ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2002 года N 217

Об утверждении областной целевой программы
"Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)"

(с изменениями на 31 марта 2005 года)

   ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:

постановлением  областного Собрания депутатов от 31.03.05 N 1038.

  ____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 5 Закона Псковской области от 06.03.2000 N 72-ОЗ "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)".

2. Объемы финансирования областной целевой программы "Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)" определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и утвердить аналогичные целевые программы.

Председатель областного

Собрания депутатов                                                                         Ю.А. Шматов

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(2003-2005 годы)"


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(2003-2005 годы)"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)"

Основание

Распоряжение Администрации области от 05.04.2002 N 175-р "О разработке областной целевой программы "Старшее поколение Псковской области (2003-2005годы)"

Заказчик и основной разработчик Программы

Управление социальной защиты населения области

Цель Программы

Создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, культурно - досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества

Срок реализации Программы

2003-2005 годы

Исполнители мероприятий Программы

Управление социальной защиты населения области

Комитет здравоохранения области

Комитет по культуре области

Органы местного самоуправления

Объемы и источники финансирования Программы

85,05 млн. рублей - из средств федерального бюджета (по согласованию); 170,239 млн. рублей - из средств областного бюджета; средства местных бюджетов (по согласованию); 14,0 млн. рублей - из средств внебюджетных источников (по согласованию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение социального положения граждан  старшего поколения за счет развития сети учреждений социального обслуживания, оказания адресной помощи и услуг, учитывающих потребности граждан старшего поколения; усиление координации деятельности органов исполнительной власти области, организаций и общественных объединений по предоставлению гражданам старшего поколения социальных услуг

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется областным Собранием депутатов и Администрацией области


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами


Одной из особенностей современной демографической ситуации в области является высокая численность лиц пожилого возраста, которая в настоящее время превышает общероссийский показатель и составляет около 25 % от общей численности населения области. Свыше 200 тысяч жителей области, достигнув установленного пенсионного возраста, принадлежат к старшему поколению. По прогнозам, высокая доля лиц пожилого возраста в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится. Наибольшее количество граждан пожилого возраста по удельному весу в половозрастной структуре приходится на жителей сельской местности; обостряется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами.

За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья людей старшего возраста, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности. До 80 % пожилых людей нуждаются в медико-социальной помощи. Две трети граждан старшего поколения оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное.

Главным источником дохода большинства пожилых жителей области остается пенсия. Наиболее тяжелым становится материальное положение пенсионеров в возрасте 61 - 65 лет, что связано с выходом на пенсию мужчин, и в возрасте 71-75 лет, когда резко возрастает доля одиноких пожилых граждан.

В силу возрастных особенностей многие пожилые люди с трудом адаптируются в изменяющихся социально-экономических условиях, чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.

Отмечается снижение ответственности семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей.

Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан области. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.

Учитывая процесс старения населения области, наличие серьезных социальных проблем данной категории граждан, принимаются меры, направленные на усиление социальной защищенности пожилых граждан, на создание условий для их активного участия в жизни общества.

С этой целью в области функционирует сеть учреждений стационарного социального обслуживания, в том числе 10 домов-интернатов (из них 2 - общего типа), 9 Домов ветеранов. В них проживают, находясь на полном социальном обслуживании, около 2 тысяч пожилых граждан.

Основная часть пожилых людей получает социальные услуги, продолжая жить в привычных домашних условиях. Нестационарное и полустационарное социальное обслуживание пожилых граждан осуществляют 20 центров социального обслуживания. Одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, нуждающимся в постоянном постороннем уходе, центрами оказывается социально-бытовая помощь на дому; такую повседневную помощь в настоящее время получают около 7 тысяч граждан пожилого возраста. Оперативную безвозмездную социальную поддержку оказывают нуждающимся службы срочной социальной помощи, так, в 2001 году конкретную адресную социальную помощь (денежную, продуктовую, вещевую, консультативную и др.) получили 45,7 тысячи граждан пожилого возраста.

Вместе с тем, более 52 тысяч граждан старшего поколения, имея среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума и относясь к малоимущим, нуждаются в дополнительной материальной поддержке, социально-бытовых и других услугах. Лишь около 100 человек в области получают социально-медицинское обслуживание на дому и около 300 человек - социально-реабилитационное обслуживание. Положение пожилых людей области нуждается в коренном улучшении.

В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В социальных учреждениях для пожилых людей требуется создание более комфортных условий обслуживания, расширение набора предоставляемых услуг, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию у пожилых граждан интереса к жизни и укреплению социальных связей.

В связи с недоступностью основных объектов социально-бытового назначения для жителей удаленных волостей и деревень особенно остро стоит проблема оказания помощи пожилым людям в сельской местности.

Острота проблем пожилых граждан, особенно на стыках различных отраслей социальной сферы, требует их решения с учетом всех сторон жизнедеятельности пожилых людей, целенаправленных действий на основе программно-целевого подхода.

В основу разработки Программы положены следующие основные принципы: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей, содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан, дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение, развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе.

2.  Цель и задачи Программы


Областная целевая программа "Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)" направлена на формирование взаимоувязанных организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления комплексных мер по повышению качества жизни и упрочению социальной защищенности граждан старшего поколения, созданию условий для их полноценной жизнедеятельности.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

создание условий для развития адресной социальной помощи малоимущим гражданам пожилого возраста;

развитие сети, укрепление материально-технической базы, совершенствование деятельности нестационарных и полустационарных учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;

расширение сети муниципальных стационарных социальных учреждений малой вместимости, реконструкция, ремонт зданий стационарных социальных учреждений областной собственности;

содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции их в обществе;

создание условий, обеспечивающих доступность для пожилых людей социокультурных и иных услуг.

3. Система программных мероприятий


Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение 1).

4. Основные направления реализации Программы


Положительную роль для улучшения социального положения пожилых людей будут играть мероприятия по развитию адресной социальной помощи малоимущим гражданам пожилого возраста, развитию сферы социального обслуживания, в том числе развитие и укрепление сети стационарного, полустационарного и нестационарного социального обслуживания граждан старшего поколения.

Планируется развитие социального обслуживания на дому, социально-медицинского, социально-реабилитационного обслуживания пожилых граждан, открытие в учреждениях социального обслуживания отделений дневного пребывания и временного проживания, предприятий социальной торговли, организация бесплатного горячего питания, расширение сети служб социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста.

Предусматривается строительство дома-интерната для пожилых граждан в г.Пскове (областной собственности); строительство 2-й очереди Великолукского социального Дома ветеранов и 2-й очереди Пушкиногорского Дома ветеранов; открытие в ряде городов и районов области домов-интернатов для пожилых людей малой вместимости; капитальный ремонт Великолукского дома-интерната, Островского межрайонного центра для лиц без определенного места жительства и медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, Плюсского специального дома-интерната, Середкинского психоневрологического интерната.

Предполагается осуществление системы мер по укреплению материальной базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе обеспечение специальным автотранспортом, оргтехникой, оборудованием, инвентарем, техническими средствами и изделиями социально-медицинского, социально-бытового назначения, облегчающими уход за пожилыми людьми.

Планируется осуществление мероприятий, направленных на укрепление здоровья граждан старшего поколения, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Предусматриваются меры по поддержанию жизнеспособности и активности граждан старшего поколения, по оптимизации социокультурной среды их жизнедеятельности, а также мероприятия по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.

Ряд мероприятий Программы предлагается в качестве опытных проектов: "Развитие адресной срочной социальной помощи на мобильной основе" (на примере Опочецкого и Себежского районов), "Развитие службы социального такси" (на примере г.Пскова, Невельского и Красногородского районов), "Хоспис на дому" (на примере Порховского района), "Геронтологические отделения, отделения милосердия в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста".

5.  Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 269,289 млн.рублей, в том числе:

мероприятия по решению организационно-правовых вопросов социальной защиты граждан старшего поколения - 0,25 млн.рублей (областной бюджет);

развитие адресной социальной помощи малоимущим гражданам старшего поколения - 14,36 млн.рублей (федеральный, областной, местные бюджеты, внебюджетные источники);

развитие сферы социального обслуживания граждан старшего поколения - 207,626 млн.рублей (федеральный, областной, местные бюджеты) (абзац в редакции постановления  областного Собрания депутатов от 31.03.05 N 1038);

меры по укреплению здоровья граждан старшего поколения - 10,04 млн.рублей (федеральный, областной, местные бюджеты);

поддержание жизнеспособности и активности граждан старшего поколения - 10,378 млн.рублей (федеральный, областной бюджеты) (абзац в редакции постановления  областного Собрания депутатов от 31.03.05 N 1038);

меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения - 17,412 млн.рублей (федеральный, областной, местные бюджеты, внебюджетные источники);

укрепление и развитие материально-технической базы органов и учреждений, организующих обслуживание граждан старшего поколения - 8,803 млн.рублей (федеральный, областной бюджеты);

кадровое и учебно-методическое обеспечение деятельности по социальной защите граждан старшего поколения - 0,42 млн.рублей (областной бюджет).

Распределение расходов на реализацию областной программы "Старшее поколение Псковской области (2003-2005 годы)" представлено в приложении 2.

Объемы финансирования мероприятий Программы из областного бюджета будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год.

7.  Механизм реализации Программы


Управление социальной защиты населения области как областной заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы.

Главное финансовое управление области осуществляет финансовое обеспечение Программы.

К участию в реализации Программы привлекаются другие органы исполнительной власти области, организации и учреждения здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественные организации.

8. Организация контроля за ходом реализации Программы


Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования осуществляют областное Собрание депутатов и Администрация области.

9.  Оценка эффективности реализации Программы


Основным критерием эффективности реализации Программы станет улучшение социально-экономического положения и социального самочувствия граждан старшего поколения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»