ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2002 года N 177

Об областной целевой программе "Развитие системы образования
Псковской области на 2003-2006 годы"

(с изменениями на 27 ноября 2006 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
    постановлением областного Собрания депутатов от 30.01.03 N 287;
    постановлением областного Собрания депутатов от 27.01.04 N 651;
    постановлением областного Собрания депутатов от 28.10.04 N 871;
    постановлением областного Собрания депутатов от 14.02.06 N 1353;
    постановлением областного Собрания депутатов от 26.10.06 N 1549;
    постановлением областного Собрания депутатов от 27.11.06 N 1591.
____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы".

2. Объемы финансирования областной целевой программы "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать аналогичные программы.


Председатель областного
Собрания депутатов                                                             Ю.А. Шматов

УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Псковского
областного Собрания депутатов
от 31 октября 2002 г. N 177

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы"  


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие системы образования
Псковской области на 2003-2006 годы"

1. Наименование Программы

Областная целевая программа "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы"

2. Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы

Распоряжение Администрации Псковской области от 06.09.2000 N 474-р "О разработке областной целевой программы "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы" с изменениями, внесенными распоряжением Администрации области от 18.10.2002 N 560-р

3. Заказчик областной Программы

Главное управление образования области

4. Основные разработчики Программы

     Главное управление образования Псковской области

  

     Псковский областной институт повышения квалификации    работников образования

  

     Псковский государственный педагогический институт им.С.М.Кирова

5. Цели и задачи Программы

     Развитие системы образования области в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности.

  

     В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:

  

     обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

  

     достижение нового качества дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;

  

     создание системы мониторинга состояния системы образования области;

  

     улучшение социальной защиты детей и педагогов;

  

     сохранение и развитие системы общедоступного дополнительного образования;

  

     повышение социального статуса и профессионализма работников образования;

  

     развитие образования как открытой государственно-общественной системы;

  

     активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций

6. Сроки Программы

2003-2006 годы

7. Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Основные направления реализации программы:

  

дальнейшее развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, включая нормативно-правовое укрепление управленческой вертикали на условиях договоров по всем составляющим её уровням - федеральному, областному, муниципальному;

  

совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, в том числе с учетом особенностей сельской местности;

  

создание условий для наиболее полного развития особенностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;

  

обновление структуры и содержания общего образования;

  

совершенствование системы контроля за качеством образования;

  

обогащение содержания дополнительного образования и обеспечение ценностями русской национальной культуры, региональными традициями, элементами развивающего характера;

  

стимулирование и развитие инициативы и самодеятельности учащихся и студентов, обеспечение педагогической поддержки общественно ценной деятельности детских, подростковых и молодежных объединений и организаций;

  

создание условий для обучения детей с проблемами в развитии, ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей- сирот;

  

оптимизация инфраструктуры профессионального образования с учетом потребностей рынка труда;

  

модернизация концептуальных, правовых и организационных основ переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров области;

  

оснащение современными образовательными учебно-методическими комплексами, транспортом образовательных учреждений области

8. Исполнители основных мероприятий Программы (пункт в редакции постановления областного Собрания депутатов от 26.10.06 N 1549)

Государственное управление образования Псковской области, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования области, Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, образовательные учреждения области Государственное управление образования Псковской области

9. Объемы и источники финансирования программы

2003 - 26,925 млн рублей
2004 - 28,864 млн рублей
2005 - 28,809 млн рублей
2006 - 29,323 млн рублей

Областной бюджет

(п.9. в редакции постановления областного Собрания депутатов от 27.11.06 N 1591)

Итого 113,921 млн рублей

10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание и функционирование системы дошкольных образовательных учреждений различных видов в соответствии с потребностями населения области, расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, значительное увеличение охвата дошкольным образованием детей области

  

Обновление содержания общего образования и совершенствование контроля качества

  

Усиление социальной направленности системы образования области

  

Оптимизация сети и адресная поддержка сельских и поселковых школ, внедрение эффективных моделей получения качественного образования на селе

  

Перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на потребности населения и местный рынок труда

  

Повышение социального статуса работников образования

  

Увеличение доли бюджетного финансирования образования, переход на нормативное финансирование образовательных учреждений

  

Приведение нормативно - правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации

  

Укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений области

11. Система контроля за исполнением Программы  (пункт в редакции постановления областного Собрания депутатов от 26.10.06 N 1549)

Контроль за реализацией Программы осуществляет Администрация области, Псковское областное Собрание депутатов.

  

Государственное управление образования Псковской области ежегодно предоставляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы


ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ


Областная целевая программа "Развитие системы образования Псковской области на 2003-2006 годы" (далее - Программа) является организационной основой политики Администрации Псковской области в сфере образования.

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования в области и меры по её реализации.

Основные цели и задачи Программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами органов местного самоуправления, которые учитывают местные особенности конкретного города, района, волости и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации и Псковской области к ведению субъектов местного самоуправления.

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


В Псковской области существует многоуровневая и организационно разветвленная система образования, которая на 01.01.2002 включает в себя 826 учреждений федерального, областного и муниципального подчинения, в которых обучается и воспитывается около 205000 человек.

Дошкольное образование


На 1 января 2002 года на территории Псковской области располагалось 241 дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), которые посещало 20250 детей. Количество ДОУ с 1991г. сократилось вдвое, а по селу - втрое. Охват детей дошкольными образовательными учреждениями составил в 1990г. 67,1 %, в 1999г.-53%, в 2001г.- 57,8%.

Основной причиной недостаточной посещаемости ДОУ является низкая платежеспособность населения области. В области идет структурная перестройка ДОУ, осуществляется дифференциация детских садов по различным видам.

Перед системой дошкольного образования стоит проблема полного удовлетворения потребностей родителей, имеющих детей дошкольного возраста, в их образовании через систему детских садов, через новые модели ДОУ на основе кратковременного пребывания в них воспитанников, через постепенный переход к долевому финансированию ДОУ.

Общее образование
(начальное, основное, полное (среднее))
(специальное, дополнительное, вечернее)


В сфере общего образования основные усилия направляются на реализацию положений федеральной программы развития образования, осуществление федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, развитие профильной старшей школы, информатизацию образования, апробацию новых форм итоговой государственной аттестации выпускников, реструктуризацию сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

На 1 января 2002 года на территории Псковской области функционировали 462 дневные общеобразовательные школы, в которых обучалось 93164 учащихся.

Сеть общеобразовательных учреждений в Псковской области распределяется таким образом:

- 107 общеобразовательных школ являются городскими,

- 355 общеобразовательных школ расположены в сельской местности (76,8 %).

Сокращение школ происходит в основном за счет закрытия начальных и некоторых основных школ в сельской местности по причине ветхости школьных зданий и неукомплектованности классов. Факторами снижения наполняемости классов в сельских школах стали наблюдаемые в области демографические тенденции (сокращение общей численности населения, снижение рождаемости, начавшееся с 1992 года, продолжающийся отток сельских жителей в город). Важнейшими в этой связи становятся проблемы реструктуризации сети сельских школ, обеспечение прав граждан на получение качественного образования, восстановление единства систем обучения и воспитания, разработка и внедрение регионального компонента образования.

В Псковской области работает 19 государственных и муниципальных специальных школ и школ - интернатов, в которых воспитывается 2930 детей и подростков, в том числе 1900 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Функционирует сеть образовательных учреждений и классов при общеобразовательных школах для детей с проблемами в развитии. В спецшколах, школах-интернатах обучается таких 2182 учащихся, в 280 классах в массовых школах - 3005 человек, в т.ч. в 72 классах - 758 детей с нарушениями интеллекта.

В системе дополнительного образования на 01.01.2002 функционирует 57 учреждений. Это несколько меньше, чем в предыдущие годы: в 1996г.- 66, в 1997г.- 63, в 1998 - 59, в 1999г. - 58, в 2000 и 2001 годах - 57. В них действует 3482 кружка и объединения, в которых занимается 49319 учащихся, что составляет 52,9 % от общего числа учащихся области.

В области имеет место тенденция слияния учреждений дополнительного образования в целях оптимизации образовательного процесса. Наблюдается перепрофилирование станций и центров юных техников, юных натуралистов, центров и домов детского творчества. Это связано с проблемой финансирования дополнительного образования детей. Некоторые образовательные учреждения дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе. Низкий уровень доходов большинства граждан значительно снижает доступность указанного вида образования.

Важную роль в деле обеспечения социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи играют вечерние (сменные) общеобразовательные школы. В настоящее время в области работает 17 учреждений этого типа, в которых обучается 3144 учащихся.

Социальная защита и воспитание в системе образования


Государственная воспитательная политика обеспечивается в областной системе образования деятельностью учреждений всех типов, видов и уровней, направленной на формирование нравственной социально активной личности.

Состояние воспитательной работы в образовательных учреждениях, работа с семьей имеют непосредственное отношение к снижению преступности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также к решению проблем социально-правовой защиты детства.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. В 2001 г. в области не удалось изменить ситуацию с крайне неудовлетворительным состоянием здоровья и организацией горячего питания.

Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2002 на территории Псковской области на учете в разных органах опеки и попечительства состояло 5,2 тыс.детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1900 человек находится на содержании 19 государственных и муниципальных образовательных учреждений, 2236 переданы под опеку (попечительство) граждан, 418 детей обучается в учреждениях начального профессионального образования, 150 - в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Однако существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не в состоянии удовлетворить потребность в их содержании и обучении.

Особое беспокойство вызывают дети, которые по различным причинам не посещают школы или другие образовательные учреждения, не получают образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»