• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

Руководителям избирательных объединений о некоторых вопросах
создания и функционирования избирательных блоков на выборах депутатов
Псковского областного Собрания депутатов


Цель настоящего письма - обратить внимание избирательных объединений на некоторые вопросы, связанные с созданием и деятельностью избирательных блоков в период выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов в 2002 году с учетом новых положений Закона Псковской области "О выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов" (далее - Закон Псковской области), практики проведения избирательных кампаний избирательными блоками и предложить рекомендации по применению отдельных положений Закона Псковской области.

Закон Псковской области предусматривает возможность создания избирательного блока двумя и более избирательными объединениями для совместного участия в выборах (пункт 1 статьи 39).

Порядок создания и функционирования избирательных блоков на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов (далее - областное Собрание) регламентируется положениями, содержащимися в статьях 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45-53, 56 и 57 и других статьях Закона Псковской области.

В соответствии с Законом Псковской области (пункт 1 статьи 39) образовать избирательный блок и войти в него могут только избирательные объединения. Согласно действующему законодательству избирательными объединениями являются политические общественные объединения, отвечающие требованиям статьи 12-1 Федерального закона "Об общественных объединениях", и зарегистрированные в этом качестве в управлении юстиции Российской Федерации по Псковской области или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее, чем за год до дня голосования, а также политические партии, созданные и зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

В пункте 1 статьи 39 Закона Псковской области закреплен принцип добровольности при образовании избирательного блока избирательными объединениями. Как показывает практика предыдущих избирательных кампаний, процесс создания избирательного блока целесообразно начинать с консультаций лидеров (руководителей) избирательных объединений либо других уполномоченных указанными объединениями лиц по вопросам целесообразности и возможности блокирования. В результате консультаций возможна подготовка проекта соглашения избирательных объединений о совместном участии в избирательной кампании, в котором должны быть отражены взаимные обязательства, права и обязанности избирательных объединений, создающих избирательный блок, а также условия, на которых этот блок создается. Проект целесообразно согласовать с руководящим органом каждого избирательного объединения, вводящего в избирательный блок.

Все избирательные действия могут проводиться только во время избирательной кампании, которая в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяется, как период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа власти о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов. Из этого следует, что съезды (конференции) избирательных объединений, на которых рассматриваются вопросы о вхождении в избирательный блок, съезды (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, на которых рассматриваются вопросы о создании и наименовании избирательного блока, подписании совместного решения избирательных объединений о создании избирательного блока, выдвижения кандидатов (списков кандидатов) могут проводиться после официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов (пункт 4 статьи 44, пункт 3 статьи 45).

Так же, как и решение по вопросу о вхождении в избирательный блок (пункт 2 статьи 39), на съездах (конференциях) избирательных объединений, входящих или вошедших в избирательный блок, следует принимать решения по вопросам:

1) о назначении (утверждении) представителей избирательных объединений, уполномоченных подписать совместное решение о создании избирательного блока (в количестве по усмотрению съезда (конференции) избирательного объединения);

2) о выдвижении кандидатур для рассмотрения вопроса о включении их в единый список кандидатов (количество кандидатур соответствует условиям соглашения о создании избирательного блока);

3) об утверждении представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении единого списка кандидатов от избирательного блока на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок (не менее, чем двух представителей);

4) о выдвижении кандидатур для рассмотрения вопроса о выдвижении их кандидатами по одномандатным избирательным округам;

5) об утверждении представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок (не менее двух представителей);

6) об отказе от дальнейшего участия в выборах в составе данного избирательного блока (принятие такого решения возможно также уполномоченным на то органом соответствующего избирательного объединения, пункт "б" статьи 57).

Рекомендуется придерживаться приведенной последовательности обсуждения указанных вопросов. При этом в решении избирательного объединения по вопросу вхождения в избирательный блок достаточно указать наименования избирательных объединений, совместно с которыми предполагается создать избирательный блок, не указывая наименование блока, которое в последующем будет определяться съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок (пункт 2 статьи 39, пункт 2 статьи 40). Вопросы 1, 3, 5 возможно объединить в один и принять единое решение.

Следует обратить внимание на то, что компетенцией съездов (конференций) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, является принятие следующих решений:

1) о совместном решении избирательных объединений о создании избирательного блока (пункт 2 статьи 39);

2) о наименовании избирательного блока (пункты 1,2статьи 40);

3) о выдвижении единого списка кандидатов (пункт 2 статьи 45 ), в который должно быть включено не более 25 человек (пункт 9 статьи 45);

4) о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (пункт 3 статьи 44);

5) об отзыве единого списка кандидатов (пункт 5 статьи 57).

6) о создании полномочного органа (полномочных органов) избирательного блока и наделении его соответствующими полномочиями (пункты 2, 5 статьи 41, пункт 7 статьи 44);

7) о назначении уполномоченных представителей избирательного блока, в том числе по финансовым вопросам, или о передаче полномочий по их назначению соответствующему органу избирательного блока, при этом число уполномоченных представителей определяется по усмотрению избирательного блока (пункты 1, 2 статьи 41);

8) об исключении кандидата (зарегистрированного кандидата) из единого списка кандидатов, заверенного (зарегистрированного) избирательной комиссией Псковской области (пункт 8 статьи 57).

Определяя число уполномоченных представителей избирательного блока, следует учесть весь объем предстоящей в период избирательной кампании работы и ее основные направления, в частности: взаимодействие с избирательной комиссией Псковской области; финансовая деятельность избирательного блока; обеспечение участия избирательного блока в общественном контроле за соблюдением избирательных прав граждан; организация сбора подписей избирателей; организация предвыборной агитации; организация участия избирательного блока в избирательной кампании на территориях одномандатных избирательных округов. Возможно выделить и другие направления деятельности избирательного блока в период избирательной кампании.

Для взаимодействия с избирательной комиссией Псковской области рекомендуется назначить не более 2-3 уполномоченных представителей избирательного блока.

Представляется целесообразным для экономии времени и материальных ресурсов вопросы 1, 2, 3 и 7 рассмотреть на одном съезде и представить соответствующие документы в избирательную комиссию области одновременно. На этом же съезде рекомендуется решить вопрос о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам, если на момент рассмотрения этого вопроса будет опубликовано постановление областного Собрания депутатов о схеме одномандатных избирательных округов (пункт 4 статьи 44).

С учетом практической деятельности избирательных блоков следует различать статус представителей, которых избирательные объединения наделили полномочиями подписать совместное решение о создании избирательного блока, а также принять решение о наименовании избирательного блока, решение о выдвижении единого списка кандидатов и (или) решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам и уполномоченных представителей избирательного блока. Первые назначаются (утверждаются) избирательными объединениями, входящими в избирательный блок, для участия в принятии вышеперечисленных решений съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок; вторые назначаются избирательным блоком (съездом, конференцией представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо уполномоченным на то органом избирательного блока) и осуществляют свои функции по реализации права избирательного блока на участие в выборах.

Решения по выдвижению кандидатур для рассмотрения вопроса о включении их в списки кандидатов по единому и одномандатным избирательным округам принимается тайным голосованием. Порядок и процедуры принятия решений избирательным объединением, вошедшим в избирательный блок, должны соответствовать нормам устава соответствующего избирательного объединения.

Решения по ряду вопросов, связанных с участием избирательного блока в избирательной кампании, принимаются в первую очередь на основании положений соглашения о создании избирательного блока, в частности, о количестве кандидатур от каждого избирательного объединения, включаемых в формируемый единый список кандидатов; об очередности выдвинутых избирательными объединениями кандидатур в едином списке кандидатов; о распределении одномандатных избирательных округов между избирательными объединениями, вошедшими в избирательный блок, для выдвижения кандидатур и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.

На съезде представителей избирательный объединений, вошедших в избирательный блок, после рассмотрения вопроса о создании и наименовании избирательного блока целесообразно для реализации полномочий избирательного блока принять решения о создании исполнительного (рабочего, координационного, согласительного) органа (органов) избирательного блока и делегировании ему соответствующих полномочий.

Указанный орган либо органы, уполномоченные на то съездом (конференцией) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, вправе принимать следующие решения:

о назначении уполномоченных представителей избирательного блока (по поручению съезда (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, пункты 1, 2 статьи 41);

о прекращении полномочий уполномоченного представителя избирательного блока (пункт 5 статьи 41);

об изменении с согласия кандидата одномандатного избирательного округа, по которому кандидат был выдвинут (зарегистрирован) первоначально (пункт 7 статьи 44);

о дополнительном выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам из числа включенных в единый список кандидатов (пункт 7 статьи 44);

Съезд (конференция) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, вправе уполномочить созданные ими на период избирательной кампании органы осуществлять и другие действия в рамках положений Закона Псковской области.

Закон Псковской области не устанавливает порядок назначения и отзыва доверенных лиц избирательного блока, назначения и прекращения полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также назначения наблюдателей в избирательные комиссии, поэтому его определяет избирательный с учетом положений, содержащихся соответственно в пунктах 1, 3 статьи 31 , пунктах 9, 10, 11 статьи 35 и пунктах 1, 4 статьи 56 Закона Псковской области.

Число доверенных лиц, назначаемых избирательным блоком после регистрации избирательной комиссией Псковской области его единого списка кандидатов, установлено пунктом 1 статьи 56 Закона Псковской области - до 50. Максимальное количество и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, и наблюдателей должно соответствовать количеству избирательных комиссий, образованных для проведения данных выборов (пункт 1 статьи 31, пункты 6, 7 статьи 35).

Законом Псковской области определен порядок заверения избирательных документов, представляемых избирательным блоком в избирательные комиссии: они должны быть заверены подписями руководителей, а в ряде случаев - уполномоченных представителей, и печатями всех избирательных объединений, вошедших в избирательный блок (пункт 3 статьи 39, пункт 6 статьи 44, пункт 6 статьи 45 ). Для удобства допустимо в случаях, не регламентированных Законом Псковской области, по соответствующему решению съезда (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо уполномоченного на то органа избирательного блока использовать для заверения документов избирательного блока печать одного из избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, либо специально изготовленную и зарегистрированную или утвержденную решением избирательного блока печатью избирательного блока.

В остальном функции избирательных блоков на выборах депутатов областного Собрания совпадают с функциями самостоятельно выступающих на них избирательных объединений. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона области избирательные блоки обладают всеми правами избирательного объединения.

Председатель избирательной
комиссии Псковской области Г.В. Судаков


Псков
29 декабря 2001 года



Текст сверен по:
"Псковская правда"
от 29.12.01 N 245

Руководителям избирательных объединений о некоторых вопросах создания и функционирования избирательных блоков на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов

Название документа: Руководителям избирательных объединений о некоторых вопросах создания и функционирования избирательных блоков на выборах депутатов Псковского областного Собрания депутатов

Вид документа: Письмо избирательной комиссии Псковской области

Принявший орган: Избирательная комиссия Псковской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Псковская правда" от 29.12.01 N 245