Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2011 года N 492


Об утверждении областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.14 на основании постановления Администрации области
от 20.06.2014 N 271

_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     постановлением Администрации области от 03.10.2012 N 524;
     постановлением Администрации области от 17.12.2012 N 645;
     постановлением Администрации области от 29.12.2012 N 685;
     постановлением Администрации области от 17.09.2013 N 429;
     постановлением Администрации области от 31.12.2013 N 637.
__________________________________________________________________

На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ" Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы".

2. Государственному финансовому управлению Псковской области предусмотреть объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" при формировании областного бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


Губернатор области                                                                                      А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 06.12.2011 N 492

     

Областная долгосрочная целевая программа
"Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"

     

Паспорт
областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"

Наименование программы

Областная долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" (далее - программа)

Основания для разработки программы

Распоряжение Губернатора области от 26 октября 2011 г. N 38-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы"

Разработчик программы

Государственное управление образования Псковской области

Исполнитель - координатор программы

Государственное управление образования Псковской области

Исполнители программы

Государственное управление образования Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
местные администрации муниципальных районов и городских округов Псковской области;
государственные учреждения Псковской области, в том числе государственные образовательные учреждения         

(Раздел дополнен словами постановлением Администрации области от 17.09.2013 N 429)

Цели и задачи программы

Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Псковской области.
Задачами программы являются:
а) модернизация общего и дополнительного образования детей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
б) повышение доступности и качества дошкольного образования;
в) приведение содержания и структуры начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
г) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;
д) совершенствование работы государственных образовательных учреждений по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
е) формирование системы мер социальной и профессиональной поддержки педагогических работников образовательных учреждений области

Основные целевые индикаторы программы

1. Средняя наполняемость классов (в городе, на селе).
2. Доля обучающихся на старшей ступени обучения в расчете на одну среднюю общеобразовательную школу;
численность обучающихся, приходящихся на одного преподавателя (в городе, на селе).
3. Доля школьников, перешедших на федеральный государственный стандарт общего образования; доля детей школьного возраста, охваченных дополнительными образовательными услугами в системе внутришкольного и дополнительного образования; доля обучающихся, обеспеченных бесплатными учебниками.
4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих локальные сети.
5. Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных всеми формами дошкольного образования, от общего количества детей дошкольного возраста.
6. Трудоустройство выпускников государственных учреждений начального и среднего профессионального образования по полученной профессии (доля трудоустроившихся выпускников к числу вышедших на рынок труда).
7. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям.
8. Доля участников ЕГЭ с результатом ниже минимального количества баллов (русский язык, математика).
9. Доля детей-инвалидов, не посещающих учебные заведения, охваченных дистанционной формой обучения.
10. Доля детей, включенных в областную систему выявления, развития, адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста.
11. Доля преподавателей со стажем работы от 0 до 10 лет.
12. Доля учителей, имеющих высшую и первую квалификационную категории

Сроки реализации программы

2012-2014 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограмма "Развитие дошкольного образования"

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, составляет 696185,85867 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 224726,75867 тыс. рублей;
2013 г. - 349759,1 тыс. рублей;
2014 г. - 121700 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 402751,20867 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 112184,45867 тыс. рублей;
2013 г. - 180566,75 тыс. рублей;
2014 г. - 110000 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 280956,65 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 107854,3 тыс. рублей;
2013 г. - 165292,35 тыс. рублей;
2014 г. - 7800 тыс. рублей";
средства местных бюджетов - 778 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 778 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 11700 тыс. рублей,
в том числе по годам:
2012 г. - 3900 тыс. рублей;
2013 г. - 3900 тыс. рублей;
2014 г. - 3900 тыс. рублей

(Раздел в редакции постановления Администрации области от 31.12.2013 N 637)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
обеспечение равного доступа к получению качественного образования;
увеличение охвата детей школьного возраста дополнительными образовательными услугами в системе внутришкольного и дополнительного образования до 90%;
создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и формирование областной информационной базы данных о талантливых и одаренных детях;
увеличение количества победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов, соревнований, турниров, предметных олимпиад и других мероприятий;
обеспечение обучающихся бесплатными учебниками;
увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, до 90%;
увеличение охвата детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием до 67%, от 3 лет до 7 лет - до 85%;
увеличение удельного веса выпускников образовательных учреждений профессионального образования, трудоустроившихся в течение 1 года по полученной специальности, от общего числа выпускников;
создание вариативной образовательной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
улучшение качественного состава педагогических и руководящих кадров (по уровню образования и квалификации)

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2011 году заканчивается срок действия областной долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования в Псковской области на 2009-2011 годы".

Реализуемые в рамках указанной программы меры по развитию образования привели к следующим позитивным результатам:

улучшена материально-техническая база образовательных учреждений, при этом увеличилась на 15% доля детей, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям;

увеличился охват детей от 3 до 6 лет услугами дошкольного образования на 1,8%;

сформирована на всех ступенях обучения система оценки качества образования (все выпускники 11 классов сдают ЕГЭ по всем предметам, выпускники 9 классов проходят государственную аттестацию по новой форме ГИА-9, в 4 - 8, 10 классах проводится региональный квалиметрический мониторинг - РКМ);

созданы механизмы поддержки талантливых детей и детей, нуждающихся в особой социальной защите (20% школьников охвачены обучением в областных центрах по работе с одаренными детьми, 73% детей-инвалидов охвачены дистанционным обучением);

расширен комплекс мер по социальной и профессиональной поддержке учителей.

Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации указанной программы в 2009-2011 годах, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество.

Результаты анализа современного состояния системы образования Псковской области показывают, что при демонстрации внешней целостности и позитивной динамике развития она сохраняет внутри себя отдельные проблемы и противоречия.

Увеличение рождаемости и дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время не позволяют в полной мере удовлетворить потребность граждан в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях.

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и санитарных норм предъявляются более высокие требования к содержанию, условиям и результатам образовательного процесса. Иные требования к школьной инфраструктуре, созданию комфортной среды, сохранению здоровья детей предъявляются также в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Нужны новые привлекательные школьные здания, современные столовые здорового питания, оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы, медиацентры и библиотеки, комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания, грамотные учебники и интерактивные учебные пособия.

Крайне актуальное значение имеют проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников, учащихся и воспитанников образовательных учреждений (4 школы находятся в предаварийном состоянии, 13 % школ требуют капитального ремонта).

Вследствие невысокой заработной платы и низкого престижа педагогической профессии происходят качественные изменения в контингенте педагогических кадров, а именно: произошло снижение численности учителей и преподавателей на 10,3%, число преподавателей пенсионного возраста составляет более 21%, молодых учителей - менее 5%.

Высокие требования федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ обучающимися требуют новых форм и технологий повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работают 56 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое творчество, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое развитие, музыкальное и др. Их посещает более 84% обучающихся. Вместе с тем, материально-техническая база этих учреждений слаба, требует дальнейшего совершенствования система целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Особого внимания требует ситуация, связанная с успешной социализацией детей государственных образовательных учреждений (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей), а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наиболее проблемным продолжает оставаться начальное и среднее профессиональное образование. Попытки модернизации профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Одной из главных проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста, слабой материальной базой учреждений.

Наиболее целесообразным для решения проблем в системе образования и наиболее эффективным для ее дальнейшего развития представляется использование программно - целевого метода.

Программно-целевой подход позволяет эффективно планировать развитие образовательных учреждений, создание новых или внедрение имеющихся инновационных социально-педагогических механизмов, координировать деятельность субъектов образовательного пространства области, создавая тем самым основы для его единства, что, в свою очередь, увеличивает результативность проводимых мероприятий. Данный подход особенно актуален в период осуществления широкомасштабных мероприятий, направленных на модернизацию отечественного образования.

Программа является основным механизмом реализации государственной политики в сфере образования и формирования системы образования Псковской области как единого образовательного комплекса.

Областная долгосрочная целевая программа "Развитие системы образования в Псковской области на 2012-2014 годы" является логическим продолжением программы развития образования области в 2009-2011 годах и определяет стратегию и основные направления развития системы образования Псковской области на 2012-2014 годы, которые согласуются с направлениями и задачами приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.

Программа носит интегративный характер, в нее включены:

мероприятия по развитию всех уровней образования (дошкольного, общего, дополнительного, специального (коррекционного), начального и среднего профессионального);

мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений всех типов и видов;

мероприятия по поддержке разных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, талантливых детей).

Наиболее актуальным в программе является организация сопровождения и материальная поддержка реализации приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в части:

строительство и капитальный ремонт образовательных учреждений;

оснащение образовательных учреждений современным учебным, спортивным и компьютерным оборудованием, лицензионными медицинскими кабинетами;

обеспечение связи в сети Интернет;

раннее выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Для решения важнейшей проблемы неравного доступа к качественному дошкольному образованию разработана подпрограмма "Развитие дошкольного образования", которая является составной частью программы.

С целью приведения содержания и структуры начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда планируются мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования и методическому сопровождению образовательного процесса.

Важное место в программе отводится развитию системы оценки качества образования, что потребует модернизации сбора, хранения, адресного обеспечения статистической и мониторинговой информации, разработки контрольно-измерительных материалов, создания методик и критериев оценки эффективности функционирования образовательных учреждений, органов управления образованием.

Программа предусматривает организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, участие детей-сирот в различных мероприятиях на областном, российском и международном уровнях.

Для повышения престижа педагогической профессии предполагается осуществление комплексных мер по социальной и профессиональной поддержке педагогических работников образовательных учреждений области: повышение квалификации и переподготовка кадров, конкурсная поддержка лучших учителей, льготное санаторно-курортное лечение работников образовательных учреждений, возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям ипотечного кредита (абзац в редакции постановления Администрации области от 03.10.2012 N 524).

В программе впервые отдельной строкой выделены средства на обеспечение школьников бесплатными учебниками, на мероприятия по совершенствованию организации школьного питания.

В целях обеспечения устойчивого инновационного развития системы образования, ориентированного на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам и интересам области, предполагается участие в федеральных экспериментах, российских проектах, условиями которых предусмотрено долевое финансирование.

2. Цель и задачи программы


Цель программы:

обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Псковской области.

Задачами программы являются:

а) модернизация общего и дополнительного образования детей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

б) повышение доступности и качества дошкольного образования;

в) приведение содержания и структуры начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

г) развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг;

д) совершенствование работы государственных образовательных учреждений по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

е) формирование системы мер социальной и профессиональной поддержки педагогических работников образовательных учреждений области.

Для реализации задачи "Повышение доступности и качества дошкольного образования" разработана подпрограмма "Развитие дошкольного образования" (приложение N 1 к программе).

Достижение цели и задач программы обеспечивает комплекс мероприятий, согласованных по срокам и ресурсам, взаимоувязанных с мероприятиями плана действий по модернизации общего образования в Псковской области на 2011-2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»