ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2002 года N 566

О муниципальной Программе развития
системы образования города Пскова на 2002-2005 годы



     Принято на 69-й сессии Псковской городской Думы второго созыва

В целях развития муниципальной системы образования и на основании Федеральных законов "Об образовании (в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ), "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 N 51-ФЗ, а также, руководствуясь ст. 28 Устава города Пскова, Псковская городская Дума постановила:

1. Утвердить муниципальную Программу развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы согласно Приложению.

2. Осуществлять финансирование настоящей Программы на основании расходов, установленных в бюджете города Пскова на 2002, 2003, 2004, 2005 годы.

3. Обратиться в Псковское областное Собрание депутатов и Администрацию Псковской области с просьбой включить в бюджет области на 2002-2005 годы финансирование расходов, связанных с обеспечением Программы за счет средств областного бюджета.

4. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Новости Пскова".

Председатель Псковской                               Мэр города Пскова

городской Думы

                       Л.Н. Трифонов                                   М.Я. Хоронен


 Приложение к Постановлению
 Псковской городской Думы
 от 28.01.2002 N 566

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА
НА 2002 - 2005 годы


ПАСПОРТ
муниципальной Программы развития системы образования
города Пскова на 2002 - 2005годы

Наименование Программы

Муниципальная Программа развития системы образования города Пскова на 2002 -2005 годы

Основные нормативные документы

Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. N 12-ФЗ);

Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04. 2000 г. N 51-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 25.08.2000 г. N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы";

Распоряжение Администрации Псковской области от 04.11.2000 г. N 615-р "О разработке областных целевых программ по улучшению положения детей в Псковской области в 2001-2002 годах",

Постановление Псковской городской Думы N 295 от 12.05.2000 г. "О Положении о целевых муниципальных программах города Пскова".

Заказчик Программы

Управление образования Администрации города Пскова

Основные разработчики Программы

Управление образования Администрации города Пскова, Региональный центр образовательных технологий, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, Псковский государственный педагогический институт, Психолого-медико-педагогический центр реабилитации детей и подростков

Цель Программы

Развитие муниципальной системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности, способной обеспечивать решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности города, области, страны

Сроки реализации Программы

2002 - 2005 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

- совершенствование нормативной правовой базы деятельности муниципальных образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом;

- формирование и реализация экономических механизмов развития муниципальной системы образования;

- совершенствование структуры и содержания общего образования, создание условий для перехода на 12-летнее образование;

- обеспечение контроля за качеством образования;

- обеспечение социальной защиты детей;

- укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий;

- компьютеризация муниципальной системы образования;

- обеспечение мер по социальной поддержке работников муниципальной системы образования;

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление образования Администрации города Пскова

Источники финансирования

- федеральный бюджет;

- областной бюджет;

- муниципальный бюджет;

- внебюджетные средства

Объемы финансирования Программы

Всего - 249 302,33 тыс. рублей

В том числе из:

- муниципального бюджета - 230 694,33 тыс. рублей

- регионального бюджета - 1 120,0 тыс. рублей

- федерального бюджета- 4 288,0 тыс. рублей

- внебюджетных средств - 13 200,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Расширение и повышение качества образовательных услуг населению;

2. Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений города.

Контроль за исполнением Программы

Администрация города Пскова, Псковская городская Дума


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА
на 2002-2005 годы


     I. Введение.

Муниципальная Программа развития системы образования города Пскова на 2002-2005 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Администрации города Пскова в области образования.

Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования в городе и меры по её реализации. Основные цели и задачи Программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами образовательных учреждений, которые учитывают особенности микрорайонов, целей, задачи, направления их деятельности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательствами Российской Федерации и Псковской области к ведению образовательных учреждений.

Программа разработана коллективами творческих групп с учетом предложений депутатов Псковской городской Думы, членов Совета Администрации города Пскова, специалистов Главного управления образования Псковской области, Управления образования и других органов управления Администрации города Пскова, администраций и педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений, общественных организаций.

Программа имеет муниципальный статус.

Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования, сохранению общественной стабильности, развитию тесного взаимодействия муниципальной и региональной систем образования; является этапом в развитии связей с различными социальными институтами города: учреждениями сферы культуры и досуга, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, службы занятости и общественными организациями.

II. Содержание проблем муниципальной системы образования и обоснование необходимости их решения программными методами.

Специфические проблемы России в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой заключаются, прежде всего, в смене ценностей, социальных приоритетов, росте социальной напряженности, обусловленном расслоением общества. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образованности общества. В то же время высокий уровень развития образования составляет важнейшее конкурентное преимущество нашей страны в мировой экономике. Поэтому в качестве важной задачи образовательной политики следует считать создание условий для реализации новых социальных требований к системе образования.

Эти требования направлены на повышение роли образования в развитии российского общества. Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодежи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Развивающемуся обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, способны участвовать в развитии ее экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество.

Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:

социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств;

неполнота нормативной правовой базы в области образования;

систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на 50%.

Образование на современном этапе развития России выступает как один из основных факторов создания конкурентоспособной экономики и обеспечения национальной безопасности страны.

Существующая муниципальная система образования, ее материальная база, статус педагогического работника не соответствуют современным потребностям развития страны, региона, города, запросам общества и государства.

Российская школа не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), английского языка и базовых социальных дисциплин (экономики и права).

Сегодня муниципальная система образования города Пскова находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации школы к новым социально-экономическим условиям и внедрения в систему образования рыночных механизмов.

Необходимость принятия муниципальной программы развития образования города Пскова на 2002-2005 годы связана, с одной стороны, с осуществлением ряда федеральных и региональных программ, с вступлением в силу новых нормативных правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству образования, и, с другой стороны - с пересмотром подходов к перспективам социально-экономического развития города.

Развитие муниципальной системы образования не должно и не может осуществляться как ведомственный проект. Это общественная задача. Муниципальное образовательное сообщество не сможет только собственными силами решить многие ресурсные и другие сложные проблемы. Поэтому особую значимость приобретают перспективы развития муниципальной системы образования как открытой системы, способной к интенсивному взаимодействию и взаимообмену с социальным окружением.

Одной из ключевых проблем реформирования системы образования, повышения его качества, эффективности в решении задач, стоящих перед обществом и каждым человеком, является кадровое обеспечение образовательного процесса и, прежде всего, проблема педагогических кадров.

В системе образования города занято 3040 педагогов. Образовательные учреждения города в целом обеспечены педагогическими кадрами с соответствующим образованием.

Высок профессиональный уровень педагогических кадров города: 88% учителей и 82% воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют категорийные разряды. В образовательных учреждениях работает 78 заслуженных учителей Российской Федерации, 720 педагогов имеют ведомственные награды.

В то же время имеют место и серьезные проблемы. Наблюдается старение кадров. Около 8% учителей-пенсионеров работают в школах и детских садах города. Высокая степень феминизации учительских кадров: женщины составляют 91,1% от общего числа учителей, значительно больше, чем в целом по стране. Наблюдается большая текучесть педагогических кадров. В 2000 году выбыло из школ города 108 педагогов. Молодые специалисты не закрепляются в образовательных учреждениях. Имеются вакансии учителей истории, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, английского языка, воспитателей школы-интерната, воспитателей детских садов. В результате чего учителя и воспитатели работают с большой перегрузкой, что сказывается и на их здоровье, и на качестве обучения. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не хватает специалистов, имеющих специальное образование: офтальмологов, сурдопедагогов, дефектологов, тифлопедагогов и других.

Это все свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем: низкая заработная плата в сфере образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении ряда лет социально-бытовые проблемы. Заработная плата начинающего педагога по существу не дает ему возможностей реального существования.

Следствием нынешнего социально-экономического положения педагогических работников является снижение престижа профессии учителя, что, безусловно, сказывается на их профессиональном потенциале. Модернизация образования требует нового качества педагогического корпуса. И одно из главных требований - это высокий уровень профессиональной подготовки педагога. Конкурентоспособного в современных условиях ученика может подготовить только высокопрофессиональный учитель, педагогическая компетентность которого позволяет решать широкий круг проблем теоретического и практического характера.

На деятельности методической службы по повышению педагогического мастерства объективно сказываются факторы, которые дестабилизируют систему образования в целом. Это социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит средств, неудовлетворительное финансирование и неполнота нормативно-правовой базы.

Главная задача методической службы - оперативно откликаться на профессиональные запросы педагогов. Высокий уровень профессиональной подготовки предполагает и особые подходы к методической работе, ее организации и формам. Она призвана помочь в преодолении профессиональных проблем педагогов и способствовать подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях.

Особого внимания и максимальной ресурсной поддержки требуют решение задач материально-технического оснащения образовательного процесса в учреждениях образования города. В настоящий момент материальная база образовательных учреждений требует обновления на 70%, износ инженерных сетей составляет 86%, высок процент также износа школьной мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования. Выполнение государственных стандартов по общеобразовательным предметам требует оснащения учебных кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием, для мастерских по технологии для мальчиков необходимо станочное оборудование, в дошкольных образовательных учреждениях нужды развивающие игры и наглядные пособия. Не отвечают требованиям норм спортивные площадки образовательных учреждений, не хватает спортивного оборудования в школах, детских садах и в детско-юношеских спортивных клубах.

Рост уровня образования общества - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития нашей страны, области и города. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. По данным специалистов, до 60% детей поступают в школу, имея функциональные отклонения в здоровье, около 20% страдают пограничными нарушениями психологического здоровья.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей служат:

- ухудшение социального положения семей;

- интенсификация учебного процесса, учебная перегрузка, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;

- неудовлетворительное оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений и недостаточное количество в них лекарственных препаратов;

- слабое взаимодействие учреждений здравоохранения с образовательными учреждениями в профилактической деятельности.

Далеко не в полной мере могут быть выполнены руководителями образовательных учреждений предписания противопожарной службы города, чаще всего по причине недостаточности финансовых средств.

В рамках общих процессов реформирования образования состояние и проблемы отдельных его уровней имеют определенные особенности.

Дошкольное образование:

Муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений города в 2001 году представляет собой 45 детских садов, в которых воспитываются 6614 детей (около 68% от общего числа дошкольников). В целом, вместе с ведомственными, детские сады посещает 75% детей дошкольного возраста.

Сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений за последние годы подверглась значительным изменениям:

проведена структурная перестройка сети дошкольных образовательных учреждений: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителям форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка;

ведется работа по созданию гибких форм организации коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в том числе и групп кратковременного пребывания детей в детских садах;

создано образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа - детский сад N 38), обеспечивающее оптимальные организационные условия преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Вопросами преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием на научной основе серьезно занимаются в образовательных учреждениях с дошкольными отделениями: Центре образования "Псковский педагогический комплекс", лицее "Развитие" и лингвистической гимназии.

В 34 из 45 дошкольных учреждениях города используются новые образовательные программы ("Развитие", "Детство", "Радуга", "Преемственность", ТРИЗ - технологии и др.).

Однако в большинстве детских садов имеет место низкое качество реализуемых образовательных программ. Невысок процент вовлечения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в инновационную деятельность.

В процессе формирования многовариантной образовательной системы, её гуманизации и демократизации возникли новые сложные проблемы, без разрешения которых невозможно дальнейшее развитие системы дошкольного образования города.

Во-первых, необходимо сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений, остановив процесс их закрытия, перепрофилирование и реорганизацию в иные образовательные структуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»