АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении  планирующих документов по вопросам
гражданской  обороны, предупреждения и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 1997 год

В целях своевременного и организованного начала учебного года в системе гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, качественной подготовки органов управления, руководящего и командно-начальствующего состава, личного состава невоенизированных формирований и населения области к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени:

1. Утвердить прилагаемые План основных мероприятий Псковской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1997 год и организационно-методические указания по подготовке органов управления и сил Псковской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1997 год.

2. Мэрам городов Пскова и Великие Луки, главам районов, начальникам гражданской обороны областных служб, управлений, объединений и учреждений в 10-дневный срок после получения организационно-методических указаний по подготовке ГО на 1997 год разработать, согласовать в установленном порядке и утвердить свои планирующие документы по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на штаб по делам ГО и ЧС.

     Глава Администрации области                       Е.Э. Михайлов

Псков
30 декабря 1996 года
N 630-р

Утверждены
распоряжением Администрации области
от  30  декабря  1996  года N 630-р

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ
ОРГАНОВ  УПРАВЛЕНИЯ  И  СИЛ  ПСКОВСКОЙ   ОБЛАСТНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ    ЕДИНОЙ    ГОСУДАРСТВЕННОЙ    СИСТЕМЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ
НА 1997 ГОД

Подготовка по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1996 году осуществлялась в соответствии с Планом, утвержденным распоряжением Администрации области от 23 ноября 1995 года N 593-р и Организационно-методическими указаниями начальника Северо-Западного регионального центра.

Основные задачи по подготовке гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 1996 году выполнены.

Лучше они решались в г. Пскове (НГО Прокофьев А.В., НШ ГОЧС п-к Воробьев В.В.), районах: Гдовском (НГО Антипов В.Л., НШ ГОЧС Яковлев В.А., Новосокольническом (НГО Никитенко Н.В., НШ ГОЧС Сергеева Т.С.), Пыталовском (НГО - Самуйлов Е.Ф., НШ ГОЧС - Андреев А.А.); службах ГО: оповещения и связи (начальник службы Шальнев Н.А., НШ - Верницкий А.В.), охраны общественного порядка (начальник службы полковник Крупеня П.Н., НШ - полковник Алексеев В.А.), противопожарной (начальник службы полковник Ополченский Е.Д., НШ полковник Пузыня В.М.), облпотребсоюза (председатель правления Каленский В.Т., НШ - Франченко С.Н.)

В течение года проводилась конкретная работа по реализации мероприятий гражданской обороны, совершенствованию подготовки органов управления и сил Псковской областной подсистемы РСЧС, отрабатывались вопросы повышения эффективности защиты населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов экономики, разрабатывались и проводились мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасанию людей на воде и льду, тушению лесных и торфяных пожаров, принимались меры по своевременному оказанию помощи из областного фонда чрезвычайных расходов населению районов, подвергшихся стихийным бедствиям, в том числе: Бежаницкому, Гдовскому, Красногородскому, Локнянскому, Новосокольническому, Опочецкому, Островскому, Палкинскому, Печорскому, Псковскому, Пыталовскому, Себежскому.

Вместе с тем, при организации подготовки по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, имелись недостатки, не позволившие выполнить задачи в полном объеме и с требуемым качеством.

Основными из них следует считать:

- недостаточный уровень подготовки органов управления и сил территориальных звеньев областной подсистемы РСЧС к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (г. Великие Луки, Локнянский и Опочецкий районы);

- снижение качества подготовки и обучения руководящего и командно-начальствующего состава (Дновский, Локнянский, Островский, Новоржевский и Усвятский районы);

- низкая оснащенность органов управления и сил ГО современными техническими средствами для эффективного проведения аварийно спасательных работ;

- отсутствие фондов чрезвычайных расходов финансовых: г. Великие Луки, Пустошкинский, Усвятский районы; продовольственных, медицинских и материально-технических средств: Великолукский, Красногородский, Новоржевский, Опочецкий, Порховский, Пустошкинский, Пыталовский, Себежский, Усвятский районы;

- штабы ГОЧС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1113 от 05.11.95 года еще не стали координирующим органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения готовности органов управления и сил областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, -

                              ПРЕДЛАГАЮ:

Главной задачей на 1997 год по подготовке в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций считать обеспечение готовности органов управления и сил областной подсистемы РСЧС и подготовку населения области к действиям при чрезвычайных ситуациях в мирное и в военное время.

Начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней:

1. Обеспечить в администрациях, службах, объединениях, управлениях, акционерных обществах, корпорациях в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти реализацию требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.95 года N 1113 до 1 февраля 1997 года разработать (уточнить) и согласовать Положения о территориальных звеньях областной подсистемы РСЧС.

2. Поддерживать готовность органов управления и сил служб гражданской обороны к всестороннему обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В январе 1997 года уточнить организационно - штатную структуру служб с учетом выполнения ими функций по защите населения и территорий от ЧС в мирное время.

3. Продолжать работу по подготовке спасателей аварийно спасательной службы области.

4. Осуществить государственную экспертизу, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с Положением о МЧС России и Методическими рекомендациями по проведению государственной экспертизы 1996 года.

5. Продолжать работу по внедрению системы декларирования безопасности промышленного объекта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.95 года N 675.

6. Продолжать работу по вопросам социально - экономической, правовой и медицинской защиты граждан, пострадавших от радиационной аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий.

7. Обеспечить готовность фонда коллективных средств защиты к приему укрываемых. Особое внимание сосредоточить на решение этой проблемы в районах расположения потенциально-опасных объектов.

8. Не допустить снижения уровня готовности дежурных подразделений. Добиваться незамедлительного прохождения информации о возникновении чрезвычайных ситуаций и ходе их локализации и ликвидации, повысить оперативность оповещения руководящего состава органов управления и сил областной подсистемы РСЧС и информирования населения.

9. Продолжать работу по созданию чрезвычайных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально технических средств для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

I. Оперативная подготовка

Оперативную подготовку проводить в соответствии с Планами основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1997 год и настоящими указаниями.

Основные усилия сосредоточить на качественном планировании и выполнении мероприятий гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом современных требований.

Повысить персональную ответственность руководящего состава всех уровней за своевременное выполнение мероприятий оперативной подготовки. В ходе их проведения добиваться от руководящего состава умения принимать грамотные решения по защите населения в чрезвычайных ситуациях.

Командно-штабные учения ГО городов, отнесенных к группам по ГО, сельских районов проводить по комплексной тематике, позволяющей отрабатывать вопросы мирного и военного времени.

Командно-штабные, штабные и специальные учения, а также комплексные проверки состояния ГО не планировать, если их проводит старший начальник.

Учения во всех звеньях ГО проводить с обязательным привлечением оперативных групп комиссий по чрезвычайным ситуациям, служб ГО и эвакоорганов с целью слаживания органов управления и подготовки их к решению задач по управлению силами ГО и их всестороннему обеспечению. Учения проводить только после соответствующей подготовки органов управления в ходе штабных тренировок.

Специальные учения проводить со службами ГО и функциональными звеньями областной подсистемы РСЧС под руководством соответствующих начальников территориальных штабов по делам ГО и ЧС.

Штабные тренировки (совместные и раздельные) в штабах по делам ГО и ЧС, службах ГО планировать и проводить с целью отработки обучаемыми своих функциональных обязанностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, разработки необходимых документов, повышения практических навыков сотрудников в управлении мероприятиями ГО.

Тематику учений, штабных тренировок, сборов определять руководителям, проводящим эти мероприятия, основной упор делать на отработку мероприятий ГО в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

В целях повышения готовности оперативных групп комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней к практическим действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций планировать и проводить с ОГ:

- ежемесячно тренировки по сбору, обмену информацией и выходу на радиосвязь;

- ежеквартально тренировки по выходу в условный район чрезвычайной ситуации и организации связи с ними.

II. Подготовка населения области

Основной задачей всех звеньев областной подсистемы РСЧС определить совершенствование и дальнейшее развитие государственной подготовки населения и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.

Подготовку населения области организовать по соответствующим возрастным и специальным группам и проводить на предприятиях, в учреждениях (в том числе образовательных) и организациях, независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства.

При подготовке всех категорий обучаемых основными направлениями на 1997 учебный год считать:

- обучение населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;

- обучение руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;

- выработка у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Псковскую подсистему РСЧС;

- практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.

На предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, сохранять ранее созданную систему подготовки всех групп населения к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1. Подготовку и повышение квалификации органов управления, входящих в областную подсистему РСЧС, руководящего состава, командно - начальствующего состава территориальных невоенизированных формирований общего назначения проводить на базе учебно методического центра по ГО и ЧС области, а руководителей (инструкторов) занятий по ГО, командно-начальствующего состава невоенизированных формирований - на курсах гражданской обороны городов Пскова и Великие Луки, а также в отраслевых учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров и непосредственно на объектах экономики.

2. Текущую подготовку руководящего состава объектов, предприятий и учреждений организовать начальникам ГО по месту работы из расчета 15 часов на учебный год.

3. Подготовку работников предприятий, учреждений и организаций в составе невоенизированных формирований осуществлять непосредственно по месту работы, под руководством соответствующих начальников ГО объектов, по Программе специальной подготовки невоенизированных формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года, в объеме 15 часов.

При этом общую тематику (10 часов) отрабатывать всеми формированиями, специальную тематику (5 часов) отрабатывать с учетом их предназначения, в соответствии с приложением N 2.

При обучении личного состава невоенизированных формирований особое внимание обращать на выработку практических действий при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также в очагах поражения.

Начальникам ГО разрешается вносить уточнения и дополнения (в тематику и количество часов) с учетом специфики решаемых задач, без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.

Все занятия проводить в основном практически в обстановке максимально приближенной к той, которая может сложиться в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы и применения современных средств поражения. При отработке нормативов руководствоваться Сборником нормативов по специальной подготовке личного состава невоенизированных формирований ГО.

При проведении практических занятий постоянно отрабатывать вопросы морально - психологической подготовки личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях.

4. Обучение рабочих, служащих и работников сельского хозяйства, не входящих в невоенизированные формирования, проводить без отрыва от производственной деятельности на плановых занятиях по новой программе, согласно приложения N 3 (в объеме 12 часов), с последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении нормативов в ходе практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.

Для проведения занятий на объектах экономики, учреждениях, организациях, учебных заведениях, независимо от их организационно правовой формы, создавать учебные группы (не более 30 чел.) в цехах, на участках, в отделениях, бригадах и других структурных подразделениях.

К проведению занятий привлекать руководящий состав и инженерно - технических работников предприятий, учреждений и организаций, руководителей цехов, участков, членов комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.

С руководителями занятий (учебных групп), назначенными приказами начальников ГО объектов, провести одно - двухдневные сборы на выездных занятиях курсов гражданской обороны городов Пскова и Великие Луки, в ходе которых отработать методику проведения занятий и тренировок по тематике предстоящего года обучения.

5. Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять по программе, в соответствии с приложением N 3.

При этом подготовку осуществлять путем проведения лекций, бесед, просмотров учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, прослушивания радиопередач, просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Для этой цели использовать консультационные пункты при жилищно - эксплуатационных органах, деятельность которых организуется штабами по делам ГО и ЧС городов и районов, учебно - методическим центром по ГО и ЧС области, курсами гражданской обороны городов Пскова и Великие Луки на договорной основе, технические кабинеты, комнаты здоровья, другие пригодные помещения, а также учебно материальную базу курсов ГО и объектов экономики: учебные классы и городки, автоклубы, учебные пункты, оборудованные защитные сооружения гражданской обороны.

Штабам по делам ГО и ЧС городов и районов оказывать постоянную помощь руководителям жилищно - эксплуатационных органов в улучшении и активизации работы консультационных пунктов.

Основное внимание при обучении этой категории населения обращать на его моральную и психологическую подготовку к умелым и решительным действиям в экстремальных ситуациях, выработку точного представления о чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания, возможные реальные масштабы и последствия от них, чувство высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.

Повысить роль комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней в организации обучения неработающего населения, особенно проживающего в фонде жилищно - строительных кооперативов, в индивидуальном жилом фонде и сельской местности.

Ответственность за организацию обучения населения возлагается на начальников гражданской обороны органов местного самоуправления и штабы по делам ГО и ЧС городов и районов.

Практиковать совместно с жилищно - эксплуатационными органами проведение тренировок с населением, на которых отрабатывать сбор по предупредительному сигналу "Внимание всем", а также порядок действий при чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»