• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2011 года N 1968


О назначении публичных слушаний по проекту Стратегии развития города Пскова до 2020 года


     
     Принято на 90-й сессии Псковской городской Думы четвертого созыва
     
     В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Положением о публичных слушаниях в городе Пскове, утвержденным Решением Псковской городской Думы от 16.05.2008 года N 421, статьей 23 Устава муниципального образования "Город Псков", Псковская городская Дума решила:
     
     1. Опубликовать проект Стратегии развития города Пскова до 2020 года в газете "Псковские Новости" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Город Псков".
     
     2. Назначить публичные слушания для обсуждения проекта Стратегии развития города Пскова до 2020 года.*
________________
     * Прилагается. - Примечание "КОДЕКС".     
     
     3. Публичные слушания провести в форме заседания участников публичных слушаний для обсуждения проекта, письменные предложения и замечания по теме публичных слушаний могут быть направлены в срок со 2 ноября 2011 года по 20 ноября 2011 года по адресу: г. Псков, ул. Некрасова, д. 14 (Главе города Пскова).
     
     4. Определить:
     
     - дату проведения публичных слушаний - 21 ноября 2011 года;
     
     - время проведения публичных слушаний - 18.00 часов по московскому времени;
     
     - место проведения публичных слушаний - г. Псков, площадь Победы, дом 1, муниципальное бюджетное учреждение культуры "Городской культурный центр".
     
     5. Определить ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний Комитет по правовым вопросам и местному самоуправлению Псковской городской Думы (г. Псков, ул. Некрасова, д. 14).
     
     6. В состав организационного комитета включить:
     
     1) Цецерского Ивана Николаевича - Главу города Пскова;
     
     2) Копылова Александра Михайловича, заместителя Главы города Пскова;
     
     3) Минченкова Сергея Александровича, Советника Главы Администрации города Пскова;
     
     4) Толстых Вячеслава Михайловича - заместителя начальника отдела по правовым и финансово-экономическим вопросам Псковской городской Думы;
     
     5) Сазановскую Юлию Алексеевну - начальника отдела организационного и материально - технического обеспечения Псковской городской Думы.
     

7. Настоящее Решение вступает в силу с момента его подписания Главой города Пскова.
     
     8. Опубликовать настоящее Решение в газете "Псковские Новости" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Город Псков".
     

Глава города Пскова                                              И.Н. Цецерский


Текст документа сверен по:
официальная рассылка
     
     


        

ПРОЕКТ. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПСКОВА ДО 2020 ГОДА


     
     
     О назначении публичных слушаний по проекту Стратегии развития города Пскова до 2020 года
     
     

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПСКОВА ДО 2020 ГОДА

     
Псков - древний город современных возможностей

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


     Стратегия развития города Пскова до 2020 года разработана с учетом требований следующих документов:
     
     1) Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
     
     2) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
     
     3) Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
     
     4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
     
     5) Стратегия развития Псковской области до 2020 года, утвержденная Распоряжением Администрации Псковской области от 16.07.2010 N 193-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года".
     
     6) Распоряжение Администрации города Пскова N 191-р от 28.03.11 "О доработке проекта Стратегии развития города Пскова до 2020 года и проекта Программы социально-экономического развития города Пскова на 2011 - 2015 годы";
     
     7) Распоряжение Администрации города Пскова N 475-р от 27.06.2011 "О рабочей группе по переработке проекта Стратегии развития города Пскова до 2020 года".
     
     Накопленный за последние годы опыт управления городами и регионами показывает, что многие социальные и экономические проблемы носят системный, глубинный характер и не имеют быстрых и легких решений. Задачу создания благоприятных условий для развития бизнеса, решение проблем жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и многие другие проблемы оказывается невозможным решить ни в рамках традиционного отраслевого подхода, ни в рамках годового бюджетного планирования. Очевидно, что здесь необходимы комплексные управленческие инструменты, обеспечивающие концентрацию усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития.
     
     Эффективным управленческим механизмом является стратегия, которая определяет долгосрочные цели, основные приоритеты развития, дающие ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, органов местного самоуправления и населения, для принятия оперативных решений с учетом видения перспективы развития города.
     

Стратегия развития города Пскова до 2020 года является документом, в котором обозначается "вектор" развития города на долгосрочную перспективу, определяются долгосрочные цели и приоритетные направления деятельности по их достижению.
     
     Стратегия может и должна корректироваться по мере достижения поставленных целей и изменения условий, в которых осуществляется развитие города.
     
     На основании настоящего документа будут разрабатываться целевые программы и проекты развития города по реализации поставленных стратегических целей для достижения обозначенного видения желаемого будущего.
     
     Стратегия развития должна помочь координировать работу структур органов местного самоуправления, обеспечивать преемственность деятельности и более эффективное использование существующих человеческих и материальных ресурсов.
     
     Город в результате разработки и реализации стратегии получает целый ряд преимуществ, обеспечивающих его устойчивое развитие:
     
     - стратегия помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города;
     
     - стратегия, содержащая приоритеты развития города, дает ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помогает им принимать оперативные решения с учетом видения перспективы;
     
     - стратегия является действенным инструментом поддержания и развития конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве;
     
     - стратегия является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
     

1. КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

1. КОНКУРЕНТНЫЕ ПОЗИЦИИ И  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ

 

1.1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА

1.1. ВНЕШНЯЯ СРЕДА


     Перспективы развития Пскова во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне его границ, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер, и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри города. Внешние по отношению к Пскову факторы и условия, целесообразно разделить на три группы: международные, общероссийские и региональные.
     
     Наиболее значимые внешние факторы и тенденции, которые будут влиять на развитие Пскова, систематизированы следующим образом (табл.1.1.1)
              

Таблица 1.1.1

Краткая характеристика факторов и тенденций и вытекающих из них ВОЗМОЖНОСТЕЙ для развития Пскова

Краткая характеристика факторов и тенденций и вытекающих из них УГРОЗ для развития Пскова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Ускорение перехода к инновационной экономике и расширение возможностей г. Пскова по модернизации производственного аппарата.
Повышение конкурентоспособности товаров и услуг, ускорение роста региональной экономики, расширение экономической базы и доходов населения, стабилизация демографической ситуации.

Технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей.
Снижение дотаций из федерального бюджета.

Создание таможенного союза будет способствовать дальнейшей экономической интеграции его членов, что имеет особую важность для пограничной с Республикой Беларусь Псковской области.
Повышение конкурентоспособности отраслей обрабатывающей промышленности г. Пскова за счет развития кооперации с белорусскими предприятиями.

Создание таможенного союза, в который наряду с РФ входят также Республика Беларусь и Казахстан, приведет к росту конкуренции со стороны белорусских товаров.
Спад производства в отраслях обрабатывающей промышленности г. Пскова.

Модернизация жилищно - коммунального хозяйства, внедрение энергосберегающих технологий, местных видов топлива, повышение эффективности ЖКХ.
Развитие предприятий по производству котельного оборудования.
Развитие альтернативной энергетики.

Вступление России в ВТО и необходимость выполнения требований, связанных с изменением торгового и таможенного законодательства, норм технического регулирования, системы ценообразования на энергоносители, защиты интеллектуальной собственности.
Это приведет к дальнейшему росту цен на энергоносители, тарифов на услуги ЖКХ, снижению конкурентоспособности предприятий, производящих продукцию для внутреннего рынка.

Рост цен на продовольствие способствует росту конкурентоспособности российского сельского хозяйства, в том числе и сельхозпредприятий Псковской области.
Развитие сырьевой базы пищевой промышленности г. Пскова, рост конкурентоспособности отрасли.

Высокие темпы роста экономики Китая, Индии и других развивающихся стран сопровождаются повышением уровня жизни населения и ростом потребления. Данный фактор является в последние годы основным драйвером роста мировых цен на продукты питания.

Расширение возможностей развития транспортно-логистического комплекса. Использование конкурентных преимуществ выгодного местоположения Пскова, усиление его роли в выполнении международных функций.

Рост мировой торговли, развитие российских транзитных коридоров приведет к росту транспортных потоков через территорию области.
Это приведет к дополнительным нагрузкам на транспортную инфраструктуру и окажет негативное влияние на экологию.

ОБЩЕРОССИЙСКИЕ

Рост приоритета демографической политики на федеральном и региональном уровне. Стабилизация демографической ситуации в городе.

Сохранение сложной демографической ситуации. Концентрация населения в крупных городах.
Численность населения Пскова будет снижаться и в долгосрочной перспективе

Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Повышение удельного веса наукоемких производств. Рост доходов населения г. Пскова.

Сокращение численности занятых в экономике, продолжение процессов старения населения, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население.
Рост расходов пенсионного фонда, необходимость повышения социальных налогов для их финансирования и рост налоговой нагрузки на бизнес.

Постепенный переход на инновационный социально ориентированный тип развития.
Новые возможности для ускорения развития многоотраслевой экономики и социальной сферы Пскова.

Исчерпание модели роста, основанной на приоритетном развитии ТЭК. Отставание темпов роста экономики РФ от темпов динамично развивающихся государств: Китая, Индии, Бразилии.

Увеличение доли валового накопления основного капитала в структуре использования ВВП, которая к 2015 году может возрасти до 32-33% и к 2020 году до 35-36% против 21% в 2008 году.
Новые возможности для развития инженерной и социальной инфраструктуры, а также бизнеса.

Невысокая норма накопления основного капитала. Недостаточный уровень инвестиционной активности.
Дальнейший рост степени износа основных фондов и снижение конкурентоспособности предприятий.

Большие возможности доступа к централизованным источникам финансирования для решения проблем социальной инфраструктуры и ЖКХ г. Пскова.

Сохранение ведущей роли федерального центра в политических процессах и регулировании экономики.
Снижение объема полномочий органов местного самоуправления Пскова.

Возможности развития транспортно-логистического комплекса. Дополнительные возможности развития сферы услуг (придорожного сервиса).

Рост внешней торговли России со странами Евросоюза.
Рост нагрузки на инфраструктуру и экологическую систему Пскова без получения соответствующей компенсации.

Повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса Псковской области.
Большие возможности для развития пищевой промышленности в г. Пскове, а также бизнеса по обслуживанию сельхозпредприятий.

Опережающий рост цен на продовольственные товары. Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил в 2010 году 112,9%.
Рост показателей бедности и социальной напряженности.

Большие возможности для внедрения энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии.
Новые возможности для модернизации ЖКХ и развития машиностроения.

Опережающий рост цен и тарифов естественных монополий и, как следствие, рост затрат предприятий и населения.

Расширение федеральных программ, направленных на выравнивание уровней развития российских территорий, поддержку региональных инициатив.
Увеличение объема ресурсов, направляемых федеральным центром в Псковскую область.

Концентрация бюджетных расходов в столичных и крупных городах. Рост дифференциации социально-экономического развития регионов.
Отток населения в Санкт-Петербург и Москву.

Рост инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
Повышение инвестиционной активности и темпов роста экономики Псковской области и г. Пскова.

Исчерпание пропускной способности транспортной инфраструктуры на ряде направлений, обслуживающих мощные грузо- и пассажиропотоки. Значительная часть автомобильных дорог федерального значения и железных дорог работают в режиме перегрузки.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ

Более эффективное использование фактора выгодного геополитического положения региона.
Псков будет играть ключевую роль в международном сотрудничестве региона и увеличении масштабов выполнения международных и общегосударственных функций.

Возможное замедление темпов развития региона из-за последствий мирового кризиса и конкуренции со стороны соседних регионов. Углубление демографического кризиса.
Усиление провинциального статуса Пскова, потеря перспектив успешного развития, отток населения.

Регион обладает хорошим природно-ресурсным потенциалом. Территория богата разнообразными видами сырья для производства строительных материалов (гипс, известняк, песок, гравий и пр.), минеральных красителей и лекарственных препаратов, торфом, лесами, водными ресурсами, землями сельскохозяйственного использования.
В области также имеются неиспользуемые трудовые ресурсы.
Область реализует активную политику по стимулированию развития бизнеса.

Небольшие масштабы экономики Псковской области. Область занимает последнее место в округе по показателям ВРП и ВП на душу населения.
Низкий уровень инвестиционной активности в области.
Дальнейшее снижение конкурентной позиции региона в СЗФО.

Развитие агропромышленного комплекса включено в первую группу приоритетов Стратегии социально - экономического развития Псковской области до 2020 года. Наряду с фактором наличия неиспользуемых пахотных земель это создает хорошие возможности для развития агропромышленного комплекса.
Повышение финансовой базы районов будет способствовать сокращению оттока ресурсов из г. Пскова.

В отраслевой структуре экономики Псковской области большой удельный вес имеет сельское хозяйство, находящееся в глубоком кризисе.
Кризисное состояние экономики сельскохозяйственных районов области приводит к оттоку финансовых ресурсов из г. Пскова.

В условиях реализации общегосударственного перехода к экономике инновационного типа, заявленного в Концепции долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 года, промышленный потенциал г. Пскова создает благоприятные стартовые условия для реструктуризации экономики в сторону повышения доли высокотехнологичных наукоемких отраслей.
Являясь крупнейшим промышленным, научно-образовательным и транспортным центром региона, располагая хорошо развитым машиностроительным комплексом, Псков может стать локомотивом перевода областной экономики на инновационный путь развития.

Экономика области специализируется на обрабатывающей промышленности. Промышленные предприятия имеют изношенный производственный аппарат и невысокую конкурентоспособность продукции.

Низкая стоимость рабочей силы стимулирует развитие в области трудоемких отраслей.

Низкие денежные доходы жителей Псковской области по сравнению с другими регионами СЗФО.

Исчерпание ресурсов роста в соседних регионах и повышение инвестиционной привлекательности Псковской области.
Более полное раскрытие туристического потенциала региона. Псков станет центральным звеном туристических маршрутов региона.

Увеличение разрыва в уровне экономического развития Псковской области и соседних регионов СЗФО.

Более полное и эффективное использование потенциала Пскова в интересах развития региона.
Псков получит средства на компенсацию исполнения функций административного центра региона, а также более полную возможность распоряжения собственной ресурсной базой.

Формирование и реализация новой территориальной политики региона, направленной на выравнивание уровней развития всех районов.
Усиление конкуренции со стороны Великих Лук, Псковского и других районов области.


     Ниже приводится более подробное описание внешних факторов и механизмов их влияния на развитие Пскова.
          

1.1.1. Международные (зарубежные) факторы

1.1.1. Международные (зарубежные) факторы
     
     Международные факторы влияют на развитие Пскова сильнее, чем на большинство других российских регионов и городов в силу его близости к государственной границе, а также наличия предприятий и организаций, ориентированных на мировые рынки или обслуживающих международные связи. Псковская область граничит с тремя странами: Республикой Беларусь, Латвией и Эстонией. Близость города к государственной границе с Эстонией и Латвией, предопределяет необходимость учета процессов, происходящих в этих странах и в Европейском Союзе в целом, включая ключевые моменты их отношений с Россией. Государственная граница с Республикой Беларусь находится от Пскова на значительно большем отдалении, чем с прибалтийскими странами, тем не менее, процессы, происходящие в этой стране - партнере России по Союзному государству, также в определенной степени влияют на развитие Пскова.
     
     К числу наиболее значимых международных факторов относятся: политические, финансово-экономические, социально-демографические, технологические и экологические.
     
     Главным политическим фактором является укрепление связей и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, развитие приграничных контактов, существенное упрощение визового режима, что создает благоприятные условия для использования преимуществ приграничного расположения Пскова и более интенсивного его вовлечения в процессы европейской интеграции.
     
     Важным политическим фактором является также создание таможенного союза, в который наряду с РФ входят также Республика Беларусь и Казахстан. Создание таможенного союза будет способствовать дальнейшей экономической интеграции его членов, что имеет особую важность для пограничной с Республикой Беларусь Псковской области.
     
     Среди международных финансово-экономических факторов, влияющих на развитие любого российского региона и города, можно выделить несколько групп. К ним относятся: темпы роста мировой экономики, состояние международных финансовых и товарных рынков, перспективы и возможные условия вступления России в ВТО. В среднесрочной и долгосрочной перспективе состояние этих факторов будет характеризоваться следующими особенностями:
     
     - Расширение масштабов инновационных процессов со значительным усилением их влияния на рост мировой экономики. Широкое применение передовых наукоемких технологий в развивающихся странах мира.
     

- Повышение роли ведущих развивающихся стран мира в формировании мирового ВВП и обеспечении экономического роста.
     
     - Дальнейшее укрепление курса рубля и как следствие повышение конкурентоспособности импортных товаров на российском рынке и снижение конкурентоспособности российских товаров.
     
     - Вступление России в ВТО и необходимость выполнения требований, связанных с изменением торгового и таможенного законодательства, норм технического регулирования, системы ценообразования на энергоносители, защиты интеллектуальной собственности. Это приведет к дальнейшему росту цен на энергоносители, тарифов на услуги ЖКХ, снижению конкурентоспособности предприятий производящих продукцию для внутреннего рынка.
     
     Определенное влияние на развитие Пскова в долгосрочной перспективе будут оказывать и международные факторы социально-демографического характера. Как и в финансово-экономической сфере в рассматриваемый период здесь будут действовать преимущественно негативные тенденции. Прежде всего, они обуславливаются действием следующих процессов:
     
     - Высокие темпы роста экономики Китая и Индии сопровождаются повышением уровня жизни населения и ростом потребления. Данный фактор является в последние годы основным драйвером роста мировых цен на продукты питания. Это приводит к росту социальной напряженности в странах с невысокими доходами населения. Рост цен на продовольствие способствует также росту конкурентоспособности российского сельского хозяйства, в том числе и сельхозпредприятий Псковской области.
     
     - Продолжение процессов старения населения высокоразвитых стран мира при одновременном быстром росте численности жителей развивающихся государств.
     
     - Усиление миграционной активности населения мира, что обуславливается как крайне низким уровнем рождаемости в высокоразвитых странах и дефицитом трудовых ресурсов, процессами глобализации, так и сохранением высокой дифференциации между странами мира в стандартах оплаты труда и условиях жизни.
     
     Среди основных технологических и экологических факторов, определяющих развитие всех стран мира в будущем, следует выделить следующие:
     
     - Укрепление позиций динамично развивающихся государств: Китай, Индия, Бразилия - на рынке высокотехнологичных товаров приводит к снижению спроса на продукцию российских машиностроительных предприятий, в том числе и предприятий ВПК. В качестве позитивного момента следует рассматривать повышение мотивации отечественных предприятий к повышению конкурентоспособности своей продукции.
     

- Ускорение технологического развития мировой экономики. Реальными конкурентами России становятся не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, страны СНГ. При этом технологическая революция в ресурсосбережении и альтернативной энергетике, резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников (сланцы, нефтеносные пески и т.д.) может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращение поступления в экономику финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, снижение значимости России в глобальной политике.
     
     - Дальнейшее развитие глобальных информационно-коммуникационных сетей, расширение сферы применения композиционных материалов и использования биотехнологий, формирование рынка нанотехнологий.
     
     - Повышение значимости экологических ограничений роста мировой экономики, связанных с изменением климата и нехваткой природных ресурсов, включая пресную воду.
     
     - Значительное ужесточение экологических стандартов, что приведет к необходимости вложения существенных объемов инвестиций в обновление основных фондов и использование природосберегающих технологий.
     
     - Темпы роста мировой торговли будут опережать динамику развития производственного сектора, что приведет к еще большему развитию технологий логистики. Подобная тенденция благоприятствует использованию конкурентных преимуществ выгодного местоположения Пскова, усилению его роли в выполнении международных функций.
     
     - Распространение тенденций общества массового потребления на большую часть стран мира, включая Россию. Дальнейший рост темпов потребления населением товаров и услуг, с одной стороны, создает хорошие предпосылки для улучшения показателей работы псковских предприятий, ориентированных на потребительский рынок, но с другой стороны, требует больших усилий для организации переработки и утилизации бытовых и промышленных отходов.
     

1.1.2. Общероссийские факторы и условия

1.1.2. Общероссийские факторы и условия


     Перспективы развития Пскова, как и любого российского города, в огромной степени зависят от того, каким будет развитие всей нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
     
     Ключевые внешние факторы социально-экономического развития города Пскова:
     
     Демографические и социальные факторы
     
     Снижение численности населения в течение последних двух десятилетий (1990-е -2000-е годы) является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. Так, только за период 2000-2010 годы население РФ снизилось со 146 890 тыс. чел. до 141 914 тыс. чел., т.е. на 3,4%. За этот же период население Северо-Западного федерального округа снизилось на 6,3% с 14 324 тыс. чел. до 13 427 тыс. чел. При этом население Псковской области снизилось на 13,1% с 793 тыс. чел. до 689 тыс. чел. Таким образом, показатель темпа снижения численности населения Северо-Западного федерального округа (СЗФО) превосходил аналогичный показатель РФ в два раза, в то время как в Псковской области темп снижения численности населения более чем в два раза превосходил показатель СЗФО.
     
     Начиная с 2000-го года, наметилось некоторое улучшение демографической ситуации. Так, число родившихся в РФ увеличилось с 1 266,8 тыс. чел. в 2000-м году до 1 789,6 тыс. чел. в 2010 г. Число умерших снизилось с 2 225,3 тыс. чел. в 2000 г. до 2 031,0 тыс. чел. в 2010 г. При этом естественная убыль уменьшилась за этот период с 958,5 тыс. чел. до 241,4 тыс. чел.
     
     Положительная тенденция в 2000-е годы наблюдалась и по такому важному демографическому показателю, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Для населения в целом ожидаемая продолжительность жизни выросла с 65,3 года в 2000 г. до 68,7 года в 2009 г. При этом для мужчин этот показатель вырос с 59,0 до 62,8 года, а для женщин с 72,3 до 74,7 года.
     
     Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечнососудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.
     
     Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. При этом не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Кроме этого недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
     
     При общей неблагоприятной демографической ситуации в РФ имеет место существенная ее дифференциация между регионами. В соответствии с предварительными итогами Всероссийской переписи населения по сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года численность населения:
     
     - сократилась в 63 субъектах Российской Федерации. Наиболее значительное уменьшение численности жителей произошло в Магаданской области (14%), Псковской области и Республике Коми (по 11,5%), Мурманской, Кировской и Курганской областях (по 11%);
     
     - возросла в 20 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечается в Республике Дагестан - 15,6%, Чеченской Республике - 15%, Москве - 11%, Карачаево-Черкесской Республике - 8,9%, Московской области - 7,2%, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра - 6,9%.
     
     Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, численность населения увеличилась в Санкт-Петербурге и Ленинградской области за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Но сокращение численности населения в других субъектах, особенно в Республике Коми, Псковской и Мурманской областях (за счет естественной убыли и миграционного оттока), привели к уменьшению числа жителей округа на 2,8%.
     
     В случае консервации сложившихся тенденций - депопуляции, общая численность населения России может сократиться к 2020 году до 140 млн. человек. При активизации мер поддержки материнства и поощрения миграции возможно улучшение демографических показателей с достижением численности населения до уровня 144 млн. человек в 2020 году.
     
     Негативные демографические тенденции имеют следующие последствия:
     
     - Сокращение численности занятых в экономике, продолжение процессов старения населения, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население.
     
     -В случае негативного демографического сценария к 2020 году на 1000 граждан трудоспособного возраста будет приходиться 837 нетрудоспособных.
     
     - Рост расходов пенсионного фонда, необходимость повышения социальных налогов для их финансирования и рост налоговой нагрузки на бизнес.
     
     - Дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь высококвалифицированных, будет являться одним из значимых барьеров экономического роста.
     
     - Существенное увеличение расходов на здравоохранение, социальное и пенсионное обеспечение, обусловленное необходимостью качественного улучшения финансовых параметров и стандартов обслуживания.
     
     - Недостаточно эффективное функционирование социальной инфраструктуры.
     
     Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, расслоение населения по уровню жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании.
     
     Экономические факторы
     
     - Недостаточные темпы роста ВВП в благоприятные 2000-е годы. Так, за период 2001-2008 годы индекс роста ВВП РФ составил 1,58. Это примерно соответствует темпам роста соседним с Псковской областью странам (Латвия - 1,62, Эстония - 1,53). При этом темпы роста экономики РФ существенно отстают от темпов динамично развивающихся государств: Китай, Индия.
     
     - Недостаточный уровень инвестиционной активности. Так, в 2008 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к 1995 году в среднем по странам СНГ составил 2,6. При этом индекс России составил лишь 2,1. Для сравнения индекс Украины составил 2,9, Республики Беларусь - 4,6, Казахстана - 8,4.
     
     - Высокий уровень износа и морально устаревшие основные фонды, вследствие чего - технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Износ основных фондов в целом в экономике в 2008 году составил 45,3%. При этом в начале фазы подъема (2000 г.) значение показателя было равно 39,3%. Таким образом, за период 2000-2008 гг. износ основных фондов вырос на 7,7%. Наиболее высокий уровень износа имеют основные фонды в таких отраслях, как рыболовство и рыбоводство - 62,7%, добыча полезных ископаемых - 50,9%, транспорт и связь - 55,1%. К числу отраслей с позитивной динамикой состояния основных фондов можно отнести торговлю, финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом.
     
     - Низкая устойчивость экономики РФ к кризисным явлениям. Падение ВВП в кризисном 2009 году составило 7,8%. Недостаточные темпы роста ВВП в послекризисный период (4% в 2010 году и 4,1% в 1 кв. 2011 года) на фоне глубокого спада ВВП в 2009 году. В долгосрочной перспективе возможно увеличение среднегодовых темпов роста ВВП до 6,3-6,4% и реальных располагаемых доходов населения до 6,7-7%.
     
     - Резкий спад инвестиций в 2009 году (84,3% по отношению к 2008) и недостаточный уровень инвестиционной активности в послекризисный период. Инвестиции в основной капитал в 2010 году составили 106% по отношению к 2009 году.
     
     - Наличие высокого (по меркам развитых стран мира) уровня инфляции. Индекс потребительских цен в 2010 году составил 8,8%. Высокий уровень инфляции приводит к росту рисков предпринимательской деятельности и снижению реальных доходов населения. Согласно прогнозу среднегодовая инфляция должна снижаться: в 2011-2015 годах до 6,4%, а в 2016-2020 годах - до 3,5%.
     
     - Опережающий рост цен на продовольственные товары. Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил в 2010 году 112,9%. Рост цен на продовольственные товары приводит к росту показателей бедности и социальной напряженности.
     
     - Низкая конкурентоспособность отраслей обрабатывающей промышленности за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий.
     
     - Низкая конкурентоспособность предприятий обуславливается низкими показателями инновационной деятельности. Так, число организаций, выполнявших исследования и разработки, за период 2000-2008 гг. снизилось с 4099 до 3666, т.е. на 10,6%. При этом число инновационно активных организаций предпринимательского сектора снизилось на 32,4%, с 2278 до 1540.
     
     - В качестве интегрального показателя инновационной активности в экономике можно рассматривать удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП. В РФ данный показатель в двухтысячные годы находился в интервале 1,1-1,25%. Это примерно соответствует уровню стран Европы, не имеющих претензий на роль технологических лидеров: Испания, Венгрия, Португалия, Эстония. При этом в ряде европейских стран - Болгария, Греция, Латвия удельный вес этих затрат примерно в два раза ниже. Европейские технологические лидеры (Германия, Австрия, Швеция, Финляндия, Франция, Дания) имеют показатель затрат на исследования и разработки примерно в два раза выше показателя РФ.
     
     - Низкие показатели инновационной активности обусловлены во многом отсутствием механизма эффективного взаимодействия между производством и наукой.
     
     - Преобладание материалоемких и энергоемких производственно-технологических мощностей. Высокий уровень зависимости от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках.
     
     - Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
     
     - Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
     
     - Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров.
     
     - Низкая производительность труда в секторах экономики, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт.
     
     - Машиностроение и пищевая промышленность, обеспечивая максимальный вклад среди отраслей в занятость населения и доходы бюджета города, имеют низкую эффективность производственно-технологических мощностей и, как результат, существенно более низкую производительность труда по сравнению с развитыми зарубежными странами, устаревшую производственно-технологическую структуру и в связи с этим недостаточную конкурентоспособность выпускаемой продукции.
     
     - В случае неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры для города может возникнуть угроза затяжной экономической рецессии, консервации проблем на рынке труда, оттока квалифицированных кадров и капитала.
     
     - Существует также риск опережающего роста цен на сырье по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающих отраслей, что приведет к росту издержек производителей.
     
     - Северо-западный федеральный округ, обладая высокой концентрацией научного и инженерного потенциала, развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, хорошими возможностями для ведения предпринимательской деятельности, в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.
     
     - Опережающий рост цен и тарифов естественных монополий и, как следствие, рост затрат предприятий и населения.
     
     Политические факторы
     
     - Сохранение ведущей роли федерального центра в политических процессах и социально-экономическом регулировании, формирование вертикали власти, с преимущественно вспомогательным (дополнительным) характером регионального и муниципального уровней власти (самоуправления).
     
     - Совершенствование деятельности государственных и общественных институтов, призванных обеспечивать реализацию законных прав и интересов граждан.
     
     - Наличие ограничений для деятельности оппозиционных партий и движений, отсутствие во властных структурах реальной конкуренции идей и взглядов на возможные пути развития страны, что может привести к появлению элементов застоя в политическом процессе.
     
     - Усиление роли планирования в государственном управлении (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N536 Основы стратегического планирования в Российской Федерации).
     
     - Разработка и принятие доктрин (стратегий, концепций) по основным отраслям экономики и сферам жизнедеятельности (экологическая доктрина, климатическая доктрина, доктрина продовольственной безопасности, энергетическая стратегия, транспортная стратегия, стратегия развития электронной промышленности и др.).
     
     - Декларирование роста расходов на социальную сферу в бюджете России и существенное приближение их к общемировым стандартам. Согласно Концепции к 2020 году расходы на образование за счет государственных и частных источников составят не менее 5,5% ВВП (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,3% (2006 год - 3,9 процента); затраты на исследования и разработки - 3,5-4% ВВП (2006 год - 1 % ВВП). В том числе государство будет тратить на образование - 4,5% ВВП, на здравоохранение - 4,8% ВВП, на науку - 1,3% ВВП.
     
     - Отсутствие эффективного механизма достижения стратегических целей социально-экономического развития. Слабая связь документов стратегического планирования с текущим бюджетным планированием.
     
     Территориальные и экологические факторы
     
     Концентрация бюджетных расходов в столичных и крупных городах, нестабильных республиках северного Кавказа и, как следствие, рост дифференциации уровня социально-экономического развития территорий. В 2000 году бюджетные инвестиции в СЗФО составляли в среднем 1,3 тыс. руб. на душу населения. Минимальные инвестиции имела Новгородская область - 0,6 тыс. руб., а максимальные Санкт-Петербург - 1,6 тыс. руб. Соотношение между максимальными и минимальными инвестициями составляло 2,7 раза. В 2008 году минимальные бюджетные расходы имела Псковская область - 3,7 тыс. руб. на душу населения, а максимальные Санкт-Петербург - 25,2 тыс. руб. Соотношение между максимальными и минимальными инвестициями увеличилось до 6,8 раза.
     
     Наиболее серьезные проблемы социально-экономического развития имеют место в сельских муниципальных образованиях практически всех субъектов РФ, входящих в СЗФО. Они обусловлены "вымыванием" из малых и средних населенных пунктов основной части объектов отраслей сельского хозяйства и лесного комплекса. За последние 15 лет на Северо-Западе более 500 населенных пунктов лишились учреждений медицинского обслуживания, школы закрылись почти в 2000 населенных пунктов.
     
     Отток населения (особенно молодежи) из сельских поселений в городские, концентрация населения в крупнейших городах за счет оттока жителей из малых и средних городов, а также сельской местности. Так, в условиях снижения численности населения в РФ в 2000-е годы, из 12 городов "миллионников" население снизилось только в одном (Нижний Новгород), что обусловлено, по-видимому, близким его расположением к Москве.
     
     Для Северо-западного федерального округа характерны следующие тенденции:
     
     доминирующее положение в округе г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
     
     стягивание населения в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, рост дифференциации социально-экономического развития регионов Северо-западного федерального округа;
     
     резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов.
     
     В программных документах декларируется необходимость сбалансированного территориального развития Российской Федерации, ориентированного на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
     
     В Проекте Стратегии развития СЗФО в качестве одной из ключевых задач формулируется необходимость снижения уровня неравенства условий жизни в субъектах СЗФО, разницы в доходах населения, формирования региона как однородного экономического пространства. Решение этой задачи позволит повысить качество экономического роста, придать ему социальную ориентацию, преодолеть автаркические тенденции, развить межрегиональные связи для рационального использования конкурентных преимуществ территорий.
     
     Учитывая значительную территориальную дифференциацию в обеспеченности населения социальными объектами и услугами, важным направлением территориального развития СЗФО будет ликвидация неоправданных различий в уровнях развития социальной сферы между отдельными субъектами федерации, а в их пределах - между отдельными муниципальными районами и поселениями. Такая территориальная политика обеспечит достижение следующих результатов:
     
     Постепенное сокращение дифференциации в уровнях социально-экономического развития российских территорий.
     
     Формирование новых центров развития, опирающихся на использование возможностей масштабного расширения энергетической и транспортной инфраструктур.
     
     Укрепление системы стратегического управления региональным развитием, повышение комплексности и сбалансированности развития регионов.
     
     Повышение эффективности использования конкурентных преимуществ России, связанных с наличием огромных резервов свободных территорий, запасов пресной воды, лесов, сельскохозяйственных угодий и иных ценных природных ресурсов.
     
     Инфраструктурные факторы
     
     В 2000-е годы большое внимание уделяется развитию таких инфраструктурных отраслей, как транспорт и связь. Эти отрасли занимают ведущее место в ВРП регионов Северо-Запада, а также в отраслевой структуре инвестиций. При этом приоритетное внимание уделяется инфраструктуре, обеспечивающей импорт и экспорт российских грузов.
     
     Северо-Западный федеральный округ занимает значительное место во внешней торговле России - в 2010 году около 30% внешнеторговых грузов страны было перевезено через территорию округа.
     
     Автомобильный транспорт лидирует по объему перевозок грузов и пассажиров в СЗФО и занимает ведущее место во внешнеторговых автомобильных перевозках Российской Федерации. Через пункты пропуска государственной границы, находящиеся на территории СЗФО, перевозится около трети от общего объема внешнеторговых грузов, транспортировка которых осуществляется автомобильным транспортом.
     
     По территории СЗФО проходит ряд международных транспортных коридоров, в состав которых включены основные федеральные дороги: "Скандинавия", "Россия", "Кола", "Холмогоры", "Вятка", Калининград - Черняховск - Нестеров, Санкт-Петербург - Псков - граница Республики Беларусь и др.
     
     Наблюдается существенная дифференциация субъектов РФ по уровню обеспеченности автомобильными дорогами. В настоящее время более 1/3 сельских населенных пунктов СЗФО не обеспечены постоянной связью по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Из-за плохого состояния дорожной сети и отсутствия дорог с твердым покрытием в сельской местности наблюдается падение объемов сельскохозяйственного производства и отток населения из этих районов.
     
     Нехватка широтных магистралей сдерживает социально-экономическое развитие субъектов СЗФО, затрудняет их сотрудничество и интеграцию с Уралом и другими регионами России.
     
     Структура сети региональных дорог во многих субъектах РФ повторяет общие недостатки сети федеральных дорог - связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населённых пунктов часто осуществляется соответственно через региональные и районные центры, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог около региональных центров.
     
     К основным проблемам транспортного обеспечения потребностей экономики и населения СЗФО относятся:
     
     - недостаточная плотность развития транспортной инфраструктуры, несовершенство структуры транспортной сети, нехватка широтных магистралей;
     
     - исчерпание пропускной способности транспортной инфраструктуры на ряде направлений, обслуживающих мощные грузо- и пассажиропотоки. Значительная часть автомобильных дорог федерального значения и железных дорог работают в режиме перегрузки;
     
     - доля протяженности автомобильных дорог регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 75% от их общей протяженности;
     
      - недостаточный уровень конкурентоспособности транспортного комплекса СЗФО на мировом рынке транспортных услуг. Рост международных перевозок, в том числе транзитных, сдерживается из-за нехватки терминально-логистических центров и объектов сервиса, неэффективной системы документооборота, длительной задержки грузов на границе;
     
     - высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса: на внутреннем водном транспорте - свыше 70%, на автомобильном, морском и воздушном видах транспорта - более 40%, на железнодорожном транспорте - свыше 20%. Высокой степенью износа характеризуется состояние целого ряда трубопроводов;
     
     - регулярные заторы движения, вызывающие потери времени, рост транспортных расходов и ухудшение экологической ситуации в крупных и крупнейших городах округа.
     

1.1.3. Региональные факторы (Псковская область)

1.1.3. Региональные факторы (Псковская область)
     
     Геополитическое положение
     
     - Уникальная особенность региона заключается в наличии внешних границ России сразу с тремя странами: Республикой Беларусь (протяженность границы - 305 км), Латвией (214 км) и Эстонией (270 км). Кроме этого регион граничит с четырьмя субъектами РФ: Ленинградской, Новгородской, Тверской и Смоленской областями. По территории Псковской области проходят важнейшие транспортные магистрали международного значения. Крайне выгодное геополитическое положение региона формирует естественные конкурентные преимущества для активного участия в интеграционных процессах межрегионального и международного сотрудничества, а также развития транспортной инфраструктуры. Обладая статусом административного центра региона, имея приграничное положение и многоотраслевую экономику, город Псков может играть в этих процессах ключевую роль.
     
     - Многовековая история псковской земли, как одного из центров зарождения и формирования российской государственности и традиций демократии, наличие большого числа памятников истории и культуры, благоприятная экологическая ситуация создают уникальные возможности для активизации культурно-образовательного, научного и туристического направлений развития региона. Центральным звеном этих процессов должен являться Псков, располагающий для этого необходимой ресурсной базой.
     
     Характеристика природно-ресурсного потенциала
     
     - Регион обладает хорошим природно-ресурсным потенциалом. Территория богата разнообразными видами сырья для производства строительных материалов (гипс, известняк, песок, гравий и пр.), минеральных красителей и лекарственных препаратов, торфом, лесами, водными ресурсами, землями сельскохозяйственного использования.
     
     Совокупная площадь лесов Псковской области составляет около 2,5 млн. га, или примерно 40% территории. Общие запасы лесов приближаются к 250 млн. м(3). Из них 45% хвойных, 35% - березы. Имеющиеся ресурсы позволяют заготавливать до 3,5 млн. м(3) древесины ежегодно, однако реально осваивается лишь 25-30% возможного объема, что обуславливает благоприятные перспективы развития отрасли.
     
     Масштаб и структура экономики
     
     Территория Псковской области составляет 0,32% территории РФ. При этом удельный вес населения и занятых в экономике составляет около 0,5% общероссийских показателей. Уровень развития экономики региона в целом ниже среднего по России. Удельный вес валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал составляют лишь 0,2% от общероссийских показателей (см. табл.1.1.2).
     

Таблица 1.1.2


Основные показатели Псковской области

Показатель

Значение

Удельный вес субъекта в общероссийских показателях (2009 г.), в %

Место, занимаемое субъектом по основным показателям

Площадь территории

55,4 тыс. км(2)

0,32

48

Численность населения на 1 января 2010 года

688,6тыс. человек

0,49

66

Среднегодовая численность занятых в экономике

319,0 тыс. человек

0,5

58 (уровень занятости)

Валовой региональный продукт в 2008 году

73448,4 млн. руб.

0,2

66 (на душу населения)

Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости; на конец года)

228336 млн. руб.

0,3

68

Продукция сельского хозяйства

9322 млн. руб.

0,4

65

Ввод в действие общей площади жилых домов

191,8 тыс. м. кв.

0,3

55 (на 1000 чел. населения)

Инвестиции в основной капитал

12878 млн. руб.

0,2

80 (на душу населения)


     Область занимает достаточно скромные места в РФ по основным социально-экономическим показателям. Серьезной проблемой для Псковской области является низкий уровень инвестиционной активности. В 2009 году по данному важнейшему показателю область занимала 80 место (из 85).
     
     Псковская область, так же как и другие представленные в таблице регионы Северо-Запада, имеет диверсифицированную структуру экономики. Наибольший удельный вес в экономике Псковской области имеет отрасль "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 19,9%. Второй по удельному весу (17,2%) является отрасль "Обрабатывающие производства". Следует отметить, что данная отрасль имеет наибольший удельный вес в соседних с Псковской областью регионах: Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская области, что создает хорошие возможности для кооперации предприятий области с предприятиями соседних регионов.
     

Таблица 1.1.3


Отраслевая структура валовой добавленной стоимости (2009 год), %

Псковская область

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Новгородская область

Cельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

6,7

0

6,2

5,9

Добыча полезных ископаемых

0,2

0

2,8

0,2

Обрабатывающие производства

17,2

22,4

29,7

32,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,8

4,2

6,4

5,1

Строительство

4,0

7,6

14,9

7,4

Торговля, ремонт

19,9

20,5

9,5

14,5

Гостиницы, рестораны

1,6

1,3

0,7

1,3

Транспорт и связь

15,4

10,1

13,0

11,9

Финансовая деятельность

0,0

0,3

0

0,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

4,7

17,3

6,4

5,4

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

11,8

4,2

3,9

7,1

Образование

4,9

4,3

2,1

2,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,1

5,2

3,5

4,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,0

2,6

0,9

1,3


     Отраслевая структура экономики Псковской области характеризуется большим удельным весом такой отрасли, как "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование". Данная специфика во многом обусловлена приграничным статусом региона.
     
     По сравнению с соседними регионами область имеет больший удельный вес сельского хозяйства в отраслевой структуре валовой добавленной стоимости, а также в отраслевой структуре занятости. Наряду с фактором наличия неиспользуемых пахотных земель это создает хорошие возможности для развития агропромышленного комплекса.
     
     В последние годы развитию сельского хозяйства уделяется большое внимание. Об этом свидетельствует реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. В 2010 году была
     
     принята Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая в качестве основной задачи определяет устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны. Развитие агропромышленного комплекса включено в первую группу приоритетов Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года.
     
     Важнейшим показателем, характеризующим масштаб экономики региона, является валовой региональный продукт. Анализ показывает, что Псковская область имеет наименьшее значение ВРП среди субъектов Федерации СЗФО. Так, у Новгородской области при примерно одинаковой численности населения ВРП в 2000-м году был в 1,3 раза больше, чем у Псковской области. К 2009 году этот разрыв увеличился до 1,6 раза.
     

Таблица 1.1.4


Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (в текущих ценах; миллионов рублей)

2000г.

2008г.

2009г.

Республика Карелия

28 214,6

115 208,2

106 228,5

Республика Коми

59 473,1

291 812,1

301 410,0

Архангельская область

61 806,9

289 755,9

323 026,5

Вологодская область

69 195,5

294 926,2

212 833,1

Калининградская область

23 290,3

179 266,7

169 863,5

Ленинградская область

56 001,9

383 255,4

425 111,1

Мурманская область

55 135,0

213 733,5

201 785,4

Новгородская область

20 965,5

115 141,3

117 497,1

Псковская область

16 178,9

73 283,2

74 550,1

г. Санкт-Петербург

188 243,0

1 431 839,6

1 473 348,2


     Для измерения уровня экономического развития территории важнейшим является показатель ВРП на душу населения. По данному показателю Псковская область существенно отстает от своих соседей.
     

Таблица 1.1.5


Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации (рублей)

2000

2008

2009

Северо-Западный федеральный округ

40 564,9

251 321,0

253 214,4

Республика Карелия

38 539,2

167 192,1

154 884,5

Республика Коми

56 619,5

302 912,6

315 662,5

Архангельская область

44 797,4

228 702,4

256 728,4

Вологодская область

53 432,8

241 630,9

175 034,5

Калининградская область

24 308,8

191 241,9

181 161,2

Ленинградская область

33 265,1

234 748,4

260 685,4

Мурманская область

59 157,8

252 433,9

240 346,1

Новгородская область

29 347,0

177 355,4

182 647,4

Псковская область

20 544,7

104 564,7

107 656,9

г. Санкт-Петербург

39 811,1

312 973,8

320 916,4


     Таким образом, Псковская область имеет самый низкий уровень экономического развития среди регионов СЗФО. Следствием этого являются низкие доходы населения, высокий уровень бедности, напряженная демографическая ситуация и ряд других социально-экономических проблем. В то же время соседство с динамично развивающимися регионами и, прежде всего, с Ленинградской областью и Санкт-Петербургом открывает в настоящее время перед Псковской областью возможности для ускоренного развития в силу практически полного использования в соседних регионах таких производственных факторов, как рабочая сила и инвестиционные площадки.
     
     Для оценки перспектив развития отраслей экономики Псковской области рассмотрим динамику изменения численности занятых в отраслевом разрезе СЗФО в целом и Псковской области.
     
     

Таблица 1.1.6


Динамика отраслевой занятости в СЗФО

2005

2009

Спад/рост, %

% зан.

Занятые, всего

6737900

6733100

-0,1

100,0

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

509700

429800

-15,7

6,4

Добыча полезных ископаемых

88900

81200

-8,7

1,2

Обрабатывающие производства

1182000

1056200

-10,6

15,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

202500

199500

-1,5

3,0

Строительство

537600

539300

0,3

8,0

Торговля, ремонт

1065500

1179600

10,7

17,5

Гостиницы, рестораны

139400

144400

3,6

2,1

Транспорт, связь

641700

629300

-1,9

9,3

Здравоохранение

461600

479700

3,9

7,1

Операции с недвижимостью

563700

611400

8,5

9,1

Образование

625200

595700

-4,7

8,8


     Изменение численности занятых рассмотрено за период 2005-2009 годы. В целом количество занятых в экономике СЗФО снизилось на 0,1%. Наибольшее сокращение численности занятых произошло в сельском хозяйстве - 15,7%, а наибольший рост в торговле - 10,7%.
     
     Рассмотрим далее динамику численности занятых в Псковской области. За анализируемый период число занятых в экономике Псковской области снизилось на 5,2% с 336,6 тыс. человек до 319 тыс. человек. Таким образом, падение численности занятых в экономике региона существенно превышает соответствующий показатель для СЗФО в целом.
     
     Рассмотрим далее специфику изменения занятости в отраслевом разрезе. Темп снижения занятости в сельском хозяйстве примерно соответствует общей тенденции. При этом в области удельный вес занятых в сельском хозяйстве составляет 16% и значительно превышает средний по СЗФО уровень. В стратегии социально-экономического развития Псковской области агропромышленный комплекс определен в качестве приоритетной отрасли. Наличие трудовых ресурсов создает возможности для ускоренного развития сельского хозяйства области.
     
     Наибольший рост численности занятых (300%) произошел в отрасли "добыча полезных ископаемых". Такие высокие темпы роста в основном обусловлены низкой начальной базой. При этом необходимо учитывать, что в области имеются значительные перспективы для роста добычи полезных ископаемых.
     

Таблица 1.1.7


Динамика отраслевой занятости в Псковской области

2005

2009

Спад/рост

% зан.

Занятые, всего

336600

319000

-5,2

100,0

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство

60000

51000

-15,0

16,0

добыча полезных ископаемых

200

800

300,0

0,3

обрабатывающие производства

58500

53800

-8,0

16,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

9600

10200

6,3

3,2

Строительство

20500

18900

-7,8

5,9

Торговля, ремонт

49900

51100

2,4

16,0

Гостиницы, рестораны

6100

6800

11,5

2,1

Транспорт, связь

28400

26200

-7,7

8,2

Здравоохранение

22800

21500

-5,7

6,7

Операции с недвижимостью

12400

12500

0,8

3,9

Образование

28900

26200

-9,3

8,2


     Область обладает значительными запасами торфа: 329 месторождений с запасами 563,5 млн. тонн. При этом если в 1980-х годах в области добывалось 1,7 - 1,8 млн. тонн торфа, то в 2000 году - 80 тыс. тонн, в 2009 году - всего 34,3 тыс. тонн. Добыча и переработка торфа выделена в качестве одного из приоритетов в стратегии социально-экономического развития Псковской области. Кроме этого в области принята программа "Развитие использования торфяного и других местных видов топлива в Псковской области до 2015 года (2010-2014 гг.)"
     
     С точки зрения развития экономики г. Пскова особый интерес представляет сформулированная в программе задача формирования нового экономического высокотехнологичного кластера, включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения, потребления местных видов топлива, а также производство оборудования.
     
     Создание кластера связано с организацией производства котельного оборудования на предприятиях г. Пскова. В настоящее время в Псковской области уже имеется ряд предприятий, выпускающих такое оборудование. Так, например, ООО "Псковский котельный завод" выпускает котлы в широком диапазоне мощности, которые используют в качестве топлива торф и щепу.
     
     Перспективы развития отрасли "Добыча полезных ископаемых" также связаны с ростом добычи сырья для производства строительных материалов. В области имеются месторождения кирпичных глин (28 месторождений, разрабатываются 2), песчаного и песчано-гравийного материала, тугоплавкие глины, формовочные пески, стекольные пески. Существующие полезные ископаемые используются для производства кирпича, стекла, облицовочного камня и плитки, в дорожном и промышленно-гражданском строительстве. При этом в области в настоящее время не производится кирпич, что негативно сказывается на развитии строительной отрасли. Реализация инвестиционных проектов производства кирпича, стекла, других строительных материалов будет способствовать созданию кластера, включающего предприятия по добычи сырья, производству строительных материалов, а также предприятия строительной отрасли. Снижение транспортных затрат, рост конкуренции на рынке строительных материалов будет способствовать стабилизации цен на жилье и росту его доступности.
     
     Ведущую роль в развитии данного кластера может сыграть г. Псков, который является основным потребителем строительных материалов в регионе. Кроме этого в городе имеются ресурсы для восстановления существовавшего ранее производства кирпича.
     
     Рассмотрим далее перспективы развития обрабатывающих производств. В СЗФО в целом удельный вес занятых в данной отрасли составляет 15,7%. При этом за анализируемый период количество занятых сократилось на 10,6%.
     
     В Псковской области удельный вес отрасли в структуре занятости составляет 16,9%, т.е. несколько выше, чем в СЗФО в целом. Темпы сокращения числа занятых в регионе также были несколько ниже. Это свидетельствует о наличии некоторых конкурентных преимуществ для развития данной отрасли в регионе.
     

Таблица 1.1.8


Индексы производства по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства"

2009/1999

2008/1999

Российская Федерация

1,5

1,8

СЗФО

2,0

2,1

Республика Карелия

1,8

2,0

Республика Коми

1,6

1,6

Архангельская область

2,5

2,5

Вологодская область

1,2

1,4

Калининградская область

5,0

6,3

Ленинградская область

2,7

2,9

Мурманская область

1,1

1,2

Новгородская область

1,4

1,8

Псковская область

1,6

1,9

г. Санкт-Петербург

1,7

2,2


     О наличии перспектив развития обрабатывающих производств в области свидетельствует и динамика развития отрасли в 2000-е годы. За период 1999-2008 гг. объемы производства продукции данной отрасли в области практически удвоились.
     
     К числу основных видов обрабатывающих производств в области относятся: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования. Каждая из этих подотраслей имеет хорошие перспективы развития как в области в целом, так и в г. Пскове.
     
     Так, перспективы развития пищевой промышленности связаны с развитием агропромышленного кластера в области, наличием емкого внутреннего рынка, сформулированной в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации стратегической целью - "надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием".
     
     Хорошие перспективы в условиях перехода к инновационной стратегии развития РФ имеют электротехнический и машиностроительный кластеры, представленные в основном предприятиями г. Пскова и г. Великие Луки. Развитие этих подотраслей происходило в советский период в тесной кооперации с предприятиями Ленинграда. И в силу исторических особенностей развития секторов, в регионе недостаточное развитие получила собственная научно-техническая и инновационная база. Следствием этого является низкий уровень инновационной активности псковских предприятий.
     
     Перспективы развития электротехнического и машиностроительного кластера связаны с переходом к наукоемкому машиностроению в условиях тесной кооперации с машиностроительными предприятиями Санкт-Петербурга, где развита база для разработки новых типов оборудования на уровне современных стандартов.
     
     Таким образом, на основании проведенного анализа мы можем сделать вывод о наличии в области и в г. Пскове конкурентных преимуществ для развития обрабатывающих производств, обусловленных наличием собственной сырьевой базы, близостью основных рынков сбыта и поставщиков комплектующих.
     
     Перспективы развития электротехнического и машиностроительного кластеров в регионе определяются также сформулированной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации амбициозной задачей увеличения в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз - доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов).
     
     Рассмотрим далее состояние и перспективы развития строительной отрасли. В СЗФО в целом за анализируемый период численность занятых в строительстве несколько увеличилась (прирост составляет 0,3%). При этом в Псковской области занятость снизилась на 7,8%. О невысоком уровне развития отрасли в регионе свидетельствует также низкий удельный вес занятых в отрасли - 5,9% по сравнению с 8,0% по СЗФО в целом.
     
     Проблемы развития отрасли связаны с низкими доходами населения области; высокой себестоимостью и высокими ценами на строительную продукцию, обусловленными неразвитостью производства строительных материалов в регионе и приграничным положением Псковской области.
     
     Цель развития строительного комплекса на долгосрочную перспективу - достижение среднероссийских объемов ввода жилья (на 1000 чел. населения) и высокой жилищной обеспеченности граждан (не менее 30 м(2) на человека). Перспективы развития отрасли связаны с развитием производства строительных материалов на основе использования местного сырья.
     
     Важное место в структуре экономики области и г. Пскова занимает оптовая и розничная торговля. Численность занятых в отрасли в СЗФО выросла на 10,7% и удельный вес составил 17,5%. В Псковской области показатели роста и удельного веса отрасли несколько уступают средним показателям СЗФО. Перспективы развития отрасли связаны с ростом доходов населения и развитием туризма.
     
     Стратегией социально-экономического развития Псковской области туризм определен в качестве полюса роста региональной экономики. В настоящее время область в основном специализируется на культурно-познавательном туризме, который составляет 57% въездного туризма области (развлечение и отдых составляют 18%, лечебно-оздоровительный туризм - 9%).
     
     Основная масса туристов останавливаются в области на 1-3 дня. Туристический поток составляют туристы из Москвы, Московской области, С.-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей; иностранные туристы - это в основном туристы из Эстонии, Скандинавских стран и Западной Европы. Развитие туризма во многом сдерживается низким уровнем транспортной доступности региона.
     
     Тесную связь с развитием туризма имеет также отрасль "Гостиницы и рестораны". Эта отрасль характеризуется ростом занятости как в СЗФО в целом, так и в регионе. При этом темп роста занятости в Псковской области существенно превышает аналогичный показатель по СЗФО. Перспективы развития отрасли во многом связаны с развитием туристического кластера в регионе. При этом ведущая роль в создании данного кластера отводится г. Пскову.
     
     Важное место в отраслевой структуре пограничного региона имеет такая отрасль, как "Транспорт и связь". В целом по СЗФО за анализируемый период произошло некоторое сокращение численности занятых в отрасли. При этом в области имело место довольно существенное сокращение занятости - на 7,7%. Удельный вес занятых в отрасли в регионе также ниже, чем в СЗФО.
     
     Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития отрасли в Псковской области отстает от уровня СЗФО в целом. В то же время Псковская область имеет все предпосылки для развития транспорта: высокая плотность автомобильных и железных дорог, большие грузопотоки через территорию области. Проблемы отрасли связаны с низким техническим уровнем, высоким уровнем износа основных фондов, слабой вовлеченностью региональных транспортных компаний в межрегиональные и международные перевозки. Перспективы развития отрасли связаны с развитием сектора транспортных перевозок и логистических услуг в области.
     
     Перспективы развития области в долгосрочной перспективе во многом определяются уровнем развития важнейших отраслей социальной сферы - здравоохранения и образования. Как и для других отраслей, важнейшим показателем их развития является динамика занятости.
     
     Главной проблемой Псковской области является кризисная демографическая ситуация, обусловленная низкими показателями продолжительности жизни, рождаемости и высокой смертностью, в том числе и в трудоспособном возрасте. В СЗФО в целом также имеют место эти проблемы, однако, не в столь острой форме. При этом в СЗФО происходит рост занятости в здравоохранении на 3,9%. В Псковской области занятость в здравоохранении снижается. Во многом данная ситуация связана с отсутствием в области высшего учебного заведения медицинского профиля. Решение проблемы кадрового обеспечения здравоохранения области связано с созданием лечебного факультета в Псковском государственном университете.
     
     Существенное снижение занятости за анализируемый период произошло в образовании. При этом темпы падения в Псковской области существенно превышают показатели СЗФО. Обусловлена данная ситуация существенным снижением численности детей школьного возраста.
     
     Отрасль, связанная с операциями с недвижимостью является одной из динамично развивающихся в РФ в целом, в СЗФО и в Псковской области. Дальнейшие ее перспективы связаны с развитием строительства жилых и коммерческих помещений и рынка недвижимости.
     
     Псковская область обладает достаточно развитым и диверсифицированным хозяйственным комплексом. Причем в отличие от многих других российских регионов, одну из ведущих ролей играют промышленные производства несырьевой направленности. В условиях общегосударственного перехода к экономике инновационного типа, заявленного в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, такой потенциал создает благоприятные стартовые условия для реструктуризации экономики в сторону повышения доли высокотехнологичных наукоемких отраслей. Являясь крупнейшим промышленным, научно-образовательным и транспортным центром региона, располагая хорошо развитым машиностроительным комплексом, Псков может стать локомотивом перевода областной экономики на инновационный путь развития.
     
     Рассмотрим основные проблемы инновационной сферы Псковской области и пути их решения. По ряду важнейших показателей инновационной деятельности: инновационная активность организаций, выдачи патентов, Псковская область не отстает от других регионов СЗФО. В то же время внутренние затраты на научные исследования и разработки, объем инновационных товаров, работ, услуг предприятий Псковской области существенно уступают показателям других регионов СЗФО. Таким образом, Псковская область существенно отстает по величине затрат на инновационную деятельность и по ее результатам. Данная ситуация во многом обусловлена низкой численностью персонала, занятого исследованиями и разработками. При примерно такой же численности населения Новгородской области численность научного персонала превышает показатель Псковской области примерно в 3 раза.
     
     Решение проблемы перехода на инновационную стратегию развития Псковской области целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
     
     1. Развитие научно-исследовательской базы региона: развитие вузовской науки, создание научного парка.
     
     2. Стимулирование создание и развития малых инновационных предприятий.
     
     3. Создание фондов венчурного финансирования.
     

Таблица 1.1.9


Показатели инновационной деятельности (2009 год)

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел.

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн. руб.

Выдано патентов

Инновационная активность организаций %

Объем инновационных товаров, работ, услуг в %

СЗФО

97633

64643932

1165

9,5

3,1

Республика Карелия

907

520077

9

5,3

1,7

О назначении публичных слушаний по проекту Стратегии развития города Пскова до 2020 года

Название документа: О назначении публичных слушаний по проекту Стратегии развития города Пскова до 2020 года

Номер документа: 1968

Вид документа: Решение Псковской городской Думы Псковской области

Принявший орган: Псковская городская Дума Псковской области

Статус: Действующий

Опубликован: Псковские новости от 04.11.11 N 85
Дата принятия: 31 октября 2011

Дата начала действия: 31 октября 2011