ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 О программе поддержки учреждений начального профессионального образования
Псковской области на 1999-2001 годы

Псковское областное Собрание депутатов постановляет:

1. Утвердить программу поддержки учреждений начального профессионального образования Псковской области на 1999-2001 годы.

2. Объемы финансирования программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.

     Заместитель председателя
     областного Собрания депутатов                       Б.Г.Полозов

Псков,
24 сентября 1998 года
N 100


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Псковского областного
Собрания депутатов от 24.09.98г. N 100

ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ



ПСКОВ
1998г.



ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
программы поддержки учреждений начального
профессионального образования Псковской области
на 1999-2001 годы

-------------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий     1999 г.     2000 г.     2001 г.     Источник
по реализации программы                                          финансирования
-------------------------------------------------------------------------------
           1                   2           3           4              5
-------------------------------------------------------------------------------
Общая сумма (тыс.рублей)      8500        9500       10500
_______________________________________________________________________________
Внедрение государственных      12          5           5         Областной
стандартов начального про-                                         бюджет
фессионального образования
по профессиям
_______________________________________________________________________________
Разработка регионального        3          2           2         Областной
компонента стандартов                                              бюджет
_______________________________________________________________________________
Разработка и внедрение аппа-    1          1           1         Областной
рата диагностики качества                                          бюджет
профессионального образования
_______________________________________________________________________________
Проведение курсов, секций,     20         20          20         По линии
семинаров по переподготовке                                      Главного
инженерно-педагогических                                         управления
работников профессиональных                                      общего и
училищ (лицеев) и организация                                    профессио-
методической работы                                              нального
                                                                 образования
_______________________________________________________________________________
Организация подготовки                     3           3            -"-
кадров для профессиональных
училищ на базе высших
учебных заведений
_______________________________________________________________________________
Обеспечение повышения          14         14          14            -"-
квалификации инженерно-
педагогических работников
профессиональных училищ
на базе института работников
профессионального образова-
ния (г.Москва и г.Санкт-
Петербург)
_______________________________________________________________________________
Развитие учебно-материальной   5200       6105       6955        Областной
базы, обеспечение учебного                                         бюджет
процесса
_______________________________________________________________________________
Социальная защита учащихся     1350       1350       1350        Областной
и инженерно-педагогических                                         бюджет
работников
_______________________________________________________________________________
Ремонт профессиональных        1900       2000       2150        Областной
училищ и лицеев                                                    бюджет
_______________________________________________________________________________

     1. Анализ положения дел в начальном профессиональном образовании области

В 1999/98 учебном году в области функционирует 31 профессиональное училище (18 профессиональных училищ, 9 профессиональных лицеев, 1 спецучилище, 3 профессиональных училища при исправительно-трудовых учреждениях). В них обучается 10 900 учащихся, что составляет 47% от общего числа молодежи, получающей профессиональную подготовку в различных образовательных учреждениях.

В учреждениях начального профессионального образования пролицензирована подготовка по 57 профессиям и 97 специальностям (прилагается). С 1995 года внедряются государственные стандарты начального профессионального образования по 22 профессиям, профилированные образовательные программы среднего (полного) общего образования в учебных заведениях строительного, сельскохозяйственного, машиностроительного профиля, легкой промышленности и общественного питания. Разработаны и внедрены образовательные программы регионального компонента по предметам: краеведение, культура молодого рабочего, основы рыночной экономики и предпринимательства.

Ежегодно профессиональные училища (лицеи) области обеспечивают подготовку 4000-4500 рабочих, специалистов со средним профессиональным образованием - порядка 250 человек.

В училищах и лицеях области обучаются учащиеся, являющиеся жителями области, 61% из них нуждаются в социальной защите, так как это подростки из неполных семей - 2288, сироты - порядка 300 человек ежегодно, 893 - из многодетных семей, 741 - из неблагополучных семей, 2384 - из малообеспеченных семей.

Занято в системе начального профессионального образования 1050 инженерно-педагогических работников, в том числе 425 преподавателей, из них 397 с высшим образованием, мастеров производственного обучения 441 человек, в том числе с высшим образованием 88, со средним профессиональным образованием 254, 99 с начальным профессиональным образованием. 64% инженерно-педагогических работников имеют категорийные разряды: 14% - высшую квалификационную категорию, 27% - первую квалификационную категорию, 26% - вторую квалификационную категорию.

Отличительными чертами системы начального профессионального образования сегодня являются:

- крайне недостаточное финансирование федерального уровня,

- отставание материально-технической базы от современных требований обеспечения учебного процесса,

- слабая социальная защита инженерно-педагогических работников и учащихся,

- отсутствие обоснованного социального заказа на образовательные услуги, в том числе по рынку вторичной занятости.

Учебно-материальная база учреждений начального профессионального образования создавалась в 50-70 годы: в приспособленных помещениях размещены 10 профессиональных училищ, 12 училищ имеют приспособленные учебные мастерские, 2 училища с печным отоплением, 10 объектов требуют капитального ремонта, 4 - достройки недостающих учебно-производственных и социально-бытовых объектов. Нет возможности поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу, не говоря уже о необходимости ее развития. Материально-техническое обеспечение учебных заведений начального профессионального образования требует активного реконструирования и обновления.

Государственное финансирование профессиональных училищ (лицеев) в последние 5 лет осуществлялось нестабильно и в неполном объеме (порядка 40% от потребности), что сказалось в худшую сторону на развитии учреждений начального профессионального образования: не обеспечивается поддержка инноваций, изнашивается и морально стареет информационная и материально-техническая база, отсутствуют необходимые средства на эксплуатацию и ремонт учебной техники, на приобретение материалов для организации учебно-производственного обучения учащихся.

Несмотря на отдельные попытки улучшения учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования, профессиональные училища и лицеи оснащены современным учебным оборудованием значительно хуже, чем другие учебные заведения. Доля современных станков и оборудования сократилась, не превышает 20%.

Всего в училищах и лицеях имеется 19 кабинетов вычислительной техники, 79 персональных компьютеров. Из имеющихся 212 кабинетов специальных дисциплин только 60% соответствуют современным требованиям. Не достает 17 учебно-производственных мастерских и 22 лаборатории, 14 полигонов и трактородромов.

В тридцати профессиональных училищах сельскохозяйственного профиля имеется 205 тракторов, 96 грузовых автомобилей, 22 комбайна, 249 единиц навесной техники, но одну треть и более, в зависимости от вида, эксплуатировать невозможно из-за неисправностей, часть техники используется в лабораториях. Объемы производства сельскохозяйственной продукции, поддержание технического состояния техники и, соответственно, качество профессиональной подготовки катастрофически снижаются.

Снижается процент охвата учащихся профессиональных училищ кружковой работой из-за отсутствия специального канала финансирования.

Профессиональными училищами и лицеями области реализовано продукции и оказано услуг в 1997 году на сумму 2 713 млн.рублей, что составляет 14,3% от объема бюджетных ассигнований, в основном эти средства направлены на организацию учебного процесса, так как бюджетных средств на учебные цели с 1993 года не выделялось. Этого крайне недостаточно для того, чтобы решить сегодня многие проблемы, имеющие место.

Все профессиональные училища, за исключением ПУ-11 г.Острова, ПУ-4 г.Невеля, имеют на своем балансе столовые, что позволяет более рационально использовать средства, выделенные на питание.

Морально устарели учебники, а по вновь открытым профессиям (специальностям) имеются в минимальном количестве, такое же положение и с учебно-методическими пособиями. Два последних года учебники приобретались за счет средств местного бюджета, на одно училище выделено по 5-6 экземпляров одного наименования учебника.

В настоящее время учащиеся обеспечены учебниками, соответствующими новым образовательным стандартам, по специальным предметам - в среднем на 16%, по общеобразовательным предметам - на 18%.

Поиски путей развития и совершенствования системы начального профессионального образования заставляют обратить самое серьезное внимание на:

- содержание образования,

- кадровое обеспечение,

- учебно-материальную базу.

2. Задачи программы:

- поддержание стабильности функционирования учреждений начального профессионального образования (обеспечение многоуровневого и многоканального финансирования учебных заведений);

- осуществление социальной поддержки инженерно-педагогических работников и учащихся;

- адаптация системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение образовательных потребностей области и территорий;

- использование научно-методических исследований по актуализации содержания и методов обучения, внедрение в учебный процесс прогрессивных обучающих технологий;

- разработка и внедрение региональных и местных компонентов государственного стандарта профессионального образования;

- внедрение вариативного профессионального образования.

3. Ожидаемые конечные результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

- сохранить в основном сеть и инженерно-педагогические кадры учреждений начального профессионального образования;

- создать условия для удовлетворения потребности личности на получение профессионального образования необходимого уровня и качества, выполнение социального заказа региона, качественно обновить содержание начального профессионального образования с учетом внедрения Государственного стандарта;

- обеспечить подготовку и переподготовку взрослого населения;

- укрепить учебно-методическую и материальную базу учреждений начального профессионального образования.

4. Мероприятия по поддержке системы начального профессионального образования

1. Содержание образования

2. Кадровое обеспечение

3. Учебно-материальная база

4. Социальная защита учащихся и инженерно-педагогических работников.

1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

--------------------------------------------------------------------
NN   Направления       Источник   Финансирование (руб)   Примечание
пп                     финанси- ________________________
                       рования  1999г.   2000г.  2001г.
--------------------------------------------------------------------
1        2                3       4        5       6          7
--------------------------------------------------------------------
1. Внедрение государ-
   ственных стандартов
   начального профес-
   сионального образо-
   вания по профессиям:

   Электромонтер по    областной 1000                    Федеральный
   ремонту и обслужи-   бюджет                           комплект
   ванию электрообору-                                   разработан
   дования

   Мастер по мелиорации  -"-      500                       -"-

   Токарь-универсал      -"-      500                       -"-

   Фрезировщик-универсал -"-     1000                       -"-

   Машинист дорожных и   -"-     1000                       -"-
   строительных машин

   Машинист подъемно-    -"-     1000                       -"-
   транспортных и стро-
   ительных машин

   Электромонтажник      -"-     1000                       -"-
   электрических сетей
   и электрооборудования

   Станочник в дерево-   -"-     1000                       -"-
   обработке

   Помощник машиниста    -"-      500                       -"-
   локомотива

   Дежурный по железно-  -"-      500                       -"-
   дорожной станции

   Оператор вязально-    -"-      500                       -"-
   швейного оборудования

   Обувщик (широкого     -"-      500                       -"-
   профиля)

   Пошивщик кожгаланте-  -"-     1000                       -"-
   рейных изделий

   Оператор швейного     -"-      500                       -"-
   оборудования

   Изготовитель худо-    -"-     1000                       -"-
   жественных изделий
   из дерева

   Парикмахер            -"-      500                       -"-
                         ___________________________________________

   Изготовитель худо-  областной                   1000  Федеральный
   жественных изделий   бюджет                           комплект не
   из керамики                                           разработан

   Секретарь-машинистка  -"-                500             -"-

   Слесарь по контрольно- -"-                      1000     -"-
   измерительным приборам
   и автоматике

   Слесарь по ремонту    -"-                500             -"-
   подвижного состава

   Бригадир-путеец       -"-                       1000     -"-

   Вышивальщица          -"-                500             -"-

   Изготовитель хлебо-   -"-                500             -"-
   булочных изделий

   Художник              -"-                       1000     -"-

   Электромеханик по     -"-                       1000     -"-
   торговому и холодиль-
   ному оборудованию

   Сборщик электрических -"-               1000             -"-
   машин и аппаратов

   Регулировщик радио-   -"-               1000             -"-
   электронной аппаратуры
                         ___________________________________________

   Техник-механик по   областной           1000          разрабатыва-
   тех.обслуживанию и   бюджет                           ется регио-
   ремонту автомобилей                                   нальный
   и автомобильных дви-                                  стандарт
   гателей

   Бухгалтер с/х         -"-      500                       -"-
   производства

   Бухгалтер             -"-      500                       -"-

   Мастер народных       -"-                500             -"-
   промыслов

   Гувернер              -"-                500             -"-

   Художник-мастер       -"-                       1000     -"-

   Техник-технолог по    -"-                       1000     -"-
   деревообработке

   Техник-технолог х/б   -"-     1000                       -"-
   производства

2. Внедрение профили-  областной
   рованных программ   бюджет

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»