ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении областной целевой программы
"Реформирование статистики в 2001-2002 годах"

В целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов государственной власти области, органов местного самоуправления и других потребителей в статистической информации о социально-экономическом развитии области, ее городов и районов областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Реформирование статистики в 2001-2002 годах" (прилагается).

2. Объемы финансирования Программы на 2002 год определить при формировании областного бюджета на 2002 год.

     Председатель областного
     Собрания депутатов                                   Ю.А.Шматов

Псков
29 марта 2001 года
N 719

Утверждена
постановлением областного
Собрания депутатов
от 29.03.2001 N 719

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 2001-2002 ГОДАХ"

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Реформирование статистики в 2001-2002 годах"

Наименование        - областная целевая программа "Реформирование
программы             статистики в 2001-2002 годах"

Решение о           - распоряжение Главы Администрации области
разработке            от 16.03.2001 N 126-Р
программы

Областной заказчик  - Псковский областной комитет государственной
программы             статистики

Основные            - Псковский областной комитет государственной
разработчики          статистики
программы

Цель и задачи       - целью программы является дальнейшее
программы,            реформирование статистики для наиболее полного
важнейшие             удовлетворения потребностей органов
целевые показатели    государственной власти, органов местного
                      самоуправления и других потребителей в
                      объективной статистической информации о
                      социально-экономическом развитии области,
                      городов и районов, отраслей и секторов
                      экономики, хозяйствующих субъектов. Для
                      достижения этой цели будет организовано
                      комплексное статистическое наблюдение за
                      деятельностью хозяйствующих  субъектов  малого
                      предпринимательства, индивидуальных
                      предпринимателей; внешнеэкономической
                      деятельностью предприятий, крестьянскими
                      (фермерскими) хозяйствами, дополнительная
                      регистрация цен

Срок реализации     - 2001-2002 годы
программы

Исполнитель         - Псковский областной комитет государственной
основных мероприятий  статистики
программы

Объемы и источники  - объем финансирования программы в 2001-2002
финансирования        годах составит 1000 тыс.рублей. Программа
                      финансируется из областного бюджета

Ожидаемые конечные  - реализация программы позволит на основе
результаты            внедрения современных методологий в сфере
реализации            статистики и информационных технологий
программы             обеспечить потребности в статистической
                      информации органов государственной власти,
                      органов местного самоуправления, средств
                      массовой информации, населения, научной
                      общественности, коммерческих структур. Во
                      взаимодействии с органами исполнительной
                      власти области и органами местного
                      самоуправления в соответствии с принятой
                      методологией будет осуществляться анализ
                      общественного и экономического развития
                      области, городов и районов. Получит дальнейшее
                      развитие Единый государственный регистр
                      предприятий и организаций, индивидуальных
                      предпринимателей, крестьянских (фермерских)
                      хозяйств. За счет средств бюджета будут
                      проводиться различные мониторинги,
                      многоцелевые обследования. На основе внедрения
                      новой техники и технологии будут созданы базы
                      данных на областном и районных уровнях

Система организации- контроль за реализацией программы осуществляет
контроля за          Администрация области
исполнением
программы

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИКИ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Мероприятия областной целевой программы "Реформирование статистики в 2001-2002 годах" являются продолжением процесса реформирования статистики, в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учёта и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Первый этап реформирования статистики был осуществлен на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, внедрена единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Сформированы основные социальные показатели, характеризующие рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие; макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка товаров и услуг, которые использовались в управлении экономикой области.

Развитие экономических реформ, спрос на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления, а также появление спроса со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым реформирование статистического наблюдения. За последние годы резко повысился спрос на информацию по потребительским ценам, ценам производителей, тарифам на услуги, жизненному уровню населения, прожиточному минимуму, финансовому состоянию предприятий, состоянию расчетов, задолженности по зарплате, влиянию на экономику районов и области малого и индивидуального предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств.

В результате принятия областной целевой программы в 2001-2002 годах на базе современной системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности расширится информация о социально-экономическом положении области и муниципальных образований. Это даст возможность создать базы данных на этих уровнях.

В связи с перераспределением функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы, переходом на несплошные методы наблюдения повысится роль региональной статистики. Обеспечится высокая оперативность и объективность статистических данных, повысится программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия для работников статистики.


2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является реформирование статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области, города, района, хозяйствующих субъектов.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

- совершенствование статистической информационной базы для наблюдения общественных и социально-экономических явлений в области, городе, районе;

- переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации, соблюдая требования по обеспечению защиты информации от несанкционированного доступа;

- укрепление материально-технической базы органов государственной статистики.


3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия позволят:

сформировать информационные ресурсы в соответствии с потребностями органов власти, других пользователей статистических данных;

развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учёта хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;

создать регистр индивидуальных предпринимателей;

обеспечить сопоставимость статистических данных на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;

активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти и местного самоуправления. Предполагается перестроить методы сбора информации, использовав сплошной учет крупных, средних и малых предприятий всех форм собственности.

Среди перспективных направлений получения статистической информации будут использованы переписи (предприятий бытового обслуживания, крестьянских (фермерских) хозяйств и объектов незавершенного строительства), наблюдение за деятельностью индивидуальных предпринимателей.

Предусмотренные программой изменения потребуют измененных программных продуктов и использования вычислительной техники, при которых интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа.

Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

     

3.1. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

Статистические органы, начиная с 1995 года, в соответствии с Федеральной программой статистических работ осуществляют выборочное наблюдение за деятельностью малых предприятий, которое охватывает 20 процентов зарегистрированных предприятий.

По состоянию на 01.01.2000 в области зарегистрировано около 3000 субъектов малого предпринимательства, что составляет 20 процентов в общем количестве хозяйствующих субъектов. В строительстве, торговле, общей коммерческой деятельности, непроизводственных видах бытового обслуживания населения на малых предприятиях сосредоточено свыше одной трети объема работ (услуг), производимых в области.

Однако распространённые итоги выборочного обследования на региональном уровне (в отличие от федерального, имеющего большую выборку) не всегда репрезентативны.

Так, на районном уровне информация может быть не представлена, если в выборку не попадут предприятия этого района.

Предлагаемое комитетом государственной статистики комплексное ежегодное статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов малого предпринимательства позволит:

- создать базу данных, содержащую основные показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого малого предприятия;

- получить более точную информацию по полному кругу малых предприятий в целом по области, отраслям экономики, районам (городам), а именно:

объём продукции, оборот розничной торговли, объём бытовых услуг, подрядных работ, численность занятых в экономике области;

выручку от реализации товаров и услуг, прибыль (убыток);

инвестиции в основной капитал;

фонд заработной платы и среднюю зарплату;

долю малых предприятий в количестве хозяйствующих субъектов.

Проведение обследования индивидуальных предпринимателей необходимо в связи с ростом в последние годы их роли в экономике. Основными целями данного обследования являются:

- получение информации о том, что представляет собой индивидуальное предпринимательство и какова его роль в социально-экономическом развитии области;

- получение основы для организации дальнейших выборочных наблюдений за деятельностью предпринимателей.

Проведение переписи предприятий, организации бытового обслуживания населения позволит получить достоверную статистическую информацию об уровне потребления населением платных услуг с учетом неформальной деятельности. Полученная информация будет использована при расчете выпуска продукции и добавленной стоимости, при составлении счета использования доходов в системе национальных счетов и для составления баланса доходов и расходов.

Статистическое наблюдение за внешнеэкономической деятельностью предприятий и организаций области, начиная с 1996 года, сосредоточено в таможенных органах. Однако в них ведется учет внешнеэкономической деятельности всех юридических и физических лиц, декларирующих грузы на таможнях области (включая регионы РФ), что не отражает фактические данные об экспортно-импортных операциях предприятий и организаций области. Сосредоточение же статистики внешнеэкономической деятельности в органах государственной статистики позволит получать информацию об объёме экспортно-импортных операций предприятиями области, в том числе по странам, об ассортименте и объёме экспорта (импорта) товаров.

Статистические данные об экспорте (импорте) продукции позволят осуществлять маркетинговый анализ сегментов регионального рынка. На основе статистических данных об экспорте (импорте) продукции можно будет делать анализ движения денежных средств. Кроме того, информация об экспорте товаров, произведённых предприятиями области, будет свидетельствовать об экспортоспособных производствах, в которые целесообразно вкладывать инвестиции.

В последнее время не осуществлялись переписи незавершённого строительства, поэтому комитет государственной статистики не располагает достаточной информацией об объектах незавершённого строительства. Для этого предполагается провести единовременный учет объектов, находящихся в стадии строительства, законсервированного или временно приостановленного с целью выявления степени их технической готовности, состояния финансирования и создания рынка объектов незавершенного строительства, что приведет к сокращению объектов незавершенного строительства и поступлению налогов с недвижимости.

Стоимость минимального набора продуктов питания в разрезе районов области может быть использована для анализа внутрирегиональных изменений цен по фиксированной корзине товаров с едиными объемами потребления продуктов питания, а так же для целей региональной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике и определения покупательной способности, среднедушевых доходов, средней пенсии, заработной платы и прочих выплат населению.

В связи с изменениями социально-экономической структуры общества возникла необходимость применения итогов бюджетного обследования в экономических расчетах и исследованиях в области уровня жизни населения.

Обследованием домохозяйств достигаются цели:

- получение весовых показателей для расчетов индексов потребительских цен;

- оценка различий в уровне материального положения;

- определение сферы распространения бедности через расходы и потребление домохозяйств.

Новые показатели, получаемые в итогах обследования, такие как располагаемые ресурсы и расходы на конечное потребление, позволяют получать данные для оценки социально-экономической дифференциации и уровня бедности населения. Характеристики уровня бедности определяются по размеру денежных доходов по каждому домохозяйству, рассчитанному из регистрируемых сумм денежных расходов и прироста финансовых активов.

К числу наиболее важных проблем совершенствования обследования домашних хозяйств, в связи с постоянным расширением круга изучаемых вопросов, относится переход на качественно новые технологии обработки итогов, которые обеспечат увязку с действующими в настоящее время информационными системами и сопряженными наблюдениями, такими как:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»