ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об областной целевой программе "Одаренные дети" на 2001-2002 годы
Рассмотрев представленный Администрацией Псковской области проект областной целевой программы "Одаренные дети" на 2001-2002 годы, областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Одаренные дети" на 2001-2002 годы (прилагается).
2. Объемы финансирования данной программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Председатель областного
Собрания депутатов Ю.А.Шматов
Псков
28 декабря 2000 года
N 637
УТВЕРЖДЕНА
постановлением областного
Собрания депутатов
от 28.12.2000 N 637
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
на 2001-2002 годы
П А С П О Р Т
областной целевой программы "Одаренные дети"
на 2001-2002 годы
Наименование программы Областная целевая программа
Одаренные дети на 2001-2002 годы
Наименование, дата и номер Постановление Правительства РФ
решения о разработке от 25.08.2000 N 625 "О федеральных
программы целевых программах по улучшению
положения детей в Российской
Федерации на 2001-2002 годы"
Распоряжение Администрации области
от 04.11.2000 N 615-р "О разработке
областных целевых программ по
улучшению положения детей в
Псковской области в 2001-2002 году".
Областной заказчик Главное управление общего и
профессионального образования
Псковской области
Разработчик программы Главное управление общего и
профессионального образования
Псковской области
Цель и задачи программы, Развитие интеллектуальных
важнейшие целевые показатели ресурсов Псковской области
Создание условий для развития
и реализации потенциальных
возможностей одаренных детей
Проведение опытно-экспериментальной
и научно-исследовательской работы,
направленной на создание системы
выявления и развития одаренных детей
Сроки реализации программы 2001-2002 годы
Источники финансирования Областной бюджет
Исполнители основных Главное управление общего и
мероприятий программы профессионального образования
Псковской области
Объемы и источники Всего 3.500 тыс. руб.
финансирования программы
в том числе
2001 г. - 500 тыс. руб.
2002 г. - 3.000 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Создание системы работы с
результаты реализации одаренными детьми, которая
программы позволит творческой личности
найти себя и самореализоваться
в жизни
Контроль за исполнением Администрация Псковской
программы области
СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Проблема одаренных детей заключается прежде всего в том, что на протяжении длительного времени существовало табу на сам феномен детской одаренности. Таким образом, сформировалось отношение общества к одаренным детям. Теперь этот запрет снят. Общество, государство прилагают усилия, чтобы хоть в какой-то мере наверстать то, что упущено (по сути безвозвратно). А упущены не только тысячи человеческих судеб, которые могли стать, но не стали выдающимися. Упущено время, которое необходимо для разработки методов обучения и воспитания одаренных детей, для подготовки соответствующих педагогических и научно-исследовательских кадров, для разработки системы выявления и диагностики одаренных детей Псковской области.
Учитывая эти проблемы, Администрация области и Главное управление общего и профессионального образования Псковской области уделяют большое внимание одаренным, талантливым детям, за которыми будущее региона: экономическая состоятельность, интеллектуальный потенциал, творческий взлет нации.
На территории Псковской области функционирует 465 школ, в них обучается 97876 учащихся, работают 9892 учителя. Среди такого числа учащихся и учителей много людей творческих, способных, одаренных. На одаренных и способных детей возлагаются большие надежды. В области открыты 12 лицеев: технический, гуманитарный, экономики и основ предпринимательства, технологический, естественно-математический, экономический, милицейско-правовой, таможенно-правовой "Развитие", педагогический лицей, лицей "Образование и развитие"; 10 гимназий и учреждений образования с новыми формами организации учебно-воспитательного процесса: агрошкола - интернат (п.Красногородск), агрошкола (д.Макушино Опочецкого района), школа N 5 города Пскова с углубленным изучением предметов русской культуры, Псковский областной центр развития одаренных школьников (система обучения - очно-заочная; отделения: русский язык, литература, английский язык, информатика, математика, физика, химия, биология). При техническом лицее города Пскова работают для учащихся среднего звена разных школ города компьютерная школа, школа развития, естественно-математическая школа. Областной эколого-биологический центр работает по направлениям экология и биология. В Центре образования "Псковский педагогический комплекс" имеются: отделение искусств (музыкальное, танцевальное), гимназическое отделение, билингвистическое отделение ("школа будущего"). При гуманитарном лицее открыты отделения: физиологическое, иностранных языков (английский, французский), естественное, физико-математическое, историческое, начальных классов. В городе Острове открыт спортивно-оздоровительный центр "Юность" (школа олимпийского резерва по лыжному спорту). В г.Пскове имеется Псковский региональный центр экономического образования; в п. Переслегино Великолукского района Дом детского творчества занимается развитием творческих способностей сельских школьников. Детский сад N 7 г.Пскова работает над развитием у детей дошкольного возраста творческого воображения и обучения элементам теории решения изобретательских задач. Детский сад N 9 г.Пскова работает по методике М.Монтессори. Детский сад "Светлячок" г.Печоры работает по программам, основанным на изучении традиций русской культуры.
Псковский Политехнический институт Санкт-Петербургского государственного технического университета организовал вечернюю физико-математическую школу для учащихся школ города. Высшее профессиональное училище N 14 г.Пскова (художественно-промышленный лицей) готовит учащихся по профессии реставратор-строитель по специальностям: художник росписи по дереву, художник по лепке, художник иконописи. Профессиональное училище N 8 г.Великие Луки готовит учащихся по специальности художник росписи по дереву. Обучение в вышеперечисленных учебных заведениях доступно всем.
В качестве поддержки одаренных школьников учреждены дипломы города и области и именные стипендии знаменитых людей, связавших свою судьбу с Псковщиной (А.С.Пушкин, В.А.Каверин, историк М.И.Семевский, братья Д. и Х.Лаптевы, М.П.Мусоргский, М.С.Вревский, С.В.Ковалевская).
В области проводятся научно-практические конференции учащихся, научно-исследовательские экспедиции, областные предметные олимпиады, конкурсы "Юные дарования", фольклорный фестиваль "Псковские зямчужины", областной детский Пушкинский праздник, смотры-конкурсы художественного и декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы технического творчества, спортивные соревнования. Псковские школьники успешно принимают участие в международных конкурсах: экологическом, конкурсе "Мир воды глазами детей". Многие областные мероприятия для талантливых детей получили статус всероссийских и международных.
Таким образом, в области накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. Главное управление общего и профессионального образования координирует работу различных учреждений и общественных объединений, направленную на поиск и развитие одаренных детей. Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
Центральная идея программы - поиск и воспитание юных талантов области. Всемирная поддержка талантливых детей приобрела сегодня статус приоритетной государственной задачи, призванной привлечь внимание общественности к сохранению генофонда нации, "взращиванию" завтрашней интеллигенции, способной развивать научный и культурный потенциал России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является создание на региональном уровне условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание условий для выявления одаренных детей;
осуществление поддержки одаренных детей;
развитие и поддержка учреждений, работающих с одаренными детьми;
создание условий одаренным детям для вхождения в сложный мир знаний, науки, творчества, искусства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Развитие образовательных учреждений, работающих с
одаренными детьми
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми; строительство специализированных образовательных учреждений для обучения и воспитания детей с высокими интеллектуальными способностями, детей со способностями в области искусства и спорта.
II. Экспериментальная и научно-исследовательская работа
Предусматриваются мероприятия по изучению проблем развивающего образования, созданию системы диагностики и выявления способных и одаренных детей; разработка методических рекомендаций, образовательных и учебных программ для индивидуализации обучения одаренных детей; создание и оснащение экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений области, занимающихся проблемами одаренных детей.
III. Организационно-массовые мероприятия по работе
с одаренными детьми
Включаются мероприятия, направленные на выявление талантливых и одаренных детей в различных областях науки, искусства, спорта.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
разработать систему работы, направленную на создание условий для развития творческого, интеллектуального потенциала одаренных детей Псковской области,
поднять престиж науки, искусства, спорта в Псковской области.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
на 2001-2002 годы
N Мероприятия Исполнители Источники Финансирование Итого
пп финанси- (тыс.руб.)
рования 2001г. 2002г.
I раздел. Развитие образовательных учреждений, работающих с
одаренными детьми
1 Создание областной Главное Областной 1.500 1500
специализированной управление бюджет
школы-интерната для общего и
одаренных детей профессиональ-
области ного образова-
ния области
2 Приобретение Главное -"- 470 470
автобуса на 35-40 управление
мест для областного общего и
центра детско-юно- профессиональ-
шеского туризма и ного образова-
экскурсий ния области
3 Приобретение малой Главное -"- 200 200
типографии для управление
Областного центра общего и
развития одаренных профессиональ-
школьников ного образова-
ния области,
Областной центр
развития ода-
ренных школьников
4 Создание междуна- Главное управ- -"- 150 150
родной школы по ление общего и
проекту "Еврошколы" профессиональ-
на базе гуманитар- ного образова-
ного лицея г.Пскова ния области,
Гуманитарный
лицей
Итого по разделу 2320 2320
N Мероприятия Исполнители Источники Финансирование Итого
пп финансирования (тыс.руб.)
2001г. 2002г.
II раздел. Экспериментальная и научно-исследовательская деятельность
1 Участие во всерос- Главное управ- Областной 90 100 190
сийских и междуна- ление общего и бюджет
родных конкурсах и профессиональ-
олимпиадах талант- ного образова-
ливых учащихся, ния области
студентов, аспи-
рантов и молодых
ученых области
2 Проведение научно- Главное управ- -"- 50 50 100
исследовательских ление общего и
экспедиций уча- профессиональ-
щихся и студентов ного образова-
ния области,
Областной эко-
лого-биологи-
ческий центр,
Областной центр
развития одарен-
ных школьников,
Областной центр
детско-юношес-
кого туризма и
экскурсий,
Областной центр
творчества
учащихся
Итого по разделу 140 150 290
N Мероприятия Исполнители Источники Финансирование Итого
пп финансирования (тыс.руб.)
2001г. 2002г.
III раздел. Организационно-массовые мероприятия по работе
с одаренными детьми
1 Назначение именных Главное управ- Областной 110 110 220
стипендий и премий ление общего и бюджет
для одаренных детей профессиональ-
в области науки, ного образова-
искусства, спорта ния области
и технического
творчества
2 Организация работы Главное управ- -"- 50 50
летних профессио- ление общего и
нальных лагерей по профессиональ-
программам работы ного образова-
с одаренными детьми ния области
разных направлений
Областной центр -"-
развития одарен-
ных школьников,
Областной эколого- -"-
биологический
центр,
Областной центр -"-
детско-юношеского
туризма и экскур-
сий,
Областной центр -"-
творчества уча-
щихся,
Областной центр -"-
внешкольной
спортивной работы
3 Проведение област- Областной центр -"- 60 100 160
ных предметных развития одарен-
олимпиад ных школьников
4 Участие во всерос- Областной центр -"- 100 140 240
сийских предметных развития одарен-
олимпиадах ных школьников
5 Проведение област- Главное управ- -"-
ных массовых меро- ление общего и
приятий с учащими- профессиональ-
ся области: ного образова-
ния области
- экологический Областной эколо- -"- 90 130 220
конкурс детских го-биологический
творческих работ центр,
"Мир воды глазами
детей"
- туристские слеты Областной центр -"-
и соревнования детско-юношес-
кого туризма и
экскурсий
- ежегодные сборы Областной центр
для высококвалифи- детско-юношеского
цированных спорт- туризма и экскур-
сменов сий
- фестиваль детских Областной центр
и юношеских фольк- творчества уча-
лорных коллективов щихся
"Псковские зямчу-
жины"
- детский пушкинс- Областной центр
кий праздник "Мой творчества уча-
Пушкин" щихся
- выставки декора- Областной центр
тивно-прикладного творчества уча-
и художественного щихся
творчества
- фестиваль худо- Областной центр
жественного твор- творчества уча-
чества щихся
- выставки и сорев- Областной центр
нования по техничес- творчества уча-
кому творчеству щихся
Итого по разделу 360 530 890
ВСЕГО ПО ПРОГРАММЕ 500 3000 3500
Текст документа сверен по:
официальная рассылка