ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении областной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы"



Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и в соответствии с постановлением Администрации Псковской области от 03.11.99 N 321 "О мерах по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на территории области", областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить соответствующие программы развития земельной реформы на период до 2002 года включительно.

3. Администрации области в 2001 году обеспечить финансирование мероприятий программы "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы" за счет средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования.

Председатель областного

Собраниядепутатов                                                                                   Ю.А.Шматов

Псков

26 апреля 2001 года

N 754

Утверждена
постановлением
Псковского областного
Собрания депутатов
от 26.04.2001 N 754

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие земельной реформы в Псковской области
на 2001-2002 годы"


Паспорт
областной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы"

Наименование Программы

- областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

(наименование документа)

- постановление Администрации Псковской области от 03.11.99 N 321 и распоряжение Администрации области от 08.02.2001 N 60-р "О разработке областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы"

Заказчик Программы

- комитет по земельным ресурсам и землеустройству Псковской области

Разработчик Программы

- комитет по земельным ресурсам и землеустройству Псковской области

Цели и задачи Программы

- повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста

Сроки реализации Программы

- 2001-2002 годы

Перечень основных мероприятий Программы

- обеспечение приватизации городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах и поселениях;

- обеспечение мероприятий по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, собственности области и муниципальной собственности;

- развитие рынка земли:

развитие ипотечного кредитования;

ведение государственного земельного кадастра;

кадастровое зонирование территорий;

проведение государственной кадастровой оценки земель, картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельных преобразований;

ведение мониторинга земель;

государственный контроль за использованием и охраной земель;

проведение информационно-разъяснительной работы среди населения

Объемы и источники финансирования

Всего

в том числе

федеральный бюджет

областной бюджет

2001-2002 годы


19,9 млн.руб.


12,55 млн.руб.

7,35 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- обеспечение прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под контролем государства;

- отнесение земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности;

- обеспечение функционирования рынка земли;

- развитие ипотеки земли и создание благополучных условий для инвестиций;

- эффективное и рациональное использование земельных ресурсов на всех уровнях управления ими;

- повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов

Контроль за исполнением Программы

- Администрация области

     

I. Основные положения Программы


Областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы" разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и постановления Администрации Псковской области от 03.11.99 N 321 "О мерах по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на территории области".

    1.1.Основные итоги земельных преобразований в Псковской области в 1991-1998 годах

Проводимые в области преобразования были направлены на укрепление различных форм собственности на землю, развитие многоукладных способов хозяйствования на земле, передачу земель органам местного самоуправления, упорядочение арендных отношений, формирование фонда перераспределения земель. В структуре земельного фонда области (5540 тыс. га) произошли коренные изменения, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 54 процента (2997,7 тыс. га) всех земель области, земель лесного фонда 25 процентов (1370,9 тыс. га), земель запаса - 8 процентов (431,9 тыс. га), земель водного фонда - 5 процентов (299,2 тыс. га), населенных пунктов -4 процента (253 тыс. га), промышленности и транспорта - 2 процента (102,1 тыс. га), земель особо охраняемых территорий - 2 процента (85,1 тыс. га).

Сельскохозяйственные угодья занимают 1538,8 тыс. га, или 28 процентов общей площади, в том числе 881,6 тыс. га пашни - 57 процентов от площади сельхозугодий. На долю лесов и древесно-кустарниковой растительности приходится 2987 тыс. га, или 54 процента от общей площади.

Завершившийся этап земельных преобразований привел к существенному сокращению государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация 971 тыс. га их земель. В итоге более 136 тысяч работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств (3 тысячи), в распоряжение которых передано 97 тыс. га. Сформирован фонд перераспределения земель на площади 348 тыс. га. В собственность граждан передано 1153 тыс. га, или 75 процентов всех сельскохозяйственных угодий территории области.

В ведение администраций волостей передано 376 тыс. га земли. Решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства имеют 335 тысяч граждан. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 190 тыс. га земель. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос на 0,84 га и составляет 1,2 га, а для садоводства - на 0,09 и составляет 0,15 га.


Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 322,5 тыс. граждан и 7,9 тысячам юридических лиц и крестьянских хозяйств.

Введена платность землепользования. Принят Закон Псковской области "О ставках земельного налога в Псковской области". Ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.

Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 30,4 млн. руб., в 1996 году - 37,9 млн. руб., в 1997 году - 34,7 млн. руб., в 1998 году - 39,4 млн. руб., в 1999 году - 57,8 млн. руб. Земельный налог и арендная плата в местных бюджетах распределяются следующим образом: за сельскохозяйственные земли - 100 процентов остаются в местных бюджетах, за земли городов и п.г.т. - 30 процентов перечисляются в федеральный бюджет, 20 процентов - в областной, 50 процентов - в бюджеты районов и городов.

Формируются основы земельного рынка. Количество сделок с землей возрастает и в настоящее время достигло более 5,6 тысяч в год. Несмотря на ряд положительных итогов в проведении земельной реформы, процессы реформирования проходили в условиях явной недостаточности законодательной базы, определяющей полноту и целесообразность земельных преобразований, формирование и функционирование всей системы земельных отношений, обеспечивающей реализацию эффективной земельной политики.

Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения, хотя земельная реформа не может ограничиваться преобразованиями только в сельском хозяйстве. Сегодня большое экономическое значение имеет использование потенциала земель городов, поселков, промышленности, а также других категорий земель.

Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы устарели и требуют пересмотра. Земельные платежи расходуются не на проведение земельных преобразований, что противоречит действующему законодательству. До сих пор законодательно не проведено разграничение земель, находящихся в федеральной, областной и муниципальной собственности.

    Не в полной мере реализуются права собственников земельных долей.

Финансовое и материальное обеспечение реформы осуществляется крайне плохо из бюджетов всех уровней. В 1997-1998 годах практически были свернуты все землеустроительные работы, тормозится создание земельного кадастра, проведение оценки земель и другие работы.

     1.2.    Цели и задачи Программы

Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.

Земельные преобразования - важнейший элемент структурной перестройки экономики области, одно из основных направлений  государственной политики, содержанием которой на нынешнем этапе являются:

осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;

вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры;

перераспределение земли и передача ее эффективно хозяйствующим субъектам;

     повышение плодородия почв и охрана земель;

приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;

отнесение земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности области и в муниципальной собственности;

создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на территории области.

Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

     1.3.    Технико-экономическое обоснование

Программа "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы" обеспечи разработку и реализацию комплекса взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в целом завершить осуществление земельной реформы в области и приступить к этапу создания эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

Намеченные в 1991-1998 гг. мероприятия по осуществлению земельной реформы велись при недостаточном финансировании со стороны всех уровней бюджетов. Недостаточное финансирование земельно-кадастровых работ привело к том, что при перераспределении земель часто отсутствовали предпроектные проработки, технико-экономические обоснования и расчеты.

Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра. Обеспечит целевое использование земель, переход на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков, дифференцированию ставок земельного налога в городах и других поселениях, проведение государственной кадастровой оценки земель, составление землеустроительных проектов.

II. Мероприятия Программы


    2.1. Стабилизация отношений собственности на землю

Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:

передача земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота);

инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;

установление порядка управления и распоряжения землями, находящимися в ведении муниципальных образований;

установление порядка изъятия, передачи и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

определение принципов предоставления и охраны земель, имеющих залегание полезных ископаемых;

введение процедуры предварительного согласования до предоставления земельных участков под жилищное, производственное строительство и строительство инженерных коммуникаций и сооружений.

     2.2. Укрепление прав граждан на землю

Решение задачи укрепления прав граждан на землю предполагает:

обеспечение   всем   гражданам   Российской   Федерации   возможности   получить   земельный  участок  в собственность, пользование;

обеспечение    права    граждан     приватизировать     в    установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;


обеспечение  всем  гражданам  -  собственникам  земельных  участков  и  земельных долей свободы в распоряжении этими   участками и земельными долями   (в   той   мере,   в   которой   их   оборот   допускается   федеральным законодательством);


      активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и  земельных долей.

      2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости

Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.

Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:

     
     развитие рыночного оборота земли и недвижимости;

     создание инфраструктуры рынка земли и другой  недвижимости;

     информационное обеспечение земельного рынка.

Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:

стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий;

переход в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков;

развитие ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;

совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство.

Обеспечение инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:

определения порядка предоставления земельных участков и развития рынка землеустроительных услуг;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»