ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2003 года N 467

Об итогах депутатских слушаний "О реализации государственной
молодежной политики в Псковской области"

Областное Собрание депутатов постановляет:

1. Информацию комитета по труду и социальной политике принять к сведению.

2. Одобрить проект рекомендаций депутатских слушаний "О реализации государственной молодежной политики в Псковской области".

3. Рекомендации депутатских слушаний направить в комитеты областного Собрания депутатов, Администрацию области, органы местного самоуправления, областной совет профсоюзов для использования в работе по реализации государственной молодежной политики в области.


Председатель областного
Собрания депутатов                                                                               Ю.А. Шматов


РЕКОМЕНДАЦИИ
по итогам депутатских слушаний "О реализации государственной
молодежной политики в Псковской области"


Участники депутатских слушаний отмечают необходимость и актуальность рассмотрения проблемы реализации государственной молодежной политики в Псковской области. По состоянию на 1 января 2002 года молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляла 183 тыс.человек, или 23,5 процента от общей численности населения области.

В области уделяется определенное внимание проблемам молодежной политики. Областным Собранием депутатов приняты ряд законов Псковской области, направленных на реализацию прав молодежи на образование, занятие физкультурой и спортом, социальную защиту; областные целевые программы, предусматривающие конкретные мероприятия по защите молодежи от инфекции (СПИДа, туберкулеза), внедрению здорового образа жизни, борьбе с распространением наркотиков, с преступностью и решению многих других проблем молодежи. Органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления, общественные детские и молодежные объединения проводят работу по созданию условий, способствующих самореализации молодых граждан Псковской области.

В целях обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи органами службы занятости организуется профессиональная подготовка по специальностям, наиболее востребованным на рынке труда. В 2002 году 1090 человек из числа молодежи были направлены на обучение и трудоустроены, в счет квот рабочих мест на предприятия и организации устроено 58 человек. Большое значение придается организации занятости подростков в свободное от учебы время, в 2002 году на временные работы были трудоустроены около 4000 подростков. Для более широкого информирования молодых людей о наличии вакансий, ученических мест в учебных заведениях города Пскова ежегодно проводятся молодежные ярмарки вакантных и учебных мест.

В целях поддержки молодых семей в 1995 году принят Закон Псковской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Псковской области", предусматривающий выплаты единовременного пособия беременным женщинам, семьям при рождении ребенка, а также ежемесячные пособия на ребенка семьям, в которых оба родителя являются студентами.

Принятый в области в 2001 году Закон "О дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает ряд льгот и гарантий указанной категории граждан.

Сформирована доступная среда для получения молодыми людьми общего среднего и профессионального образования, информации, для пользования культурными ценностями.

В целях дополнительного предоставления образовательных и социальных услуг разработаны и осуществляются областные целевые программы: "Молодежь Псковщины", "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы", "Дети-сироты" и другие. Для решения задач поддержки талантливой молодежи принята областная целевая программа "Одаренные дети", установлены именные стипендии для талантливых детей и молодежи.

В рамках формирования условий, направленных на физическое развитие молодежи, в области используются 12 стадионов, 767 плоскостных спортсооружений, 353 спортивных зала, 23 плавательных бассейна, 26 лыжных баз, 108 спортивных тиров, 26 физкультурно-оздоровительных центров, 280 других спортивных сооружений.

Лечебными учреждениями области проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний, увеличению объемов комплексных лечебно-профилактических мероприятий, улучшению здоровья женщин детородных возрастов и другие мероприятия среди молодежи.

Однако участники депутатских слушаний отмечают, что принимаемых мер крайне недостаточно, в области имеется ряд проблем по реализации основных направлений государственной молодежной политики, требующих осуществления конкретных мероприятий по социальной поддержке молодежи.

Не все успешно закончившие учебу выпускники общеобразовательных учреждений могут продолжить свое образование в высших учебных заведениях, поскольку в последнее время происходит коммерциализация высшего и среднего профессионального образования. Несмотря на сохранение числа бюджетных мест, в ВУЗах области резко возросло число мест на платной основе и составляет 49 процентов от общего количества учебных мест.

Далее молодежь сталкивается с большой проблемой трудоустройства. Недостаток у молодежи профессиональных знаний, отсутствие необходимой квалификации, нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи, необходимостью предоставления ряда льгот, предусмотренных законом о труде в отношении подростков, низкий уровень активности части молодежи при решении вопросов трудоустройства оказывают существенное влияние на уровень безработицы среди молодежи.

Сохраняется профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, которое усугубляется тем, что продолжается подготовка рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях по профессиям и специальностям, не востребованным на рынке труда. Это свидетельствует о недостаточно проводимой работе по профессиональной ориентации. Отсутствуют экономические стимулы, повышающие заинтересованность работодателей в приеме на работу молодежи. Принятая областная целевая программа содействия занятости населения не обеспечивается необходимым финансированием.

Высоким остается уровень безработицы среди молодежи. Молодежь составляет четвертую часть зарегистрированных в области безработных граждан. Из 9 тысяч безработных на 1 января 2003 года молодежь в возрасте до 29 лет составила 2,3 тысячи человек. Значительная часть выпускников учебных заведений не могут реализовать профессиональные качества по выбранной профессии, соглашаются на работу, не связанную с полученной профессией, специальностью, или вынуждены регистрироваться в качестве безработных в службе занятости. Среди безработной молодежи в органах службы занятости зарегистрированы выпускники ВУЗов - 48 человек, средних специальных заведений - 107 человек, профессионально-технических учебных заведений -124 человека, школ - 85 человек. В то же время молодежная биржа труда имеется только в г.Пскове.

Несмотря на осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, криминогенная обстановка в этой возрастной категории остается сложной. За 4 месяца текущего года органами УВД оформлено 603 материала на несовершеннолетних за совершение административных правонарушений, несовершеннолетними совершено 294 преступления, в том числе 181 преступление, относящееся к категории тяжких и особо тяжких. Количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, за 4 месяца 2003 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 процентов. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, или с их участием, выше общероссийского на 1,5 процента.

Принимаемые в области меры государственной поддержки молодой семьи недостаточны. Предусмотренные Законом Псковской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения области" единовременные пособия беременным женщинам и семьям при рождении ребенка выплачиваются с задержкой до 4-х лет.

Особую озабоченность участников слушаний вызывает проблема обеспечения молодежи и молодых семей жильем, которая в области не решается. Распоряжением Администрации области от 16.04.2003 N 239-р предусмотрена разработка областной целевой программы "Пути решения жилищных проблем молодых семей и молодежи на 2003-2006 годы". Необходимо ускорить ее разработку.

Отсутствие жилья у молодых семей является одной из причин низкой рождаемости, разводов, и как следствие - появление такой проблемы как безотцовщина, ущербность в воспитании детей. На 1000 жителей области количество заключенных браков составляло в 1999 году 5,4; в 2000 году - 5,8; в 2001 году - 6,4, а количество разводов соответственно - 3,4; 4,1; 4,9. Таким образом, количество разводов составляло в 1999 году 63 процента от заключенных браков, в 2000 году - 71 процент, в 2001 году - 77 процентов.

Рождаемость на 1000 населения в 1990 году составляла 11,9 человек, в 2001 году - 7,9 человек, то есть сократилась на 34 процента.

Участники слушаний отмечают, что индекс здоровья молодежи области сохраняет наметившуюся с 1986 года тенденцию к регрессии. Показатель общей заболеваемости по всем видам патологий в 2002 году по сравнению с 2000 годом в старших возрастных группах молодежи увеличился на 3,9 процентов. Сохраняется тенденция роста инвалидности среди молодежи, уровень которой в 2002 году по сравнению с 2000 годом вырос на 12 процентов. Наибольшая заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, регистрируется в возрастной группе 20-29 лет, что совпадает с наиболее высокой частотой браков и рождения детей. Достаточно высокой остается заболеваемость среди подростков.

В области не проводится системная работа по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни. Показатель заболевания наркоманией за последние 4 года увеличился на 37 процентов, число больных-наркоманов в 2002 году составило 509 человек, в 1999 году их было 196.

Заболеваемость молодежи алкоголизмом составила в 2002 году 93,9 случаев на 100 тысяч населения, или 80 процентов от всех возрастных групп, заболеваемость алкогольными психозами среди молодежи составила 40,9 процентов от общего количества указанных заболеваний по области.

Наблюдается снижение показателя годности к военной службе: в 2000 году - 73,0 процента, в 2001 году - 74,0 процента, в 2002 году он составил 71,2 процента.

Количество спортивных сооружений за последние годы не выросло. Слаба материально-техническая база учреждений физкультуры и спорта.

Участники слушаний отмечают, что в области принято 17 областных целевых программ, направленных на защиту интересов и поддержку молодежи. Однако в связи с недостаточным обеспечением финансовыми средствами указанные программы реализуются не в полном объеме.

На основании изложенного участники депутатских слушаний рекомендуют:

Псковскому областному Собранию депутатов:

1. Продолжить работу по формированию законодательной базы в сфере государственной молодежной политики путем разработки и принятия новых законов и внесения дополнений и изменений в законодательство области, регулирующее правоотношения в данной области.

2. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о восстановлении государственных наград Российской Федерации, отражающих высокое признание обществом роли материнства;

3. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации с просьбой ускорить решение вопроса о выплате ежемесячного пособия неработающим женщинам на период отпуска по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, то есть пособий, которые по действующему законодательству выплачиваются только работающим женщинам за счет средств фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбами:

ускорить рассмотрение внесенных в Государственную Думу проектов федеральных законов о государственной молодежной политике в Российской Федерации, об увеличении размеров пособий гражданам, имеющим детей;

не допустить исключения социальной поддержки детей-сирот, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, семей с детьми из вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и переложения этих обязанностей на регионы.

5. Обратиться к Председателю Правительства Российской Федерации с просьбами:

разработать проект федерального закона "О профессиональной ориентации молодежи";

увеличить размер государственных пособий гражданам, имеющим детей, и компенсационных выплат на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

при разработке проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" увеличить ассигнования на повышение размера ежемесячного пособия на ребенка, а также на предоставление одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) права на получение указанного пособия на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, независимо от среднедушевого дохода семьи;

при формировании бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год не допустить сокращения расходов на пособия в связи с материнством и уходом за детьми, а также на оздоровление детей.

6. Комитетам областного Собрания депутатов при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год считать приоритетными расходы на реализацию молодежной политики.

Администрации Псковской области:

1. Разработать проекты законов Псковской области "О государственной молодежной политике в Псковской области", "О квотировании рабочих мест для молодежи"; областных целевых программ "Молодежь Псковщины (на 2004-2007 годы)", "Пути решения жилищных проблем молодых семей и молодежи на 2003-2006 годы".

2. Проработать вопрос о предоставлении налоговых льгот юридическим лицам, зарегистрированным на территории Псковской области:

оплачивающим обучение студентов в учреждениях высшего профессионального образования;

предоставляющим рабочие места для молодежи;

выделяющим средства на обеспечение жильем молодых семей и молодежи.

3. Внести на утверждение Псковского областного Собрания депутатов проект областной целевой программы "Пути решения жилищных проблем молодых семей и молодежи на 2003-2006 годы" до 1 сентября 2003 года.

4. Принять меры по выполнению в полном объеме законов Псковской области "Об образовании в Псковской области", "О физической культуре и спорте в Псковской области","О социальной поддержке отдельных категорий населения области", "О дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О дополнительных мерах социальной защиты инвалидов вследствие военной травмы, полученной в результате выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в части предоставления льгот и гарантий лицам из числа молодежи. Ликвидировать до конца текущего года задолженность по льготам и выплатам, предусмотренным указанными законами.

5. Обеспечить выполнение областных целевых программ "Анти-ВИЧ/СПИД", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Псковской области", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Развитие физической культуры и спорта в Псковской области", "Молодежь Псковщины", а также программы "Развитие системы образования Псковской области", обратив особое внимание на решение вопросов профессиональной ориентации молодежи и более широкому освещению данной проблемы в средствах массовой информации.

6. Способствовать развитию социального партнерства в деятельности органов, учреждений и общественных организаций, занимающихся решением проблем занятости молодежи.

7. Регулярно проводить семинары по вопросам обеспечения и защиты прав молодежи на образование и труд.

8. В целях обеспечения гласности, наиболее полного учета интересов молодежи при разработке законопроектов и других нормативно-правовых актов в области молодежной политики привлекать молодежные общественные объединения, творческие союзы, благотворительные и иные фонды.

9. Обеспечить информационную работу среди молодежи по пропаганде здорового образа жизни, вреда потребления психоактивных веществ, привитию активно-негативного отношения к алкоголю, наркотикам, табаку.

10. Продолжить работу по развитию общественных объединений молодежи, участию молодежи Псковской области в международном сотрудничестве по ранее принятым соглашениям и договорам, развитию системы молодежного, детского и семейного отдыха.

11. Активизировать работу по формированию в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям, совершенствовать работу по координации деятельности поисковых объединений и других общественных объединений, увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Органам местного самоуправления:

1. В целях поддержки молодых семей предоставлять льготы молодым семьям по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

2. Стимулировать развитие предпринимательства среди молодежи, обеспечить создание молодежных муниципальных предприятий для трудоустройства молодежи.

3. Укреплять материально-техническую базу спортивных сооружений, создавая условия для развития физической культуры, учреждений дополнительного образования.

4. При формировании местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на выполнение областных целевых программ, направленных на реализацию государственной молодежной политики, в рамках подписанных соглашений, для чего разработать и принять соответствующие муниципальные программы, обратив особое внимание на трудоустройство молодежи и предоставление жилья молодым семьям.

5. В целях упорядочения проведения дискотек, молодежных вечеров отдыха, танцевальных шоу и других массовых мероприятий, обеспечения правопорядка, соблюдения санитарных и экологических норм разработать и утвердить положения о проведении указанных мероприятий, регламентирующие порядок и условия их проведения.

6. Активизировать работу с молодежью путем создания специальных структур по работе с молодежью, создавать в целях содействия трудоустройству молодежи молодежные биржи труда.

7. Способствовать развитию сети патриотических клубов и объединений, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи.


Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»