ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении областной целевой программы
"Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания
населения в Псковской области на 2002-2006 годы"

(с изменениями на 28 апреля 2005 года)

 ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
     постановлением областного Собрания депутатов от 26.12.02 N 266;
     постановлением областного Собрания депутатов от 30.09.04 N 844;
     постановлением областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066.
 ____________________________________________________________________   


В целях государственной поддержки и дальнейшего развития платных видов услуг для населения Псковской области и в соответствии со статьей 5 Закона Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания населения в Псковской области на 2002-2006 годы".

2. Предусмотреть в установленном порядке финансирование областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания населения в Псковской области на 2002-2006 годы" в областном бюджете на 2002 год.


Председатель областного

Собрания депутатов                                                    Ю.А. Шматов

Псков

18 декабря 2001 года

N 971          


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания населения
в Псковской области на 2002 - 2006 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование

Областная целевая программа "Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания населения в Псковской области на 2002 - 2006 годы"

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации Псковской области от 19.09.2001 N 427-р

Заказчик

Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066)

Основные разработчики

Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям

ЗАО "Псковоблбытсоюз"

(в редакции постановления областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066)

Исполнители

Государственный комитет Псковской области по экономическому развитию и имущественным отношениям; Департамент федеральной службы занятости населения по Псковской области; областной фонд поддержки малого предпринимательства; предприятия бытового обслуживания населения; органы местного самоуправления (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066)

Цель Программы

Более полное удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах, и в первую очередь - жителей села. Обеспечение благоприятного экономического режима хозяйствования для субъектов рынка бытовых услуг

Задачи Программы

Восстановление инфраструктуры бытового обслуживания на селе. Внедрение новых видов бытовых услуг. Создание новых рабочих мест

Перечень основных разделов Программы

1. Мероприятия по организации обслуживания населения

в районных центрах и на селе

2. Повышение культуры и улучшение качества обслуживания населения, внедрение новых видов бытовых услуг

3. Финансово-экономическая поддержка предприятий бытового обслуживания

населения

Сроки реализации Программы

2002 - 2006 годы

Объемы и источники финансирования Программы    

Областной бюджет - 16,73 млн. рублей

Местные бюджеты - 4,36 млн. рублей (в редакции постановления областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066)

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - 2,5 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы

Увеличение объемов бытовых услуг населению;

 создание новых рабочих мест;

 увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

развитие малого предпринимательства в сфере бытовых услуг

Система контроля

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация области.

Ежегодное проведение Главным финансовым управлением области проверок эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.

Рассмотрение, по мере необходимости, хода реализации Программы на заседаниях Администрации области.

 

Содержание проблемы
и обоснование необходимости её реализации программными методами

    

В условиях реформирования и развития экономики Псковской области сфера услуг и бытовое обслуживание, как её составляющая, является одной из приоритетных отраслей.

Удельный вес платных услуг населению в валовом региональном продукте области в 2000 году составил 9,6 процента, а доля бытового обслуживания населения в общем объеме платных услуг - около 19 процентов.

Если в 1990 году в области работало 938 предприятий бытового обслуживания, то на 1 января 2001 года осталось всего 220 предприятий, в которых занято 1835 человек.   Закрылись многие мастерские по ремонту и изготовлению мебели, химчистки, прокатные пункты. Ателье по ремонту и пошиву одежды, вязке и ремонту трикотажа, ремонту обуви сегодня - небольшие, слабо оснащенные производства.

Доля предприятий государственной и муниципальной собственности в общем числе предприятий службы быта составляет 20 процентов.

В 2000 году населению области оказано услуг бытового характера на сумму 233,4 млн. рублей, что составляет 104,2 процента к уровню 1999 года. Физические объемы реализации бытовых услуг к уровню 1990 года - 30 процентов. В общем объеме бытовых услуг 54 процента выполнены предпринимателями, работающими без образования юридического лица.

Удельный вес наиболее популярных среди населения услуг за последнее десятилетие заметно снизился: ремонт и индивидуальный пошив одежды, пошив и вязка трикотажных изделий - с 18,8 процента до 10,1 процента, химическая чистка и крашение - с 1,6 процента до 0,4 процента, ремонт и строительство жилья - с 7,3 процента до 3,4 процента, прокат - с 1,6 процента до 0,5 процента.

Процессы, происходящие в бытовом обслуживании населения, непосредственно связаны с состоянием потребительского рынка, уровнем доходов и платежеспособностью населения.

Прирост объемов бытовых услуг в последнее время происходит в основном за счет потребления наиболее дорогих услуг обеспеченными слоями населения.

Одним из основных показателей развития бытового обслуживания населения является показатель обеспеченности бытовыми услугами каждого жителя. В среднем по области этот показатель в 2000 г. составил 293,2 рубля против 260 рублей в 1999 году, что явно недостаточно для нормального удовлетворения потребностей населения.

По сумме потребляемых услуг в расчете на душу населения выделяются города Псков и Великие Луки - почти в 2 раза выше, чем в среднем по области. В Гдовском, Дедовичском, Локнянском, Печорском, Палкинском и Порховском районах объем услуг на одного жителя в 5-8 раз ниже среднеобластного. Из 370 комплексных приемных пунктов на селе сохранились единицы, резко сократился перечень предоставляемых услуг. Выездное обслуживание сохранилось частично и проводится нерегулярно из-за отсутствия транспорта у предприятий бытового обслуживания.

Предприятия бытового обслуживания испытывают недостаток специалистов с высшим и средним специальным образованием, особенно технологов швейного и трикотажного производств, конструкторов и модельеров. Уровень подготовки специалистов по ремонту теле-, радио- и бытовой техники не соответствует требованиям по ремонту импортной бытовой техники.

В области нарушены кооперированные связи между предприятиями бытового обслуживания со специализированными производствами.

Материально-техническая база абсолютного большинства предприятий устарела. Не удовлетворяется потребность населения в услугах по химчистке изделий из кожи и меха, дубленок из-за отсутствия оборудования.

Таким образом, для развития бытового обслуживания населения в Псковской области необходимо создать экономические условия для привлечения в сферу предпринимателей, а также увеличить число предприятий, занимающихся бытовыми услугами, создать дополнительные рабочие места и оснастить их на уровне современных технологий, подготовить необходимых специалистов по оказанию качественных услуг.

     Для этого требуется:     

- государственная поддержка мероприятий, способствующих росту активности предпринимателей, создание условий, благоприятствующих развитию сферы услуг;

      - финансовая поддержка юридических и физических лиц, оказывающих бытовые услуги населению.

Основные цели и задачи Программы

  

Основными целями и задачами являются:

-  более полное удовлетворение потребностей населения в бытовых услугах, и в первую очередь - в сельской местности;

-  обеспечение минимально необходимого уровня бытового обслуживания сельского населения с последующим расширением услуг;

-  внедрение системы управления процессом организации бытового обслуживания в области;

-  обеспечение благоприятного экономического режима хозяйствования субъектов рынка бытовых услуг;

-  укрепление материально-технической базы предприятий сферы бытовых услуг;

- принятие действенных мер по финансово-экономической поддержке предприятий сферы бытового обслуживания, выполняющих социальные заказы;

- развитие бытовых услуг, связанных с восстановлением потребительских свойств предметов пользования в быту;

- улучшение работы по подготовке кадров.

Ресурсное обеспечение Программы


Финансовое состояние большинства работающих предприятий бытового обслуживания населения сложное. Их развитие сдерживает недостаток собственных оборотных средств. До настоящего времени около 70 процентов предприятий убыточны или имеют низкую рентабельность.

       Перевод в 1999 году предприятий и предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход несколько улучшил положение: частично погашены задолженности по налогам, коммунальным платежам, аренде помещений.

Однако для абсолютного большинства предприятий причины, мешающие их нормальному развитию, остаются прежними: отсутствие инвестиций, нехватка оборотных средств, а также средств на восстановление и приобретение оборудования и транспорта, низкая зарплата работающих.

    

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий бытового обслуживания, бюджетных и внебюджетных средств, в том числе и средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Общая стоимость Программы

23490 тыс. руб.

в том числе:

Областной бюджет



16730 тыс. руб.

Местные бюджеты
(строка в редакции постановления областного Собрания депутатов от 28.04.05 N 1066)

4360 тыс. руб.

Внебюджетные средства

2500 тыс. руб.

Гарантийные обязательства областного бюджета

2500 тыс. руб.


Объемы и источники финансирования Программы
с разбивкой по годам в таблице 1 приложения 7.


Механизм реализации


Отбор исполнителей проектов по реализации мероприятий Программы, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется только на конкурсной основе.

Основным механизмом реализации Программы является утверждение ежегодных планов выполнения программных мероприятий и заключение договоров с исполнителями отдельных мероприятий. Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений или договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.     

Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации Программы в целом. Ожидаемые конечные результаты

Осуществление Программы позволит стабилизировать и улучшить бытовое обслуживание населения области.

     За пять лет сеть предприятий должна увеличиться на 400 единиц.

Дополнительно предусматривается создать не менее 400 рабочих мест.

Расширится перечень бытовых услуг, оказываемых населению, за счет внедрения 50 новых видов услуг.

Восстановление 142 сельских комплексных приемных пунктов позволит реализовать право сельских жителей на бытовое обслуживание.

Ежегодное увеличение объемов бытовых услуг от 5 до 7 процентов позволит к 2006 году обеспечить реализацию бытовых услуг в расчете на каждого жителя области на 370 рублей.

Замена устаревшего оборудования и применение новых технологий улучшит состояние окружающей среды.

Охрана окружающей среды

  

        Оценка воздействия на окружающую среду программных мероприятий.

Одним из основных требований природоохранного законодательства является составление оценки воздействия проектируемых объектов строительства, реконструкции и расширения на окружающую природную среду.

Оценка воздействия выполнена для предупреждения деградации окружающей среды под влиянием намечаемой хозяйственной деятельности, обеспечения экологической стабильности территории района размещения объекта, создания благоприятных условий жизни, охраны здоровья населения, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Местоположение и размещение объектов бытового обслуживания будут согласованы с территориальными органами государственного надзора: ФГУ "Псковводхоз", ФГУ ЦГСЭН, пожарной инспекцией, комитетом природных ресурсов области с учётом "Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежно-защитных полосах" и постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 N 1404.

Осуществление областной целевой программы "Государственная поддержка и развитие бытового обслуживания населения в Псковской области на 2002-2006 годы" позволит расширить перечень бытовых услуг за счёт внедрения 50 новых видов услуг и восстановить 142 сельских комплексных приёмных пункта (приложения 2 и 6).

По системе программных мероприятий планируется финансировать:

- существующий в г. Пскове производственный участок по химчистке (МУП химчистка "Снежинка") изделий из кожи, замши, меха;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»