Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2012 года N 263


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.04.14 на основании постановления Администрации области
от 27.03.2014 N 111
, Псковская правда от 01.04.14 N 35
_____________________________________________________________________


На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах".

2. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов разработать и принять на основе областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах" соответствующие муниципальные долгосрочные целевые программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Безлобенко Г.А.


Губернатор области                                                   А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 29.05.2012 N 263

     
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах"

Паспорт
областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах"

Наименование программы

"Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Губернатора области от 17 января 2012 г. N 3-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах"

Разработчики Программы

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды;
Государственное управление образования Псковской области

Исполнитель-координатор Программы

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды

Исполнители Программы

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды;
Государственное управление образования Псковской области;
государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Псковской области "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга";
государственное казенное учреждение Псковской области "Бежаницкое лесничество";
государственное казенное учреждение Псковской области "Порховское лесничество";
государственное казенное учреждение Псковской области "Невельское лесничество";
государственное казенное учреждение Псковской области "Себежское лесничество";
государственное казенное учреждение Псковской области "Печорское лесничество";
государственное казенное учреждение Псковской области "Струго-Красненское лесничество"

Цели и задачи Программы

Цель Программы:
организация и развитие движения школьных лесничеств.
Задачи Программы:
обеспечение условий для создания и функционирования школьных лесничеств;
воспитание экологической грамотности социально активной молодежи;
вовлечение подростков в деятельность по рациональному использованию и восстановлению лесных ресурсов

Основные целевые индикаторы

Количество школьных лесничеств;
доля школ, в которых школьники состоят в школьных лесничествах и "Лесной школе", от общего числа школ области;
количество членов школьных лесничеств и "Лесной школы", поступивших в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования на специальности, связанные с лесной и экологической отраслями

Сроки реализации Программы

2012-2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 9 232,37 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет 9 232,37 тыс. рублей, в том числе:
2012 год - 4 369,95 тыс. рублей;
2013 год - 2 431,21 тыс. рублей;
2014 год - 2 431,21 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание шести школьных лесничеств и одной "Лесной школы" на территории Псковской области;
привлечение 250 детей школьного возраста в систему лесной и экологической отраслей;
привлечение 25 общеобразовательных школ области (8,8 % от общей численности школ) в систему лесной и экологической отраслей;
создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в сфере экологического и природоохранного образования;
увеличение на 5 % количества победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов, предметных олимпиад и других мероприятий;
подготовка 6 человек для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по смежным с лесной и экологической отраслям специальностям;
оказание практической помощи лесничествам области

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Школьное лесничество - форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимание смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.

Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; являются базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.

Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.

На территории Псковской области школьные лесничества зародились в 1968 году. Первые школьные лесничества образовались на базе юннатских кружков, "зеленых" и "голубых" патрулей, лесоводческих звеньев. В них реализовывался принцип соединения обучения с производительным трудом. В связи с тем, что в то время в сельской местности было больше школ, соответственно, и численность учащихся в них была достаточно велика. Эти два показателя положительно влияли на количество школьных лесничеств. Пик движения школьных лесничеств пришелся на середину 70-х годов прошлого века. В Псковской области к 1978 году было организовано и действовало 55 школьных лесничеств с общей численностью ребят в 1327 человек. В истории эколого-биологического движения 90-е годы являются периодом определения стратегии сохранения и развития системы школьных лесничеств.

В 2003 году в системе лесного хозяйства Псковской области организовано и действует 42 школьных лесничества, объединяющих 652 учащихся школ. Кроме экологического дополнительного образования, включающего в себя работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, школьные лесничества оказывали существенную помощь лесному хозяйству: члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанной с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывали помощь в проведении лесохозяйственных мероприятий, лесоохранной агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности. Работа со школьными лесничествами считалась одним из приоритетов деятельности лесхозов.

Силами школьных лесничеств оказывалась существенная помощь лесхозам в проведении мероприятий по охране лесов и животного мира, посадке и уходе за лесом, выращиванию в питомниках и теплицах посадочного материала, сборе лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, шишек хвойных пород, изготовлению гнездовий. Удельный вес работ, выполняемых школьными лесничествами, составлял 10 % от общего объема работ, выполняемых в лесхозах.

Продуманная и проверенная на деле система обучения и воспитания детей в системе школьных лесничеств убедительно показала, каких весомых результатов можно добиться, если орган управления лесным хозяйством и школа действуют в тесном контакте, решая общие задачи по сохранению и преумножению лесных территорий.

Начиная с 2006 года в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране произошли кардинальные изменения в лесном хозяйстве. Произошедшее смещение приоритетов в экономике страны и области негативно сказалось на школьных лесничествах. Итогом этих перемен явилась ликвидация всех действующих на территории области школьных лесничеств.

На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования молодого поколения. Лесная отрасль Псковской области нуждается в кадрах, готовых решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. В лесном секторе области сегодня ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим складываются объективные условия вовлечения подростков в экологическую деятельность путем восстановления и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом.

Особенностью области является преобладание в образовательной инфраструктуре сельских школ, которые составляют 59 % от общего их количества. Сама специфика сельской школы как фактора развития села, источника возрождения и сохранения культурных традиций, близость к лесным природным комплексам выдвигают эколого-биологическое природоохранное направление в деятельности школьных лесничеств на одно из первых мест.

Школьные лесничества являются первой ступенью лесного и экологического образования и способны влиять в дальнейшем на профессиональный выбор учащихся.

Наряду с организацией движения школьных лесничеств, главным образом затрагивающее молодое поколение, базирующееся в сельской местности, повышение уровня экологической грамотности и экологической культуры необходимо через информированность городской молодежи. Решение поставленной задачи в рамках города эффективно через объединение детей на базе "Лесной школы" государственного образовательного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Псковской области "Псковский областной Дом детства и юношества "Радуга".

Проблема развития движения школьных лесничеств носит комплексный характер, отличается величиной масштаба, поскольку требует реализации программных мероприятий на значительной территории области.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется высокая эффективность организационных и технических мероприятий. Существуют следующие возможные варианты решения проблемы.

Первый вариант - использование программно-целевого подхода к решению проблемы развития движения школьных лесничеств. Данный вариант позволит полностью достигнуть цели и выполнить задачи Программы и обеспечить максимально эффективное расходование бюджетных средств. Он предполагает наиболее рациональный и действенный способ решения проблемы воссоздания и дальнейшего развития движения школьных лесничеств как важной составной части общего процесса природоохранного и экологического просвещения и воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к лесу и природе в целом путем комплексного объединения всех заинтересованных лиц данного процесса на областном уровне.

Данный метод предусматривает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам, что обеспечит эффективное использование ресурсов и минимизацию возможного риска.

Второй вариант - решение проблемы развития движения школьных лесничеств без использования программно-целевого метода. В данном случае в связи с отсутствием необходимой нормативной базы, объединяющей интересы заинтересованных структур и обеспечивающей формирование организационных и кадровых условий для создания и деятельности школьных лесничеств, возникнут негативные последствия, связанные с невозможностью реализации отдельных мероприятий и, в конечном итоге, вероятен риск, связанный с невозможностью создания и функционирования намеченных пилотных проектов по шести школьным лесничествам.

В связи с тем, что организация и развитие движения школьных лесничеств на территории Псковской области в первую очередь опирается на согласованное сотрудничество территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области, уполномоченных проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства и образования, руководителей и специалистов структурных территориальных единиц лесничеств, а также руководителей и педагогов образовательных учреждений, на их технические, финансовые и организационные возможности, можно констатировать, что без принятия областной долгосрочной целевой программы "Школьные лесничества на территории Псковской области в 2012-2014 годах" ресурсы и усилия заинтересованных лиц будут использоваться неэффективно.

Кроме этого результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей - специалистов лесного хозяйства, преподавателей образовательных учреждений, лесничих школьных лесничеств. В связи с этим создание организационной структуры движения школьных лесничеств Псковской области целесообразнее на основе реализации Программы.

Программно-целевой метод позволит:

объединить и скоординировать действия двух ведомств на региональном уровне;

выработать комплекс мероприятий, направленных на решение обозначенной проблемы, увязанных по задачам, ресурсам и срокам;

осуществлять целевое и адресное расходование бюджетных средств области с целью решения приоритетных задач в области развития движения школьных лесничеств с учетом их нужд;

повысить эффективность расходования бюджетных средств, получить конкретные и значимые результаты.

Программно-целевое управление деятельностью школьных лесничеств обеспечит возможность развития школьных лесничеств как одного из направлений дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Мероприятия Программы предусматривают проведение комплекса мер по нормативному правовому обеспечению этих формирований. Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать потенциал и возможности всех заинтересованных структур в решении вопроса создания школьных лесничеств и "Лесной школы".

2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является организация и развитие движения школьных лесничеств.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

обеспечение условий для создания и функционирования школьных лесничеств;

воспитание экологической грамотности социально активной молодежи;

вовлечение подростков в деятельность по рациональному использованию и восстановлению лесных ресурсов.

Решение поставленных задач путем реализации системно-ориентированных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам, будет способствовать наиболее эффективному и рациональному достижению цели Программы.

3. Сроки реализации Программы


Период реализации Программы: с 2012 по 2014 год.

Этапы реализации Программы:

первый этап - 2012 год;

второй этап - 2013-2014 годы.

На первом этапе формируется необходимая нормативная правовая база для реализации механизмов снижения административных барьеров, обеспечивающая формирование организационных и кадровых условий для деятельности и развития школьных лесничеств. В рамках этого этапа определяется правовой статус школьных лесничеств, реализуются мероприятия по созданию материально-технической базы школьных лесничеств.

На втором этапе осуществляется практическое внедрение комплекса мероприятий, для реализации которых на первом этапе осуществлялось формирование нормативной правовой базы. Апробируются механизмы функционирования организационной структуры на примере шести пилотных школьных лесничеств.

Программа предполагает достижение к концу 2014 года цели в части развития движения школьных лесничеств на территории Псковской области.

Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимо значимых результатов реализации мероприятий Программы путем решения задач по организации шести пилотных проектов школьных лесничеств.

Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер.

Программа сроком реализации 2012-2014 годы рассматривается как первый этап развития движения школьных лесничеств. Проведение дальнейших мероприятий по развитию сети школьных лесничеств на территории Псковской области планируется осуществлять в период до 2020 года.

4. Ресурсное обеспечение и технико-экономическое обоснование Программы


Школьные лесничества являются вновь создаваемым видом деятельности, поэтому для эффективности выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, требуется создание материально-технической базы для проведения теоретических, практических и опытно-исследовательских работ.

Финансирование Программы предполагается осуществлять в полном объеме из областного бюджета:

2012 год - 4 369 945,0 рублей;

2013 год - 2 431 205,0 рублей;

2014 год - 2 431 205,0 рублей.

Таблица


Общий объем требуемых финансовых средств для реализации программных мероприятий

Источники

Объем финансирования, тыс. рублей

финансирования

всего по Программе

в том числе

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего по Программе

9 232,37

4 369,95

2 431,21

2 431,21

из них:

областной бюджет

9 232,37

4 369,95

2 431,21

2 431,21

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»