Действующий

Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора области
от 04.09.2012 N 36-РГ

     

КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Псковской области на 2013-2015 годы"

     
1. Характеристика проблемы и обоснование ее соответствия и соответствия целей программы целям и задачам социально-экономического развития области


На территории Псковской области по состоянию на 01 января 2012 г. по данным Министерства юстиции по Псковской области осуществляют деятельность 998 некоммерческих организаций (далее - НКО), зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном федеральным законодательством порядке, большую часть из которых составляют социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).

Преобладающее количество СО НКО на территории Псковской области составляют профессиональные союзы, спортивные, ветеранские общественные организации, общества инвалидов, пенсионеров, военно-патриотические объединения, они же являются и самыми многочисленными по составу и осуществляют деятельность практически во всех муниципальных районах (городских округах) области.

В Псковской области также получили распространение некоммерческие организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи, поддержки и защиты граждан, пропаганду здорового образа жизни, молодежные и детские объединения, правозащитные, экологические, культурологические, просветительские организации, творческие союзы и др.

СО НКО, стабильно действующие на территории Псковской области, принимают активное участие в решении актуальных задач в сфере социальной защиты граждан, образования и просвещения, культуры, пропаганды здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания, повышения уровня гражданской активности, межнационального сотрудничества и роста правового самосознания населения.

В настоящее время между органами исполнительной власти области и СО НКО выстраивается система эффективного социального партнерства, сотрудничества и конструктивного взаимодействия, ориентированная на совместное решение приоритетных общественно значимых проблем.

При органах исполнительной власти области сформированы и активно действуют общественные советы и иные коллегиальные органы, в состав которых входят представители общественных объедений, Общественной палаты Псковской области, принимающие деятельное участие в формировании социального заказа по определению приоритетов социально-экономической политики области и решении общественно значимых вопросов для жителей Псковской области.

Органы исполнительной власти области преимущественно заинтересованы в наличие эффективного социального партнера в лице СО НКО, способных содействовать в решении общественно значимых проблем, транслировать принимаемые меры и решения, направленные на улучшение социального благополучия населения, стабилизацию социально-экономического положения области, участвовать в определении приоритетов социальной политики области.

В целях повышения открытости сложившейся системы и мер государственной поддержки, оказываемых органами исполнительной власти области СО НКО, а также их регламентации Администрацией области совместно с Общественной палатой Псковской области была инициирована разработка ряда нормативных правовых актов области в данной сфере, в том числе закона области и областной долгосрочной целевой программы по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

Предоставление общедоступной, открытой государственной поддержки социальных проектов некоммерческих организаций, действующих на территории Псковской области, Администрацией области осуществляется с 2010 г. путем предоставления субсидий на конкурсной основе.

В период с 2010 по 2011 год Администрацией области было поддержано 63 социальных проекта НКО на общую сумму 15702,879 тыс. рублей.

Следует отметить, что в 2009-2012 годах в Псковской области активизировался процесс формирования общественных объедений, сплотивших в свои ряды неравнодушных, инициативных граждан, участвующих в решении социально значимых проблем.

При этом как данные объединения граждан, так и уже действующие продолжительное время на территории Псковской области некоммерческие организации социальной направленности объединяют общие проблемы.

1. Отсутствие необходимой материально-технической базы, иных ресурсных возможностей СО НКО области для осуществления социально ориентированной деятельности, направленной на эффективное участие в решении актуальных проблем социальной сферы Псковской области.

Основным финансовым источником существования СО НКО остаются членские взносы, спонсорская помощь, участие данных организаций в конкурсах на получение субсидий (грантов) на реализацию программ и проектов, в том числе на федеральном, межрегиональном и международном уровнях.

Членская база преобладающей части СО НКО области малочисленна, при этом с учетом материального положения членов указанных организаций членские взносы в большей части не взимаются. Спонсорская помощь, оказываемая СО НКО, носит несистемный характер.

В настоящее время большинство СО НКО области не имеет офисов для работы с гражданами по своему профилю деятельности, отсутствует возможность пользоваться техническим оборудованием.

Большинство СО НКО зарегистрированы по месту жительства их руководителей, что также существенно затрудняет взаимодействие СО НКО с гражданами и получение последними социальных услуг, оказываемых СОНКО.

2. Недостаточное информирование граждан об общественно значимой деятельности СО НКО, в том числе направленной на развитие добровольчества (волонтерства) в средствах массовой информации. Отсутствие социальной рекламы, направленной на популяризацию деятельности СО НКО.

Большинство граждан либо не знают о существовании некоммерческого сектора, либо могут назвать несколько НКО, известных своей социальной и благотворительной деятельностью на протяжении более 10 лет.

В Псковской области также отсутствует единый портал НКО - информационная площадка, объединяющая представителей некоммерческого сектора, позволяющая довести информацию о СО НКО, действующих на территории области, направлениях их деятельности.

В настоящее время добровольчество (волонтерство) и благотворительная деятельность в Псковской области, в том числе и среди СО НКО недостаточно развиты.

Псковская область среди других субъектов Российской Федерации занимает 54 место по количеству зарегистрированных волонтеров в возрасте от 14 до 30 лет и доля их от общего количества молодежи Псковской области составляет 0,3%.

3. Низкий профессиональный уровень сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО Псковской области.

Повышение квалификации сотрудников и добровольцев (волонтеров) СО НКО позволит на более высоком уровне решать вопросы функционирования некоммерческого сектора Псковской области, что позволит наиболее эффективно и результативно реализовывать СО НКО собственные уставные задачи и участвовать в решение общественно значимых проблем, актуальных для разных слоев населения области.

4. Отсутствие объективной информации о состоянии и развитии некоммерческого сектора, основанной на социологических исследованиях.

На территории Псковской области социологические исследования о деятельности НКО проводились только в 2003-2004 годах. Поэтому в настоящее время существует необходимость проведения социологических исследований, которые могли бы выявить основные тенденции развития СО НКО, определить степень доверия населения к СО НКО.