АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О реформировании жилищно - коммунального хозяйства города Пскова
(с изменениями на 6.02.98)
--------------------------------------------------------------------
Текст документа с изменениями и дополнениями, внесенными:
Распоряжением Администрации г.Пскова от 6.02.98 N 385-р.
--------------------------------------------------------------------
В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и от 27 мая 1997 года N 528 "О дополнительных мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг":
1. Считать одним из важнейших направлений деятельности Администрации на период 1997-2003 г.г. осуществление реформы в жилищно - коммунальном хозяйстве города Пскова.
2. Одобрить и принять за основу концепцию реформирования жилищно - коммунального хозяйства города Пскова согласно приложению N 1 и внести ее на рассмотрение Думы г. Пскова.
3. Для разработки городской программы реформы жилищно коммунального хозяйства, а также для разработки нормативно правовых актов, обеспечивающих проведение реформы, утвердить состав комиссии по разработке программы реформы жилищно - коммунального хозяйства города Пскова согласно приложению N 2.
4. Комиссии внести в срок до 1 апреля 1998 года на рассмотрение Администрации проект программы реформирования жилищно коммунального хозяйства города.
5. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.
Мэр города А.В. Прокофьев
Псков
30 декабря 1997 года
N 3657-р
Приложение N 1
к распоряжению Мэра города
от 30.12.97 г. N 3657-р
"О реформировании жилищно-
коммунального хозяйства
Пскова"
КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ ПСКОВЕ
1. ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ
Общий кризис экономики страны вызвал ухудшение состояния жилищно - коммунального хозяйства, что уже приводит к обострению напряженности в городе, так как работа предприятий отрасли напрямую связана с обеспечением жизнедеятельности человека.
В настоящее время жилищный фонд города составляет 3359,8 т.м2 общей площади, в том числе муниципальный жилищный фонд 2835,1 т.м2. За период 1992-1996 г.г. принято от ведомств 400 жилых домов общей площадью 967,0 т.м2 жилья.
В 1998 году планируется завершить приемку в муниципальную собственность более 120 домов, общей площадью более 150 т.м2, в том числе от Министерства обороны, Октябрьской железной дороги и других предприятий.
Продолжается приватизация муниципального и государственного жилого фонда. По состоянию на 01.01.97 г. приватизировано 19102 квартиры (34% от общего количества квартир в городе).
Из-за недостатка средств в бюджете не выполняются нормативные сроки проведения капитального ремонта жилищного фонда. В настоящее время в городе только в муниципальном жилом фонде более 140 домов ветхих и аварийных, которые требуют проведения комплексного капитального ремонта. Постоянное недофинансирование работ по капитальному ремонту является причиной усиленного физического износа жилого фонда.
Резко снизились и темпы жилищного строительства. Так, если в 1992 году было введено 17,5 т.м2 общей площади, то в 1996 году 7,1 т.м2 общей площади жилья.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит более 3,5 тыс. семей. При этом надо учитывать, что в городе появились сотни мигрантов, вынужденных переселенцев, а также остро нуждающихся в жилье (воспитанники детских домов, уволенные в запас офицеры, граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы).
Начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий возмещение населением издержек жилищно - коммунальных предприятий, также является фактором, повышающим социальную напряженность в обществе.
Для защиты малоимущих граждан в городе создан и успешно функционирует Центр жилищных субсидий, куда с момента его образования обратилось более 8,5 тыс. семей и произведено перерасчетов платежей гражданам за жилье и коммунальные услуги на сумму более 1,5 млрд. рублей. Для снижения социальной напряженности с момента введения новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг не менялась и доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, в пределах которой начисляются субсидии, и что составляет 10% от совокупного дохода семьи.
Принятие в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, коммунальных сетей, объектов соц.культ.быта освободило предприятия от огромного груза забот, но значительно ухудшило финансово-экономическое положение жилищных и коммунальных предприятий и жилищно - коммунального хозяйства в целом. Так, из 300 млрд.руб., необходимых для осуществления приемки и содержания ведомственного жилья за период 1992-1997 гг, фактически получено в порядке взаимозачета не более 100 млрд.руб.
Льготы по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Законом "О ветеранах" и другими законодательными актами были начислены и предоставлены более 70 тыс.человек на сумму более 8 млрд.руб. Практически все это было оплачено из городского бюджета.
Ситуация, сложившаяся в жилищно - коммунальном хозяйстве города, свидетельствует о необходимости реформирования жилищно коммунального хозяйства.
Предлагаемая концепция реформирования жилищно - коммунального хозяйства определяет пути оздоровления отрасли, обеспечивает возможность создания конкурентной среды на рынке жилищно коммунальных услуг, перевода отрасли в режим самоокупаемости.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Целью реформы жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение условий проживания человека, отвечающих в данный период времени стандартам качества жилищных и коммунальных услуг.
Исходя из цели реформы жилищно - коммунального хозяйства, необходимо решить следующие задачи:
- создание конкурентной среды в сфере эксплуатации жилищного фонда путем демонополизации предоставления жилищно - коммунальных услуг;
- полный переход на адресную социальную поддержку малообеспеченных семей;
- переход на систему управления и хозяйствования в жилищно коммунальном хозяйстве по принципу "Заказчик - Подрядчик";
- обеспечение социальной и правовой защиты потребителей жилищно - коммунальных услуг;
- реконструкция и восстановление жилого фонда;
- осуществление энергосберегающих мероприятий.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДЕ
Основной особенностью начального этапа реформирования жилищно коммунального хозяйства в городе в условиях низкой материальной обеспеченности основной массы жителей города, несвоевременностью выплат заработной платы, неуклонного роста энергоносителей является "хроническое" недофинансирование дотируемых подотраслей жилищно коммунального хозяйства из городского бюджета и практически полное отсутствие финансирования льгот и субсидий.
Учитывая, что повышение качества услуг жилищно - коммунального хозяйства и снижение их стоимости в результате обеспечения конкуренции между производителями услуг, является целью реформирования ЖКХ, а наиболее приспособленной к демонополизации, доступной для человека, подотраслью жилищно - коммунального хозяйства является жилищное хозяйство, реформирование этой подотрасли Администрация определяет первоочередным. Для обеспечения конкуренции в жилищном хозяйстве уровень платы населения за жилье, эксплуатацию и ремонт жилья должен возмещать реальные издержки подрядных организаций.
1. Демонополизация и развитие конкурентной сферы.
Демонополизация и развитие конкурентной сферы будут обеспечиваться путем:
- формирования и продажи муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно - коммунального назначения;
- резделения функций "Заказчика" и "Подрядчика" в управлениях микрорайонов;
- организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно - коммунальные услуги на основе договоров между Заказчиком Подрядчиком;
- введения системы конкурсной продажи ветхого жилья и занимаемых им земельных участков на условиях отселения проживающих в домах граждан в благоустроенное, в соответствии с действующими нормами, жилье;
- введения системы конкурсной продажи участков под застройку;
- введения дифференцированной оплаты за жилье в зависимости от уровня комфортности жилья и благоустройства;
- поэтапного перехода на полное возмещение издержек жилищно коммунальных предприятий населением до 2003 г.;
- выделения сфер влияния естественных монополий и регулирование их деятельности Администрацией в пределах своих полномочий;
- демонополизации выработки и реализации энергоресурсов;
- стимулирования процессов образования товариществ собственников жилья, введения процедуры передачи в общую собственность домовладельцев комплексов недвижимости в жилищной сфере.
2. Совершенствование системы управления жилищно - коммунальным хозяйством:
- рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником - домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности и органом, уполномоченным осуществлять гос.контроль за предоставлением населению жилищно - коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности;
- развитие территориальных органов управления и организация взаимоотношений граждан с Администрацией, предприятиями для решения вопросов обеспечения жилищно - коммунальными услугами;
- разделение функций "Заказчика" и "Подрядчика" в жилищно коммунальных организациях;
- образование городской жилищной инспекции;
- образование территориальных общественных Советов с участием городских общественных организаций, домовых Советов, уличных Комитетов.
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ:
- переход к самофинансированию организаций жилищно коммунального хозяйства путем прекращения бюджетных ассигнований, а также перекрестного субсидирования потребителей;
- установление системы взаимоотношений в ЖКХ между Заказчиком и Подрядчиком на договорной основе;
- переход на конкурсный отбор организаций, предоставляющих услуги жилищно - коммунального назначения;
- предоставление права формирования доходных источников для повышения качества услуг и снижения стоимости этих услуг при пользовании землей и нежилым фондом;
- регулирование тарифов на жилищно - коммунальные услуги, предоставляемые предприятиями - монополистами, Администрацией в пределах своих полномочий;
- оплата коммунальных услуг в соответствии с фактическим их потреблением.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит в недопустимости:
- включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций ЖКХ;
- сдерживания программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренных договором найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно - коммунальных услуг.
Администрация организует и координирует работу по консультированию семей по вопросам получения социальной помощи, по добровольному обмену жилых помещений, формированию обменного жилищного фонда для переселения, предоставленного бесплатного социального жилья для малоимущих.
VI. РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги во многом определяется учетом и регулированием потребления населением энергоресурсов, а также качеством ограждающих конструкций жилого фонда.
Потребление фактическое энергоресурсов населением превышает средние нормы, рассчитанные научно - исследовательскими институтами до 2-х раз. Разумная экономия энергоресурсов дает снижение стоимости коммунальных услуг более чем на 50%.
В данном направлении необходимо:
1. Строительство жилых домов с учетом новых требований СНиПа к ограждающим конструкциям.
2. Выполнение энергосберегающих мероприятий на существующем жилом фонде:
- утепление стен;
- установка оконных блоков с тройным остеклением или стеклопакетами;
- установка приборов учета на отопление, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение на каждом доме с последующей их поквартирной установкой;
- применение автономных источников теплоснабжения.
3. Устройство новых и реконструкция действующих коммуникаций и сооружений с использованием современных технологий, материалов и оборудования.
4. Использование современных технических средств, обеспечивающих коммунальные услуги.