ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обеспечение информированности населения
о правах в области охраны здоровья


г.Псков

1999 год

"Утверждаю"
Исполнительный директор
Псковского областного фонда
ОМС           Васильев А.М.
7 сентября 1999 г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Введение

Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" и др. с целью оказания методической помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья.

Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.

Термины, используемые в настоящих
методических рекомендациях

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Общие положения

В соответствии с Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" ответственность за предоставление достоверной информации гражданам и юридическим лицам об их правах и обязанностях возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ст.13 вышеупомянутого Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Согласно ст.24 отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущеpба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст.1 Федерального Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным Законом "О Прокуратуре Российской Федерации" возложен на Прокуратуру Российской Федерации.

              

Основные подходы к обеспечению информированности
населения о правах в области охраны здоровья

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Защиту прав граждан в системе ОМС осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).

Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, является одной из основных задач страховщика.

Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- Федеральный, территориальные фонды ОМС;

- страховщиков;

- медицинские учреждения.

Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

Права граждан Российской Федерации
в области охраны здоровья

1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

п.1 ст.41 Конституции Российской Федерации;

ст.ст.17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

2. Право граждан на обязательное медицинское страхование.

ст.ст. 236, 237 КЗОТ Российской Федерации;

ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

5. Право граждан на выбор врача.

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст.66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",

ст.45 Федерального Закона "О лекарственных средствах".

7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств

ст.42 Федерального Закона "О лекарственных средствах";

п.3 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94г. N 890.

8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции.

ст.ст.35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

9. Право граждан на проведение экспертизы.

раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

10. Право граждан на отказ от патолого-анатомического вскрытия.

ст.48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

11. Право граждан на трансплантацию органов.

Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

ст.47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.120 Уголовного кодекса Российской Федерации.

     12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы

ст.5 Федерального Закона "О рекламе";

ст.44 Федерального Закона "О лекарственных средствах";

Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95г. N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»