ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2007 года N 263

О рекомендациях парламентских слушаний на тему: "О ходе реформы в лесной
отрасли Псковской области и мерах, принимаемых Администрацией области по
предотвращению самовольных порубок леса"



Областное Собрание депутатов постановляет:

1. Одобрить рекомендации парламентских слушаний на тему: "О ходе реформы в лесной отрасли Псковской области и мерах, принимаемых Администрацией области по предотвращению самовольных порубок леса".

2. Направить настоящее постановление в Администрацию области, Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию, ГУ "Псковприродресурсы", лесничествам - филиалам ГУ "Псковприродресурсы", главам муниципальных образований области, Псковскую Ассоциацию лесопромышленников, Управление внутренних дел по Псковской области.


Председатель областного

Собрания депутатов                                                                             Б.Г. Полозов


Рекомендации
парламентских слушаний на тему: "О ходе реформы в лесной отрасли Псковской
области и мерах, принимаемых Администрацией области по предотвращению
самовольных порубок леса"


Проведя с участием депутатов областного Собрания депутатов, представителей Администрации области, федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций публичное обсуждение вопросов о ходе реформы в лесной отрасли Псковской области и мерах, принимаемых Администрацией области по предотвращению самовольных порубок леса, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

1. С 1 января 2007 года вступил в действие новый Лесной кодекс РФ. Он содержит важные новые положения, регулирующие лесные отношения.

С 1 января 2007 года значительная часть полномочий по управлению лесными ресурсами передана субъектам Российской Федерации. Согласно требованию Лесного кодекса на областном уровне за короткий срок разработано и принято более 14 законов и иных нормативно-правовых актов (постановления, распоряжения, приказы госкомитета и т. д.).

Анализ действующего лесного законодательства Псковской области, проведенный природоохранной межрайонной прокуратурой, показал следующее.

Принятые нормативные правовые акты достаточно полно регулируют правоотношения, являющиеся их предметом, в их тексте отсутствуют нормы, свидетельствующие о коррупционных проявлениях.

2. С января 2007 года все полномочия по управлению единым лесным фондом области закреплены за Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию и подведомственным ему учреждением - ГУ “Псковприродресурсы”.

Структура ГУ “Псковприродресурсы” с 1 января 2007 года серьезно изменена.

Ранее в его состав входили 19 лесхозов, переданных в 2005 году Министерством сельского хозяйства в ведение Администрации Псковской области.

Площадь лесного фонда, которым управляло учреждение, составляла немногим более 1,1 млн. гектаров. С начала текущего года общая площадь лесов составила 2 миллиона 360 тысяч гектаров.

Понятие "лесхозы" в новом Лесном кодексе отсутствует. Согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, лесхозы до 1 января 2008 года подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов по Лесному кодексу являются лесничества и лесопарки.

4 июля 2007 года был издан приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации N 334 "Об определении количества лесничеств на территории Псковской области и установлении их границ". В результате реформирования структура ГУ "Псковприродресурсы" объединила 11 межрайонных лесничеств, в состав которых входят 56 участковых лесничеств (до реформы на территории области их было 130). В целом работа по формированию новых территориальных единиц управления завершена, определены их границы и количество.

В связи с недостаточным федеральным финансированием, а также в рамках разделения хозяйственных и управленческих функций, руководством Госкомитета было произведено существенное сокращение количества лесничеств и сотрудников учреждения.

До 1 января 2007 года в государственных и сельских лесхозах работало 2400 человек. В состав ГУ "Псковприродресурсы" принято на работу 790 человек, в лесохозяйственный холдинг планируется принять около 350 человек.

За бывшими "государственными" лесхозами осталось выполнение хозяйственных функций, и до конца 2007 года они будут преобразованы из государственных учреждений в 22 государственных предприятия, с последующим укрупнением.

3. Введение нового Лесного кодекса РФ связано с решением многих задач по организации лесопользования, непосредственно влияющих на работу предприятий, занимающихся заготовкой древесины и обеспечением сырьем цехов деревообработки, а также строительным материалом и топливом местного населения.

Ситуация осложнилась тем, что Лесной кодекс был введен в действие при отсутствии необходимой нормативной базы по его применению, которая и до сих пор разработана Рослесхозом не полностью.

В связи с этим в течение января и февраля 2007 года организациям, осуществляющим лесопользование на краткосрочной основе, не выдавались разрешения на заготовку древесины.

Только в марте начали проводиться аукционы по продаже древесины на корню, благодаря введению временного положения Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию. И с 1 июля 2007 года введены договоры купли-продажи лесных насаждений по краткосрочному пользованию.

Организация аукционов по продаже древесины на корню по краткосрочному пользованию позволила незначительно нормализовать отпуск древесины и снизить дефицит сырья у предприятий, которые занимаются переработкой древесины.

Ненормальная ситуация с подготовкой нормативной базы для внедрения Лесного кодекса РФ, а также ликвидация лесхозов с 1 апреля 2007 года, которые заготавливали значительное количество древесины (до 500 тыс. кубометров в год), привела к сокращению объемов по заготовке древесины в области.

Образовался дефицит древесины у деревоперерабатывающих предприятий, создались условия для небывалого ранее роста самовольных порубок в некоторых районах области.

Из-за сокращения заготовки древесины повысились аукционные цены на древесину на корню по хвойным породам до величин, экономически мало доступных для деревоперерабатывающих предприятий.

Новым Лесным кодексом РФ на арендаторов лесных участков возложена ответственность за охрану переданного им в аренду леса от самовольных порубок. Арендаторы заинтересованы сохранять лесные массивы от незаконных порубок и приступили к этой работе.

Существенной проблемой является то, что в 2005 и 2006 годах в 23 лесхозах области не было проведено лесоустройство.

Требуется ускорить создание в нашей области лесоустроительной организации для проведения лесоустроительных работ по уточнению состояния лесов и разработки проектов освоения лесов на арендных участках.

4. На основании пункта 6 части 1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ с 01.01.2007 полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на территории Псковской области переданы органам государственной власти Псковской области. В соответствии с Законом Псковской области "О реализации отдельных полномочий Российской Федерация в области лесных отношений на территории Псковской области" от 16.01.2007 N 631-ОЗ, государственный лесной контроль и надзор осуществляется органом исполнительной власти области в сфере природопользования - Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию.

22 июня 2007 года Правительством Российской Федерации было принято постановление N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора".

Положение об осуществлении государственного контроля и надзора устанавливает в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации порядок осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Общее количество должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории области, составляет 636 человек.

По информации, представленной Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию по состоянию на 20 сентября 2007 года, государственными лесными инспекторами Псковской области проведено 852 проверки соблюдения требований лесного законодательства, из них 718 плановых проверок и 134 - внеплановые. По результатам проверок выявлено 419 нарушений требований лесного законодательства, из них 289 - незаконных порубок леса. Направлено 408 дел в органы милиции, по ним возбуждено 49 уголовных дел и привлечено к уголовной ответственности 22 человека. Предъявлено 139 исков о возмещении ущерба на сумму 7321 тыс. рублей, из общей суммы возмещено 2398 тыс. рублей.

С начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора" государственными лесными инспекторами Псковской области рассмотрено 4 административных дела и привлечено к административной ответственности 4 физических лица на общую сумму 4,0 тыс. рублей.

5. В период реформирования лесной отрасли стала особенно актуальна проблема незаконной заготовки и оборота древесины.

Динамика лесонарушений, происшедших в лесах области за последние годы, показывает, что имеется тенденция возрастания объемов незаконных рубок леса.

Основное количество незаконных порубок леса совершается в наиболее доступных и качественных участках леса, вокруг городов Псков и Великие Луки, райцентров области, а также в районах, граничащих с Ленинградской областью, в непосредственной близости от транспортных путей.

Осложнение криминогенной обстановки в сфере лесопромышленного комплекса в I полугодии 2007 года было обусловлено объективными причинами, прежде всего, введением в действие Лесного кодекса РФ и, как следствие, произошедшей реорганизацией органов лесной отрасли. В связи с передачей субъектам Российской Федерации функций по осуществлению государственного лесного контроля без надлежащего правового и финансового обеспечения лесной фонд в течение полугода оставался без охраны и должного надзора.

По мнению прокуратуры, роль органов внутренних дел области, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в выявлении преступных деяний в сфере лесопользования, не является достаточно эффективной. Так, в 2006 году по результатам оперативно-розыскных мероприятий выявлено 40 преступлений в указанной сфере, или 12,3% от общего числа зарегистрированных преступлений, в I полугодии 2006 года - 16 преступлений, или 12,8% от общего числа зарегистрированных преступлений, в I полугодии 2007 года - 14 преступлений, или 4,5% от общего числа зарегистрированных преступлений. По фактам коррупции в сфере лесопользования в 2006 году выявлено 14 преступлений, в I полугодии 2006 года - 8 преступлений, в I полугодии 2007 года - только 5 преступлений. Приведенные данные свидетельствуют о снижении как общего числа выявленных оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел области преступлений в указанной сфере, так и числа должностных преступлений в данной сфере.

При этом преступления в сфере лесопользования, совершенные организованными преступными группами и преступными сообществами, за анализируемый период времени органами внутренних дел области не выявлялись. Также не выявлялись преступления, связанные с контрабандой древесины и невозвращением из-за границы валютной выручки по поставкам древесины за рубеж.

Сложности в выявлении преступлений рассматриваемой категории обусловлены:

труднодоступностью мест совершения преступлений;

отсутствием постоянного контроля лесхозов за использование лесного фонда, несвоевременным обнаружением незаконных порубок и несвоевременным направлением материалов в правоохранительные органы: период времени с момента совершения порубки и до подачи заявления зачастую составляет от одного до нескольких месяцев, что в свою очередь влияет на раскрываемость указанных преступлений, исключает работу по преступлениям указанной категории "по горячим следам".

Наиболее распространенными преступлениями в сфере лесопользования являются преступления, предусмотренные ст. 260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений).

Только за 9 месяцев текущего года на территории области зарегистрировано 494 преступления данной категории (ст. 260 ч. 1, 2, 3 УК РФ), по сравнению с АППГ рост составил 310 преступлений, или более чем на 168 %. Согласно данным ИЦ УВД по Псковской области, сумма причиненного материального ущерба составила 18 млн. 40 тыс. рублей, что на 12 млн. 516 тыс. превысило убытки прошлого года.

Наибольший всплеск таких преступлений зарегистрирован на территории Локнянского района - 14 преступлений (в прошлом году - 1), Гдовского района - 70 (АППГ - 15), Невельского района - 72 (АППГ - 10), Псковского района - 44 (АППГ - 8), Опочецкого района - 26 (АППГ - 5).

Из возбужденных за отчетный период 123 преступлений по ст. 260, ч. 1 УК РФ, 14 выявлено подразделениями БЭП ОВД Псковской области.

Сотрудниками ОВД области по итогам 9 месяцев текущего года в сфере лесной отрасли выявлено 95 преступлений (АППГ - 62), что на 53,2 % выше АППГ. В суд направлено 58 уголовных дел (АППГ - 38), 11 лиц привлечены к уголовной ответственности (АППГ - 5), государству возмещено 15 млн. 366 тыс. рублей (АППГ - 3 млн. 455 тыс. рублей ).

Сотрудниками БЭП ОВД Псковской области за отчетный период в сфере лесной отрасли выявлено 88 преступлений (АППГ - 50), что на 76 % выше АППГ. В суд направлено 57 уголовных дел (АППГ - 36). 11 лиц привлечено к уголовной ответственности (АППГ - 5), государству возмещено 15 млн. 241 тыс. рублей (АППГ - 2 млн. 460 тыс. рублей).

Также необходимо отметить, что целый ряд преступлений были совершены бывшими и действующими работниками лесхозов либо с их участием. Всего в текущем году, по данным ГРУОВД области, в отношении работников лесхозов возбуждено 20 уголовных дел (АППГ -8) и 1 уголовное дело в отношении главы администрации волости Великолукского района (АППГ - 4).

Сокращение штата сотрудников лесхозов, отсутствие до 20 сентября 2007 года у действующих сотрудников новых утвержденных должностных инструкций привело к существенному снижению количества выявленных должностных преступлений. В текущем году выявлено лишь 6 преступлений данной направленности (за шесть месяцев 2006 года - 19). В настоящее время сотрудниками подразделений БЭП проводится активная работа в данном направлении.

Необходимо отметить и тот факт, что в большинстве случаев незаконные порубки лесхозами заявляются несвоевременно. Как показывает практика, с момента незаконной вырубки леса до момента обращения в органы внутренних дел проходит от нескольких дней до нескольких недель, а в ряде случаев - несколько месяцев, что позволяет злоумышленникам реализовать незаконно спиленный лес или переработать его. В таких случаях раскрыть преступления зачастую просто невозможно, так как вещественные доказательства со временем утрачиваются, отсутствие похищенного леса приводит к невозможности проведения трасологической экспертизы по спилам. Еще одна из причин: деятельность недобросовестных фирм, которые осуществляют переработку незаконно заготовленного леса, оформляют фиктивные документы о приобретении леса.

Также необходимо отметить, что в последнее время незаконные порубки стали маскироваться под легальные вырубки леса. А именно, лица, осуществляющие незаконную порубку, вступают в сговор с лесниками, обслуживающими данные территории, которыми на месте совершения незаконной порубки выставляются визированные вешки, либо производятся засечки с целью обозначения границ вырубки. В дальнейшем бригада, осуществляющая порубку, производит уборку делянки, зачастую порубочные остатки сжигаются, после чего деляночные столбы убираются.

Данное обстоятельство не позволяет сотрудникам милиции, осуществляющим рейды, и местному населению самостоятельно, без помощи работников лесхозов, своевременно установить незаконную порубку.

При проверке автотранспортных средств, перевозящих древесину и лесопродукцию, сотрудниками ГИБДД при УВД по Псковской области фиксируются факты перевозки древесины и лесоматериалов без соответствующих документов. При проведении дальнейшей проверки документы владельцами груза предоставляются, и сотрудники милиции, не имея оснований для дальнейшего задержания груза, вынуждены его отпускать. Здесь необходимо отметить, что при остановке автотранспортного средства, перевозящего груз без документов, сотрудники ОВД имеют, в соответствии с законодательством, ограниченное время для проведения проверки легальности перевозки груза, и зачастую проследовать на место вырубки не имеют возможности. Время задержания лица (водителя автотранспортного средства) составляет не более трех часов, в связи с чем проверка легальности перевозки груза ограничивается фактически проверкой документов без выезда на место и проведения встречных проверок.

В целях предупреждения преступлений в сфере лесопользования правоохранительными органами области принимается комплекс мер.

В соответствии с планом работы прокуратуры области в 2007 году проведена проверка исполнения законодательства об использовании и охране лесов, земель лесного фонда, реализации древесины и иных лесных ресурсов и обобщена практика предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования. В ходе проверки прокурорами выявлено и дополнительно поставлено на учет 18 преступлений, укрытых от учета путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. По результатам проверки в УВД по Псковской области внесено представление об устранении нарушений норм уголовно-процессуального законодательства.

Итоги проверки обсуждены на оперативном совещании при заместителе прокурора области с участием руководства УВД области, следственного управления прокуратуры области, районных прокуроров, руководителя ГУ "Псковприродресурсы", а также на координационном совещании руководителей правоохранительных органов области.

Согласно решениям указанных совещаний, перед горрайпрокурорами и руководством органов внутренних дел, в частности, поставлены задачи обеспечения должного уровня взаимодействия между органами предварительного следствия, оперативными подразделениями органов внутренних дел и территориальными органами ГУ "Псковприродресурсы" при выявлении и расследовании преступлений в сфере лесопользования, обеспечении надлежащего проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел, законности принимаемых по ним решений.

По состоянию на 01.08.2007 в рассматриваемой сфере приняты следующие меры прокурорского реагирования:

- выявлено нарушений закона - 168;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»