• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 07 октября 2003 года N 641-р

Об утверждении Концепции модернизации образования
Псковской области в период с 2003 до 2005 года

В целях дальнейшего развития системы образования области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию модернизации образования Псковской области на период 2003 до 2005 года (далее именуется - Концепция).

2. Главному управлению образования Псковской области:

2.1. Обеспечить доведение Концепции до органов местного самоуправления, государственных образовательных учреждений федерального и областного подчинения, муниципальных образовательных учреждений, педагогической общественности.

2.2. Организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции до 01.01.2004 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления учитывать положения Концепции при разработке мер поддержки образования, а также при реализации муниципальных целевых программ.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации области Демьяненко Ю.А.

И.о.Главы Администрации области Ю.А. Демьяненко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации области
от 07.10.2003 N 641-р


КОНЦЕПЦИЯ
модернизации образования Псковской области на период
с 2003 до 2005 года


1. Роль образования в развитии Псковской области

Роль образования на современном этапе развития Псковской области определяется общероссийскими задачами перехода к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания от мировых и общероссийских тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов местного сообщества и органов власти и местного самоуправления.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Это связано со следующими тенденциями развития общества: ускорение темпов развития во всех сферах жизни, расширение возможностей политического и социального выбора, переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства.

В целях укрепления позиции Псковской области в ряду развитых регионов России, сохранения единого образовательного пространства, развития плодотворного сотрудничества с субъектами Российской Федерации и странами мира системе образования региона необходимо учитывать данные тенденции и создавать условия для повышения уровня готовности к жизни в условиях выбора; развития коммуникативной компетентности, толерантности, развития современного мышления (в том числе экологического в широком смысле слова); создания гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки. В этом состоит суть региональной образовательной политики. Основным субъектом, формирующим и реализующим государственную образовательную политику на региональном уровне, является Главное управление образования Псковской области.

Целью региональной образовательной политики является реализация Федеральной программы развития образования с учетом национально-культурных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей Псковской области. Она направлена на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации и основана на принципах, определенных в статье 2 Федерального закона "Об образовании" РФ:

1) гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального, культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Основными направлениями реализации современной региональной образовательной политики являются следующие:

- разработка, совершенствование и реализация региональной нормативной правовой базы;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации;

- разработка системы преемственных региональных образовательных стандартов;

- развитие системы образовательных учреждений различных форм, типов и видов;

- развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования области как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации;

- защита и содействие развитию национальных культур, культурных традиций и особенностей региона;

- дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативное правовое укрепление управленческой вертикали;

- восстановление и развитие в новых политических и социально-экономических условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом.

Система образования в Псковской области (образовательное пространство) представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм, типов и видов; научно-исследовательских педагогических центров, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Система образования Псковского региона способна конкурировать с системами образования регионов России и передовых стран. При этом необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой региональной образовательной политики с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Первейшая задача региональной образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, местного сообщества, общества в целом и государства. Данный документ должен стать новым шагом в разработке современной образовательной политики Псковской области, общие принципы которой определены в федеральных и региональных законах, программах развития образования на 2000-2005 гг. государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" и т.д. Концепция определяет приоритеты и меры по реализации ее генеральной, стратегической линии в среднесрочный период - модернизации образования.

Нормативно-правовая база реализации Концепции регионального
образования

Роль и значение образования на современном этапе развития России в целом и Псковской области как субъекта Российской Федерации определяются

- законодательством Российской Федерации:

- Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), подраздел "Политика в сфере образования";

- Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 13.02.2002 г.);

- Законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ (ред. от 25.06.2002 г.);

- Национальной доктриной образования в Российской Федерации от 01.01.2000 г.;

- Законом Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития образования на 2000-2005 годы" от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ;

- Планом действий Правительства Российской Федерации;

- Федеральной целевой программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122);

- Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года;

- Федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 N 630);

- законодательством Псковской области:

- Законом Псковской области "Об образовании в Псковской области" от 31.01.2002 г.;

- Областной целевой программой "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы";

- Областной целевой программой "Информатизация системы образования Псковской области в 2002-2005 годах";

- Областной целевой программой "Одаренные дети" на 2002-2005 годы";

- Областной целевой программой "Дети-сироты" на 2003-2005 годы";

- Областной целевой программой "Русский язык" на 2003-2005 годы";

- распоряжением Администрации области от 19.04.2002 г. N 202-р "О первоочередных мерах по модернизации образования Псковской области".

2. Состояние системы образования Псковской области и
необходимость её модернизации

Система образования Псковской области в течение последних 10 лет, несмотря на все трудности социально-экономической ситуации в стране и области, продолжала развиваться и в ней произошли значительные позитивные изменения. В результате сложилась многоуровневая и организационно разветвленная сеть образовательных учреждений, включающая учреждения федерального, областного, муниципального подчинения. Существующая сеть образовательных учреждений в течение ряда лет остается стабильной и позволяет в значительной степени удовлетворить возросшие образовательные потребности населения области, обеспечивать доступность и вариативность предоставляемых образовательных услуг.

В сфере дошкольного образования осуществлялась структурная перестройка: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителям форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка; увеличилось количество интегрированных образовательных учреждений- общеобразовательная школа- детский сад; ведется активная работа по введению новых моделей дошкольных образовательных учреждений на основе кратковременного пребывания в них воспитанников. Охват детей от 1 до 7 лет общественным дошкольным образованием составляет 57,4 %.

Завершен переход начальной школы на четырехлетнюю систему обучения.

Обновляются содержание образования и методы обучения в начальной и основной школах на основе использования вариативных учебно-методических комплектов, программ и учебников, введения новых учебных предметов (информатика, иностранный язык в начальной школе, право, экономика и др.). В старшем звене вводится профильное обучение.

С 2001 года 40 общеобразовательных школ области участвуют в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

В четырех районах области начат эксперимент по реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

В настоящее время 11% общеобразовательных учреждений области работают в режиме эксперимента.

Стабильным остается уровень образовательной подготовки школьников, растет количество выпускников, обучающихся на "4" и "5".

Увеличивается количество одиннадцатиклассников, награждаемых золотыми и серебряными медалями.

Усилился контроль за осуществлением образовательной деятельности. Практически все образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность, имеют лицензию. Создан областной информационный центр оценки качества образования.

Наметилась тенденция улучшения здоровья детей. Охват горячим питанием составляет 60 % от общего числа учащихся.

Для координации деятельности районных, городских служб психолого-медико-педагогического сопровождения в области создано Государственное образовательное учреждение "Псковский областной центр психолого-педагогической коррекции "Призма".

За последнее время в ряде районов снизилось количество детей и подростков, лишенных родительского попечения. Увеличился процент числа несовершеннолетних, переданных на воспитание в семьи граждан.

Активизировалась работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся, что привело к снижению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Осуществляется оптимизация сети учреждений начального профессионального образования.

Увеличилась численность студентов всех форм обучения в средних и высших учебных заведениях области.

Подготовка специалистов осуществляется по 57 специальностям высшего профессионального образования.

По сравнению с 2000 годом вырос показатель интеллектуального развития (271 студент на 10 тыс. населения).

В аспирантурах высших учебных заведений области по 25 специальностям ведется обучение 130 аспирантов.

В образовательных учреждениях высшего образования работают 56 докторов и 423 кандидата наук (63 % от общего количества).

Улучшился качественный (по образованию) состав педагогических кадров. На курсах повышения квалификации в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования ежегодно свой профессиональный уровень повышают более 4 тыс. педагогов.

Сокращается текучесть педагогических кадров.

Растет число педагогов, награжденных государственными, отраслевыми и местными наградами.

Многое делается по совершенствованию системы воспитания и дополнительного образования.

Активизировалось детское и молодежное общественное движение. Создана Псковская областная детская общественная организация "Радуга", которая насчитывает в своих рядах более 6 тыс. членов.

Осуществляется военно-патриотическое, физическое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное воспитание детей.

Учащиеся области являются постоянными призерами и победителями международных и всероссийских олимпиад, научно-практических конференций, смотров и конкурсов, что свидетельствует о высоких результатах работы системы образования.

Укрепляется учебно-материальная база образовательных учреждений.

В рамках федеральных проектов "Компьютеризация сельских школ", "Компьютеризация городских и поселковых школ" в течение двух лет осуществлены централизованные поставки 947 компьютеров, 357 принтеров, 397 модемов, 66 проекторов, 12 тыс. электронных учебников.

Обеспечена поставка школьного оборудования и мебели на сумму 4577 тыс. руб., приобретено учебной литературы за счет средств федерального и областного бюджетов на 14,30 тыс. рублей.

Создан региональный информационный центр по учебному книгоизданию.

Для успешного проведения работы по оптимизации сети сельских образовательных учреждений из областного бюджета выделено 2 млн. рублей на приобретение 12 автобусов.

В течение последних лет введены в строй 5 школ и пристроек на 1272 места.

Ежегодно увеличиваются расходы на образование. В сравнении с 2000 годом расходы бюджета области на образование увеличились на 61,9% и составили 1328,1 млн. рублей.

Однако, несмотря на позитивные изменения, новые принципы организационно-экономического функционирования общего среднего, начального, среднего, высшего профессионального, послевузовского образования ещё не полностью воплощены в жизнь, что порождает следующие проблемы:

- не в полной мере обеспечиваются гарантии на образование;

- не соответствует современным требованиям содержание образования;

- не хватает учебной литературы, учебно-лабораторного оборудования, автобусов;

- недостаточно развиты информационные технологии;

- отсутствуют объективные параметры оценки качества подготовки выпускников, качества работы педагога, школы;

- имеет место несоответствие содержания и структуры профессионального образования требованиям основных отраслей промышленности и сельского хозяйства;

- не хватает информации о состоянии и потребностях рынков труда; недостаточна поддержка и стимулирование труда педагога;

- несовершенна существующая модель управления образованием;

- неэффективны экономические отношения и.т.д.

3. Цели и основные задачи модернизации образования
Псковской области

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования области.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:

- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

- достижение нового современного качества дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования;

- сохранение здоровья обучающихся;

- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами, способными решать проблемы модернизации образования;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса- обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Активными субъектами образовательной политики в области должны стать учащиеся, учителя, родители, учреждения, органы власти, широкая общественность.

4. Приоритеты образовательной политики в Псковской области

4.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

Создание современных условий обучения (замена оборудования, приобретение автобусов, учебной литературы).

Восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования.

Создание условий для обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе служб психолого-медико-социального сопровождения.

Раннее выявление неблагополучных в социально-педагогическом отношении семей, предупреждение социального сиротства.

Развитие форм обучения детей с асоциальным поведением.

Выявление, развитие, поддержка одаренных школьников.

Совершенствование информационного обеспечения образования.

Сохранение бесплатности дополнительного образования.

Изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных, испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения в рамках участия в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена.

Создание условий для осознанного личностного и профессионального самоопределения школьников; смещение ориентации молодых людей от коммерческой к общественно-производственной сфере.

Отработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы в рамках участия в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Развитие новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Осуществление специальных мер по поддержке сельской школы, участие в федеральном эксперименте по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

4.2. Создание условий для повышения качества образования

Обновление структуры и содержания общего образования, участие в федеральных экспериментах. Формирование ключевых компетентностей.

Введение государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана.

Разработка национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся в соответствии с п.2.9.1 Сан Пин 242.11.78-02.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся (за счет введения дополнительного урока физкультуры, улучшения питания, использования эффективных методов обучения, укрепления материально-технической базы спортивных залов и площадок).

Улучшение медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях.

Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ.

Поддержка инновационных учреждений.

Создание системы дистанционного образования.

Обеспечение разнообразия дополнительного образования.

Организация независимой аттестационной службы.

Апробация новой формы системы оценивания.

Создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогов.

Поддержка школьных библиотек, создание информационно-библиотечных центров в образовательных учреждениях.

4.3. Создание условий для развития профессионального образования.

Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети учреждений.

Модернизация содержания и структуры профессионального образования.

Максимальный учет потребностей экономики, социальной сферы области.

Оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым ведется подготовка кадров.

Создание системы постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах различной квалификации.

Организация системы содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений.

Информатизация образования и внедрение новых технологий обучения.

Повышение качества профессиональной подготовки.

Осуществление поддержки профессионального образования для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы и учреждений дополнительного профессионального образования.

4.4. Формирование эффективных экономических отношений

Экспериментальное введение нормативного бюджетного финансирования.

Погашение долгов всех уровней перед субъектами системы образования области.

Выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней (10% к текущему финансированию).

Изменение системы оплаты труда (повышение заработной платы, введение стимулирующих надбавок, переход на отраслевую систему оплаты труда).

Расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг.

Обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования разных уровней.

Повышение экономической самостоятельности учреждений образования.

Привлечение внебюджетных средств.

Обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности.

Разработка региональных нормативов финансирования учреждений образования.

Создание системы государственного образовательного кредитования.

4.5. Обеспечение системы образованием высококвалифицированными кадрами

Создание оптимальных условий для роста профессионализма педагогов.

Совершенствование нормативно- правовой базы кадровой работы, информационного и научно-аналитического обеспечения.

Обеспечение социальной поддержки педагогов в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Введение специальных надбавок отдельным категориям педагогических работников.

Усиление роли и значения методических служб при муниципальных органах управления образованием.

Создание условий для развития педагогических сообществ (совета ветеранов педагогического труда, молодых специалистов, руководителей органов управления образованием и др.)

Совершенствование механизма аттестации работников образования.

Совершенствование системы переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров.

4.6. Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики

Создание модели управления процессом развития системы образования.

Совершенствование нормативно-правовой базы управления.

Создание системы образовательной статистики и показателей качества образования.

Разграничение компетенций и полномочий между областным и муниципальными органами управления образованием (на основе соглашений).

Развитие форм работы с общественными организациями и СМИ.

Внедрение системы социального партнерства в образовании.

Отработка моделей соучредительства.

Поддержка негосударственных образовательных учреждений (организаций) при усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ.

Повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих функций, определенных уставом, нормативных документов, государственного образовательного стандарта.

Повышение роли и значения попечительских советов, созданных в образовательных учреждениях области.

Усиление общественного контроля за работой системы образования области.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Об утверждении Концепции модернизации образования Псковской области в период с 2003 до 2005 года

Название документа: Об утверждении Концепции модернизации образования Псковской области в период с 2003 до 2005 года

Номер документа: 641-р

Вид документа: Распоряжение Администрации Псковской области

Принявший орган: Администрация Псковской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 07 октября 2003

Дата начала действия: 07 октября 2003