ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2003 года N 589

Об утверждении областной целевой программы "Семейная и
демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы"

В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы".

2. Объем финансирования Программы на 2004-2007 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы по семейной и демографической политике.

4. Комитету по труду и социальной политике областного Собрания депутатов подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и принятия федеральной целевой  программы "Семейная и демографическая политика в Российской Федерации".


Председатель областного
Собрания депутатов                                                                                     Ю.А. Шматов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 20.11.2003 N 589


Областная целевая программа
“Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы”

Паспорт областной целевой программы
“Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003 - 2007 годы”


Наименование Программы

Областная целевая программа “Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы”

Основание для разработки Программы

Концепция демографической политики Российской Федерации до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р, постановление областного Собрания депутатов от 26.10.2001 N 581 “Об информации о проведении депутатских слушаний по теме “Демографическая ситуация в области”, распоряжение Администрации области от 24.01.2002 N 32-р “О разработке областной целевой программы “Семейная и демографическая политика Псковской области на 2002-2007 гг.”

Областной заказчик

Управление социальной защиты населения области

Основные разработчики Программы

Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохранения области, Главное управление образования области, комитет по средствам массовой информации Администрации области, комитет по делам молодежи области, комитет по физической культуре и спорту области, управление труда области

Цель Программы

Обеспечение условий для стабилизации демографической ситуации в области

Сроки реализации Программы

 2003 - 2007 годы

Исполнители мероприятий Программы

Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохранения области, Главное управление образования области, комитет по средствам массовой информации Администрации области, комитет по делам молодежи области, комитет по физической культуре и спорту области, управление труда области

Объемы и источники финансирования Программы



7870,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета,

в том числе на 2004 год- 2650,0 тыс. рублей, 2005 год - 1940,0 тыс. рублей, 2006 год - 1670,0 тыс. рублей, 2007 год - 1610,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Стабилизация демографической ситуации в области за счет снижения уровня заболеваемости, инвалидизации и смертности, увеличения средней продолжительности жизни, рождаемости населения

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией области, областным Собранием депутатов


Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и в Псковской области характеризуется в первую очередь нарастанием депопуляции населения.

На 01.01.2003 население области составило 767 тыс. человек, т.е. сократилось за год на 11 тыс. человек, а по сравнению с 1991 годом сократилось на 8,2 процента. В 2002 году число умерших превысило число родившихся на 11701 чел. Общий коэффициент рождаемости - 8,4, суммарный коэффициент рождаемости -1,2, что в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Рождаемость характеризуется распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, каждый третий ребенок рождается вне брака. По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков незначительно увеличилось с 5046 до 5061.

Кроме снижения рождаемости, причиной депопуляции также является высокая смертность, которая в области характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста. Уровень смертности среди мужчин в 3,5 раза выше, чем уровень смертности среди женщин. В структуре причин смертности на первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором - травмы и отравления, на третьем - новообразования. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на ожидаемой продолжительности жизни населения, которая в настоящее время составляет в области 61,6 года (по стране -65,4 лет).

Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению населения области.

Население детородного возраста характеризуется низким уровнем здоровья, сохраняется большое количество абортов, патологических состояний в период беременности и родов. Эти причины обуславливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости.

В последние годы наблюдается сокращение миграции в Псковскую область, что привело к тому, что миграционный прирост в 2000 году компенсировал естественную убыль населения только на 6 процентов, (по России - около 24 процентов), в 2001 году миграционный прирост в обмене с населением России сменился на миграционную убыль (- 186).

Анализ демографической ситуации в области свидетельствует о том, что по многим показателям наша область характеризуется более худшим положением, чем в стране, а также наличием специфических проблем: сократилась до 33,2 процента доля сельского населения, при этом лица старшего возраста составляют 31,5 процента (в городских поселениях -20,7 процента). Такое изменение структуры населения области приводит к нарастанию демографической нагрузки на работоспособную часть населения с одновременным сокращением лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. В то же время из-за высокого уровня заболеваемости как взрослого, так и детского населения продолжает нарастать инвалидизация населения, что требует увеличения затрат на медицинское обслуживание и социальное обеспечение населения, потребует большей эффективности работы учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, принятия дополнительных мер по социальному страхованию.

Для решения некоторых задач по улучшению медицинского и социального обслуживания населения, а значит - стабилизации демографической ситуации, в области приняты и действуют ряд областных целевых программ. В то же время назрела необходимость принятия новых, более действенных мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации в области, реализация которых даст необходимый положительный результат только при взаимодействии на межведомственном уровне.

Цели и задачи Программы


Главной целью Программы является стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к его дальнейшему росту.

Предусмотрено решение следующих задач:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;

увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

улучшение репродуктивного здоровья населения;

улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;

создание предпосылок для повышения рождаемости;

всестороннее укрепление института семьи, как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

создание условий для самореализации молодежи;

обеспечение адресной социальной поддержки семьи;

обеспечение интеграции мигрантов и формирование терпимого отношения к ним.

Основные направления реализации Программы


Предусматривается расширение нормативно-правовой базы путем разработки проектов законов Псковской области, определяющих поддержку специалистов, работающих в области социального обслуживания, улучшение охраны труда на предприятиях области.

Планируется методическое обеспечение реализации современных технологий работы с семьей, профилактики заболеваний среди детей и подростков, охраны труда; подготовка и переподготовка специалистов по охране труда, по социальной и оздоровительной работе в медицинских, образовательных, социальных учреждениях.

Предусматривается дальнейшее развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи, в том числе создание областного центра социально-психологической помощи и реабилитации, кризисного центра со стационаром для лиц, склонных к суициду.

Предполагается улучшить информированность населения по вопросам профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта, повышения социальной значимости семьи и материнства, развития демографической ситуации. Для этих целей намечено проведение ежегодных конкурсов в средствах массовой информации области.

Определен ряд мер по укреплению здоровья населения, в том числе обеспечение детских дошкольных учреждений спортивным и физиотерапевтическим оборудованием, школ-интернатов комплексами очистки воды, проведение витамино- и фитотерапии в детских дошкольных учреждениях области, развитие выездного метода консультативной работы в здравоохранении, внедрение высоких медицинских технологий и комплексной системы подготовки супружеских пар к беременности.

Планируется улучшить работу по охране труда, для чего создается информационно-методический центр при управлении труда области, а также будет осуществляться информирование Администрации области об итогах проверки исполнения Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, статистический анализ охраны и условий труда женщин и подростков в организациях области, содействие в создании служб охраны труда в организациях всех форм собственности.

Ресурсное обеспечение Программы


Исполнители, которым требуется финансирование

тыс. рублей

  

2003 - 2007 годы

2003
год

2004 год

2005
год

2006 год

2007
год

Управление социальной защиты населения области

1920,0

-

780,0

380,0

380,0

380,0

Комитет здравоохранения области

410,0

-

120,0

110,0

120,0

60,0

Комитет по делам молодежи области

800,0

-

200,0

200,0

200,0

200,0

Управление труда области

560,0

-

280,0

280,0

  

  

Комитет по средствам массовой информации Администрации области

120,0

-

30,0

30,0

30,0

30,0

Главное управление образования области

4060,0

-

1240,0

940,0

940,0

940,0

ИТОГО

7870,0

-

2650,0

1940,0

1670,0

1610,0

 

Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 7870,0 тыс. рублей, в том числе на методическое обеспечение 400,0 тыс. рублей, развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи, - 970,0 тыс. рублей, повышение информированности населения по вопросам демографической политики - 1080,0 тыс. рублей, осуществление мер по укреплению здоровья населения - 4860,0 тыс. рублей, проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда - 560,0 тыс. рублей.

Механизм реализации Программы


К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти области, организации и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, общественные организации.

Организация управления Программой и  контроль за ходом ее реализации


Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов.

Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.

Органы исполнительной власти области, указанные в графе “Исполнители” раздела "Основные программные мероприятия" первыми, являются ответственными за выполнение мероприятий. Они могут создавать межведомственные группы, работу которых организуют и контролируют.

Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Главы Администрации области могут быть рассмотрены на заседаниях Администрации области с заслушиванием отчетов руководителей органов исполнительной власти - участников и исполнителей Программы.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Основным результатом Программы должно стать сокращение депопуляции населения области за счет снижения инвалидности и смертности от несчастных случаев лиц трудоспособного возраста, онкологической заболеваемости, заболеваемости детей и подростков, увеличения рождаемости, средней продолжительности жизни.


Перечень
мероприятий областной целевой программы “Семейная и демографическая политика
Псковской области на 2003-2007 годы”




  

Срок исполнения и объем финансирования
в тыс. рублей

  

  

  

  

в том числе по годам

N
п\п

Наименование мероприятия

Исполнители


всего


2003


2004


2005


2006


2007

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 
I. Организационно-правовое обеспечение

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»