ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2004 года N 907

Об утверждении областной целевой программы "Реформирование государственной и муниципальной службы в Псковской области (2005-2007 годы)"

(с изменениями на 27 октября 2005 года)  


__________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

постановлением областного Собрания депутатов от 27.10.05 N 1236.

___________________________________________________________________



В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование государственной и муниципальной службы в Псковской области (2005-2007 годы)".

2. Объемы финансирования Программы определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Администрации области разработать и внести на рассмотрение областного Собрания депутатов законопроект, определяющий критерии отбора государственных и муниципальных служащих на обучение в вузах, иных образовательных учреждениях, аспирантурах и докторантурах Российской Федерации, подготовку молодых специалистов государственной и муниципальной службы.


И.о. председателя областного

Собрания депутатов                                                                                           А.П. Копосов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 25.11.2004 N 907


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2005-2007 ГОДЫ)"

( По всему тексту Программы слова "Управление государственной службы и кадров Администрации области" заменены словами "Комитет по управлению государственной службой и наградам Администрации области" в соответствующем падеже постановлением областного Собрания депутатов от 27.10.05 N 1236)

ПАСПОРТ  

областной целевой программы
"Реформирование государственной и муниципальной службы
в Псковской области (2005 - 2007 годы)"

Наименование Программы

"Реформирование государственной и муниципальной службы в Псковской области (2005 - 2007 годы)" (далее - Программа).

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации области от 03.06.2004 N 434-р "О разработке областной целевой программы "Реформирование государственной и муниципальной службы в Псковской области (2005-2007 годы)".

Областной заказчик Программы

Администрация области.


Основной разработчик Программы

Комитет по управлению государственной службой и наградам Администрации области.

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет по управлению государственной службой и наградам Администрации области, управление делами Администрации области, филиал Севере - Западной академии государственной службы в г. Пскове (далее - филиал СЗАГС в г. Пскове).

Цель Программы

Повышение эффективности государственной и муниципальной службы в Псковской области, оптимизация затрат на государственное управление и местное самоуправление, развитие их ресурсного обеспечения.

Задачи Программы

Создание условий для оптимального организационно - правового обеспечения государственной и муниципальной службы;

определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных и муниципальных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;

внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных и муниципальных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной и муниципальной службы;

обеспечение открытости государственной и муниципальной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;

применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;

реализация программ подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных и муниципальных служащих;

создание оптимальных условий для гарантированного повышения профессионально - квалификационного уровня государственных и муниципальных служащих;

создание необходимых материально-технических условий и организация ресурсного обеспечения для эффективного функционирования государственной и муниципальной службы и исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;

разработка и внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также нормативно - правового регулирования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих;

обеспечение развития системы управления государственной и муниципальной службой.

Сроки реализации Программы

2005-2007 годы.

Механизм реализации Программы

Программа реализуется в соответствии с прилагаемым перечнем мероприятий.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Общий объем финансирования Программы из областного бюджета составит 5560 тыс. руб., в том числе по годам:

2005 г. - 1950 тыс. руб.;

2006 г. - 1830 тыс. руб.;

2007 г. - 1780 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Приведение нормативно - правовой базы области по вопросам государственной и муниципальной службы в соответствие с федеральным законодательством;

создание правовых, организационных, финансово-экономических и иных условий для дальнейшего развития профессиональной государственной и муниципальной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных и муниципальных служащих;

внедрение должностных регламентов государственных и муниципальных служащих;

достижение качественного уровня исполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;

создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих гражданскому обществу;

создание основы для совершенствования финансово-экономического и ресурсного обеспечения государственной и муниципальной службы;

повышение эффективности кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы в целях улучшения кадрового состава государственных и муниципальных служащих;

повышение профессионально - квалификационного уровня государственных и муниципальных служащих;

создание материально - технических условий для эффективного исполнения государственными и муниципальными служащими должностных (служебных) обязанностей;

оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;

внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих;

развитие системы управления государственной и муниципальной службой.

Система организации контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами


В Псковской области сложились правовые основы государственной и муниципальной службы как механизма государственного управления и местного самоуправления. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы обеспечивается на основе единства основных требований, ограничений и обязательств, существующих для государственных и муниципальных служащих, а также соотносимости основных условий прохождения этих двух видов службы.

В течение последнего десятилетия осуществлялась разработка законодательных и иных нормативных правовых актов области в сфере государственной и муниципальной службы.

В соответствии с федеральным законодательством приняты и действуют Законы области: от 08.05.1996 N 18-ОЗ "О государственной службе Псковской области"; от 06.01.1997 N 1-ОЗ "О муниципальной службе в Псковской области". В их развитие приняты законы области и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную и муниципальную службу.

Вместе с тем сложившееся состояние государственной и муниципальной службы в Псковской области, как и в Российской Федерации в целом, характеризуется наличием ряда проблем, противоречий и негативных тенденций, которые связаны между собой и не могут быть решены в отдельности.

Общая численность государственных служащих области на начало 2004 года составляет 1143 чел., в т.ч. в аппарате областного Собрания депутатов - 57 чел., в избирательной комиссии области - 35 чел., в системе органов исполнительной власти - 1051 чел. (из них в аппарате Администрации области - 154 чел., в органах исполнительной власти - 897 чел.). По сравнению с 2000 годом общая численность государственных служащих увеличилась на 225 чел.

Общая численность муниципальных служащих в области составляет 2597 чел., в т.ч. в администрациях городов и районов - 1820 чел., в администрациях волостей и поселков - 778 чел. По сравнению с 2000 годом численность муниципальных служащих сократилась на 43 чел.

Указанные изменения численности государственных и муниципальных служащих обусловлены принятием на федеральном уровне ряда законодательных актов и иных решений, согласно которым на уровень государственных органов власти субъекта Российской Федерации были дополнительно переданы некоторые регулирующие, контрольно-надзорные, регистрационные, лицензионные и иные функции, ранее выполняемые федеральными органами либо органами местного самоуправления.

Кроме того, были вновь образованы новые государственные органы области - Главное государственное управление Псковской области по обеспечению деятельности мировых судей, Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Псковской области, Государственное управление по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Псковской области (Гостехнадзор области), Государственное управление ветеринарии Псковской области, Главное государственное управление ЗАГСов области и др.

На 1000 чел. населения Псковской области приходится 1,5 государственных служащих и 3,5 муниципальных служащих. В Российской Федерации на 1000 чел. приходится 2,8 федеральных государственных служащих.

Анализируя качественный состав корпуса государственных служащих области, можно увидеть, что молодежи в возрасте до 30 лет насчитывается 20%, в возрасте от 30 до 50 лет - 49%, в возрасте от 50 до 60 лет -29,8%, в возрасте свыше 60 лет - 1,2%. По сложившейся возрастной ситуации можно предположить, что в течение 6-7 лет произойдет высвобождение примерно одной трети государственных служащих. Обнадеживает тот факт, что за последние годы количество молодежи в возрасте до 30 лет имеет тенденцию к увеличению: от 13% в 2000 году до 20% в 2003 году.

Распределение государственных служащих по группам государственных должностей следующее: высшие и главные государственные должности замещают 3,5% государственных служащих, ведущие государственные должности - 25,2%, старшие государственные должности - 38,6%, младшие государственные должности - 32,7%. По сравнению с 2000 г. увеличилось процентное соотношение по младшей группе должностей (+3%). За последние 4 года пропорциональное соотношение по группам должностей меняется незначительно.

Доля женщин среди государственных служащих составляет 75% от общего состава государственных служащих, в 1999 году их было 69%.

Увеличение количества женщин на должностях государственной службы свидетельствует об оттоке мужчин в другие сферы деятельности из-за низкой заработной платы.

По стажу государственной службы: 8% государственных служащих имеют стаж государственной службы до 1 года, 18% госслужащих - от 1 года до 5 лет, 22% государственных служащих имеют стаж от 5 до 10 лет. Таким образом, 48% специалистов приобрели опыт государственной службы в современных условиях рыночной экономики. В то же время большая часть государственных служащих - 52 % имеют стаж государственной службы свыше 10 лет. Средний возраст государственных служащих области превышает 40 лет. Аналогичные показатели характерны и для муниципальных служащих.

По уровню образования: 75 % государственных служащих имеют высшее профессиональное образование, 23,5 % - среднее профессиональное, 1,4% - общее среднее образование. За анализируемый период (с 2000 года) изменения по уровню образования имеют положительную тенденцию: на 5,5% увеличилось количество государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", количество специалистов с высшим юридическим образованием возросло с 2 % до 6,3 %. На 3,3 % снизилось количество специалистов, не имеющих профессионального образования.

Однако общая доля государственных служащих, уровень образования которых не соответствует установленным законом квалификационным требованиям, остается высоким и составляет 7,8 %, хотя здесь достигнут прогресс: в 2000 г. этот показатель был на уровне 11,9 % . Большая часть государственных служащих имеют гуманитарное образование - 43,4 %. По сравнению с 2000 годом на 8% уменьшилось количество специалистов с сельскохозяйственным образованием, на 15% - специалистов с техническим образованием.

По итогам аттестаций государственных служащих, проведенных в 1999 и 2003-2004 гг., а также по результатам квалификационных экзаменов присвоены квалификационные разряды 82 % государственных служащих.

По результатам работы аттестационных комиссий все государственные служащие, прошедшие аттестацию, признаны соответствующими замещаемым государственным должностям.

Кроме того, аттестационной комиссией внесены рекомендации о включении в резерв для замещения вышестоящих государственных должностей 3,6 % государственных служащих.

В соответствии с законодательством государственным и муниципальным служащим гарантируется переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. Кроме того, закон обязывает их поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей.

В соответствии с квалификационными требованиями государственные и муниципальные служащие не реже одного раза в 5 лет обязаны повышать квалификацию по учебным программам в объеме не менее 72 часов в соответствующих образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих в области осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.

В соответствии с областной целевой программой "Подготовка и переподготовка кадров органов государственной власти области и местного самоуправления Псковской области на 2002 - 2004 годы" общий объем финансирования Программы из областного бюджета предусмотрен в размере 3500 тыс. руб., в т.ч. в 2002 г. - 1237 тыс. руб., в 2003 г. - 1156 тыс.руб., в 2004 г.- 1107 тыс. руб.

Фактическое финансирование Программы осуществлялось не в полном объеме, не превышая 30% от запланированных средств.

Среднемесячная заработная плата (денежное содержание) государственных служащих области в 2003 - 2004 годах составила 5,4 тыс. руб., муниципальных служащих - 4,5 тыс. руб.

Уровень среднемесячной заработной платы государственных и муниципальных служащих в области значительно ниже уровня зарплаты руководителей и специалистов аналогичной квалификации органов управления в негосударственном секторе экономики.

По сравнению с работниками иных отраслей экономики труд государственных и муниципальных служащих недооценен.

Существенная разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики затрудняет привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов, выпускников ВУЗов, а также приводит к оттоку государственных и муниципальных служащих в негосударственный сектор экономики.

Во многом это снижает эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ухудшает профессиональный и половозрастной состав государственных и муниципальных служащих.

Существующее состояние государственной и муниципальной службы порождает ряд негативных тенденций их развития.

Происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности. Не улучшается профессиональный состав служащих в связи с низкой заработной платой. Усиливается дефицит квалифицированных государственных и муниципальных служащих в возрасте до 40-45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях. Нехватка квалифицированных кадров порой сочетается с наличием незаполненных вакансий, в ряде конкурсов на замещение вакантных должностей не были выявлены кандидатуры, отвечающие квалификационным требованиям, либо не было желающих участвовать в конкурсе.

Во многом это связано не только с низким уровнем оплаты труда, но и нестабильным положением государственных и муниципальных служащих по причине изменений структуры государственных органов, органов местного самоуправления, смене их руководителей (в том числе в результате выборов), проводимых мероприятий по сокращению штатов и т.п.

Недостаточно регламентирована деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в сфере повышения профессионального уровня, обеспечения правового статуса и социальной защиты государственных и муниципальных служащих. Пока еще нормативно не урегулированы новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.

Остаются нерешенными вопросы дальнейшего развития материально-технической базы филиала СЗАГС в г.Пскове, основного учебного заведения в области, ведущего подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Нехватка площадей и учебных помещений филиала СЗАГС в г.Пскове не позволяет в полной мере реализовывать эти задачи.

Для преодоления вышеназванных негативных тенденций и недостатков необходимо обеспечить решение следующих проблем государственной и муниципальной службы:

нереализованность принципа единства государственной службы и системы управления ею на федеральном и региональном уровнях;

неразработанность законодательных механизмов взаимосвязи государственной и муниципальной службы;

наличие противоречий и пробелов в законодательстве о государственной и муниципальной службе;

несоответствие социального и правового положения государственного и муниципального служащего предъявляемым требованиям и степени возлагаемой на него ответственности;

недостаточная ресурсная обеспеченность государственной и муниципальной службы;

слабое использование современных технологий государственного и муниципального управления;

недостаточная эффективность кадровой политики и системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих.

Все вышеназванные проблемы государственной и муниципальной службы в Псковской области, как и в Российской Федерации в целом, связаны между собой и могут быть решены при реформировании государственной и муниципальной службы в рамках комплексных сбалансированных мероприятий.

Для решения данных проблем на федеральном уровне разработана и утверждена Президентом Российской Федерации 15.08.2001 N Пр-1496 Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, в соответствии с которой разработана Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2002 N 1336.

В пункте 7 вышеназванного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется в пределах своих бюджетных средств принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных программой, разработать и утвердить программы реформирования государственной службы субъектов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»