ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2005 года N 372

Об утверждении муниципальной целевой программы "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы



Принято на 34-й сессии Псковской городской Думы третьего созыва

В целях создания и развития в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья, совершенствования работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города и во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", Приказа Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях", а также в соответствии со ст. 28 Устава г. Пскова Псковская городская Дума постановила:

1. Утвердить муниципальную целевую программу "Здоровье и дети" на 2005-2008 годы согласно Приложению.

2. Объем и источники финансирования Программы ежегодно определять при утверждении бюджета города в 2005-2008 г.

3. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".


Председатель Псковской                                                                Мэр города Пскова

городской Думы

                                           Л.Н. Трифонов                                                                        М.Я. Хоронен

Приложение к Постановлению
Псковской городской Думы
от 28.01.2005 N 372

Муниципальная целевая Программа "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы  


Паспорт целевой муниципальной программы "Здоровье и дети"
системы образования города Пскова на 2005-2008 годы


Наименование программы

"Здоровье и дети"

Основание для разработки программы:

- Указ Президента Российской Федерации от 14.09.95 N 942 "О Национальном плане действий в интересах детей"

- Указ Президента Российской Федерации от 15.01.98 N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы,

- Указ Президента РФ от 14.09.95 N 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)"

- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.97 N 1565 "О Плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы"

- Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ

- Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ)

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 N 393),

- Приказ Минобразования Российской Федерации от 30.09.2003 N 3708 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.09.2003 N 12 "О состоянии работы органов управления образованием и общеобразовательных учреждений по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в общеобразовательных учреждениях".

Муниципальный заказчик программы:

Администрация города Пскова

Основные разработчики программы:

Управление образования Администрации города Пскова

Цель программы:

- Создание и развитие в городе Пскове единой образовательной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей воспитание и развитие здорового ребенка с учетом его индивидуальных особенностей здоровья (соматического, физического, психического и душевно-нравственного).

Задачи программы:

- Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей и подростков в ходе образовательного процесса.

- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей образовательных учреждений, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательно-воспитательного процесса.

Сроки реализации программы:

2005-2008 гг.

Исполнители:

- Управление образования Администрации города Пскова,

- Образовательные учреждения города Пскова

Ожидаемые результаты реализации программы:

- улучшение состояние здоровья детей и подростков (снижение соматических, хронических и инфекционных заболеваний);

- улучшение качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях, совершенствование медико-профилактических мероприятий;

- привлечение к оздоровительной и профилактической работе различных групп специалистов, родителей, общественных организаций;

- оптимизация условий обучения (внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха), коррекция учебной нагрузки в соответствии с состоянием здоровья ребенка, повышение качества образования;

- формирование у детей и подростков устойчивых навыков здорового образа жизни.

Система организации контроля за исполнением программы:

Экспертный и финансовый контроль выполнения программы осуществляется Администрацией города Пскова.

Источники финансирования:

бюджет города Пскова, внебюджетные средства и другие источники финансирования.

Миссия программы:

Через создание здоровьесберегающей среды - к потребности в здоровом образе жизни.

Основные термины и понятия

Гигиенические навыки - умения, основанные на овладении гигиеническими знаниями о здоровом образе жизни и правильном их использовании, закрепленные в результате обучения, опыта и многократного повторения и характеризующиеся способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление здоровья.

Гигиеническое воспитание и обучение - система образования, включающая в себя комплексную просветительную, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), 1948). ВОЗ провозглашен принцип, в соответствии с которым "обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека".

Примечание: Это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном или индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний (на индивидуальном уровне) или процесс снижения уровней смертности, заболеваемости и инвалидности (на популяционном уровне) и повышение ощущаемого уровня здоровья. Здоровье общества следует рассматривать как ресурс национальной безопасности, средство, позволяющее людям жить благополучной, продуктивной и качественной жизнью. Здоровье рассматривается ВОЗ как одно из основных прав человека. Все люди должны иметь доступ к необходимым для обеспечения здоровья ресурсам.

Здоровье психическое - динамический процесс психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.

Мотивация к формированию потребности в здоровье - побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.

Скрининг - непрерывное наблюдение за психофизическим развитием учащихся при помощи экспресс-диагностических методов.

Диагностика - углубленный анализ групп риска при помощи специальных психодиагностических методов.

Коррекция - применение психологических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений.

     1. Введение

Муниципальная целевая программа "Здоровье и дети" (2005-2008 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000. N 51-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 N 393, муниципальной Программой развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы, утвержденной Постановлением Псковской городской Думы от 28.01.2002 N 566. Программа имеет муниципальный статус.

Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования города и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях города.

Комплекс мероприятий Программы направлен на эффективное использование современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе каждого образовательного учреждения и в муниципальной системе образования города в целом в целях укрепления и сохранения здоровья воспитанников и учащихся и формирования у них здорового образа жизни.

Программа ориентирована на воспитанников и обучающихся, их родителей, педагогических работников образовательных учреждений, специалистов управления образования Администрации города Пскова.

Реализация цели Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования и развития муниципальной системы образования города, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы.

     2. Актуальность и содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в России, где состояние здоровья детского населения характеризуется высокими показателями заболеваемости, снижением рождаемости, высокой детской смертностью.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов. Исходя из определения, выделяют несколько компонентов здоровья:

соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека);

физическое здоровье (уровень роста и развития органов и систем организма);

психическое здоровье (состояние психической сферы, душевного комфорта);

нравственное здоровье (комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которой составляет система нравственных ценностей).

Задача сохранения и укрепления здоровья школьников и воспитанников дошкольных образовательных учреждений на современном этапе - важнейшая социальная и медицинская проблема. Основными причинами нарушения соматического, психического и физического здоровья детей принято считать резкое ухудшение материального положения семей, несбалансированность питания, ухудшение медицинского обслуживания детского населения, снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании. На фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований дети, особенно школьного возраста (а их в 41 субъекте Российской Федерации около пятой части населения), оказались одной из самых уязвимых групп населения. Мониторинг физического развития школьников, проведенный сотрудниками НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, свидетельствует о негативных изменениях в физическом статусе детей (отклонения в физическом развитии детей чаще всего проявляются в виде дефицита массы тела). Замедление физического развития современных школьников не могло не отразиться на уровне их физической работоспособности. Нервно-психические отклонения диагностируются в среднем у 15% школьников.

Все это в полной мере относится к ситуации Псковской области, в которой четко проявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей раннего дошкольного и школьного возраста:

- состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз за период обучения в школе, в 2 раза возрастает число хронических больных (к моменту окончания школы каждый четвертый ученик имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость и нарушение осанки, у 30% старшеклассников диагностируется вегетососудистая дистония);

- беспокоит высокий уровень венерических заболеваний среди подростков, сложной остается обстановка с заболеваемостью туберкулезом, другими инфекционными заболеваниями среди детей, увеличивается количество подростков, состоящих на учете у врачей-наркологов за употребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию;

- острой проблемой сегодняшнего дня является состояние здоровья детей групп социального риска, воспитывающихся в неполных и неблагополучных семьях, не имеющих родителей и находящихся на попечении государства (большинство детей данной категории, достигших 7 лет, не имеют достаточной функциональной подготовленности к обучению в школе, у них выявляется стабильно высокая задержка нервно-психического развития, такие дети не могут нормально адаптироваться к дальнейшей жизни, что ведет к различным формам их асоциального поведения).

Существование проблемы здоровья детей подтверждают данные, полученные в ходе диспансеризации детей в городе Пскове в 2003 году. Всего осмотрено в ходе диспансеризации 42411 детей и подростков до 18 лет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»