ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2004 года N 723

Об утверждении областной целевой программы
"Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"



В соответствии с Законом Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области занятости населения областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы".

2. Для обеспечения реализации Программы в 2004 году Администрации области в установленном порядке подготовить и внести на рассмотрение областного Собрания депутатов проект   закона о внесении изменений в   Закон Псковской области "Об областном бюджете на 2004 год", предусматривающий источники и порядок финансирования Программы в 2004 году.

3. Объемы финансирования программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы" на 2005 год предусмотреть при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

Председатель областного

Собрания депутатов                                                                                      Ю.А. Шматов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 29.04.2004 года N 723

     
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004-2005 ГОДЫ"

     
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Областная целевая программа "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (статьи 14 и 22) от 19.04.1991 N 1032-1 (в редакции от 10.01.2003); распоряжение Администрации Псковской области от 22.08.2003   N 528-p "О  разработке  областной  целевой  программы  "Содействие  занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы"

ОБЛАСТНОЙ ЗАКАЗЧИК

Администрация Псковской области

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

Департамент ФГСЗН по Псковской области при содействии комитета экономического развития и промышленной политики, Государственного управления труда Псковской области, Управления социальной защиты населения Псковской области, Государственного управления образования и науки Псковской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание условий для трудоустройства граждан, ищущих работу, обеспечение работодателей необходимой рабочей силой, снижение напряжённости на рынке труда, оказание поддержки особо нуждающимся категориям безработных граждан, сохранение мотивации к трудовой деятельности лиц, длительное время находящихся без работы;

усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости с целью максимального удовлетворения спроса предприятий на рабочую силу по требуемым профессиям и уровню квалификации;

совершенствование работы по профилактике безработицы и сокращению длительности безработицы;

повышение конкурентоспособности и трудовой мобильности безработных граждан;

приоритетное содействие трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда;

повышение уровня информированности населения о состоянии рынка труда и государственных гарантиях обеспечения занятости населения;

повышение эффективности активных мер на рынке труда;

развитие системы социального партнёрства и повышение ответственности всех социальных партнёров на рынке труда

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

В течение 2004-2005 годов

ОБЪЁМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Планируемые затраты и источники финансирования (тыс. рублей)

                                                                      2004 г.            2005 г.

Финансовые затраты в сумме,

из них:                                                          99561,3          126671,0

федеральный бюджет                                    98232,4          125215,5

областной бюджет                                          400                   500

местный бюджет                                            928,9                955,5

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы в течение 2004-2005 годов позволит:

Оказать содействие в трудоустройстве на постоянной и временной основе более 25 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 12,6 тыс. человек.

Обеспечить формирование банка вакансий службы занятости населения за счёт поступления сведений от работодателей о свободных рабочих местах - около 54 тыс. вакансий, в т.ч. в 2004 году - 26,9 тыс. вакансий.

Расширить возможности трудоустройства за счёт организации 101 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в том числе в 2004 г. - 48.

Обеспечить трудоустройство на общественные работы более трех тыс. человек, в том числе в 2004 году - 2,0 тыс. человек.

Организовать временное трудоустройство более четырех тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в т.ч. в 2004 году - 2,5 тыс. человек.

Организовать профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства не менее 2,4 тыс. человек безработных и незанятых граждан, в т.ч. в 2004 году - 1,2 тыс. человек.

Оказать профориентационные услуги около 42 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 18,4 тыс. человек.

Организовать временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите около 1 тыс. человек, в т.ч. в 2004 г. - 0,6 тыс. человек.

Обеспечить социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, досрочных пенсий, стипендии в период прохождения профессионального обучения и др.) - более 21 тыс. человек, в т.ч. в 2004 году - 10,7 тыс. человек.

КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ

Администрация Псковской области

Областное Собрание депутатов



ВВЕДЕНИЕ


Ситуация на рынке труда Псковской области за последние годы складывалась под влиянием положительной динамики основных экономических показателей. В результате на предприятиях и организациях произошло уменьшение масштабов неполной занятости, наблюдается увеличение спроса на рабочие кадры, уменьшается безработица. Однако спад промышленного и сельскохозяйственного производства прошлых лет, а также демографические факторы являются причиной продолжающегося сокращения занятого населения, а недостаток рабочих мест с достойной заработной платой стимулирует развитие неучтенной занятости.

Общая численность безработных составила к концу 2003 года 28,2 тыс. человек против 29,5 тыс. в 2002 году. Уровень безработицы среди экономически активного населения снизился с 8,2 процента до 7,8 процента.

Численность официальных безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на конец декабря 2003 года 9 тысяч человек, или 2,5 процента, к экономически активному населению.

Предложение рабочей силы по-прежнему превышает спрос. На одну вакансию, заявленную в органы службы занятости, в среднем претендуют около трех незанятых гражданин. Отмечается несбалансированность спроса и предложения рабочей силы в профессиональном разрезе. Как результат - в течение последних лет приток граждан, ищущих работу и обращающихся за помощью в органы службы занятости, не снижается.

Особенно напряженным остается, по сравнению с промышленными городами, рынок труда в сельской местности - каждый третий безработный, регистрируемый в органах службы занятости, является сельским жителем.

Трудоустройство особо нуждающихся в социальной защите граждан представляет большие сложности, поэтому в составе безработных, зарегистрированных в службе занятости, остается высокой доля женщин - 66 процентов, молодежи - 24 процента, инвалидов - 9 процентов.

Изменения, которые происходят в сфере занятости, характеризуются сложностью, неоднозначностью и противоречивостью. Это требует дифференцированного подхода к регулированию занятости и обусловливает поиск наиболее эффективных форм и методов их регулирования.

Служба занятости обеспечивает регулирование рынка труда за счет услуг и мероприятий, предоставляемых непосредственно незанятым и безработным гражданам. За 2003 год в соответствии с областной целевой программой "Содействие занятости населения" (2001-2003 гг.) было трудоустроено 14,7 тыс. человек, направлено на общественные работы около двух тысяч человек, предоставлена возможность повышения квалификации или получения новой профессии, востребованной на рынке труда, 1,6 тыс. безработным гражданам, оказано различных консультационных услуг 50 тысячам граждан, в том числе профориентационные услуги получили 29,8 тысячи. Многим безработным гражданам была оказана психологическая помощь.

Основанием для разработки новой областной целевой программы "Содействие занятости населения на 2004-2005 годы" (далее - Программа) являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991г. (ред. от 10.01.2003) и распоряжение Главы Администрации Псковской области "О разработке областной целевой программы "Содействие занятости населения Псковской области на 2004-2005 годы".

Система программных мер направлена на решение ключевых проблем рынка труда, учитывает Концепцию действий на рынке труда Российской Федерации на 2003-2005 годы, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации, и представлена следующими направлениями: создание условий расширения доступа к занятости безработных и незанятых граждан, содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, развитие качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда, регулирование трудовой миграции, социальная поддержка безработных граждан.

В соответствии с Законом о занятости населения в Российской Федерации финансирование мероприятий по содействию занятости населения, начиная с 2001 года, осуществляется из бюджетов всех уровней.

Финансовые расходы на социальную поддержку безработных граждан (выплата пособия по безработице, стипендии, материальная помощь и досрочные пенсии) отнесены в Программе на федеральный бюджет.

Средства на мероприятия активной политики занятости (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, организация общественных работ, содействие самозанятости, реализация программ социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, содействие временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, профессиональное обучение, профориентационные услуги) предусматриваются как из федерального, так и из областного и местных бюджетов. Финансирование Программы из местных и областного бюджетов будет осуществляться по таким мероприятиям, как организация общественных работ, временное трудоустройство подростков в возрасте 14-18 лет и трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Реализация мероприятий данной Программы позволит положительно влиять на рациональное использование трудовых ресурсов, снять напряженность на рынке труда, уменьшить объемы безработицы и поддержать занятость населения.

I. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА


После трудных 10 лет экономической реструктуризации в Псковской области, начиная с 1999 года, наблюдается экономический рост. В экономике отмечаются определенные положительные результаты: рост промышленного производства составил в 2002-2003 годах соответственно 6 и 4 процентов. Увеличилось с начала 2003 года на 5 процентов общее количество хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций. Из учтенных предприятий действует не более 60 процентов. Основная часть предприятий (69%) относится к частной форме собственности.

В то же время низкая инвестиционная активность, отсутствие значительных изменений в сельском хозяйстве и неблагоприятное финансовое положение многих предприятий продолжают оказывать негативное влияние на рынок труда области.

1.1. Изменения в сфере занятости


Численность экономически активных граждан уменьшилась с декабря 2002 по декабрь 2003 года на 2 тысячи человек, при этом число занятых в экономике области снизилось с 335 тысяч до 333.

По сравнению с 2002 годом наибольшее сокращение численности работающих отмечалось в науке и научном обслуживании (на 25,7%), операциях с недвижимым имуществом (на 10%) и сельском хозяйстве (на 4,6%). В то же время увеличение численности работников происходило за этот период в структурах общей коммерческой деятельности (на 24,4%), общественных объединениях (17,3%) и информационно-вычислительном обслуживании (9,3%).

Доля убыточных предприятий и организаций по состоянию на 01.01.2004 составила по области 45,2 процента. Как результат - продолжалось высвобождение персонала на предприятиях. За 2003 год было сокращено на крупных и средних предприятиях 2,3 тыс. человек, в 2002 году - 2,9 тыс.человек.

Движение рабочей силы на крупных и средних предприятиях характеризовалось превышением числа выбывших работников над числом принятых. Принято за 2002-2003 годы 124 тысячи человек, выбыло по различным причинам на 5,6 процента больше -131 тыс. человек.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости на рынке труда остается неполная занятость на производстве. Однако за последние годы отмечается существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. Численность работников предприятий (за исключением малого предпринимательства), работавших в течение года в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2003 году составила 11,3 тысячи человек, сократившись, по сравнению с 2002 годом, на 36 процентов.

Данные обследований рынка труда свидетельствуют о значительных масштабах вторичной и неучтенной занятости: в 2002 году в неформальный сектор занятости в той или иной степени было вовлечено 18 процентов (60,8 тыс. человек) общей численности занятого населения, в 2002 - 16 процентов (52,8 тыс. человек), в мае 2003 года - 19 процентов.

Продолжают ухудшаться условия труда. В обследованных отраслях экономики в 2002 году 8,9 тысячи человек, или 11,9 процента списочной численности обследованных работников, были заняты в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (на начало 2001 года - 11,2 %), тяжёлым физическим трудом - 2,7 тысячи работников (3,6%), что в 2,7 раза больше, чем на начало 2001 года.

По сравнению с началом 2001 года доля занятых тяжёлым физическим трудом выросла по области в 2,7 раза.

1.2 Уровень жизни населения


Перемещение рабочей силы на рынке труда во многом зависело от условий труда и оплаты. Реально располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2002 году на 14, в 2003 году - на 15 процентов. Среднемесячная начисленная заработная плата работников области за 2003 год составила 3822 рубля и обеспечила 2 размера прожиточного ми нимума трудоспособного населения.

По-прежнему отмечается значительная дифференциация по заработной плате в отраслевом разрезе. Так, самые высокие заработки имели в 2003 года работники материально-технического снабжения и сбыта (9,4 тыс.руб.), финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (8,8 тыс. руб.), а самые низкие - работники сельского хозяйства (1,6 тыс.руб.). Наряду с ними низкая заработная плата оставалась в культуре и искусстве, а также в образовании (2,2 тыс.руб. и 2,5 тыс.руб.). В сельском хозяйстве заработная плата одного работника составляла 41 процент от уровня средней заработной платы по области, в культуре и искусстве - 59 процентов.

Остается актуальной проблема неплатежей. Общая сумма задолженности по заработной плате составляет в среднем по области 1,7 месячного фонда заработной платы. Эта сумма не выплачена 19,6 тысячи работающих, что на 39% меньше, чем на начало января 2003 года, и в среднем на 1 работника составляет 4144 руб.

1.3 Безработица


В условиях экономического роста в области наблюдается тенденция снижения уровня безработицы. К 2003 году общая численность безработных сократилась, по сравнению со своим максимальным значением, которое в 1998 году составляло 58,4 тыс. человек (16% от экономически активного населения), почти в два раза. Уровень безработицы снизился почти до 8 процентов.

Из общего числа безработных численность официальных безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на конец 2003 года 9 тысяч человек, или 2,5 процента к экономически активному населению.

В связи с подъемом производства в области наблюдается рост спроса на рабочие кадры. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) снизился до трех в 2003 году. Потребность складывается в основном за счет спроса предприятий на замену выбывающих по причине текучести кадров, а также высвобожденных по причинам, предусмотренным законом.

Оживление экономических процессов и связанное с этим увеличение спроса на рабочую силу повлияло на снижение средней продолжительности общей и регистрируемой безработицы. На конец 2003 года она составила соответственно 8,3 и 5,3 месяца.

Отмечается изменение состава безработных граждан в сторону увеличения доли сельских жителей, инвалидов и беженцев. Как результат - среди социальных групп безработных граждан растет продолжительность регистрируемой безработицы. Если в 2002 году у инвалидов средний период поиска работы составлял 6 месяцев, то к концу 2003 года увеличился до 6,4 месяца.

В составе безработных, зарегистрированных в службе занятости, остается высокой доля женщин (66%), инвалидов (9%) и молодежи 16-29 лет (24%).

Отмечается рост безработицы в сельской местности. За последние 2 года доля безработных, проживающих в селе, возросла с 32,8 до 35 процентов. Основной причиной сельской безработицы по-прежнему является отсутствие необходимого числа рабочих мест, непривлекательность сельскохозяйственного труда как по условиям, так и по его оплате, особенно для молодёжи, составляющей треть от общей численности зарегистрированных безработных, проживающих на селе.

Сохраняется дифференциация районов области по уровню регистрируемой безработицы. По состоянию на 01.12.2004 при среднем по области уровне безработицы 2 процента данный показатель варьировал от 0,4 процента (Островский район) до 4,1 процента (Пушкиногорский район).

1.4 Демографические и миграционные процессы


Демографическая ситуация в области продолжает оставаться неблагоприятной. С учётом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, численность постоянного населения области уменьшилась с начала года на 10,8 тыс. человек (на 1,4%) и составила на 1 января 2004 года 747,4 тыс. человек. Рождаемость за 2003 год выросла, по сравнению с прошлым годом, на 5 процентов и составила 8,8 человека на каждую тысячу населения. Смертность увеличилась с 23,6 до 24,4 человека на каждую тысячу населения.

В целом по области число умерших в 2,8 раза превысило число родившихся (в городской местности - в 2 раза, на селе - в 4,6 раза).

Превышение смертности над рождаемостью не компенсировано положительным миграционным приростом населения. Активность перемещений населения за 9 месяцев 2003 года осталась на том же уровне, что и за 9 месяцев прошлого года, и составила 25 человек на каждую тысячу жителей. Миграционный прирост за 9 месяцев 2003 года увеличился, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в 2 раза и составил 1038 человек.

В целом демографические и миграционные процессы существенной нагрузки на рынок труда области не оказывали.

1.5 Прогноз спроса и предложения рабочей силы


В 2004-2005 годах в экономике области по основным отраслям промышленности прогнозируется некоторый рост объёмов производства. В агропромышленном секторе предполагаются стабилизирующие процессы. Следует ожидать, что положительные тенденции в экономике области позволят более эффективно использовать имеющийся потенциал рабочей силы, что, в свою очередь, будет способствовать снижению вынужденной неполной занятости на производстве.

Однако прогнозируемые темпы роста производства, а также демографические факторы не повлияют на рост численности занятых в экономике. Ожидается дальнейшее высвобождение кадров на убыточных предприятиях. В целом по области будут продолжать сокращаться трудовые ресурсы и численность занятого населения.

Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы будет по-прежнему проявляться в несоответствии профессионально-квалификационной структуры рынка труда, а также значительной дифференциации городских и сельских рынков труда по условиям обеспечения занятости и уровню безработицы.

Что касается прогноза потребности в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе, можно выделить несколько тенденций, которые будут отмечаться в предстоящие годы:

повышенный спрос на высококвалифицированные кадры традиционных профессий, способных производить конкурентоспособную продукцию;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»