• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Концепции по поддержке и развитию
текстильной  и легкой промышленности на 1999-2002 годы

В целях определения основных мер по поддержке предприятий текстильной и легкой промышленности, структурной перестройке предприятий, развитию сырьевой базы, сохранению и созданию новых рабочих мест и в соответствии с распоряжением Администрации области от 11.01.99г. N 5-р "О мерах по стабилизации работы предприятий текстильной и легкой промышленности области" постановляю:

1. Одобрить Концепцию по поддержке и развитию текстильной и легкой промышленности Псковской области на 1999-2002 годы и прилагаемые мероприятия по ее реализации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти области руководствоваться Концепцией по поддержке и развитию текстильной и легкой промышленности Псковской области на 1999-2002 годы при подготовке проектов нормативных правовых актов.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации области - председателя комитета по управлению государственным имуществом области Кушнира В.Я.

     И.о.Главы Администрации области                     А.П.Копосов

Псков,
8 июля 1999 года
N 204

ОДОБРЕНА
постановлением Администрации области
от 08.07.99г. N 204

КОНЦЕПЦИЯ
ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
на 1999-2002 годы

1999 год

Концепция по поддержке и развитию текстильной и легкой промышленности (далее - Концепция) разработана комитетом по промышленности Администрации области и специалистами ведущих предприятий области в соответствии с распоряжением Администрации области от 11.01.99г. N 5-р в целях определения общих положений по развитию предприятий текстильной и легкой промышленности области в рыночных условиях хозяйствования и определения основных направлений государственной политики, направленной на поддержание этих отраслей промышленности, на преодоление кризисных явлений, структурную перестройку предприятий, развитие сырьевой базы, сохранение и создание новых рабочих мест.

Исходной предпосылкой формирования предложенной в Концепции системы взглядов стали:

- исторически сложившаяся структура производственных мощностей в области:

состояние предприятий текстильной и легкой промышленности в настоящее время:

- фактическое распределение собственности в сфере текстильной и легкой промышленности и реальные возможности государства в управлении ее развитием:

- потенциальные возможности области по обеспечению предприятий текстильной и легкой промышленности сырьем, материалами и оборудованием.


1. Введение

На рубеже 20 века легкая промышленность в основном была представлена льняной и кожевенной отраслями. Льняная отрасль занимала одно из ведущих мест. Почти треть русского экспорта льна давала Псковская губерния. Наиболее крупным льноперерабатывающим предприятием была шпагатная фабрика Г.Ю.Мейера в Пскове, основанная в 1896 году. Она производила веревки, бечеву, канаты, а также полуфабрикаты льна - паклю, костру. В Порхове действовала веревочная фабрика. Кожевенная отрасль была представлена 28 заводами. Крупнейшим - являлся кожевенный завод в Пскове, основанный в 1880г., годовой объем производства составлял 20-25 тыс.кож. Обилие кожевенных заводов крупных и мелких базировалось на выгодах переработки кожи.

В советское время в области было построено более 20 льнозаводов, которые к концу шестидесятых годов производили свыше 30 тыс.тонн льноволокна. Область занимала в России четвертое место по производству льноволокна. В целях более глубокой переработки льна в 1961 году в г.Великие Луки был введен в строй льнокомбинат по производству льняных тканей, один из крупнейших в России.

В 1998 году льнозаводами области произведено 1,87 тонн льноволокна, производство льняных тканей практически прекратилось.

В настоящее время предприятий по производству кож в области нет.

2. Современное социально-экономическое положение предприятий текстильной
и легкой промышленности Псковской области

Легкая промышленность области в настоящее время состоит из 3 подотраслей - текстильной, швейной, обувной. Основной объем продукции легкой промышленности (до 95%) выпускают предприятия частной формы собственности. На предприятиях текстильной и легкой промышленности занято 8,0 тыс.человек или 13 процентов общей численности промышленно-производственного персонала области.

2.1. Объемы производства

За 1991-1998 гг. объем промышленного производства сократился от уровня 1990 года на предприятиях легкой промышленности на 80%;

Значительное падение объемов производила в легкой промышленности произошло в 1994-1995 годах. Наибольшее снижение объемов производства по сравнению с 1990 годом произошло на предприятиях текстильной промышленности (почти в 2 раза) и обувной промышленности (на 86%). Наиболее стабильно работала швейная промышленность, где объем выпуска продукции в 1998 году к 1990 году сократился на 8%.

Сократилось производство важнейших видов продукции, в т.ч. трикотажных чулочно-носочных изделий в 10-11 раз, обуви в 18 раз. Практически прекратился выпуск льняных тканей, пальто, плащей, платьев детских, рейтуз, постельного белья и белья для новорожденных, обуви валяной.

Вместе с тем, возросло производство продукции в швейной отрасли: в 1,4 раза больше произведено брюк, на 7 процентов больше трикотажа для детей.

Основные виды продукции легкой промышленности

--------------------------------------------------------------------
Наименование      Единица            Годы                    1998
 продукции       измерения  _________________________________в % к
                              1990   1995  1996  1997  1998  1990
--------------------------------------------------------------------
Волокно льняное    тонн      10835   3091  3032  2925  1868  17,2

Пряжа льняная      тонн       3138    611   471   271    73   2,3

Чулочно-носочные   тыс.пар   17803   2895  1810  2165  1798  10,1
изделия

Трикотажные        тыс.штук  31549   2097  1891  2190  2972   9,4
изделия

Костюмы            тыс.штук    238    176   227   182   164  68,9

Куртки             тыс.штук    400    138   192   225   219  54,8

Обувь - всего      тыс.пар    2224    245   184   166   123   5,5

из нее:

обувь валяная      тыс.пар     310      7     3    11    -     -

обувь кожаная      тыс.пар    1914    238   181   174   123   6,4

Ткани льняные      тыс.пог.м 14769   1848  1275  1104    46   0,3

Индекс физического объема продукции легкой
промышленности в 1995-1998 годах
(в процентах к предыдущему году)


(см.в подлиннике)

2.2. Структура отрасли

В 1998 году удельный вес легкой промышленности в общем объеме производства продукции составил 5,2 процента и по сравнению с 1990 годом сократился в 4 раза. Изменение удельного веса легкой промышленности по годам:

        ______________________________________________
             Годы           Удельный вес легкой
                            промышленности в
                            общем объеме производства
                            продукции в %%
        ______________________________________________
            1998г.                   5,2
        ______________________________________________
            1995г.                   7,0
        ______________________________________________
            1991г.                  25,4
        ______________________________________________
            1990г.                  18,2
        ______________________________________________
            1985г.                  22,0
        ______________________________________________

2.3. Состояние основных фондов

Неизбежным следствием падения объемов производства продукции легкой промышленности является снижение коэффициента использования производственных мощностей. Так например в 1998 году производственные мощности на АПТФ "Тривел" использовались на 9,6%, в том числе на трикотажном производстве - на 4%, на Псковском льнокомбинате - 9%, на ТОО "Невельская обувная фабрика - на 17%, на ОАО "Псковская чулочно-носочная фабрика" - на 21%.

Растет износ основных производственных фондов. В обувной отрасли износ фондов по сравнению с 1995 годом увеличился в два раза.

Происходит сокращение основных промышленно-производственных фондов в легкой промышленности. Их доля в основных промышленно-производственных фондах промышленности области с 1990 по 1997 год сократилась более, чем в полтора раза и составила 4,2 процента. Больше всего сократилась доля промышленно-производственных фондов текстильной отрасли (с 5,5 в 1990 году до 3,3 процентов в 1997 году).

Структурные преобразования в легкой промышленности в 1995-1998 годах проходили в условиях низкой инвестиционной активности. За этот период в легкую промышленность было направлено 2,2 млн.рублей. Ежегодные вложения не превышали полпроцента инвестиций в промышленность в целом: в 1995 году - 0,3%, в 1996 и 1997 году - по 0,2% и в 1998 году - 0,1%. Крайне низка степень обновления производственной базы легкой промышленности:

Коэффициент обновления основных производственных фондов
(в процентах)


(см.в подлиннике)

2.4. Финансовое состояние предприятий

В 1998 году доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий легкой промышленности по сравнению с 1995 годом увеличилась вдвое и составила 68 процентов к общему количеству предприятий легкой промышленности (в 1995 году - 35%), в первичной обработке льна составляла 90 процентов, в швейной - 69, а в обувной - 40 процентов от общего количества предприятий в названных подотраслях.

В 1996-1998 годах часть предприятий легкой промышленности стали банкротами - это Великолукский льнокомбинат, Печорская трикотажная фабрика, ряд предприятий местной промышленности. На гране банкротства были: Великолукская трикотажная фабрика "Тривел", ОАО "Псковская чулочно-носочная фабрика".

Растет задолженность по отношению к отгруженной продукции:


Дебиторская и кредиторская задолженности
(в процентах к отгруженной)

--------------------------------------------------------------------
   Задолженность               1995      1996    1997     1998
--------------------------------------------------------------------
   Дебиторская                 16,4      17,7    21,7     26,5

   Кредиторская                29,9      50,2    57,9     49,6

Из кредиторской задолженности в 1998 году 44 процента составила задолженность по платежам в бюджет, в том числе более половины (58%) - федеральный бюджет. Основная масса задолженности в 1998 году - на предприятиях первичной переработки льна (59%).

В 1995 году прибыль легкой промышленности формировалась:

- на 41 процент предприятиями текстильной отрасли;

- на 48 процентов предприятиями швейной отрасли.

В 1996-1997 годах вся прибыль легкой промышленности обеспечивается только предприятиями швейной отрасли.

Затраты на производство продукции

Наибольший уровень затрат на предприятиях текстильной отрасли, которая находится в состоянии упадка. И наоборот, на предприятиях швейной отрасли затраты на рубль производственной продукции, имея тенденцию роста, остаются самыми низкими в легкой промышленности. В легкой промышленности в целом затраты на производство продукции в 1996 и 1997 годах превышают уровень затрат по промышленности области, а в 1995 году и за девять месяцев 1998 года они ниже, чем затраты по промышленности в целом. О чем свидетельствует динамика затрат на один рубль производственной продукции в легкой промышленности и ее отраслях:

Затраты на 1 рубль произведенной продукции
в легкой промышленности


(см.подлинник)

В 1995-1997 годах и за 9 месяцев 1998 года производство продукции легкой промышленности в целом рентабельно. Уровень рентабельности в 1995 году почти на две трети был выше, чем в целом по промышленности, но в 1996 и 1997 годах это соотношение изменилось в противоположную сторону и составило около одной трети:

Рентабельность производства продукции
легкой промышленности (в процентах)


(см.подлинник)

Однородная устойчивость рентабельности производства в 1990 году сменилась в 1995-1998 годах неравным положением отраслей, составляющих легкую промышленность.

Численность и заработная плата

     

В легкой промышленности численность промышленно-производственного персонала сократилась по сравнению с 1995 годом на 21 процент (9,7 тыс.человек в 1995 году и 8 тыс.человек в 1998 году), а по сравнению с 1990 годом в 2 раза. На снижение занятых в легкой промышленности повлияло сокращение численности в текстильной и обувной отраслях в 1,4 раза:


Численность промышленно-производственного
персонала в легкой промышленности
(тысяч человек)


(см.подлинник)

Среднемесячная заработная плата на предприятиях легкой промышленности в 1995-1998 годах ниже, чем в целом по промышленности, и с 1995 по 1997 год ее уровень не превышал трех четвертей уровня в промышленности области. Лишь в швейной отрасли среднемесячная заработная плата в 1998 году выше, чем в 1990 году, вместе с тем, в текстильной и кожевенной, меховой и обувной отраслях она сократилась почти на 40%.

Недостаток средств у предприятий привел к ухудшению ситуации с выплатой заработной платы. В течение 1998 года задолженность составляла около двух месячных фондов заработной платы, и на 01.12.98г. ее уровень был в 1.2 раза выше, чем на 01.01.98г. в текстильной отрасли, в 4,3 раза - в швейной и в 1,9 раза - в кожевенной, меховой и обувной промышленности.

2.7. Основные факторы кризисного состояния легкой промышленности

Анализ деятельности промышленных предприятий показывает, что сокращение физического объема промышленного производства в легкой промышленности за 1993-1998 годы происходил из-за цен на сырье и материалы, недостатка собственных оборотных средств, высокими ставками по банковским кредитам, которые на порядок превышали уровень прибыльности производства, что практически исключили для предприятий возможность использования этих источников на пополнение оборотных средств, значительной задолженности потребителей за поставленную готовую продукцию, снижение конкурентоспособности продукции, насыщение рынка импортными товарами.

Низкая конкурентоспособность продукции предприятий легкой промышленности была вызвана следующими основными факторами:

- отсутствием объективных макроэкономических условий, определяющих экономический рост (значительная оторванность кредитно-денежной политики от требований производственного роста, не стабилизирующая производство система налогообложения);

- значительной технической и технологической отсталостью по сравнению с мировым уровнем, которая усугублялась кризисом в машиностроительной промышленности, специализирующейся на разработке и выпуске оборудования для предприятий легкой промышленности;

- нарушением хозяйственных связей и, прежде всего, со странами СНГ, Прибалтики, сокращением государственных закупок за рубежом, которые создали определенные трудности в обеспечении предприятий области необходимым сырьем и материалами. Это, прежде всего, относится к длинному льноволокну, хлопку, прикладным материалам, химическим нитям, красителям;

- неразвитостью маркетинговых служб и дилерской сети, недостаточным учетом запросов потребителей, из-за отсутствия должной рекламы предприятия легкой промышленности оказались не способными продвигать к потребителю даже те товары, которые по своим потребительским качествам могли бы составить конкуренцию импортным товарам.

Ухудшилась структура и качество производимого в области льноволокна, производство которого значительно сокращено. Сокращение объемов посева льна в области привели к тому, что область некогда полностью обеспечивающая льнокомбинаты льноволокном практически перестала их обеспечивать. Псковщина издавна являясь крупным производителем льна в России стала ввозить его из республики Белоруссия, Тверской, Новгородской областей.

В 1998 году льнозаводами области произведено 1,87 тыс.тонн волокна, в том числе длинного - 0,2 тыс.тонны (мощности льнокомбинатов по переработке длинного льноволокна - 9 тыс.тонн).

Снижение объемов посевов льна льносеющими хозяйствами объясняется снижением экономического интереса в его возделывании. Низкие цены на льнопродукцию, не покрывающие затраты на производство, несвоевременность расчетов за проданную продукцию вызывают потерю интереса льносеющих хозяйств в увеличении объемов производства.

Приватизация не привела к ожидаемому экономическому подъему. Владельцы контрольных пакетов акций - трудовые коллективы, их руководители не располагают средствами для инвестирования. О привлечении сторонних инвесторов можно говорить лишь как о единичных случаях. Принятый в марте текущего года Закон Псковской области "О привлечении инвестиций в экономику Псковской области" предполагает различные льготы для инвестора, практически не работает из-за нестабильной экономической ситуации в России и высокой степени риска.

Как показывает существующая практика введение внешнего управления в рамках существующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий с целью восстановления платежеспособности предприятий, как правило, не дает желаемого результата. Так например за период внешнего управления на ЗАО "Великолукский льнокомбинат" структура баланса значительно ухудшилась, кредиторская задолженность выросла более чем в 4 раза. Имея экспортные заказы на поставку льняных тканей предприятие оказалось банкротом и введение внешнего управления еще более усугубило его финансовое положение.

Еще одним фактором усугубляющим положение дел на предприятиях текстильной и легкой промышленности - это содержание на своем балансе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Идет отвлечение средств на содержание объектов соцкультбыта. Так АПТФ "Тривел" на содержание соцкульбыта тратит около 2 млн.рублей, налоговые льготы за содержание соцкультбыта составляют ~ 250 тыс.рублей, т.е. фирма тратит ~ 1,75 млн.рублей, которые могли бы пойти на пополнение оборотных средств.

Вместе с тем, за годы перестройки имеются и некоторые положительные моменты.

Наиболее существенным из них является перестройка мышления и образа действий руководящего состава и коллективов предприятий, в той или иной степени отвечающих требованиям рынка.

Ряд предприятий сумели в этих тяжелых условиях выстоять и найти пути выхода из кризисного положения, стали более активно добиваться признания качества своей продукции и вести поиск проникновения на внешний рынок.

В основном это предприятия, которые в 1992-1993 годах начали сотрудничать с инофирмами по выполнению заказов на пошив одежды. Это ЗАО "Псковская швейная фабрика "Славянка", ЗАО "Невельское швейное объединение", Островская швейная фабрика "Силуэт", а также предприятия, которые сумели выйти на Московский рынок. Работая с зарубежными партнерами предприятия приобрели новые технологии, возможность приобретать в обмен за выполненный заказ импортные ткани, прикладные материалы, фурнитуру, а также некоторое оборудование.

ЗАО "Псковская швейная фабрика "Славянка" за достижения в области промышленного производства награждена свидетельством "Факел Бирмингема". На международной выставке в Польше Славянка получила диплом-сертификат в категории "Самое привлекательное предложение выставки". ЗАО "Невельское швейное объединение" за высокие показатели в организации труда и качества награждена призом "Золотой Меркурий", учрежденный международной программой "Партнерство во имя прогресса".

Финансовый кризис в августе 1998 года усугубил экономическую ситуацию на предприятиях, которые работали на импортном сырье и материале. Однако у предприятий появилась возможность вновь "завоевать" ответственный рынок, т.к. цены на импортные товары резко возросли.


3. Основные направления развития легкой промышленности

3.1. Цели и задачи.

Стабилизация и развитие предприятий легкой промышленности является одной из актуальных задач. Эта отрасль наиболее социально ориентированная, связанная с потребностями каждого человека, является отраслью с быстрой оборачиваемостью капитала.

Основным контингентом работающих на этих предприятиях являются женщины. Они на сегодняшний день составляют около 60% в общей численности безработных в области.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация в отраслях легкой промышленности требует принятия как на федеральном, так и на областном уровне неотложных мер по выходу из кризиса и восстановлению этих отраслей промышленности.

Компетенция преследует цели создания промышленного высокотехнологического комплекса, способного оперативно реагировать на конъюнктурные изменения на потребительском рынке, обеспечивать потребности внутреннего рынка в изделиях легкой промышленности и осуществлять поставки на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

При этом отрасль должна максимально адаптироваться к рыночным условиям при минимальной финансовой помощи со стороны органов государственной власти и органов управления области.

Основными целями Концепции на 1999-2002 годы являются:

- удовлетворение государственных нужд и потребностей населения области в товарах и изделиях легкой промышленности;

- смягчение социальной напряженности на рынке труда в области в ходе реформирования легкой промышленности;

- прекращение спада и стабилизация промышленного производства;

- сохранение производственно-технического персонала на предприятиях легкой промышленности;

- санация, перепрофилирование неэффективных предприятий легкой промышленности области;

- развитие конкуренции среди предприятий легкой промышленности и смежных отраслей.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимо предусмотреть определенные меры государственной поддержки.


4. Меры государственной поддержки.

4.1. На федеральном уровне

На федеральном уровне требуется принятие мер по следующим направлениям:

- заключение межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с государствами - членами СНГ на поставку хлопка, химических волокон, нитей, шерсти, льна и других материалов для производства товаров легкой промышленности;

- установление экспортных квот на вывоз из России шерсти, льноволокна, кожевенного и мехового сырья;

- освобождение от таможенных пошлин ввозимого в Россию технологического оборудования, запасных частей, комплектующих изделий, вспомогательных материалов и полуфабрикатов, предназначенных для предприятий текстильной и легкой промышленности и не производимых в Российской Федерации.

- погашение задолженности за поставленное Министерству обороны в 1996-1998 годах предприятиями текстильной и легкой промышленности вещевое имущество и об определении порядка финансирования государственного оборонного заказа в 2000-2002 году;

- реструктуризация задолженности, образовавшейся у организаций текстильной и легкой промышленности перед бюджетами всех уровней, в том числе за счет учета фактических расходов по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

- снижение ставки НДС:

- на продукцию детского ассортимента;

- на продукцию, производимую по госзаказу;

- снижение ставки платежа в фонд занятости населения:

- на 50% для предприятий сохраняющих рабочие места

- на 100% для предприятий, создающих дополнительные рабочие места:

- пополнение оборотных средств за счет:

- введения льготы по налогу на прибыль, зачисляемую в федеральный бюджет, направляемую на пополнение оборотных средств;

- отмены авансовых платежей всех видов налогов;

        

- выделение бюджетной ссуды для пополнения оборотных средств, а также на сезонную закупку сырья под 1/3 ставки ЦБ с погашением в течение 2-х лет;

       

- выделение средств федерального бюджета на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до передачи их в муниципальную собственность;

- выделение средств для финансирования федеральных программ, направленных на восстановление текстильной и легкой промышленности, повышение конкурентоспособности их продукции.

Необходимо обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Министерство экономики Российской Федерации по решению данных вопросов.

4.2. На уровне области:

4.2.1. В соответствии со статьей 6 Закона Псковской области "О привлечении инвестиций в экономику Псковской области" определить предприятия текстильной и легкой промышленности в качестве приоритетных отраслей экономики области.

4.2.2. Разработать предложения:

- об ипотеке (залоге имущества) в соответствии с федеральным Законом от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ.

- о создании в области лизинговых компаний.

4.2.3. В целях оказания содействия предприятиям текстильной и легкой промышленности в получении кредитов, ссуд, в том числе для сезонной закупки сырья и материалов за счет средств федерального бюджета предусмотреть в разделе "Инвестиции" Закона Псковской области об областном бюджете на соответствующий год строку "Обеспечение областных гарантий" предприятиям отрасли и, в первую очередь, тем предприятиям, которые наращивают объемы производства, увеличивают численность работающих, выпускают товары детского ассортимента.

4.2.4. В целях создания условий по увеличению объемов производства на предприятиях текстильной и легкой промышленности в 1999-2002 году:

4.2.4.1. Сохранить дифференцированные ставки налогов, действовавших в 1996-1998 годах: по налогу на прибыль, по налогу на имущество - для предприятий легкой промышленности у которых объем реализации продукции по данному виду деятельности составляет более 60% в общем объеме:

4.2.4.2. Предусмотреть в 1999-2002 году налоговые льготы социально-значимым предприятиям легкой промышленности:

- по налогу на имущество для предприятий выпускающих товары детского ассортимента:

- по налогу на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд области для предприятий и организаций перерабатывающим лен, льноволокно, выпускающим товары детского ассортимента.

4.2.5. Предусмотреть в 1999-2002 году предоставление предприятиям текстильной и легкой промышленности отсрочек и рассрочек по уплате налогов в областной бюджет, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

4.2.6. Формировать областной государственный заказ, направленный на увеличение занятости населения, на снижение социальной напряженности в области,а также на развитие этих отраслей промышленности. В соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.97г. N 321 размещение заказа товаров легкой промышленности проводить на конкурсной основе с учетом заинтересованности товаропроизводителей области.

4.2.7. Оказывать помощь предприятиям в поисках инвесторов для реализации инвестиционных проектов, разработанных в целях преодоления кризисного состояния предприятий, обеспечивающих перспективу их научно-технологического развития и быстрого выхода на конкурентоспособный уровень.

4.2.8. В целях оказания предприятиям легкой промышленности помощи в вопросах рекламы, маркетинга, установления более тесных деловых контактов с предприятиями торговли организовать постоянно-действующую выставку продукции, выпускаемой в Псковской области.

4.2.9. Оказывать содействие по расширению рынка сбыта товаров в России и за ее пределами в рамках реализации соглашений, договоров по торгово-экономическому сотрудничеству.

     

4.3. На уровне органов местного самоуправления городов и районов:

Рекомендовать:

- рассмотреть вопрос о предоставлении предприятиям легкой промышленности льгот по уплате налогов и сборов в местные бюджеты;

- решить вопросы, связанные с передачей в муниципальную собственность объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства предприятий;

- осуществить меры по стимулированию предприятий оптовой и розничной торговли по увеличению реализации товаров предприятий легкой промышленности области.

5. Создание рыночной инфраструктуры сферы
текстильной и легкой промышленности

Потребности населения и отраслей народного хозяйства области в изделиях легкой промышленности удовлетворяются в настоящее время на 50-70% за счет импорта. Необходимо кардинальным образом изменить ситуацию и добиться максимального удовлетворения потребителей изделиями отечественного производства.

Мировой опыт показывает, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитие инфраструктуры товарных рынков, включая информационно-маркетинговые системы, предприятия оптовой и розничной торговли.

Поэтому важное значение для стабилизации работы предприятий легкой промышленности и последующего их развития имеет создание маркетинговых систем и формирование широкой товаропроводящей сети.

Для комплексного решения этой проблемы необходимо проработать вопрос по созданию центра по маркетингу, который позволил бы обеспечить необходимые условия для объединения ресурсов в интересах отрасли и организовать высокоэффективные коммерческие и маркетинговые структуры по изучению спроса на продукцию предприятий текстильной и легкой промышленности, осуществление которой планируется предусматривать по следующей схеме:

- разработка промышленности коллекции;

- представление коллекции, проведение маркетинговых исследований, рекламной компании и формирование спроса:

сбор и формирование заказов потребителей:

размещение заказов на производство;

расчет и формирование потребности в сырье, фурнитуре, упаковке;

размещение заказов на сырье, фурнитуру и упаковку.

Кроме того необходимо:

Формирование информации о рынках сбыта продукции, открытие представительств в других регионах, в том числе создание фирменных магазинов, секций в универмагах городов Северо-Западного региона, выпуск и распространение каталогов, помещение информации о продукции, производимой в области на справочных сервера WWW сети INTERNET, организация постоянно-действующей выставки товаров, производимых в области, ежегодное проведение специализированной выставки-ярмарки "Регионлегпром".

Проработать вопрос по созданию в областном центре оптового рынка с выделением в нем подразделения по товарам народного потребления.

Активизировать заключение договоров и соглашений с регионами Российской Федерации, странами СНГ и Прибалтики.


6. Развитие сырьевой базы

Одним из условий устойчивого функционирования предприятий легкой промышленности является сырьевая обеспеченность. При дефиците финансовых средств необходима ориентация на максимальное использование местных видов сырья, углубление его переработки.

При значительном снижении объемов производства сырьевых ресурсов области уровень их переработки и использования на местных предприятиях составляет по-прежнему низкий процент. Продолжается вывоз из области льноволокна, кожевенного сырья.

Разработанным управлением сельского хозяйства с комитетом по промышленности Администрации области проектом областной целевой программы "Развитие льняного комплекса на 1999-2002 годы" предусмотрено развитие льносеющего и льноперерабатывающего комплекса области в целях устойчивого обеспечения льняным сырьем предприятий текстильной промышленности. Выполнение поставленных задач позволит:

- повысить эффективность сельскохозяйственного производства за счет повышения урожайности льна и качества семян льна, довести объемы выработки льноволокна к 2002 году до 9,7 тыс.тонн;

- внедрить прогрессивные технологии возделывания и уборки льна-долгунца, позволяющие механизировать процессы производства льна;

- добиться увеличения выхода длинного льноволокна и его качества на предприятиях первичной переработки льна;

- повысить урожайность льноволокна до 4,0 центнеров с гектара;

- создать эффективные формы организации и управления в рамках замкнутого производственно-технологического цикла от выращивания льна до изготовления и реализации готовой продукции из льна, учитывающие экономические интересы всех звеньев льняного подкомплекса;

- организовать выпуск новых видов продукции, в частности, котонизированного льноволокна.

Программой предусмотрено техническое перевооружение льнозаводов, в том числе оборудованием, выпускающимся на ОАО "Псковмаш". Заказы на изготовление оборудования для первичной переработки льна позволят более полно использовать имеющиеся производственные мощности завода.

В промышленном секторе изготовление готовой продукции льна и ее реализация в соответствии с II частью программы "Псковский лен - в товары России" позволит:

- увеличить выпуск чистольняных тканей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках, выпуск декоративных тканей, освоить производство текстильных обоев, строительного ватина, веревки, увеличить выпуск швейных изделий из льняных тканей, освоить производство трикотажных изделий из льняной пряжи высоких номеров.

Реализация программы позволит увеличить производство льняных тканей и довести их выпуск до 16.0 млн.кв.м. к 2002 году, сохранить и создать дополнительно более 600 рабочих мест, повысить экспортный потенциал предприятий области.

Для реализации II части программы "Псковский лен в товары России" на 1999-2002 годы необходимы инвестиции в объеме 460,4 млн.рублей, в том числе на 1999 год - 19,9 млн.рублей.

В 1999 году (в соответствии с распоряжением Администрации области от 11.01.99г. N 5-р) предполагается проработать вопрос о целесообразности организации на территории области производства натуральных кож для обувных и галантерейных фабрик с учетом возможных объемов поставки кожсырья от товаропроизводителей области.

7. Структурная перестройка предприятий
текстильной и легкой промышленности

Существующее в настоящее время несоответствие между структурой промышленного производства отрасли и структурой спроса на продукцию препятствует эффективному функционированию предприятий легкой промышленности.

Для приближения производств к требованиям рынка необходимо:

1. Переход к производствам с гибкой технологией, обеспеченным соответствующим парком оборудования и способным быстро реагировать на широкий круг запросов рынка, который стал чаще заказывать малые и средние партии готовых тканей и изделий.

2. Создание условий для развития малых и средних предприятий, способных обеспечивать динамичное и адекватное реагирование на требования рынка.

3. Организация производств по более глубокой переработки льна

4. Организация производств по выпуску швейных изделий из льняных тканей, освоение выпуска трикотажных изделий из льносодержащей пряжи.

5. Разработка и освоение технологических процессов и системы оборудования для выработки высококачественной пряжи низких линейных плотностей на базе модификации существующего грубого отечественного сырья.

7. Разработка и освоение ресурсосберегающей технологии.

8. Разработка и освоение экологически безопасных технологий химической подготовки льняного компонента к прядению и заключительной отделки льняной и льносодержащих тканей на базе отечественных препаратов нового поколения на существующем отделочном оборудовании.

8. Перепрофилирование, реконструкция и модернизация
существующих производств

Концепция предусматривает приоритетные направления развития легкой промышленности:

1. Структурное преобразование льноперерабатывающей отрасли. Создание (межотраслевой) производственной компании на базе ОАО "Псковлен".

2. Восстановление утраченных объемов производства льняных тканей, пользующихся спросом на внешнем и внутреннем рынках, на существующих мощностях ОАО "Льнокомбинат". Реконструкция и техническое перевооружение за счет приобретения нового высокопроизводительного оборудования для прядильного и ткацкого производств, нового отделочного оборудования (машин для гладкого крашения, вышивального автомата, установки для отделки "мягкий гриф"). Установка нового оборудования позволит значительно расширить ассортимент, улучшить качество, увеличить выпуск конкурентноспособной продукции, соответствующей мировым стандартам для поставки на внутренний и внешний рынки, а также позволит производить смесовые льносодержащие пряжи для трикотажных производств.

3. Проектом ОАО "Псковский льнокомбинат" предусмотрено: модернизация существующего производства, замена физически устаревшего и приобретение недостающего оборудования для производства нетканых материалов (технического ватина), технической веревки.

4. Проектом АПТФ "Тривел" предусмотрено освоение производства нового ассортимента трикотажных полотен верхней одежды, белья, модернизация производств за счет приобретения нового технологического оборудования, освоение новых видов смесовых пряж с использованием льняного сырья, нитей полиэфирных левой и правой крутки для обеспечения формоустойчивости полотна, других новых видов смесовой пряжи отечественного производства. Все это позволит фирме освоить новые виды трикотажных изделий, увеличить выпуск товаров детского ассортимента.

5. Обеспечение заказа для оборонных нужд, в том числе производство обмундирования для матросов позволит ЗАО "Великолукская швейная фабрика" сохранить рабочие места. Кроме этого фабрика предусматривает организацию производства швейных изделий из льняных тканей. Проектом предусматривается формирование швейных потоков и расширение раскройного производства.

6. Создание комфортной одежды из высококачественных материалов с использованием новых технологий и клеевых материалов, техническое обновление швейных потоков, оборудования по влажно-тепловой обработке (износ этого оборудования на 01.01.99г. составляет 90%), применение новейших вспомогательных материалов позволит ЗАО "Псковская швейная фабрика "Славянка" увеличить выпуск мужских костюмов, брюк, в том числе экспортируемых в страны дальнего зарубежья, костюмов для мальчиков, женских костюмов.

7. Техническое перевооружение, увеличение выпуска высококачественных швейных изделий, в том числе одежды в стиле "деловой женщины", для полных женщин позволит Островской швейной фабрике "Силуэт" увеличить объем продаж продукции, пользующейся спросом населения.

8. Улучшение качества обуви за счет ввода в действие новых технологий, новейших материалов, усовершенствованных конструкций обуви позволит расширить рынок сбыта ЗАО "Невельская обувь".

9. Внедрение новейших технологий обработки и материалов позволит увеличить выпуск швейных изделий верхнего и спортивного ассортимента ЗАО "Невельское швейное объединение".

10. Организация участка по производству особо модных изделий кожгалантереи, за счет применения новейших технологий позволит ТОО "Псковская галантерейно-футлярная фабрика" расширить круг покупателей не только в области, но и за ее пределами. Проведение технического оснащения швейного участка за счет приобретения оборудования 3 поколения для выпуска высококачественных мужских сорочек.

11. Модернизация и техническая реконструкция производства, внедрение новых видов пряж и изделий из них позволит ОАО "Псковская чулочно-носочная фабрика" улучшить качество выпускаемой продукции, увеличить объем производства чулочно-носочных изделий до 7 млн.пар в год.


9. Создание лизинговых компаний

Одним из путей привлечения дополнительных источников инвестиций в экономику области может быть лизинг оборудования.

Лизинг является одним из наиболее перспективных инструментов финансовой и инвестиционной деятельности. До 30 процентов всех сделок на мировом рынке, связанных с приобретением основных фондов для предприятий, проходят с использованием лизинговых схем. Предприятия при сложившемся финансовом положении не в состоянии за счет собственных источников финансирования обеспечить обновление основных фондов. В этих условиях лизинг оборудования является одним из путей привлечения дополнительных источников финансирования.

В настоящее время в области нет лизинговых компаний. Учитывая, что на предприятиях области большое количество морально и физически устаревшего оборудования, в первую очередь, необходимо развивать структуры, связанные с лизингом оборудования. Возможно создание филиалов от ведущих Московских или Санкт-Петербургских лизинговых компаний. Необходимо проработать вопрос о целесообразности открытия филиала этого центра в области. Создать необходимые условия в области для содействия лизинговым компаниям в решении организационных, кредитно-финансовых, материально-технических и социальных вопросов.

10. Совершенствование банковских структур

Повышение роли банков в экономическом развитии области: поддержка банками создания новых производственных структур, финансирование программ и привлечение средств в долгосрочные депозиты для использования их в качестве инвестиций. Привлечение средств граждан в банки области с целью их вкладывания в развитие промышленности области.

11. Кадровое обеспечение структурной перестройки
в текстильной и легкой промышленности

Основной задачей в области кадровой политики является стабилизация и развитие кадрового потенциала предприятий, продолжающих функционировать в сложных экономических условиях. Успешное решение вопросов по развитию текстильной и легкой промышленности может быть обеспечено только при наличии на местах квалифицированных кадров.

В связи с этим необходима программа адаптации к новым условиям системы подготовки кадров: инженерно-технических работников и рабочих. Особое внимание следует уделить руководящему составу предприятий, службам маркетинга. Важное место здесь должна занять Президентская программа "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".

В плане повышения готовности предприятий к восприятию новых технологий целесообразно расширять подготовку специалистов на базе вузов по заказу предприятий, на базе профессиональных лицеев и училищ области.

Приложение
к постановлению Администрации области
от 08.07.99г. N 204

Мероприятия на 1999-2002 годы
по реализации Концепции по поддержке и развитию предприятий
текстильной и легкой промышленности Псковской области

--------------------------------------------------------------------
NN    Мероприятия               Сроки            Ответственные
пп                             исполнения
--------------------------------------------------------------------
1           2                     3                   4
--------------------------------------------------------------------
1.   Формирование нормативно-
     правой базы по поддержке
     и развитию предприятий
     текстильной и легкой
     промышленности,
     в том числе:

1.1. Подготовка предложений     ежегодно     Предприятия отрасли,
     (с экономическими обос-     ноябрь-     комитет по промышлен-
     нованиями) для рассмот-     декабрь     ности Администрации
     рения Областным Собранием  предыду-     области
     депутатов:                 щего года    комитет экономики
     а) по уменьшению ставки                 области
     налога на прибыль,
     зачисляемого в местные        -"-
     бюджеты;

     б) об уменьшении налога
     на имущество предприятий;     -"-

  в) об уменьшении ставки
     налога на пользователей

     автомобильных дорог, для      -"-           -"-
     предприятий, перерабаты-
     вающих лен, льноволокно,
     выпускающих товары
     детского ассортимента;

     е) по реализации комплекса    -"-        Комитет
     мер по стимулированию                    продовольственных
     предприятий оптовой и                    ресурсов и торговли
     розничной торговли,                      области,
     увеличивающих реализацию                 Администрации городов
     продукции предприятий                    (районов)
     области
____________________________________________________________________
1.2. Подготовка обращения в       1999 год    Комитет по
     Правительство РФ, в                      промышленности
     Госдуму РФ, Министерство                 Администрации
     экономики РФ в соответствии              области,
     с пунктом 4.1. Концепции                 предприятия отрасли
____________________________________________________________________
2.   Формирование рыночных
     структур
____________________________________________________________________
     1. Проработка совместно с    2000 год    Комитет
     администрацией города                    продовольственных
     Пскова вопроса о создании                ресурсов и торговли
     в областном центре оптового              области
     рынка с выделением в нем
     подразделения по товарам
     народного потребления

     2. Проработка вопроса по    2000-2001    Комитет по
     созданию в области центра     годы       промышленности
     по маркетингу                            Администрации
                                              области,
                                              Центр информационно-
                                              посреднических услуг
                                              при союзе товаропро-
                                              изводителей и пред-
                                              принимателей области,
                                              предприятия отрасли
     3. Организация постоянно-
     действующей выставки        1999-2000гг. Псковская коммерческая
     товаров, производимых                    палата, торгово-
     в области                                промышленная палата,
                                              комитет по промышлен-
                                              ности Администрации
                                              области
     4. Ежегодное проведение
     выставки-ярмарки            Ежегодно            -"-
     "Регион-легпром",
     "Псковэкспо"
____________________________________________________________________
2.2. Проработка вопроса о       2000-2001гг.  Комитет экономики
     создании в области                       области, комитет по
     лизинговых компаний или                  управлению государ-
     филиалов                                 ственным имуществом
                                              области, комитет по
                                              промышленности
                                              Администрации области,
                                              Главное финансовое
                                              управление области,
                                              предприятия отрасли
____________________________________________________________________
2.3. Проработка вопроса по      2000-2001 гг. Комитет экономики
     созданию ипотечных банков                области, комитет по
     в области                                управлению государст-
                                              венным имуществом
                                              области, комитет по
                                              промышленности
                                              Администрации области,
                                              Главное финансовое
                                              управление области,
                                              предприятия отрасли
____________________________________________________________________
3.   Финансовая поддержка
     предприятий текстильной
     и легкой промышленности
____________________________________________________________________
3.1. Решение вопроса о           в течение    Главное финансовое
     предоставлении предприятиям 1999-2002гг. управление области,
     отсрочек, рассрочек,                     комитет экономики
     налоговых кредитов и                     области, предприятия
     инвестиционных налоговых                 отрасли
     кредитов по платежам в
     областной бюджет
____________________________________________________________________
3.2. Формирование инвестиционной  постоянно   Комитет экономики
     привлекательности региона,               области, комитет по
     поиск российских и зарубежных            промышленности
     инвесторов для развития                  Администрации
     легкой промышленности                    области, Главное
                                              финансовое управление
                                              области, предприятия
                                              отрасли
____________________________________________________________________
4.   Перепрофилирование,
     реконструкция, модернизация
     существующих производств

     Оказание помощи предприятиям   в течение  Отраслевые комитеты

     по разработке и защите бизнес 1999-2002г. и управления Админист-
     планов в Министерстве                     рации области
     экономики Российской
     Федерации, в Министерстве
     финансов РФ для их финанси-
     рования, включения в
     федеральные программы.
___________________________________________________________________

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

О Концепции по поддержке и развитию текстильной и легкой промышленности на 1999-2002 годы

Название документа: О Концепции по поддержке и развитию текстильной и легкой промышленности на 1999-2002 годы

Номер документа: 204

Вид документа: Постановление Администрации Псковской области

Принявший орган: Администрация Псковской области

Статус: Действующий

Опубликован: Псковская правда от 05.08.99 N 147
Дата принятия: 08 июля 1999

Дата начала действия: 08 июля 1999