Действующий

Об утверждении Стратегии развития города Пскова до 2020 года (с изменениями на 5 декабря 2013 года)

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Стратегия развития должна быть утверждена представительным органом в качестве городского нормативного акта. Принятие Стратегии развития города должно связать выдвинутые в стратегии приоритеты с текущим среднесрочным и краткосрочным планированием, а также с бюджетным процессом. Стратегия развития становится верхним звеном в системе документов стратегического и текущего планирования в Пскове. Она систематизирует и упорядочивает в четкой иерархии все документы, касающиеся развития города.

Как нормативный акт и продукт общественного согласия Стратегия должна стать обязательной для исполнения вне зависимости от меняющихся политических и экономических условий в городе. Это позволяет обеспечить преемственность муниципальной социально-экономической политики. Однако, кардинальные изменения социально-экономических условий (что нередко происходит за счет внешних факторов) могут и должны вызвать ее корректировку.

Стратегия устанавливает стратегические приоритеты в развитии города. На практике это означает, что любое управленческое решение, касающееся развития города, должно проверяться на соответствие стратегическим направлениям его развития. Соответствие стратегическим направлениям должно быть решающим фактором при принятии решений по расходованию бюджетных средств, при выборе инвесторов, при формировании порядка реализации городских целевых программ и т.п.

После утверждения Стратегии разрабатывается среднесрочная Программа социально-экономического развития города (3-5 лет). В данном документе в соответствие с выбранными Стратегическими приоритетами, целями и направлениями их достижения перечисляются приоритетные социально-экономические проекты, целевые программы, которые необходимо выполнить на планируемый период. Проекты носят среднесрочный (3-5 лет) характер. Каждая целевая программа структурно включает в себя цель, задачи и мероприятия; к ней прилагаются график ее выполнения, примерные оценки объема и источников необходимых ресурсов, перечень исполнителей и другие необходимые данные.

Проекты могут иметь и более длительный срок реализации, чем Программа, но желательно, чтобы они в этом случае были разбиты на этапы. Это даст возможность правильно оценить ход их реализации в планируемом периоде.

Среднесрочная Программа социально-экономического развития, в свою очередь, является основой для среднесрочного бюджетного планирования, так как содержит конкретную информацию по проектам и мероприятиям.

Содержащиеся в среднесрочной Программе проекты и целевые программы являются основой для годового планирования, в том числе бюджетного. В частности, разрабатывается план социально - экономического развития на каждый год, который включает те мероприятия городских целевых программ и проектов, которые должны быть выполнены в течение ближайшего года. Также указываются ответственные исполнители мероприятий, объемы и источники их финансирования, конкретные сроки выполнения и механизмы контроля за выполнением.

Взаимосвязь всех видов планирования представлена на рис. 5.1.



Рис. 5.1. Взаимосвязь всех видов социально-экономического планирования на муниципальном уровне.

Из данного рисунка видно, что весь процесс планирования проходит в два этапа. На первом этапе происходит разработка и утверждение Стратегии развития города, а также разработка среднесрочной программы социально-экономического развития города, в которых задействованы Администрация города, местное сообщество, представленное предпринимательством, вузами, некоммерческими организациями и инициативными группами. Кроме того, в социально-экономическом планировании на первом этапе принимают участие Глава города, Координационный совет и Городская Дума. Второй этап посвящен реализации Стратегии и предусматривает утверждение программы социально-экономического развития и разработку Плана реализации программы социально-экономического развития на 1 год. Цикл завершается утверждением проекта годового бюджета.