• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

     
ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2004 года N 723

Об утверждении областной целевой программы
"Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"



В соответствии с Законом Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области занятости населения областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы".

2. Для обеспечения реализации Программы в 2004 году Администрации области в установленном порядке подготовить и внести на рассмотрение областного Собрания депутатов проект закона о внесении изменений в Закон Псковской области "Об областном бюджете на 2004 год", предусматривающий источники и порядок финансирования Программы в 2004 году.

3. Объемы финансирования программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы" на 2005 год предусмотреть при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 29.04.2004 года N 723


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004-2005 ГОДЫ"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Областная целевая программа "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (статьи 14 и 22) от 19.04.1991 N 1032-1 (в редакции от 10.01.2003); распоряжение Администрации Псковской области от 22.08.2003 N 528-p "О разработке областной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

ОБЛАСТНОЙ ЗАКАЗЧИК

Администрация Псковской области

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

Департамент ФГСЗН по Псковской области при содействии комитета экономического развития и промышленной политики, Государственного управления труда Псковской области, Управления социальной защиты населения Псковской области, Государственного управления образования и науки Псковской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание условий для трудоустройства граждан, ищущих работу, обеспечение работодателей необходимой рабочей силой, снижение напряжённости на рынке труда, оказание поддержки особо нуждающимся категориям безработных граждан, сохранение мотивации к трудовой деятельности лиц, длительное время находящихся без работы;

усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости с целью максимального удовлетворения спроса предприятий на рабочую силу по требуемым профессиям и уровню квалификации;

совершенствование работы по профилактике безработицы и сокращению длительности безработицы;

повышение конкурентоспособности и трудовой мобильности безработных граждан;

приоритетное содействие трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда;

повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда и государственных гарантиях обеспечения занятости населения;

повышение эффективности активных мер на рынке труда;

развитие системы социального партнёрства и повышение ответственности всех социальных партнёров на рынке труда

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

В течение 2004-2005 годов

ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Планируемые затраты и источники финансирования (тыс. рублей)

2004 г. 2005 г.

Финансовые затраты в сумме,
из них: 99561,3 126671,0

федеральный бюджет 98232,4 125215,5

областной бюджет 400 500

местный бюджет 928,9 955,5

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы в течение 2004-2005 годов позволит:

Оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе более 25 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 12,6 тыс. человек.

Обеспечить формирование банка вакансий службы занятости населения за счёт поступления сведений от работодателей о свободных рабочих местах - около 54 тыс. вакансий, в т.ч. в 2004 году - 26,9 тыс. вакансий.

Расширить возможности трудоустройства за счёт организации 101 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2004 г. - 48.

Обеспечить трудоустройство на общественные работы более трех тыс. человек, в том числе в 2004 году - 2,0 тыс. человек.

Организовать временное трудоустройство более четырех тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в т.ч. в 2004 году - 2,5 тыс. человек.

Организовать профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства не менее 2,4 тыс. человек безработных и незанятых граждан, в т.ч. в 2004 году - 1,2 тыс. человек.

Оказать профориентационные услуги около 42 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 18,4 тыс. человек.

Организовать временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите около 1 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 0,6 тыс. человек.

Обеспечить социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, досрочных пенсий, стипендии в период прохождения профессионального обучения и др.) - более 21 тыс. человек, в т.ч. в 2004 году - 10,7 тыс. человек.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Администрация Псковской области

Областное Собрание депутатов



ВВЕДЕНИЕ

Ситуация на рынке труда Псковской области за последние годы складывалась под влиянием положительной динамики основных экономических показателей. В результате на предприятиях и организациях произошло уменьшение масштабов неполной занятости, наблюдается увеличение спроса на рабочие кадры, уменьшается безработица. Однако спад промышленного и сельскохозяйственного производства прошлых лет, а также демографические факторы являются причиной продолжающегося сокращения занятого населения, а недостаток рабочих мест с достойной заработной платой стимулирует развитие неучтенной занятости.

Общая численность безработных составила к концу 2003 года 28,2 тыс. человек против 29,5 тыс. в 2002 году. Уровень безработицы среди экономически активного населения снизился с 8,2 процента до 7,8 процента.

Численность официальных безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на конец декабря 2003 года 9 тысяч человек, или 2,5 процента, к экономически активному населению.

Предложение рабочей силы по-прежнему превышает спрос. На одну вакансию, заявленную в органы службы занятости, в среднем претендуют около трех незанятых гражданин. Отмечается несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в профессиональном разрезе. Как результат - в течение последних лет приток граждан, ищущих работу и обращающихся за помощью в органы службы занятости, не снижается.

Особенно напряженным остается, по сравнению с промышленными городами, рынок труда в сельской местности - каждый третий безработный, регистрируемый в органах службы занятости, является сельским жителем.

Трудоустройство особо нуждающихся в социальной защите граждан представляет большие сложности, поэтому в составе безработных, зарегистрированных в службе занятости, остается высокой доля женщин - 66 процентов, молодежи - 24 процента, инвалидов - 9 процентов.

Изменения, которые происходят в сфере занятости, характеризуются сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Это требует дифференцированного подхода к регулированию занятости и обусловливает поиск наиболее эффективных форм и методов их регулирования.

Служба занятости обеспечивает регулирование рынка труда за счет услуг и мероприятий, предоставляемых непосредственно незанятым и безработным гражданам. За 2003 год в соответствии с областной целевой программой "Содействие занятости населения" (2001-2003 гг.) было трудоустроено 14,7 тыс. человек, направлено на общественные работы около двух тысяч человек, предоставлена возможность повышения квалификации или получения новой профессии, востребованной на рынке труда, 1,6 тыс. безработным гражданам, оказано различных консультационных услуг 50 тысячам граждан, в том числе профориентационные услуги получили 29,8 тысячи. Многим безработным гражданам была оказана психологическая помощь.

Основанием для разработки новой областной целевой программы "Содействие занятости населения на 2004-2005 годы" (далее - Программа) являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991г. (ред. от 10.01.2003) и распоряжение Главы Администрации Псковской области "О разработке областной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы".

Система программных мер направлена на решение ключевых проблем рынка труда, учитывает Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на 2003-2005 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, и представлена следующими направлениями: создание условий расширения доступа к занятости безработных и незанятых граждан, содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, регулирование трудовой миграции, социальная поддержка безработных граждан.

В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации финансирование мероприятий по содействию занятости населения, начиная с 2001 года, осуществляется из бюджетов всех уровней.

Финансовые расходы на социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, стипендии, материальная помощь и досрочные пенсии) отнесены в Программе на федеральный бюджет.

Средства на мероприятия активной политики занятости (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, организация общественных работ, содействие самозанятости, реализация программ социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, содействие временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, профессиональное обучение, профориентационные услуги) предусматриваются как из федерального, так и из областного и местных бюджетов. Финансирование Программы из местных и областного бюджетов будет осуществляться по таким мероприятиям, как организация общественных работ, временное трудоустройство подростков в возрасте 14-18 лет и трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Реализация мероприятий данной Программы позволит положительно влиять на рациональное использование трудовых ресурсов, снять напряженность на рынке труда, уменьшить объемы безработицы и поддержать занятость населения.

I. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА

После трудных 10 лет экономической реструктуризации в Псковской области, начиная с 1999 года, наблюдается экономический рост. В экономике отмечаются определенные положительные результаты: рост промышленного производства составил в 2002-2003 годах соответственно 6 и 4 процентов. Увеличилось с начала 2003 года на 5 процентов общее количество хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций. Из учтенных предприятий действует не более 60 процентов. Основная часть предприятий (69%) относится к частной форме собственности.

В то же время низкая инвестиционная активность, отсутствие значительных изменений в сельском хозяйстве и неблагоприятное финансовое положение многих предприятий продолжают оказывать негативное влияние на рынок труда области.

1.1. Изменения в сфере занятости

Численность экономически активных граждан уменьшилась с декабря 2002 по декабрь 2003 года на 2 тысячи человек, при этом число занятых в экономике области снизилось с 335 тысяч до 333.

По сравнению с 2002 годом наибольшее сокращение численности работающих отмечалось в науке и научном обслуживании (на 25,7%), операциях с недвижимым имуществом (на 10%) и сельском хозяйстве (на 4,6%). В то же время увеличение численности работников происходило за этот период в структурах общей коммерческой деятельности (на 24,4%), общественных объединениях (17,3%) и информационно-вычислительном обслуживании (9,3%).

Доля убыточных предприятий и организаций по состоянию на 01.01.2004 составила по области 45,2 процента. Как результат - продолжалось высвобождение персонала на предприятиях. За 2003 год было сокращено на крупных и средних предприятиях 2,3 тыс. человек, в 2002 году - 2,9 тыс.человек.

Движение рабочей силы на крупных и средних предприятиях характеризовалось превышением числа выбывших работников над числом принятых. Принято за 2002-2003 годы 124 тысячи человек, выбыло по различным причинам на 5,6 процента больше -131 тыс. человек.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости на рынке труда остается неполная занятость на производстве. Однако за последние годы отмечается существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. Численность работников предприятий (за исключением малого предпринимательства), работавших в течение года в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2003 году составила 11,3 тысячи человек, сократившись, по сравнению с 2002 годом, на 36 процентов.

Данные обследований рынка труда свидетельствуют о значительных масштабах вторичной и неучтенной занятости: в 2002 году в неформальный сектор занятости в той или иной степени было вовлечено 18 процентов (60,8 тыс. человек) общей численности занятого населения, в 2002 - 16 процентов (52,8 тыс. человек), в мае 2003 года - 19 процентов.

Продолжают ухудшаться условия труда. В обследованных отраслях экономики в 2002 году 8,9 тысячи человек, или 11,9 процента списочной численности обследованных работников, были заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (на начало 2001 года - 11,2 %), тяжёлым физическим трудом - 2,7 тысячи работников (3,6%), что в 2,7 раза больше, чем на начало 2001 года.

По сравнению с началом 2001 года доля занятых тяжёлым физическим трудом выросла по области в 2,7 раза.

1.2 Уровень жизни населения

Перемещение рабочей силы на рынке труда во многом зависело от условий труда и оплаты. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2002 году на 14, в 2003 году - на 15 процентов. Среднемесячная начисленная заработная плата работников области за 2003 год составила 3822 рубля и обеспечила 2 размера прожиточного ми нимума трудоспособного населения.

По-прежнему отмечается значительная дифференциация по заработной плате в отраслевом разрезе. Так, самые высокие заработки имели в 2003 года работники материально-технического снабжения и сбыта (9,4 тыс.руб.), финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (8,8 тыс. руб.), а самые низкие - работники сельского хозяйства (1,6 тыс.руб.). Наряду с ними низкая заработная плата оставалась в культуре и искусстве, а также в образовании (2,2 тыс.руб. и 2,5 тыс.руб.). В сельском хозяйстве заработная плата одного работника составляла 41 процент от уровня средней заработной платы по области, в культуре и искусстве - 59 процентов.

Остается актуальной проблема неплатежей. Общая сумма задолженности по заработной плате составляет в среднем по области 1,7 месячного фонда заработной платы. Эта сумма не выплачена 19,6 тысячи работающих, что на 39% меньше, чем на начало января 2003 года, и в среднем на 1 работника составляет 4144 руб.

1.3 Безработица

В условиях экономического роста в области наблюдается тенденция снижения уровня безработицы. К 2003 году общая численность безработных сократилась, по сравнению со своим максимальным значением, которое в 1998 году составляло 58,4 тыс. человек (16% от экономически активного населения), почти в два раза. Уровень безработицы снизился почти до 8 процентов.

Из общего числа безработных численность официальных безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на конец 2003 года 9 тысяч человек, или 2,5 процента к экономически активному населению.

В связи с подъемом производства в области наблюдается рост спроса на рабочие кадры. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) снизился до трех в 2003 году. Потребность складывается в основном за счет спроса предприятий на замену выбывающих по причине текучести кадров, а также высвобожденных по причинам, предусмотренным законом.

Оживление экономических процессов и связанное с этим увеличение спроса на рабочую силу повлияло на снижение средней продолжительности общей и регистрируемой безработицы. На конец 2003 года она составила соответственно 8,3 и 5,3 месяца.

Отмечается изменение состава безработных граждан в сторону увеличения доли сельских жителей, инвалидов и беженцев. Как результат - среди социальных групп безработных граждан растет продолжительность регистрируемой безработицы. Если в 2002 году у инвалидов средний период поиска работы составлял 6 месяцев, то к концу 2003 года увеличился до 6,4 месяца.

В составе безработных, зарегистрированных в службе занятости, остается высокой доля женщин (66%), инвалидов (9%) и молодежи 16-29 лет (24%).

Отмечается рост безработицы в сельской местности. За последние 2 года доля безработных, проживающих в селе, возросла с 32,8 до 35 процентов. Основной причиной сельской безработицы по-прежнему является отсутствие необходимого числа рабочих мест, непривлекательность сельскохозяйственного труда как по условиям, так и по его оплате, особенно для молодёжи, составляющей треть от общей численности зарегистрированных безработных, проживающих на селе.

Сохраняется дифференциация районов области по уровню регистрируемой безработицы. По состоянию на 01.12.2004 при среднем по области уровне безработицы 2 процента данный показатель варьировал от 0,4 процента (Островский район) до 4,1 процента (Пушкиногорский район).

1.4 Демографические и миграционные процессы

Демографическая ситуация в области продолжает оставаться неблагоприятной. С учётом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения области уменьшилась с начала года на 10,8 тыс. человек (на 1,4%) и составила на 1 января 2004 года 747,4 тыс. человек. Рождаемость за 2003 год выросла, по сравнению с прошлым годом, на 5 процентов и составила 8,8 человека на каждую тысячу населения. Смертность увеличилась с 23,6 до 24,4 человека на каждую тысячу населения.

В целом по области число умерших в 2,8 раза превысило число родившихся (в городской местности - в 2 раза, на селе - в 4,6 раза).

Превышение смертности над рождаемостью не компенсировано положительным миграционным приростом населения. Активность перемещений населения за 9 месяцев 2003 года осталась на том же уровне, что и за 9 месяцев прошлого года, и составила 25 человек на каждую тысячу жителей. Миграционный прирост за 9 месяцев 2003 года увеличился, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в 2 раза и составил 1038 человек.

В целом демографические и миграционные процессы существенной нагрузки на рынок труда области не оказывали.

1.5 Прогноз спроса и предложения рабочей силы

В 2004-2005 годах в экономике области по основным отраслям промышленности прогнозируется некоторый рост объёмов производства. В агропромышленном секторе предполагаются стабилизирующие процессы. Следует ожидать, что положительные тенденции в экономике области позволят более эффективно использовать имеющийся потенциал рабочей силы, что, в свою очередь, будет способствовать снижению вынужденной неполной занятости на производстве.

Однако прогнозируемые темпы роста производства, а также демографические факторы не повлияют на рост численности занятых в экономике. Ожидается дальнейшее высвобождение кадров на убыточных предприятиях. В целом по области будут продолжать сокращаться трудовые ресурсы и численность занятого населения.

Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы будет по-прежнему проявляться в несоответствии профессионально-квалификационной структуры рынка труда, а также значительной дифференциации городских и сельских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы.

Что касается прогноза потребности в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе, можно выделить несколько тенденций, которые будут отмечаться в предстоящие годы:

повышенный спрос на высококвалифицированные кадры традиционных профессий, способных производить конкурентоспособную продукцию;

значительный рост потребности в кадрах в сфере обслуживания и строительства;

увеличение потребности в специалистах информационных технологий (информатика и вычислительная техника, радиотехника и связь);

растущая потребность в работниках рыночных профессий (менеджеры по продажам, специалисты по рекламе, различные агенты).

Численность граждан, которые выйдут на рынок труда области в 2004-2005 гг., может составлять ежегодно до 97-98 тыс. человек.

За счёт текучести кадров будет возможным ежегодное перераспределение 51-52 тыс. человек. Потребность в работниках на создаваемых новых рабочих местах составит 3,4-3,5 тыс. человек, на замену выбывающих по причинам, предусмотренным трудовым законодательством (выбытие на пенсию, поступление на учёбу с отрывом от производства, призыв в армию и др.) -14-15 тыс. вакансий. Таким образом, спрос на рабочую силу в 2004-2005 гг. может ежегодно составлять в пределах 72 тысяч вакантных единиц.

Прогнозируемые темпы экономического роста в условиях ограниченности инвестиций и сохраняющейся вынужденной неполной занятости не позволят полностью реализовать накопившийся избыток предложения рабочей силы на рынке труда области.

Снижение общей безработицы будет проходить более медленными темпами, чем в 2001-2003 годах. К концу 2005 года численность безработных может составить 25 тысяч человек, снизившись за 2 года на 1-1,5 тысячи человек. Ее уровень среди экономически активного населения снизится до 7,5 процента.

Учитывая низкий уровень оплаты труда, снижающий предложение рабочей силы и провоцирующий граждан к постановке на учёт с целью получения пособия по безработице, с одной стороны, и стабильность по финансовому обслуживанию незанятого населения, - с другой, ожидается дальнейший приток безработных граждан в органы службы занятости. В связи с этим увеличится регистрируемая безработица. Прогнозируется, что к концу 2005 года на учете в органах службы занятости могут состоять 11,5 тысячи безработных (3,2% к экономически активному населению).

Таблица 1

Прогноз трудовых ресурсов и занятости населения Псковской области
на 2004-2005 годы

Показатели

2002 год
(отчет)

2003год (оценка)

Прирост

Прогноз

2004 год

2005 год

Прирост

(тысяч человек)

Численность постоянного населения*

772.5

760.0

-12.5

750.0

740.0

-10

Трудовые ресурсы*

463.5

458.3

-5.2

453.0

447.0

-6

Занято в экономике*,
из них:

336.9

333.4

-3.5

330.5

327.6

-2.9

в материальном производстве, всего

230.7

228.3

-2.4

226.3

224.3

-2

в непроизводственной сфере, всего

106.2

105.1

-1.1

104.2

103.3

-0.9

Безработные** (в среднем за год)

29.5

28.0

-1.5

27.5

26.5

-1.0

Уровень безработицы среди экономически активного населения (%)

8.1

7.8

-0.3

7.6

7.5

-0.1

В том числе зарегистрированные в службе занятости (на конец года)

9.6

9.0

-0.6

11

11.5

0.5

Уровень зарегистрированной безработицы среди экономически активного населения (%)

2.6

2.5

-0.1

3

3.2

0.2

Примечание:

*) данные комитета экономики Администрации Псковской области

**) данные Департамента ФГСЗН по Псковской области

II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА

Трудовая сфера Псковской области по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а, следовательно, и программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы", относятся следующие:

1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, сформировавшаяся в условиях снижения эффективности труда и отсутст вия реальных структурных сдвигов в экономике.

2. Деформация системы трудовых отношений, сдерживание пе рехода к эффективной занятости (недостаток рабочих мест, дающих эко номически оправданную занятость, наличие вынужденной неполной заня тости и занятости в неформальном секторе экономики, высокая текучесть кадров).

3. Недостаточная адаптация системы профессионального образо вания к новым условиям, особенно в части учёта перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров.

4. Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных ка тегорий граждан (женщин, имеющих малолетних детей, молодежи, инва лидов, беженцев, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих на казание). С одной стороны, сохраняется селективный подход при приёме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоро вья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безра ботных, особенно молодёжи, к условиям и оплате труда при том, что ва кансии относятся, как правило, к малооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о ре жиме и охране труда отдельных групп населения.

5. Напряжённость рынка труда сельскохозяйственных районов области, чему способствует отсутствие рабочих мест, финансовых средств для занятия предпринимательством, ограниченность финансовых и транс портных возможностей для трудовой мобильности и др.

6. Сдвиги в трудовых мотивациях ищущих работу, ориентация значительной их части на получение быстрых и лёгких денег, нежелание многих молодых людей обучаться рабочим профессиям, распространение среди безработных заниженной самооценки, с одной стороны, и завышен ных амбиций, с другой.

Изменения, которые происходят в сфере занятости, характеризуются сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Это требует дифференцированного подхода к регулированию занятости и обусловливает поиск наиболее эффективных форм и методов их регулирования.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является создание условий для развития рынка труда и эффективной занятости населения, снижение социальной напряжённости в городах и районах Псковской области, сдерживание безработицы в пределах социально допустимого уровня, предоставление гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, а работодателям - необходимой рабочей силой.

Программа предусматривает решение следующих задач:

усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости с целью максимального удовлетворения спроса предприятий на рабочую силу по требуемым профессиям и уровню квалификации;

совершенствование работы по профилактике безработицы и сокращению длительности безработицы;

повышение конкурентоспособности и трудовой мобильности безработных граждан;

приоритетное содействие трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда;

повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда и государственных гарантиях обеспечения занятости населения;

повышение эффективности активных мер на рынке труда;

развитие системы социального партнёрства и повышение ответственности всех социальных партнёров на рынке труда.

IY. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

Программные мероприятия направлены на решение ключевых проблем областного рынка труда и представлены следующими направлениями:

В области развития рынка труда и создания условий расширения доступа к занятости безработных и незанятых граждан:

определение соотношения спроса и предложения рабочей силы в разрезе профессий на рынке труда города/района с целью корректировки структуры профессионального образования с учетом потребности местного рынка труда;

расширение местных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в городские и районные центры занятости населения;

содействие организациям, предусматривающим высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, в оказании помощи для консультирования перед увольнением и содействие в трудоустройстве высвобождаемых работников, в том числе на общественные работы;

оказание консультационной и методической помощи безработным гражданам (по вопросам регистрации, составления бизнес-планов, менеджмента, бухучёта и законодательства), желающим открыть собственное дело;

развитие информатизации и системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости;

совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;

развитие социального партнерства на всех уровнях, взаимодействие органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов при решении проблем занятости населения;

консолидация финансовых средств (федерального, регионального, местных бюджетов и средств работодателей) для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышения эффективности их использования.

Развитие сельских рынков труда:

поддержка малого предпринимательства и самозанятости населения в агропромышленном секторе;

организация общественных работ в сельской местности для обеспечения постребности районов и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для сельских безработных;

организация профессионального обучения сельских безработных граждан профессиям, специальностям, ориентированным на занятость в агропромышленном секторе, сфере бытового обслуживания, а также в народных промыслах.

В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда:

изучение потребности экономики региона в рабочих кадрах и увязка её с подготовкой рабочих в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

совершенствование работы по профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения;

совершенствование работы по программам социальной адаптации, способствующим социально-трудовой адаптации безработных граждан, как за счет приобретения новых знаний и умений, так и за счет не используемых ранее резервов;

совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда на основе прогнозов развития рынка труда, согласования потребностей личности и работодателей.

Организация профессионального обучения безработных граждан в планируемом периоде будет базироваться на следующих основных принципах:

подход к профессиональному обучению как к интегрированному процессу, включающему не только приобретение знаний, умений и навыков, но и осуществление профориентационной работы и психологической поддержки направленного на обучение безработного гражданина;

преемственность обучения с имеющимися образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;

формирование содержания обучения, адекватного требованиям рынка труда, внедрение эффективных технологий и методик обучения;

оптимизация затрат на услуги по профессиональному обучению;

тесное взаимодействие со всеми социальными партнерами в области профессионального обучения.

Мероприятия по организации профессионального обучения ориентированы на те категории безработных граждан, которые не могут быть обеспечены работой и заработком без предварительного профессионального обучения, при этом около 70% от общей численности обучаемых будет приходиться на категории граждан, нуждающихся в социальной защите. Из общей численности направленных на обучение 67% составят женщины, 59% - молодежь в возрасте 16-29 лет.

В области регулирования трудовой миграции и реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе":

обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы на региональный рынок труда, создание условий для легальной трудовой иммиграции.

Регулирование вопросов привлечения и использования иностранных работников в области будет проводится на основе анализа состояния рынка труда и перспективы его развития. Работа предусматривается во взаимодействии Администрации области, Управления по делам миграции УВД Псковской области, администраций муниципальных образований.

В рамках Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ предполагается отработка механизма на уровне региона, городов и районов органами исполнительной власти совместно с военным комиссариатом, призывными комиссиями и организациями, где будет осуществляться прохождение альтернативной гражданской службы.

Y. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансовое обеспечение Программы

Основной источник финансового обеспечения Программы - средства федерального бюджета, объём которых определяется законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Порядок финансирования мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Департамент ФГСЗН по Псковской области совместно с другими соисполнителями Программы предполагает ежегодно уточнять финансовые затраты на ее реализацию.

Финансовые расходы на социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, материальная помощь, досрочные пенсии, стипендии) будут осуществляться за счёт средств федерального бюджета.

Финансовые средства на активную политику занятости населения предусмотрены как из федерального, так и из областного и местных бюджетов. Кроме того, будут привлекаться средства работодателей.

Из бюджета области и местных бюджетов предполагается софи-нансирование Программы по следующим направлениям: организация общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Планируемые объемы финансирования Программы

Источники финансирования

2004 год

2005 год

тыс. рублей

%

тыс. рублей

%

Финансовые затраты, всего, из них

99561,3

100

126671,0

100

федеральный бюджет

98232,4

98,7

125215,5

98,8

областной бюджет

400

0,4

500

0,4

местный бюджет

928,9

0,9

955,5

0,8

В объёмы финансирования Программы могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, условиями финансирования, нормативно-правовой базы по этим вопросам и наличия средств на федеральном, областном и местном уровнях.

Информатизация органов службы занятости

Развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости будет осуществляться по следующим направлениям:

увеличение производительности аппаратно-технических средств и средств информационного обмена;

внедрение информационных технологий, соответствующих уровню автоматизированных информационных систем;

проработка возможностей перехода на уровень автоматических информационных систем;

сопровождение имеющегося парка программно-технических средств, средств доставки информации, программного обеспечения.

Мероприятия по информатизации органов службы занятости

NN
п/п

Наименование

Сроки

Исполнитель

Затраты
(тыс.рублей)

1.

Внедрение АССЗН "Вариант-АС"

До 31.12.2004

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

500

2.

Замена устаревшего компьютерного парка

До 31.12.2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

12800

3.

Внедрение и сопровождение WEB-сервера службы занятости

До 31.12.2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

1200

4.

Разработка автоматизированной информационной системы Департамента (первый этап)

До 31.12.2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

1000

5.

Сопровождение используемых службой программных продуктов

До 31.12. 2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

300

6.

Техническое сопровождение аппаратных средств

До 31.12.2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

1000

7.

Переход на лицензионное программное обеспечение

До 31.12.2005

Отдел АИС Департамента ФГСЗН

2000

ИТОГО

18800

Внедрение планируемых работ позволит автоматизировать сбор и обработку информации по всем направлениям деятельности органов службы занятости с использованием технологий Internet, повысить эффективность работ по подбору рабочих мест, улучшить работу по начислению пособий по безработице, вести мониторинг формирования и расходования средств, улучшить ведение и контроль выполнения договоров, значительно сократить число поездок с отчетными материалами из городских и районных центров занятости населения.

Финансирование мероприятий по информатизации будет осуществляться из средств федерального бюджета в рамках содержания органов службы занятости по соответствующим статьям бюджетной классификации.

YI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется на областном и местном уровнях.

На областном уровне привлекаются федеральные органы власти (по согласованию), органы исполнительной власти области, общественные организации и объединения.

На местном уровне данная Программа реализуется через городские и районные программы содействия занятости населения, являющиеся составной частью областной Программы.

Между областным заказчиком Программы и органами исполнительной власти городов и районов заключаются Соглашения о намерениях участвовать в софинансировании отдельных мероприятий активной политики занятости населения (организация общественных работ, трудоустройство несовершеннолетних граждан и трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите) за счёт привлечения средств местных бюджетов.

Основная роль в выполнении мероприятий Программы принадлежит системе территориальных органов службы занятости населения, представленной Департаментом ФГСЗН и центрами занятости населения городов и районов области. Через них будет осуществляться основной объем работ по трудоустройству, проведению активных форм содействия занятости, выплатам денежных пособий по безработице и т.д.

Основные исполнители Программы - органы службы занятости Псковской области руководствуются при выполнении мероприятий Программы Порядком размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, направленных на реализацию мероприятий по содействию занятости населения, утвержденным приказом Минтруда России от 11 апреля 2001 года N 63.

Кроме того, финансирование мероприятий Программы по содействию занятости населения и социальной поддержки безработных граждан осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным приказом Минтруда России от 25 марта 2002 года N 57 и Минфина России от 25 марта 2002 года N 21 н.

VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация области, областное Собрание депутатов.

Исполнители Программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.

В Программе установлен перечень контрольных показателей, соответствующий показателям, содержащимся в ведомственных, статистических отчетах, представляемых городскими/районными центрами занятости в Департамент ФГСЗН. Анализ показателей позволяет проследить зависимость между целями, задачами и конечными результатами Программы, затратами на ее реализацию, а также вырабатывать соответствующие управленческие решения.

Департамент ФГСЗН по Псковской области осуществляет текущую координацию деятельности всех участников Программы, готовит и представляет не реже одного раза в квартал на обсуждение координационного Комитета содействия занятости населения при Администрации области:

предложения по контрольным показателям Программы, исполнителям, срокам мероприятий;

предложения по финансированию программных мероприятий из средств федерального, областного и местных бюджетов;

итоги хода реализации Программы за соответствующий отчетный период.

YIII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы в 2004-2005 годах позволит создать условия для эффективного регулирования ситуации на рынке труда области, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, снижения социальной напряжённости в обществе посредством целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы.

В 2004-2005 гг. предполагается:

Оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе более 25 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 12,6 тыс. человек.

Обеспечить формирование банка вакансий службы занятости населения за счёт поступления сведений от работодателей о свободных рабочих местах - около 54 тыс. вакансий, в т.ч. в 2004 году - 26,9 тыс. вакансий.

Расширить возможности трудоустройства за счёт организации 101 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2004 г. - 48.

Обеспечить трудоустройство на общественные работы более трех тыс. человек, в том числе в 2004 году - 2,0 тыс. человек.

Организовать временное трудоустройство более четырех тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в т.ч. в 2004 году - 2,5 тыс. человек.

Обеспечить профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства не менее 2,4 тыс. человек безработных граждан, в т.ч. в 2004 году - 1,2 тыс. человек.

Провести работу по профессиональной ориентации с 42 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - с 18,4 тыс. человек.

Оказать содействие временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, - около 1 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 0,6 тыс. человек.

Обеспечить социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, досрочной пенсии, стипендии в период прохождения профессионального обучения) - более 24 тыс. человек, в т.ч. в 2004 году - около 12 тыс. человек.

IX. Мероприятия по реализации программы "Содействие занятости населения
Псковской области на 2004-2005 годы"

Мероприятия

Исполнители

Источники финансирования

Объемы финансирования
(тыс. рублей)

Ожидаемые результаты

2004

А

1

2

3

4

5

6

Развитие рынка труда и создание условий расширения доступа к занятости безработных и незанятых граждан

1. Принятие постановлений (распоряжений) администраций городов и районов: о квотировании рабочих мест на предприятиях для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите; о проведении общественных работ на территории района/города

2004-2005 годы

Органы местного самоуправления

-

-

-

Защита прав и интересов особо нуждающихся в социальной защите категорий граждан. Расширение возможностей для трудоустройства незанятого населения

2. Трудоустройство всего, в том числе в счет квот

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

25180 чел. (2004 г. - 12580 чел.)

квоты - 248чел. (2004 г. - 124 чел.)

3. Организация общественных работ

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центы занятости населения, органы местного самоуправления

Федеральный

Областной

Местный

1677,4

100

59,9

2495,5

200

65,7

3179 чел. (2004 г. - 1997 чел.)

4. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

229,9

562,9

101 ярм. (2004 г. - 48 ярм.)

5. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения, органы местного самоуправления

Федеральный

Областной

Местный

1573,9

300

854,5

2390

300

874,0

4390 чел. (2004 г. - 2498 чел.)

6. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, беженцев и др.)

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

Областной

Местный

1402,8

-

14,5

1844,5

-

15,8

983 чел. (2004 г. - 557 чел.)

7. Оказание содействия самозанятости населения

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

200,5

217,5

96 чел. (2004 г. - 48 чел.)

8. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

34,7

617,4

812 чел. (2004 г. - 370 чел.)

9. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

234,5

375,7

Информирование органов власти, населения о ситуации на рынке труда, выявление ключевых проблем в сфере труда и занятости

10. Издание справочно-информационного вестника "Человек и занятость"

2004-2005 годы 2 раза в месяц

Департамент ФГСЗН

Федеральный

В рамках содержания службы занятости по соответствующей статье бюджетной классификации

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

Социальная поддержка безработных граждан

11. Выплата пособий по безработице

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

85987,6

107004,6

2004 г. - 9296 чел.

2005 г. - 9765 чел.

12. Материальная помощь

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

30

32,5

20 чел. (2004 г. - 9 чел.)

13. Досрочные пенсии (с учетом переходящего контингента)

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

1051,1

2526,5

186 чел. (2004 г. - 67 чел.)

14. Выплата стипендий безработным гражданам в период их профессионального обучения (с учетом переходящего контингента)

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

2010

2603,6

2400 чел. (2004 г. - 1200 чел.)

Развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда

15. Оказание профориентационных услуг безработным гражданам и незанятому населению, в том числе высвобождаемым, молодежи, инвалидам, военнослужащим, подлежащим увольнению и уволенным с военной службы, и членам их семей

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН по Псковской области, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

200

248,2

41748 чел. (2004 г. - 18448 чел.)

16. Профессиональная подготовка безработных граждан, нуждающихся в получении новых профессий, переподготовке, повышении квалификации

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

Федеральный

3600

4296,6

2400 чел. (2004 г. - 1200 чел.)

17. Согласование объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в учебных заведениях профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, государственное управление образования и науки Псковской области

-

-

Обеспечение экономики области требуемыми рабочими кадрами и специалистами

18. Формирование банка учебных планов и программ, учебных технологий по профессиональному обучению безработных, материалов по социально-профессиональной адаптации и психологической поддержке граждан

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

-

-

Развитие научно-методического обеспечения профессионального обучения безработных граждан

19. Разработка и апробация модульной технологии обучения взрослого незанятого населения по профессиям, востребованным на рынке труда

2004 г.

Государственное управление образования и науки Псковской области

Международный проект "Непрерывное профессиона-
льное образование"

Предусмот-
ренные по проекту

-

Обеспечение вариативности обучения и углубления знаний обучаемых по конкретным трудовым навыкам

20. Введение в учебные планы учреждений начального профессионального образования курса "Технология поиска работы"

2004 г.

Государственное управление образования и науки Псковской области

-

-

Улучшение адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда

Регулирование трудовой миграции.
Реализация Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"

21. Формирование и сопровождение областного и федерального банка вакансий

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

-

-

Содействие трудовой мобильности рабочей силы.
53917 вакансий (2004 г. - 26017 вак.)

22. Регулирование внешней трудовой миграции, в том числе:

участие Департамента ФГСЗН в работе Межведомственной комиссии по подготовке предложений по определению квоты для трудоустройства иностранных граждан на территории области;

работа по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

-

-

Содействие внешней трудовой миграции

23. Содействие в реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" по направлениям:

формирование банка вакантных рабочих мест в организациях, подведомственных органам исполнительной власти Псковской области;

участие представителей службы занятости в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы

2004-2005 годы

Департамент ФГСЗН, городские и районные центры занятости населения

-

-

Содействие в реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"

Всего, в т.ч.

99561,3

126671,0

Федеральный

98232,4

125215,5

Областной

400,0

500,0

Местный

928,9

955,5

Текст документа сверен по:

официальная рассылка

Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

Название документа: Об утверждении областной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

Номер документа: 723

Вид документа: Постановление Псковского областного Собрания депутатов

Принявший орган: Псковское областное Собрание депутатов

Статус: Действующий

Дата принятия: 29 апреля 2004

Дата начала действия: 29 апреля 2004