ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 14 декабря 2007 года N 1282

Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Псковской области



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", распоряжением Губернатора Псковской области от 19.04.2007 N 92-р "Об одобрении комплексного проекта модернизации образования Псковской области" и в целях повышения качества образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования муниципального и областного подчинения, приказываю:

1. Утвердить Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Псковской области (приложение).

2. Довести Положение, утвержденное пунктом 1 настоящего приказа, до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного, начального и среднего профессионального образования муниципального и областного подчинения.

3. Директору ГУ "Региональный центр информационных технологий Псковской области" Драгунову А.В. разместить Положение о региональной системе оценки качества образования Псковской области на региональном образовательном портале, в разделе, посвященном реализации комплексного проекта модернизации образования Псковской области.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника Государственного управления образования Псковской области Ильину Л.П.


Начальник управления                                                           В.В. Емельянова

Приложение к приказу
 Государственного управления
образования Псковской области
 от 14 декабря 2007 г. N 1282

     
Положение
о региональной системе оценки качества образования Псковской области

1. Общие положения

1.1. Назначение

Настоящее "Положение о региональной системе оценки качества образования Псковской области" (далее - Положение) определяет цели создания, организационную, научно-методическую и технологическую модель региональной системы оценки качества образования Псковской области (далее - РСОКО).

1.2. Область применения

Положение распространяется на муниципальные органы управления образованием, государственные и муниципальные образовательные учреждения, расположенные на территории Псковской области.

1.3. Нормативные ссылки, определения и сокращения

1.3.1. Положение разработано в соответствии с федеральным законодательством в области образования с учетом внесенных к 1 ноября 2007 года изменений и дополнений, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", распоряжением Главы Администрации Псковской области от 19 апреля 2007г. N 92-р "Об одобрении комплексного проекта модернизации образования Псковской области", Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы", учитывает приоритеты образовательной политики в Псковской области.

1.3.2. В Положении используются следующие определения и термины.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательная система - совокупность образовательных учреждений, объединенных по административному, а также территориальному и (или) отраслевому признаку.

Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - комплекс организационных, научно-методических и технологических решений, обеспечивающих осуществление диагностических и оценочных процедур, нацеленных на стандартизованную непрерывную оценку качества содержания, условий и результатов обучения.

Качество образования - характеристика, отражающая степень соответствия реальных достигнутых образовательных результатов, условий обеспечения образовательного процесса и его содержательного наполнения нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования - познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных правовых документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО

2.1. Целью РСОКО является получение объективной информации о состоянии образовательных учреждений и их систем на основе показателей, характеризующих качество образования, выявление тенденций и причин изменения качества образования, подготовка рекомендаций для органов исполнительной власти, осуществляющих управление, надзор и контроль в сфере образования по принятию решений, способных оказать позитивное влияние на качество образования.

2.2. Основными задачами РСОКО являются:

1) формирование в регионе единого понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;

2)создание научно-обоснованной системы показателей, характеризующих качество образования в отношении обучающихся и воспитанников, образовательных учреждений, образовательных систем и образовательных программ;

3) разработка на основе разработанной системы показателей в рамках действующего законодательства Российской Федерации системы процедур, обеспечивающей переданные с федерального уровня и региональные полномочия в области оценки, надзора и контроля в сфере образования и гарантирующей своевременное получение объективной информации о качестве образования;

4) подготовка необходимых для оценки качества образования форматов и регламентов обмена данными;

5) разработка нормативно-правовой базы для осуществления процедур оценки качества образования в Псковской области;

6) создание системы анализа и использования показателей и индикаторов РСОКО в принятии управленческих решений на всех уровнях управления системой образования, выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;

7) обеспечение баланса между внешней и внутренней оценкой качества образования в отношении личности, образовательного учреждения, системы образовательных учреждений, признание важности самооценки и субъективного оценивания, недопустимости вынесения суждений о качестве образования без учета динамики развития основных показателей качества образования, сравнения только сопоставимых объектов, привлечения общественных и социальных институтов к оценке качества образования, широкой трактовки понятия "образовательный результат", учитывающей многообразие влияния образования на личность и общество в целом;

8) разработка, апробация и ввод в эксплуатацию интегрированного программного комплекса, основанного на использовании единой базы данных системы образования и обеспечивающего решение задач оценки качества образования на школьном, муниципальном и региональном уровне в соответствии с принятой системой показателей, форматами, регламентами и нормативно-правовым обеспечением РСОКО;

9) повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования по вопросам оценки индивидуальных достижений обучающихся и воспитанников, обеспечения лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, комплексного мониторинга содержания, условий и результатов обучения и образовательной статистики региональной системы образования;

10) подготовка общественных экспертов, принимающих участие в оценочных процедурах в рамках РСОКО;

11) создание научно обоснованного механизма и технологии оценки управления качеством в сфере общего, начального и среднего профессионального образования с перспективой подготовки проектов региональных стандартов сертификации управления качеством в сфере общего, начального и среднего профессионального образования;

12) обеспечение механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности в вопросах оценки и управления качеством образования.

2.3. В основу РСОКО положены принципы:

- преемственности и соблюдения позитивных традиций российской системы образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- технологичности используемых показателей, минимизации их количества с учетом потребностей различных уровней управления системой образования;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.

2.4 Основные требования к РСОКО

2.4.1. Каждый из компонентов РСОКО, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.

2.4.2. Оценка качества образования в регионе на разных уровнях организации оценочно-познавательной деятельности в рамках РСОКО может проводиться по инициативе: федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки; государственного органа исполнительной власти области; органов местного самоуправления; образовательных учреждений; общественных, профессиональных и иных объединений, физических лиц.

2.4.3. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур надзора, контроля и оценки качества образования.

2.4.4. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой в регионе системы показателей и индикаторов, характеризующих сущностные аспекты качества образования (качество условий, качество образовательного процесса, качество результата).

2.4.5. Номенклатура показателей и индикаторов качества образования и их эталонные значения устанавливаются нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуры надзора, контроля и оценки качества образования.

2.4.6. Критериальные значения показателей должны определяться путем анализа сложившейся ситуации, должны быть не ниже соответствующих критериальных значений, определенных на федеральном уровне.

2.4.7. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и педагогическое измерение.

2.4.8. Процедуры проведения экспертизы и педагогических измерений устанавливаются нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуры надзора, контроля и оценки качества образования.

2.4.9. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных подсистем обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.

2.4.10. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

2.4.11. Информация, полученная в результате экспертизы и педагогического измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

2.4.12. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в области, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются или определяются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

2.4.13. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование интегрированного программного комплекса, обеспечивающего решение задач оценки качества образования на уровнях образовательного учреждения, муниципального образования, области.

3. Организационно-управленческая структура РСОКО

3.1. Организационная структура

В структуре РСОКО выделяются следующие организационные элементы:

1) Государственное управление образования Псковской области;

2) муниципальные органы управления образованием;

3) государственное учреждение "Псковский областной информационный центр оценки качества образования" (далее - ПОИЦОКО);

4) государственное учреждение "Центр мониторинга качества профессионального образования Псковской области" (далее - ГУ "ЦМКПО ПО");

5) государственное учреждение "Региональный центр информационных технологий Псковской области" (далее - ГУ "РЦИТ ПО");

6) государственное учреждение "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" далее - ПОИПКРО)

7) образовательные учреждения, действующие в системе образования Псковской области;

8) общественные институты.

3.2. Основные функции организаций, входящих в РСОКО Псковской области

3.2.1. Государственное управление образования Псковской области:

1) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и формы их проведения;

2) устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки деятельности образовательных учреждений, управленческих и педагогических кадров, индивидуальных достижений обучающихся;

3) утверждает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Псковской области;

4) утверждает перечень образовательных учреждений - опорных для проведения стандартизированных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур;

5) определяет направления информационных потоков РСОКО;

6) определяет категории пользователей и принципы разграничения доступа к различным видам информации;

7) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;

8) обеспечивает ресурсную, в том числе - финансовую базу функционирования областных учреждений, реализующих сервисные функции по обеспечению РСОКО Псковской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»