В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы".
2. Объем финансирования Программы на 2004-2007 годы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить соответствующие программы по семейной и демографической политике.
4. Комитету по труду и социальной политике областного Собрания депутатов подготовить обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы "Семейная и демографическая политика в Российской Федерации".
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов
Областная целевая программа
“Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы”
Наименование Программы | Областная целевая программа “Семейная и демографическая политика Псковской области на 2003-2007 годы” |
Основание для разработки Программы | Концепция демографической политики Российской Федерации до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р, постановление областного Собрания депутатов от 26.10.2001 N 581 “Об информации о проведении депутатских слушаний по теме “Демографическая ситуация в области”, распоряжение Администрации области от 24.01.2002 N 32-р “О разработке областной целевой программы “Семейная и демографическая политика Псковской области на 2002-2007 гг.” |
Областной заказчик | Управление социальной защиты населения области |
Основные разработчики Программы | Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохранения области, Главное управление образования области, комитет по средствам массовой информации Администрации области, комитет по делам молодежи области, комитет по физической культуре и спорту области, управление труда области |
Цель Программы | Обеспечение условий для стабилизации демографической ситуации в области |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2007 годы |
Исполнители мероприятий Программы | Управление социальной защиты населения области, комитет здравоохранения области, Главное управление образования области, комитет по средствам массовой информации Администрации области, комитет по делам молодежи области, комитет по физической культуре и спорту области, управление труда области |
Объемы и источники финансирования Программы | 7870,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе на 2004 год- 2650,0 тыс. рублей, 2005 год - 1940,0 тыс. рублей, 2006 год - 1670,0 тыс. рублей, 2007 год - 1610,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Стабилизация демографической ситуации в области за счет снижения уровня заболеваемости, инвалидизации и смертности, увеличения средней продолжительности жизни, рождаемости населения |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией области, областным Собранием депутатов |
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации и в Псковской области характеризуется в первую очередь нарастанием депопуляции населения.
На 01.01.2003 население области составило 767 тыс. человек, т.е. сократилось за год на 11 тыс. человек, а по сравнению с 1991 годом сократилось на 8,2 процента. В 2002 году число умерших превысило число родившихся на 11701 чел. Общий коэффициент рождаемости - 8,4, суммарный коэффициент рождаемости -1,2, что в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Рождаемость характеризуется распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, каждый третий ребенок рождается вне брака. По сравнению с 1990 годом количество зарегистрированных браков незначительно увеличилось с 5046 до 5061.
Кроме снижения рождаемости, причиной депопуляции также является высокая смертность, которая в области характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста. Уровень смертности среди мужчин в 3,5 раза выше, чем уровень смертности среди женщин. В структуре причин смертности на первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором - травмы и отравления, на третьем - новообразования. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на ожидаемой продолжительности жизни населения, которая в настоящее время составляет в области 61,6 года (по стране -65,4 лет).
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению населения области.
Население детородного возраста характеризуется низким уровнем здоровья, сохраняется большое количество абортов, патологических состояний в период беременности и родов. Эти причины обуславливают высокие показатели материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости.
В последние годы наблюдается сокращение миграции в Псковскую область, что привело к тому, что миграционный прирост в 2000 году компенсировал естественную убыль населения только на 6 процентов, (по России - около 24 процентов), в 2001 году миграционный прирост в обмене с населением России сменился на миграционную убыль (- 186).
Анализ демографической ситуации в области свидетельствует о том, что по многим показателям наша область характеризуется более худшим положением, чем в стране, а также наличием специфических проблем: сократилась до 33,2 процента доля сельского населения, при этом лица старшего возраста составляют 31,5 процента (в городских поселениях -20,7 процента). Такое изменение структуры населения области приводит к нарастанию демографической нагрузки на работоспособную часть населения с одновременным сокращением лиц, находящихся в трудоспособном возрасте. В то же время из-за высокого уровня заболеваемости как взрослого, так и детского населения продолжает нарастать инвалидизация населения, что требует увеличения затрат на медицинское обслуживание и социальное обеспечение населения, потребует большей эффективности работы учреждений социального обслуживания населения, здравоохранения, принятия дополнительных мер по социальному страхованию.
Для решения некоторых задач по улучшению медицинского и социального обслуживания населения, а значит - стабилизации демографической ситуации, в области приняты и действуют ряд областных целевых программ. В то же время назрела необходимость принятия новых, более действенных мер, направленных на стабилизацию демографической ситуации в области, реализация которых даст необходимый положительный результат только при взаимодействии на межведомственном уровне.
Главной целью Программы является стабилизация численности населения области и формирование предпосылок к его дальнейшему росту.
Предусмотрено решение следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронических больных и инвалидов;
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи, как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной поддержки семьи;
обеспечение интеграции мигрантов и формирование терпимого отношения к ним.
Предусматривается расширение нормативно-правовой базы путем разработки проектов законов Псковской области, определяющих поддержку специалистов, работающих в области социального обслуживания, улучшение охраны труда на предприятиях области.
Планируется методическое обеспечение реализации современных технологий работы с семьей, профилактики заболеваний среди детей и подростков, охраны труда; подготовка и переподготовка специалистов по охране труда, по социальной и оздоровительной работе в медицинских, образовательных, социальных учреждениях.
Предусматривается дальнейшее развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи, в том числе создание областного центра социально-психологической помощи и реабилитации, кризисного центра со стационаром для лиц, склонных к суициду.
Предполагается улучшить информированность населения по вопросам профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, развития физкультуры и спорта, повышения социальной значимости семьи и материнства, развития демографической ситуации. Для этих целей намечено проведение ежегодных конкурсов в средствах массовой информации области.
Определен ряд мер по укреплению здоровья населения, в том числе обеспечение детских дошкольных учреждений спортивным и физиотерапевтическим оборудованием, школ-интернатов комплексами очистки воды, проведение витамино- и фитотерапии в детских дошкольных учреждениях области, развитие выездного метода консультативной работы в здравоохранении, внедрение высоких медицинских технологий и комплексной системы подготовки супружеских пар к беременности.
Планируется улучшить работу по охране труда, для чего создается информационно-методический центр при управлении труда области, а также будет осуществляться информирование Администрации области об итогах проверки исполнения Федерального закона “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, статистический анализ охраны и условий труда женщин и подростков в организациях области, содействие в создании служб охраны труда в организациях всех форм собственности.
Исполнители, которым требуется финансирование | тыс. рублей | |||||
| 2003 - 2007 годы | 2003 | 2004 год | 2005 | 2006 год | 2007 |
Управление социальной защиты населения области | 1920,0 | - | 780,0 | 380,0 | 380,0 | 380,0 |
Комитет здравоохранения области | 410,0 | - | 120,0 | 110,0 | 120,0 | 60,0 |
Комитет по делам молодежи области | 800,0 | - | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
Управление труда области | 560,0 | - | 280,0 | 280,0 |
|
|
Комитет по средствам массовой информации Администрации области | 120,0 | - | 30,0 | 30,0 | 30,0 | 30,0 |
Главное управление образования области | 4060,0 | - | 1240,0 | 940,0 | 940,0 | 940,0 |
ИТОГО | 7870,0 | - | 2650,0 | 1940,0 | 1670,0 | 1610,0 |
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 7870,0 тыс. рублей, в том числе на методическое обеспечение 400,0 тыс. рублей, развитие сети учреждений, оказывающих различные виды социальной помощи, - 970,0 тыс. рублей, повышение информированности населения по вопросам демографической политики - 1080,0 тыс. рублей, осуществление мер по укреплению здоровья населения - 4860,0 тыс. рублей, проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда - 560,0 тыс. рублей.
К участию в реализации Программы привлекаются органы исполнительной власти области, организации и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, общественные организации.
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация области, областное Собрание депутатов.
Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за их качественное и своевременное выполнение, рациональное использование выделяемых на их реализацию средств.
Органы исполнительной власти области, указанные в графе “Исполнители” раздела "Основные программные мероприятия" первыми, являются ответственными за выполнение мероприятий. Они могут создавать межведомственные группы, работу которых организуют и контролируют.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Главы Администрации области могут быть рассмотрены на заседаниях Администрации области с заслушиванием отчетов руководителей органов исполнительной власти - участников и исполнителей Программы.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным результатом Программы должно стать сокращение депопуляции населения области за счет снижения инвалидности и смертности от несчастных случаев лиц трудоспособного возраста, онкологической заболеваемости, заболеваемости детей и подростков, увеличения рождаемости, средней продолжительности жизни.
| Срок исполнения и объем финансирования | |||||||
|
|
|
| в том числе по годам | ||||
N | Наименование мероприятия | Исполнители |
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. Организационно-правовое обеспечение