• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2005 года N 372

Об утверждении муниципальной целевой программы "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы



Принято на 34-й сессии Псковской городской Думы третьего созыва

В целях создания и развития в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья, совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города и во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", Приказа Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", а также в соответствии со ст. 28 Устава г. Пскова Псковская городская Дума постановила:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Здоровье и дети" на 2005-2008 годы согласно Приложению.

2. Объем и источники финансирования Программы ежегодно определять при утверждении бюджета города в 2005-2008 г.

3. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".


Председатель Псковской Мэр города Пскова
городской Думы
Л.Н. Трифонов М.Я. Хоронен

Приложение. Муниципальная целевая Программа "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 годы

Приложение к Постановлению
Псковской городской Думы
от 28.01.2005 N 372


Паспорт целевой муниципальной программы "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 годы


Наименование программы

"Здоровье и дети"

Основание для разработки программы:

- Указ Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942 "О Национальном плане действий в интересах детей"

- Указ Президента Российской Федерации от 15.01.98 N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы,

- Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.97 N 1565 "О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы"

- Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ

- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 N 393),

- Приказ Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях".

Муниципальный заказчик программы:

Администрация города Пскова

Основные разработчики программы:

Управление образования Администрации города Пскова

Цель программы:

- Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья (соматического, физического, психического и душевно-нравственного).

Задачи программы:

- Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.

- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Сроки реализации программы:

2005-2008 гг.

Исполнители:

- Управление образования Администрации города Пскова,

- Образовательные учреждения города Пскова

Ожидаемые результаты реализации программы:

- улучшение состояние здоровья детей и подростков (снижение соматических, хронических и инфекционных заболеваний);

- улучшение качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, совершенствование медико-профилактических мероприятий;

- привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных групп специалистов, родителей, общественных организаций;

- оптимизация условий обучения (внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха), коррекция учебной нагрузки в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повышение качества образования;

- формирование у детей и подростков устойчивых навыков здорового образа жизни.

Система организации контроля за исполнением программы:

Экспертный и финансовый контроль выполнения программы осуществляется Администрацией города Пскова.

Источники финансирования:

бюджет города Пскова, внебюджетные средства и другие источники финансирования.

Миссия программы:

Через создание здоровьесберегающей среды - к потребности в здоровом образе жизни.

Основные термины и понятия

Гигиенические навыки - умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".

Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье психическое - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Мотивация к формированию потребности в здоровье - побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Скрининг - непрерывное наблюдение за психофизическим развитием учащихся при помощи экспресс-диагностических методов.

Диагностика - углубленный анализ групп риска при помощи специальных психодиагностических методов.

Коррекция - применение психологических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений.

1. Введение

Муниципальная целевая программа "Здоровье и дети" (2005-2008 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000. N 51-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 N 393, муниципальной Программой развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы, утвержденной Постановлением Псковской городской Думы от 28.01.2002 N 566. Программа имеет муниципальный статус.

Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования города и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях города.

Комплекс мероприятий Программы направлен на эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе каждого образовательного учреждения и в муниципальной системе образования города в целом в целях укрепления и сохранения здоровья воспитанников и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.

Программа ориентирована на воспитанников и обучающихся, их родителей, педагогических работников образовательных учреждений, специалистов управления образования Администрации города Пскова.

Реализация цели Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования города, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы.

2. Актуальность и содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в России, где состояние здоровья детского населения характеризуется высокими показателями заболеваемости, снижением рождаемости, высокой детской смертностью.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из определения, выделяют несколько компонентов здоровья:

соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека);

физическое здоровье (уровень роста и развития органов и систем организма);

психическое здоровье (состояние психической сферы, душевного комфорта);

нравственное здоровье (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которой составляет система нравственных ценностей).

Задача сохранения и укрепления здоровья школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений на современном этапе - важнейшая социальная и медицинская проблема. Основными причинами нарушения соматического, психического и физического здоровья детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, несбалансированность питания, ухудшение медицинского обслуживания детского населения, снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований дети, особенно школьного возраста (а их в 41 субъекте Российской Федерации около пятой части населения), оказались одной из самых уязвимых групп населения. Мониторинг физического развития школьников, проведенный сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, свидетельствует о негативных изменениях в физическом статусе детей (отклонения в физическом развитии детей чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела). Замедление физического развития современных школьников не могло не отразиться на уровне их физической работоспособности. Нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников.

Все это в полной мере относится к ситуации Псковской области, в которой четко проявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей раннего дошкольного и школьного возраста:

- состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз за период обучения в школе, в 2 раза возрастает число хронических больных (к моменту окончания школы каждый четвертый ученик имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость и нарушение осанки, у 30% старшеклассников диагностируется вегетососудистая дистония);

- беспокоит высокий уровень венерических заболеваний среди подростков, сложной остается обстановка с заболеваемостью туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями среди детей, увеличивается количество подростков, состоящих на учете у врачей-наркологов за употребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию;

- острой проблемой сегодняшнего дня является состояние здоровья детей групп социального риска, воспитывающихся в неполных и неблагополучных семьях, не имеющих родителей и находящихся на попечении государства (большинство детей данной категории, достигших 7 лет, не имеют достаточной функциональной подготовленности к обучению в школе, у них выявляется стабильно высокая задержка нервно-психического развития, такие дети не могут нормально адаптироваться к дальнейшей жизни, что ведет к различным формам их асоциального поведения).

Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе диспансеризации детей в городе Пскове в 2003 году. Всего осмотрено в ходе диспансеризации 42411 детей и подростков до 18 лет.

Выявлено детей с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии 30536, что составляет 72% от всего количества осмотренных детей. Из них детей-инвалидов 811 человек (497 - инвалиды с рождения, 314 - приобретенная инвалидность). Таким образом, по данным диспансеризации произошло снижение доли здоровых детей до 28 % с одновременным увеличением детей с хронической патологией и инвалидов.

По группам здоровья итоги диспансеризации выглядят следующим образом:

1 группа - 28 % (практически здоровые дети),

2 группа - 52 % (дети, имеющие незначительные отклонения в здоровье),

3 группа - 20% (хронически больные дети или дети, перенесшие операции).

У детей дошкольного возраста структура заболеваемости выглядит следующим образом:

На 1 месте - болезни нервной системы - 15%,

На 2 месте - болезни органов пищеварения - 11%,

На 3 месте - болезни костно-мышечной системы - 10,9 %.

Ведущее место в патологии детей от 7 до 18 лет занимают болезни костно-мышечной системы - 20,4 % и заболевания глаза и его придаточного аппарата -16%, затем болезни органов пищеварения - 13,4%, болезни нервной системы - 8,6%, психические расстройства и расстройства поведения - 7,5%, болезни органов дыхания -5,6%.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Основными причинами "школьных болезней" (заболевания костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения, нервной системы) являются увеличение объема учебной нагрузки при интенсификации учебного процесса (перегруженность основными и дополнительными занятиями), отсутствие валеологической службы, длительная статическая нагрузка при снижении общей двигательной активности, потеря интереса к самостоятельным физическим упражнениям, слабый учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей в учебном процессе, плохая освещенность школьных мест, несоответствие школьной мебели санитарно-гигиеническим требованиям, отсутствие полноценного горячего питания в школах, несформированность здорового образа жизни во многих семьях, слабая и устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений города.

Кроме того, на сегодняшний день в массовых образовательных учреждениях города не существует научно обоснованной системы методов, позволяющих оценить индивидуальные возможности школьников и воспитанников, как познавательные, личностные, так и физические, не разработана комплексная "технология" совместной деятельности педагога, психолога, валеолога и медицинского работника. Сложившаяся система медицинского обслуживания детей не обеспечивает эффективного решения задач по улучшению уровня их здоровья и снижению заболеваемости. Медицинские и педагогические работники слабо владеют знаниями по первичной профилактике и раннему выявлению отклонений в состоянии здоровья детей в период школьного обучения, слабо выявляются дети с пограничным состоянием здоровья, с ними не проводится профилактическая работа, не отработана система наблюдения за динамикой физического и психического развития и состояния здоровья детей в период нахождения их в образовательном учреждении.

Санитарно-гигиеническое состояние многих образовательных учреждений остается на низком уровне. 80% образовательных учреждений требуют выборочного капитального ремонта, 40 % - капитального. В 93 % школ технологическое оборудование пищеблоков нуждается в ремонте или замене. Из-за отсутствия финансирования во многих школах не проводится замена вышедшего из строя санитарно-технического оборудования. Отрицательно влияют на здоровье детей: перегруженность образовательных учреждений, несоответствие санитарным правилам и нормам освещенности помещений, воздушно-теплового режима, отсутствие ростомерной мебели. Много недостатков и в организации учебного процесса: увеличение продолжительности учебного дня, нерациональное распределение учебной нагрузки в течение недели и дня, 20 % всех школьников вынуждено обучаться во вторую смену, все это приводит к напряжению адаптационных систем организма детей, снижению функциональных резервов, ускорению сроков наступления утомления и, как следствие, приводит к отклонениям в состоянии здоровья детей.

"Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников", - так записано в ст. 51 Закона РФ "Об образовании". Таким образом, охрана здоровья детей и подростков выступает, с одной стороны, как обязанность любого образовательного учреждения, а с другой стороны, право на охрану здоровья - это самостоятельное право ребенка. Право учащихся на охрану здоровья включает ряд аспектов: возможность получения медицинской помощи непосредственно в школе, представительство интересов ребенка в медицинском учреждении (при нарушении его прав), соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, проведение в школе профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, проведение в школе профилактических медицинских осмотров, помощь детям в устройстве в оздоровительные учреждения, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни.

Тенденции развития общества в целом и системы образования в частности требуют безотлагательного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Необходимость разработки и принятия муниципальной целевой программы сохранения и укрепления здоровья детей обусловлена:

- коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования;

- внедрением новых здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

- необходимостью координации программ по сохранению и укреплению здоровья муниципальных образовательных учреждений;

- координацией совместных действий управления образования Администрации города Пскова и образовательных учреждений с медицинскими организациями и учреждениями здравоохранения, с различного рода центрами психолого-медико-социальной помощи детям и подросткам.

Программа выступает инструментом

- координации инициатив, с одной стороны, всех образовательных учреждений города и управления образования, с другой стороны, всех участников образовательного процесса в образовательном учреждении, в сфере охраны, укрепления, формирования здоровья детей;

- интеграции имеющихся ресурсов;

- обеспечения управленческих решений и единой согласованной позиции в этой сфере.

Реализация мероприятий Программы позволит:

1. Улучшить состояние здоровья детей.

2. Улучшить качество медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, совершенствовать медико-профилактические мероприятия.

3. Широко привлечь к оздоровительной и профилактической работе различные группы специалистов, родителей, общественные организации.

4. Оптимизировать условия обучения (внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха), скорректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повысить качество образования.

5. Сформировать у детей и подростков устойчивые навыки здорового образа жизни.

Эффективность программы связана с формированием конкретных механизмов реализации образовательной политики управления образования Администрации города Пскова в сфере охраны, укрепления здоровья детей и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.

3. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью Программы является:

Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья (соматического, физического, психического и душевно-нравственного).

Задачи программы:


     3.1. Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.
     

- изменение мировоззрения населения в сторону приоритетности проблемы личной ответственности за сохранение своего здоровья и сохранения здоровья будущего поколения;

- выработка комплексного подхода к образованию родителей, учеников и воспитанников, учителей по вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья;

- совершенствование системы воспитания, направленной на устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего здоровья;

- активизация в образовательных учреждениях санитарно-просветительской работы по вопросам гигиенического воспитания;

- определение роли и места семьи в пропаганде здорового образа жизни;

- совершенствование работы по подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных компетентно решать вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях города.

    3.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.


- выявление специфики комплекса факторов, определяющих здоровье детей города Пскова, в соответствии с этим определение оптимальных условий обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях города;

- осуществление деятельности образовательных учреждений города с учетом создания оптимальных условий, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья детей;

- разработка системы методов и средств контроля за состоянием уровня здоровья с последующим анализом полученных результатов;

- разработка скоординированного подхода к профилактике и укреплению здоровья школьников и воспитанников детских садов (разработать комплекс "технологий" совместной деятельности валеолога, педагога, психолога, медработника);

- модернизация учебно-воспитательного процесса за счет включения здоровьесберегающих технологий;

- повышение качества валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях;

- улучшение оснащения материально-технической базы учреждений и оформление образовательного пространства, необходимого для полноценного физического и психоэмоционального развития, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

- снижение заболеваемости и инвалидности детей и подростков города Пскова, улучшение их соматического, физического, психического и душевно-нравственного здоровья (организация рационального питания, профилактика кариеса, алкоголизма, наркомании, табакокурения и СПИДа, рациональная организация двигательной активности учащихся, снижение распространенности хронических заболеваний у детей и подростков на основе расширения первичной профилактики и совершенствования медицинской помощи в образовательных учреждениях; снижение уровня заболеваемости инфекционными болезнями в образовательных учреждениях города на основе вакцинопрофилактики).

Сроки реализации Программы - 2005-2008 годы. В Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий.

I этап (первая половина 2005 года) включает реализацию организационных мероприятий: принятие Программы в установленном законодательством порядке; создание координационного совета по выполнению Программы; выбор и подготовка демонстрационных площадок; создание единой информационной сети.

II этап (август 2005 - июнь 2006 года) предусматривает реализацию программы на уровне демонстрационных площадок (для определения соответствия выбранной тактики поставленной стратегической цели, выявление препятствий и путей их преодоления для оперативного управления Программой).

III этап (2006-2008 годы) предполагает распространение накопленного опыта во всех образовательных учреждениях города.

4. Программные мероприятия

В Программе предусматривается реализация следующих мероприятий: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех участников образовательного процесса о влиянии на здоровье всех негативных факторов и возможности уменьшения этих влияний; гигиеническое образование и воспитание детей и подростков по формированию навыков ЗОЖ; развитие системы медицинской профилактики; совершенствование нормативно-правовой и материально-технической базы образовательных учреждений; анализ экономической эффективности реализации Программы.

Основными направлениями деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей являются:

- организация здоровьесберегающего образовательного процесса;

- медико-профилактическое направление;

- образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни.

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса


В деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников и школьников значительная роль отводится созданию оптимальных для учебной деятельности условий обучения. Учитывая, что во многих образовательных учреждениях имеет место большое количество нарушений гигиенического порядка, касающихся как режима обучения, распределения учебной нагрузки, так и условий обучения, необходимо в первую очередь приведение всех компонентов учебного процесса в соответствие с действующими гигиеническими нормами.

К неотложным задачам следует отнести работу по капитальному ремонту и реконструкции старых образовательных учреждений, ремонту и замене вышедшего из строя санитарно-технического оборудования, обновлению оборудования школьных зданий, в т.ч. соответствующей мебелью, приведению имеющихся кабинетов и мастерских в соответствие с гигиеническими нормами, обеспечение воздушного, теплового и светового режима классных помещений.

Дошкольные образовательные учреждения, школу-интернат и детский дом необходимо в полном объеме обеспечить дезинфицирующими и моющими средствами, мебелью, мягким инвентарем, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены.

Следует усилить контроль и повысить ответственность педагогических коллективов за выбор форм организации учебного процесса, реализуемых учебных программ и учебных планов, недопустимость учебной перегрузки обучающихся. Работу методической службы учреждения и учителей-предметников необходимо направить на разработку новых приемов обучения, индивидуальных программ с учетом психического и соматического состояния ребенка, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении, позволяющего успешно решать задачи здоровьеохраняющего обучения школьников.

Для реализации цели и задач программы и достижения реального результата необходима валеологизация всего учебного процесса (каждый педагог должен валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс: включать чередование видов деятельности на уроке с учетом закономерностей динамики умственной работоспособности детей, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения, обеспечивать необходимый температурный режим, правильное освещение и санитарно-гигиеническое состояние в классе, наблюдать за состоянием здоровья, самочувствия учащихся, следить за правильной посадкой за партой и правильным рассаживанием учащихся в классе в соответствии с рекомендациями медика, не допускать перегрузок учебным материалом на уроке, домашними заданиями, обеспечивать соблюдение охраны труда и инструкций по технике безопасности на уроках).

Одним из аспектов школьной валеологии является гуманизация учебно-воспитательного процесса. Правильное отношение учителя к ученику, поощрение инициативы и успехов, обучение на фоне положительных эмоций позволит предотвратить психотравмирующие ситуации, а это будет способствовать сохранению здоровья детей.

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса предполагает создание психологического комфорта для учащихся и учителей, воспитанников и воспитателей, хорошего результата в образовании и сохранении здоровья можно добиться только в условиях психологического комфорта (это взаимоотношения учеников и учителей, воспитанников и воспитателей, детей друг с другом в атмосфере дружелюбия, самоорганизация личности в разнообразной творческой деятельности, возможность учиться и развиваться соответственно своим психологическим особенностям и интересам).

В образовательных учреждениях необходимо создать учебно-научные комплексы "Здоровье" в составе: педагога-валеолога, психолога, медицинского работника, учителя физического воспитания, классного руководителя (воспитателя). Это позволит полнее использовать научно-обоснованную диагностику, изучать физическое и психическое развитие детей и подростков в динамике, прогнозировать здоровье школьников, а также поможет в разработке индивидуальных программ обучения с учетом соматического здоровья, осуществление медико-профилактических мероприятий и оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленнных на улучшение здоровья, социально-психологического статуса детей и подростков.

В целях совершенствования оздоровительной работы, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, школе-интернате и детском доме, необходимо увеличить количество помещений медико-профилактического направления для размещения офтальмотренажеров, снимающих зрительное утомление, тренажеров для ЛФК, стоматологического и физиотерапевтического оборудования.

Необходимо улучшить оснащение медицинских кабинетов современным оборудованием, позволяющим оценивать влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья ребенка, обнаруживать начальные стадии ухудшения здоровья детей и тем самым получать возможность для целенаправленного проведения профилактических мероприятий.

Медико-профилактическое направление

Основным направлением в медико-профилактической работе является выявление различных психосоматических отклонений и коррекции некоторых нарушений состояния здоровья детей.

Особое внимание в данном вопросе следует обратить на профилактическую работу с детьми второй группы здоровья, (как наиболее многочисленной), позволяющую достаточно эффективно воздействовать на организм, не допуская перехода пограничного состояния в болезнь.

Условия медицинских работников образовательных учреждений должны быть направлены на осуществление профилактических мероприятий, способствующих снятию напряжения адаптационных механизмов учащихся, повышению резервных возможностей организма путем создания адекватных условий обучения и воспитания.

В этой связи следует улучшить проведение комплекса профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижения заболеваемости детей. Принять меры по повышению качества проведения профилактических медицинских осмотров, наблюдению за состоянием здоровья детей в критические периоды его формирования - адаптации в связи с поступлением в образовательное учреждение, в связи с переходом из дошкольного учреждения в школу, в связи с переходом на предметное обучение в 5-ом классе и т.п. С целью раннего выявления отклонений в состоянии здоровья обучающихся при массовых медицинских обследованиях необходимо внедрять в практику диагностики и скрининг-тесты, подготовить кадры для этой работы.

Организация лечебных групп, совершенствование физического воспитания, улучшение питания, витаминизация, вакцинация, оздоровление детей в загородных и спортивных лагерях, санаториях также являются необходимым условием профилактики заболеваний.

Таким образом, медико-профилактическое направление предполагает создание для учащихся и воспитанников условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, организацию мониторинга состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности, проведение диагностики функционального состояния организма в течение недели, месяца, года и своевременного выявления признаков ухудшения здоровья с целью принятия профилактических мер по коррекции, применению медикаментозных методов оздоровления: закаливание, различные виды гимнастики, занятия физкультурой, профилактика и предупреждение детского травматизма и т.п.

Современные дошкольное образовательное учреждение и школа, располагающие комплексом помещений медицинского, спортивного, культурно-бытового назначения, должны стать базой первичной профилактики заболеваний детей и подростков.

Образовательная деятельность в области формирования здорового образа жизни

Роль нравственности, нравственных начал общественного бытия непрерывно возрастает. Здоровье современного человека оказывается в непосредственной зависимости от его духовного развития, соблюдения принципов морали и этических норм поведения. Воспитание и обучение являются ведущими факторами в процессе формирования не только знаний, но и нравственных качеств человека, а значит, и нравственного здоровья.

Формирование нравственного здоровья детей и подростков должно начинаться с усвоения детьми элементарных этических представлений и идти по пути формирования целостных взглядов, в которых сольются воедино моральные знания и собственное к ним отношение.

Для формирования и укрепления нравственного здоровья воспитанников и учащихся в образовательном учреждении необходимо создать единое валеологическое пространство, которое будет осуществлять воздействие на детей с помощью педагогического коллектива, психологической службы, медицинского персонала, валеолога, социального педагога. Целью создания валеологического пространства является не только создание санитарно-гигиенических условий для организации деятельности детей и подростков в образовательном учреждении, но и формирование у них здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ),

- оптимальный двигательный режим,

- закаливание,

- личная гигиена,

- положительные эмоции.

Поэтому приоритетными мероприятиями в работе образовательных учреждений по данному направлению должны стать:

- профилактика вредных привычек посредством урочной и внеурочной деятельности (предупреждение детской наркомании, алкоголизма, табакокурения, заболеваний СПИДом и гепатитом Б),

- внедрение в образовательный процесс предметной области "Здоровье".

- половое воспитание обучающихся,

- создание и внедрение программ гигиенического обучения и воспитания, направленных на понимание сущности ЗОЖ и потребности формирования и укрепления своего здоровья,

- организация школьной жизни с учетом норм здорового режима дня, учебы, отдыха и питания,

- использование видеофильмов, встреч с работниками центра планирования семьи, медработниками для пропаганды здорового образа жизни;

- обеспечение социальной защиты каждого ребенка,

- проведение месячников по профилактике нарушений осанки, зрения, стоматологических заболеваний, гриппа,

- вовлечение учащихся в систему занятий спортом, работу секций, кружков,

- обеспечение двигательной активности воспитанников и учащихся,

- организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков,

- формирование у учителей потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеокультурой, создание здорового микроклимата в коллективе, гуманной системы отношений учитель-ученик, воспитатель-воспитанник;

- координация совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья обучающихся (проведение конференций, собраний родителей по проблемам укрепления здоровья детей, изучение социально-бытовых условий жизни учащихся и оказание необходимой помощи, просветительская работа с родителями со стороны психологов, логопедов, педагогов, медицинских работников, организация индивидуальной консультативной, диагностической и коррекционной работы с семьями, организация совместных праздников, походов, спортивных соревнований, дней отдыха).

5. Ресурсное обеспечение программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств городского бюджета, фондов и другие источников, разрешенных законодательством.

Объем финансирования мероприятий программы из городского бюджета будет ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании бюджета на соответствующий год.

Ориентировочной общий объем финансирования Программы составляет 20917,88 тыс. руб. из средств городского бюджета.

Планируемое финансирование по годам реализации программы:

2004 год - городской бюджет - в пределах средств, предусмотренных в бюджете по отрасли "Образование"; подготовка к реализации программы.

2005 год - городской бюджет 5364,76 тыс. руб.

2006 год - городской бюджет 4735,26 тыс. руб.

2007 год - городской бюджет 5365,06 тыс. руб.

2008 год - городской бюджет 4831,56 тыс. руб.

Ориентировочной общий объем привлечения внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы - 4 000,0 тыс. руб.

6. Механизм реализации программы

Муниципальный заказчик - Администрация города Пскова.

Координатор Программы - координационный совет управления образования Администрации города Пскова.

По основным направлениям реализации Программы создаются рабочие группы.

Перед членами каждой рабочей группы ставятся соответствующие задачи и сроки их исполнения. Они работают по принципу равного партнерства, в установленные сроки отчитываются перед координационным советом о выполнении мероприятий по реализации Программы, создают рабочие документы, формируют бюджетную заявку на ассигнования из городского бюджета и представляют ее на рассмотрение в координационный совет.

Отбор участников программных проектов и мероприятий производит Управление образования Администрации города Пскова.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Организационно-методическое, текущее управление реализацией Программы, организационно-техническое сопровождение договоров и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Управлением образования Администрации города.

Координационный совет Управления образования Администрации города Пскова обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы и эффективности использования средств и представляет по итогам года статистическую, справочную и аналитическую информацию в Администрацию города.

Контроль за выполнением Программы осуществляет Псковская городская Дума и Администрации города. Ход выполнения программы и программных мероприятий рассматривается на аппаратных совещаниях Управления образования, на заседаниях координационного совета, комитета по социальным вопросам, здравоохранения, при необходимости и на сессиях Псковской городской Думы.

8. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы

Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на улучшение показателей здоровья детей и подростков. Ожидается, что в результате мероприятий по формированию здорового образа жизни

- повысится уровень знания детей и подростков и различных специалистов образовательного учреждения по вопросам ЗОЖ;

- сформируется отрицательное отношение и неприятие обучающимися потребления наркотиков, рискованных стереотипов поведения людей, способствующих возникновению алкогольной зависимости, заражению инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекцией;

- снизится распространенность негативных поведенческих факторов риска, влияющих на здоровье школьников и воспитанников;

- улучшится психическое здоровье детей и подростков (уменьшится количество детей и подростков с девиантным поведением, невротическими расстройствами, суицидами); повысится физическая активность, способствующая сохранению и укреплению здоровья;

- вследствие снижения факторов риска развития хронических и инфекционных заболеваний снизится общая заболеваемость подрастающего поколения, что приведет к улучшению состояния здоровья.

- учитывая профилактическую направленность Программы, экономическая эффективность ее также обеспечивается:

- сокращением расходов на лечение и медицинское обеспечение из-за переноса тяжести на первичную профилактику и борьбе с факторами риска развития хронических и инфекционных заболеваний;

- увеличением продолжительности активной трудоспособности школьников, что в конечном итоге приведет к улучшению качества знаний в образовательных учреждениях.

9. Ожидаемые конечные результаты

В результате выполнения Программы будут созданы основы единой здоровьесберегающей среды города, которая позволит осуществить:

- Стабилизацию показателей физического и психического здоровья школьников в процессе улучшения образовательной среды (показатели общей заболеваемости, индекса здоровья и др.);

- Стабилизацию социально-психологических критериев надежности адаптационных механизмов (по показателю успешности учебной деятельности и вариантам поведения учащихся);

- Повышение уровня знаний о здоровом образе жизни и формирование ответственности за свое здоровье у учащихся (по результатам анкетирования);

- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения (по результатам анкетирования);

- Повышение педагогической компетентности учителей в области валеологических знаний (по результатам анкетирования).

- Повышение ответственности родителей за состояние здоровья их детей.

Иными словами, произойдет улучшение состояния здоровья детей и подростков, качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (системный характер приобретут диспансеризация детей, витаминизация и йодирование питания, вакцинация против гриппа и гепатита Б), усовершенствуются медико-профилактические мероприятия, произойдет привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных групп специалистов, родителей, общественных организаций, оптимизируются условия обучения (в ОУ будет организован оптимальный режим учебного труда и активного отдыха: внедрены здоровьесберегающие личностно-ориентированные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся, что снизит психические дидактические стрессы в процессе обучения детей, соблюдены во всех образовательных учреждениях требования базисного учебного плана, что предупреждает перегрузку учащихся; улучшатся учебные расписания, режимы деятельности школьников, что обеспечивает необходимую смену видов учебной деятельности, учёт дней недели и дневных часов, требующих меньшую учебную нагрузку), скорректируется учебная нагрузка в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повысится качество образования, сформируются у детей и подростков устойчивые навыки здорового образа жизни, совершенствование реабилитации детей на базе оздоровительных центров, в период каникул - на базах отдыха или в пришкольных лагерях.

Настоящая Программа должна стать важным этапом в модернизации муниципальной системы образования города. С учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов будут подготовлены новые предложения по организации дальнейшей работы по развитию муниципальной системы образования на основе новых технологий до 2010 года.

Перечень мероприятий и сроки реализации муниципальной целевой программы "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 г.г.

N п/п

Мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

Финансирование (тыс. руб.)

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

6

I. Организационно-управленческие мероприятия:

I.1.

Взаимодействие со службами и ведомствами в контексте деятельности по охране жизни и здоровья детей и подростков (Псковская областная служба профилактике СПИДа, городской наркологический кабинет, Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины, детские поликлиники, Комитет по здравоохранению Администрации города и т.п.)

Управление образования, образовательные учреждения, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту

Весь период

В пределах текущего финансирования

Создание Координационного Совета по охране жизни и здоровья детей

I.2.

Стимулирование создания в образовательных учреждениях центров содействия укреплению здоровья детей.

Координация работы по созданию Центра на базе МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида. (Директор - Василевская Г. П. )

Управление образования, Комитет по здравоохранению, Специальная (коррек.) школа VI вида.

2005-2006 годы

226,2 тыс. руб.

Создание Центров содействия укреплению здоровья на базе ОУ

I.3.

Стимулирование создания в каждом образовательном учреждении организационной структуры учебно-методического комплекса "Здоровье" в составе педагога-валеолога, психолога, учителя физического воспитания, медика и др.

Управление образования, Комитет по здравоохранению, ОУ, Центр ППРиК

2005-2006 годы

В пределах текущего финансирования

Создание в ОУ организационной структуры уч.-метод. комплекса " Здоровье"

I.4.

Обеспечение функционирования постоянно действующего семинара для руководителей образовательных учреждений и специалистов ответственных за сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

методический кабинет УО, Центр ППРиК

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Повышение квалификации руководителей и специалистов

I.5.

Организация курсов повышения квалификации с администрацией и учителями образовательных учреждений по актуальным вопросам формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

методический кабинет УО, Центр ППРиК Комитет по здравоохранению

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Подготовка специалистов по охране здоровья детей

I.6.

Организация курсового обучения педагогов-валеологов, увеличение штатов валеологов в образовательных учреждениях.
Подготовка и выпуск научно-методических рекомендаций по проведению интегрированнных уроков валеологического цикла.

Управление образования, Комитет по здравоохранению, информационно- методический отдел УО, Центр ППРиК

Ежегодно

4,0 тыс. руб.

Увеличение штатов валеологов вОУ, выпуск методических рекомендаций

I.7.

Организация валеологического сопровождения образовательного процесса в ОУ:
- Формирование и пополнение компьютерной базы данных валеологической деятельности образовательных учреждений.
- Разработка и реализация системы мероприятий по обеспечению соблюдения образовательными учреждениями научно обоснованных физиологических норм интеллектуальной нагрузки, двигательной активности, режима сна, питания.
- Внедрение валеологических принципов обучения через предмет.

Управление образования, информационно-методический отдел УО,
Центр ППРиК

Ежегодно

В пределах текущего финансирования.

Разработка и внедрение валеологического сопровождения образовательного процесса в ОУ

I.8.

Пропаганда здорового образа жизни:
- Организация и проведение информационных кампаний в средствах массовой информации и в образовательных учреждениях по вопросам здорового образа жизни, влияния образовательной среды на здоровье.
- Освещение в СМИ позитивного опыта оздоровительной работы общеобразовательных учреждениях с целью повышение эффективности пропаганды здорового образа жизни.

Управление образования, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту, ОУ

Весь период

В пределах текущего финансирования

Привлечение внимания к проблеме формирования ЗОЖ широких слоев общественности

I.9.

Контроль и координация профилактики травматизма в образовательных учреждениях.

Управление образования, Комитет по здравоохранению

Весь период

В пределах текущего финансирования

Снижение травматизма в ОУ

I.10

Обсуждение на коллегиях, совещаниях проблем состояния здоровья обучающихся и мер по взаимодействию органов образования и здравоохранения

Управление образования, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту

Весь период

В пределах текущего финансирования

Взаимодействие органов образования и здравоохранения

I.11

Осуществление контроля за реализацией Положения о профилактических осмотрах детей, посещающих ОУ (приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ N 186/272 от 30.06.92).
Анализ данных ежегодного мониторинга состояния здоровья детей в образовательных учреждениях и принятие необходимых управленческих решений.
Внедрение системы методов и средств контроля за состоянием уровня здоровья детей в образовательных учреждениях.

Управление образования, Комитет по здравоохранению

Весь период

В пределах текущего финансирования

Мониторинга состояния здоровья детей в образовательных учрежениях

I.12

Стимулирование создания в образовательных учреждениях программ и проектов "Здоровье". Организация смотра-конкурса программ и проектов "Здоровье" для школ и дошкольных образовательных учреждений города.

Управление образования

Ежегодно

40,0 тыс. руб.

Создание и внедрение в ОУ программ и проектов "Здоровье"

I.13

Осуществление контроля за реализацией программ и проектов "Здоровье" в образовательных учреждениях.

Управление образования

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Реализация программ и проектов "Здоровье" в образовательных учреждениях.

I.14

Организация контроля за внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Стимулирование внедрения в ОУ разноуровневого обучения, личностно-ориентированнных педагогических технологий воспитания и обучения.

информационно-методический отдел УО

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Внедрение здоровье сберегающих технологий в образовательный процесс.

I.15

Введение в оценку деятельности образовательного учреждения критерия "Заболеваемость детей в учреждениях образования" (пропуски по болезни в сравнении с показателями предшествующего учебного года и среднегородскими)

Управление образования

2005-2006 учебный год

В пределах текущего финансирования

Снижение заболеваемости детей (сохранение соматического здоровья детей)

I.16

Стимулирование активизации деятельности образовательных учреждений по привлечению спонсорских средств, развитию платных услуг для развития здоровьесберегающей деятельности.

Управление образования

Весь период

В пределах текущего финансирования

Улучшение финансирования

I.17

Подготовка на областной экспертный совет городской научно-методической программы по первичной профилактике наркотизма в образовательной среде города Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Создание экспериментальных площадок реализации названной программы.
Подготовка и издание методических рекомендаций и практических материалов по программе по первичной профилактике наркотизма в образовательной среде города. Подготовка кадров для ведения программы.

Управление образования, Центр ППРиК

2005 г.
2006 г. -2007 г.

В пределах текущего финансирования





167,0 тыс. руб.

Создание программы и экс. площадок, выпуск методических материалов и подготовка кадров для реализации программы

I.18

Организация и проведение летних оздоровительных кампаний

Управление образования, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту, ОУ

Ежегодно

В пределах выделяемых средств на летний отдых.

Улучшение общеоздоровительных мероприятий , организация занятости детей и подростков

I.19

Стимулирование и контроль за реализацией мероприятий по профилактике наркозависимости, ВИЧ-инфекции, туберкулеза. Организация конкурсов проектов и профилактических программ по данной проблематике.

Управление образования, Комитет по здравоохранению, информационно- методический отдел УО

Ежегодно

20,0 тыс. руб.

Профилактика наркозависимости, ВИЧ-инфекции, туберкулеза.

I.20

Обучение на курсах повышения квалификации тифло-специалистов и сурдопедагогов (из числа педагогов ДОУ для детей с ослабленным зрением N 49, спецшколы N 7, спецшколы N 15).

Управление образования, информационно-методический отдел УО

Ежегодно

45,12 тыс. руб.

Подготовка сурдо- и тифлопедагогов через вузы Москвы и Санкт-Петербурга

I.21

Подготовка педагогических кадров по вопросам профилактики вредных привычек и проблемам полового воспитания.

Управление образования, Комитет по здравоохранению, информационно-методический отдел УО

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Подготовка кадров

I.22

Создание демонстрационной площадки по осуществлению комплексного мониторинга за состоянием здоровья детей различных возрастных групп на базе школы N 3.

Управление образования, Комитет по здравоохранению

2005-2006 годы

192,2 тыс. руб.

Деятельность экспериментальной площадки, создание модели школы, содействующей здоровью

I.23

Контроль и оказание методической помощи в составлении учебного расписания, режима дня, занятий согласно СанПиН.
Контроль за соответствием условий учебно-воспитательного процесса санитарно-гигиеническим требованиям, организацией полноценного питания в ОУ.

Управление образования, СЭС, Комитет по здравоохранению

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение утомляемости, устранение перегрузок обучающихся

I.24

Проведение приема готовности образовательных учреждений к новому учебному году совместно со специалистами здравоохранения и пожарной охраны.

Управление образования, СЭС, Комитет по здравоохранению госпожнадзор

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Готовность ОУ к началу уч. года в соответствии с требованиями СЭС, пожарников

I.25

Организация работы в ОУ в направлении психопрофилактики (гуманизация образования средствами психологизации педагогической деятельности, формирование у педагогов и родителей интереса к психологическим знаниям, внимания к психологическому развитию ребенка).

Управление образования, Центр ППРиК

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Создание психологического комфорта в ОУ

I.26

Координация и контроль за выполнением программ поддержки социально незащищенным детям (бесплатные обеды, организация летнего оздоровительного отдыха, материальная помощь, представление интересов ребенка в медицинских учреждениях, организация коррекционных мероприятий)

Управление образования, УО

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение риска асоциального поведения учащихся, гуманизация УВП

II. Укрепление материально-технической базы

II.1.

Приведение в соответствие с действующими санитарными правилами и нормами обеспечения образовательных учреждений оборудования и инструментария медицинских кабинетов.

Выделение средств для приобретения медицинских препаратов для образовательных учреждений:

для общеобразовательных учреждений
для дошкольных образовательных учреждений

Приобретение психотропных препаратов для учащихся специальных коррекционных школ и классов.

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период




Ежегодно







Ежегодно

312,0 тыс. руб.










810,16 тыс. руб.
604, 0 тыс. руб.


96,0 тыс. руб.

Комплектование медицинских кабинетов в соответствии с нормативами

II.2.

Создание процедурных кабинетов в образовательных учреждениях (школы N 20, 22).

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

469,8 тыс. руб.

Улучшение медицинского обслуживания

II.3.

Приобретение спортивного оборудования и инвентаря:
- В каждой школе иметь минимальный комплект спортивного инвентаря,
- Приобретение спортивного оборудования
- Оборудование новых спортплощадок на территориях дошкольных образовательных учреждений.

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

4863,12 тыс. руб.

Снижение риска заболеваний, совершенствование оздоровительных мероприятий

II.4

Оборудование кабинетов и приобретение аппаратуры для использования методики БОС

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

362,08 тыс. руб.

Снижение заболеваемости обручающихся

II.5

Оборудование стоматологических кабинетов в учреждениях города (школы N 3, 9, 4, 6 вида) в соответствии с приказом Минздрава РФ и Минобразования N 639/271 от 11.08.88 "Об обеспечении организации стоматологических кабинетов в общеобразовательных школах и школах-интернатах"

Управление образования, ОУ, Комитет
по здравоохранению

Поэтапно весь период

1207,2 тыс. руб.

Профилактика кариеса

II.6

Капитальный и текущий ремонт образовательных учреждений, замена вышедшего из строя санитарно-технического оборудования.

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

В пределах текущего финансирования

Улучшение санитарно-гигиенического состояния ОУ

II.7

Обновление оборудования школьных зданий, в т.ч. соответствующей мебелью, приведение кабинетов и мастерских в соответствие с гигиеническими нормами.

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

3063,0 тыс. руб.

Профилактика нарушений осанки у детей

II.8

Оборудование образовательных учреждений противопожарной сигнализацией, пропитка деревянных покрытий, потолочных и чердачных помещений, приобретение огнетушителей.

Управление образования, ОУ

Поэтапно весь период

8349,0 тыс. руб.

Охрана жизни и здоровья детей

II.9

Оснащение медицинских кабинетов детского дома физиотерапевтическим оборудованием, тренажерами для ЛФК и т.п.

Управление образования, ОУ, Комитет по здравоохранению

Поэтапно весь период

7,0 тыс. руб.

Снижение заболеваемости детей и подростков

II.10

Оснащение дошкольных образовательных учреждений, детского дома, интерната мягким инвентарем, предметами личной гигиены, моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с нормами.

Управление образования, ОУ

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение риска инфекционных заболеваний

III. Блок программных мероприятий на базе школ города:

III. 1

Разработка и внедрение валеологического компонента образовательных программ (школы N 2, 3 ,4, 6, 8, 10, 12, 15, 16,18, 20, 22, 23 , 24, ППК, ПЛГ, ВСП. 1 , ш/интернат) в рамках разработанных школами программ "Здоровье".

образовательные учреждения

2005- 2007 г.г.

В пределах текущего финансирования

Снижение заболеваемости детей и подростков

III.2

Организация постоянного контроля за состоянием детей, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

образовательные учреждения Комитет по здравоохранению

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение риска хронических заболеваний

III.3

Создание специальных групп для занятий физической культурой для детей с проблемами в здоровье.
Выпуск рекомендаций, проведение семинара на базе ОУ

образовательные учре-ния,
информационно-методический отдел УО

2005 год, 2007 год

20,0 тыс. руб.

Снижение факторов риска развития хронических заболеваний

III.4

Организация лекториев для родителей по вопросам повышения медицинской грамотности, формирования, укрепления и сохранения здоровья детей, по вопросам профилактики вредных привычек, а также пропаганды здорового образа жизни.

образовательные учреждения, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Создание общественных родительских организаций,
пропагандирующих ЗОЖ

III.5

Пропаганда здорового образа жизни:

- Организация в образовательных учреждениях уголков здоровья, лекций и бесед о закаливании, пользе физических упражнений.

- Организация спортивных праздников, фотовыставок, вернисажей.

- Проведение в каждом учреждении комплекса мероприятий по борьбе с курением и пьянством.

- Организация и проведение ежегодных городских конкурсов школьных сочинений и детских проектов по поддержке и развитию здорового образа жизни.

Расширение возможностей преподавания раздела "Основы здорового образа жизни" в курсе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"

образовательные учре-ния,
информационно-методический отдел УО, Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту

Ежегодно

60,0 тыс. руб.

Формирование у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, снижение распространения негативных поведенческих факторов риска, влияющих на здоровье школьников

III.6

Упорядочение деятельности ОУ по реализация программ профилактики употребления психически активных веществ в образовательной среде.

образовательные учреждения

2005-2006

В пределах текущего финансирования

Профилактика употребления школьниками психически активных веществ

III.7

Реализация программ Министерства образования по охране здоровья детей:
- "Программа гигиенического обучения и воспитания, формирования норм и навыков здорового образа жизни";
- "Профилактика стоматологических заболеваний у младших школьников 1-3 классов".
- "Разговор о правильном питании"

образовательные учреждения

2005 - 2008 г.г.

В пределах текущего финансирования + внебюджетное финансирование

Формирование у детей устойчивых навыков здорового образа жизни

III.8

Контроль организации питания в школьных столовых с привлечением комиссии Советов школ.

образовательные учреждения, Управление образование, Комитет по здравоохранению

Весь период

В пределах текущего финансирования

Улучшение питания школьников

III.9 .

Привлечение комиссий Советов школ к контролю за выполнением норм и требований Госсанэпиднадзора и Госпожнадзора.

образовательные учреждения

Весь период

В пределах текущего финансирования

Охрана жизни и здоровья детей

III.
10

Организация во всех образовательных учреждениях дней здоровья, физкультпауз,
эффективное проведение уроков физической культуры, используя последние методические разработки и приемы.
Включение в сетку часов по предмету "Физическая культура" 3-й урок.

образовательные учреждения

Весь период 2004-05 уч. год

В пределах текущего финансирования

Улучшение общеоздоровительных мероприятий, снижение риска заболеваемости школьников

III.
11.

Открытие на базе школ спортивных и оздоровительных кружков, секций, клубов для детей, подростков и педагогов.
Проведение массовых спортивных соревнований.

образовательные учр-ния , Управление образования, Комитет по физической культуре и спорту

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

III.
12.

Формирование у учителей потребности в изменении школьных стереотипов взаимоотношений с учениками и процесса обучения в соответствии с валеокультурой, создание здорового микроклимата в коллективе, гуманной системы отношений учитель-ученик, воспитатель-воспитанник;

образовательные уч-ния, Комитет по здравоохранению

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение фактора риска развития у школьников
психоневрологич.
заболеваний

III.
13.

Упорядочение деятельности психологической службы (диагностическая и коррекционная работа, создание программы личностного развития ребенка с учетом состояния его здоровья, консультационная работа по индивидуальному сопровождению ребенка в ОУ)

образовательные учреждения

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение фактора риска развития у школьников психоневрологич. заболеваний

III. 14.

Координация совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья обучающихся (проведение конференций, собраний родителей по проблемам укрепления здоровья детей, изучение социально-бытовых условий жизни учащихся и оказание необходимой помощи, просветительская работа с родителями со стороны психологов, логопедов, педагогов, медицинских работников, организация индивидуальной консультативной, диагностической и коррекционной работы с семьями, организация совместных праздников, походов, спортивных соревнований, дней отдыха).

образовательные учреждения, Управление образования Комитет по здравоохранению, Комитет по физической культуре и спорту

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Улучшение состояния здоровья детей, привлечение к профилактич..
работе родителей, привлечение специалистов в деятельность ОУ

IV. Блок мероприятий на базе дошкольных образовательных учреждений

IV. 1.

Развитие вариативной сети ДОУ с учетом состояния здоровья детей:

- Внедрение вариативных режимов дня на основе принципов здоровьесберегающих технологий:
- оздоровительный режим дня,
- индивидуальный режим дня;
- щадящий режим дня;
- гибкий режим дня.

ДОУ, информационно-методический отдел УО

2005-2006 г.г.

В пределах текущего финансирования

Снижение заболеваемости дошкольников, улучшение оздоровительных мероприятий

IV.
2.

Создание консультативных пунктов на базе ДОУ по вопросам воспитания, оздоровления и развития детей, не посещающих ДОУ.
На базе ДОУ N 30, 33
На базе ДОУ N 50, 27, 7,16

ДОУ, информационно-методический отдел УО

Весь период

В пределах текущего финансирования

Улучшение состояния здоровья детей, привлечение к профилактической работе родителей

IV.
3.

Отработка модели базового ДОУ с медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением детей на базе ДОУ N 12 для ослабленных и ЧБД.

Управление образования, ДОУ

2005-2007 г.г

В пределах текущего финансирования

Ранняя профилактика заболеваний у детей группы риска

IV.
4.

Создание пакета нормативной правовой документации, обеспечивающей реализацию модели "ДОУ - открытая система", осуществляющую принцип сотрудничества.

Управление образования, ДОУ

2005-2006 г.г

В пределах текущего финансирования

Совершенствование нормативной правовой основы ДОУ

IV.5.

Улучшение медико-социальных условий, совершенствование развивающей среды:

Расширение круга дополнительных оздоровительных услуг по запросу родителей и потребностей детей:
- массаж,
- ЛФК,
- кислородные коктейли,
- фитотерапия и т.п.

ДОУ, Комитет по здравоохранению

2005-2008 г.г

В пределах текущего финансирования + внебюджетное

Создание дополнительных оздоровительных услуг на базе ДОУ

Разработка и внедрение в образовательный процесс оздоровительных программ с учетом группы здоровья детей, посещающих ДОУ

ДОУ

2005-2007 г.г

В пределах текущего

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

Внедрение в практику работы ДОУ индивидуальных маршрутов оздоровления.

ДОУ

2005-2007 г.г

финансирования В пределах текущего финансирования

Улучшения системы оздоровления в ДОУ

Провести паспортизацию медицинских блоков, физкультурных залов на оснащенность необходимым оборудованием и выполнение функций.

ДОУ

2005-2006 г.г.

В пределах текущего финансирования

Совершенствование МТБ

Осуществление ранней диагностики и ранней коррекции через диспансеризацию детей (Приказ N 186/272 от 30.06.92 г. МЗ РФ "О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказ N 60 от 19.01.93 г. "Об утверждении инструкции по проведению профосмотров детей дошкольного и школьного возраста").

ДОУ, Комитет по здравоохранению

2005-2007 г.г.

В пределах текущего финансирования

Мониторинга состояния здоровья детей в ДОУ, совершенствование ранней диагностики и коррекции

IV.6.

Совершенствование содержания дошкольного образования

Введение в ДОУ развивающей педагогики оздоровления:
- использование здоровьесберегающих методик и технологий с помощью комплексных программ, обеспечить их методическими комплектами вариативность в работе с родителями (пропаганда знаний, переход от приоритетов деятельности развития (образования) на приоритеты оздоровления в ДОУ).

ДОУ, информационно-методический отдел УО

2005-2008 г.г.

Текущее + внебюджетное

Внедрение здоровьесберегащих технологий в образовательный процесс

Реализация задач по формированию у детей ценности здоровья и здорового образа жизни через парциальные программы:
- В.Г. Алямовская "Здоровье";
- М. Маханева и др. "Воспитание здорового ребенка";
- М. Лазарев "Здравствуй";
- Ю.Ф. Змановский и др. (по выбору ДОУ)

ДОУ

2005-2007 г.г.

Текущее + внебюджетное

Формирование у дошкольников первичных навыков ЗОЖ

Введение психолого-педагогического мониторинга, как метода управления качеством оздоровительной деятельности в ДОУ (для выявления результативности проводимой работы в ДОУ).

Управление образования, ДОУ

2005-2008 г.г.

В пределах текущего финансирования

Мониторинг здоровья

IV.7

Проведение во всех дошкольных учреждениях физкультурных занятий, закаливающих мероприятий.

ДОУ, Комитет по здравоохранению

Ежегодно

В пределах текущего финансирования

Снижение заболеваемости в ДОУ, улучшение оздоровительных мероприятий



Начальник Управления образования
Администрации города Пскова Н.В. Михненка

Приложение. Объем финансирования мероприятий муниципальной целевой программы "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 годы

Приложение к муниципальной целевой
программе "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова
на 2005-2008 годы


Объем финансирования мероприятий
муниципальной целевой программы "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы

N п\п

Перечень направлений и мероприятий

Сроки исполнения

Стоимость мероприятий (тыс. руб.)

Всего

2005

2006

2007

2008

I. Организационно-управленческие мероприятия :

1.

I.2. Стимулирование создания в образовательных учреждениях центров содействия укреплению здоровья детей. Координация работы по созданию Центра на базе МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида. (Директор - Василевская Г. П. )

2005-2006 г.

226,2

113,1

113,1

2.

I.6. Подготовка и выпуск научно-методических рекомендаций по проведению интегрированных уроков валеологического цикла

Ежегодно

4,0

1,0

1,0

1,0

1,0

3.

I.12. Стимулирование создания в образовательных учреждениях программ и проектов "Здоровье".
Организация смотра-конкурса программ и проектов "Здоровье" для школ и дошкольных образовательных учреждений города

Ежегодно

40,0

10,0

10,0

10,0

10,0

4.

I.17. Подготовка и издание методических рекомендаций и практических материалов по программе по первичной профилактике наркотизма в образовательной среде города. Подготовка кадров для ведения программы

2006-2007 г.

167,0

83,5

83,5

5.

I.19. Стимулирование и контроль за реализацией мероприятий по профилактике наркозависимости, ВИЧ-инфекции, туберкулеза. Организация конкурсов проектов и профилактических программ
по данной проблематике

Ежегодно

20,0

5,0

5,0

5,0

5,0

6.

I.20. Обучение на курсах повышения квалификации тифло-специалистов и сурдо-педагогов (из числа педагогов ДОУ для детей с ослабленным зрением N 49, спецшколы N 7, спецшколы N 15)

Ежегодно

45,12

11,28

11,28

11,28

11,28

7.

I.22. Создание демонстрационной площадки по осуществлению комплексного мониторинга за состоянием здоровья детей различных возрастных групп на базе школы N 3

2005 -2006 г.

192,2

96,1

96,1

II. Укрепление материально-технической базы

8.

II.1. Приведение в соответствие с действующими санитарными правилами и нормами обеспечения образовательных учреждений оборудования и инструментария медицинских кабинетов.
Выделение средств для приобретения медицинских препаратов для образовательных учреждений:

для общеобразовательных учреждений
для дошкольных общеобразовательных учреждений

Приобретение психотропных препаратов для учащихся специальных коррекционных школ и классов

Поэтапно весь период





Ежегодно







Ежегодно

312,0








810,16
604,0




96,0

78,0








202,54
151,0




24,0

78,0








202,54
151,0




24,0

78,0








202,54
151,0




24,0

78,0








202,54
151,0




24,0

9.

II.2. Создание процедурных кабинетов в образовательных учреждениях ( школы N 20, 22)

Поэтапно весь период

469,8

234,9

234,9

10.

II.3. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря спортивных залов дошкольных образовательных учреждений:
- В каждом ДОУ иметь минимальный комплект спортивного инвентаря,

- Приобретение спортивного оборудования

Поэтапно весь период





4863,12





1215,78





1215,78





1215,78





1215,78

11.

II.4. Оборудование кабинетов и приобретение аппаратуры для использования методики БОС

Поэтапно весь период

362,08

181,04

181,04

12.

II. 5. Оборудование стоматологических кабинетов в учреждениях города ( школы N 3, 9, 4, спецшкола 6 вида)

Поэтапно весь период

1207,2

301,8

301,8

301,8

301,8

13.

II. 7. Обновление оборудования школьных зданий, в т.ч. соответствующей мебелью, приведение кабинетов и мастерских в соответствие с гигиеническими нормами

Поэтапно весь период

3063,0

765,75

765,75

765,75

765,75

14.

II.8. Оборудование образовательных учреждений противопожарной сигнализацией, пропитка деревянных покрытий, потолочных и чердачных помещений, приобретение огнетушителей

Поэтапно весь период

8349,0

2966,8

2042,8

1587,4

1752,0

15.

II.9. Оснащение медицинских кабинетов детского дома и интерната физиотерапевтическим оборудованием

Поэтапно весь период

7,0

3,0

4,0

III. Блок программных мероприятий на базе школ города:

16.

III.2. Пропаганда здорового образа жизни:
- Организация в образовательных учреждениях уголков здоровья, лекций и бесед о закаливании, пользе физических упражнений.
- Организация спортивных праздников, фотовыставок, вернисажей.
- Проведение в каждом учреждении комплекса мероприятий по борьбе с курением и пьянством.
- Организация и проведение ежегодных городских конкурсов школьных сочинений и детских проектов по поддержке и развитию здорового образа жизни.
- Расширение возможностей преподавания раздела "Основы здорового образа жизни" в курсе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"


Ежегодно


60,0


15,0


15,0


15,0


15,0

17.

III. 1. Создание специальных групп для занятий физической культурой для детей с проблемами в здоровье.
Выпуск рекомендаций, проведение семинара на базе ОУ

2005 год,
2007 год

20,0

10,0

10,0

ИТОГО:

20917,88

5970,15

5536,59

4696,95

4714,19


Текст документа сверен по:
официальная рассылка


Об утверждении муниципальной целевой программы "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 годы

Название документа: Об утверждении муниципальной целевой программы "Здоровье и дети" системы образования города Пскова на 2005-2008 годы

Номер документа: 372

Вид документа: Постановление Псковской городской Думы Псковской области

Принявший орган: Псковская городская Дума Псковской области

Статус: Действующий

Опубликован: Новости Пскова (М.В.) от 16.04.2005
Дата принятия: 28 января 2005

Дата начала действия: 28 января 2005