Принято на 34-й сессии Псковской городской Думы третьего созыва
В целях создания и развития в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья, совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города и во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", Приказа Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", а также в соответствии со ст. 28 Устава г. Пскова Псковская городская Дума постановила:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Здоровье и дети" на 2005-2008 годы согласно Приложению.
2. Объем и источники финансирования Программы ежегодно определять при утверждении бюджета города в 2005-2008 г.
3. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".
Председатель Псковской Мэр города Пскова
городской Думы
Л.Н. Трифонов М.Я. Хоронен
Муниципальная целевая Программа "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы
Наименование программы
"Здоровье и дети"
Основание для разработки программы:
- Указ Президента Российской Федерации от 15.01.98 N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы,
- Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ
- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 N 393),
- Приказ Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях".
Муниципальный заказчик программы:
Администрация города Пскова
Основные разработчики программы:
Управление образования Администрации города Пскова
Цель программы:
- Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья (соматического, физического, психического и душевно-нравственного).
Задачи программы:
- Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.
- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.
Сроки реализации программы:
2005-2008 гг.
Исполнители:
- Управление образования Администрации города Пскова,
- Образовательные учреждения города Пскова
Ожидаемые результаты реализации программы:
- улучшение состояние здоровья детей и подростков (снижение соматических, хронических и инфекционных заболеваний);
- улучшение качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, совершенствование медико-профилактических мероприятий;
- привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных групп специалистов, родителей, общественных организаций;
- оптимизация условий обучения (внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха), коррекция учебной нагрузки в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повышение качества образования;
- формирование у детей и подростков устойчивых навыков здорового образа жизни.
Система организации контроля за исполнением программы:
Экспертный и финансовый контроль выполнения программы осуществляется Администрацией города Пскова.
Источники финансирования:
бюджет города Пскова, внебюджетные средства и другие источники финансирования.
Миссия программы:
Через создание здоровьесберегающей среды - к потребности в здоровом образе жизни.
Основные термины и понятия
Гигиенические навыки - умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.
Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.
Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".
Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.
Здоровье психическое - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Мотивация к формированию потребности в здоровье - побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Скрининг - непрерывное наблюдение за психофизическим развитием учащихся при помощи экспресс-диагностических методов.
Диагностика - углубленный анализ групп риска при помощи специальных психодиагностических методов.
Коррекция - применение психологических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений.
Муниципальная целевая программа "Здоровье и дети" (2005-2008 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000. N 51-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 N 393, муниципальной Программой развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы, утвержденной Постановлением Псковской городской Думы от 28.01.2002 N 566. Программа имеет муниципальный статус.
Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования города и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях города.
Комплекс мероприятий Программы направлен на эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе каждого образовательного учреждения и в муниципальной системе образования города в целом в целях укрепления и сохранения здоровья воспитанников и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.
Программа ориентирована на воспитанников и обучающихся, их родителей, педагогических работников образовательных учреждений, специалистов управления образования Администрации города Пскова.
Реализация цели Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования города, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы.
Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в России, где состояние здоровья детского населения характеризуется высокими показателями заболеваемости, снижением рождаемости, высокой детской смертностью.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из определения, выделяют несколько компонентов здоровья:
соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека);
физическое здоровье (уровень роста и развития органов и систем организма);
психическое здоровье (состояние психической сферы, душевного комфорта);
нравственное здоровье (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которой составляет система нравственных ценностей).
Задача сохранения и укрепления здоровья школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений на современном этапе - важнейшая социальная и медицинская проблема. Основными причинами нарушения соматического, психического и физического здоровья детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, несбалансированность питания, ухудшение медицинского обслуживания детского населения, снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований дети, особенно школьного возраста (а их в 41 субъекте Российской Федерации около пятой части населения), оказались одной из самых уязвимых групп населения. Мониторинг физического развития школьников, проведенный сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, свидетельствует о негативных изменениях в физическом статусе детей (отклонения в физическом развитии детей чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела). Замедление физического развития современных школьников не могло не отразиться на уровне их физической работоспособности. Нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников.
Все это в полной мере относится к ситуации Псковской области, в которой четко проявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей раннего дошкольного и школьного возраста:
- состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз за период обучения в школе, в 2 раза возрастает число хронических больных (к моменту окончания школы каждый четвертый ученик имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость и нарушение осанки, у 30% старшеклассников диагностируется вегетососудистая дистония);
- беспокоит высокий уровень венерических заболеваний среди подростков, сложной остается обстановка с заболеваемостью туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями среди детей, увеличивается количество подростков, состоящих на учете у врачей-наркологов за употребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию;
- острой проблемой сегодняшнего дня является состояние здоровья детей групп социального риска, воспитывающихся в неполных и неблагополучных семьях, не имеющих родителей и находящихся на попечении государства (большинство детей данной категории, достигших 7 лет, не имеют достаточной функциональной подготовленности к обучению в школе, у них выявляется стабильно высокая задержка нервно-психического развития, такие дети не могут нормально адаптироваться к дальнейшей жизни, что ведет к различным формам их асоциального поведения).
Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе диспансеризации детей в городе Пскове в 2003 году. Всего осмотрено в ходе диспансеризации 42411 детей и подростков до 18 лет.