В целях обеспечения стабильного социально-экономического развития Псковской области, реализации программ в социальной сфере, повышения устойчивости бюджетной системы Псковской области в условиях кризиса и выработки направленных мер по устойчивости экономики в области:
1. Утвердить прилагаемую Программу антикризисных мер в Псковской области на 2009 год (далее - Программа).
2. Заместителям Губернатора области своевременно давать предложения для включения дополнительных мероприятий в Программу, а также обобщенных мер, представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области, общественных организаций, профессиональных союзов, ассоциаций и союзов предпринимателей.
3. Для оперативного освещения информации, сведений о ходе реализации Программы заместителю Губернатора области - Руководителю Аппарата Администрации области Жаворонкову М.К. обеспечить информационное сопровождение Программы в региональных (муниципальных) средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.
И.п. Губернатора области С.Г. Перников
Программа
антикризисных мер в Псковской области на 2009 год
Настоящая Программа разработана с целью усиления социальной защищенности населения области, создания условий для стабилизации рынка труда и направлена на эффективное использование средств областного бюджета.
Программа определяет стратегию деятельности органов исполнительной власти области, не осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере отношений, затрагиваемых Программой и состоит из следующих разделов: сведения по основным показателям экономического развития области, параметры доходов и расходов консолидированного бюджета Псковской области, мероприятия, направленные на реализацию антикризисных мер в Псковской области, основные направления реализации Программы антикризисных мер в Псковской области на 2009 год.
Перечень мероприятий Программы не является исчерпывающим и может корректироваться по мере выполнения предусмотренных мероприятий.
Настоящая Программа предполагает включение дополнительных мероприятий, предложенных членами Антикризисной комиссии при Администрации области, а также предложений, поступивших от подразделений федеральных органов государственной власти, расположенных на территории области, общественных организаций, профессиональных союзов, ассоциаций и союзов предпринимателей. Мероприятия Программы в пределах своей компетенции учитываются при осуществлении деятельности всеми расположенными на территории области органами исполнительной власти области, государственными предприятиями и учреждениями.
Для оперативного получения через средства массовой информации сведений о ходе выполнения Программы будет обеспечиваться ее информационное сопровождение в региональных (муниципальных) средствах массовой информации.
Кризисные явления, связанные с падением спроса на отдельные виды промышленной продукции, сложности на рынке кредитования предприятий, определили серьезное "торможение" экономики с конца 2008 года.
В январе-феврале 2009 г. из-за нарастания кризисных явлений произошло снижение основных показателей экономического развития области по сравнению с соответствующим периодом 2008 г.
Так, индекс промышленного производства составил 85,5 процента к уровню января-февраля 2008 г., в том числе по "обрабатывающим производствам" - 78,3 процента.
Инвестиции в основной капитал по крупным организациям составили 71,3 процента к уровню января-февраля 2008 г. (310,5 млн. рублей).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", уменьшился на 9,7 процента по сравнению с январем-февралем 2008 г.
Индекс потребительских цен увеличился за месяц на 1,9 процента и составил 104,1 процента к декабрю 2008 г.
На 17 процентов возросла за февраль 2009 г. численность официально зарегистрированных безработных.
В условиях финансово-экономического кризиса сценарные условия дальнейшего социально-экономического развития Псковской области в 2009 году не могут быть однозначными. Они будут в первую очередь зависеть от общего финансового состояния развития экономики страны, а также от уровня спада промышленного производства области и в зависимости от этого - наполняемости бюджета области.
Параметры доходов консолидированного бюджета Псковской области | |||
Факт 2008 года | Уточненный бюджет на 2009 год | Отклонения бюджета на 2009 год от факта 2008 года | |
Итого доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации | 18093131 | 17499656 | -593475 |
в том числе: | |||
Налоговые и неналоговые доходы, всего: | 11540508 | 10157447 | -1383061 |
из них: | |||
налоговые доходы, всего: | 9480309 | 8522707 | -957602 |
в том числе | |||
налог на прибыль | 1971812 | 1240000 | -731812 |
налог на доходы физических лиц | 4834905 | 4718942 | -115963 |
акцизы | 810192 | 965904 | 155712 |
налог на имущество организаций | 522815 | 473790 | -49025 |
налог на добычу полезных ископаемых | 12957 | 8300 | -4657 |
прочие налоговые доходы | 1327628 | 1115771 | -211857 |
неналоговые доходы | 2060199 | 1634740 | -425459 |
Безвозмездные поступления | 6552623 | 7342209 | 789586 |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета, всего | 6070799 | 6638123 | 567324 |
в том числе | |||
дотации | 3598681 | 4111175 | 512494 |
субвенции | 986994 | 1153520 | 166526 |
субсидии | 1137071 | 1195204 | 58133 |
иные межбюджетные трансферты | 343503 | 178224 | -165279 |
прочие поступления из федерального бюджета | 4550 | -4550 | |
Безвозмездные поступления из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства | 472416 | 697526 | 225110 |
Прочие безвозмездные поступления | 9408 | 6560 | -2848 |
Уточненный бюджет на 2009 год меньше фактического исполнения бюджета 2008 года на 593475 тыс. рублей, из них по налоговым и неналоговым доходам снижение составило 1383061 тыс. рублей по всем доходным источникам консолидированного бюджета, по налогу на прибыль организаций в связи с сокращением налогооблагаемой базы - на 731812 тыс. рублей, по налогу на доходы физических лиц - на 115963 тыс. рублей в связи с изменением режима работы предприятий: сокращением продолжительности рабочего дня, соглашениями сторон об уменьшении заработной платы; по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 146967 тыс. рублей в связи со снижением ставки с 15 процентов до 5 процентов по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" в соответствии с Законом области от 18 декабря 2008 г. N 815-ОЗ "О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения".
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Псковской области, мониторинга текущего социально-экономического положения, контроля за исполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации создана и действует Антикризисная комиссия при Администрации области.
Совместные действия Администрации области и налоговых органов направлены на усиление контроля за осуществлением возвратов из консолидированного бюджета Псковской области доходов, администрируемых налоговыми органами.
Параметры расходов консолидированного бюджета Псковской области | |||
Факт 2008 года | Уточненный бюджет на 2009 год | Отклонения бюджета на 2009 год от факта 2008 года | |
Общегосударственные вопросы | 1215756 | 1488533 | 272777 |
Национальная оборона | 10000 | 12454 | 2454 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 818923 | 704616 | -114307 |
Национальная экономика | 3043729 | 3176138 | 132409 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1631585 | 2036425 | 404840 |
Охрана окружающей среды | 1251 | 1383 | 132 |
Образование | 4694614 | 4803305 | 108691 |
Культура, кинематография и средства массовой информации | 604434 | 591233 | -13201 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 2456793 | 2585570 | 128777 |
Социальная политика | 2524866 | 3204101 | 679235 |
Межбюджетные трансферты: | 585694 | 1180810 | 595116 |
ФОМС | 585694 | 697709 | 112015 |
нераспределенные расходы | - | 483101 | 483101 |
ИТОГО | 17587645 | 19784568 | 2196923 |
В основу формирования консолидированного бюджета Псковской области взята существующая сеть бюджетных учреждений, учтена численность населения, проживающего на территории области по состоянию на 1 января 2008 г., по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Псковской области - 705289 человек.
В сфере образования в связи с переходом на новую систему оплаты труда предусмотрено повышение заработной платы руководителям и специалистам общеобразовательных учреждений в 2007 - 2009 годах.
При определении расходов учтены средства на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы.
Расходы на коммунальные услуги определены на основе договоров, заключенных учреждениями, с учетом роста тарифов на тепло-энергию для организаций, финансируемых из областного бюджета.
Расходы на проведение текущих ремонтов на 2009 год определены по нормам на площадь помещений с учетом периодичности проведения ремонтов.
По другим расходам (в том числе питание, медикаменты) применен общий индекс инфляции по аналогии с федеральным бюджетом.
Базовые расходы на питание рассчитаны по нормам в соответствии с действующими законами и нормативными актами по закупочным ценам по конкурсам IV квартала 2008 г.
Законом области от 29 декабря 2008 г. N 822-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации утвержден объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2009 год в сумме 620,9 млн. рублей.
В сферах здравоохранения и образования применен нормативный метод планирования расходов бюджета. В дальнейшем планируется переход на нормативный метод планирования всех отраслей, финансируемых из областного бюджета.
На 2009 год из 244 муниципальных образований области 225 приняли бездефицитные бюджеты, 19 - с дефицитом, который сбалансирован за счет остатков средств на 1 января 2009 г. Привлечение кредитов муниципальными образованиями в 2009 году предусмотрено в сумме 0,8 млн. рублей.
Дефицит областного бюджета составляет 2 124,3 млн. рублей или 31,9 процента.
В 2009 году запланировано привлечь кредиты банков в сумме 745 млн. рублей в основном на инвестиционные цели (с софинансированием).
Госдолг 246,9 млн. рублей (по проекту "Городской общественный транспорт").
Приоритетом исполнения обязательств Администрации области остается финансирование социальных выплат, их сохранение и увеличение.
Приоритетные направления реализации Программы антикризисных мер в Псковской области на 2009 год
Сохранение гарантированного Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации и Псковской области набора социальных услуг в образовании, здравоохранении, социальной защите, культуре и спорте.