В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Реконструкция системы централизованного оповещения области на 2005-2008 годы".
2. Объемы финансирования Программы на 2005-2008 годы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Администрации области и Главному управлению по делам ГО и ЧС области обратить внимание на схему взаимодействия между всеми структурами оповещения области с целью своевременного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного времени.
И.о. председателя областного
Собрания депутатов А.П. Копосов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Псковского
областного Собрания депутатов
от 25.11.2004 N 900
Наименование Программы | Областная целевая программа "Реконструкция системы централизованного оповещения области на 2005-2008 годы" |
Основание для разработки Программы | распоряжение Администрации Псковской области от 05.05.2004 N 357-р "О разработке областной целевой программы "Реконструкция системы централизованного оповещения области на 2005-2008 годы" |
Областной заказчик Программы | Администрация области |
Основной разработчик Программы | Главное управление по делам ГО и ЧС Псковской области |
Исполнители Программы | Филиал "Псковэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком"; ОАО Псковская ГТС; филиал ФГУП РТПС Псковский ОРТПЦ; Главное управление по делам ГО и ЧС Псковской области |
Цели и задачи Программы | Главной целью Программы является создание современной системы централизованного оповещения населения области на основе новых аппаратно-программных средств. Задачи Программы: совершенствование системы оповещения при переходе системы связи области на волоконно-оптические линии связи; повышение качества информирования населения области о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
Сроки и этапы реализации Программы | I этап - 2005 год II этап - 2006-2008 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование предусматривается за счет средств областного бюджета. Объем ассигнований составляет 30,0 млн.рублей В том числе: в 2005 году - 1,6 млн. рублей в 2006 году - 16,2 млн. рублей в 2007 году - 10,6 млн. рублей в 2008 году - 1,6 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; полное информирование населения городов и большей части сельских жителей области о чрезвычайных ситуациях; своевременное и гарантированное оповещение руководящего состава области; создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах; оснащение современными средствами связи рабочих мест персонала диспетчерских служб; создание системы оповещения населения, интегрированной в единую систему; замена устаревших и неисправных устройств доведения до населения сигнала "Внимание всем!"; создание оптимальной системы обслуживания средств оповещения и минимизация затрат на ее содержание |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов |
Областная целевая программа "Реконструкция системы оповещения области на 2005-2008 годы" (далее - Программа) разработана согласно распоряжению Администрации области от 05.05.2004 N 357-р совместными усилиями заинтересованных органов исполнительной власти.
В соответствии с федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", оповещение населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени является основной задачей органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты населения и территорий.
Отсутствие своевременного оповещения и информирования населения привело к человеческим жертвам и большому экономическому ущербу во время наводнения в Республике Якутия в 2001 году, в Краснодарском крае в 2002 году и в октябре 2003 года во время землетрясения в Кемеровской области. Важность системы оповещения наглядно продемонстрировали боевые действия в Югославии и война в Ираке. Учитывая, что Псковская область является приграничной, а в настоящее время граничит со странами НАТО, необходимость надежной и современной системы оповещения очевидна.
С 2000 года филиал "Псковэлектросвязь" ОАО "Северо-Западный Телеком" осуществляет перевод системы связи области на волоконно-оптические линии связи и цифровые системы передачи, который будет завершен к 2007 году. Существующая система централизованного оповещения "Осень", принятая в эксплуатацию в 1987 году, создана на основе аппаратуры П-157 и П-160, которая позволяет передавать сигналы и команды только по аналоговым каналам связи и не сопрягается с цифровыми системами передачи. В связи с этим в настоящее время полностью не оповещается в автоматизированном режиме Псковский район, в котором все сельские АТС заменены на цифровые, в Порховском районе не оповещаются п. Славковичи и всероссийский курорт Хилово, в Гдовском районе - п. Ямм, в Бежаницком районе - п. Чихачево, в Плюсском районе - п. Ляды.
Для передачи населению сигнала "Внимание всем!" применяются сирены С-40. Всего в соответствии с проектом "Осень" на территории области установлено 225 сирен, проверка, проведенная 24 декабря 2003 года, выявила, что неисправны 32 сирены. Основными причинами выхода из строя являются воздействия природных факторов в результате их длительной эксплуатации и отсутствие каналов управления.
Основным средством доведения информации о чрезвычайных ситуациях до населения области являются каналы звукового сопровождения телевидения и радиовещания. С переходом на цифровые системы передачи не перехватывается канал управления передатчиками на РТС п. Глубокое, что не позволяет оповещать население г.Опочки и Опочецкого района. Не принимают областные программы большая часть Плюсского и Струго-Красненского районов. Проводное вещание отсутствует во всех сельских населенных пунктах, а в Палкинском, Куньинском и Бежаницком районах отсутствует совсем. Отсутствуют громкоговорители в крупных населенных пунктах в местах массового скопления населения. Оповещение руководящего состава городов и районов области осуществляется через стойки СЦВ, которые эксплуатируются более тридцати лет и не обеспечивают заданной надежности; СЦВ-30 в п. Кунья неисправна, и доведение сигнала осуществляется по телефону. В городах Псков и Великие Луки, где эксплуатируются несколько АТС, невозможно оповестить отдельные группы руководящего состава, так как оповещение организовано по территориальному принципу, а не по функциональному предназначению.
При полном переходе на волоконно-оптические системы существующая система оповещения неспособна обеспечить доведение сигналов и информации до руководящего состава и населения области.
В области находится 44 химически опасных объекта, на которых необходимо наличие локальных систем оповещения, обеспечивающих оповещение обслуживающего персонала и населения в зоне 2,5 км. Имеющиеся ЛСО не отвечают в полной мере предъявляемым к ним требованиям. Реконструкция системы централизованного оповещения позволит создать современные ЛСО и решит проблему их сопряжения.
Аппаратура П-157 и П-160, на которой базируется существующая система оповещения, уже не изготавливается промышленностью и запасные части к ней не производятся, а ЗИП в процессе длительной эксплуатации полностью израсходован.
В соответствии с приказом МЧС России от 27.08.2003 N 514 и в соответствии с Планом мероприятий по реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения в декабре 2003 года на пункте управления ГО области смонтирована аппаратура нового поколения П-166 и начата ее опытная эксплуатация. Это позволяет осуществлять прием сигналов от МЧС России и является первым шагом по началу реконструкции всей системы оповещения области на основе новых аппаратно-программных средств оповещения.
Выполнение областной целевой программы имеет целью создание современной системы оповещения, способной своевременно информировать население области о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Главной целью Программы является реконструкция системы оповещения населения и руководящего состава области на основе новых аппаратно-программных средств в любых чрезвычайных ситуациях с высоким процентом охвата.
Программа рассчитана на 2005-2008 годы и будет реализовываться в два этапа.
На первом этапе (2005 год) Программой предусмотрено решение следующих задач:
определение фактического состояния системы оповещения населения области;
определение зон охвата населения областными теле- и радиопрограммами;
определение состояния локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах;
проверка операторов кабельного телевидения и их возможности включения в общую систему оповещения;
определение количества оконечных устройств для установки их в местах наибольшего скопления населения и определение мест для их установки;
подготовка технического задания на реконструкцию системы оповещения;
выполнение проектных работ по реконструкции системы оповещения.
На втором этапе (2006-2008 годы) Программой предусмотрено решение следующих задач:
закупка и монтаж оборудования;
проведение опытной эксплуатации системы оповещения и обучение специалистов для ее обслуживания;
принятие оптимальной структуры по обслуживанию системы оповещения.
Программа включает в себя следующие мероприятия:
организационные - подготовка технического задания на проектирование и разработка рабочего проекта системы оповещения; проведение тендеров среди специализированных проектных предприятий по разработке проектов и поставщиков оборудования;
установка и монтаж оборудования в соответствии с рабочим проектом;
опытная эксплуатация системы оповещения, обучение обслуживающего персонала и определение оптимальной организации технического обслуживания.
3.1 Организационные мероприятия по подготовке технического задания на проектирование и разработка рабочего проекта системы оповещения
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в определении потребностей населения области в средствах оповещения и выборе оптимальной структуры системы оповещения.
Предполагается провести комплексные исследования и произвести оценку:
технического состояния существующей системы оповещения с целью возможности использования ее отдельных элементов;
плотности населения области по районам;
мест массового скопления населения;
степени охвата населения телевидением, проводным и УКВ-ЧМ-радиовещанием;
систем кабельного телевидения и их соответствия требованиям по оповещению населения о чрезвычайных ситуациях;
потенциально опасных объектов и необходимости создания на них локальных систем оповещения, сопрягаемых с территориальной системой.
На основе проведенного анализа подготовить техническое задание на разработку рабочего проекта системы оповещения. Подготовить рабочий проект.
3.2 Установка и монтаж оборудования в соответствии с рабочим проектом
Цель мероприятий данного подраздела Программы состоит в создании системы оповещения, отвечающей современным требованиям.
В связи с этим предполагается:
установить аппаратуру оповещения в соответствии с рабочим проектом на предприятиях связи;
оборудовать рабочие места оперативного дежурного на основном и запасном пунктах управления;
предусмотреть вопросы выделения каналов для передачи оперативной информации в мирное и военное время на узлах связи области;
создать локальные системы оповещения на потенциально опасных объектах и интегрировать их территориальную систему централизованного оповещения области;
установить оконечные устройства для передачи сигнала "Внимание всем!" в местах наибольшего скопления населения;
закрепить в установленном порядке всю смонтированную технику и оборудование за должностными лицами, отвечающими за ее эксплуатацию.
3.3 Опытная эксплуатация системы оповещения, обучение обслуживающего персонала и определение оптимальной организации технического обслуживания
Приоритетные направления данного подраздела:
проверка работоспособности аппаратуры в процессе монтажа и проверка работоспособности системы в целом;
проверка и уточнение параметров системы по возможностям оповещения руководящего состава и населения области;
обучение обслуживающего персонала предприятий связи;
обучение оперативного состава ГУ ГО и ЧС по работе на средствах оповещения;
определение оптимальной системы технического обслуживания и необходимого количества технического персонала;
заключение договоров на обслуживание системы оповещения.
Для реализации мероприятий Программы необходимо 30,0 млн. рублей, в том числе в 2005 году - 1,6 млн. рублей, в 2006 году - 16,2 млн. рублей, в 2007 году - 10,6 млн. рублей, в 2008 году - 1,6 млн. рублей.