ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2002 года N 251

Об утверждении областной целевой программы
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы

В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" и в целях дальнейшего формирования и укрепления правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Дети-сироты" на 2003-2005 годы.

2. Объемы финансирования Программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.


Председатель областного

Собрания депутатов                                                                         Ю.А. Шматов



Утверждена
постановлением областного
Собрания депутатов
от 16.12.2002 N 251


Областная целевая программа
"Дети-сироты" на 2003-2005 годы


Паспорт
областной целевой программы "Дети-сироты"
на 2003-2005 годы

Наименование Программы


Основание для разработки Программы

Областная целевая программа "Дети-сироты" на 2003-2005 годы


Распоряжение Администрации Псковской области N 594-р от 14.11.2002 "О разработке областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы"

Областной заказчик Программы

Главное управление образования области

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни;

ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

оснащение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами реабилитации, укрепление их материально-технической базы;

строительство детских домов;

обеспечение информационных и организационных мероприятий Программы;

разработка и реализация мер по предупреждению сиротства

Сроки реализации Программы

2003-2005 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

Главное управление образования области

Управление социальной защиты населения области

Комитет здравоохранения области

Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области

Комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области

Объёмы и источники финансирования Программы

 22430 тыс. рублей на 2003-2005 годы, в том числе 9430 тыс. рублей за счет средств областного бюджета и 13000 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.

Всего по Программе на 2003-2005 годы без капитальных вложений 6430 тыс. рублей (в 2003 году-1700 тыс. рублей, в 2004 году-2255 тыс. рублей, в 2005 году- 2475 тыс. рублей)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

расширение сети образовательных реабилитационных учреждений нового типа, обеспечивающих условия для воспитания, развития и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

повышение качества психолого-медико-педагогической,  социальной и трудовой реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Контроль за исполнением Программы

областное Собрание депутатов;

Администрация области


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


В условиях сложившейся социально-экономической и политической ситуации число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается. На современном этапе распространенными стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. В последнее время увеличилось количество "социальных сирот"- детей, родители которых лишены родительских прав. К концу 2002 года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло 3250 человек. В настоящее время из выявленных органами опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2236 детей находятся под опекой, 1860 обучается и воспитывается в интернатных учреждениях области.

Проживание ребенка в условиях интернатного учреждения не обеспечивает в полной мере его готовности к самостоятельной жизни: поиску работы и её сохранению в условиях безработицы, приводит к неумению организовать свой быт, досуг, создать и сохранить семью.

Важнейшим инструментом предупреждения социального сиротства является долгосрочная областная программа, предусматривающая поэтапное решение указанной проблемы с учетом конкретной ситуации.

В ходе реализации предыдущих программ наметились положительные тенденции и получены социально значимые результаты. Создан и ведется банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Ведётся работа по учёту семей потенциальных усыновителей, в результате которой увеличилось число детей, переданных на усыновление и под опеку.

На средства, выделяемые для финансирования мероприятий Программы, ежегодно проводятся областные смотры художественной самодеятельности, организуется летний и зимний отдых детей-сирот, обеспечивается санаторно-курортное лечение воспитанников интернатных учреждений, приобретается оборудование для пищеблоков, прачечных, мастерских, построены и введены в строй спальные корпуса Красногородской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -"Агрошколы", Воронцовской специальной (коррекционной) школы-интерната.

Однако, несмотря на принимаемые меры, проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют комплексного решения на государственном уровне.

Рост количества воспитанников в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот ведет к превышению наполняемости групп и классов, недостаток средств на материально-техническое обеспечение учреждений отрицательно отражается на положении детей, помещенных в интернатные учреждения.

До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях.

Из-за отсутствия надлежащей учебно-материальной базы должным образом не решаются вопросы формирования навыков самостоятельного труда, профессионального самоопределения.

Цель и задачи Программы


Целью областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы (далее - Программа) является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических, организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Программа предусматривает решение следующих задач:

формирование нормативно-правовой базы, разработка и поэтапное внедрение новых форм устройства детей-сирот в семью;

оказание помощи кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, создание центров по работе с семьёй, разработка просветительской программы, раскрывающей негативные последствия сиротства, пропагандирующей ценности семьи и семейного воспитания;

создание устойчивой системы профессиональной ориентации, начальной профессиональной подготовки воспитанников детских домов и их выпускников;

дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения выпускников, основных форм организации досуговой занятости, отдыха, массовых видов спорта и туризма среди воспитанников детских домов;

поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

формирование условий для духовного и нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления, всестороннего развития личности;

организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот.

Основные направления реализации Программы


Предупреждение социального сиротства включает в себя комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организации работы с такими семьями, а также внедрение новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.

Совершенствование процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни, организации лечения и отдыха.

Предусматривается психолого-педагогическое и медицинское сопровождение процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них навыков самостоятельной жизни, правовой культуры, развитие системы постинтернатной адаптации.

Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот


Предусматривается дооснащение детских домов современным оборудованием, улучшение социально-медико-  психологической подготовки воспитателей, учителей-психологов, социальных педагогов.

Капитальное строительство


Предусматривается завершение строительства, реконструкция и ремонт детских домов и других учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обеспечение информационных и организационных мероприятий


Предусматривается полная, достоверная и своевременная информация о ходе реализации Программы, привлечение средств массовой информации.

Намечается распространение передового опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджетов и других источников. В качестве внебюджетных источников предусмотрены спонсорские средства и средства благотворительных фондов.

Объём финансирования мероприятий, направленных на

реализацию предупреждения социального сиротства,

совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовку их к самостоятельной жизни, организацию лечения и отдыха,

ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот,

капитальное строительство и реконструкцию

в ценах 2002 года составляет 22430 тыс. рублей, в том числе 9430 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, 13000 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.

Объём ассигнований на 2003 год составляет 8700 тыс. рублей, в том числе 2700 тыс. рублей за счет областного бюджета, за счет средств федерального бюджета - 6000 тыс. рублей.

Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.

Механизм реализации Программы


Ежегодно выделяемые бюджетные средства для реализации мероприятий Программы распределяются областным заказчиком среди исполнителей в соответствии с заключенными договорами.

К участию в реализации Программы привлекаются:

Главное управление образования области

Управление социальной защиты населения области

Комитет здравоохранения области

Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области

Комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: проекта соглашения о намерениях Министерства образования Российской Федерации и Администрации области о реализации ФЦП "Дети-сироты"; плана совместных действий Главного управления образования области с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, управлениями образования районов и городов области.

Оценка эффективности реализации Программы


Реализация Программы позволит:

уменьшить кризисное состояние детских домов и школ-интернатов и найти способы развития их деятельности;

улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

расширить сеть образовательных учреждений нового типа для детей-сирот;

создать условия для социального становления и самоопределения ребенка-сироты на основе разработки соответствующей нормативной правовой базы, целостной системы информационного и кадрового обеспечения образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников детских домов.

Перечень
мероприятий областной целевой программы "Дети-сироты" на 2003-2005 годы

                                                       

(тыс. рублей)

                    Наименование
                     мероприятий

Сроки  исполнения

Исполнители

Объёмы и  источники финансирования

  

  

  

2003 год

2004 год

2005 год

2003-2005 годы




I. Предупреждение социального сиротства

1.1. Формирование общественного мнения по проблемам социального сиротства через СМИ


1.2. Организация работы  с неблагополучными семьями с целью предупреждения социального сиротства через создание консультативных центров  семейного воспитания

2003-2005 годы



2003-2005
годы

Главное управление образования области, Управление социальной защиты  населения области

Главное управление образования области

внебюджетные источники




областной бюджет

5          5          5           15

1.3. Оказание помощи детям из неблагополучных семей: выявление детей группы социального риска, временное устройство детей в  социальные приюты, развитие патронажных и семейных форм  устройства детей-сирот

2003-2005  годы

Главное управление             внебюджетные источники
образования области

1.4. Разработка и внедрение системы отбора и подготовки приёмных семей

2003-2005  годы

Главное управление образования области, Управление социальной защиты  населения области

внебюджетные источники

1.5. Создание областной системы информации о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей и приёмных семьях

2003-2005  годы

Главное управление образования области, Управление социальной защиты  населения области

областной бюджет
 2          2          2              6

1.6. Дальнейшее развитие регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей

2003-2005  годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области,  Управление  социальной защиты населения области

областной бюджет
3           3            3


    
    9

ИТОГО

  

  

10         10          10         30

  

II. Совершенствование процесса социализации детей-сирот, подготовка их к  самостоятельной жизни, организация лечения и отдыха

2.1. Психолого-педагогическое и медицинское обеспечение процесса социализации детей-сирот.
Создание службы психолого-педагогической поддержки детей-сирот в учреждениях интернатного типа

2003-2005 годы

Главное управление образования области,         комитет  здравоохранения  области

внебюджетные источники
(спонсорские средства)

2.2. Разработка и внедрение новых технологий воспитания в детских домах и школах-интернатах

2003-2005  годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области

внебюджетные источники
(спонсорские средства)

2.3. Проведение мониторинга личностного и  интеллектуального  развития детей-сирот в учреждениях  интернатного типа

2003 -2005 годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области

внебюджетные источники
(спонсорские средства)

2.4. Апробация новых форм  включения  детей-сирот в культурную и спортивную жизнь общества: организация воспитательных, культурных, спортивных мероприятий, проведение областных конкурсов для детей-сирот

2003-2005 годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области, комитет по делам молодёжи и связям с общественностью области, Управление  социальной защиты населения области

областной бюджет
 150      200       200           550

2.5. Комплектование библио-, видео- и аудиотек в детских домах и школах-интернатах

2003-2005  годы

Главное управление образования области

 областной бюджет
10         15         15            40

2.6. Организация летнего отдыха детей-сирот в загородных оздоровительных лагерях "Алёнино-Захонье" Порховского района,  "Заря" Опочецкого района, "Анкундиново"  Красногородского района

2.7. Организация летнего отдыха за пределами области, в том числе приобретение путёвок в лагеря на Черноморском побережье

2003-2005 годы




2003-2005
годы

Главное управление образования области, ГУП "Областной центр детского, семейного отдыха и оздоровления"

Главное управление образования области

 областной бюджет
800        900        900         2600




областной бюджет
500        500      500         1500

2.8. Обеспечение проезда к месту  санаторно-курортного  лечения  больных детей-сирот

2003-2005 годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области

областной бюджет
10          10          10          30

2.9. Апробация программ и технологий формирования навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений

2003-2005 годы

Главное управление образования области, Управление  социальной защиты населения области

Областной бюджет                                                  5           5              5            15

2.10. Оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении детей-сирот при подготовке их к поступлению в техникумы и вузы

2003-2005 годы

Главное управление образования области

областной бюджет
5             5            5            15

2.11. Организация профессионального переобучения детей-сирот 16-18 лет при невозможности их трудоустройства по полученным специальностям

2003-2005 годы

Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области, Главное управление образования области

внебюджетные источники
(спонсорские средства)

2.12. Организация службы временного и постоянного трудоустройства детей-сирот, создание дополнительных рабочих мест для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квотирование  для них рабочих мест

2003-2005 годы

Главное управление образования области, Департамент федеральной государственной службы занятости по Псковской области, органы местного самоуправления (по согласованию)

внебюджетные источники
(спонсорские средства)

2.13. Внедрение в практику воспитательной  работы  специальных тренингов, программ, игр, моделирующих опыт социальной, экономической жизни, программы "Основы домашней экономики"

2.14. Создание комнат социально-бытовой ориентации в интернатных учреждениях области и оснащение их необходимыми бытовыми приборами (эл.плитами, пылесосами, кухонной посудой, стиральными машинами)

2003-2005 годы




2003-2005
годы

Главное управление образования области



Главное управление образования области

областной бюджет
2           2          2               6



областной бюджет


10        20         20              50

2.15. Издание методической  и информационной литературы в помощь  воспитателям, психологам, социальным работникам и другим специалистам

2003-2005 годы

Главное управление образования области

областной бюджет

10        20          20            50

2.16. Обеспечение для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  ставших воспитанниками  воинских частей,  выплаты выходного пособия,  проведения каникулярного времени, улучшения условий быта

2003-2005 годы

Главное управление образования области

областной бюджет
158        168       168          494

ИТОГО

  

  

1660       1845      1845      5350

  


III. Ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот

3.1. Приобретение транспортных средств для детских домов и школ-интернатов

2004-2005 годы

Главное управление образования области

областной  бюджет
-            200          400      600

3.2. Приобретение современного медицинского и стоматологического оборудования для интернатных  учреждений

2004-2005 годы

Главное управление образования области

областной  бюджет
-            140          140      280

3.3. Подготовка и переподготовка социальных педагогов, психологов, коррекционных педагогов, воспитателей и других специалистов для детских домов разных типов, социальных приютов и т.д.


2003-2005 годы

Главное управление образования области, комитет  здравоохранения области, Управление  социальной защиты населения области

областной бюджет
30            60           80      170





                                                              
IV. Капитальное  строительство и реконструкция

                                                                                       

 Детский дом в г. Великие Луки

2003-2005 годы

Главное управление образования области

 федеральный  бюджет
(по  согласованию)

 6000   3000   4000   
областной бюджет
1000      1000   1000

-



13000

3000

ИТОГО
в том числе из федерального  бюджета

  

  


6000     3000


4000

16000
13000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»