• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Обеспечение информированности населения
о правах в области охраны здоровья


г.Псков

1999 год

"Утверждаю"
Исполнительный директор
Псковского областного фонда
ОМС           Васильев А.М.
7 сентября 1999 г.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Введение

Настоящие методические рекомендации (далее - рекомендации) подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" и др. с целью оказания методической помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья.

Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.

Термины, используемые в настоящих
методических рекомендациях

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Общие положения

В соответствии с Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" ответственность за предоставление достоверной информации гражданам и юридическим лицам об их правах и обязанностях возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно ст.13 вышеупомянутого Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

- документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

- документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Согласно ст.24 отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущеpба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Согласно ст.1 Федерального Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным Законом "О Прокуратуре Российской Федерации" возложен на Прокуратуру Российской Федерации.

              

Основные подходы к обеспечению информированности
населения о правах в области охраны здоровья

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС.

Защиту прав граждан в системе ОМС осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации (объединения).

Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, является одной из основных задач страховщика.

Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на:

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- Федеральный, территориальные фонды ОМС;

- страховщиков;

- медицинские учреждения.

Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

Права граждан Российской Федерации
в области охраны здоровья

1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью.

п.1 ст.41 Конституции Российской Федерации;

ст.ст.17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

2. Право граждан на обязательное медицинское страхование.

ст.ст. 236, 237 КЗОТ Российской Федерации;

ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

5. Право граждан на выбор врача.

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст.66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.6 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",

ст.45 Федерального Закона "О лекарственных средствах".

7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств

ст.42 Федерального Закона "О лекарственных средствах";

п.3 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30.07.94г. N 890.

8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции.

ст.ст.35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

9. Право граждан на проведение экспертизы.

раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

10. Право граждан на отказ от патолого-анатомического вскрытия.

ст.48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

11. Право граждан на трансплантацию органов.

Закон Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";

ст.47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

ст.120 Уголовного кодекса Российской Федерации.

12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы

ст.5 Федерального Закона "О рекламе";

ст.44 Федерального Закона "О лекарственных средствах";

Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95г. N 161 "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы".

13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями.

Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией

Федеральный Закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека".

15. Право граждан на обслуживание действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Ст.69 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Федеральный Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

16. Права пациента.

ст.ст.30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии со ст.30 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ;

7) информационное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;

8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ;

9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь.

Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования, территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение медицинскими учреждениями функции информирования населения.

Вместе с тем, нельзя ограничиваться только организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.

Считаем необходимым представить таблицу участников обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС.

--------------------------------------------------------------------
    Органы и учреждения,               Органы и учреждения,
осуществляющие обеспечение           осуществляющие защиту прав
прав граждан в системе ОМС            граждан в системе ОМС
--------------------------------------------------------------------
1. Органы законодательной власти   1. Органы законодательной власти
2. Органы исполнительной власти    2. Органы исполнительной власти
3. Страхователи                    3. Страхователи
4. Фонды ОМС                       4. Фонды ОМС
5. СМО и их ассоциации             5. СМО и их ассоциации
6. Органы управления               6. Органы управления
   здравоохранением                   здравоохранением
7. Профессиональные медицинские    7. Профессиональные медицинские
   ассоциации                         ассоциации
8. Лечебно-профилактические        8. Лечебно-профилактические
   учреждения                         учреждения
9. Органы надзора за страховой     9. Органы надзора за страховой
   деятельностью                      деятельностью
10.ЛАК                             10.ЛАК
                                   11.Органы прокуратуры
                                   12.Органы юстиции
                                   13.Профсоюзные органы
                                   14.Антимонопольные комитеты
                                   15.Уполномоченный по правам
                                      человека
                                   16.Общество защиты прав
                                      потребителя
____________________________________________________________________

           

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОБЛЮДЕНИЕ
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТЕ
ОБРАЩЕНИЯ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ И СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ
СВЕДЕНИЯХ, ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ
НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО И ОТКАЗ ОТ НЕГО


1. Введение


Настоящие методические рекомендации являются попыткой разработки механизма обеспечения и защиты прав граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые нормы, определяющие право граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и иных передаваемых им при обращении за медицинской помощью сведений, на информированное добровольное согласие, как предварительное условие для медицинского вмешательства и отказ от него, установлены Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятыми Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993г. (N 5488-1).


2. Термины, используемые в методических рекомендациях

Пациент - лицо, обратившееся за медицинской помощью, получающее медицинскую помощь и связанные с ней услуги независимо от наличия или отсутствия у него заболевания.

Представитель пациента - лицо, как юридическое, так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством.

Медицинская помощь - лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, осуществляемые при болезнях, травмах, отравлениях, а также при родах.

Медицинское вмешательство - любое обследование, лечение и иное действие, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную или исследовательскую направленность, выполняемое врачом либо другим медицинским работником по отношению к конкретному пациенту.

Информированное добровольное согласие - добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.

Конфиденциальность медицинской информации - доверительность и секретность информации, сообщаемой пациентом медицинскому работнику.

Врачебная тайна - не подлежащие разглашению сведения о факте обращения пациента за медицинской помощью, диагноз и иная информация о состоянии его здоровья и частной жизни, полученные в результате обследования и лечения, профилактики и реабилитации (см.также статью 61 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан").

3. Законодательно-нормативная база

3.1. Право граждан на конфиденциальность информации

В соответствии со статьей 30 "Права пациента" Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан пациент при обращении за медицинской помощью и ее получении имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ (пункт 6), а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (пункт 9).

В статье 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" указано также, что информация, содержащаяся в медицинских документах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 Основ.

Статья 61 "Врачебная тайна" дополняет и раскрывает вышеназванные позиции и гласит, что:

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

3.2. Право пациента на информационное добровольное
согласие и отказ от медицинского вмешательства

Статья 31 "Право граждан на информацию о состоянии здоровья" Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляет право каждого гражданина в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.

Статья 32 "Согласие на медицинское вмешательство" Основ усиливает право граждан на информацию о состоянии своего здоровья, указывая, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие пациента.

В случаях, когда состояние пациента не позволяет ему выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах пациента решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц данного медицинского учреждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после сообщения им сведений о состоянии здоровья пациента и необходимости медицинского вмешательства. При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации и законных представителей пациента.

Согласно статьи 33 "Отказ от медицинского вмешательства" Основ гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшие возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Статья 34 Основ регламентирует оказание медицинской помощи без согласия граждан. Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия их законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей - судом.

Оказание медицинской помощи без согласия граждан или согласия их законных представителей, связанное с проведением противоэпидемических мероприятий, регламентируется санитарным законодательством.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия, или по решению суда.

4. Организационная деятельность территориальных фондов
ОМС по обеспечению конфиденциальности информации

     

4.1. Соблюдение конфиденциальности в территориальных фондах обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организациях

С введением обязательного медицинского страхования граждан увеличился круг лиц, получивших доступ к информации, составляющей согласно статье 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, врачебную тайну.

В связи с вышеизложенным для соблюдения права гражданина на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, необходимо организовать работу территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций в соответствии с приказом Федерального фонда ОМС от 25.03.98г. N 30 "О соблюдении конфиденциальности сведений, составляющих врачебную тайну". В частности, всем сотрудникам территориального фонда ОМС и страховых медицинских организаций, а также внештатным медицинским экспертам, пользующимся в силу своих служебных и профессиональных обязанностей медицинской документацией и другими материалами, содержащими сведения, составляющие врачебную тайну, оформляется соответствующий допуск и выдается специальный вкладыш к служебному удостоверению.

Кроме того, территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны провести необходимую подготовительную работу со страховщиками и медицинскими учреждениями по обеспечению права граждан на соблюдение конфиденциальности информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него, а также по обеспечению контроля указанных прав граждан.

Поскольку данный контроль предполагает определение наличия соответствующих записей в медицинской документации гражданина, раскрываемых в пп.4.2 и 5 настоящих методических рекомендаций, то его целесообразно объединить с вневедомственным контролем качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. Одновременно необходимо внести дополнения в договор о финансировании обязательного медицинского страхования и договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию в части обязанности страховщика контролировать не только объем и качество медицинских услуг, но и соблюдение права граждан на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью и связанных с этим сведениях, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от него.

4.2. Соблюдение конфиденциальности в медицинских учреждениях

При обращении граждан за медицинской помощью в лечебно-профилактических учреждениях информация о том, кому могут предоставляться сведения о факте обращения за медицинской помощью, в том числе о пребывании его в медицинском учреждении в настоящее время, состоянии его здоровья, диагнозе его заболевания и иных сведениях, полученных при его обследовании и лечении, должна заноситься в медицинскую документацию гражданина с его слов и подписываться им.

Аналогичная информация в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, определяется и подписывается их законным представителем.

В дальнейшем лечащий (или дежурный) врач, должностные лица медицинского учреждения, сотрудники справочного бюро должны руководствоваться данной информацией при ответах на запросы о пациенте.

5. Организационная деятельность территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению права пациента на информиpованное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства

В соответствии со статьей 31 Основ лечащий врач обязан разъяснить пациенту в доступной для него форме имеющуюся информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях, а также информировать пациента о ходе лечения, а при завершении лечения - о результатах проведенного лечения.

Получение пациентом либо его законным представителем вышеуказанной информации и согласие на медицинское вмешательство оформляется соответствующей записью в медицинской документации и подписывается пациентом либо его законным представителем и лечащим врачом.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для них форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе пациента поставить свою подпись, удостоверяющую информированность его о возможных последствиях отказа от медицинского вмешательства, отказ пациента от медицинского вмешательства подписывается заведующим отделением и лечащим врачом.

Порядок оформления и форма согласия и отказа пациента от медицинского вмешательства до установления законодательно определяется руководителем учреждением или территориальным органом управления здравоохранением.


Псков,
7 сентября 1999 года


Текст документа сверен по:
брошюра ФОМС

Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья

Название документа: Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья

Вид документа: Методические указания Псковского областного ФОМС

Принявший орган: Псковский областной Фонд обязательного медицинского страхования

Статус: Действующий

Дата принятия: 07 сентября 1999