Недействующий


ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2002 года N 594

О муниципальной целевой Программе
"Обеспечение населения города Пскова питьевой водой"


____________________________________________________________________
Утратил силу с 09.11.16 на основании решения Псковской городской Думы
от 01.11.2016 N 2105
, Псковские Новости от 09.11.16 N 93
_____________________________________________________________________



Принято на 72-й сессии Псковской городской Думы второго созыва

В целях обеспечения населения города Пскова качественной питьевой водой и улучшения социально-экономической обстановки в соответствии с Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ, Постановлением Правительства РФ "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" от 06.03.98 N 292, в соответствии с п. 2.3. ст. 28 Устава города Пскова, Псковская городская Дума постановила:

1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Обеспечение населения города Пскова питьевой водой" согласно Приложению.

2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".

Председатель Псковской                              Мэр города Пскова

городской Думы

                        Л.Н. Трифонов                                       М.Я. Хоронен

Приложение к Постановлению
Псковской городской Думы
от 15.03.2002 N 594

Муниципальная целевая Программа
"Обеспечение населения города Пскова питьевой водой"

Паспорт программы

Наименование

Муниципальная целевая программа
"Обеспечение населения города Пскова питьевой водой"

Заказчик (юридический адрес, руководитель)

Администрация города Пскова

г. Псков, ул. Некрасова, 22

Мэр города Хоронен М.Я.

Основные разработчики (юридический адрес, руководитель)

МУП "Горводканал"

г. Псков, ул. Советской Армии, 49-а

Ранишевский Д.А.

Управление генерального заказчика

г. Псков, Октябрьский пр., 26

Пидуст С.А.

Комитет городского хозяйства

г. Псков, Комиссаровский пер., дом 7а

Радионов М.В.

Институт "Псковгражданпроект"

г. Псков, наб. реки Великой, 6

Гуленко В.Ф.

ЗАО институт "Водопроект-Гипрокоммунводоканал"

г. С.-Петербург, ул. Кронштадская, 8

Петров Д.А.

Основные нормативные документы

1. Закон Российской Федерации от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечения населения России питьевой водой" и осуществления первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения".

3. Федеральная целевая программа "Энергосбережение России на 1998-2005 годы" и подпрограмма "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.01.98 г. N 80.

4. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества". Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.01 N 24.

5. СанПиН 2.1.4.027-95 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоводов хозяйственно-питьевого назначения". Утвержден Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 10.04.95 г. N 7.

6. СанПиН 4630-88 "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения". Утвержден заместителем министра здравоохранения СССР от 04.07.88 N 4630-88.

7. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. Утверждены приказом Госстроя России от 30.12.99 г. N 168.

8. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.02.99 г. N 167.

9. СниП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны".

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Обеспечение населения Пскова качественной питьевой водой, отвечающей СанПиН 2.1.4.1074-01 и улучшение на этой основе состояния здоровья населения; уменьшение потерь воды на 40%; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения; уменьшение количества загрязняющих веществ, сбрасываемых в р. Великую на 1431 т. устранение опасности чрезвычайных ситуаций;

Сроки и этапы реализации программы

Первый этап - 2002-2005 г.г.

Второй этап - 2006-2010 г.г.

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

Развитие систем водоснабжения:

- Проектирование и строительство водозабора из подземных источников;

- строительство, капитальный ремонт и реконструкция водопроводно-канализационных сетей, в т.ч. на основе современных технологий;

Энерго-ресурсосбережение, в т.ч. за счет экономии воды;

Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения.

Мониторинг водных объектов - источников питьевого водоснабжения.

Автоматизация, мониторинг технологических процессов, информационное обеспечение.

Научно-технической и нормативно-правовое обеспечение программы.

Объемы и источники финансирования, направления расходов

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Городской бюджет

Инвестиции

Средства МУП "Горводоканал"

Средства застройщиков

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Обеспечение населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.

Улучшение состояния здоровья населения

Восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Системы организации контроля за исполнением программы

Финансовое Управление ежегодно проверяет целевое использование выделяемых средств для реализации программы.

Заказчик несет ответственность за нерациональное использование выделенных на выполнение программы бюджетных средств.

Администрация города готовит ежегодные отчеты для городской Думы о ходе реализации отдельных разделов Программы, с внесением предложений по совершенствованию реализации программы.



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом

Проблема качества питьевой воды в настоящее время в городе Пскове является предметом особого внимания населения и Администрации, т.к. подаваемая вода не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Несоответствие питьевой воды вышеуказанным санитарным правилам связано:

- с использованием водозабора из поверхностного источника питьевой воды - реки Великой;

- с высокой степенью износа систем водоснабжения и канализации, в т.ч. оборудования на очистных сооружениях водопровода;

- с недостатком мощностей сооружений очистки забираемых из водного источника вод и их транспортирования в город;

- с неэффективной работой существующей системы коммунального водопровода и канализации;

Река Великая - крупнейшая река региона, является главным источником питания Псковского и Чудского озер с площадью бассейна 20000 км2 и средним расходом 124 м3/сек. Великая - река с большим количеством фосфора и значительным содержанием органических веществ. Сведения о поверхностном источнике питьевого водоснабжения города Пскова - реке Великой представлены в таблице 1.

Таблица 1.

     
Река Великая - источник питьевого водоснабжения

N
п/п

Водный
объект

Створ
водозабора

Водные ресурсы, м3/сек

Современный водозабор, м3/сут.

Качество
воды
(перечень основных загрязняющих в-в)

Наличие
и состояние ЗСО

Водопользователь

  

  

  

Средн. многолетн.

75%

95%

Всего

В т.ч. на
хоз. пит. нужды

  

  

  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  

р. Великая

20 км от устья

170

129

158,4

133000

57866

цветность,
мутность, аммиак, нитраты

Проект ЗСО

МУП "Горводоканал"

  

р. Великая

12 км от устья

178

135

165

  

  

  

См. по тексту

  

  

р. Череха

г. Псков

22,6

-

-

-

-

цветность, мутность, аммиак, нитриты

  

  



Исходная вода в реке не соответствует требованиям действующего ГОСТа 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения" и характеризуется малой мутностью (1,5-3,0 мг/л), высокой цветностью (от 40 до 180), превышениями по бактериологическим показателям.

Границы зоны санитарной охраны (ЗСО) поверхностного источника водоснабжения г. Пскова в составе трех поясов определены проектом Ленинградского отделения "Гипрокоммунводоканал" (заказ 4549 от 1989 г) и дополнением к нему, выполненным ТОО "Водопроект" г. С. Петербург в 1993 году. 1-й пояс - строгого режима, 2-й и 3-й - режим с ограничениями.

Граница 1-го пояса ЗСО для очистных сооружений водопровода (ОСВ) принята в пределах ограждения площадки и проходит по акватории р. Великой на расстоянии 100 м от уреза воды. Согласно проекту граница 2-го пояса ЗСО проходит на расстоянии 87 км выше водозабора, а также ниже по течению реки на 250 м. Ширина полосы 2-го пояса ЗСО составляет 500 м.

Все населенные пункты (около 200), расположенные на территории 2-го пояса ЗСО городского водозабора, неблгополучны в санитарном отношении, не имеют благоустройства и являются источниками загрязнения реки. Например, очистные сооружения канализации поселка Череха, Стремуткинского льнозавода, колхоза "Передовик", совхоза "Быстрецово", свинокомплекса в поселке Соловьи и др. сбрасывают сточные воды, загрязняющие р. Великую. Загрязнение реки связано так же с поступлением значительного количества органических и взвешенных веществ, минеральных удобрений и нефтепродуктов, смываемых с водосборной территории поверхностными сточными водами, а также вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями. Кроме того, поверхностный источник водоснабжения города не защищен от чрезвычайных ситуаций, в результате которых население может остаться без питьевой воды. Поэтому, в соответствие с СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" городу Пскову необходим источник питьевого водоснабжения альтернативный поверхностному источнику питьевой воды - из подземного горизонта, который позволит улучшить качество воды, подаваемой населению города.

В городе эксплуатируется 34 муниципальных артезианских скважин. Как правило, подземные воды удовлетворяют предъявляемым требованиям, за исключением содержания железа. Информация о существующих подземных источниках питьевого водоснабжения представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Существующие подземные водные объекты - источники питьевого водоснабжения

N
п/п

Месторождение подземных вод

Утвержденные запасы, м3/сут.

Современный водозабор, м3/сут.

Качество воды (перечень основных загрязняющих веществ)

Защищенность подземных вод

Наличие и состояние ЗСО

Водопользователь

  

  

Всего

В т.ч. подготовленные для промышленного освоения

Всего

в т.ч. на
хозпит.
нужды

  

  

  

  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Скважины 28 шт.
г. Псков

Не утверждены

5,0

5,0

железо

  

Не организована

МУП "Горводоканал"

2.

МУ УМР 16
Скважины 3 шт.

Утверждены

1709

1709

железо

  

Не организована

МУ УМР 16

3.

МУ УМР 17
Скважины 3 шт.

Утверждены

1052

1052

железо

  

Не организована

МУ УМР 17



В 1989 году Ленинградским отделением "Гипрокоммунводоканала" на основании задания, утвержденного Псковским Облисполкомом и Постановлением СМ СССР от 28.01.85 г. N 96, был разработан технико-экономический расчет "Расширение и реконструкция водоснабжения г. Пскова". Этот документ обосновывает хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность использования подземного источника водоснабжения "Приозерный" (д. Молгово, 15 км от города). Запасы подземных вод данного района составляют 160,4 тыс. м3/сут. Утверждены протоколом ГКЗ N 8462 от 20.07.80 г. В 1998 году произведено подтверждение запасов подземных вод месторождения "Приозерное". Составлен паспорт, в котором указан расчетный срок эксплуатации месторождения 25 лет.

Город ежедневно забирает из всех природных объектов около 50 мл.м3 воды, в т.ч. из подземных источников 1,9 мл.м3. На хозяйственно-питьевые нужды используется 21 мл.м3 в год.

Потребление воды из городского водопровода предприятиями для производственных нужд является примером неэффективного использования питьевой воды. Кроме того, в последнее время предприятия, из экономических соображений, переходят на водоснабжение из поземных источников воды, что так же является недопустимым, т.к. для производственных нужд использовать подземные воды можно лишь в исключительных случаях.

Использование поверхностных и подземных вод для водоснабжения города Пскова представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Использование поверхностных и подземных вод для водоснабжения г. Пскова

Современное использование поверхностных и подземных источников, %

Потребность города в воде, тыс. м3/сут.

Удельное водопотребление, л/сут/чел.

Возможное использование подземных вод

Прогнозируемое использование подземных источников от общего объема потребляемой воды, %

Всего

В т.ч.

Годы

Современное состояние

2010

Утвержденные эксплуатационные запасы, м3/сут

Годы

  

Подземные

Поверхностные

Современное состояние

2003

2010

население

население

  

2003-2005

100

3

97

115,0

115,0

140,0

311,0

290

160,4

50



При определении удельных показателей потребления воды была принята численность населения в настоящее время - 201000 жителей, на 2003 год - 198000, на 2010 - 205000 жителей.

В соответствии с проектом "Расширение и реконструкция городского водопровода", разработанным ЛО "Гипрокоммунводоканал" в 1975 году, к 1980 году планировалось довести производительность ОСВ для г. Пскова до 120 тыс. м3/сут., а к 1995 году - 200 тыс. м3/сут.

В настоящее время, в связи со спадом промышленного производства и уменьшением количества отпускаемой воды предприятиям, Программой "Обеспечение населения г. Пскова питьевой водой" потребность города в воде к 2010 году принимается в размере 140 тыс. м3/сут., при этом, предполагается:

- 60 тыс. м3/сут. забирать из поверхностного источника и очищать на 5-ом блоке ОСВ;

- 80 тыс. м3/сут. забирать из источника подземных вод в д. Молгово.

Планируемое снижение удельного водопотребления (см. табл. 3) может быть достигнуто за счет:

- экономии населением воды питьевого качества, чему должно способствовать введение прогрессивных тарифов на водоснабжение и водоотведение и установка индивидуальных приборов учета питьевой воды;

- использования промышленными предприятиями безводных технологий, систем оборотного водоснабжения, повторного использования воды и внедрения технических водозаборов;

- внедрения нового поколения водоразборной арматуры и трубопроводов;

- ликвидации утечек питьевой воды в магистральных, внутриквартальных и внутридомовых системах водопровода;

- регулировки системы водопровода и канализации.

Очистка исходной воды для хозяйственно-питьевых нужд города ведется в отстойниках (с применением коагуляции - 5 блок), осветлителях (без применения коагуляции - 3 и 4 блоки), на скорых фильтрах с песчано-гравийной загрузкой. Очищенная вода дезинфицируется газообразным хлором и накапливается в резервуарах чистой воды.

Качество воды в водопроводной сети, согласно отчета 1995 года "Создание основы эколого-медицинского мониторинга территории г. Пскова", не соответствует требованиям по цветности (превышение в 1,7 раза), по мутности (превышение в 2 раза), по свободному остаточному хлору (превышение в 2-3 раза), по железу (в 1,7 раза из-за неудовлетворительного  состояния сетей).

Максимальная суточная потребность города в питьевой воде достигает 115 тыс. м3/сут., тогда как проектная мощность всех действующих очистных сооружений на водозаборе составляет 103 тыс. м3/сут. Поэтому, чтобы обеспечить город питьевой водой, сооружения подъема, транспортировки, очистки и подачи воды в город должны работать в форсированном режиме, что сказывается на качестве воды по цветности, мутности, железу и создает условия для возникновения аварий.

Водопровод в Пскове централизованный, хозяйственно-питьевой. Подача воды в сеть осуществляется по 8 водоводам. На муниципальных водопроводных сетях имеется более 3100 колодцев, около 6400 задвижек разных диаметров, 845 пожарных гидрантов, 30 станций подкачки (на них установлено 89 насосов, 12 из которых оборудованы частотным регулятором), 186 водоразборных колонок, 12 дюкерных переходов под водными преградами, а также другие сооружения и арматура.

Сведения о городских сооружениях водоснабжения и канализации приводятся в таблице 4.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»