ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2002 года N 251
Об утверждении областной целевой программы
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы
В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях дальнейшего формирования и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Дети-сироты" на 2003-2005 годы.
2. Объемы финансирования Программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А. Шматов
Утверждена
постановлением областного
Собрания депутатов
от 16.12.2002 N 251
Областная целевая программа
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы
Паспорт
областной целевой программы "Дети-сироты"
на 2003-2005 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Дети-сироты" на 2003-2005 годы Распоряжение Администрации Псковской области N 594-р от 14.11.2002 "О разработке областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы" |
Областной заказчик Программы | Главное управление образования области |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни; ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы; строительство детских домов; обеспечение информационных и организационных мероприятий Программы; разработка и реализация мер по предупреждению сиротства |
Сроки реализации Программы | 2003-2005 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Главное управление образования области Управление социальной защиты населения области Комитет здравоохранения области Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области Комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области |
Объёмы и источники финансирования Программы | 22430 тыс. рублей на 2003-2005 годы, в том числе 9430 тыс. рублей за счет средств областного бюджета и 13000 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета. Всего по Программе на 2003-2005 годы без капитальных вложений 6430 тыс. рублей (в 2003 году-1700 тыс. рублей, в 2004 году-2255 тыс. рублей, в 2005 году- 2475 тыс. рублей) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей расширение сети образовательных реабилитационных учреждений нового типа, обеспечивающих условия для воспитания, развития и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей повышение качества психолого-медико-педагогической, социальной и трудовой реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Контроль за исполнением Программы | областное Собрание депутатов; Администрация области |
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
В условиях сложившейся социально-экономической и политической ситуации число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. На современном этапе распространенными стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. В последнее время увеличилось количество "социальных сирот"- детей, родители которых лишены родительских прав. К концу 2002 года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 3250 человек. В настоящее время из выявленных органами опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2236 детей находятся под опекой, 1860 обучается и воспитывается в интернатных учреждениях области.
Проживание ребенка в условиях интернатного учреждения не обеспечивает в полной мере его готовности к самостоятельной жизни: поиску работы и её сохранению в условиях безработицы, приводит к неумению организовать свой быт, досуг, создать и сохранить семью.
Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная областная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.
В ходе реализации предыдущих программ наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Создан и ведется банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Ведётся работа по учёту семей потенциальных усыновителей, в результате которой увеличилось число детей, переданных на усыновление и под опеку.
На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, ежегодно проводятся областные смотры художественной самодеятельности, организуется летний и зимний отдых детей-сирот, обеспечивается санаторно-курортное лечение воспитанников интернатных учреждений, приобретается оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, построены и введены в строй спальные корпуса Красногородской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -"Агрошколы", Воронцовской специальной (коррекционной) школы-интерната.
Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.
Рост количества воспитанников в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот ведет к превышению наполняемости групп и классов, недостаток средств на материально-техническое обеспечение учреждений отрицательно отражается на положении детей, помещенных в интернатные учреждения.
До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях.
Из-за отсутствия надлежащей учебно-материальной базы должным образом не решаются вопросы формирования навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения.
Цель и задачи Программы
Целью областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы (далее - Программа) является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение новых форм устройства детей-сирот в семью;
оказание помощи кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, создание центров по работе с семьёй, разработка просветительской программы, раскрывающей негативные последствия сиротства, пропагандирующей ценности семьи и семейного воспитания;
создание устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки воспитанников детских домов и их выпускников;
дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения выпускников, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди воспитанников детских домов;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
формирование условий для духовного и нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления, всестороннего развития личности;
организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот.
Основные направления реализации Программы
Предупреждение социального сиротства включает в себя комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.
Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни, организации лечения и отдыха.
Предусматривается психолого-педагогическое и медицинское сопровождение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры, развитие системы постинтернатной адаптации.
Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот
Предусматривается дооснащение детских домов современным оборудованием, улучшение социально-медико- психологической подготовки воспитателей, учителей-психологов, социальных педагогов.
Капитальное строительство
Предусматривается завершение строительства, реконструкция и ремонт детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение информационных и организационных мероприятий
Предусматривается полная, достоверная и своевременная информация о ходе реализации Программы, привлечение средств массовой информации.
Намечается распространение передового опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ресурсное обеспечение Программы
Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджетов и других источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены спонсорские средства и средства благотворительных фондов.
Объём финансирования мероприятий, направленных на
реализацию предупреждения социального сиротства,
совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни, организацию лечения и отдыха,
ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот,
капитальное строительство и реконструкцию
в ценах 2002 года составляет 22430 тыс. рублей, в том числе 9430 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 13000 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
Объём ассигнований на 2003 год составляет 8700 тыс. рублей, в том числе 2700 тыс. рублей за счет областного бюджета, за счет средств федерального бюджета - 6000 тыс. рублей.
Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
Механизм реализации Программы
Ежегодно выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются областным заказчиком среди исполнителей в соответствии с заключенными договорами.
К участию в реализации Программы привлекаются:
Главное управление образования области
Управление социальной защиты населения области
Комитет здравоохранения области
Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области
Комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: проекта соглашения о намерениях Министерства образования Российской Федерации и Администрации области о реализации ФЦП "Дети-сироты"; плана совместных действий Главного управления образования области с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, управлениями образования районов и городов области.
Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
уменьшить кризисное состояние детских домов и школ-интернатов и найти способы развития их деятельности;
улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
расширить сеть образовательных учреждений нового типа для детей-сирот;
создать условия для социального становления и самоопределения ребенка-сироты на основе разработки соответствующей нормативной правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников детских домов.
Перечень
мероприятий областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы
(тыс. рублей)
Наименование | Сроки исполнения | Исполнители | Объёмы и источники финансирования | |||||||||
|
|
| 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2003-2005 годы | ||||||
| ||||||||||||
1.1. Формирование общественного мнения по проблемам социального сиротства через СМИ | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, Управление социальной защиты населения области | внебюджетные источники | |||||||||
1.3. Оказание помощи детям из неблагополучных семей: выявление детей группы социального риска, временное устройство детей в социальные приюты, развитие патронажных и семейных форм устройства детей-сирот | 2003-2005 годы | Главное управление внебюджетные источники | ||||||||||
1.4. Разработка и внедрение системы отбора и подготовки приёмных семей | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, Управление социальной защиты населения области | внебюджетные источники | |||||||||
1.5. Создание областной системы информации о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей и приёмных семьях | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, Управление социальной защиты населения области | областной бюджет | |||||||||
1.6. Дальнейшее развитие регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области, Управление социальной защиты населения области | областной бюджет | | ||||||||
ИТОГО |
|
| 10 10 10 30 | |||||||||
| II. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовка их к самостоятельной жизни, организация лечения и отдыха | |||||||||||
2.1. Психолого-педагогическое и медицинское обеспечение процесса социализации детей-сирот. | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области | внебюджетные источники | |||||||||
2.2. Разработка и внедрение новых технологий воспитания в детских домах и школах-интернатах | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области | внебюджетные источники | |||||||||
2.3. Проведение мониторинга личностного и интеллектуального развития детей-сирот в учреждениях интернатного типа | 2003 -2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области | внебюджетные источники | |||||||||
2.4. Апробация новых форм включения детей-сирот в культурную и спортивную жизнь общества: организация воспитательных, культурных, спортивных мероприятий, проведение областных конкурсов для детей-сирот | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области, комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области, Управление социальной защиты населения области | областной бюджет | |||||||||
2.5. Комплектование библио-, видео- и аудиотек в детских домах и школах-интернатах | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
2.6. Организация летнего отдыха детей-сирот в загородных оздоровительных лагерях "Алёнино-Захонье" Порховского района, "Заря" Опочецкого района, "Анкундиново" Красногородского района | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, ГУП "Областной центр детского, семейного отдыха и оздоровления" | областной бюджет | |||||||||
2.8. Обеспечение проезда к месту санаторно-курортного лечения больных детей-сирот | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области | областной бюджет | |||||||||
2.9. Апробация программ и технологий формирования навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, Управление социальной защиты населения области | Областной бюджет 5 5 5 15 | |||||||||
2.10. Оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении детей-сирот при подготовке их к поступлению в техникумы и вузы | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
2.11. Организация профессионального переобучения детей-сирот 16-18 лет при невозможности их трудоустройства по полученным специальностям | 2003-2005 годы | Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области, Главное управление образования области | внебюджетные источники | |||||||||
2.12. Организация службы временного и постоянного трудоустройства детей-сирот, создание дополнительных рабочих мест для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квотирование для них рабочих мест | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области, органы местного самоуправления (по согласованию) | внебюджетные источники | |||||||||
2.13. Внедрение в практику воспитательной работы специальных тренингов, программ, игр, моделирующих опыт социальной, экономической жизни, программы "Основы домашней экономики" | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
2.15. Издание методической и информационной литературы в помощь воспитателям, психологам, социальным работникам и другим специалистам | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
2.16. Обеспечение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших воспитанниками воинских частей, выплаты выходного пособия, проведения каникулярного времени, улучшения условий быта | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
ИТОГО |
|
| 1660 1845 1845 5350 | |||||||||
|
| |||||||||||
3.1. Приобретение транспортных средств для детских домов и школ-интернатов | 2004-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
3.2. Приобретение современного медицинского и стоматологического оборудования для интернатных учреждений | 2004-2005 годы | Главное управление образования области | областной бюджет | |||||||||
3.3. Подготовка и переподготовка социальных педагогов, психологов, коррекционных педагогов, воспитателей и других специалистов для детских домов разных типов, социальных приютов и т.д. | 2003-2005 годы | Главное управление образования области, комитет здравоохранения области, Управление социальной защиты населения области | областной бюджет | |||||||||
| ||||||||||||
Детский дом в г. Великие Луки | 2003-2005 годы | Главное управление образования области | федеральный бюджет | - | ||||||||
ИТОГО |
|
|
|
| 16000 |