АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2010 года N 495


Об утверждении региональной программы Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы"



На основании Закона области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" Администрация области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы".

2. Объемы финансирования региональной программы Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Котова А.А.


Губернатор области                                                                        А.А. Турчак

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации области
от 10.12.2010 N 495

     
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы"

Паспорт
региональной программы Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы"

Наименование программы

Региональная программа Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации от 24 июля 2009 г. N Пр-1890

Разработчик Программы

Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора

Исполнитель - координатор Программы

Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора

Исполнители Программы

Государственный комитет Псковской области по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, государственного строительного и жилищного надзора;
Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию, промышленности и торговле;
Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области;
Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области;
Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям;
Государственный комитет Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию;
Государственное управление образования Псковской области;
муниципальные образования Псковской области

Цели и задачи Программы

Цель Программы:
Обеспечение населения Псковской области доступным жильем путем реализации механизмов государственной поддержки, развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья
Задачи Программы:
Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.
Развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения.
Оказание государственной поддержки, направленной на обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий, в том числе обеспечение жильем молодых семей и детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Снижение административных барьеров в строительстве.
Стимулирование развития строительства малоэтажного индивидуального жилья.
Развитие местной базы промышленности строительных материалов Псковской области с привлечением средств российских и иностранных инвесторов.
Создание условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве.
Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования

Основные целевые индикаторы Программы

1. Годовой объем ввода жилья.
2. Уровень обеспеченности населения жильем.
3. Доля ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде.
4. Снижение сроков получения разрешений на строительство.
5. Доля ввода малоэтажного жилья (менее трех этажей).
6. Объем инвестиции в производство строительных материалов.
7. Объем инвестиций в жилищное строительство.
8. Ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 39230,76 млн. рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета* - 205,92 млн. рублей;
средства областного бюджета** - 1326,39 млн. рублей;
средства местных бюджетов** - 47,25 млн. рублей;
внебюджетные источники (в т.ч. - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию")** - 37651,2 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы к 2015 году позволит ввести 1 234 тыс. кв. метров жилой площади и 2 958 жилых единиц

    * Объемы финансирования мероприятий за счет средств федерального бюджета определяются по результатам участия Псковской области в конкурсных отборах в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а также по итогам распределения лимитов финансирования отдельных мероприятий после утверждения федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период.

     ** Прогнозные значения, объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению.

     

Основные понятия


Региональная программа Псковской области "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Псковской области на 2011-2015 годы" - комплекс сбалансированных социально-экономических, организационных, производственных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по поддержке спроса и предложения на жилищном рынке в целях предотвращения роста цен на жилье.

Введение

Географическое положение и административный состав


Древний Псков впервые упомянут в "Повести временных лет" в 903 году. Этот город-государство - средневековая вечевая республика и неприступная крепость - один из древнейших западных рубежей России.

Знаменательным стал указ Екатерины II от 24 августа 1776 года, учредивший Псковскую губернию с центром в городе Пскове в тех границах, которые, в основном, сохранились до наших дней. В 20-30-е годы XX века Псковский край претерпевал многочисленные административно-территориальные изменения. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года образована Великолукская область, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года - Псковская область.

Современная Псковская область - это территория на северо-западе Российской Федерации площадью 55,3 тыс. кв. км, включая 2,1 тыс. кв. км озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на восток - 260 км.

Псковская область входит в состав Северо-Западного федерального округа. Это единственный регион в России, имеющий границы сразу с тремя государствами. Вся западная и большая часть южной границы области является государственной границей Российской Федерации с Эстонией (270 км границы), Латвией (214 км) и Белоруссией (305 км) общей протяженностью 789 км.

На севере Псковская область граничит с Ленинградской областью, на востоке - с Новгородской, Тверской и Смоленской областями.

Центр области - город Псков - расположен примерно в одинаковой близости от Санкт-Петербурга (280 км), Таллина (280 км), Риги (260 км). Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Административно Псковская область разделена на 24 района, из них 9 приграничных, и 2 городских округа - Псков и Великие Луки, являющихся относительно крупными экономическими центрами. Административный центр области - город Псков.

По территории области проходят федеральные и международные автомагистрали М-20 Санкт-Петербург - Киев - Одесса и М-9 "Балтия" Москва - Рига, а также автотрассы Москва - Рига, Москва - Таллин, Санкт-Петербург - Киев, Санкт-Петербург - Псков - Рига, Бологое - Великие Луки - Полоцк. Основные железнодорожные магистрали: Москва - Рига, Санкт-Петербург - Одесса, Санкт-Петербург - Вильнюс - Калининград, Санкт-Петербург - Рига, Санкт-Петербург - Львов и др. В Пскове открыт международный аэропорт для среднемагистральных пассажирских и грузовых самолетов. Пропуск грузов через границу обслуживают таможни, действуют автомобильные и железнодорожные пропускные пункты.

Климат, почвы, растительность, полезные ископаемые


Территория Псковской области расположена в умеренных широтах в пределах двух природных зон - тайги и подтайги, климат умеренно-континентальный с чертами морского. Преобладающие почвы - дерново-подзолистые. Преобладающий тип рельефа - пологоволнистая равнина.

Из природных ресурсов Псковской области основными являются древесина, торф и сырье, используемое для строительной отрасли (известняк, гипс, керамическая глина, формовочные пески, песок для производства стекла, нерудные строительные материалы). Имеются крупные запасы подземных минеральных вод.

Леса занимают около 38 % территории Псковской области, общая площадь земель лесного фонда составляет 2,36 млн. га, запасы древесины - 321,3 млн. куб. м.

Псковская область относится к числу наиболее богатых торфом среди регионов европейской части Российской Федерации. Торфяной фонд области состоит из 329 месторождений с запасами 563,5 млн. тонн (в пересчете на 40 % влажности сырья).

Подготовлено к добыче 101 месторождение с запасами 100 млн. тонн, перспективные для разведки - 292 месторождения с прогнозными запасами 181,8 млн. тонн. Наиболее крупные запасы торфа сосредоточены в пределах Бежаницкого, Гдовского и Себежского районов.

Регион богат водными ресурсами. На территории более 3700 озер, самым крупным из которых является Псковско-Чудское озеро, площадь которого составляет 3521 кв. км. В озеро впадает свыше 30 рек и речек, вытекает р. Нарва. Больше всего озер в южной части области.

Население, трудовые ресурсы


Численность населения области по состоянию на 1 января 2010 г. составила 688,6 тыс. человек.

В городах и поселках городского типа проживает 68 %, в сельской местности - 32 % населения. Наиболее крупные города - областной центр Псков, (191,8 тыс. человек), Великие Луки (98,3 тыс. человек), г. Остров (23,4 тыс. человек), г. Невель (16,4 тыс. человек), г. Опочка (12,7 тыс. человек), г. Печоры (12,3 тыс. человек), г. Порхов (11,1 тыс. человек).

Плотность населения - 12 человек на 1 кв. км (по России - 8 человек).

Численность экономически активного населения к началу 2010 года составляла 363,3 тыс. человек или 52,7 % от общей численности населения области.

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 ноября 2010 года составила 6,9 тыс. человек (1,9 % экономически активного населения).

Культура


Псковский край является одним из исторических центров русской государственности и культуры и духовности. Здесь зарождалась русская демократия. Псковское вече и Судная грамота - исторические памятники демократического правления и российского права. Псковичами созданы самобытные школы архитектуры и иконописи, народного искусства.

С Псковской землей неразрывно связана жизнь и деятельность многих выдающихся деятелей России: Пушкина А.С., Мусоргского М.П., Римского-Корсакова Н.А., Ковалевской С.В., Кутузова М.И. и многих других.

На территории области находится большое количество памятников древнерусского зодчества и живописи, имеющих общероссийское значение. Псковский Кремль с крепостными стенами и башнями - памятник оборонного зодчества ХI-ХVII вв., Пушкиногорье, Псково-Печерский монастырь, уникальные фрески XII века Мирожского монастыря, Изборская крепость являются жемчужинами мировой культуры, привлекающими в область туристов.

Областной центр - город Псков - один из древнейших русских городов (впервые упоминается в летописи 903 года). На его территории находятся около 100 памятников старины.

Указами Президента Российской Федерации двум городам области - Пскову и Великим Лукам присвоено звание "Город воинской славы".

Экономика области


Основу экономики области составляет промышленность, доля которой в объеме валового регионального продукта (ВРП) составляет порядка 22,4 %. На долю торговли приходится 19,7 %, транспорта и связи - 15,2 %, сельского и лесного хозяйства - 6,7 %, строительства - 3,9 % от общего объема ВРП.

Ведущую роль в промышленности занимают предприятия "обрабатывающих производств", доля которых составляет порядка 86,7 % в общем выпуске отгруженной продукции.

Наибольший удельный вес в обрабатывающих производствах занимают производство пищевых продуктов (35 %), производство электрооборудования (25 %), производство машин и оборудования (8,8 %), производство готовых металлических изделий (8 %), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (7 %).

За 9 месяцев 2010 года индекс промышленного производства составил 116,3 % к январю-сентябрю 2009 года, при этом на 18,9 % увеличился выпуск продукции обрабатывающих производств.

Объем продукции (работ, услуг) сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей составил 9,2 млрд. рублей, или 104,7 % к уровню января - сентября 2009 года.

В сельскохозяйственных организациях произведено продукции на 4,4 млрд. рублей, что на 12,3 % больше, чем в январе-сентябре 2009 года.

В январе-сентябре 2010 года в хозяйствах всех категорий произведено основных видов продукции:

зерновых (в бункерном весе) - 26,1 тыс. тонн (расчетно) (62,3 % к уровню 2009 года);

картофеля - 107,5 тыс. тонн (114,7 %);

овощей открытого и закрытого грунта - 32,5 тыс. тонн (97 %);

молока - 188 тыс. тонн (98,4 %).

За девять месяцев 2010 года в сельскохозяйственных организациях произведено скота и птицы (на убой в живом весе) 26,9 тыс. тонн, яиц - 41,4 млн. штук, что больше уровня прошлого года на 26,2 %, 23,2 % соответственно.

Грузооборот крупных и средних предприятий автомобильного транспорта составил 101,2 % к уровню 9 месяцев 2009 года.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", в январе-сентябре 2010 года составил 5,1 млрд. рублей (102,3 % к уровню января-сентября 2009 года).

За девять месяцев 2010 года в области построено 419 жилых домов общей площадью 90,8 тыс. кв. метров, что на 28,2 % ниже уровня января-сентября 2009 года. Населением за счет собственных и заемных средств построено 36,6 тыс. кв. метров жилья (382 дома), что на 28,8 % меньше соответствующего периода 2009 года.

Объем инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2010 года уменьшился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в сопоставимых ценах на 15 % и составил 8,9 млрд. рублей.

В январе-сентябре 2010 года оборот розничной торговли составил 42,5 млрд. рублей, что в товарной массе составляет 103,4 % к соответствующему периоду 2009 года.

В сентябре 2010 года среднедушевые денежные доходы составили 12 646 рублей и возросли по сравнению с сентябрем 2009 года на 11,2 %, реальные располагаемые денежные доходы по оценке возросли на 3,2 %.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за сентябрь 2010 г., в целом по области составила 14 029 рублей.

Размер реальной (начисленной) средней заработной платы в январе-сентябре 2010 года составил 104,7 % к соответствующему периоду 2009 года.

На конец сентября численность незанятых граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, составила 8 109 человек, из них 7 395 человек имели статус безработного. Уровень официально зарегистрированной безработицы составил 2 % к экономически активному населению.

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами


Коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации, стал следствием проведенных реформ в жилищной сфере. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. В результате бесплатной приватизации сформировался и быстро развивается рынок вторичного жилья. В то же время в Псковской области, как и в большинстве регионов России, сократилось бюджетное финансирование жилищного строительства, что в условиях недостаточного платежеспособного спроса большей части населения на вновь построенное жилье, а также отсутствия кредитов на строительство и приобретение жилья, низкой доступности ипотечных кредитов привело к замедлению темпов роста объемов жилищного строительства и значительному снижению объема бесплатно предоставляемого социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленного на стимулирование развития жилищного строительства в стране, стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Реализация программы вывела на уровень государственной политики меры по комплексному освоению территорий под массовое жилищное строительство и сформировала четкое определение групп населения, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривает дальнейшее стимулирование развития жилищного строительства, создание условий для возникновения рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности, экологичности и комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, которые обеспечивают доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Настоящая Программа, исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в области, призвана в рамках основных направлений, определяемых ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере. Программа ориентирована на интеграцию действующих и разрабатываемых федеральных и областных долгосрочных целевых программ, предполагающих реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»