ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2004 года N 909

Об утверждении областной целевой программы
"Создание инвестиционных условий для сохранения и регенерации
историко-культурного наследия Псковской области на 2005-2007 годы"



В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях сохранения и регенерации исторической среды и объектов историко-культурного наследия Псковской области, областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Создание инвестиционных условий для сохранения и регенерации историко-культурного наследия Псковской области на 2005-2007 годы".

2. Объемы финансирования Программы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.


И.о. председателя областного

Собрания депутатов                                                                                              А.П. Копосов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 25.11.2004 N 909


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЗДАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И
РЕГЕНЕРАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005-2007 годы"

ПАСПОРТ
областной целевой программы "Создание инвестиционных условий
для сохранения и регенерации историко-культурного наследия
Псковской области на 2005 - 2007 годы"

Наименование Программы

- "Создание инвестиционных условий для сохранения и регенерации историко-культурного наследия Псковской области на 2005 - 2007 годы"

Основание для разработки Программы
 

- Распоряжение Администрации области от 26.10.2004 N 817-р

- Распоряжение Администрации области от 05.11.2004 N 837-р

Областной заказчик

- Государственный комитет экономического развития Псковской области

Основные разработчики и исполнители Программы

- Государственный комитет по культуре Псковской области

- ООО "Северо-Западная инвестиционная группа"

- Институт "Спецпроектреставрация"

Цели и задачи Программы

- Сохранение и регенерация исторической среды и объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия

- Повышение инвестиционной привлекательности региона

- Интеграция историко-культурного наследия в современный градостроительный процесс

- Исследование историко-архитектурной и археологической ценности территорий и определение условий для частного инвестирования

- Зонирование территорий исторических центров городов области и создание информационной электронной карты по региону

- Разработка карт-схем с границами земельных участков, подлежащих регенерации

Сроки реализации Программы

- 2005 - 2007 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- Зонирование территорий исторических центров городов области

- Создание информационной электронной карты объектов инвестирования по региону

 -  Картографирование объектов инвестирования

- Изучение историко-архитектурной и археологической ценности объектов инвестирования

- Подготовка заключения о функциональном использовании объектов инвестирования

Объемы и источники финансирования
Программы

- За период реализации Программы в 2005 -2007 годах из областного бюджета - 3000 тыс. руб.,

в том числе

2005г.-1200 тыс. руб.

2006г.-1200 тыс. руб.

2007г. - 600 тыс. руб.

Система организации и контроля за исполнением Программы

- Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Псковской области, Псковским областным Собранием депутатов


Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами


Данная Программа разрабатывается в соответствии с принципами "Концепции социально-экономического развития Псковской области на долгосрочную перспективу", основанными на понимании конкурентных преимуществ области и в целях создания благоприятных условий для инвестирования в градостроительную сферу региона.

Псковская земля - колыбель российской государственности и национальной культуры, на ее территории 4435 памятников истории и культуры, из них 372 - памятники федерального значения. Во всем мире широко известны такие объекты культурного наследия как ансамбль Псковского Кремля, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Псково - Печерский монастырь и т.д.

В повседневной памятникоохранной деятельности основными правовыми документами Псковской области является Закон Псковской области 1999 г. "О государственной охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Псковской области" и решение областного Собрания депутатов 1995 г. "О мерах по сохранению культурного наследия г. Пскова", которое определило Псков историческим населенным местом. Кроме города Пскова, в области еще 13 поселений имеют статус исторических. На территории исторических центров древних городов, как правило, сосредоточены основные административные и общественные здания, десятки памятников архитектуры, живописнейшая историко-архитектурная среда.

Подготовка к празднованию 1100-летия Пскова стала импульсом для усиления работ по восстановлению и реставрации объектов древнего зодчества. Администрации области удалось получить реальную финансовую поддержку по различным федеральным программам, в том числе из резервного фонда Президента Российской Федерации. Центральным объектом стала реставрация ансамбля Кремля. Впервые выполнены работы по реставрации Троицкого собора с полным инженерным обеспечением. В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой выполнен большой объем работ на памятниках истории и культуры г. Пскова, в числе которых дворянский особняк "Дом Масон" и другие объекты.

Однако, несмотря на очевидные успехи, в реставрации памятников Псковщины существует немало трудностей и нерешенных вопросов в сфере сохранения и восстановления культурного наследия. Одна из главных проблем сегодняшнего дня - это интегрирование нового строительства в историко-культурную среду исторических центров древних городов. Эти территории требуют разрешения противоречия между присущими им высокими ценностными качествами и сопровождающим их комплексом нерешенных проблем. Большой объем в застройке исторических центров занимает аварийное жилье, запущенное в инженерно-техническом отношении. При отсутствии экономически дееспособных владельцев-пользователей дома ветшают и разрушаются, на их месте образуются пустыри. Исчезновение полноценной городской среды приводит к утрате социальной индивидуальности и стагнации исторических центров городов. Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии всего региона. Привлечение частных инвесторов позволит вывести историческую застройку из депрессивного состояния и адаптировать объекты культурного наследия к современным условиям жизни города, включить их в активный экономический процесс. Регенерация исторических кварталов продиктована самой жизнью и является важнейшей составляющей стратегического плана развития Псковской области.

Капитализация недвижимости активизирует строительную деятельность и использование земель под застройку, однако происходить это должно с учетом находящихся на этих территориях охраняемых объектов культурного наследия. Уже есть примеры комплексной реконструкции и регенерации исторической застройки в Пскове за счет средств частного капитала. Пилотным проектом стала реконструкция берега р. Псковы по ул. Верхне-Береговой (заказчик - фирма "Паритет"). В рамках проекта восстановлен памятник XVIII в., в котором разместится гостиница повышенной комфортности. Одним из самых значительных инвестиционных проектов стала реставрация палат Меньшиковых XVII в. (заказчик - трест "Зеленое хозяйство"), где разместилась экспозиция наивного искусства. Фирмой "Псковинкомстрой" начата регенерация квартала исторической застройки с восстановлением зданий-памятников напротив Кремля. Повсеместно на этих территориях инвестор решает задачи по сохранению исторически сложившейся планировки кварталов, сохранению и восстановлению памятников, регенерации историко-культурной среды. Надо отметить, что такое решение вопроса находится в полном соответствии с концепцией генплана города, правовым зонированием его территории, режимом использования охранных зон объектов наследия. Работа с частными инвесторами позволяет адаптировать объекты культурного наследия к современным условиям жизни города и включить их в активный экономический процесс.

Администрация области предпринимает все усилия, чтобы создать более благоприятные условия для инвестирования средств в реконструкцию и регенерацию охраняемых территорий. Цель программы "Создание инвестиционных условий для сохранения и регенерации историко-культурного наследия Псковской области на 2005-2007 годы"- сохранить и регенерировать уникальные исторические территории, придающие городу необыкновенный колорит и своеобразие, максимально используя возможности инвесторов. Предполагается выполнить зонирование и определить земельные участки, свободные для реконструкции, которые наполняются компонентами, включающими в себя жилые, офисные, гостиничные здания, способные привлечь средства частных инвесторов. Для инвестора формируется пакет сведений градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера о таких территориях, а также требования по материалам, ограничения по высоте, образу здания и т.д.

В условиях сокращения бюджетного финансирования реставрационных работ приватизация недвижимых объектов культурного наследия и включение их в структуру рыночных, но регулируемых отношений собственности позволит спасти десятки памятников архитектуры и предотвратить их разрушение.

В Пскове наработан богатейший опыт работы с объектами культурного наследия, создана огромная проектная база. Имеются специализированный научно-исследовательский, проектный институт, организация "Реставрационная мастерская", имеющая значительный технический и кадровый потенциал, гендирекция "Псковреконструкция" и т.д.

Природно-исторические богатства Псковского края неисчерпаемы. Сохранение и полноценное использование историко-архитектурного наследия и развитие современного туризма как индустрии является одной из важнейших задач перспективного развития области. Многолетний опыт работы большого высокопрофессионального коллектива ученых, проектировщиков, реставраторов, строителей подтвердил необходимость комплексного подхода к охране исторического наследия и развитию туристического комплекса. Очевидно, что без привлечения частных инвесторов решение этой задачи невыполнимо.

Цели и задачи Программы


Сохранение и регенерация исторической среды и объектов историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия;

Повышение инвестиционной привлекательности региона;

Интеграция историко-культурного наследия в современный градостроительный процесс;

Исследование историко-архитектурной и археологической ценности территорий и определение условий для частного инвестирования;

Зонирование территорий исторических центров городов области и создание информационной электронной карты по региону;

Разработка карт-схем с границами земельных участков, подлежащих регенерации.

Основные направления и мероприятия Программы


Зонирование территорий исторических центров городов области:

Сбор исходной документации и определение объектов инвестирования по категориям;

Подготовка договорной документации.

Создание информационной электронной карты объектов инвестирования по региону:

Подготовка исходных данных;

Исследование исторических функциональных зон территорий и разработка схемы функционального зонирования территорий с учетом расположенных на ней объектов историко-культурного наследия;

Оцифровка информационной карты объектов инвестирования по региону.

Картографирование объектов инвестирования:

Описание территории объектов инвестирования, в т. ч. выявление памятников истории и культуры и достопримечательных мест;

Натурные обследования территории объекта инвестирования с нанесением на геоподоснову, в т. ч. оценка современного состояния историко-культурной среды;

Разработка карт-схем и границ территорий объектов инвестирования;

Подготовка и утверждение проектной документации.

     Изучение историко-архитектурной и археологической ценности объектов инвестирования:

Историко-архивные и библиографические изыскания по проектируемой территории. Определение зон охраны памятников архитектуры, культурного слоя, градостроительные регламенты;

Определение археологической ценности территорий объектов инвестирования.

Подготовка заключения о функциональном использовании объектов инвестирования:

Разработка предложений по сохранению и регенерации историко-культурной среды;

Формирование пакета документов, необходимых для инвестора.

Ресурсное обеспечение Программы


На реализацию Программы в 2005 - 2007 годах предусматриваются объемы финансирования из областного бюджета в размере 3000 тыс. рублей.

Годы реализации Программы

План финансирования из областного бюджета (в тыс. руб.)

2005

1200

2006

1200

2007

600

Итого

3000

Механизм реализации Программы


Областным заказчиком Программы является Государственный комитет экономического развития Псковской области, который осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий. В реализации участвуют Государственный комитет по культуре Псковской области, институт "Спецпроектреставрация", ООО "Северо-Западная инвестиционная группа" в соответствии с перечнем мероприятий Программы. Финансирование осуществляется через заказчика Программы, который распределяет выделенные на Программу средства после утверждения областного бюджета на текущий год и перечисляет их безналичным путем всем исполнителям программных мероприятий.

Контроль за исполнением Программы


Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Псковской области и областным Собранием депутатов.

Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Главы Администрации области или по предложениям со стороны заказчика или исполнителей могут быть рассмотрены на заседаниях Администрации области.

Заказчик несет ответственность за своевременное финансирование программных мероприятий, исполнители несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделенных на мероприятия средств. В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" заказчик несет ответственность за реализацию программных мероприятий.

Оценка эффективности реализации Программы


Реализация Программы позволит:

Сохранить историческую среду и объекты историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия.

Восстановить исторические здания и сооружения и включить их в структуру современной социально-экономической жизни региона.

Модернизировать и развить технико-инженерную и транспортную инфраструктуру исторических центров городов.

Привлечь в бюджет региона дополнительные поступления, полученные от эксплуатации объектов инвестирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»