Недействующий

Об областном референдуме

     IV. Проведение референдума

Статья 26.

Голосование в день референдума проводится с 8 часов до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан через средства массовой информации и письменно не позднее, чем за 20 дней до дня референдума.

Если по участку референдума проголосовали все зарегистрированные участники референдума, участковая комиссия референдума может прекратить голосование ранее 22 часов.

Статья 27.

Гражданин, который в период начиная с 15 дней до дня референдума уедет и в день голосования не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, оформив письменное заявление и заполнив бюллетени референдума в помещении территориальной (за 15-4 дня до референдума) или участковой (за 3-1 день до дня референдума) комиссии, так чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно территориальной или участковой комиссии либо подписи двух членов комиссии.

Территориальные комиссии референдума передают списки проголосовавших участников референдума с их заявлениями и конверты с бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей комплектов бюллетеней референдума.

Участковая комиссия отмечает в своем списке проголосовавших таким образом участников референдума - "проголосовал досрочно".

Статья 28.

В 8 часов утра в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим гражданам все ящики для голосования, которые после этого опечатываются.

Затем председатель комиссии объявляет о начале голосования, вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, временно выбывших участников референдума и опускает эти бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получать бюллетени для голосования. Число бюллетеней из конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии референдума.

Бюллетени для голосования выдаются гражданам по спискам участников референдума по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина. При получении бюллетеня гражданин расписывается против своей фамилии в списке.

Граждане самостоятельно заполняют бюллетени в кабине для тайного голосования, в которой не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, который не может этого сделать сам, вправе по своему выбору пригласить в кабину другое лицо, кроме члена комиссии или наблюдателя.

Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив записанного в бюллетени ответа "за", "против", за который он голосует.

Участник референдума, покинув кабину для тайного голосования, опускает заполненный бюллетень в ящик для голосования, который должен находиться в поле зрения членов участковой комиссии референдума и общественных наблюдателей.

В том случае, если гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам, участковая комиссия поручает двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного ящика для голосования.Таких ящиков не может быть больше пяти на участке. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено участником референдума в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии.Фамилии граждан, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором гражданин расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии в его выдаче. Члены комиссии делают отметку в основном списке участников референдума,проголосовавших вне помещения для голосования.

Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.

Статья 29.

По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет голосование оконченным. После этого могут получить бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.

На основании списков для голосования, в том числе дополнительных, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании на дому, комиссия подсчитывает общее число получивших бюллетени.

Перед вскрытием ящиков для голосования председатель комиссии проверяет целостность печатей или пломб и вскрывает их. Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. При этом количество бюллетеней должно равняться количеству поданных заявлений с просьбой о голосовании на дому.

В случае обнаружения в переносных ящиках большого количества бюллетеней, чем количество письменных заявлений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках могут быть признаны недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума.

Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.

На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе:

1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме области, зарегистрированных по участку референдума;

2) количество погашенных неиспользованных бюллетеней;

3) общее число граждан, получивших бюллетени;

4) количество бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования;