ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О региональной целевой программе
"Реформирование статистики в 1998-2000 годы"

Областное Собрание депутатов постановляет:

Утвердить региональную целевую программу "Реформирование статистики в 1998-2000 годы" (прилагается).

     Председатель областного
     Собрания депутатов                                   Ю.А.Шматов

Псков,
27 ноября 1997 года
N 505





РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДЫ"


ПАСПОРТ

региональной целевой программы
"Реформирование статистики в 1998 - 2000 годы"


     Наименование           - региональная целевая программа
     программы                "Реформирование статистики
                              в 1998-2000 годы"

     Дата принятия          - поручение администрации области
     решения о разра-         от 23 ноября 1996года N 1410
     ботке программы

     Государственные        - Администрация Псковской области
     заказчики
     программы

     Основные разра-        - Псковский областной комитет
     ботчики программы        государственной статистики, комитет
                              экономики Администрации области

     Цель и задачи          - целью программы является дальнейшее
     программы, важ-          реформирование статистики для наиболее
     нейшие целевые           полного удовлетворения потребностей
     показатели               региональных органов исполнительной
                              власти и других потребителей в
                              объективной статистической информации
                              о социально-экономическом развитии
                              области и районов, отраслей и секторов
                              экономики, хозяйствующих субъектов.
                              Для достижения этой цели будет
                              организовано комплексное статистическое
                              наблюдение за деятельностью
                              хозяйствующих объектов малых
                              предприятий; статистическое наблюдение
                              за состоянием потребительского рынка и
                              формированием его ресурсов, будет
                              проведена перепись предприятий оптовой
                              и розничной торговли, общественного
                              питания, предприятий бытового
                              обслуживания населения, организовано
                              статистическое наблюдение за ввозом и
                              вывозом товаров и внешнеэкономической
                              деятельностью предприятий, мониторинг
                              производства сельхозпродукции
                              домохозяйствами.

Предполагается внедрить систему
показателей эффективности производства
на областном и районном уровнях.

     Срок реализации        - 1998 - 2000 годы
     программы

     Исполнители            - Псковский областной комитет
     основных                 государственной  статистики, комитет
     мероприятий              экономики Администрации области
     программы



     Объемы и источники     - объем финансирования программы в
     финансирования           1998-2000  годы  составит  1556,9
                              млн.рублей. Программа финансируется
                              за счет областного бюджета.

     Ожидаемые конечные     - реализация программы позволит на
     результаты реали-        основе  внедрения  современных
     зации программы          методологий в сфере статистики и
                              информационных технологий обеспечить
                              потребности в статистической
                              информации  региональных органов
                              исполнительной   власти,   средств
                              массовой   информации, населения,
                              научной общественности, коммерческих
                              структур.  Во взаимодействии с
                              региональными  органами
                              исполнительной  власти  и органами
                              самоуправления  в  соответствии  с
                              принятой методологией  будет
                              осуществляться анализ общественного
                              и экономического развития области,
                              районов. Получит дальнейшее развитие
                              Единый государственный регистр
                              предприятий и организаций.  За счет
                              средств бюджета будут проводиться
                              различные мониторинги,  многоцелевые
                              и  многофазные обследования. На основе
                              внедрения новой техники и технологии
                              будут  созданы базы данных на
                              областном и районных уровнях.

     Система организации   -  контроль за  реализацией  программы
     контроля за исполне-     осуществляют  комитет экономики
     нием программы           Администрации  области  и областной
                              комитет государственной статистики.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СТАТИСТИКИ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

Мероприятия региональной целевой программы "Реформирование статистики в 1998-2000 годы" являются продолжением первого этапа реформирования статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Первый этап реформирования статистики был реализован Федеральной программой на региональном уровне на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям. В результате созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, внедрена единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Сформированы основные показатели, характеризующие рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие макроэкономические показатели в области цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка товаров и услуг, которые использовались в управлении экономикой области.

Развитие экономических реформ, спрос на информацию со стороны органов власти и местного самоуправления а также появление спроса со стороны предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым реформирование статистического наблюдения. За последние годы резко повысился спрос на информацию по потребительским ценам, ценам производителей, тарифам на услуги, структуре затрат, жизненном уровне населения, прожиточном минимуме, финансовом состоянии предприятий, состоянии расчетов, задолженности по зарплате.

В ходе реформирования статистики в 1998-2000 годы на базе современной системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности завершится создание модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений.

В связи с перераспределением функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы повысится роль региональной статистики. Обеспечится высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, повысится программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия для работников статистики.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основной целью программы является реформирование статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей исполнительной власти, органов самоуправления и других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области, района, хозяйствующих субъектов.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

- cовершенствование статистической информационной базы для наблюдения общественных и социально-экономических явлений в области, районе;

- переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации, соблюдая требования по обеспечению защиты от несанкционированного доступа:

- укрепление материально-технической базы органов государственной статистики. Повышение квалификации работников органов государственной статистики.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Программные мероприятия позволят:

сформировать информационные ресурсы в соответствии с потребностями органов власти, других пользователей статистических данных;

развить функции Единого государственного регистра предприятий и организаций как основы учета хозяйствующих субъектов, инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных:

обеспечить сопоставимость статистических данных на основе развития и внедрения системы взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации:

активизировать обмен статистической информацией с органами государственной власти и местного самоуправления. В связи с непредставительностью выборки предполагается перестроить методы сбора информации, использовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета.

Среди перспективных направлений получения статистической информации будут использованы переписи ( предприятий оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, сельского хозяйства и другие).

Предусмотренные программой изменения потребуют измененных программных продуктов и использование вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа.

Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Реализовав эти мероприятия, комитет государственной статистики может входить в региональную информационную коммуникационную систему области.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ

Статистические органы, начиная с 1995 года, в соответствии с Федеральной программой статработ осуществляют выборочное наблюдение за деятельностью малых предприятий, которое охватывает 10 процентов зарегистрированных предприятий.

По состоянию на 01.01.97 г. в области зарегистрировано около 3000 субъектов малого предпринимательства, что составляет 25 процентов в общем количестве хозяйствующих субъектов. В строительстве, торговле, общей коммерческой деятельности, непроизводственных видах бытового обслуживания населения на малых предприятиях сосредоточено свыше одной трети объема работ (услуг), производимых в области.

Однако, распространенные итоги выборочного обследования на региональном уровне (в отличие от федерального, имеющего большую выборку) не всегда репрезентативны.

Так, на районном уровне информация может быть не представлена, если в выборку не попадут предприятия этого района. Например, при наличии в регистре Куньинского района 17 малых предприятий в выборку не попало ни одного.

В соответствии с Федеральным Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" к малым промышленным предприятиям относятся предприятия с численностью до 100 человек, т. е. каждое четвертое предприятие области, в связи с этим информация по малому предпринимательству представляет особую ценность, т.к. отсутствие полных сведений о деятельности этого сектора экономики затрудняет осуществление достоверной оценки экономического положения и налогообразуемой базы области (района).

Предлагаемое комитетом государственной статистики комплексное ежегодное статистическое наблюдение за деятельностью хозяйствующих субъектов малого предпринимательства позволит:

- создать базу данных, содержащую основные показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого малого предприятия;

- получить более точную информацию по полному кругу малых предприятий в целом по области, отраслям экономики, районам (городам), а именно:

объем продукции, розничный товарооборот, объем бытовых услуг, строительно-монтажных работ численность занятых в экономике области;

выручку от реализации товаров и услуг, прибыль (убыток);

капитальные вложения;

фонд заработной платы и среднюю зарплату;

долю малых предприятий в количестве хозяйствующих субъектов.

Для получения сведений о субъектах, действующих на потребительском и оптовом рынке области, предполагается провести перепись торговых предприятий (последние данные о сети имеются по состоянию на 1 ноября 1994 года), которая позволит уточнить инфраструктуру торговых предприятий для проведения статистических наблюдений, их типизацию.

В настоящее время наблюдение за потребительским рынком, согласно методологии, осуществляется по цензу. Из 2617 предприятий торговли и общественного питания, зарегистрированных в регистре, представляют сведения в соответствии с цензом 207 предприятий, что составляет 29 процентов к работающим предприятиям: в том числе в оптовой торговле - 3,2 процента, причем из 50 оптовых поставщиков алкогольной продукции не наблюдается никто из-за малой численности работающих, розничной - 45,2 процента, общественного питания - 22,4 процента, по предприятиям, осуществляющим посреднические услуги 12,5 процента, что нерепрезентативно.

Поэтому для наблюдения за товарным рынком области, оценки продовольственных и непродовольственных ресурсов области комитет государственной статистики считает необходимым осуществлять сбор, разработку сведений о ввозе потребительских товаров и продукции от всех предприятий, осуществляющих ввоз, закупку самостоятельно.

Имея данные о производстве, вывозе, ввозе и поставке на местный рынок товаров можно сделать оценку насыщения потребительского рынка.

В результате реформирования статистики потребительского рынка и торговли предполагается получить информацию:

на основании переписи предприятий торговли и предприятий, основным видом деятельности которых является оказание бытовых услуг:

- количество предприятий в разрезе форм собственности, организационно-правовых форм, численность работников; объем товарооборота и бытовых услуг оказанных населению (в сельской, городской местности), дате образования, специализации.

При разработке интегрированной формы для наблюдения за малыми предприятиями будет получена следующая информация:

- объем товарооборота, его товарная структура;

- издержки (затраты) обращения и их структура;

- материалоемкость затрат и трудоемкость;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»