказчиком

С заявлением обращаются наследник и
душеприказчик одновременно.
Основанием для регистрации является
свидетельство о праве на наследство

случае прекращения опеки и
попечительства

С заявлением обращается опекун
(попечитель).
Основанием для регистрации является
один из следующих документов:
- вступившее в законную силу решение
суда о признании подопечного
дееспособным или отмене ограничений
его дееспособности;
- свидетельство о рождении, паспорт,
подтверждающий достижение
несовершеннолетним подопечным
возраста 18 лет;
- решение органа опеки и
попечительства об объявлении
гражданина полностью дееспособным (об
эмансипации);
- свидетельство о браке
несовершеннолетнего подопечного;
- решение органа опеки и
попечительства о прекращении
патронажа, вынесенное на основании
требования гражданина, находящегося
под патронажем

3.15. Запись в ЕГРП о прекращении такого ограничения (обременения) погашается специальным штампом погашения регистрационной записи, проставляемым на листе III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись, и выведением "Листа прекращения", в графе "Документы-основания" которого указываются реквизиты соответствующих документов (согласно вышеприведенной таблице).

4. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

4.1. Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
4.2. Органами опеки и попечительства в Приморском крае являются органы местного самоуправления. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагаются на муниципальные органы управления образованием - в отношении несовершеннолетних лиц, на муниципальные органы управления здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на муниципальные органы управления социальной защиты населения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Полномочия органов местного самоуправления в Приморском крае в отношении перечисленных категорий граждан установлены в Законе Приморского края "Об органах опеки и попечительства в Приморском крае".
Если опекунами подопечных, помещенных в учреждения социальной защиты, воспитательные, лечебные и иные аналогичные учреждения, выступают эти учреждения, выполнение обязанности опекунов возлагается на их администрацию (директора, главного врача и др.). Соответственно, все необходимые документы подписывает и подает конкретное должностное лицо.
4.3. Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними, не достигшими четырнадцати лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
4.4. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно, в том числе сделок с недвижимым имуществом (ст. ст. 26, 30 ГК РФ).
4.5. Суд обязан в течение 3-х дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
4.6. Права и охраняемые законом интересы подопечных опекуны и попечители осуществляют на основании удостоверений, выдаваемых органами опеки и попечительства, а при их отсутствии - решений указанных органов о назначении данного лица опекуном, попечителем.
4.7. Опекуны не могут совершать, а попечители давать разрешение на совершение, без согласия органов опеки и попечительства, сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (ч. 2 ст. 37 ГК РФ).
При совершении сделок с имуществом подопечного органы опеки и попечительства дают разрешение на совершение сделки либо воздерживаются от дачи своего согласия (если сделка противоречит интересам подопечного).
4.8. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (ч. 3 ст. 37 ГК РФ).
4.9. Опека, попечительство как ограничение (обременение) состоят в том, что права лиц, находящихся под опекой, попечительством, ограничены в совершении сделок с недвижимым имуществом.
4.10. Для государственной регистрации опеки, попечительства в книгу учета входящих документов делается соответствующая запись, при этом в базу данных "Заявка" вносятся необходимые данные (фамилия, имя, отчество правообладателя, адрес объекта недвижимости и т.д.) в соответствии с Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 24.12.2001 N 343. Лист, содержащий заявление и копию расписки, не распечатывается. Государственная регистрация ограничения (обременения) в виде опеки, попечительства осуществляется без взимания платы.
4.11. Основанием для регистрации опеки являются следующие документы:
- решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина недееспособным;
- решение (акт) органа местного самоуправления о назначении опеки над малолетним или лицом, признанным недееспособным.
4.12. Основанием для регистрации попечительства являются:
- решение суда, вступившее в законную силу, о признании гражданина ограниченно дееспособным;
- решение (акт) органа местного самоуправления о назначении попечительства над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет или лицом, признанным ограниченно дееспособным.
Кроме того, дополнительно к документам, перечисленным в настоящем пункте, предоставляется решение (акт) органа местного самоуправления о назначении гражданина опекуном, попечителем.
4.13. Запись о регистрации рассматриваемого ограничения (обременения) вносится в подраздел III-6 ЕГРП по объектам, правообладателями которых являются лица, находящиеся под опекой (попечительством). В графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III-6 ЕГРП и "Существующие ограничения (обременения) права" свидетельства о государственной регистрации права указываются соответственно "опека" или "попечительство".
4.14. Опека над гражданином прекращается на основании:
- вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина дееспособным в отношении совершеннолетнего гражданина;
- свидетельства о рождении несовершеннолетнего подопечного при достижении им возраста 14 лет;
- решения (акта) органа местного самоуправления об отмене решения (акта) об установлении опеки в отношении гражданина.
4.15. Попечительство над гражданином прекращается на основании:
- вступившего в законную силу решения суда об отмене ограничений дееспособности гражданина;
- свидетельства о рождении несовершеннолетнего подопечного, паспорта при достижении им возраста 18 лет;
- свидетельства о браке для несовершеннолетних граждан;
- решения органа опеки и попечительства об объявлении гражданина полностью дееспособным (об эмансипации);
- решения (акта) органа местного самоуправления об отмене решения (акта) об установлении попечительства в отношении гражданина.
4.16. Запись в ЕГРП об ограничении (обременении) в виде опеки, попечительства погашается следующим образом:
На соответствующем листе подраздела III-6 ЕГРП проставляется специальный штамп погашения регистрационной записи без ссылки в штампе на новую регистрационную запись, а также выводится "Лист прекращения", в графе "Документы-основания" которого указываются реквизиты документов, послуживших основанием для прекращения ограничения (обременения) согласно списку, приведенному выше.
- при прекращении права лица, находящегося под опекой (попечительством), на объект недвижимого имущества;
- при прекращении опеки, попечительства над гражданином.
Примечание. Взаимодействие учреждения юстиции и органов опеки и попечительства Приморского края регулируется Информационным письмом от 16.01.2003 "О защите прав несовершеннолетних при совершении сделок с недвижимым имуществом на территории Приморского края", подписанным начальником Главного управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю, и.о. начальника учреждения юстиции и руководителем Департамента образования и науки Администрации Приморского края.

5. УСЛОВИЯ, НА КОТОРЫХ ОБЪЕКТ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
БЫЛ ПРИОБРЕТЕН ПО КОНКУРСУ

5.1. При заключении договора на торгах в форме конкурса для участников конкурса предусматривается обязательное выполнение их победителями определенных условий. Данные условия подлежат государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) права собственности победителя конкурса.
5.2. На торгах в форме конкурса продается имущество при приватизации, исполнительном производстве, при несостоятельности (банкротстве) и в других случаях.
5.3. В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (далее ФЗ о приватизации) к одному из способов приватизации государственного и муниципального имущества относится его продажа на конкурсе.
Право приобретения государственного или муниципального имущества по конкурсу принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса. По итогам конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи имущества, включающий в себя порядок выполнения условий конкурса, а также порядок подтверждения выполнения принимаемых на себя победителем конкурса обязательств.
В соответствии с п. 16 ст. 20 ФЗ о приватизации передача имущества и оформление права собственности на него осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Поэтому регистрация такого ограничения (обременения) как условия конкурса при приватизации, не производится. Право собственности победителя конкурса подлежит регистрации при наличии доказательств выполнения условий конкурса. Срок выполнения условий конкурса не может превышать один год. Факт оплаты имущества подтверждается выпиской со счета, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса, о поступлении денежных средств в размере и в сроки, указанные в договоре купли-продажи. Факт выполнения условий подтверждается актом о выполнении победителем конкурса условий конкурса, составленном в соответствии с требованиями Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 584.
Условия конкурса могут предусматривать:
- сохранение определенного числа рабочих мест на предприятии, проданном по конкурсу;
- переподготовка или повышение квалификации работников;
- ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;
- проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения
Данный перечень условий является исчерпывающим.
Если в договоре купли-продажи имущества по конкурсу не оговорена обязанность победителя конкурса обеспечить соблюдение условий, на которых имущество было приобретено, такая сделка является недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) победителем конкурса условий, договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности (п. 23 ст. 20 ФЗ о приватизации).
5.4. В соответствии с п. 4 ст. 110 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено данным ФЗ.
Примечание. В случае, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Так, при банкротстве градообразующих организаций (ими признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, а также иные организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек) при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ продажа предприятия производится путем проведения конкурса (ст. ст. 169, 175, 176 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Условия конкурса подлежат одобрению комитетом кредиторов или собранием кредиторов.
Обязательным условием конкурса в этом случае может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Иные условия конкурса могут быть установлены по предложению органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключительно с согласия собрания кредиторов (абз. 2 п. 2 ст. 175 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с п. 2 ст. 179 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" если предприятие должника не было продано в вышеописанном порядке, продажа имущества градообразующей организации осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 111 названного ФЗ.
5.5. При обращении взыскания на имущество в ходе исполнительного производства продажа недвижимого имущества осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Форма торгов (аукцион или конкурс) определяется органом, уполномоченным обращать взыскание на имущество (судебным приставом-исполнителем).
5.6. Государственная регистрация ограничений (обременений) в виде условий, на которых объект недвижимого имущество был приобретен по конкурсу, производится одновременно с регистрацией перехода права собственности на объект недвижимого имущества на основании заявления правоприобретателя. При регистрации такого ограничения в графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III-6 ЕГРП и "Существующие ограничения (обременения) права" свидетельства о государственной регистрации права указывается содержание данного ограничения (например, "сохранение профиля предприятия" и т.д.) согласно правоустанавливающим документам, представленным на государственную регистрацию.
Плата за государственную регистрацию взимается в соответствии с разделом VI "Регистрация ограничений (обременений)" Размеров платы за государственную регистрацию прав, утв. постановлением Администрации Приморского края от 22.12.2003 N 404. Запись об ограничении (обременении) вносится в подраздел III-6 ЕГРП.

6. БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

6.1. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
6.2. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. Разрешение собственника должно быть оформлено доверенностью, договором, иным письменным документом.
Коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на передачу имущества подопечного в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 37 ГК РФ).
Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 37 ГК РФ).
6.3. В договоре безвозмездного пользования должны быть указаны данные, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, в отношении которого договариваются стороны (квартира, земельный участок, др.), его местонахождение, в том числе данные, определяющие расположение объекта недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого объекта недвижимости (площадь, кадастровый номер и целевое назначение для земельных участков, др.). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в безвозмездное пользование, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
При заключении договора безвозмездного пользования ссудодатель обязан предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на объект недвижимости либо гарантировать, что недвижимое имущество свободно от имущественных прав и претензий третьих лиц, о которых в момент заключения договора ссудодатель не мог не знать.
6.4. При сдаче недвижимого имущества в безвозмездное пользование государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования.
Примечание. При передаче в безвозмездное пользование участка лесного фонда государственной регистрации подлежит договор безвозмездного пользования в порядке, установленном Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда и прав на участки лесного фонда, утвержденной в новой редакции распоряжением учреждения юстиции от 06.02.2004 N 8.

6.5. С заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования обращается одна из сторон договора безвозмездного пользования: ссудодатель или ссудополучатель. Если с заявлением о государственной регистрации обращается ссудополучатель, то о зарегистрированном ограничении (обременении) в виде безвозмездного пользования необходимо уведомлять правообладателя недвижимого имущества (п. 2 ст. 13 ФЗ о регистрации).
6.6. Плата за регистрацию взимается в размере, установленном для регистрации иных ограничений (обременений) раздела VI "Регистрация ограничений (обременений)" Размеров платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. постановлением Администрации Приморского края от 22.12.2003 N 404.
6.7. Запись о регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования вносится в подраздел III-6 ЕГРП. В графе "Описание ограничения (обременения)" подраздела III-6 ЕГРП и "Существующие ограничения (обременения) права" свидетельства о государственной регистрации права указывается соответственно "безвозмездное пользование".
6.8. На договоре безвозмездного пользования делается отметка о произведенной регистрации за подписью регистратора, которая скрепляется гербовой печатью: "Зарегистрировано ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования "__" ________ 2002 г., рег. N _______. Регистратор _________". Свидетельство о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования не выдается.
6.9. Договор безвозмездного пользования может быть прекращен:
а) в связи с истечением срока договора;
б) досрочно:
- в связи с расторжением договора по соглашению сторон;
- на основании решения суда (о расторжении договора, о признании договора недействительным);
- в связи с отказом от договора одной из его сторон (ст. 699 ГК РФ);
- в связи со смертью гражданина-ссудополучателя или ликвидацией юридического лица-ссудополучателя (ст. 701 ГК РФ).
6.9.1. В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются некоторые правила, регулирующие арендные правоотношения (ст. 607, п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 610, п. 1, п. 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и п. 3 ст. 623 ГК РФ), однако погашение записи о безвозмездном пользовании, в отличие от аренды, осуществляется на листе подраздела III-6 ЕГРП.
6.9.2. При прекращении безвозмездного пользования в связи с истечением срока договора применяется следующий порядок внесения в ЕГРП записи о прекращении. С заявлением о прекращении ограничения (обременения) обращается любая из сторон договора. Запись об ограничении (обременении) погашается путем проставления штампа погашения регистрационной записи на листе III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения" с указанием в графе "Документы-основания" реквизитов заявления о прекращении ограничения (обременения). При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "Ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено_________200__ г. в связи с истечением срока договора. Регистратор _______".
6.9.3. В случае досрочного расторжения договора безвозмездного пользования расторжение оформляется соглашением сторон, при этом в ЕГРП вносится запись о прекращении ограничения путем проставления штампа погашения регистрационной записи на листе III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения". В графе "Документы-основания" "Листа прекращения" указываются реквизиты соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования. На договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи с заключением соглашения о расторжении договора безвозмездного пользования от "__" ____________ 200__ г. ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено _________ 200__ г. Регистратор _______".
6.9.4. Договор безвозмездного пользования может быть расторгнут на основании решения суда. При этом с заявлением о прекращении ограничения (обременения) в виде безвозмездного пользования может обратиться любая из сторон договора. Запись об ограничении (обременении) погашается путем проставления штампа погашения регистрационной записи на листе III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения" с указанием в графе "Документы-основания" реквизитов решения суда. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "На основании решения _________ суда от ________ 200__ г. ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено _________ 200__ г. Регистратор _______".
6.9.5. При одностороннем отказе от договора безвозмездного пользования, когда такой отказ допускается законом (ст. 699 ГК РФ), запись о прекращении вносится на основании заявления той из сторон договора, которой предоставлено право его одностороннего расторжения. В случае если договор был заключен без указания срока (п. 1 ст. 699 ГК РФ), каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора; если договор был заключен с указанием срока (п. 2 ст. 699 ГК РФ), ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора (если иное не предусмотрено договором). При этом в обоих случаях необходимо предоставление письменного доказательства извещения другой стороны об отказе за один месяц (если иной срок извещения не предусмотрен договором).
6.9.6. В случае смерти гражданина-ссудополучателя запись об ограничении (обременении) в виде безвозмездного пользования погашается на основании заявления ссудодателя и копии свидетельства о смерти ссудополучателя путем проставления штампа погашения регистрационной надписи на соответствующем листе подраздела III-6 ЕГРП без ссылки в штампе на новую регистрационную запись и выведения "Листа прекращения" с указанием в графе "Документы-основания" реквизитов свидетельства о смерти ссудополучателя. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи со смертью ссудополучателя (свидетельство о смерти N ___ от _____) ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено ________ 200__ г. Регистратор _______".
В случае ликвидации ссудополучателя-юридического лица в графу "Документы-основания" вносятся реквизиты представленной на регистрацию копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации данного юридического лица. При этом на договоре безвозмездного пользования рядом с ранее произведенной отметкой о регистрации делается запись: "В связи с ликвидацией юридического лица-ссудополучателя (свидетельство от _____, рег. N ______) ограничение (обременение) в виде безвозмездного пользования прекращено ________ 200__ г. Регистратор _______".



Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации отдельных видов ограничений (обременений) в новой редакции

Название документа: Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации отдельных видов ограничений (обременений) в новой редакции

Номер документа: 12

Вид документа: Распоряжение учреждения юстиции "Приморский краевой регистрационный центр"

Принявший орган: Учреждение юстиции "Приморский краевой регистрационный центр"

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 29 марта 2004

Дата начала действия: 29 марта 2004