ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О программе поддержки учреждений начального профессионального образования
Псковской области на 1999-2001 годы
Псковское областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить программу поддержки учреждений начального профессионального образования Псковской области на 1999-2001 годы.
2. Объемы финансирования программы определять при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Заместитель председателя
областного Собрания депутатов Б.Г.Полозов
Псков,
24 сентября 1998 года
N 100
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Псковского областного
Собрания депутатов от 24.09.98г. N 100
ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2001 ГОДЫ
ПСКОВ
1998г.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
программы поддержки учреждений начального
профессионального образования Псковской области
на 1999-2001 годы
-------------------------------------------------------------------------------
Наименование мероприятий 1999 г. 2000 г. 2001 г. Источник
по реализации программы финансирования
-------------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5
-------------------------------------------------------------------------------
Общая сумма (тыс.рублей) 8500 9500 10500
_______________________________________________________________________________
Внедрение государственных 12 5 5 Областной
стандартов начального про- бюджет
фессионального образования
по профессиям
_______________________________________________________________________________
Разработка регионального 3 2 2 Областной
компонента стандартов бюджет
_______________________________________________________________________________
Разработка и внедрение аппа- 1 1 1 Областной
рата диагностики качества бюджет
профессионального образования
_______________________________________________________________________________
Проведение курсов, секций, 20 20 20 По линии
семинаров по переподготовке Главного
инженерно-педагогических управления
работников профессиональных общего и
училищ (лицеев) и организация профессио-
методической работы нального
образования
_______________________________________________________________________________
Организация подготовки 3 3 -"-
кадров для профессиональных
училищ на базе высших
учебных заведений
_______________________________________________________________________________
Обеспечение повышения 14 14 14 -"-
квалификации инженерно-
педагогических работников
профессиональных училищ
на базе института работников
профессионального образова-
ния (г.Москва и г.Санкт-
Петербург)
_______________________________________________________________________________
Развитие учебно-материальной 5200 6105 6955 Областной
базы, обеспечение учебного бюджет
процесса
_______________________________________________________________________________
Социальная защита учащихся 1350 1350 1350 Областной
и инженерно-педагогических бюджет
работников
_______________________________________________________________________________
Ремонт профессиональных 1900 2000 2150 Областной
училищ и лицеев бюджет
_______________________________________________________________________________
1. Анализ положения дел в начальном профессиональном образовании области
В 1999/98 учебном году в области функционирует 31 профессиональное училище (18 профессиональных училищ, 9 профессиональных лицеев, 1 спецучилище, 3 профессиональных училища при исправительно-трудовых учреждениях). В них обучается 10 900 учащихся, что составляет 47% от общего числа молодежи, получающей профессиональную подготовку в различных образовательных учреждениях.
В учреждениях начального профессионального образования пролицензирована подготовка по 57 профессиям и 97 специальностям (прилагается). С 1995 года внедряются государственные стандарты начального профессионального образования по 22 профессиям, профилированные образовательные программы среднего (полного) общего образования в учебных заведениях строительного, сельскохозяйственного, машиностроительного профиля, легкой промышленности и общественного питания. Разработаны и внедрены образовательные программы регионального компонента по предметам: краеведение, культура молодого рабочего, основы рыночной экономики и предпринимательства.
Ежегодно профессиональные училища (лицеи) области обеспечивают подготовку 4000-4500 рабочих, специалистов со средним профессиональным образованием - порядка 250 человек.
В училищах и лицеях области обучаются учащиеся, являющиеся жителями области, 61% из них нуждаются в социальной защите, так как это подростки из неполных семей - 2288, сироты - порядка 300 человек ежегодно, 893 - из многодетных семей, 741 - из неблагополучных семей, 2384 - из малообеспеченных семей.
Занято в системе начального профессионального образования 1050 инженерно-педагогических работников, в том числе 425 преподавателей, из них 397 с высшим образованием, мастеров производственного обучения 441 человек, в том числе с высшим образованием 88, со средним профессиональным образованием 254, 99 с начальным профессиональным образованием. 64% инженерно-педагогических работников имеют категорийные разряды: 14% - высшую квалификационную категорию, 27% - первую квалификационную категорию, 26% - вторую квалификационную категорию.
Отличительными чертами системы начального профессионального образования сегодня являются:
- крайне недостаточное финансирование федерального уровня,
- отставание материально-технической базы от современных требований обеспечения учебного процесса,
- слабая социальная защита инженерно-педагогических работников и учащихся,
- отсутствие обоснованного социального заказа на образовательные услуги, в том числе по рынку вторичной занятости.
Учебно-материальная база учреждений начального профессионального образования создавалась в 50-70 годы: в приспособленных помещениях размещены 10 профессиональных училищ, 12 училищ имеют приспособленные учебные мастерские, 2 училища с печным отоплением, 10 объектов требуют капитального ремонта, 4 - достройки недостающих учебно-производственных и социально-бытовых объектов. Нет возможности поддерживать в рабочем состоянии учебно-материальную базу, не говоря уже о необходимости ее развития. Материально-техническое обеспечение учебных заведений начального профессионального образования требует активного реконструирования и обновления.
Государственное финансирование профессиональных училищ (лицеев) в последние 5 лет осуществлялось нестабильно и в неполном объеме (порядка 40% от потребности), что сказалось в худшую сторону на развитии учреждений начального профессионального образования: не обеспечивается поддержка инноваций, изнашивается и морально стареет информационная и материально-техническая база, отсутствуют необходимые средства на эксплуатацию и ремонт учебной техники, на приобретение материалов для организации учебно-производственного обучения учащихся.
Несмотря на отдельные попытки улучшения учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования, профессиональные училища и лицеи оснащены современным учебным оборудованием значительно хуже, чем другие учебные заведения. Доля современных станков и оборудования сократилась, не превышает 20%.
Всего в училищах и лицеях имеется 19 кабинетов вычислительной техники, 79 персональных компьютеров. Из имеющихся 212 кабинетов специальных дисциплин только 60% соответствуют современным требованиям. Не достает 17 учебно-производственных мастерских и 22 лаборатории, 14 полигонов и трактородромов.
В тридцати профессиональных училищах сельскохозяйственного профиля имеется 205 тракторов, 96 грузовых автомобилей, 22 комбайна, 249 единиц навесной техники, но одну треть и более, в зависимости от вида, эксплуатировать невозможно из-за неисправностей, часть техники используется в лабораториях. Объемы производства сельскохозяйственной продукции, поддержание технического состояния техники и, соответственно, качество профессиональной подготовки катастрофически снижаются.
Снижается процент охвата учащихся профессиональных училищ кружковой работой из-за отсутствия специального канала финансирования.
Профессиональными училищами и лицеями области реализовано продукции и оказано услуг в 1997 году на сумму 2 713 млн.рублей, что составляет 14,3% от объема бюджетных ассигнований, в основном эти средства направлены на организацию учебного процесса, так как бюджетных средств на учебные цели с 1993 года не выделялось. Этого крайне недостаточно для того, чтобы решить сегодня многие проблемы, имеющие место.
Все профессиональные училища, за исключением ПУ-11 г.Острова, ПУ-4 г.Невеля, имеют на своем балансе столовые, что позволяет более рационально использовать средства, выделенные на питание.
Морально устарели учебники, а по вновь открытым профессиям (специальностям) имеются в минимальном количестве, такое же положение и с учебно-методическими пособиями. Два последних года учебники приобретались за счет средств местного бюджета, на одно училище выделено по 5-6 экземпляров одного наименования учебника.
В настоящее время учащиеся обеспечены учебниками, соответствующими новым образовательным стандартам, по специальным предметам - в среднем на 16%, по общеобразовательным предметам - на 18%.
Поиски путей развития и совершенствования системы начального профессионального образования заставляют обратить самое серьезное внимание на:
- содержание образования,
- кадровое обеспечение,
- учебно-материальную базу.
2. Задачи программы:
- поддержание стабильности функционирования учреждений начального профессионального образования (обеспечение многоуровневого и многоканального финансирования учебных заведений);
- осуществление социальной поддержки инженерно-педагогических работников и учащихся;
- адаптация системы начального профессионального образования и профессиональной подготовки к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение образовательных потребностей области и территорий;
- использование научно-методических исследований по актуализации содержания и методов обучения, внедрение в учебный процесс прогрессивных обучающих технологий;
- разработка и внедрение региональных и местных компонентов государственного стандарта профессионального образования;
- внедрение вариативного профессионального образования.
3. Ожидаемые конечные результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сохранить в основном сеть и инженерно-педагогические кадры учреждений начального профессионального образования;
- создать условия для удовлетворения потребности личности на получение профессионального образования необходимого уровня и качества, выполнение социального заказа региона, качественно обновить содержание начального профессионального образования с учетом внедрения Государственного стандарта;
- обеспечить подготовку и переподготовку взрослого населения;
- укрепить учебно-методическую и материальную базу учреждений начального профессионального образования.
4. Мероприятия по поддержке системы начального профессионального образования
1. Содержание образования
2. Кадровое обеспечение
3. Учебно-материальная база
4. Социальная защита учащихся и инженерно-педагогических работников.
1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
--------------------------------------------------------------------
NN Направления Источник Финансирование (руб) Примечание
пп финанси- ________________________
рования 1999г. 2000г. 2001г.
--------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7
--------------------------------------------------------------------
1. Внедрение государ-
ственных стандартов
начального профес-
сионального образо-
вания по профессиям:
Электромонтер по областной 1000 Федеральный
ремонту и обслужи- бюджет комплект
ванию электрообору- разработан
дования
Мастер по мелиорации -"- 500 -"-
Токарь-универсал -"- 500 -"-
Фрезировщик-универсал -"- 1000 -"-
Машинист дорожных и -"- 1000 -"-
строительных машин
Машинист подъемно- -"- 1000 -"-
транспортных и стро-
ительных машин
Электромонтажник -"- 1000 -"-
электрических сетей
и электрооборудования
Станочник в дерево- -"- 1000 -"-
обработке
Помощник машиниста -"- 500 -"-
локомотива
Дежурный по железно- -"- 500 -"-
дорожной станции
Оператор вязально- -"- 500 -"-
швейного оборудования
Обувщик (широкого -"- 500 -"-
профиля)
Пошивщик кожгаланте- -"- 1000 -"-
рейных изделий
Оператор швейного -"- 500 -"-
оборудования
Изготовитель худо- -"- 1000 -"-
жественных изделий
из дерева
Парикмахер -"- 500 -"-
___________________________________________
Изготовитель худо- областной 1000 Федеральный
жественных изделий бюджет комплект не
из керамики разработан
Секретарь-машинистка -"- 500 -"-
Слесарь по контрольно- -"- 1000 -"-
измерительным приборам
и автоматике
Слесарь по ремонту -"- 500 -"-
подвижного состава
Бригадир-путеец -"- 1000 -"-
Вышивальщица -"- 500 -"-
Изготовитель хлебо- -"- 500 -"-
булочных изделий
Художник -"- 1000 -"-
Электромеханик по -"- 1000 -"-
торговому и холодиль-
ному оборудованию
Сборщик электрических -"- 1000 -"-
машин и аппаратов
Регулировщик радио- -"- 1000 -"-
электронной аппаратуры
___________________________________________
Техник-механик по областной 1000 разрабатыва-
тех.обслуживанию и бюджет ется регио-
ремонту автомобилей нальный
и автомобильных дви- стандарт
гателей
Бухгалтер с/х -"- 500 -"-
производства
Бухгалтер -"- 500 -"-
Мастер народных -"- 500 -"-
промыслов
Гувернер -"- 500 -"-
Художник-мастер -"- 1000 -"-
Техник-технолог по -"- 1000 -"-
деревообработке
Техник-технолог х/б -"- 1000 -"-
производства
2. Внедрение профили- областной
рованных программ бюджет