ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2003 года N 572

Об утверждении областной целевой программы "Развитие досуговых центров
в сельских населенных пунктах Псковской области в 2003-2005 годах"

В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие досуговых центров в сельских населенных пунктах Псковской области в 2003-2005 годах".

2. Объем финансирования Программы на 2004-2005 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять аналогичные программы.

Председатель областного
Собрания депутатов                                                                 Ю.А. Шматов


УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
 Собрания депутатов
от 20.11.2003 N 572


Областная целевая программа
"Развитие досуговых центров в сельских населенных пунктах
Псковской области в 2003-2005 годах"



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
Программы

  

Областная целевая программа

“Развитие досуговых центров в сельских населенных пунктах Псковской области в 2003-2005 годах”

Основание для разработки Программы

  

Распоряжение Администрации области от 11.09.2002 N 495-р “О разработке областной целевой программы “Развитие досуговых центров в сельских населенных пунктах Псковской области в 2003-2005 годах”

Областной заказчик

  

Государственный комитет по культуре Псковской области

Основные разработчики и исполнители Программы

  

Государственный комитет по культуре, областной центр народного творчества, областная научная библиотека

Цели и задачи
Программы

  

Адаптация учреждений культуры села к новым условиям, реструктуризация сети и модернизация деятельности;

создание интегрированных социокультурных учреждений;

включение в единое информационное пространство культуры области сельских учреждений культуры;

расширение предложений в сфере профессионального искусства;

обеспечение условий для поиска и развития одаренных детей села;

обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами

Сроки и этапы реализации Программы

  

2003-2005 годы

Перечень основных
мероприятий Программы

  

Нормативно-правовое обеспечение;

научно-методическое и организационное обеспечение модернизации деятельности учреждений культуры на селе;

обеспечение доступа жителям села к художественным ценностям;

кадровое обеспечение;

материально-техническое обеспечение

Объемы и источники финансирования Программы

  

За период реализации Программы в 2003-2005 годах:

всего - 22294,5 тыс. рублей,

в том числе

областной бюджет - 20429,5 тыс. рублей,

в т.ч

2003г.

2004г. - 12010,5 тыс. рублей

2005г. - 8419 тыс. рублей

местные бюджеты - 1500 тыс. рублей

внебюджетные средства - 365 тыс. рублей

Система организации и контроля за исполнением Программы

  

Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Псковской области, Псковским областным Собранием депутатов



Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами


Перестройка экономической, социально-политической и духовной жизни общества определяет коренные изменения и в российской деревне.

В нынешних условиях сельский клуб и сельская библиотека остались для жителей села практически единственным потенциальным местом коллективного общения, информационным полем, центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы.

Учитывая, что сельский клуб оказался в наиболее сложном положении, в 1999 году была утверждена областным Собранием депутатов Программа поддержки сельского клуба в Псковской области. Однако из-за крайне сложной финансовой ситуации в области эта программа практически не финансировалась.

Тем не менее за счет внутренних резервов в области создаются новые типы культурно-досуговых учреждений. Открыты областной Дом ремесел, дома и комнаты ремесел в Порховском, Новосокольническом, Великолукском, Псковском, Островском, Усвятском, Куньинском, Себежском и других районах. Специальным распоряжением Администрации области на основании соответствующего положения присваиваются звания “Мастер народного творчества Псковской области” и “Мастер современного декоративно-прикладного искусства Псковской области”. В 1999 году учреждена Гильдия народных мастеров Псковской области, совместно с Санкт-Петербургской консерваторией создана фольклорно-этнографическая комиссия.

С 1998 года ежегодно проводятся областные конкурсы среди районных и сельских учреждений культуры на звания: “Библиотека года”, “Клуб года”, “Директор года”. С сентября 1999 года начато проведение цикла выездных семинаров-практикумов для руководителей и специалистов сельских культурно-досуговых учреждений по теме: “Сельский клуб - состояние, проблемы, возможности”. Более трех лет работает творческая лаборатория сельских библиотекарей “Система деятельности сельских библиотек по сохранению традиций и внедрению инноваций”. Становится традицией проведение ежегодных научно-методических межведомственных конференций “Культура села: ситуация, проблемы, поиски и решения”. Создан Совет директоров культурно-досуговых учреждений области. В сентябре 2002 года в областной библиотеке прошел форум сельских библиотекарей Северо-Запада. На одном из заседаний коллегии комитета по культуре в этом году был рассмотрен вопрос “Культура села - главный ресурс развития культуры Псковщины”.

В области ведется работа по реструктуризации сети сельских учреждений культуры. Анализируется целесообразность ее размещения, варианты реорганизации существующих и создание новых типов учреждений культуры. С 90-х годов на базе традиционных культурно-досуговых создаются инновационные учреждения: “клуб-библиотека”, “клуб-музей”, центры культуры и досуга, социально-культурные комплексы.

В Порховском районе создан Славковский социально-культурный комплекс, это позволило более эффективно использовать материальную базу и кадровый потенциал учреждений культуры. В 1991 году при Ущицком доме культуры Куньинского района было создано малое предприятие социальной помощи “Помощник”, которое помимо организации досуга и отдыха предоставляет социально-бытовые услуги населению. В Покровской волости Красногородского района ведется работа по реализации инновационного проекта “Социокультурный центр как благоприятная среда развития индивидуальности сельского ребенка”.

Информационно-ресурсным центром комитета по культуре и отделом культуры администрации Пушкиногорского района разработан проект “Сельский культурно-образовательный и деловой центр”, как учреждение культуры, интегрированное не только в культурную, образовательную, ценностно-ориентационную, но и в хозяйственную деятельность сельского поселения.

Реальным вкладом в решение серьезного противоречия между большой социально-важной функцией, возложенной на сельского клубного и библиотечного работника, и реальным уровнем его образованности стало открытие в Пскове филиала Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; в стадии юридического оформления вопрос открытия Псковского филиала Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Взаимодействие комитета по культуре и администраций городов и районов области в решении вопросов сельской культуры осуществляется на основе соглашений. В районах ведется работа по согласованию и утверждению положений о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, о клубном формировании культурно-досугового учреждения.

Сегодня практически в каждом районе есть утвержденные на уровне районных администраций программы развития культуры до 2005 года. В этих программах отражены узловые вопросы сельской культуры, ее материально-техническое обеспечение, работа с кадрами, содержание работы.

Вместе с тем социальная ситуация на селе подошла к пороговым значениям терпимости и является тормозом его развития. Одним из самых уязвимых мест в деятельности сельских учреждений культуры является материально-техническая база. В основном учреждения размещены в приспособленных помещениях. Во многих из них с момента эксплуатации ни разу не проводился капитальный ремонт. Более 70 процентов учреждений на селе находятся в ветхом, а часть в аварийном состоянии.

Предельно истощенная материально-техническая база не позволяет обеспечить качественный уровень работы. Не функционирует система обслуживания жителей отдаленных сел передвижными средствами культуры. Практически прекращено финансирование культурно-воспитательной работы. Не коснулся сельских учреждений культуры процесс информатизации.

За последние десять лет произошло сокращение сети библиотек на 9 процентов и клубов на 30 процентов. Значительно отставание сельских библиотек области по сравнению с другими регионами в формировании информационных ресурсов. Сохраняется тенденция уменьшения книжного фонда: в 2001 году он сократился более чем на 30 тыс. экземпляров, большинство сельских библиотек получают в течение года по 1-2 новые книги, практически не поступает на село детская литература.

Позиции кинопроката на селе упали до нулевой отметки. Вся сельская киносеть, ранее находившаяся на частичном бюджетном финансировании, стала экономически нерентабельна: из-за высоких цен на прокатные лицензии и кинопленку новые фильмы, главным образом отечественные, на село практически не поступают; разрушена система технического обслуживания киноустановок и т.д. Программа улучшения кинообслуживания жителей Псковской области на 1999-2003 годы, утвержденная областным Собранием депутатов, не финансируется.

За последние годы резко снизился уровень культурного обслуживания сельского населения со стороны профессиональных художественных коллективов, гастроли на селе стали “достоянием прошлого”.

С серьезными проблемами сопряжена сегодня работа по развитию творческих способностей одаренных детей села: только 12 районных детских музыкальных школ и школ искусств сохранили филиалы в сельской местности, многие из которых располагаются в приспособленных помещениях, испытывая большие трудности с кадрами, музыкальными инструментами. Вместе с тем, более половины учащихся колледжа культуры и искусства и 11 процентов учащихся музыкального училища являются уроженцами сел и деревень Псковской области.

Современная социально-экономическая ситуация не позволяет одновременно и в полном объеме решить сложный комплекс проблем, накопившихся в культурно-досуговой сфере села. Поэтому программа нацелена на отработку инновационных моделей культурно-досуговых учреждений на селе, что позволит в дальнейшем развивать инфраструктуру социокультурной жизни села, использовать саму культуру села как фактор и главный ресурс развития культуры региона в целом.

Цели и задачи Программы


Областная целевая программа “Развитие досуговых центров в сельских населенных пунктах Псковской области в 2003-2005 годах” ставит целью комплексный подход к решению проблем сохранения и развития культуры села, и в первую очередь Программа нацелена на отработку инновационных моделей культурно-досуговых учреждений на селе. В связи с этим в Программу включена лишь часть районов области, где накоплен определенный опыт модернизации деятельности учреждений культуры, определены возможные экспериментальные площадки, среди них Бежаницкий, Великолукский, Гдовский, Дедовичский, Куньинский, Новоржевский, Новосокольнический, Опочецкий, Островский, Порховский, Псковский, Палкинский, Плюсский, Себежский и Усвятский районы. (Далее по Программе в разделе “Исполнители” именуются органы местного самоуправления).

Программа предусматривает решение следующих задач:

адаптация учреждений культуры села к новым условиям. Реструктуризация сети и модернизация деятельности;

создание интегрированных социокультурных учреждений, вариативных моделей сельских учреждений, развитие мобильных форм культурно-информационного обслуживания села;

включение в единое информационное пространство культуры области сельских учреждений культуры;

расширение предложений в сфере профессионального искусства, создание возможностей общения с ним населения районов области;

обеспечение условий для поиска и развития одаренных детей села;

обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами, стимулирование творческой активности работников социокультурной сферы, адресная поддержка и адаптация работников социокультурной сферы к новым социальным процессам в современном обществе.

Сроки реализации Программы


2003-2005 годы.


Основные мероприятия


Предполагается осуществить разработку и утверждение комитетом по культуре и главами районных администраций нормативно-правовой базы учреждений клубного типа: положений о муниципальном учреждении культуры клубного типа, о клубном формировании клубного досугового учреждения, об экспериментальной площадке комитета по культуре.

Предусматривается осуществление научно-методического и организационного обеспечения модернизации деятельности учреждений культуры на селе. С этой целью будет проведена паспортизация сельских учреждений культуры, общественных формирований социокультурной направленности, определены экспериментальные площадки, разработаны вариативные модели сельских учреждений культуры. Через систему проектно-аналитических семинаров будет осуществляться внедрение инновационных моделей, их мониторинг.

Планируется проведение цикла семинаров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников культуры села, их участие в научно-практических региональных и российских конференциях. Будет организована работа творческой лаборатории для руководителей экспериментальных площадок.

В целях повышения эффективности работы по модернизации деятельности учреждений культуры села предполагается создать Межведомственный совет, подготовить и издать информационные сборники “Культура села. Политика модернизации”.

Проведение предусмотренных мероприятий позволит обеспечить доступ жителей села к художественным ценностям.

Ресурсное обеспечение Программы


На реализацию Программы в 2003-2005 годах предусматриваются объемы финансирования:

областной бюджет - 20429,5 тыс. рублей,

местные бюджеты - 1500 тыс. рублей,

внебюджетные средства - 365 тыс. рублей

Годы

План
финансирования

В том числе
(в тыс.рублей)

Областной бюджет

Местный бюджет

Внебюджетные средства

2003

40

-

20

20

2004

12638,5

12010,5

533

95

2005

9616

8419

947

250

Итого

22294,5

20429,5

1500

365

В т.ч.
кап.вложения

19477

17612

1500

365

2003

40

-

20

20

2004

11060

10432

533

95

2005

8377

7180

947

250



Механизм реализации Программы


Областным заказчиком Программы является Государственный комитет по культуре Псковской области, который осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий. В реализации Программы участвуют областные учреждения культуры, органы местного самоуправления включенных в Программу районов, в соответствии с перечнем мероприятий Программы. Финансирование осуществляется через заказчика Программы, который распределяет выделенные на Программу средства после утверждения областного бюджета на текущий год и перечисляет их на основе контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд всем исполнителям программных мероприятий.

На реализацию Программы также выделяются внебюджетные средства органов местного самоуправления (средства полученные за счет платных услуг учреждений культуры районов).

При формировании областного бюджета на следующий год согласовываются объемы финансирования Программы из местных бюджетов.

Контроль за исполнением Программы


Контроль за исполнением Программы осуществляется Администрацией Псковской области и областным Собранием депутатов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»